Главная / История / Рабочая программа по истории в 11 классе

Рабочая программа по истории в 11 классе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовая база

Данная рабочая программа составлена в соответствие с:



  • требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования , утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ (Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) от 05.03.2004 № 1089.

  • примерной образовательной программой по информатике и ИКТ

  • основной образовательной программой школы

  • годовым календарным учебным графиком

  • учебным планом ОУ

  • Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253)



На основании:



Статья 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании Утвержден 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения Федерального закона об образовании.

Утвержден 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ

  • п. 2.3 Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 8 имени Героя Советского Союза Рашутина Григория Дмитриевича Пролетарского района города Ростова-на-Дону

  • Положения о рабочей программе учителя МБОУ СОШ № 8 им. Рашутина Г.Д.

Приказ № ___ от 30.08.2014г.

  • Н.В. Загладин, С.И.Козленко, Х.Т.Загладина, М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2013. Авторской программа «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до начала XXI в. 10- 11классы».

Основные содержательные линии учебной рабочей программы в 11 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их интегрированное изучение. Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени среднего (полного) общего образования предполагает определенную специфику межпредметных связей.  

Основанием выбора программы «История России. ХХ – начало ХIХ века» Козленко С.И., Загладина Н.В., Загладиной Х.Т. является то, что в ней учитывается уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы. Это позволяет шире (по сравнению с основной школой) реализовать интегративный подход к истории отечественной и всеобщей, истории и обществознанию, с тем, чтобы сформировать целостную картину развития человеческой цивилизации. Одна из принципиальных установок курса по программе Козленко С.И., Загладина Н.В., Загладиной Х.Т. - взвешенный подход к обозначению достижений и негативных явлений и процессов в исторической ретроспективе, а также тех факторов, которые позволяли России и ее народам созидательно решать проблемы, поставленные перед ними историей. Важным содержательным направлением курса является раскрытие роли выдающихся личностей Отечества. В программе делается        акцент на раскрытие истории духовной культуры России, учитывается необходимость работы с историческим документом как основным источником исторических знаний, формирования у учащихся умения толковать и анализировать его.

В основы программы заложены следующие положения:

•        использования современных данных исторической науки в раскрытии и оценке фактов, событий, общественных процессов, отдельных исторических личностей в различные эпохи и периоды истории России;

•        теоретическое осмысление исторического материала на основе рассмотрения, сопоставления различных этапов российской истории и зарубежного мира, что предполагает установление преемственности с курсом всеобщей истории, обществознанием, литературой и др. предметами;

•        включение в содержание обучения широкого круга исторических источников, элементов историографического и методологического характера, позволяющих знакомить школьников с позициями общественных и государственных деятелей, историков, философов по важнейшим проблемам отечественной истории; показывать историческую науку как сложный процесс постижения истины;

•        прослеживать место и роль России в мировом сообществе, знакомить учащихся с разными трактовками одних и тех же событий, привлекать к обсуждению спорных вопросов, применять деятельностный подход, нацеленный на активное сотрудничество учителя и учащихся, развитие творческой познавательной самостоятельности школьников.


Основной задачей курса становится формирование целостной картины мирового опыта человечества с начала ХХ века до начала XXI века, создание условий для осмысления основных событий; для продолжения работы над понятиями и категориями, начатой в основной школе; для освоения основных исторических источников. Сложившаяся практика изучения всеобщей истории предполагает выделение менее третьей части учебного времени на этот курс, поэтому, в определенном смысле, курс всеобщей истории является фундаментом и опорой для изучения отечественной истории этого же периода, в рамках которого «наращивается» ученический потенциал, соответствующий требованиям к уровню подготовки выпускников.

Стандарты среднего (полного) общего образования по истории на базовом уровне предусматривают достижение следующих целей:

  • Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.

  • Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.

  • Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.

  • Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности


Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса

  • В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

  • Должны уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторстве источники, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Владеть компетенциями: информационной, коммуникативной, рефлексивной, познавательной - осознавать сферы своих познавательных интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности;

  • - определять причины возникших трудностей и пути их устранения;

  • - развивать способности и готовность учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;

  • -понимать ценность образования как средства развития личности.


Базовый уровень изучения истории предполагает не только усвоение основ исторических знаний, но и значительную практическую ориентированность этих знаний, формирование различных умений работать с информацией, социальной и коммуникативной компетентностей. Одним из способов повышения эффективности процесса обучения на базовом уровне и одновременно средством мотивации старшекласников будет использование деятельностного подхода в преподавании предмета.

Сопоставление целей обучения истории и требований к уровню подготовки выпускников наглядно представляет особенности обучения истории: более высокий уровень оценочной деятельности, освоение элементов философии истории и методологии истории как науки, овладение умениями, которые позволяют решать комплекс исследовательских задач. Перед учителем встают сложные задачи: «оснастить» процесс обучения необходимыми средствами, которые «подчиняют» усвоение фактов, явлений, процессов, понятий творческой исследовательской деятельности учащихся; добиться баланса в изучении теоретического и «прикладного» материала; сформировать необходимые навыки представления результатов групповой или индивидуальной деятельности; развивать самостоятельность учеников.

Особое место в системе исторического образования отводится изучению истории России. Оно формирует у учащихся знания и умения, основной характеристикой которых является научность, фундаментальность и практическая ориентированность (включая исследовательские умения); ценности, среди которых важнейшими являются патриотизм, гуманизм, уважение прав человека, толерантность; способы мыслительной деятельности, обеспечивающие присвоение исторического материала (включая проведение исторического исследования, проектирование моделей различных общественно - политических; самоидентификацию (культурную, этнонациональную, государственную) и самоопределение по отношению к ключевым событиям отечественной истории. В процессе усвоения исторических знаний курс истории России и мира ХХ века занимает особое место. Он должен быть органично связан с аналогичным курсом, изучаемым в первом концентре, и, вместе с тем, качественно отличаться от него, раскрывая причинно-следственные связи, внутреннюю логику исторического процесса, мотивы деятельности субъектов

истории – исторических личностей и рядовых людей, различных социальных групп, то есть природу и движущие силы исторического развития Отечества и мировой цивилизации в ХХ веке.

Данная программа может быть реализована при использовании разнообразных форм организации учебного процесса и позволяет внедрять современные педагогические технологии, в частности ИКТ.

         В ходе осуществления контроля ЗУН обучающихся предусматривается проведение различных видов уроков, в том числе тестирования, семинарских занятий, уроков-диспутов, аналитических контрольных работ, исторического (терминологического) диктанта, собеседований и др. Обучающиеся уже владеют опытом составления уроков-презентаций в электронной форме, умеют составлять и защищать проекты. Задача учителя развивать данные способности старшеклассников.

          Применение информационных технологий я рассматриваю как один из эффективных способов организации учебного процесса. Использование их на уроках истории повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов. Основные виды работы с персональным компьютером на уроке можно подразделить на 2 группы: использование обучающих и познавательных программ на CD и создание программ (или их компонентов), различных приложений и электронных версий урока самим учителем с дальнейшим применением при объяснении материала или при его отработке и проверке.           Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучающихся, росту их познавательной активности, что очень важно при компетентностном подходе к обучению.

Формы работы: лекции, практикум, выступления с докладами, дополняющими лекционные выступления учителя; семинар, дискуссия.

Вид контроля:

    • контрольная работа по материалу

    • презентация своего короткого рассказа

    • написание анализа текста

    • выполнение творческих заданий по темам

    • написание эссе


      В соответствии с учебным планом школы в 11 классе на курс истории отводится 102 часа: 3 часа в неделю - 63 часа - история России, 39 часов – всеобщая история, 2 часа – тренинг ЕГЭ. По школьному календарному плану получается 100 часов. Тренинг ЕГЭ возможно провести в течение последних уроков по истории, включая его в учебный материал. Так программа выполняется полностью.


Предлагаемая программа соответствует обязательному минимуму, наиболее полно раскрывает требования к уровню подготовки учащихся средней полной общей школы.

СТРУКТУРА КУРСА

Модуль (тема)

Количество часов

1.

Основные направления НТП

2

2.

Российская империя накануне Первой мировой войны

8

3.

Мир на рубеже веков. Первая мировая война. Россия в годы революции и гражданской войны

14

4.

Теория и практика общественного развития

3

5.

Политическое развитие индустриальных стран

4

6.

Советское государство и общество в 30-е годы

11

7.

Вторая мировая и Великая Отечественная войны

12

8.

СССР и мир после войны

4

9.

СССР и мир в 1953-1964 гг. Попытки реформирования советского общества

6

10.

Духовная жизнь и развитие мировой культуры

2

11.

Ускорение научно-технического развития и его последствия

2

12.

Социальные и этнические процессы в информационном обществе

3

13.

СССР в годы «коллективного руководства»

6

14.

Евроатлантическая цивилизация во 2-й пол.ХХ-нач.ХХ1 вв.

4

15.

Перестройка и распад советского общества

11

16.

Страны Восточной Европы и государства СНГ

2

17.

Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации

3

18.

Духовная жизнь после Второй Мировой войны

2

19.

Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий

2


Итого:

100 часа


  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Раздел I. Тенденции мирового развития на рубеже веков.

Введение в историю XX в. Новейшая эпоха. Проблемы периодизации новейшей истории. Россия в XX в.

Мир в начале века. Государства и народы на карте мира. Научно-технический прогресс. Индустриализация. Империи и империализм. Проблемы модернизации.

Страны Европы и США в 1900—1914 гг. Достижения и проблемы индустриального развития. Демографические процессы. Социальные движения. Политические течения и организации. Социальные реформы. Национальный вопрос.

Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия. Противоречия российской индустриализации. Особенности развития сельского хозяйства. Ограничения свободной купли-продажи земли. Российское законодательство в сфере предпринимательской деятельности.

Город и деревня России в процессе модернизации. Особенности российской социальной модернизации. Влияние урбанизации и грамотности на социальную модернизацию. Причины слабости буржуазного менталитета в российском обществе. Особенности менталитета русского крестьянства. Влияние города на деревню. Окрестьянивание города. Особенности менталитета российской буржуазии. «Размывание» дворянства.

Право и традиции в российской политической системе начала XX в. Этапы формирования правового государства. «Правовое самодержавие». Ограниченность гражданских прав населения. Патернализм. Закон и традиция.

Противоречия формирования гражданского общества в России. Гражданское общество и российская политическая традиция. Общественные организации. Организации промышленников. Женское движение. Периодическая печать.

Панорама российского оппозиционного движения начала XX в. Рост оппозиционных настроений. Социал-демократы. Социалисты-революционеры. Анархисты. Либералы.

Национальный фактор российской модернизации. Новые тенденции в национальной политике. Польский вопрос. Национальный вопрос в Финляндии и Прибалтике. Традиционные и новые подходы в политике властей в отношении народов Юга и Востока. Еврейский вопрос. Классификация национальных движений и ее особенности в Российской империи. Национальные движения в России и их организации.

Первая российская революция и ее влияние на процессы модернизации. Первая российская революция и ее влияние на процессы модернизации. Кровавое воскресенье и его последствия. Становление конституционной монархии в России. Особенности российской многопартийности. Советы рабочих депутатов. Политическая активность крестьянства. Крестьянский союз. Крестьянский вопрос в Думе. Армия в революции. Социальные итоги революции.

Национальные движения и национальная политика правительства в годы революции 1905—1907 гг.

Столыпинская программа модернизации России. Аграрная реформа. Административная реформа. Школьная реформа. Перемены в национальной политике.

Страны Азии и Латинской Америки на пороге новейшей истории. Подъем освободительных движений. Страны Ближнего Востока. Революция 1911—1913 гг. в Китае. Проблемы трансформации в Индии. Мексиканская революция 1910—1917 гг.

Раздел П. Первая мировая война и ее последствия. Общенациональный кризис в России

(1914 г. - начало 1920-х гг.)

Предпосылки Первой мировой войны. Характер военных действий и основные военные операции. Роль Западного и Восточного фронтов. Война и общество.

Россия в войне. Роль Восточного фронта. Экономическая система России в годы войны. Война и российское общество. Повседневный быт населения. Национальный вопрос в годы войны.

Февральская революция 1917 г. в России и возможные альтернативы развития страны.

Октябрь 1917 г. в России. Причины победы большевиков. Дискуссии о характере октябрьских событий. Первые декреты новой власти. Учредительное собрание. Национальный вопрос и образование национальных государств.

Российское общество между красными и белыми. Социальный состав и политическая ориентация противоборствующих сил. Создание Красной Армии. Крестьянство, рабочие, интеллигенция в Гражданской войне. Политические и социально-экономические итоги Гражданской войны.

Конституция РСФСР 1918 г. Военный коммунизм и его социальные последствия.

Окончание мировой войны и образование новых государств в Европе. Революционные процессы 1918—1923 гг. в Европе. Версаль-ско-Вашингтонская система и ее противоречия. Советская Россия в международных отношениях начала 20-х гг.

Раздел III. Борьба демократических и тоталитарных тенденций в 20—30-е гг. XX в.

Европа межвоенного времени в поисках перспектив развития.

Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Фашизм и нацизм. Тоталитарные режимы в Европе. Западные демократии в условиях нарастания кризисных явлений в экономике и политическом развитии.

Россия нэповская: поиск оптимальной модели строительства социализма. Концепция нэпа. Противоречия нэповской модели развития. Борьба за власть в большевистском руководстве.

СССР на путях форсированной модернизации. Необходимость индустриальной модернизации. Технология сталинской модернизации. Результаты и последствия форсированной модернизации. Дискуссии о сущности социально-экономической и политической системы СССР в 30-е гг.

Национальная политика СССР в 20—30-е гг. XX в. Политика «коренизации». Развитие национальных языков и культуры. Советизация национальных культур. Борьба с религией и церковью. Выравнивание экономического уровня национальных окраин.

Страны Азии. Турецкая модернизация. Революция в Монголии. Гражданская война в Китае. Освободительное движение в Индии.

Особенности развития культуры. Модернизм. Культура в массовом обществе. Тоталитаризм и культура.

Международные отношения. «Эра пацифизма». Формирование очагов военной опасности.



Раздел IV. Вторая мировая война (1939—1945 гг.).

Великая Отечественная война советского народа (1941-1945 гг.)

Истоки Второй мировой войны. Кризис Версальской системы. Идеологическая подготовка к войне. Усиление роли государства в экономике европейских стран. Военно-политические планы агрессоров.

Крупнейшие военные операции Второй мировой войны. «Европейский» фронт в 1939—1941 гг. Советский фронт в войне. Азиатско-Тихоокеанский регион в войне. Африканский фронт. Второй фронт в Европе.

Экономические системы в годы войны. Германская экономическая модель. Эволюция английской экономики. Американская экономика в 1939—1945 гг. Перестройка советской экономики на военный лад. Ленд-лиз. Труд принудительных рабочих. Людские и материальные потери в войне.

Власть и общество в годы войны. Немецкий оккупационный режим. Холокост. Германский «фронт на родине». Власть и общество в СССР в годы войны. Антагонизмы в воюющем обществе. Западные демократии в годы войны.

Человек на войне. Герои фронта. Герои тыла. Участники Сопротивления. Партизанское движение в СССР. Военнопленные. Коллаборационисты. Массовый героизм.

Особенности развития науки и культуры в годы Второй мировой войны. Наука. Образование. Художественная культура. Мастера культуры — фронту.



Раздел V. Духовная жизнь, развитие отечественной и

мировой культуры в первой половине XX века.

Развитие науки и общественной мысли. Новые течения в философии. Революция в естествознании.

Художественная культура. Изобразительное искусство, поэзия, архитектура. Течения в искусстве: авангардизм, реализм, социалистический реализм. Музыкальное, театральное искусство, кино.

Раздел VI .Мир во второй половине XX в.

От индустриального общества — к информационному

Послевоенный мир. Изменения на карте мира. Двухполюсный мир. «Холодная война». Крушение колониальной системы.

Особенности экономического, политического, социального развития ведущих мировых держав. Научно-технический прогресс.

США в 1945—2000 гг.: становление сверхдержавы.

Страны Западной Европы: тенденция к формированию единой Европы. Кризис моделей развития.

Послевоенный СССР: альтернативы развития. Советская экономика в 1953—1991 гг. Советская политическая система в 1953—1991 гг. Советская федерация в 1953—1991 гг. Духовный мир и повседневный быт советского человека.

Страны Восточной Европы в 1945—1990 гг.

Страны Азии и Африки: освобождение и пути модернизации.

Страны Латинской Америки: между дикттурой и демократией.

Международные отношения во второй половине XX в. «Холодная война». Военно-стратегический паритет Запада и Востока.

Эвоволюция советской внешней политики в 1953—1991 гг. Период партнерства и соперничества между СССР и США.

Перемены 80-90-х гг. Социально-экономические и политические реформы 80 - 90-х гг. в России

Духовная культура в эпоху научно-технического прогресса. Основные тенденции развития культуры России и мира в 90-е гг. Россия и глобальные проблемы современного мира.


Критерии оценивания устного и письменного ответа по истории:

Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).

КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Стартовый контроль :


1.Правлению Ярослава Мудрого предшествовало правление князя:

а) Владимира Святого; б) Владимира Мономаха;

в) Юрия Долгорукого; г) Всеволода Большое Гнездо.

2. Древнерусское государство являлось:

а) империей; б) абсолютистским;

в) рабовладельческим; г) раннефеодальным.

3. Требование «Каждый да держит вотчину свою» означало:

а) прекращение феодальных усобиц;

б) изменение закона о престолонаследии;

в) прекращение совместных военных действий против половцев;

г) начало феодальной раздробленности.

4. Изображение, выполненное из цветных камней, смальты, керамических плиток
называется:

а) икона; б) мозаика;

в) заставка; г) фреска.

5. Вечевой строй является одним из признаков формы правления:
а) княжеской; б) республиканской;

в) абсолютной монархией; г) централизованнным государством.

6. Ранее других правил:

а) Иван III; б) Василий Ш;

в) Дмитрий Донской; г) Иван Грозный.

7. В Х1У—ХУ1 вв. главным фактором объединения русских земель является:

а) расширение торговых связей между областями;

б) развитие вотчинного землевладения;

в) развитие натурального хозяйства;

г) колониальная политика русских князей.

8. Усилению обороноспособности Российского государства во второй половине ХУ1
века способствовало:

а) создание стрелецкого войска; б) создание дворянского ополчения;

в) введение всеобщей воинской повинности; г) проведение политики опричнины.

9. Памятником литературы Х1У в. является:

а) «Апостол» б) «Слово о полку Игореве>

в) «Домострой»; г) «Повесть о Мамаевом побоище>.

10. Причина восстания под предводительством И. Болотникова:

а) антирусская политика семибоярщины: б) иностранная интервенция;

в) усиление феодального гнёта; г) проведение церковной реформы.

11. Прекращение созывов Земских соборов во второй половине ХУП века
свидетельствовало об усилении роли:

а) Боярской думы; б) царя;

в) приказов; г) наместников.

12. Установление устойчивых хозяйственных связей и обмена товаров между разными частями страны называется:

а) натуральным хозяйством; б) протекционизмом;

в) всероссийским рынком; г) традиционной экономикой.

13. Внешнеполитическая задача, стоявшая перед Россией в середине ХУП в

а) установление союзнических отношений с Турцией;

б) присоединение Закавказья;

в) возвращение земель, отторгнутых Речью Посполитой и Швецией;

г) присоединение Средней Азии.

14. Политикой меркантилизма называется:

а) сокращение вмешательства государства в экономику;

б) превышение экспорта над импортом;

в) превышение импорта над экспортом;

г) превышение спроса над предложением.

15. Причиной Северной войны является стремление России:

а) получить выход к Балтийскому морю;

б) расширить территорию на Севере;

в) вернуть смоленские и белорусские земли;

г) завоевать побережье Северного моря.

16. Во второй половине ХУШ века в экономике России начинается:

а) кризис барщинно-крепостнического хозяйства;

б) промышленный переворот;

в) реформация;

г) индустриализация.

17. В стиле классицизма созданы архитектурные произведения:
а) М. Казакова; б) Бармы и Постникова;

в) Шервуда; г) А. Фиораванти.

18. В XIX веке Государственный Совет являлся органом:

а) законодательным; б) законосовещательным;

в) исполнительным; г) распорядительным.

19. Перед Отечественной войной 1812 г.:

а) разработана Конституция Польши; б) началась Кавказская война;

в) заключен Тильзитский мир; г) вводятся военные поселения.

20. Членов «Северного» и «Южного» обществ объединяло стремление:

а) уничтожить помещичье землевладение; б) ослабить крепостной гнет;

в) уничтожить крепостное право; г) провозгласить Россию республикой.

21. Восстание декабристов заставило Николая 1:

а) создать Ш отделение собственной канцелярии;

б) ослабить цензуру;

в) сократить бюрократический аппарат;

г) расширить права Государственного Совета и Сената.

22. Год осуществления судебной реформы в России;
а) 1803 г.; 6)1861 г.;

в) 1864 г.; г) 1876г.

23. «Прусский» путь развития капитализма в сельском хозяйстве предполагает;

а) сохранение помещичьего землевладения;

б) ликвидацию помещичьего землевладения;

в) наделение крестьян землей без выкупа;

г) создание фермерских хозяйств.

  1. Событие внешней политики времен царствования Александра II:
    а) подавление польского восстания; б) Первая мировая война;
    в) образование «Союза трех императоров» г) русско-японская война.

  2. К народническим организациям 70-х гг. XIX в. не относится:

а) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»; б) «Народная воля»;
в) «Земля и воля»; г) «Черный передел».

26. К внешней политике Александра III относится:

а) «Указ о вольных хлебопашцах»; 6) судебная реформа;

в) министерская реформа; г) «Циркуляр о кухаркиных детях».

27. Основное направление российской литературы второй половины XIX в.
а) романтизм; б) классицизм;

в) критический реализм; г) модернизм.


28. Какие исторические периоды в истории человечества были изучены в 10 классе?

29. Назовите основные технические и социальные достижения первобытного общества.

30. Какие государства были образованы на Древнем Востоке? Что объединяет их развитие?

31. Какие достижения культуры оставили нам цивилизации Древней Греции и Древнего Рима?

32. Какие сословия существовали в средневековом обществе?

33. Назовите причины и последствия Великих географических открытий?

34. Какие буржуазные революции вы изучили в 10 классе? Каковы их общие причины и последствия?

35. Какие европейские государства прошли путь национального становления в 19 в.?

36. Каковы особенности становления и развития государства США в 18-19 вв.?

37. Назовите известных вам деятелей культуры и науки с 15 по 19 вв.

Итоговый контроль:


1. Какие черты характеризовали российское общество в начале ХХ века?

а) чёткое разделение общества на классы;

б) сохранение в обществе сословного строя;

в) наличие в общественном укладе черт феодального и буржуазного обществ.

2. Что являлось отличительной чертой экономики России в начале Х века?

а) отсутствие иностранных инвестиций

6) многоукладный характер экономики

в) высокие темпы роста тяжелой промышленности

г) невмешательство государства в рыночные механизмы

3. Когда проходила русско-японская война?

а) 1903-1905гг. б) 1904-1905 гг. в) 1904-I9Обгг.

4. Каковы причины первой российской революции?

а) отказ Николая П от провёдения либеральных реформ

б) высокие темпы роста тяжелой промышленности

в) малоземелье крестьянства

5. Почему первая российская революция потерпела поражение?

а) царское правительство воспользовалось помощью иностранных армий

б) началась первая мировая война

в) в стране начались либеральные реформы

6. Кто осуществлял реформаторскую политику после революции?

а) С.Ю.Витге 6) А.И. Гучков в) П.А. Столыпин

7. Каковы итоги Февральской революции в России?

а) образование конституционной монархии

б) складывание двоевластия

в) провозглашение демократических реформ

8. Первыми декретами большевиков были?

а) декрет о мире

6) декрет о национализации промышленности

в) декрет о свободных выборах Учредительного собрания

г) декрет о передаче земли крестьянам

9. Какие страны участвовали в интервенции в Россию?

а) Англия 6) Германия в) Испания г) Япония

10. Каковы черты политики «военного коммунизма»?

а) отмена трудовой повинности

6) отмена товарно-денежных отношений

в) введение продразверстки

г) разрешение частной торговли

11. В каком году советское правительство перешло к новой экономической политике?

а) 1918г. б) 1919г. в) 1920г. с) 1921г.

12. Каковы основные идеи нэпа?

а) разрешение частной торговли

б) возврат товарно-денежных отношений

в) разрешение внешней торговли частным лицам

13. Какие промышленные объекты были построены в ходе первой пятилетки?

а) Камский автомобильный завод

б) Магнитогорский металлургический комбинат

в) Днепрогэс

14. Какие из перечисленных событий имели место в СССР в 30-е гг. ХХ века?

а) судебные процессы над врагами народа

б) расширение территории СССР

в) разоблачение «культа личности>

15. Каким сражением начался коренной перелом в Великой Отечественной войне?

а) обороной Севастополя б) битвой за Москву

в) Сталинградской битвой г) выходом советских войск на государственную границу СССР

16. Назовите дату безоговорочной капитуляции фашистской Германии?

а) 2 мая 1945г. б) 8 мая 1945г. в) 9мая 1945г.

17. Какое название получило противостояние бывших союзников по антигитлеровской коалиции после войны?

а) «доктрина Трумэна» б) «холодная война» в) «гонка вооружений»

18. Какая из реформ экономики в СССР была самой успешной?

а) косыгинская реформа 1965-1970 гг.

б) продовольственная программа 1982 г.

в) жилищное строительство 1985 г.

19. Кому из советских писателей присуждалась Нобелевская премия?

а) Б. Васильев б) М. Шолохов

в) В. Шукшин г) Б. Пастернак

20. Какие из перечисленных реформ способствовали демократизации советского общества в период перестройки?

а) провозглашение политики гласности

б) отмена 6-й статьи Конституции СССР

в) установление чрезвычайного положения в стране.




УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ

Модуль

Обязательный минимум содержания

образования

Уровень подготовки ученика

1. Россия и мир на пороге ХХ века

Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпин. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

.«Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XXвв. Русско-японская война.

Понимать особенности российской модернизации. Работать с понятия-

ми. Знать деятельность реформаторов начала века.

Выявлять причины обострения противоречий развития индустриального общества.

Давать характеристику особеннос-

тям российского самодержавия

Понимать и оценивать приоритеты

Внешней политики России в нач.ХХ

века. Анализировать причины поражения России в войне с Японией

.

Понимать цели, содержание и значение реформ Столыпина и видеть причину их провала.


Первая русская революция 1905-1907 гг.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков.. Революция 1905-1907гг. Становление российского парламентаризма.


Анализировать политические взгляды правительства и общества.

Знать причины, характер и послед-

ствия первой русской революции.

Уметь работать с документами.


Россия и мир накануне 1917 г.

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX-начале XXв. Развитие системы образования, научные достижения российских учёных.



Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество

Иметь представление и социокультурном феномене культуры серебряного века. Знать

примеры достижений культуры.

Оценивать взаимоотношения России

и Антанты.

Понимать причины, цели и итоги войны. Уметь давать поэтапный обзор военных событий.

Россия и мир в период двух русских революций 1917

Революция 1917г. Временное правительство и Советы. Провозглашение советской власти. Учредительное собрание. Брестский мир. Формирование однопартийной системы. Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Российская эмиграция.


Понимать февральскую революцию как попытку реализации б/д и либе-

ральной модели развития Анализи-

ровать сущность двоевластия. Видеть причины кризисов Времен-

ного правительства. Видеть причины нарастания и успеха Октябрьской революции. Давать ей историческую оценку.

Выявлять причины и знать основные события распада империй и образования новых государств

Знать систему гос.управления,

Основные законы молодого совет-

ского государства. Понимать эволю

цию взглядов меньшевиков и эсэров

на захват власти большевиками и на

их экономическую политику.

Знать причины, ход и итоги граждан

ской войны. Выделять причины побед красных и слабые стороны

Белого движения.

Знать основные черты политики

«военного коммунизма». Актуализировать зависимость положения на фронтах гражданской войны от положения в тылу, от экономических программ белых и красных


Россия, СССР и мир в 20-30 годы

Переход к новой экономической политике. Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.

Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.

Причины свёртывания новой экономической политики. Индустриализация. Коллективизация. «Культурная революция». Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества.

Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами.


Уяснить причины и недостатки

НЭПа.

Знать национальные программы

большевиков.

Уяснить две противоположные концепции во внешней политике:

«пролетарский интернационализм» и «мирное сосуществование».

Видеть причины возвышения власти

Сталина и рождение советского

авторитаризма.

Понимать причину идеологического

наступления на культуру. Опериро-

вать примерами. Усвоить причины и итоги индустриализации. Понять истоки героизма сов. людей в годы первых пятилеток. Знать примеры строек.

Понимать суть процесса коллективизации, её перегибы и ошибки. Подводить её итоги.

Иметь представление о сущности советской модели тоталитаризма. Выяснить объективные и субъектив

ные предпосылки его возникнове-

ния. Определять его последствия.

Уяснить зависимость культуры 30-х гг. от идеологии. Понимать содержание и итоги культурной

революции.

Понимать диалектику курса советс-кой внешней политики в 30-е гг.

Знать её основные направления.

Выявлять причинно-следственные связи событий накануне II мировой войны.

Вторая мировая и Великая Отечественная войны

Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне.

.

Понимать справедливый освободи-

тельный характер войны со стороны СССР. Уяснить причины неудач КА и значение побед под Москвой, Сталинградом и Курском.

Раскрывать роль тыла как фактора

Победы. Уяснить источники и формы людского героизма в тылу. Понимать вклад народов СССР в Победу.

Понимать причины победы сов. народа в ВОВ.


СССР и мир после войны

Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 40-х-начала 50-х гг. Складывание мировой социалистической системы. «Холодная война» и её влияние на экономику и внешнюю политику страны. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием.


Иметь представление о характере эк.

ущерба. Рассмотреть различные точки зрения на перспективы раз-

вития страны.

Усвоить причины появления двух альтернатив после войны: демокра-

тической и тоталитарной.

Объяснять рост экспансионных настроений в сов. руководстве после

войны.

СССР и мир в 1953-1964 гг. Попытки реформирования советского общества

Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Экономические реформы 1950-х - 1960-х гг., причины их неудач. Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма

Подводить итоги борьбы за власть. Знать ход политических реформ. Понимать изменения взглядов руководства КПСС на культ личности, демократизацию общества.

Освещать основные этапы внешней политики хрущёвского периода, ставя их в зависимость от отноше-

ний СССР-США.

СССР и мир в 60-80 гг.

Конституция 1977г. Диссидентское и правозащитное движение.

Особенности развития советской культуры в 1950-1980гг. Наука и образование в СССР.

«Застой». Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты.

СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XXв. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война.


Понимать причины восстановления черт тоталитаризма в СССР, содер-

жание реформ 1965 г., анализиро-

вать причины наступления экономического кризиса в СССР.

Понимать особенности духовной

жизни советского общества.

Уяснить главные причины разрядки и её краха. Уметь комментировать на примерах «доктрину Брежнева».


Перестройка и распад советского общества

Причины распада СССР.Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 г. Политический кризис сентября-октября 1993г. Конституция Российской Федерации 1993г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств.

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.

Российская культура в условиях радикального преобразования общества.


Понимать перемены, произошедшие

в политической системе и экономике. Определять сущность политики гласности и её отличие от свободы слова.

Иметь представление о причинах

изменения основ советской внешней

политики.

Понимать неизбежность радикально

го обновления советской экономики

Знать альтернативные варианты. Знать причины кризиса 1991 г.

Знать основные события политичес-

кой жизни 90-х гг. Понимать особен

ности российской политической системы.

Россия и мир на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации.

Президентские выборы 2000г. Курс на укрепление государственности, экономический подъём, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.

Понимать отличие новой экономической модели от социалистической.

Понимать особенности межнацио-

нальных отношений в России.

Знать основные направления внеш-

ней политики России конца XX- начала XXI вв.



ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО МОДУЛЯМ

Тема

Дата

1.

Россия в Первой мировой войне

8.10

2.

Россия и мир в начале ХХ века

23.10

3.

Гражданская война и иностранная интервенция

22.10

4.

Россия, СССР и мир в 20-30 годы

11.12

5.

Вторая мировая и Великая Отечественная войны

19.01

6.

СССР в 40-60-е годы

11.02

7.

СССР и мир в 60-70-е годы

30.03

8.

Россия в 80-90-е годы

4.05


ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО МОДУЛЯМ

Тема

1.

Страны Европы и США в начале ХХ века

2.

«Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Азии

3.

Кризис Российской империи. Русско-японская война.

4.

Политическая жизнь России после Манифеста 17 октября 1905 г.

5.

Новая экономическая политика

6.

Политическая идеология и особенности фашистского режима

7.

Международные отношения в 20-30 гг. ХХ века

8.

Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Вторая оккупация Ростова

9.

Кризис и распад советского общества

10.

Курсом реформ 90-х гг.: социально-экономические аспекты



ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО МОДУЛЯМ

Тема

1.

Россия в Первой мировой войне: конец империи. Донские казаки в Первой мировой войне

2.

Гражданская война и военная интервенция. Дон в гражданской войне

3.

Модернизация экономики и оборонной системы страны в 30-е гг. Культурная революция. Дон в 20-30 годы

4.

Международные отношения и внешняя политика СССР в 30-е гг.

5.

Начальный период Великой Отечественной войны. Первая оккупация Ростова-на-Дону

6.

Причина, цена и значение Великой Победы

7.

Советское общество конца 50-начала 60-х гг. События в Новочеркасске 1962 г.

8.

Духовная жизнь СССР в 1940-1960 г.

9.

Политика перестройки в сфере экономики

10.

Внешняя политика демократической России


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Авторы

Название

Издательство

Год

1.

Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А

. «История Отечества XX- начало XXIв»

11 класс

«Русское слово»

2009

2.

Данилов А.А., Косулина Л.Г.

Поурочные разработки к учебнику «Исто

рия России. ХХ век»

Просвещение

1999

3.

Безносов А.Э., Кушнарёва Ю.В.

История. Россия и мир. 9-11 классы.

Дрофа

1999

4.

Данилов А.А.,

Косулина Л.Г.,

Тюляева Т.И.

Контрольные и проверочные работы по истории России ХХ века. 9, 11 классы.

Дрофа

2000

5.


1000 вопросов и ответов по истории.

Школьникам и абитуриентам.

АСТ

1997

6.

Чернова М.Н.

Тесты по истории России 1Х-ХХ веков

Дом педагогики

1998

7.

Изосимов Ю.Ю.

Справочное пособие по отечественной

Истории современного периода. 1985-1997 гг.

Аквариум

1998

8.


Россия, которую мы не знали.1939-1993

Хрестоматия.

Челябинское книжное издательство

1995

9.


Демоверсии ЕГЭ



10.

Алексашкина Л.И.

Всеобщая история. ХХ - начало ХХ1 века. 11 класс.

Мнемозина

2008



Контрольная работа по теме: «Россия и мир в начале ХХ века»

1 вариант:

1.Охарактеризуйте особенности экономического развития России в начале ХХ века.

2. Что относится к наиболее значительным социальным последствиям НТП в начале ХХ века? Были ли эти последствия только позитивными?

3. Составьте план ответа на вопрос: «Первая русская революция».

4. Понятия: модернизация, индустриализация, феминизм «зубатовский социализм», «Мир искусства»

5. Что вы о них знаете?

А) С.Витте, б) А.Руднев, в) Милюков, г) П.Столыпин, д) Брусилов


2 вариант:

1. Охарактеризуйте основные черты политического строя России в начале ХХ века.

2. В чём выражалась неравномерность экономического развития отдельных стран в конце Х1Х – начале ХХ в.? От чего зависело ускорение или замедление темпов развития?

3. Составьте план ответа на вопрос: «Русско-японская война»

4. Понятия: империализм, миграция, анархо-синдикализм, «кровавое воскресенье», символизм

5. Что вы о них знаете?

А) В.Плеве, б) Макаренко, в) А.Гучков, г) Богров, д) В.Вернандский


Контрольная работа по теме: «Россия, СССР и мир в 20-30 годы»

1 вариант:

1. Дайте сравнительную характеристику «военного коммунизма» и НЭПа.

2. Составьте план ответа на вопрос: «Положение человека в СССР в 20-30-е гг.: жизнь в условиях террора и беззакония»

3. Каковы итоги модернизации в СССР в 30-е гг.?

4.Какие основные положения советско-германского пакта о ненападении могли повлиять на начало Второй мировой войны?



2 вариант:

1. Дайте сравнительную характеристику сталинскому и ленинскому проектам образования СССР.

2. Составьте план ответа на вопрос: « Культ личности Сталина в СССР в 30-е годы».

3. Удалось ли в конце 30-х гг. осуществить в СССР главную идею социализма – достичь всеобщего социального равенства?

4. Какие события мировой внешней политики приблизили начало Второй мировой войны и почему?


Контрольная работа по теме: «СССР в 40-60-е годы»

1 вариант:

1. Охарактеризуйте социально-экономическую политику СССР в первые послевоенные годы. Назовите задачи, методы, средства восстановления и развития хозяйства.

2. Оцените значение ХХ съезда КПСС и ХХП съезда КПСС. Какой след они оставили в жизни страны?

3. Что вы знаете об этих событиях: «ленинградское дело», целина, «корейский конфликт»?

4. Объяснить термины: космополитизм, диссиденты, оттепель.


2 вариант:

1. Почему политический режим в СССР в к.40-х-нач. 50-х гг. был репрессивным? Охарактеризуйте его в сравнении с довоенным периодом?

2. Почему духовная «оттепель» в культуре не смогла проявить себя в полной мере?

3. Что вы знаете об этих событиях: «Карибский кризис», постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», выставка в Манеже.

4. Объяснить термины: «шестидесятники», реабилитация, «холодная война».




Контрольная работа по теме: «СССР и мир в 60-70-е годы»

1 вариант:

1. Почему не удались реформы А.Косыгина 1965 года?

2. Как «доктрина Брежнева» определяла взаимоотношения со странами социализма?

3. Что способствовало превращению США в лидера западного мира, в сверхдержаву?



2 вариант:

1. Какие политические процессы 60-70 годов определили период «застоя»?

2. Как политика «разрядки» определяла взаимоотношения с капиталистическими странами?

3. В чём выразилось «экономическое чудо» в западных странах в 50-70 годы ХХ века?



Контрольная работа по теме: «Россия в 80-90- е гг»

1 вариант:

1. В чём суть чеченской проблемы? Какие тенденции и противоречия развития РФ она отражает?

2. Какие новые веяния переживает сейчас российская культура? Отражает ли она в полной мере реалии современной жизни?

3. Дайте свою оценку путинского правления в истории современной России.

2 вариант:

1. Как сегодня решается проблема Чечни? В чём отличие курса путина от курса Ельцина в этом вопросе?

2. Какое значение для новой истории России имело установление её государственной символики? Опишите историю её создания.

3. Дайте оценку правления Д.Медведева в истории современной России.

Рабочая программа по истории в 11 классе
  • История
Описание:

 

 

Рабочая программа по истории для 11 класса составлена на основе примерной программы и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования. Основные содержательные линии учебной рабочей программы в 11 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их интегрированное изучение. Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени среднего (полного) общего образования предполагает определенную специфику межпредметных связей.  

       Основанием выбора программы «История России. ХХ – начало ХIХ века» Козленко С.И., Загладина Н.В., Загладиной Х.Т. является то, что в ней учитывается уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы. Это позволяет шире (по сравнению с основной школой) реализовать интегративный подход к истории отечественной и всеобщей, истории и обществознанию, с тем, чтобы сформировать целостную картину развития человеческой цивилизации. 

Автор Плескач Татьяна Анатольевна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 743
Номер материала 8498
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы