Главная / Информатика / Рабочая программа по ИТ 5 класс

Рабочая программа по ИТ 5 класс


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №933


«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР

___________ /Л.Н.Коваленко/

Протокол МС № ________

от ________________20 г.




«Утверждаю»

Директор школы


__________ /Г.Л.Ковтун/

Приказ № _________

от______________20 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Информационные технологии

5 класс

(68 часов)










Учитель: Ламонова Н.Н.







2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе:

  • авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».

  • Государственного стандарта Основного общего образования по информатике.

Данная программа конкретизирует и расширяет содержание отдельных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательности их изучения с учетом внутрипредметных и межпредметных связей, логики учебного процесса. Программа содержит набор практических работ и практикумов, необходимых для формирования у учащихся информационно-коммуникативных компетентностей и создает условия для развития информационной культуры.

Цели программы:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

  • формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;

  • усиление культурологической составляющей школьного образования;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.


Задачи программы:

Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.) Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность подкрепляется самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого.

  • развитие коммуникативных умений и элементов информационной культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу в процессе выполнения учебных задач);

  • формирование основополагающих понятий информатики, таких как: «информация», «программа», «файл», «рабочий стол», «главное меню», «носители информации», «кодирование информации», др.;

  • формирование навыков использования компьютерной техники и современных информационных и коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач.


Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики на последующих ступенях обучения, но и для успешного усвоения учебного материала по всем предметам в средней школе.











Основное содержание программы

Общее число часов – 70ч.

1. Компьютер для начинающих (16 часов)

Информация и информатика.

Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».

Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».

Клавиатурный тренажер.

2. Информация вокруг нас (16 часа)

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

3. Информационные технологии (31 час)

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

Практическая работа №6 «Вводим текст».

Практическая работа №7 «Редактируем текст».

Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа №9 «Форматируем текст».

Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».

Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».

Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами».

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».

Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».

4.Резерв, повторение учебного материала (3 часа)

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 5 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:

  • Традиционное обучение;

  • Личностно-ориентированное обучение;

  • Дифференцированное обучение;

  • Педагогики сотрудничества.

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

  • Комбинированный урок;

  • Урок-практикум;

  • Творческая лаборатория;

  • Урок-консультация.


Начало формирований навыков самостоятельной работы. Направленность на формирование навыков самостоятельной работы особенно отчетливо проявляется при организации компьютерного практикума. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности: школьник, в зависимости от предшествующего уровня подготовки и способностей, выполняет задания репродуктивного, продуктивного или творческого уровня.

Первый уровень сложности, обеспечивающий репродуктивный уровень подготовки, содержит небольшие подготовительные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приёмов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. Учитывая, что многие школьники успели познакомиться с информационными технологиями уже в начальной школе, учитель может не предлагать эти задания наиболее подготовленным в области ИКТ ученикам, и наоборот, порекомендовать их дополнительную проработку во внеурочное время менее подготовленным ребятам.

В заданиях второго уровня сложности, обеспечивающего продуктивный уровень подготовки, учащиеся решают задачи, аналогичные тем, что рассматривались на предыдущем уровне, но для получения требуемого результата они самостоятельно выстраивают полную технологическую цепочку. Заданий продуктивного уровня, как правило, несколько. Предполагается, что на данном этапе учащиеся будут самостоятельно искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочниках, имеющихся в конце учебников.

Цепочки этих заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя, тем самым, привычку извлекать уроки из собственного опыта, что и составляет основу актуального во все времена умения учиться.

Задания третьего уровня сложности носят творческий характер и ориентированы на наиболее продвинутых учащихся. Такие задания всегда формулируются в более обобщенном виде, многие из них представляют собой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, по поиску необходимой информации, по выбору технологических средств и приемов его выполнения. Такие задания целесообразно предлагать школьникам для самостоятельного выполнения дома, поощряя их выполнение дополнительной оценкой.


Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

В 5-м классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа; разноуровневая практическая работа.

Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.

Практические контрольные работы для учащихся 5 классов представлены в трех уровнях сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.

Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, контрольных или практических работ разного уровня сложности.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме тестирования или творческой работы.


Тематические и итоговые контрольные работы:

Практических работ – 16

Тематический контроль – 4:

Тестирование – 3

Практическая работа - 1

Итоговый контроль (творческая работа) - 1


Тематика

Вид

Форма

1

Устройство компьютера и основы пользовательского интерфейса.

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

2

Информация вокруг нас

Тематический контроль

Интерактивное тестирование

3

Обработка информации средствами текстового и графического редакторов

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

4

Информационные технологии

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

5

Создание анимации

Тематический контроль

Творческая работа




Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

- учебник и рабочая тетрадь для учащихся;

-методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;

- комплект цифровых образовательных ресурсов;

- сборник занимательных задач, в котором собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 5 классе, даны ответы, указания и решения.


Название

Класс

ФИО автора

Издательство

Год издания

Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса – 2-е изд.

5

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2011

Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 5 класса

5

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2013

Информатика и ИКТ: методическое пособие для учителей.

5

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2011

Набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5–7».

5

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2011

Занимательные задачи по информатике: сборник задач по информатике для 5-7 классов.

5-7

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2008

Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов.

5

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2011

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы.

Аппаратные средства

  • Компьютер

  • Проектор

  • Принтер

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

Программные средства

  • Операционная система – Windows XP, Alt Linux.

  • Пакет офисных приложений MS Office 2003, OpenOffice.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • иметь представление о способах кодирования информации;

  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать программы из меню Пуск;

  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.


Личностные образовательные результаты

  • широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

  • способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

  • уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств. Прогнозирование – предвосхищение результата. Контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки). Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки. Самооценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • широкий спектр умений и навыков практического характера в использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;

  • овладение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми:

- умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме;

- умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;

- умение выступать перед аудиторией, представлять результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Цель урока

Тип урока

Форма урока

Виды деятель

ности

Использование ИКТ

Уровень усвоения материала, контроля знаний


КОМПЬЮТЕР ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ (16 часов)


1


Информация и информатика.

Техника безопасности и организация рабочего места.

Познакомить уч-ся с учебником; техникой безопасности в компьютерном классе и гигиеной при работе с компьютером.

Комбинированный урок


Традиционная

Фронтальная,

Презентация

ЦОР «Техника безопасности» ,

§1.1

2


Как устроен компьютер.


Познакомить уч-ся с устройством компьютера.

Комбинированный урок



Традиционная

Фронтальная, индивидуальная

Презентация «Как устроен компьютер»

§1.1,2.2

РТ: №1, 2 - стр. 3

3


Компьютер на службе у человека.

Познакомить с возможностями компьютера.

Комбинированный урок


Традиционная

Фронтальная, индивидуальная, практикум на ПК

Презентация «Компьютер на службе у человека»

§3.10

РТ: № 1 – стр. 54

4


Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.

Закрепить знания уч-ся об устройстве компьютера; познакомить уч-ся с различными устройствами ввода информации в компьютер. Рассказать назначение кнопок клавиатуры.

Урок – практикум

Традиционная

Фронтальная, индивидуальная, практикум на ПК

Презентация «Как хранят информацию в компьютере»


§2.2

5


Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер.

Изучить принцип расположения букв на клавиатуре; познакомить уч-ся с правилами клавиатурного ввода текстовой информации.

Урок – практикум

Традиционная

Фронтальная, индивидуальная, практикум на ПК

Клавиатурный тренажер

§2.3 (стр. 69-72)

РТ: №6 – стр. 57, №10 – стр. 61, №11 – стр. 62, №8 – стр. 58-59

6


Практическая работа № 1.

Изучить клавиатуру. Сформировать навыки ввода информации в компьютер.

Урок – практикум

Традиционная

Индивидуальная

Практикум на ПК

Практическая работа «Знакомимся с клавиатурой».


7


Проект «Самая необходимая буква в алфавите».

Сформировать умения в использовании клавиатуры

Урок – практикум

Традиционная

Фронтальная, индивидуальная,

Клавиатурный тренажер.

§2.3 (стр. 72-75)

РТ: №8 – стр. 58

8


Клавиатурный тренажер (Упражнения 1-8).

Сформировать умения в использовании клавиатуры

Клавиатурный тренажер.

Традиционная

Индивидуальная,Практикум на ПК

Клавиатурный тренажер.


9


Программы и файлы.

Дать уч-ся общее представление о программном обеспечении компьютера; ввести на интуитивном уровне понятие файла.

Урок – практикум

Традиционная

Фронтальная, индивидуальная, практикум на ПК

Клавиатурный тренажер.

§2.4, 3.11

РТ: №5 – стр. 57

10


Клавиатурный тренажер в режиме игры

Сформировать умения в использовании клавиатуры

Урок- практикум

Игровая

Практикум на ПК



11


Рабочий стол. Управление мышью.

Ввести первые понятия графического интерфейса – рабочего стола, значки, ярлыка.

Комбинированный урок

Традиционная

Фронтальная, индивидуальная, практикум на ПК

ОС Windows

§2.5, 2.6

РТ: №13 – стр. 64, №15 – стр. 65

12


Практическая работа № 2.

Сформировать навыки пользования устройством «Мышь»

Урок- практикум

Традиционная


Практическая работа «Освоение мыши».


13


Главное меню. Запуск программ.

Дать уч-ся представления о компьютерных меню; познакомить с возможностью запуска программ через главное меню; ввести понятие окно.


Урок – практикум

Традиционная

Практикум на ПК

ОС Windows

Презентация «Как хранят информацию в компьютере»

§2.7

РТ: №16, №17 – стр. 65, №22, б) – стр. 67

14


Практическая работа № 3.

Проверить знания уч-ся по устройству компьютера и основам пользовательского интерфейса;

Урок- практикум

Традиционная

Практикум на ПК

Практическая работа «Запуск программ. Основные элементы окна программы».


15


Практическая работа № 4.

Расширить представления уч-ся о меню и управлении компьютером с помощью меню.

Урок- практикум

Традиционная

Практикум на ПК

ОС Windows

Интерактивные тесты test1-1.xml, test1-2.xml; файлы для печати тест1_1.doc, тест1_2.doc Практическая работа «Управление компьютером с помощью меню»


Придумать и изобразить диалоговое окно, подобное окну

«Мой новый компьютер», что на стр. 86 учебника

16


Проверочная практическая работа «Устройство компьютера и основы пользовательского интерфейса».


Проверить знания уч-ся по использованию устройства ввода информации

Урок-зачет

Традиционная

Практикум на ПК

Практическая контрольная работа



ИНФОРМАЦИЯ ВОКРУГ НАС (16 часов)


17


Действия с информацией. Хранение информации.

Научить уч-ся действиям по хранению информации.

Ознакомление с новым материалом

Традиционная

Фронтальная, индивидуальная

Презентация «Хранение информации»

§1.2, 1.3

РТ: №4 – стр. 5

18


Логическая игра (тренировка памяти).


Урок – практикум

Игровая

Практикум на ПК



19


Носители информации.

Показать разнообразие носителей информации.

Урок – практикум

Традиционная

Фронтальная, индивидуальная

Презентация «Носители информации».

Клавиатурный тренажер

§1.4, 3.1

РТ: №3 – стр. 4

20


Как хранили информацию раньше. Носители информации ХХ века.

Дать уч-ся представление о древних и современных носителях информации

Урок – практикум

Традиционная

Практикум на ПК

Презентация «Носители информации».

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

§1.4, 3.2-3.3

РТ №5 – стр. 6.

21


Передача информации.

Дать уч-ся представление об информационном процессе передачи информации; ознакомить уч-ся со схемой передачи информации.

Урок – практикум

Традиционная

Фронтальная, индивидуальная

Презентации «Передача информации», «Средства передачи информации»

Клавиатурный тренажер

§1.5, вопросы 1-4

РТ: №6 – стр. 12, №7 – стр. 13-14

22


Научные открытия и средства передачи информации.


Урок – практикум

Традиционная


Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений

§3.4-3.5

23


В мире кодов. Язык жестов.

Показать уч-ся многообразие окружающих человека кодов.

Комбинированный урок

Традиционная

Фронтальная, индивидуальная

Презентация «В мире кодов»

§1.6, 3.6

РТ: №14-19 - стр. 17-23

24


Кодирование информации.

Отметить роль кодирования информации.

Комбинированный урок


Традиционная

Фронтальная

Презентация

§1.7

25


Формы представления информации.

Систематизировать и обобщить сведения, полученные уч-ся на предыдущем уроке.


Урок обобщения знаний

Традиционная

Фронтальная, индивидуальная

Клавиатурный тренажер.

§1.7,

РТ: №31-32 - стр. 30, №34 – стр. 32-37

26


Метод координат

познакомить уч-ся с методом координат.

Ознакомление с новым материалом

Традиционная


Игра «Морской бой»

§1.8

27


Текст как форма представления информации.

Углубить представление уч-ся о формах представления информации; акцентировать внимания уч-ся на тексте как одной из наиболее распространенных форм представления информации.

Урок-деловая игра

Традиционная

Фронтальная, индивидуальная

Презентация «Текстовые документы» (ч.1)

§1.9

РТ: №10-12 – стр. 16, №35 – стр. 38

28


Табличная форма представления информации.

Дать представление о таблице как очень удобной форме структуирования определенной текстовой информации.

Урок – практикум

Традиционная

Фронтальная, индивидуальная


Презентация «Табличный способ решения логических задач»

§1.10


29


Наглядные формы представления информации.

Сформировать понятие о роли наглядных форм представления информации.

Комбинированный урок

Традиционная

Фронтальная, индивидуальная

Презентация «Наглядные формы представления информации»,

§1.11

РТ: №37, 38 – стр. 39

30


Итоговое тестирование по теме «Информация вокруг нас».

Осуществить проверку знаний уч-ся по всей теме.

Урок- зачёт

Традиционная


Тест


31


От текста к рисунку, от рисунка к схеме.


Познакомить с развитием форм наглядного представления информации.

Комбинированный урок

Традиционная

Индивидуальная

интерактивные тесты test2-1.xml, test2-2.xml; файлы для печати тест2_1.doc, тест2_2.doc.

§3.8

РТ: №42 – стр. 41

32


Игра «Морской бой»


Урок - деловая игра

Игровая

Практикум на ПК




ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (29 часов)


33


Обработка информации.


Сформировать у уч-ся представление о процессе обработки информации, о двух типах обработки информации; расширить представление о компьютере как инструменте обработки числовой информации.

Комбинированный урок

Традиционная

Практикум на ПК

MS Word

Презентации «Обработка информации»

§1.12

РТ: №37 – стр. 73


34


Практическая работа № 5.


Научить учащихся работе на компьютерном калькуляторе

Урок – практикум

Традиционная

Практикум на ПК

Практическая работа «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».


35


Обработка текстовой информации: история и современность.


Сформировать у уч-ся знания о компьютере как инструменте обработки текстовой информации, о программных средствах – текстовых редакторах и текстовых процессорах.

Комбинированный урок

Традиционная

Практикум на ПК

MS Word

Презентация «Текст: история и современность»

§2.9 (стр.88-90)

РТ: №38 и №39 (стр.74) №33 –

стр. 31

36


Практическая работа № 6.


Научить учащихся работе в текстовом редакторе

Урок – практикум

Традиционная

Практикум на ПК

Практическая работа «Вводим текст».


37


Компьютер – основной инструмент подготовки текстов. Этапы подготовки документа.

Ввести понятие документа. Тренировать навыки по работе с текстовыми документами

Урок – практикум

Традиционная

Практикум на ПК

MS Word Презентации «Подготовка текстовых документов», «Текстовые документы» (ч. 2), файлы: Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf, Пословицы.rtf, Большой.rtf.

§2.9 (стр. 90)

РТ: №40-43 – стр. 75-77, №45 - стр. 79

38


Практическая работа № 7.

Тренировать умения работы с редактированием текста

Урок – практикум


Практикум на ПК

Практическая работа «Редактируем текст».


39


Редактирование текста. Работа с фрагментами.


Дать представление о фрагменте текстового документа; редактировании текста и его фрагментов

Комбинированный урок

Традиционная

Практикум на ПК

MS Word Презентации «Подготовка текстовых документов», «Текстовые документы» (часть 2) файлы: Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf.

§2.9 (стр. 91-92), вопросы 5-6 на стр. 94 учебника

РТ: №46-48 – стр. 79-81

40


Практическая работа № 7.


Сформировать навыки уч-ся по редактированию текста.

Урок – практикум

Традиционная

Практикум на ПК

Практическая работа «Работаем с фрагментами текста» (1-5).


41


Редактирование текста. Поиск информации.


Расширить представление уч-ся по редактированию документов; поиске информации как разновидности обработки информации.

Комбинированный урок

Традиционная

Практикум на ПК

MS Word

Презентации «Подготовка текстовых документов», «Текстовые документы» (часть 2), файлы: Медвежонок.rtf, 100.rtf.

§2.9 (стр. 91-92), §1.13 (стр. 49-51), №7 на стр. 52 учебника, №8 на стр. 53 учебника

РТ: №44 – стр. 78

42


Практическая работа № 8.


Научить учащихся

поиску и редактированию информации

Урок – практикум

Традиционная

Практикум на ПК

Практическая работа «Работаем с фрагментами текста» (6-7).


43


Изменение формы представления информации.

Сформировать понятие об обработке информации, изменяющей ее содержания;

Ознакомление с новым материалом

Традиционная

Индивидуальная, фронтальная

MS Word

§1.13 (стр. 48-49)

РТ: № 43 (вторая часть – стр. 45), №44-47 – стр. 46-48

44


Систематизация информации

Сформировать общее представление о систематизации информации

Комбинированный урок

Традиционная

Фронтальная, индивидуальная


Презентация

§1.13


45


Форматирование – изменение формы представления информации.


Дать представление о форматировании документов на компьютере; изучить возможности компьютера по обработке текстовой информации.

Комбинированный урок

Традиционная

Практикум на ПК

MS Word

Презентации.rtf, Радуга.rtf.

§2.9 (стр. 92-93)

РТ: №49 – стр. 82, №50 – стр. 83

46


Практическая работа № 9.

Научить учащихся способам форматирования текстовой информации

Урок – практикум

Традиционная

Практикум на ПК

Практическая работа «Форматируем текст»

«Подготовка текстовых документов», «Текстовые документы» (часть 2), файлы: Форматирование


47


Компьютерная графика.


Обобщить представления уч-ся об этапах создания текстовых документов; расширить представления о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы ее представления за счет графики;

Комбинированный урок

Традиционная

Практикум на ПК


§1.13, §2.10 (стр.95-101),

РТ: №51-52 – стр. 84

48


Практическая работа № 10.


Познакомить учащихся с графическими возможностями компьютера.

Урок – практикум

Традиционная

Практикум на ПК

Практическая работа «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

Paint. Файлы Подкова.bmp, Многоугольники.bmp.


49


Инструменты графического редактора.


Систематизировать представления уч-ся об обработке информации, состоящей в изменении формы ее представления без изменения содержания.

Комбинированный урок

Традиционная

Практикум на ПК

Paint

Образцы—

§2.10 (стр.95-101)

РТ: №55-56 – стр. 86-87

50


Практическая работа № 11.

Закрепить навыки работы в графическом редакторе Paint

Урок – практикум

Традиционная

Практикум на ПК

Практическая работа «Начинаем рисовать» (1,4,5)

Файлы: Медведь2.bmp, Медведь3.bmp, Открытка Даши Матвеевой.bmp; файлы Эскиз1.bmp, Эскиз2.bmp; интерактивные тесты test3-1.xml, test3-2.xml; файлы для печати тест3_1.doc, тест3_2.doc.


51


Проверочная практическая работа «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов».

Проверить качество усвоения изученного материала.

Урок- контроль

Традиционная


Практическая контрольная работа.


52


Обработка графической информации.

Сформировать представление об устройствах ввода графической информации; расширить представления о возможностях графического редактора;

Комбинированный урок

Традиционная

Практикум на ПК


§3.14 (стр. 136)

53


Практическая работа № 12.

Сформировать умения по использованию возможностей графического редактора

Урок – практикум

Традиционная

Практикум на ПК

Практическая работа «Начинаем рисовать» (2,3)

Paint Образец выполнения задания - рисунок «Билет» (файл Билет.bmp)


54


Обработка текстовой и графической информации.

Повторить материал, по созданию информационных объектов средствами текстового процессора и графического редактора;

Комбинирован

ный урок

Традиционная

Практикум на ПК


§2.9, 2.10

РТ: №53 – стр. 85

55


Практическая работа № 13.

Научить уч-ся приемам создания комбинированных документов;

Урок – практикум

Традиционная

Практикум на ПК

Практическая работа «Пригласительный билет».

Paint, WordPad


56


Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа № 14.

Расширить представления о задачах обработки информации;

Урок – практикум

Традиционная

Практикум на ПК

Практическая работа «Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор».

Приложение - Калькулятор

§1.14 (стр.54-56)

РТ: №49 – стр.49; оформить в рабочей тетради выкладки к п. 11-12 практической работы

57


Практическая работа № 15.


Урок – практикум

Традиционная

Практикум на ПК, фронтальная, индивидуальная

Практическая работа «Создание комбинированных документов»


58


Преобразование информации путем рассуждений.

Расширить представления о задачах обработки информации; дать представление о преобразование информации путем рассуждений.

Комбинированный урок

Традиционная


файлы Природа.bmp, Тюльпан.bmp.

§1.14 (стр. 56-57), §2.10 (стр. 101-104)

РТ: №39-40 – стр. 40, №57 – стр. 87

59


Разработка плана действий и его запись.

Сформировать представление о разработке плана действий как одном из возможных результатов решения информационной задачи; показать некоторые формы записи плана действий.

Комбинированный урок


Игровая


Логическая игра «Переливашки»

§1.14


60


Логическая игра «Переправа».

Расширить представление о способах записи плана действий, развивать логическое мышление

Комбинированный урок

Игровая


Логическая игра «Переправа»

§1.14, 3.9, №10 (стр. 62 учебника)

РТ: №52 – стр. 51

61


Проверочная практическая работа «Информационные технологии».

Проверить качество усвоения изученного материала.

Урок- контроль

Традиционная


Практическая контрольная работа.

Paint, MS Power Point.


62


Создание движущихся изображений.

Практическая работа № 16 .(начало)

Обобщить представление о простейших способах создания движущихся изображений.

Урок – практикум

Традиционная

Практикум на ПК


§2.11

63


Создание движущихся изображений.

Практическая работа № 16. (завершение)

Закрепить навыки обработки графической информации; Сформировать представление о программном средстве для создания движущихся изображений.

Урок-зачет

Традиционная

Практикум на ПК

Paint, MS Power Point.

§2.11

64


Итоговая практическая работа «Анимация» (начало).


Урок-практикум

Традиционная

Практикум на ПК

Итоговая практическая работа


65


Итоговая практическая работа «Анимация» (завершение).


Урок-зачет

Традиционная

Практикум на ПК

Итоговая практическая работа


66 - 68


Резерв учебного времени

Обобщить знания умения и навыки по темам курса

обобщения и систематизации знаний

Традиционная

Фронтальная, индивидуальная







Рабочая программа по ИТ 5 класс
  • Информатика
Описание:

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе:

·        авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»  изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».

·        Государственного стандарта Основного общего образования по информатике.

Данная программа конкретизирует и расширяет содержание отдельных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательности их изучения с учетом внутрипредметных и межпредметных связей, логики учебного процесса. Программа содержит набор практических работ и практикумов, необходимых для формирования у учащихся информационно-коммуникативных компетентностей и создает условия для развития информационной культуры.

 

Автор Ламонова Наталия Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 330
Номер материала 39922
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓