МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТАРОСУРКИНСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
АЛЬМЕТЬЕВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАРЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель
МО Зам.директора по
УВР Директор школы
______
(Сергиванова Л.В.) _______
(Алендукова Э.М.) _______ (Васильева И.В.)
Протокол
№ ___ от Приказ
№ ___ от
«
__ » ____________ 2014 г. « __ »
_____________ 2014 г. « __ » ___________ 2014 г.
Рабочая программа по
истории в 6 классе.
Учитель истории
Сергиванова
Людмила Владимировна
I
квалификационная категория
Рассмотрено на
заседании
педагогического
совета
протокол №
_________ от
« ____ »
____________ 2014 г.
2014-2015 учебный
год
Пояснительная
записка.
Рабочая программа составлена на
основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Государственный стандарт
(основного) общего образования 2004 года по предмету «История».
2. Примерная программа для общеобразовательных
учреждений по курсу «История».
3. Положение о рабочей
программе МБОУ «Старосуркинская СОШ».
4. Учебный план МБОУ
«Старосуркинская СОШ» на 2014-2015 учебный год
5. Учебно-календарный
график МБОУ «Старосуркинская СОШ» на 2014-2015 учебный год.
6. Расписание уроков МБОУ
«Старосуркинская СОШ» на 2014-2015 учебный год.
Курс «История средних веков» для 6
класса охватывает период с конца V по XV вв., от падения
Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс
дает проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного
мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или
иначе вошли в современную историю. Рабочая программа по курсу истории средних
веков составлена на 30 часов.
Курс «История России с древнейших
времен до конца XVIII века» в
6-7 классах является началом системного изучения отечественной истории. Он
охватывает большой исторический период – от древнейших времен до конца XVIII в. Курс
истории России в 6 классе охватывает период с древнейших времен до конца XVI в. В
основу курса положен комплексный подход в изложении истории. Рабочая программа
по курсу история России рассчитана на 40 часов, но в связи с включением
национально-регионального компонента сокращена на 10 часов. Таким образом,
рабочая программа по истории России составлена на 30 часов.
Курс «История Татарстана» для 6
класса является началом изучения истории региона. Курс охватывает период с
древнейших времен до середины XVI в. История Татарстана изучается в
интегрированном курсе «История» в объеме 10 часов.
Рабочая программа рассчитана на
детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное
обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью
предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных
исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией
предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с
дополнительной литературой.
В соответствии с указанными
особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 6 классе:
Цели
курса:
1. формирование
общей картины исторического развития человечества, получение учениками
представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;
2. развитие
умений по применению исторических знаний в жизни;
3. приобщение
учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма,
формирование гражданского самосознания.
Достижение поставленных целей
происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
Основными образовательными
задачами курса являются:
1.
формирование
исторического мышления учащихся;
2.
развитие
умений работы с книгой и с картографическим материалом;
3.
формирование
навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные
вопросы;
4.
формирование
умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат
исторических событий;
5.
формирование
знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии
средневековых обществ мира и России, о политическом и социальном строе
средневековья, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
6.
формирование
умений охарактеризовать события, образ жизни в средневековом мире;
7.
формирование
представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (абсолютизм,
монархия, законы, нормы морали и т.д.);
8.
уделять
внимание истории мировых религий – христианства и ислама.
В ходе обучения необходимо решить
следующие воспитательные задачи:
- формирование
правовой культуры школьников;
- формирование
представлений о возникших в средневековье общечеловеческих ценностях и
уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе,
архитектуре и т.д.);
- развитие
познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре,
архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
- формирование
веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
- развитие
личностных качеств школьников на основе примеров из истории средневекового
мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
В рабочей
программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля:
тесты, контрольные и самостоятельные работы.
Учебно-тематическое
планирование
№ п\п
|
Наименование
разделов
|
Всего часов
|
Форма
организации учебных занятий
|
Вид контроля
|
теория
|
практика
|
1.
|
Западная
и Центральная Европа в V-XIII вв.
|
8
|
7
|
1
|
Контрольная
работа
|
2.
|
Народы
и государства на территории нашей страны в древности. Восточные славяне в
древности (VI-IX вв.)
|
5
|
5
|
|
|
3.
|
Древнерусское
государство (IX-начало XII в.)
Культура Руси в домонгольское время
|
9
|
8
|
1
|
Контрольная
работа
|
4.
|
Русские
земли и княжества в начале удельного периода (начало XII-первая
половина XIII вв.)
|
3
|
3
|
|
|
5.
|
Средневековое
европейское общество. Византия и арабский мир. Крестовые походы. Государства
Европы в XIV-XV вв.
Культурное наследие Средневековья
|
14
|
12
|
2
|
Тест
|
6.
|
Борьба
с внешней агрессией в XIII в.
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII-середина
XV вв.)
|
6
|
5
|
1
|
Тест
|
7.
|
Страны
Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)
|
8
|
6
|
2
|
Контрольная
работа – 1, тест - 1
|
8.
|
Завершение
образования Российского государства в конце XV-начале XVI вв.
Русская культура второй половины XIII-XV вв.
|
7
|
7
|
|
|
9.
|
Российское
государство в XVI в.
Русская культура XVI в.
|
7
|
6
|
1
|
Контрольная
работа
|
10.
|
Итоговое
повторение
|
3
|
2
|
1
|
тест
|
|
Итого
|
70
|
61
|
9
|
|
Основное
содержание:
История средних веков(30 ч)
Понятие «средние века». Хронологические рамки
средневековья.
Западная и
Центральная Европа в V-XIII вв.
Великое
переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование
варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное
устройство.
Роль
христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин.
Иоанн Златоуст.
Создание и
распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая
раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства.
Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Средневековое
европейское общество
Сословное
общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование
двух ветвей христианства – православия и католицизма.
Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и
монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное
землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила
поведения.
Особенности
хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности.
Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и
гильдии.
Византия и
арабский мир. Крестовые походы
Византийская
империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры
Византии.
Арабские
племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран.
Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые
походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие
и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском
полуострове.
Завоевания
сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны
Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)
Китай:
распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские
восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества.
Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства
Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами.
Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы
цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности
хозяйственной жизни.
Государства
Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в
европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности
сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей.
Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в
XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв.
Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские
и городские восстания. Жакерия. Восстание УотаТайлера. Кризис католической
церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное
наследие Средневековья
Духовный
мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос.
Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический
стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие
науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в
Европе.
Культурное
наследие Византии.
Особенности
средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
История России и история татарстана. (40 ч)
Народы и
государства на территории нашей страны в древности.
Заселение
территории нашей страны. Великое переселение народов. Народы на
территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние
географического положения и природных условий на занятия, образ жизни,
верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство.
Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество.
Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в
древности.[1]
Восточные
славяне в древности (VI-IX вв.)
Праславяне.
Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян.
Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских
племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Древнерусское
государство (IX – начало XII в.)
Новгород и
Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание
крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия.
Владимир I и
принятие христианства.
Расцвет
Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские
усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад
Древнерусского государства.
Русские
земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая
половина XIII вв.)
Удельный
период: экономические и политические причины раздробленности. Формы
землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа
городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших
русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское
княжества).
Идея
единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура
Руси в домонгольское время
Языческая
культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности
развития древнерусской культуры.
Единство и
своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне
монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности.
Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба с
внешней агрессией в XIII в.
Чингис-хан
и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы
Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и
Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение
на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с
экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Складывание
предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII –
середина XV вв.)
Русские
земли во второй половине XIII – первой
половине XV вв. Борьба
против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества
Литовского.
Восстановление
хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное
землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и
утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль
церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Завершение
образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв.
Предпосылки
образования Российского государства. Иван III. Василий
III. Свержение
ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой
северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав
населения страны. Становление центральных органов власти и управления.
Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская
культура второй половины XIII-XV вв.
Монгольское
завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского
национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской
народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве,
летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан
Грек.Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Российское
государство в XVI в.
Условия
развития страны XVI в.:
территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны.
Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в.
Земские соборы.
Расширение
территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств,
Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за
Балтийское побережье.Ливонская война.Разгром Ливонского ордена. Опричнина.
Становление самодержавной сословно-представительной монархии.
Русская
культура XVI в.
Влияние
централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание
о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания.
Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий.
Быт и нравы. «Домострой».
Используемые
УМК:
- Бойцов М.А., Петрова Н.Г.
Программа курса «История Средних веков: Европа и остальной мир». - М.: ООО
«ТИД «Русское слово – РС», 2000.
-
Бойцов
М.А., Шукуров Р.М. Всеобщая история. История средних веков. Учебник для 6
класса. – М.: Русское слово, 2007.
-
Атлас
«История средних веков» с контурными картами и контрольными заданиями. 6 класс.
– М.: Дрофа-Дик, 2007.
-
Электронное
пособие. Всеобщая история. История средних веков.
-
Пчелов
Е.В. Программа курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века» для
6-7 классов основной школы. – 2-е изд. – М.: «Русское слово», 2005.
-
Пчелов
Е.В. История России с древнейших времен до конца XVI в. Учебник для 6
класса. – М.: Русское слово, 2009
-
Атлас
"История России IX-XVI вв."
с контурными картами и контрольными заданиями. 6 класс. – М.: Дрофа-Дик, 2007
-
Электронное
пособие. Энциклопедия истории России 862-1917 гг.
-
Электронное
пособие. Большая энциклопедия России. Правители России.
-
Фокеева
И.М. Национально-региональный компонент исторического образования. – К.:
«Тарих», 2003.
-
Электронное
пособие. Большая энциклопедия России. Войны России.
-
Хузин
Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана с древнейших времен до середины XVI в. – К.:
Хэтер, 2012.
Учебная
литература:
Агафонов С.В. «Схемы по истории
Средних веков. 6 класс»
Агафонов С.В. «Схемы по истории
России с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс»
Бойцов М.А., Шукуров Р.М. «История
Средних веков: Европа и остальной мир»
Бойцов М.А., Петрова Н.Г.
«Программа курса «История Средних веков» 6 класс»
Петрова Н.Г. «История Средних
веков. Книга для учителя. 6 класс. Учебно-методические материалы»
Петрова Н.Г. «Рабочая тетрадь по
истории Средних веков. 6 класс»
Пчёлов Е.В. «История России с
древнейших времён до конца XVI века».
Пчёлов Е.В. «Программа курсов
«История России с древнейших времён до конца XVIII века» 6-7 классы»
На изучение
истории в 6 классе учебным планом предусматривается 70 учебных часов – из
расчета 2 часа в неделю.
Критерии оценивания:
«Пять»
- материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не
требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания,
доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая
же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за
подробное исправление и дополнение другого ученика;
«Четыре»
- в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение,
недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но
содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические
знания и умения;
«Три»
- в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно
самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том
числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;
«Два»
- главное содержание не раскрыто.
Уроки
проводятся с применением на этапе внедрения групповых и игровых технологий.
Цели технологий: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития,
адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для
становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с
людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Ожидаемые
результаты:
o Создание
условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности
учащихся.
o Ориентация
на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной
информации.
o Ориентация
на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление
собственного (личностного) смысла учения.
o Организация
развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных
(интеллектуальных) способностей.
o Формирование
эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
Основные методы работы на уроке: объяснительно –
иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации
деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.
Требования к
уровню подготовки учащихся в 6-м классе
Знать/Понимать:
- Основные
даты, ключевые события и понятия средневековья мира и России;
- Временные
границы средневековой истории человечества, особенности средневековых
обществ.
Уметь:
- Пересказывать
текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание
иллюстраций.
- Сравнивать
исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
- Спорить
и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников,
делать несложные выводы.
- Оперировать
историческими понятиями и датами.
- Работать
с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию,
показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств,
города, места значительных исторических событий.
- Анализировать
исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для
подтверждения своих суждений.
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
- определения
собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
- предоставления
результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов,
кратких конспектов, других творческих работ;
- участия
в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции
по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
Календарно-тематическое
планирование
№ п\п
|
Тема раздела,
урока
|
Кол-во часов
|
Тип урока
|
Виды контроля
|
Планируемые
результаты
|
Дата
|
план
|
факт
|
Часть 1. Начало
Средневековья (8 часов)
|
|
1.
|
В
центре ойкумены
|
1
|
вводный
|
вопросы
|
Раскрывать
смысл понятия «Средние века»
|
3.09
|
|
2.
|
Завоеватели-германцы
|
1
|
изучение нового
материала
|
работа по карте
|
Называть
причины Великого переселения народов и его результаты
|
5.09
|
|
3.
|
Рождение
новой силы
|
1
|
комбинированный
|
опрос
|
Определять
влияние природы и климата на занятия населения Аравии
|
10.09
|
|
4.
|
Мир
ислама
|
1
|
изучение нового
материала
|
вопросы
|
Сравнивать
религиозные представления мусульман и христиан
|
12.09
|
|
5.
|
Держава
франков
|
1
|
комбинированный
|
самостоятельная
работа
|
Называть
отличия власти короля от власти вождя
|
17.09
|
|
6.
|
Держава
франков
|
1
|
лабораторное
занятие
|
решение
творческих задач
|
Давать
оценку деятельности Карла Великого
|
19.09
|
|
7.
|
Северные
ветры
|
1
|
комбинированный
|
самостоятельная
работа
|
Называть
причины распада империи Карла Великого
|
24.09
|
|
8.
|
Повторение
и проверка знаний «Начало Средневековья»
|
1
|
контрольный
|
контрольная
работа
|
|
26.09
|
|
Глава 1. Древние
жители нашей Родины (5 часов)
|
|
9.
|
Первобытная
эпоха
|
1
|
изучение нового
материала
|
|
Знать
занятия древних людей
|
1.10
|
|
10.
|
Древние
люди на территории Среднего Поволжья
|
1
|
комбинированный
|
опрос
|
Определять
века
|
3.10
|
|
11.
|
Кочевые
племена на территории России в IV-V веках
|
1
|
комбинированный
|
работа по карте
|
Называть
государства
|
8.10
|
|
12.
|
Древние
тюрки и ранние тюркские государства
|
1
|
комбинированный
|
работа по карте
|
Составлять
таблицу
|
10.10
|
|
13.
|
Восточные
славяне в VI-VIII веках
|
1
|
комбинированный
|
вопросы
|
Иметь
представление о предках славян
|
15.10
|
|
Глава 2. Древняя
Русь в IX-XII веках
(9 часов)
|
|
|
14.
|
Образование
Древнерусского государства
|
1
|
практикум
|
работа по карте
|
Уметь
составлять рассказ
|
17.10
|
|
15.
|
Князь
Владимир и крещение Руси
|
1
|
лабораторное
занятие
|
решение
творческих задач
|
Уметь
вычленять особенности принятия христианства
|
22.10
|
|
16.
|
Киевская
Русь при Ярославе Мудром
|
1
|
практикум
|
работа с
терминами
|
Знать
деятельность Ярослава Мудрого
|
24.10
|
|
17.
|
Преемники
Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол
|
1
|
практикум
|
работа с текстом
учебника
|
Знать
причины борьбы за власть
|
29.10
|
|
18.
|
Православная
церковь
|
1
|
комбинированный
|
опрос
|
Знать
основные таинства
|
31.10
|
|
19.
|
Культура
Киевской Руси
|
1
|
семинар
|
работа с текстом
учебника
|
Знать
процесс развития культуры Древней Руси
|
12.11
|
|
20.
|
ВолжскаяБулгария
в X –
начале XIII вв.
|
1
|
комбинированный
|
Опрос
|
Знать
социальную структуру Волжской Булгарии
|
14.11
|
|
21.
|
ВолжскаяБулгария
в X –
начале XIII вв.
|
1
|
комбинированный
|
работа по карте
|
Иметь
представление о развитии культуры ВолжскойБулгарии
|
19.11
|
|
22.
|
Повторение
и проверка знаний «Древняя Русь»
|
1
|
контрольный
|
контрольная
работа
|
|
21.11
|
|
Глава 3. Русские
земли в XII –
начале XIII вв. (3
часа)
|
|
23.
|
Удельный
период русской истории
|
1
|
изучение нового
материала
|
|
Уметь
объяснять закономерности феодальной раздробленности
|
26.11
|
|
24.
|
Южная
Русь. Юго-Западная Русь
|
1
|
лабораторное
занятие
|
работа с текстом
учебника
|
Иметь
представление об особенностях развития княжеств
|
28.11
|
|
25.
|
Новгородское
государство. Владимиро-Суздальская Русь
|
1
|
лабораторное
занятие
|
работа с текстом
учебника
|
Иметь
представление об особенностях развития княжеств
|
3.12
|
|
Часть 2.
Средневековая Европа (14 часов)
|
|
26.
|
Земля
и власть
|
1
|
изучение нового
материала
|
работа с текстом
учебника
|
Иметь
представление о феодальных отношениях
|
5.12
|
|
27.
|
Вечные
труженики
|
1
|
лабораторное
занятие
|
работа с текстом
учебника
|
Называть
повинности крестьян и причины их установления
|
10.12
|
|
28.
|
За
стенами замков
|
1
|
комбинированный
|
практическая
работа
|
Описывать
снаряжение рыцаря, составлять рассказ
|
12.12
|
|
29.
|
Наследие
Каролингов
|
1
|
комбинированный
|
опрос
|
Называть
страны
|
17.12
|
|
30.
|
Ко
гробу Господню
|
1
|
практикум
|
самостоятельная
работа
|
Называть
причины и последствия крестовых походов
|
19.12
|
|
31.
|
Повторение
и проверка знаний «Средневековая Европа»
|
1
|
контрольный
|
тест
|
|
24.12
|
|
32.
|
Возвращение
городов
|
1
|
практикум
|
работа по карте
|
Пояснять
причины возникновения городов
|
26.12
|
|
33.
|
Рынок,
ратуша, собор
|
1
|
комбинированный
|
опрос
|
Определять
роль рынков в жизни людей
|
14.01
|
|
34.
|
В
поисках знаний
|
1
|
семинар
|
вопросы
|
Составлять
рассказ
|
16.01
|
|
35.
|
Во
главе христианского мира
|
1
|
лабораторное
занятие
|
работа с текстом
учебника
|
Называть
причины появления ересей
|
21.01
|
|
36.
|
Страны
и государи
|
1
|
комбинированный
|
работа по карте
|
Определять
причины централизации государств
|
23.01
|
|
37.
|
Тяжкие
времена
|
1
|
изучение нового
материала
|
работа по карте
|
Определять
причины Столетней войны
|
28.01
|
|
38.
|
Повторение
и проверка знаний «Средневековая Европа»
|
1
|
контрольный
|
тест
|
|
30.01
|
|
39.
|
На
востоке Европы
|
1
|
комбинированный
|
решение
творческих задач
|
Дать
оценку правлению правителей стран Европы
|
4.02
|
|
Глава 4. Русь
между Востоком и Западом (6 часов)
|
|
40.
|
Монгольское
нашествие на Русь. Натиск с Запада
|
1
|
практикум
|
практическая
работа
|
Уметь
объяснять причины завоевания Руси монголами
|
6.02
|
|
41.
|
ВолжскаяБулгария
и монгольские завоевания
|
1
|
комбинированный
|
опрос
|
Иметь
представление о последствиях завоевания Булгарии
|
11.02
|
|
42.
|
Русские
земли под властью Золотой Орды
|
1
|
лабораторное
занятие
|
работа с текстом
учебника
|
Уметь
объяснять сущность монголо-татарского ига
|
13.02
|
|
43.
|
Золотая
Орда
|
1
|
практикум
|
работа по карте
|
Иметь
представление о развитии Золотой Орды
|
18.02
|
|
44.
|
Великое
княжество Литовское и русские земли
|
1
|
практикум
|
работа по карте
|
Уметь
объяснять сущность Литовско-Русского государства
|
20.02
|
|
45.
|
Повторение
и проверка знаний «Русь между Востоком и Западом»
|
1
|
контрольный
|
тест
|
|
25.02
|
|
Часть 3. Дальние
страны (8 часов)
|
|
46.
|
Во
владениях великого хана
|
1
|
комбинированный
|
работа по карте
|
Определять
особенности развития Монгольской империи
|
27.02
|
|
47.
|
Индия:
раджи и султаны
|
1
|
комбинированный
|
работа с текстом
учебника
|
Сравнивать
причины распада Делийского султаната с причинами распада Арабского халифата
|
4.03
|
|
48.
|
Поднебесная
империя
|
1
|
комбинированный
|
опрос
|
Называть
последствия объединения Китая
|
6.03
|
|
49.
|
В
стране Сипанго
|
1
|
комбинированный
|
опрос
|
Определять
особенности развития Японии
|
11.03
|
|
50.
|
Очень
разная Африка
|
1
|
комбинированный
|
работа с текстом
учебника
|
Определять
особенности развития народов Африканского континента
|
13.03
|
|
51.
|
Мир
совсем неизвестный
|
1
|
практикум
|
работа по карте
|
Определять
особенности цивилизаций американского континента
|
18.03
|
|
52.
|
Заключение.
Перед сменой времен
|
1
|
комбинированный
|
работа с текстом
учебника
|
Определять
причины падения Византии
|
20.03
|
|
53.
|
Повторение
и проверка знаний «Значение Средневековья в мировой истории и культуре»
|
1
|
контрольный
|
контрольная
работа
|
|
1.04
|
|
Глава 5.
Объединение русских земель вокруг Москвы (7 часов)
|
|
54.
|
Возвышение
Москвы. Москва на подъеме
|
1
|
практикум
|
работа по карте
|
Иметь
представление о причинах возвышения Москвы
|
3.04
|
|
55.
|
Кризис
Московской Руси
|
1
|
лабораторное
занятие
|
работа с текстом
учебника
|
Уметь
анализировать политику Василия I
|
8.04
|
|
56.
|
Булгарские
земли в составе Золотой Орды. Распад Золотой Орды
|
1
|
комбинированный
|
опрос
|
Иметь
представление о причинах распада Золотой Орды
|
10.04
|
|
57.
|
Образование
Казанского ханства
|
1
|
комбинированный
|
работа по карте
|
Иметь
представление о причинах обособления земель Золотой Орды
|
15.04
|
|
58.
|
Казанское
ханство: хозяйство, управление, культура
|
1
|
комбинированный
|
опрос
|
Знать
систему управления Казанским ханством
|
17.04
|
|
59.
|
Русская
Православная Церковь во второй половине XIII – середине XV века
|
1
|
комбинированный
|
работа с текстом
учебника
|
Знать
особенности канонов церкви
|
22.04
|
|
60.
|
Русская
культура во второй половине XIII – середине XV века
|
1
|
семинар
|
работа с текстом
учебника
|
Знать
особенности русской культуры
|
24.04
|
|
Глава 6.
Создание Московского царства (7 часов)
|
61.
|
От
Великого княжества – к царству
|
1
|
изучение нового
материала
|
опрос
|
Уметь
выявлять новые черты политического устройства и характера княжеской власти
|
29.04
|
|
62.
|
Иван
Грозный – первый русский царь. Внешняя политика
|
1
|
практикум
|
работа по карте
|
Иметь
общее представление об Иване IV
|
1.05
|
|
63.
|
Казанское
ханство второй половины XV – первой половины XVIв
|
1
|
комбинированный
|
работа с текстом
учебника
|
Иметь
представление о развитии Казанского ханства
|
6.05
|
|
64.
|
Опричное
лихолетье
|
1
|
Лабораторное
занятие
|
работа с текстом
учебника
|
Характеризовать
опричнину, выделяя её причины и итоги
|
8.05
|
|
65.
|
Русская
Православная Церковь в конце XV-XVI веке
|
1
|
комбинированный
|
опрос
|
Знать
особенности развития церкви
|
13.05
|
|
66.
|
Русская
культура в конце XV-XVI веке
|
1
|
комбинированный
|
работа с текстом
учебника
|
Знать
особенности развития русской культуры
|
15.05
|
|
67.
|
Повторение
и проверка знаний «Роль России в мировой истории»
|
1
|
контрольный
|
контрольная
работа
|
|
20.05
|
|
Повторение (3
часа)
|
|
68.
|
Повторение
|
1
|
обобщающий
|
Решение
исторических задач
|
|
22.05
|
|
69.
|
Повторение
|
1
|
контрольный
|
тест
|
|
27.05
|
|
70.
|
Итоговое
повторение
|
1
|
контрольный
|
опрос
|
|
29.05
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.