Главная / Начальные классы / рабочая программа по изо (4 класс)

рабочая программа по изо (4 класс)

О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская

I. Пояснительная записка


Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Примерной основной образовательной программы начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373) и Концепцией ОС «Школа 2100», авторской программы Куревиной О.А., Ковалевской Е.Д. «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир»). (Образовательная система «Школа 2100» Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Начальная школа. Дошкольное образование. / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. - М.:Баласс, 2011./, требованиями ООП НОО МОУ СОШ № 9 им. П.А. Столыпина и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  • Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 4 класс. – М.: Баласс, Издательство Школьный дом, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»).

  • Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство «Разноцветный мир». – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»).

Целью курса является формирование образного мышления и творческого потенциала детей, развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру, воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

Задачи курса:

- расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы учебника, посвящены знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);

- Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);

- Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

- Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);

- Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);

- Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);



Общая характеристика учебного предмета.


Курс «Изобразительное искусство» является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для практического решения учебных задач прикладного характера, формированием первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся.

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.

Особенности курса:

1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.

Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.

2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.

Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом, школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.

В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.

3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное.

Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников«Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.

4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.

Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.

5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.

Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра– направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма– одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Описание места учебного предмета в учебном плане


Согласно перспективному учебному плану ООП НОО МОУ СОШ № 9 на период 2011-2015 уч. г. всего на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе выделяется 128часов, из них в 1-м классе – 33 часа (1 ч. в неделю, 33 учебные недели); по 34часа во 2-х, 3-х и 4-х классах (1 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).


Содержание учебного предмета 4-й класс (34ч)


Занятия 1–2 (2 ч) Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства.

Рождение монументальной живописи. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Что такое фреска. Особенности этой техники. Фрески Джотто, Ф. Грека, А. Рублёва. Что такое мозаика и витраж.

Занятие 3 (1 ч) Русская икона. Помимо икон, предложенных в учебнике, можно рассмотреть и другие иконы разного времени и школ.

Занятие 4 (1 ч) Монументальная скульптура. Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне.

Занятие 5 (1 ч) Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография.

Цели и задачи дизайна. Что должен учитывать дизайнер в своей работе. Виды фотографий. Художественная фотография.

Занятие 6 (1 ч) Изучение осенних пейзажей И. Левитана. Закрепление умения работать акварельными красками: выполнение осеннего пейзажа с натуры или по воображению.

Занятие 7 (1 ч) Как передать объём предмета, работая цветными карандашами.

Занятия 8–9 (2 ч) Углубление понятий о светотени как о способе передачи объёма и формы предмета на плоскости. Совершенствование техники штриховки: выполнение заданий в рабочей тетради. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета. Выполнение заданий в учебнике.

Занятия 10–11 (2 ч) Составление композиции на заданную тему с использованием опорной схемы. Выполнение собственной композиции «Летние зарисовки».

Занятия 12–13 (2 ч) Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации. Нарисовать животное (по выбору ученика).

Занятие 14 (1 ч) Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техник отмывки и гризайли.

Занятия 15–16 (2 ч) Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна.

Занятие 17 (2 ч). Народные промыслы. Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву.

Занятия 18–19 (2 ч) Что такое линейная перспектива. Значение точки схода и положения линии горизонта. Получение представления о воздушной перспективе.

Занятия 20–21 (2 ч) Эти занятия проводятся перед Днём Победы. Изучение картин советских художников, посвящённых Великой Отечественной войне. Разработка макета альбома Славы. Коллективная работа. Создание классного альбома Славы.

Занятия 22–25 (4 ч) Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле. Коллективная работа. Создание панно «Быстрее, выше, сильнее». Изучение, как с помощью пропорций создаётся образ сказочного героя. Коллективная работа. Создание панно «Сказочный мир».

Занятие 26 (1 ч) Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о китайском рисунке кистью).

Занятия 27–30 (3–4 ч) Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о русском народном театре). Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».

Занятия 31–32 (2 ч.). Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран.

На оставшихся уроках или факультативно можно выполнить задания, данные в рабочей тетради.

а) открытки или панно к праздникам (стр. 34–35);

б) дизайнерские проекты:

Результаты изучения учебного предмета:


Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса

«Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


4-й класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;

понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник- дизайнер, фотография, градации светотени, рефлекс, падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива, пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;

рассказывать о живописных произведениях с использованием уже изученных понятий.

Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

чувствовать и уметь описать, в чём состоит образный характер различных произведений;

уметь рассказывать о том, какие изобразительные средства используются в различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.

Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Развитие умений:

рисовать цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов;

рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;

разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;

работать в смешанной технике (совмещение различных приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).

Углублять и расширять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;

графика (иллюстрация);

народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).

Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Эрмитаж).

Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:

композиция, рисунок, цвет для живописи;

композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики


Порядок выполнения коллективной работы.


1. Перед началом работы учитель обсуждает с учащимися общий план работы, размеры, цветовое решение и способ изготовления ком- позиции. Принимается решение, какую часть работы будет выполнять каждый ученик.

2. Ребёнок самостоятельно рисует и вырезает одну из деталей общей композиции.

3. Учитель заранее подготавливает фон, чтобы не тратить на это время урока.

4. На уроке ученики раскладывают детали на листе и под руководством учителя ищут удачную композицию. Когда композиция найдена, все её фрагменты приклеиваются к листу.

5. Готовая работа обсуждается (вспоминаем первоначальный замысел проекта и решаем, удалось ли его реализовать).


Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Результаты обучения и развития учащихся

К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и ирреального в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания. Образ как часть и целое. Ассоциации словесные, визуальные, музыкальные, литературные. Театр как синтетический вид искусства. По художественно - творческой изобразительной деятельности должны иметь:

представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения.

Должны знать:

компоненты композиции и их возможности в создании художественного образа; различные способы организации ритма в живописи, скульптуре, сценографии; основные вехи жизни и творчества выдающихся художников России и региона.

Должны уметь:

использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень); создавать произведения по словесным и музыкальным ассоциациям; разрабатывать сценические эскизы для театральных постановок;

под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания;

под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать оправданные замыслом материалы и техники.



II. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

Календарные сроки

уроков

Тема урока

Планируемые результаты обучения

Возможные

виды деятельности учащихся/ возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

по плану

факт.




1

Монументальное декоративное искусство. Рождение монументальной живописи. Что такое фреска.

Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств (общее представление), их связь с жизнью. Освоение основ рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства. Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, пятна, объема.

Личностные УУД:

-воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

-развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

- формирование духовных и эстетических потребностей;

-овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

-отработка навыков самостоятельной и групповой работы/





Регулятивные УУД:

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться работать по предложенному учителем плану;

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.






Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-делать предварительный отбор источников информации:

-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);

-преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД:

-уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;

-учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).






Регулятивные УУД:

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться работать по предложенному учителем плану;

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

Фрески Джотто, Феофана Грека, Андрея Рублёва



2

Монументальное декоративное искусство. Что такое мозаика и витраж.

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.

Различия между витражами Средневековья и витражами XX века



3

Русская икона. Звенигородская находка.

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства.

Репродукции икон: сюжеты, цветовая гамма. Особенности работы иконописцев



4

Монументальная скульптура.

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, пятна, объема.

Изучение памятников героям Великой Отечественной войны, эскиз памятника по собственному замыслу



5

Новые виды искусств: дизайн и фотография.


Происхождение дизайна, задачи дизайна, цель работы художников - дизайнеров



6

На пути к мастерству. Родная природа. Поэт пейзажа. Изучаем работу мастера (И. Левитан «Печальная, но дивная пора»).

Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: И. И. Левитан. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе, человеку и обществу. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: акварель.



Творчество И. Левитана, анализ картин И. Левитана об осени



7

Изучаем работу мастера (Д. Митрохин «Яблоки»). Твоя мастерская: использование разных видов штриховки.

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: карандаш.

Особенности пейзажа. Анализ содержания произведений искусства



8

Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень.

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: карандаш.

Упражнение на передачу формы предмета с помощью штриховки. Светотеневой эскиз



9

Твоя мастерская: конструкция предмета.


Передача формы предмета при помощи штриховки



10

Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Работа в технике коллажа. Групповая работа




11

Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Работа в технике коллажа. Групповая работа



12

Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации.

Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек).

Передача в рисунке движения животных



13

Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации.

Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек).

Передача фактуры шерсти животного с помощью красок или цветных карандашей



14

Для любознательных: отмывка. Твоя мастерская: гризайль.

Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств (общее представление), их связь с жизнью.

Виды техники однотонной живописи- отмывка и гризайль



15

Композиции и ее основные законы.

Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.

Законы композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна. Наблюдение законов композиции в натюрмортах других авторов



16

Композиции и ее основные законы.

Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.

Воплощение мысленного образа в материале с опорой на графическое изображение



17

Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву.

Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств (общее представление), их связь с жизнью. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни.

Особенности нижегородской резьбы по дереву



18-19

Линейная перспектива.


Изучить схемы, выполнить задание к схемам, понятия «линейная перспектива», «точка схода»




20

Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров: (А. Дейнеко «Оборона Севастополя», П. Оссовский «Салют Победы», М. Кугач «Дед и внук»). Занятие должно быть приручено к Дню Победы.

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: А. А. Дейнеко

Регулятивные УУД:

-проговаривать последовательность действий на уроке.

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Работы художников, посвящённые Великой Победе



21

Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров: (А. Дейнеко «Оборона Севастополя», П. Оссовский «Салют Победы», М. Кугач «Дед и внук»). Занятие должно быть приручено к Дню Победы.

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: А. А. Дейнеко

Познавательные УУД

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД

-уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

-уметь слушать и понимать высказывания собеседников.


Групповая работа. Стенгазета или «Альбом славы»



22

Фигура человека. Пропорции.

Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек).

Различия пропорции мужской и женской фигуры



23

Фигура человека. Пропорции.

Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек).

Регулятивные УУД

-проговаривать последовательность действий на уроке.

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного.


Подвижная модель фигуры человека



24

Фигура человека. Пропорции.

Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек).

Личностные УУД:

-воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

-развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

Регулятивные УУД:

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться работать по предложенному учителем плану;

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);

-преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД:

-учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Групповая работа. Выполнение панно «Быстрее, выше, сильнее»



25

Фигура человека. Пропорции.

Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек).

Панно «Сказочный мир»



26

Для любознательных: китайский рисунок кистью.


Особенности китайского рисунка



27

Для любознательных:

родная история и искусство – русский народный театр.

Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино

Особенности русского народного театра



28

Кукольный спектакль по сказке «Снежный цветок»

Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино

Монтаж декорации



29

Кукольный спектакль по сказке «Снежный цветок»

Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино

Украшение декорации



30

Кукольный спектакль по сказке «Снежный цветок»

Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино

Просмотр спектакля



31

Учимся видеть:

Эрмитаж.

Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкин. Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.

История основания Эрмитажа



32

Учимся видеть:

Эрмитаж.

Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкин. Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.

Виртуальная экскурсия по Эрмитажу.

Эмоциональное восприятие и оценивание произведений искусств



33

Проект. Открытки или панно к праздникам

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, карандаш, подручные и природные материалы.

Работа в малых группах. Презентация проекта.



34

Дизайнерский проект: настенный календарь.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, карандаш, подручные и природные материалы.

Работа в малых группах.

Презентация проекта.



III. Описание материально-технического обеспечения предмета

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд ( книгопечатная продукция)

Учебный комплект для учащегося:

  • Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник 4 кл.– М.: Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»)

  • Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 4-го класса «Разноцветный мир». – М.: Баласс; Школьный дом, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»)

Методические пособия для учителя:

  • Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник 4 кл. – М.: Баласс, 2011. (Образовательная система «Школа 2100»)

К




Д

Библиотечный фонд комплектуется на основе Федерального перечня учебников, рекомендованных( допущенных) Минобрнауки РФ

  • Планируемые результаты начального общего образования/(Л.Л.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетоваидр.); под ред. Г.С. Ковалёвой, о, Б. Логиновой.-3-е изд.-М.: Просвещение,2011

  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)


Технические средства обучения

Аудиторская доска

Д


Экспозиционный экран

Д


Аудиопроигрыватель

Д


Персональный компьютер

Д


ИКТ

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов:

http://school-collection.edu.ru/

8. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (СD)

9. Электронное приложение к газете «Начальная школа» nsc .1september.ru (CD)



Д



Наглядные пособия


1. Репродукции картин художников, фотографии скульптурных памятников

Ф/П


2. Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы)

Ф/П



3. Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

Оборудование класса

Ученические столы одноместные с комплектом стульев

Ф

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Стол учительский

Д



Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

Д

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Д

Д- демонстрационный материал ( не менее одного на класс), К- полный комплект на каждого ученика, Ф- комплект для фронтальной работы, П- комплект для работы в группах.

рабочая программа по изо (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

I. Пояснительная записка

 

         Рабочая программа по изобразительному искусству  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Примерной основной образовательной  программы начального  общего образования к структуре основной образовательной  программы (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373) и Концепцией ОС «Школа 2100», авторской программы  Куревиной О.А., Ковалевской Е.Д. «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир»). (Образовательная система «Школа 2100» Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная  образовательная программа. Начальная школа. Дошкольное образование. / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. - М.:Баласс,  2011./, требованиями ООП НОО МОУ СОШ № 9 им. П.А. Столыпина и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 4 класс. – М.: Баласс, Издательство Школьный дом, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»).

Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство «Разноцветный мир». – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»).

 

Целью курса является формирование образного мышления и творческого потенциала детей, развитие у них  эмоционально-ценностного отношения к миру, воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

Задачи курса: 

- расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы  учебника, посвящены знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);

-  Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу  мастера»);

       -  Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

- Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);

-   Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);

-  Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из  рубрики «Наши проекты»);

 

Общая характеристика учебного предмета.

 

Курс «Изобразительное искусство» является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для практического решения учебных задач прикладного характера, формированием первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся.

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.

Особенности курса:

1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения  первичными навыками художественной и  изобразительной деятельности.

Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для  освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй  произведений и  осмысленно излагать  и  защищать свою точку зрения.

2)  Последовательность, единство и  взаимосвязь теоретических  и практических заданий.

Чрезвычайно важно, чтобы  ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем  самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка  осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом, школьник может научиться делать любое новое дело,   самостоятельно осваивая его.

В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус  и понимание гармонии.

3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное.

Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников«Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому   принципу учебники содержат избыточные знания,  которые учащиеся  могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут  выполнить по  собственному желанию.  В  то  же  время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.

4)  Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.

Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и  в  то  же  время  творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для  оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач  – главный  способ  осмысления мира.

5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.

Многие  итоговые творческие задания  могут  быть   выполнены только при  условии разумно организованной  работы группы учащихся, а  возможно, и  всего  класса. В процессе выполнения  этих работ  каждый  ребёнок учится осознавать важность своей  роли   в выполнении общего  задания, уважать своих  товарищей и продуктивно работать в группе.

 

Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 

При  изучении каждой темы, при  анализе произведений искусства   необходимо постоянно  делать  акцент  на   гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и  человеческой жизни.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде  обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра– направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему,  как  проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем  самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации,  состояния  нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы  выбора человеком своих  мыслей и поступков, но свободы  естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда  по всей  социальной сути  является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма– одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Описание  места учебного предмета в учебном плане

 

Согласно перспективному учебному плану   ООП НОО  МОУ СОШ № 9 на период 2011-2015 уч. г. всего на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе выделяется  128часов, из них в 1-м классе – 33 часа (1 ч. в неделю, 33 учебные недели); по 34часа во 2-х, 3-х и 4-х классах (1 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

 

Содержание учебного предмета 4-й класс (34ч)

 

Занятия 1–2 (2 ч) Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства.

Рождение монументальной живописи. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Что такое фреска. Особенности этой техники. Фрески Джотто, Ф. Грека, А. Рублёва. Что такое мозаика и витраж. 

Занятие 3 (1 ч) Русская икона. Помимо икон, предложенных в учебнике, можно рассмотреть и другие иконы разного времени и школ.  

Занятие 4 (1 ч) Монументальная скульптура. Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне. 

Занятие 5 (1 ч) Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография.

Цели и задачи дизайна. Что должен учитывать дизайнер в своей работе. Виды фотографий. Художественная фотография. 

Занятие 6 (1 ч) Изучение осенних пейзажей И. Левитана. Закрепление умения работать акварельными красками: выполнение осеннего пейзажа с натуры или по воображению.

Занятие 7 (1 ч) Как передать объём предмета, работая цветными карандашами.

Занятия 8–9 (2 ч) Углубление понятий о светотени как о способе передачи объёма и формы предмета на плоскости. Совершенствование техники штриховки: выполнение заданий в рабочей тетради. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета. Выполнение заданий в учебнике.

Занятия 10–11 (2 ч) Составление композиции на заданную тему с использованием опорной схемы. Выполнение собственной композиции «Летние зарисовки». 

Занятия 12–13 (2 ч) Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации. Нарисовать животное (по выбору ученика).

Занятие 14 (1 ч) Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техник отмывки и гризайли. 

Занятия 15–16 (2 ч) Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна. 

Занятие 17 (2 ч). Народные промыслы. Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву. 

Занятия 18–19 (2 ч) Что такое линейная перспектива. Значение точки схода и положения линии горизонта. Получение представления о воздушной перспективе.

Занятия 20–21 (2 ч) Эти занятия проводятся перед Днём Победы. Изучение картин советских художников, посвящённых Великой Отечественной войне. Разработка макета альбома Славы.  Коллективная работа. Создание классного альбома Славы.

Занятия 22–25 (4 ч) Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле. Коллективная работа. Создание панно «Быстрее, выше, сильнее». Изучение, как с помощью пропорций создаётся образ сказочного героя. Коллективная работа. Создание панно «Сказочный мир».

Занятие 26 (1 ч) Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о китайском рисунке кистью). 

Занятия 27–30 (3–4 ч) Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о русском народном театре).  Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».

Занятия 31–32 (2 ч.). Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран.

На оставшихся уроках или факультативно можно выполнить задания, данные в рабочей тетради.

а) открытки или панно к праздникам (стр. 34–35);

б) дизайнерские проекты:

Результаты изучения учебного предмета:

 

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так  и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли  изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных  видов  изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в)  ознакомление учащихся с  терминологией и  классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ  (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации  и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными  и  коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой,  историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная  деятельность  неразрывно связана с эстетическим видением действительности,   на  занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это  довольно широкий  спектр понятий,  усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме  этого,  метапредметными  результатами  изучения  курса

«Изобразительное искусство» является  формирование перечисленных  ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно  выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор  источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.

•  Перерабатывать полученную информацию: делать  выводы в результате совместной работы всего класса.

•  Сравнивать и  группировать  произведения  изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь  пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме  (на уровне одного предложения или  небольшого текста).

• Уметь  слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь  выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу  в группе;

б) учиться распределять работу  между участниками проекта;

в) понимать общую  задачу проекта и точно  выполнять свою часть работы;

г) уметь  выполнять различные роли  в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

4-й класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

• иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;

• понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник- дизайнер, фотография, градации светотени, рефлекс, падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива, пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;

• рассказывать о живописных произведениях с использованием уже изученных понятий.

 Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

• чувствовать и уметь описать, в чём состоит образный характер различных произведений;

• уметь рассказывать о том, какие изобразительные средства используются в различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.

 Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Развитие умений:

• рисовать цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов;

• рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;

• разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;

• работать в смешанной технике (совмещение различных приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).

 Углублять и расширять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

• живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;

• графика (иллюстрация);

• народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).

 Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Эрмитаж).

 Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:

• композиция, рисунок, цвет для живописи;

• композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики

 

Порядок  выполнения коллективной работы.

 

1.  Перед  началом работы учитель обсуждает с учащимися общий план работы, размеры, цветовое решение и способ изготовления ком- позиции. Принимается решение, какую часть  работы будет  выполнять каждый ученик.

2.  Ребёнок  самостоятельно рисует и  вырезает одну   из  деталей общей  композиции.

3.  Учитель заранее подготавливает фон,  чтобы  не тратить на  это время урока.

4. На уроке ученики раскладывают детали на листе и под руководством учителя ищут удачную композицию. Когда композиция найдена,  все её фрагменты приклеиваются к листу.

5. Готовая работа обсуждается (вспоминаем первоначальный замысел проекта и решаем, удалось ли его реализовать).

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Результаты обучения и развития учащихся

К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических понятиях:                                                                                                                     соотношение реального и ирреального в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания. Образ как часть и целое. Ассоциации словесные, визуальные, музыкальные, литературные. Театр как синтетический вид искусства. По художественно - творческой изобразительной деятельности должны иметь:

– представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения.

Должны знать:

– компоненты композиции и их возможности в создании художественного образа; различные способы организации ритма в живописи, скульптуре, сценографии; основные вехи жизни и творчества выдающихся художников России и региона.

Должны уметь:

– использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень); создавать произведения по словесным и музыкальным ассоциациям; разрабатывать сценические эскизы для театральных постановок;

– под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания;

– под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать оправданные замыслом материалы и техники.

 

 

II. Тематическое планирование и основные  виды деятельности учащихся

 

Календарные сроки№ уроковТема урокаПланируемые результаты обученияВозможные

виды деятельности учащихся/ возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся   

 Освоение предметных знанийУниверсальные учебные действия   

по плануфакт.   

1Монументальное декоративное искусство. Рождение монументальной  живописи. Что такое фреска.Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств (общее представление), их связь с жизнью. Освоение основ рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства. Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, пятна, объема.Личностные УУД:

-воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так  и других людей;

-развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

- формирование духовных и эстетических потребностей;

-овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

-отработка навыков самостоятельной и групповой работы/

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться работать по предложенному учителем плану;

-учиться отличать верно  выполненное задание от неверного;

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя;

-делать предварительный отбор  источников информации:

-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

-добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке;

-перерабатывать полученную информацию: делать  выводы в результате совместной работы всего класса;

-сравнивать и  группировать  произведения  изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);

-преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД:

-уметь  слушать и понимать высказывания собеседников;

-совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;

-учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу  в группе;

б) учиться распределять работу  между участниками проекта;

в) понимать общую  задачу проекта и точно  выполнять свою часть работы;

г) уметь  выполнять различные роли  в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться работать по предложенному учителем плану;

-учиться отличать верно  выполненное задание от неверного;

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на урокеФрески Джотто, Феофана Грека, Андрея Рублёва   

2Монументальное декоративное искусство. Что такое мозаика и витраж.Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.Различия между витражами Средневековья и витражами XX века   

3Русская икона. Звенигородская находка.Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства.Репродукции икон: сюжеты, цветовая гамма. Особенности работы иконописцев   

4Монументальная скульптура.Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, пятна, объема.Изучение памятников героям Великой Отечественной войны, эскиз памятника по собственному замыслу   

5Новые виды искусств: дизайн и фотография.Происхождение дизайна, задачи дизайна, цель работы художников - дизайнеров   

6На пути к мастерству. Родная природа. Поэт пейзажа. Изучаем работу мастера (И. Левитан «Печальная, но дивная пора»).Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: И. И. Левитан. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе, человеку и обществу. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной  деятельности различных художественных техник и материалов: акварель.

Творчество И. Левитана, анализ картин И. Левитана об осени   

7Изучаем работу мастера (Д. Митрохин «Яблоки»). Твоя мастерская: использование разных видов штриховки.Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема. Использование в индивидуальной и коллективной  деятельности различных художественных техник и материалов: карандаш.Особенности пейзажа. Анализ содержания произведений искусства   

8Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень.Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема. Использование в индивидуальной и коллективной  деятельности различных художественных техник и материалов: карандаш.Упражнение на передачу формы предмета с помощью штриховки. Светотеневой эскиз   

9Твоя мастерская: конструкция предмета.Передача формы предмета при помощи штриховки   

10Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ.Выбор и применение выразительных  средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном  изделии.Работа в технике коллажа. Групповая работа   

 

11Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ.Выбор и применение выразительных  средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном  изделии.Работа в технике коллажа. Групповая работа   

12Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации.Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек).Передача в рисунке движения животных   

13Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации.Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек).Передача фактуры шерсти животного с помощью красок или цветных карандашей   

14Для любознательных: отмывка. Твоя мастерская: гризайль.Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств (общее представление), их связь с жизнью.Виды техники однотонной живописи- отмывка и гризайль   

15Композиции и ее основные законы.Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Основы   изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.Законы композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна. Наблюдение законов композиции в натюрмортах других авторов   

16Композиции и ее основные законы.Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Основы   изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.Воплощение мысленного образа в материале с опорой на графическое изображение   

17Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву.Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств (общее представление), их связь с жизнью. Представление  о роли изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни.Особенности нижегородской резьбы по дереву   

18-19Линейная перспектива.Изучить схемы, выполнить задание к схемам, понятия «линейная перспектива», «точка схода»

  

20Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров: (А. Дейнеко «Оборона Севастополя», П. Оссовский  «Салют Победы», М. Кугач «Дед и внук»). Занятие должно  быть приручено  к Дню Победы.Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: А. А. ДейнекоРегулятивные УУД:

-проговаривать последовательность действий на уроке.

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.Работы художников, посвящённые Великой Победе   

21Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров: (А. Дейнеко «Оборона Севастополя», П. Оссовский  «Салют Победы», М. Кугач «Дед и внук»). Занятие должно  быть приручено  к Дню Победы.Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: А. А. ДейнекоПознавательные УУД

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД

-уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

-уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Групповая работа. Стенгазета или «Альбом славы»   

22Фигура человека. Пропорции.Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек).Различия пропорции мужской и женской фигуры   

23Фигура человека. Пропорции.Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек).Регулятивные УУД

-проговаривать последовательность действий на уроке.

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Подвижная модель фигуры человека   

24Фигура человека. Пропорции.Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек).Личностные УУД:

-воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так  и других людей;

-развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

Регулятивные УУД:

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться работать по предложенному учителем плану;

-учиться отличать верно  выполненное задание от неверного;

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя;

-добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке;

-перерабатывать полученную информацию: делать  выводы в результате совместной работы всего класса;

-сравнивать и  группировать  произведения  изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);

-преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД:

-учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу  в группе;

б) учиться распределять работу  между участниками проекта;

в) понимать общую  задачу проекта и точно  выполнять свою часть работы;

г) уметь  выполнять различные роли  в группе (лидера, исполнителя, критика).Групповая работа. Выполнение панно «Быстрее, выше, сильнее»   

25Фигура человека. Пропорции.Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек).Панно «Сказочный мир»   

26Для  любознательных: китайский рисунок кистью.Особенности китайского рисунка   

27Для любознательных:

родная история и искусство – русский народный театр.Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, киноОсобенности русского народного театра   

28Кукольный спектакль по сказке «Снежный цветок»Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, киноМонтаж декорации   

29Кукольный спектакль по сказке «Снежный цветок»Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, киноУкрашение декорации   

30Кукольный спектакль по сказке «Снежный цветок»Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, киноПросмотр спектакля   

31Учимся видеть:

Эрмитаж.Ведущие  художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкин. Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.История основания Эрмитажа   

32Учимся видеть:

Эрмитаж.Ведущие  художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкин. Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.Виртуальная экскурсия по Эрмитажу.

Эмоциональное восприятие и оценивание произведений искусств   

33Проект. Открытки или панно к праздникамИспользование в индивидуальной и коллективной  деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, карандаш, подручные и природные материалы.Работа в малых группах. Презентация проекта.   

34Дизайнерский проект: настенный календарь.Использование в индивидуальной и коллективной  деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, карандаш, подручные и природные материалы.Работа в малых группах. 

Презентация проекта. 

 

 

III. Описание материально-технического обеспечения предмета

 

Наименование объектов и средств материально- технического обеспеченияКоличествоПримечания   

Библиотечный фонд ( книгопечатная продукция)   

Учебный комплект для учащегося:

Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.Изобразительное искусство («Разноцветный мир»).  Учебник 4 кл.– М.: Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»)

Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 4-го класса «Разноцветный мир». – М.: Баласс; Школьный дом,  2012. (Образовательная система «Школа 2100»)

Методические пособия для учителя:

Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»).  Учебник  4 кл. – М.: Баласс, 2011. (Образовательная система «Школа 2100»)К

 

 

 

ДБиблиотечный фонд комплектуется на основе Федерального  перечня учебников, рекомендованных( допущенных) Минобрнауки РФ   

Планируемые результаты начального общего образования/(Л.Л.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетоваидр.); под ред. Г.С. Ковалёвой, о, Б. Логиновой.-3-е изд.-М.: Просвещение,2011

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)   

Технические средства обучения   

Аудиторская доскаД   

Экспозиционный экранД   

АудиопроигрывательД   

Персональный компьютерД   

ИКТ   

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов:

http://school-collection.edu.ru/

Презентация уроков «Начальная школа»http://www.nachalka.info/about/193

Официальный сайт ОС «Школа 2100»: http://www.school 2100.ru

Детские электронные книги и презентации. http://viki.rdf.ru/

Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»: www.km.ru/education

Сайт "Я иду на урок начальной школы" http://nsc.1september.ru/urok/

Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе: www.uroki.ru

       8.  Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (СD

 

Автор Абаплова Татьяна Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 5330
Номер материала 41339
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓