Главная / ИЗО, МХК / рабочая программа по ИЗО 6 класс

рабочая программа по ИЗО 6 класс

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.


  1. Пояснительная записка 2

  2. Содержание учебного предмета 5

  3. Учебно-тематический план 6

  4. Планируемые образовательные результаты обучающихся 10

  5. Контроль и оценка образовательных результатов 12

  6. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 14

  7. Материально-техническое обеспечение образовательного

процесса 14

8.Лист внесения изменений 15
































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 6-го класса создана на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Бобковская СОШ», примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы для обучающихся 6 класса общеобразовательных учреждений с краткими методическими рекомендациями «Изобразительное искусство и художественный труд,1-9 классы» под редакцией Б.М.Неменского -М.: Просвещение, 2008, которая соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089).

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами МБОУ «Бобковская СОШ»:

-календарным учебным графиком на 2014-2015 учебный год;

-учебным планом 2014-2015 учебного года;

- Положением о рабочей программе педагога МБОУ «Бобковская СОШ».

Программа шестого класса посвящена собственно изобразительному искусству. Учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества.

Изобразительное искусство раскрывается в процессе обучения как особый язык. Изображение, обладая наглядностью, не может быть идентично предмету изображения, оно его представляет, обозначает, является его знаком, вернее системой знаков, т.е. языком. Все элементы и средства, которые (как и у любого языка) служат для передачи значимых смыслов, способом выражения содержания.

Художественное изображение не только показывает, но активно характеризует окружающий нас мир, это реальность, пережитая художником, прошедшая его отбор и оценку и специально организованная так, чтобы передать его чувства и мысли зрителю. Художник, изображения видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, чтобы зритель при сформированных зрительских умениях мог не просто понять, но и непосредственно почувствовать и пережить изображенную реальность. В этом заключен механизм передачи от человека к человеку, от поколения к поколению опыта чувств и опыта видения мира.

При изучении языка изобразительного искусства мы неизбежно сталкиваемся с его изменчивостью. Он меняется в зависимости от задач, которые ставит перед собой художник и его время, его окружение, его народ. Изменчивость языка искусств, т.е. правил изображения, - часть общего процесса развития человеческой культуры. Эти изменения естественны и необходимы, они определяются изменениями, которые происходят в жизни общества. Правила изображения не были установлены когда-либо и кем-либо раз и навсегда и не были результатом прямолинейного развития: правила рождались как средства выражения определённого содержания, определенной системы ценностей, как выражения духовной жизни общества. Искусство современного мира особенно сложно потому, что оно включает в себя одновременно множество языков современной культуры и ориентироваться в его многоголосии без понимания исторических культурных контекстов невозможно.

Восприятие произведений искусства происходит на многих уровнях. Этому необходимо учиться, причем обязательно и через собственное практическое художественное творчество. Восприятие произведения не может быть задано: это индивидуальная творческая деятельность, труд души, доступный для человека, обладающего определённой культурой, определённым развитием личных качеств и характером мышления. И тогда этот труд строит самого человека, развивает его самосознание, его взаимоотношения с другими людьми.

В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства. Большое значение придаётся освоению начальных основ грамоты изображения.

Цель и задачи обучения:

Приоритетной целью художественного образования является духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.

Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, в связи с тем, что в 2014-2015 учебном году учебным планом школы предусмотрено 35 рабочих недель, запланировано 35часов.

Для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного предмета используется УМК под редакцией Б.М.Неменского.

Основные виды деятельности учащихся по предмету:

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:

- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроке;

- изучение художественного наследия;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Формы и методы работы:

Формой проведения занятий по программе является урок, темы и задания уроков предполагают создание игровых ситуаций, а также организация уроков-диспутов, уроков-путешествий, уроков-праздников и т.д.

Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

-сотворчество учителя и ученика;

-диалогичность;

-четкость поставленных задач и вариативность их решения;

-освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск

личностно значимых смыслов.





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изобразительное искусство в жизни человека

1.Виды изобразительного искусства и основы образного языка- 8 часов

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Рисунок – основа изобразительного творчества

Линия и ее выразительные возможности

Пятно - как средство выражения. Композиция как ритм пятен

Цвет. Основы цветоведения

Цвет в произведениях живописи

Объёмные изображения в скульптуре

Основы языка изображения

2.Мир наших вещей. Натюрморт– 8 часов

Реальность и фантазия в творчестве художника

«Изображение предметного мира – натюрморт

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике

Цвет в натюрморте

Выразительные возможности натюрморта

3.Вглядываясь в человека. Портрет -11 часов

Образ человека – главная тема искусства

Образ человека – главная тема искусства

Изображение головы человека в пространстве

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

Портрет в скульптуре

Портрет в скульптуре

Сатирические образы человека

Образные возможности освещения в портрете

Портрет в живописи

Портрет в живописи

Роль цвета в портрете

Великие портретисты

4.Человек и пространство в изобразительном искусстве - 8 часов

Жанры в изобразительном искусстве

Изображение пространства

Правила линейной и воздушной перспективы

Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства

Пейзаж – настроение. Природа и художник

Городской пейзаж

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


урока

Тема урока

Элементы содержания

Планируемые результаты изучения раздела обучающимися

Примечания


«Виды изобразительного искусства и основы образного языка »( 8 ч)



Знать и понимать

-о месте и значении изобразительных искусств в культуре, жизни общества и жизни человека

Уметь

-пользоваться красками, несколькими графическими материалами

-Использовать полученные знания для творческих работ



1

«Изобразительное искусство в семье пластических

искусств. »


Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства.

презентация

2

«Рисунок – основа изобразительного творчества»


Рисунок – основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка


3

«Линия и ее выразительные возможности»

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Ритм линий.


4

«Пятно - как средство выражения. Композиция как ритм пятен»


Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.


5

«Цвет. Основы цветоведения»


Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг

Презентация


6

«Цвет в произведениях живописи»


Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения


7

«Объёмные изображения в скульптуре»

Выразительные возможности объемного изображения. Художественные материалы в скульптуре.


8

«Основы языка изображения»

Обобщение материала темы



« Мир наших вещей. Натюрморт»( 8 ч)



Знать и понимать

-основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития натюрморта в мировом и отечественном искусстве

Уметь

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения

Использовать полученные знания :

-для самостоятельной творческой деятельности

-обогащения опыта восприятия произведений ИЗО


9

«Реальность и фантазия в творчестве художника»

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Беседа


10

«Изображение предметного мира – натюрморт»

Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Презентация

11

«Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.»

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы.


12

«Изображение объема на плоскости и линейная перспектива»

Плоскость и объем. Перспектива. Понятие ракурса.


13

«Освещение. Свет и тень.»

Освещение как средство выявления объема предмета. Понятия «свет», «блик», «полутень»,»рефлекс»


14

«Натюрморт в графике»

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте.


15

«Цвет в натюрморте»

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Цветовая организация в натюрморте


16

«Выразительные возможности натюрморта» (обобщение темы)


Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве



«Вглядываясь в человека. Портрет»

( 11 ч)



Знать и понимать

-особенности творчества и значение в художественной культуре великих русских мастеров портрета

-о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа

-знать общие правила построения головы человека

Уметь

-видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций при изображении с натуры,

характер освещения, цветовые отношения

Использовать при выполнении творческих работ


17

«Образ человека – главная тема искусства»

Изображение человека в искусстве разных эпох. Портрет


18

«Конструкции головы человека и её пропорции.»

Закономерности в конструкции головы человека


19

«Изображение головы человека в пространстве»

Повороты и ракурсы головы. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.


20

«Графический портретный рисунок и выразительность образа человека»

Образ человека в графическом портрете


21

«Портрет в скульптуре»


Человек –основной предмет изображения в скульптуре


22

«Сатирические образы человека»

Правда жизни и язык искусства. Карикатура. Дружеский шарж.

Презентация

23

«Образные возможности освещения в портрете»

Изменение образа человека при различном освещении.


24

«Портрет в живописи.»


Роль и место живописного портрета в истории искусства.


25

«Портрет в живописи.»


Роль рук в раскрытии образа портретируемого


26

«Роль цвета в портрете»


Цветовое решение образа в портрете.


27

«Великие портретисты» (Обобщение темы)

Личность художника и его эпоха.

Презентация



«Человек и пространство в изобразительном искусстве»( 8 ч)




Знать и понимать

-ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах пейзажа

-особенности творчества и значение в художественной культуре великих русских художников -пейзажистов

Уметь

-создавать творческие композиционные работы в разных материалах, по представлению и по памяти

-пользоваться начальными правилами воздушной и линейной перспективы

Использовать при выполнении творческих работ



28


«Жанры в изобразительном искусстве»

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве

Презентация

29

«Изображение пространства.»

Вид перспективы как средство выражения .


30

«Правила линейной и воздушной перспективы»

Перспектива- учение о способах передачи пространства


31

«Пейзаж -большой мир. Организация изображаемого пространства»

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве.

Презентация

32

«Пейзаж – настроение. Природа и художник»

Пейзаж – настроение как отклик на переживания художника


33

«Городской пейзаж»

Разные образы города в истории искусства.


34

«Выразительные возможности изобразительного искусства. »

Значение изобразительного искусства в жизни людей


35

«Язык и смысл»

Средства выразительности, основы образно-выразительного языка











ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся должны знать и понимать:

- о месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека;

- о существование изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

-о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;

-основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление о

этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

-ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировой и отечественном искусстве;

-особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников- пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

-основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

-о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

-пользоваться красками (гуашь и акварель), графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

-видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными

правилами линейной и воздушной перспективы;

-видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

-активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные

метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусств

Использовать полученные знания

-для выполнения самостоятельных творческих работ,

-обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства.









































КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.

Способы и формы оценивания

-Имеются в наличии художественные материалы, в полном объеме выполнялась объемная поисково-исследовательская деятельность в форме д/з, рефератов и др., активно велась самостоятельно-творческая художественная деятельность

-Проявляет эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, доминирует внутренняя мотивация, которая доставляет удовольствие от работы

-Наличие волевых качеств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов, наличие упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения, его интерпретация

-Постоянная потребность к творчеству, интерес, выраженный в систематических выполнениях домашних и иных творческих работ

-Переданы чувства формы и фактуры. Образное решение сюжета с применением цветовых колористических сочетаний цветов, решено эмоционально-цветовое исполнение замысла

-Соответствие выбранной художественной техники темы замысла, разнообразие выразительных средств

-Присутствие оригинальности и индивидуальности в работе, выраженное через нешаблонное решение сюжета, доминирование своей точки зрения на решение заданной темы

-Адекватно развитая самооценка учащимся своей познавательно-созидательной деятельности (учащийся объективно оценивает свои успехи на уроке и обоснованно дает им характеристику)



Оценка "5" ставится, если:

  -обучающийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

  -правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

  -верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

-  умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

-  обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

-  гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

-  умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

Оценка "3"

-  обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;

-  допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

 -обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;

-  не справляется с поставленной целью урока;













УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.Изобразительное искусство и художественный труд. Программа с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы. Под редакцией Б.М.Неменского, М.:Просвещение, 2008

2.Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1) Компьютер.

2) Интерактивная доска

3) Демонстрационные материалы

Информационно-коммуникативные средства:

1.Тематические презентации

2.Интернет- ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов



















ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Название раздела, темы

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Реквизиты документа (дата, приказа)

Подпись внесшего изменения

































































































16


рабочая программа по ИЗО 6 класс
  • ИЗО, МХК
Описание:

Рабочая  программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 6-го класса создана на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Бобковская СОШ», примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы для обучающихся 6 класса общеобразовательных учреждений с краткими методическими рекомендациями «Изобразительное искусство и художественный труд,1-9 классы» под редакцией Б.М.Неменского -М.: Просвещение, 2008,  которая соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089).

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами МБОУ «Бобковская СОШ»:

-календарным учебным графиком на 2014-2015 учебный год;

-учебным планом 2014-2015 учебного года;

- Положением о рабочей программе педагога МБОУ «Бобковская СОШ».

 

    Программа шестого класса посвящена собственно изобразительному искусству. Учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества. 

Автор Лобач Елена Васильевна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 1486
Номер материала 10953
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓