Главная / ИЗО, МХК / рабочая программа по ИЗО 5 класс

рабочая программа по ИЗО 5 класс

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.


  1. Пояснительная записка 2

  2. Содержание учебного предмета 4

  3. Учебно-тематический план 6

  4. Планируемые образовательные результаты обучающихся 11

  5. Контроль и оценка образовательных результатов 12

  6. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 14

  7. Материально-техническое обеспечение образовательного 14

процесса

  1. Лист внесения изменений 15


































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5-го класса создана на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Бобковская СОШ», примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы для обучающихся 5 класса общеобразовательных учреждений с краткими методическими рекомендациями «Изобразительное искусство и художественный труд,1-9 классы» под редакцией Б.М.Неменского -М.: Просвещение, 2008, которая соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089).

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами МБОУ «Бобковская СОШ»:

-календарным учебным графиком на 2014-2015 учебный год;

-учебным планом 2014-2015 учебного года;

- Положением о рабочей программе педагога МБОУ «Бобковская СОШ».

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

5 класс или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Цель и задачи изучения:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости учащихся на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:

- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.

- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.

- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;

- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, в связи с тем, что в 2014-2015 учебном году учебным планом школы предусмотрено 35 рабочих недель, запланировано 35 часов.

Для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного предмета используется УМК под редакцией Б.М.Неменского.

Основные виды деятельности учащихся

Художественная деятельность школьников на уроках носит разнообразные формы выражения: декоративная работа с различными материалами, объемно-пространственное моделирование, изучение наследия различных народностей, прослушивание музыкальных и литературных произведений.

Формы и методы работы

Формой проведения занятий по программе является урок. Темы и задания уроков также предполагают организацию уроков -экскурсий, уроков-путешествий, уроков – праздников.



















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

1.«Древние корни народного искусства»-8ч.

Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусства –условно-символический. Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображающего конкретную реальность.

Древние образы в народном искусстве.

Декор русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

2.«Связь времен в народном искусстве»-8ч.

Народное искусство сейчас живет не в крестьянском быту, а в иной среде-городской и совершенно иной жизнью. Задача –дать учащимся понимание этих форм бытования народных, крестьянских традиций в современной жизни, а также дать представление об общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслах.

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

Искусство Городца.. Истоки и современное развитие промысла

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).

3.«Декор-человек, общество, время»- 11 ч.

Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Осознание роли искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни предметов декоративного искусства.

Зачем людям украшения.

Декор и положение человека в обществе.

Одежда говорит о человеке.

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

4.«Декоративное искусство в современном мире»- 8ч

Знакомство с современным выставочным декоративно –прикладным искусством и создание коллективной работы в материале для украшения школы. Работа может быть сделана в любом материале и может осуществляться силами одного класса. Учитель выступает здесь в роли режиссера и главного художника.

Современное выставочное искусство.

Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале.






















УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


урока

Тема урока




Элементы содержания

Планируемые результаты изучения раздела обучающимися

Примечания


«Древние корни народного искусства» (8 ч)


знать и понимать:

-значение древних корней народного искусства;

-связь времён в народном искусстве;

должны уметь:

-отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

использовать полученные знания :

-для самостоятельной творческой деятельности

-обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;



1.

«Древние образы в народном искусстве»

Традиционные образы народного (крестьянского прикладного искусства –солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни.



2

«Декор русской избы»

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище.

Презентация

«Декор русской избы»

3

«Внутренний мир русской избы»

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок-небо, пол-земля, подпол-подземный мир, окна- очи ит.д.)


4

«Конструкция, декор предметов народного быта и труда».

Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда-область конструктивной фантазии, умелого владения материалом.



5

«Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»

Крестьянская вышивка-хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности.


6

«Народный праздничный костюм»


Народный праздничный костюм- целостный художественный образ. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма.

Презентация

«Народный праздничный костюм»

7

«Народный праздничный костюм»


Форма и декор женских головных уборов



8

«Народные праздничные обряды»(обобщение темы)

Календарные народные праздники-способ участия человека , связанного с землей, в событиях природы. Обрядовые действия народного праздника.



«Связь времён в народном искусстве» ( 8 ч)


знать и понимать:

-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлома)

должны уметь:

-отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

-создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)

использовать полученные знания :

-для самостоятельной творческой деятельности







9

«Древние образы в современных народных игрушках»

Живучесть древних образов ( конь, птица, баба) в современных народных игрушках, их сказочный реализм.

Презентация «Дымковская игрушка»


10

«Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»

Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью.

Презентация «Гжель»

11

«Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты.


12

«Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла»

Из истории развития городецкой росписи. Единство формы предмета и его декора.

Презентация

«Городецкая роспись»

13

«Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла»

Птица и конь-главные герои городецкой росписи


14

«Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла»

Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций.

Презентация «Жостово»

15

«Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла»

Основные приемы жостовского письма, формирующие букет.


16

«Роль народных художественных промыслов в современной жизни»

(обобщение темы)

Промыслы как искусство художественного сувенира



«Декор, человек, общество, время» (11 ч)


Знать и понимать декоративное искусство разных народов и времен

должны уметь:

-отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

использовать для владения навыками работы в конкретном материале



































-знать и понимать

-тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

Уметь –

создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

-объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале. использовать полученные знания :

-для самостоятельной творческой деятельности







17

«Зачем людям украшения»

Какую роль играет декоративное искусство в организации общества.

Презентация «Зачем людям украшения»


18

«Декор и положение человека в обществе»

Декоративное искусство в Древнем Египте


19

«Декор и положение человека в обществе»

Символика украшений Древнего Египта. Символика цвета в украшениях.


20

«Одежда говорит о человеке»

Декоративное искусство Древнего Китая


21

«Одежда говорит о человеке»

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы эпохи барокко. Создание коллективного панно


22

«Одежда говорит о человеке»

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы эпохи барокко.


23

«О чём рассказывают гербы и эмблемы»

Декоративность, орнаментальность , изобразительная условность искусства геральдики.

Презентация «Гербы»

24

«О чём рассказывают гербы и эмблемы»

Символы и эмблемы в современном обществе.


25

«О чём рассказывают гербы и эмблемы»

Создание собственного герба


26

«Роль декоративного искусства в жизни человека и общест

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества


27

«Роль декоративного искусства в жизни человека и общества» (обобщение темы)

Декоративно-прикладное искусство разных времен.



«Декоративное искусство в современном мире» (8 ч)




28

«Современное выставочное искусство»

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного творчества.



29

«Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства»

Технология работы с выбранным материалом.

мозаика

30

«Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства»

Плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше и др.

коллаж

31

«Создание декоративной работы в материале»

Создание декоративной работы в материале

витраж

32

«Создание декоративной работы в материале»

Создание декоративной работы в материале

панно

33

«Создание декоративной работы в материале»

Создание декоративной работы в материале


34

«Создание декоративной работы в материале»

Создание декоративной работы в материале


35

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (обобщение темы)

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека




































ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся должны знать и понимать:

-истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

-особенности уникального крестьянского искусства( традиционность , связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов- варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов)

-семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки)

- несколько народных художественных промыслов России.-

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов –Майдан, Жостово, а также местные промыслы,

-различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века)

-различать по материалу и технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье , гобелен, батик и др.)

-выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

-пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения

-уметь передавать единство формы и декора



Учащиеся должны использовать полученные знания :

-для самостоятельной творческой деятельности

-обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;

-оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев ИЗО, народного творчества и др.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.

Способы и формы оценивания

-Имеются в наличии художественные материалы, в полном объеме выполнялась объемная поисково-исследовательская деятельность в форме д/з, рефератов и др., активно велась самостоятельно-творческая художественная деятельность

-Проявляет эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, доминирует внутренняя мотивация, которая доставляет удовольствие от работы

-Наличие волевых качеств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов, наличие упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения, его интерпретация

-Постоянная потребность к творчеству, интерес, выраженный в систематических выполнениях домашних и иных творческих работ

-Переданы чувства формы и фактуры. Образное решение сюжета с применением цветовых колористических сочетаний цветов, решено эмоционально-цветовое исполнение замысла

-Соответствие выбранной художественной техники темы замысла, разнообразие выразительных средств

-Присутствие оригинальности и индивидуальности в работе, выраженное через нешаблонное решение сюжета, доминирование своей точки зрения на решение заданной темы

-Адекватно развитая самооценка учащимся своей познавательно-созидательной деятельности (учащийся объективно оценивает свои успехи на уроке и обоснованно дает им характеристику)



Оценка "5" ставится, если:

  -обучающийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

  -правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

  -верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

-  умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

-  обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

-  гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

-  умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

Оценка "3"

-  обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;

-  допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

 -обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;

-  не справляется с поставленной целью урока;













УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.Изобразительное искусство и художественный труд. Программа с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы Под редакцией Б.М.Неменского-М.:Просвещение, 2008


2.Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение,.

3.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского – Волгоград: Учитель, 2010г.;

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1) Компьютер.

2) Интерактивная доска

3) Демонстрационные материалы

Информационно-коммуникативные средства:

1.Тематические презентации

2.Интернет- ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.





















ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Название раздела, темы

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Реквизиты документа (дата, приказа)

Подпись внесшего изменения


















































































16


рабочая программа по ИЗО 5 класс
  • ИЗО, МХК
Описание:

      Рабочая  программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5-го класса создана на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Бобковская СОШ», примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы для обучающихся 5 класса общеобразовательных учреждений с краткими методическими рекомендациями «Изобразительное искусство и художественный труд,1-9 классы» под редакцией Б.М.Неменского -М.: Просвещение, 2008,  которая соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089).

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами МБОУ «Бобковская СОШ»:

-календарным учебным графиком на 2014-2015 учебный год;

-учебным планом 2014-2015 учебного года;

- Положением о рабочей программе педагога МБОУ «Бобковская СОШ».

 

     Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Автор Лобач Елена Васильевна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 1032
Номер материала 10950
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓