Главная / История / Рабочая программа по истории Средних веков 6 класс Ведюшкин

Рабочая программа по истории Средних веков 6 класс Ведюшкин

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа с.п. Псыкод»




РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО

протокол № 1

« » августа 2014г.

Рук-ль МО

_hello_html_m11512687.jpg_____________Танашева М.Х..

hello_html_3b511c13.jpg







hello_html_699d83de.jpg


зам.директора по УВР

Георгиева Р.З. …………

« » августа 2014г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ

6 КЛАСС





Составитель:

Карданова Антонина Адамовна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории



2014г


Директор МКОУ «СОШ с.п. Псыкод»

Кимова М.Н.…………………..

« .» августа 2014г.


hello_html_m30574d70.jpg


Структура документа


 Рабочая программа по истории России составлена

  • на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2010 года по предмету «История» (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897)

  • Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ (Стандарты 2 поколения. Примерные программы основного общего образования. История. 5-9 классы. М.. Просвещение. 2011г.)

  • Образовательной программы школы на 2014/15 учебный год

  • Учебного плана школы.

  • Положения образовательного учреждения «О рабочих программах»


Пояснительная записка

Рабочая программа данного курса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень). Рабочая программа курса истории Средних веков для 6-х классов составлена в соответствии с Федеральной примерной программой в рамках нового базисного учебного плана и авторской программы под редакцией В. А. Ведюшкина «История Средних веков». - М: Просвещение, 2012. Она позволяет посредством проблемного подхода систематизировать и обобщить исторический материал означенного периода, уяснить причинно-следственные связи исторических событий..

Рабочая программа рассчитана на 32 учебных часа из расчета 2 учебных часа в неделю и предназначена для учащихся 6-х классов на 1 полугодие 2014-2015 учебного года.


Реализуется программа с помощью:

  • Учебно-методического комплекта.

  • Базисный учебный план для основной школы.

  • Примерная программа по истории

  • Требования к уровню подготовки выпускников основной школы.


При составлении авторской рабочей программы использованы в сочетании с программой «История «Академический школьный учебник» 5-11 классы Сборник программ по отечественной и зарубежной истории и обществознанию. М,. «Просвещение» 2012г. (коллектив авторов). «ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВА­ТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ИСТОРИЯ» 5-11 классы» М,. •Просвещение » 2012г. (коллектив авторов).

Рабочая программа ориентирована на учебник В. А. Ведюшкина «История Средних веков» и является частью учебно-методического комплекта по истории Средних веков, в который входят также «Методические рекомендации к учебнику «История Средних веков». 6 класс» (авторы: В. А. Ведюшкин, Н. И. Шевченко) и «Рабочая тетрадь по истории Средних веков» (авторы: В. А. Ведюшкин, Е. А. Крючкова).


Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.


Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших зеках, стремиться понять их и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках средневековья его основные этапы. Хотя курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание уделено истории Европы. Там, где это возможно, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.


Цели изучения курса:


  • Сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

  • Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

  • Охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;

  • Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий (христианство и ислам).


КОМПЕТЕНЦИИ


ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

умения в связной монологической форме пересказать текст учебни­ка, отделяя главное от второстепенного, воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложе­нии учителя;

Умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания;

Классифицировать факты, явления, понятия;

Выявлять значение отдельных событий;

Выступать с сообщениями (на основе источников, рекомендаций учителя)

Умения раскрыть содержание иллюстрации;

Умение создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспекты

Формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов мира.

Умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств), умение оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения.

ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

умения сравнивать исторические явления в различных странах, вы­деляя сходство и различия;

умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные сужде­ния;

умения спорить и отстаивать свои взгляды, участвовать в диалоге, подбирать аргументы;

умения анализировать исторический источник, как письменные, так и вещественные;

умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

умения читать историческую карту, картосхемы, используя их легенду, определять местоположение историко-географических объектов, заполнять контурную карту.

умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.



Программа рассчитана на 32 часа, календарно-тематическое планирование составлено на 32 час, из них 3 часа из резервного времени на повторительно-обобщающие уроки по разделам, которые проводятся по усмотрению учителя.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

КУРСА «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»
6 класс (32 ч)

Введение (1 ч)

      Происхождение понятия «Средние века» (здесь и далее выделены основные и опорные понятия каждого раздела). «Светлый» и «темный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков. Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Средних веков.

Раздел I. Раннее Средневековье (9 ч)
Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (4 ч)

      Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда». Принятие франками христианства.
      Изменения в положении церкви в IV в. Споры вокруг понимания христианства и формирование христианских догматов. Отцы церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и состав христианского канона. Духовенство, его структура и иерархия. Возникновение папства. Церковный приход. Монашество. Бенедиктинский устав. Жизнь средневекового монастыря. Монастыри и книжное дело в раннем Средневековье. Церковь и культура. Споры вокруг античного наследия. Система образования.
      Франкское государство в VI—VIII вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и значение.

Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке.

Франция и Германия в IX—XI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и церковь.

Тема 2. Византия и славянский мир (3 ч)

      Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Территория и население. Константинополь — столица Византии и воплощение ее могущества. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII—XI вв. Взаимоотношения с Русью.
      Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская иконопись.
      Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности.

Тема 3. Арабский мир в VI—XI вв. (2 ч)

      Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман.
      Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.

Повторительно-обобщающий урок «Раннее Средневековье» (1 ч.)

Раздел II. Расцвет Средневековья (10 ч)
Тема 4. Феодальное общество (3 ч)

      Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия: теория и практика. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия. Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «Божий мир». Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Куртуазность.
      Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура крестьян.

      Средневековый город. Упадок городской жизни в раннем Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Товарно-денежное хозяйство. Новое в мировосприятии горожан.

Тема 5. Католическая церковь в XI—XIII вв. (2 ч)

      Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви в X–XI вв. Клюнийская реформа. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба империи и папства в XI в. Папство в зените могущества. Ереси XI—XIII вв. (катары, вальденсы), причины их широкого распространения. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены — францисканцы и доминиканцы, их роль в укреплении католической церкви.
      Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов.

Тема 6. Разные судьбы государств (3 ч)

      Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и Авиньонское пленение.
      Воздействие Нормандского завоевания на развитие Англии. Могущество королевской власти в конце XI—XII в. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента.
      Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и Германии. Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII—XIV в.

Тема 7. Культура Западной Европы в XI—XIII вв. (2 ч)

      Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Рационализм и мистика. Схоластика.

Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты. Повторительно-обобщающий урок «Расцвет Средневековья» (1ч.)

Раздел III. «Осень» Средневековья (6 ч)
Тема 8. Западная Европа в XIV—XV вв. (4 ч)

      Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. «Черная смерть», ее экономические и социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д’Арк и перелом в ходе войны. Завершение Столетней войны и ее итоги.

Владения герцогов Бургундских в XV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Централизаторская политика Людовика XI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Династическая уния Кастилии и Арагона. Завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы.

Изменения в культуре Западной Европы в XIV—XV вв. Развитие личностного начала. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.

Тема 9. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV–XV вв. (2 ч)

      Польша в XIV–XV вв. Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Битва при Грюнвальде. Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.

Страны Балканского полуострова в XIV—XV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Ферраро-Флорентийская уния. Гибель империи ромеев. Воздействие поздневизантийской культуры на другие страны.

Раздел IV. Вдали от Европы (3 ч)
Тема 10. Страны Азии, Африки и Америки (3 ч)

      Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Религии Индии. Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шелковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть и чиновничество. Япония. Отличительные черты японского общества и культуры. Достижения культуры Индии и Китая.
      Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура.

      Особенности развития Африки. Магриб и Черная Африка. Транссахарская торговля и ислам. Государства Западного Судана. Христианская Эфиопия.

      Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбовой Америки со Старым Светом. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития.

Итоговое повторение «Значение Средневековья в мировой истории и культуре» (1 ч)


Литература

1.Программа общеобразовательных учреждений «ИСТОРИЯ» «Академический школьный учебник» 5-11 классы М,, Просвещение 2012 .

2 Федеральная Примерная программа основного общего образования по истории.

  1. Рабочие программы по истории 5-11 классы. М., «Просвещение» 2012 г.

  2. В. А. Ведюшкина «История Средних веков». - М.: Просвещение, 2012.

  3. «Методические рекомендации к учебнику «История Средних веков». 6 класс» (авторы: В. А. Ведюшкин, Н И. Шевченко) М.: Просвещение, 2012

  4. «Рабочая тетрадь по истории Средних веков» (авторы: В. А. Ведюшкин, Е. А. Крючкова). М.: Просвещение, 2012

7.»Задачник по истории средних веков»Смирнов С.Г. Смоленск 2011г.

Тематическое планирование


Название темы

Количество

учебных часов

по разделам

по

темам

Введение

1


Раздел I. Раннее Средневековье

9


Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье


4

Тема 2. Византия и славянский мир


3

Тема 3. Арабский мир в VI—XI вв.


2

Повторительно-обобщающий урок «Раннее Средневековье»


1

Раздел II. Расцвет Средневековья

10


Тема 4. Феодальное общество


3

Тема 5. Католическая церковь в XI—XIII вв.


2

Тема 6. Разные судьбы государств


3

Тема 7. Культура Западной Европы в XI—XIII вв.


2

Повторительно-обобщающий урок «Расцвет Средневековья»


1

Раздел III. «Осень» Средневековья

6


Тема 8. Западная Европа в XIV—XV вв.


4

Тема 9. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV–XV вв.


2

Раздел IV. Вдали от Европы

3


Тема 10. Страны Азии, Африки и Америки


3

Итоговое повторение «Значение Средних веков в истории человечества»


1

всего

32 ч.



4. Контроль реализации программы


а) Стартовый контроль (результаты уровня обученности, здоровья, развития, воспитанности.) – 2-я неделя

б) Текущий контроль – после изучения тем – проверочные тесты (тематические).

в) Итоговый контроль – в конце изучения курса: итоговый тест – январь 2015 г.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата

Тема урока

Тип урока

Основное содержание урока

Основные понятия, термины

Знания, умения

Источники информации

Д /з

план

факт

1


Введение в курс «История Средних веков».

стр. 6-13

Комбиниро-ванный

Хронологические рамки Средневековья. Понятие «Средние века».

Средневековье, дикость, варварст-во, цивилизация, исторические ис-точники

Устанавливать историчес-кую связь между перио-дами. Показывать преемственность.

1. с.11-13

Учебник, стр. 6-13,

Рисунок истор. источ ника

РАЗДЕЛ I. Раннее Средневековье (10 часов)

Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (5 часов)

2.


Великое пересе-ление народов и образование

Германских королевств.

§1, стр.14-22

Комбиниро­ванный


Великое переселение на-родов. Падение Западной Римской империи. Обра-зование и отличительные черты германских коро-левств. Расселение фран ков, занятие, обществен-ное устройство.

Великое переселе-ние народов, госу-дарство, христиан-ство, арианство, «Салическая правда», 486 г., 568 г., 732 г.

Умения сравнения, пос-троения, аналогий, обо-бщения и систематиза ция исторических данных. Анализировать документ, оперировать понятиями

Карта «Рим.импе-рия в IV-VI вв».

1. с.14-16

§1, вопросы №4 (у), документ, словарь

3.


Христианская церковь в раннее Средневековье.

§ 2, стр.22-30

Комбиниро­ванный

Религия в жизни средне-векового человека. Как верить. Ереси. Главная книга христиан. Устрой-ство христианской церк-ви. Монашество на Вос-токе и на Западе.

Христианские бого-словы, отцы церкви, догмат, ереси, духо-венство, церковная десятина, монастыри, монашество, иерар-хия, Символ Веры, Евангелие, Библия.

Усвоение новых понятий, умение ими оперировать. Установление причинно-следственных связей, закономерностей.

Карта «Рим.импе-рия в IV-VI вв».

1. с.16-19

§2, вопросы

1,4 (у), документ, словарь

Опер.задан. «Коронация Карла Вели-кого»

4.


Франкское государство в VI-VIII вв.

§ 3, стр.33-41

Комбиниро-ванный

Франкская империя и её распад. Ленивые короли и энергичные майордомы. Войны Карла Великого. Император и его империя. Верденский раздел.

Магнат, феод, фео-дал, усобицы, бене-фиций, майордом, империя, рефор-ма, усобица, 800г., 843

Развивать понятийное мышление, формировать понимание причинно-следственных связей возникновения, расцвета и причины распада государства

Карты учебника, стр.36. 38

1. с.19-22


§3, вопросы

4 (у), документ, словарь

Опер.задан.

«Открытие Сев.Амер»

5.


Среди невзгод и опасностей: Западная Европа в IХ—XI вв.

§ 4, стр.41-51

Комбиниро­ванный

Образование государств в Восточной и Западной Ев ропе. Политическая раз-дробленность. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.


Викинги, норманны, сага, руны, домен, феодал, феодаль-ная раздроблен-ность, феодальное владение

Развивать умение класс-сифицировать, обобщать. Самоконтроль в сочета-нии с умениями наблю-дения, слушания, осмыс-ления, чтения

Карты «Физич. карта мира», «Европа в конце IХ—XI вв.»

1. с.22-25

§4, вопросы №4 (пис), с.25 МП документ, словарь

6.


Культура раннего Средневековья.

§ 5, стр.51-59

Урок изуче-ния нового материала

Истоки средневековой культуры. Церковь и судь бы античного наследия. «Каролингское возрожде-ние». Высокое искусство книги.

Античное насле-дие, «семь свобо-дных искусств», «каролингское возро-ждение», анналы, христианская Европа

Формирование ярких представлений о куль-туре. Формирование обо-бщенного представления, установление причинно-следственных связей

Иллюстрации по теме

1. с.25-28

§5, вопросы документ, словарь

Повторить даты

Тема 2. Византия и славянский мир (3 часа)

7.


Византийское тысячелетие.

§ 6, стр.59-68


Комбиниро-ванный

На перекрёстке Запада и Востока. Власть Василев-са. Век Юстиниана. В кольце врагов. Византия и Русь.

Василевс, узурпация, торговый путь «из варяг в греки», ко-декс Юстиниана внутренняя полити-ка, внешняя поли-тика, греческий огонь

Знать причины сохране-ния и расцвета империи. Место императора.

Уметь составлять план.

Карты «Рим.импе-рия в IV-VI вв»., «Византийская им перия в VI-XI вв.»

1. с.28-31

§6, вопросы №3 (у), документ, словарь

О/з: рассказ о хр.Святой Софии

8.


Культура Византии.

§ 7, стр.68-78


Урок изуче-ния нового материала

Античное наследие и христианство. Рождение христианского храма. Свя тая София. Образ мира. Мозаика, фреска, икона.

Культура, антич-ность, базилик, крес-тово-купольный храм, канон, иконно-пись, фреска, мозаи-ка

Умение анализировать произведения искусства, выделять особенное и сравнивать с культурой Запад. Европы. Умение анализировать историчес-кие источники, осмысли-вать и оценивать истории-ческие явления.

Иллюстрации па-мятников Визан-тии.

1. с.32-35

§7 , вопросы

5 (у) документ, словарь

9.


Образование славянских государств.

§ 8, стр.78-87


Комбиниро-ванный

Истоки истории славян. Великая Моравия и судь-бы славянской культуры. Болгарское царство. Чехия. Польша.

Миссионеры, глаголица, кириллица

Знать историю славянско-го алфавита. Уметь рабо-тать с картой и со схемой.

Карта «Болгария и Великая Моравия в VII-IX вв»

1. с.35-38

§8 , вопросы документ, словарь, даты

Тема 3. Арабский мир в VIXI вв. (2 часа)

10.


Рождение новой религии.

§ 9, стр.87-95


Комбинро­ванный

Аравия и её обитатели. Путь пророка. Ислам – религия мусульман.

Ислам, мечеть, му-сульманин, хиджра, Коран, Сунна, шари-ат, бедуин, минарет, Кааба, Мекка, мечеть

Уметь анализировать ма-териал, определять пред-посылки, сущность и по-следствия события. Уметь составлять план и хроно-логическую таблицу, ра-ботать с документами

Карта «Арабы в VII-IX вв.»

1. с.38-41

§9 , вопросы

4,5 (у) документ, словарь

11.


Мир ислама.

§ 10, стр.96-105


Комбиниро­ванный

Арабские завоевания. Рас цвет и распад Халифата. Свет знания. В мечети. Искусство жить красиво.

Халифат, халиф, шииты, имам, эмир сунниты

Уметь работать с истори-ческой картой. Уметь да-вать самостоятельную оценку истор.событиям, явлениям, процессам, личностям

Карты «Арабские завоевания в VII-IX вв.», «Распад Арабского халифата»

1. с.41-43

§10, вопросы №4,6 (у), до-кумент, сло-варь, подг-ка к тест.работе


Раздел П. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (13часов)

Тема 4. Феодальное общество (3 ч)

12.


Крестьяне и сеньоры.

§ 11, стр.106-117


Урок изуче-ния нового материала

Рождение нового устрой-ства общества. Три сос-ловия. Сеньоры и вассалы.

Сословия, сеньор, вассал, зависимые крестьяне, феодализм, феодальное госуда-рство, феодальная лестница

Умение связно пересказы-вать текст учебника, от-делить главное от второ-степенного. Определять предпосылки, сущность и последствия, явления (складывание феодальных отношений)

Схема «Феодаль-ная лестница»

1. с.44-47

§11, вопросы №2 (пис), документ, словарь

О/з: «Рыцар-ский турнир», «Воспитание рыцаря»

13.


Рыцарство: на войне и у себя дома.

§ 12, стр.117-126


Комбиниро-ванный

Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Война как об-раз жизни. Мир турниров и гербов. Воспитание рыцаря. В замке. Рыцарс-кая культура.

Рыцарь, турнир, герб, замок, рыцарс-кая культура, кодекс рыцарской чести, куртуазность

Знать особенности рыцар ской культуры. Уметь самостоятельно анали-зировать исторические источники: письменные, изобразительные, вещественные.

1. с.47-49

§12, вопросы

1,3 (у), документ с. 126-рисунок, словарь

14.


Средневековая деревня.

§ 13, стр.126-134


Комбиниро-ванный

Крестьяне и синьоры. Жизнь, быт и труд кресть ян. Аграрное производст-во.

Повинности, лично зависимые крестья-не, трехполье, нату-ральное хозяйство, община. Крестьян-ская повинность, барщина, оброк

Уметь выделять основные черты феодального общес тва. Уметь выделять глав-ное в тексте учебника.

Участвовать в беседе, в дискуссии

Схемы МП, с.51

1. с.50-53

§13, вопросы

3 (у), документ, словарь

Тема 5. Средневековый город (2 часа)

15.


Возникновение и расцвет средне-вековых городов.

§ 14, стр.126-134


Урок изуче-ния нового материала

Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Сословия средневекового города.

коммуна, бюргеры, буржуа, городская республика, пат-рициат, магист-рат, бургомистр, мэр

Устанавливать причинно-следственные связи, уме-ние анализировать мате-риал, определять предпо-сылки, сущность и пос-ледствия. Учиться решать проблемные и познава-тельные задачи.

Карта «Развитие ремесла и торго-влив Европе в XIV в.», стр.140

1. с.54-58

§14,вопросы

3, с.145 документ, словарь

16.


Ремесло и торгов-ля в средневеко-вой Европе.

§ 15, стр.126-134

Комбиниро-ванный

В ремесленной мастер-ской. Ремесленные цехи. Торговля.

Мастер, подмас-терье, ремесленный цех, шедевр, гиль-дия, ярмарка, меняла, банк, братства

Уметь отделять главное от второстепенного. Выде лять отличительные при-знаки явления, процессы

Карта «Развитие ремесла и торго-влив Европе в XIV в.», стр.140

1. с.58-62

§15,вопросы

Зад.2 (с.153), (пис), документ, словарь

Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. (3 часа)

17.


Католическая цер-ковь: путь к вер-шине могущества.

§ 16, стр.154-162

Комбиниро-ванный

Крестовые походы и их влияние на жизнь евро-пейского общества.

Индульгенция, католическая цер-ковь, клюнийская реформа, правос-лавная церковь, отлучение от цер-кви, «хождение в Каноссу», анафе-ма, таинства, конклав, еретик, инквизиция

Устанавливать причинно-следственные связи (рас-кола и ереси). Чётко фор-мулировать понятия. Определять роль и место христианской церкви в жизни общества.

Карты «Рим.импе-рия в IV-VI вв».

1. с.63-65

§16, вопросы

3-5 с.162 (у),

документ, словарь

18.


Крестовые походы.

§ 17, стр.162-174


Комбиниро­ванный

Крестовые походы и их влияние на европейское общество. Упадок и ко-нец крестоносного дви-жения. Значение кресто-вых походов.

Крестовые походы, крестоносцы, духовно-рыцарский орден

Уметь работать с учебни-ком, уметь составлять таблицу. Работать с исто-рической картой. Уметь выявлять синхронность и последовательность исто-рических событий и явле-ний.

Карты «Крестовые походы», «Гос-ва крестоносцев в XI-XII вв.». стр. 166 уч

1. с.66-70

§17, вопросы, №1,4(у), 2п документ, словарь

19.


Католическая церковь в борьбе с еретиками.

§ 18, стр.174-182


Комбиниро­ванный

Папство в зените могу-щества. Ереси XIIXIII вв. Борьба церкви с ереся-ми. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенству-ющие ордены, их роль в укреплении католической церкви.

Ересь, еретики,

инквизиция,

нищенствующий

орден,

доминиканцы,

францисканцы

Уметь определять роль и место христианской цер-кви в жизни общества.

Понимать причины непри меримого отношения католической церкви к распространению ереси.

1. с.70-73

§18,вопросы, №2 (у) документ, словарь

Подг.к тесту

Тема 7. Разные судьбы государств (3 часа)

20.


Франция – долгий путь к единству.

§ 19, стр.182-192


Урок изуче-ния нового материала

Возникновение сословно-представительных монар-хий в европейских стра-нах. Генеральные штаты во Франции.

Судебная проце-дура, Генеральные штаты, сословие, сословная монар-хия

Уметь анализировать ма-териал. Определять пред-посылки, сущность и по-следствия исторических событий (объединение Франции).

Карта «Англия и Франция в XI-начале XIVвв.»; с.187

1. с.73-77

§19, вопросы №3 (у), доку-мент, словарь

Повт.в §4 п.2 с.45

21.


Англия: от норман-дского завоевания до парламента.

§ 20, стр.192-201


Комбиниро­ванный

Англия после нормандс-кого завоевания. Могуще-ство королевской власти в конце XIXII в. Анжуй-ская держава. Великая хартия вольностей, ее ис-торическая роль. Возник-новение и отличительные черты англ. парламента.

Шериф, графство, «щитовые день-ги», суд присяж-ных, хартия, пар-ламент, сословное представительство «Великая Хартия Вольности»

Уметь сравнивать истори-ческие явления в различ-ных странах, выделять сходство и различие. Уметь оперировать терми нами и понятиями.

Карта «Англия и Франция в XI-начале XIVвв.»; с.187

1. с.77-82

§20, вопросы №2 (у), доку-мент, словарь

22.


Несбывшиеся надежды герман-ских им­ператоров

§ 21, стр.201-211


Комбиниро­ванный

Император, князья и борь ба за Италию. «Натиск на Восток». Противостояние между империей и папс-твом. Рождение Швейца-рии. «Золотая булла».

Междоусобица, миссионеры, коло нисты, кантоны, курфюрст, ломбар дская лига горо-дов

Уметь сравнивать истори-ческие явления в различ-ных странах, выделять сходство и различие.

Карты учебника «Крестовые похо-ды», с.166, «Разви тие ремесла и тор-говли в Европе», с.140; 1. с.82-86

§21, вопросы №2,5 (у), зад.4 к гл.VII с.211 (пис), документ, словарь

Тема 8. Культура Западной Европы в XI-XIII вв. (2 часа)

23.


Образование, нау-ка и философия в эпо­ху расцвета Средневековья

§ 22, стр.211-219


Урок изучения

нового

материала

Школы и система образо- вания. Возникновение уни верситетов. Жизнь студен-тов. Вера, разум и опыт в средневековой науке и фи-лософии. Рационализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в развитии нау-чных знаний. Схоластика.

Университет, рационализм, Схоластика, логика, томизм, коллегия

Развивать умение соотно-сить знания с эпохой, видеть в частном общее и наоборот. Устанавливать причинно-следственные связи между событиями.

1. с.87-90

§22, вопросы №2,4, документ, словарь

24.


Культура Западной Европы в XI-XIII вв.

§ 23, стр.220-229


Урок изучения

нового

материала

Архитектура и искусство эпохи расцвета Средневе-ковья. Романский и готи-ческий стили, их отличи-тельные черты.

Романский стиль, готический стиль, портал, витраж стрельчатая арка,

паломничество

Развивать умение соотно-сить знания с эпохой, видеть в частном общее и наоборот. Устанавливать причинно-следственные связи между событиями.

Рисунки учебника

1. с.90-93

§23, вопросы №1,6 (у) документ, словарь

Раздел III. «ОСЕНЬ» СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (6 часов)

Тема 9. Западная Европа в XIVXV вв. (4 ч)

25.


Столетие бедствий

§ 24, стр.230-241


Урок изучения

нового

материала

«Черная смерть», ее эко-номические и прочие пос-ледствия. Освобождение крестьян от личной зави-симости. Обострение про-тиворечий между кресть-янами и сеньорами. Жаке-рия. Восстание Уота Тай-лера.

«рабочее законо-дательство», амни-стия, гетто, раввин, ростовщичество, Жакерия

Развивать общеучебные умения. Связно переска-зывать текст учебника, от делять главное от второ-степенного. Выделять предпосылки, анализируя материал, сущность и по-следствия явлений и про-цессов, сравнивать исто-рические события

Карта уч-ка «Анг-лия и Франция во времена Столет-ней войны», Хрон. схема «Осень Средневековья», с.232

1. с.94-97

§24, вопросы №1 (у), 5 (п), 7 (п) для сил. уч-ся документ, словарь

О/з: рассказ о Жанне д’Арк

26.


Самая долгая война в истории

§ 25, стр.241-250



Комбиниро­ванный урок

Причины и начало Столет ней войны. Этапы войны. Жанна д'Арк и перелом в ходе войны. Ее заверше-ние и итоги.

Дофин, тактика, национальная независимость, арбалет,

Уметь определять причи-ны, характер и значение феодальных войн. Уметь определять роль личности в истории.

Карта уч-ка «Анг-лия и Франция во времена Столет-ней войны», Хрон. схема «Осень Средневековья», с.232

1. с.97-102

§25, вопросы №1 (п) , план «Итоги Сто-летней войны документ, словарь

27.


Трудный путь к торжеству королевской власти

§ 26, стр.251-260


Комбиниро­ванный урок

Бургундское государство в XV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Война Алой и Белой розы . Усиление королевской власти в Англии при Ген-рихе VII Тюдоре. Объеди-нение Испании и заверше-ние Реконкисты. Религиоз-ная политика Фернандо и Изабеллы.

Централизация, неограниченная власть короля, Реконкиста, уния, аутодафе, компромисс, фанатизм, абсолютизм

Уметь на основе сравне-ния раскрыть общее и осо бенное в процессе завер-шения объединения и управления в европейских государствах.

Карта уч-ка «Анг-лия и Франция во второй половине XV в.» с.253, «Реконкиста и объединение Испа нии». с.257

1. с.103-106

§26, вопросы №4 (у) документ, словарь

28.


Польша и Чехия: время расцвета

§ 27, стр.261-269


Комбиниро­ванный

Внутренняя политика Ка-зимира III Великого. Борь-ба с агрессией Тевтонского ордена. Грюнвальд. Дина-стическая уния Польши и Литвы. Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание соци-альных, этнических и религиозных противоре-чий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.

Сейм, гуситы, гуситские войны, тобориты, умерен-ные, латники, Ян Гус, Ян Жижка

Уметь выявлять причины. Определять направление движения, последствия войн. Выделять причины, способствующие подъему экономики и развития го-сударственности.

Карты «Развитие ремесла и торгов-ли в Европе», с.140; «Чехия и Польша в XIV-XV вв»., с.263

1. с.106-110

§27, вопросы №1 (у) , 3 или 6 (п) документ, словарь

Тема 10. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XV вв. (2 часа)

29.


Полумесяц против креста

§ 28, стр.269-277


Комбиниро­ванный

Ослабление Византии, Бол гарии и Сербии. Усиление Османской империи. Осма нские завоевания на Бал-канах. Византия в поисках спасения. Гибель империи ромеев.

Султан, янычары, блокада, османы, церковная уния

Уметь устанавливать при чинно-следственные связи и закономерности, системное понимание со-бытий, связанных с паде-нием Византии, усилени-ем Османской империи.

Карты уч-ка «Ви-зантийская импе-рия в VI-IX вв», с.60, «Османская империя в XIV-XV вв», с.271

1. с.111-114

§28, вопросы №4 (у), 7 (п) документ, словарь

30.


Культура Запад-ной Европы в XIV- XV -вв: новые горизонты

§ 29, стр.278-288


Урок изуче-ния нового

материала

Изменения в культуре Западной Европы в XIVXV вв. Развитие личност-ного начала. Изобретение книгопечатания и его зна-чение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гума-нисты. Литература и ис- кусство раннего Возрож-дения в Италии.

Линейная перс-пектива, гуманизм,

книгопечатание,

личность, портрет,

инкунабула,

Возрождение

Умение самостоятельно анализировать истории-ческие источники. Уме-ние отстаивать свои взгляды

Иллюстрации по культуре;

1. с.114-118

§29, вопросы №4 (у), табл. с.116 МП документ, словарь

Раздел IV. ВДАЛИ ОТ ЕВРОПЫ (3 часа)

Тема 11. Культуры и государства Азии (2 часа)

31.


Многоликая Индия. «Небесная

империя»

§ 30,31. стр.289-305


Урок изучения нового

материала

Природные условия Ин-дии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Особенности политичес-кого развития Индии. Де-лийский султанат. Рели-гии Индии. Достижения индийской культуры. Вехи китайского Средне-вековья. Волны нашест-вия с севера. Особеннос-ти политического разви-тия Китая. Вершины Ки-тайской культуры.

Раджи, Варны, касты, индуизм, буддизм, крест, конфуцианство, пагода, пейзаж, война шэньши

Уметь выделять общее и особенное в политичес-ком, экономическом раз-витии стран Востока.

Индия – Китай.

Карта «Индия и Китай в XI-XV вв», с.294 уч

1. с.119-123

§30,31 вопросы №3 с.297 (у), №3 с.305 (п) документ, словарь

32.


В глубинах Азии: империя Чингис-хана и держава Тимура

§ 32, стр.306-315


Комбиниро­ванный

Объединение монголов. Завоевания монголов, при чины их успехов. Распад Монгольской державы. Завоевания Тимура. Сама-рканд во времена Тимура и Улугбека.

Хан, улус, нукер, курултай, нойон, обсерватория, хорезмшах

Уметь выделять общее и особенное в политичес-ком, экономическом раз-витии стран Востока.

Империя Чингисхана – держава Тимура.

Карты уч-ка «За-воевания Чингис-хана», с.308, «Рас-пад державы Чин-гисхана» с.310, «Завоевания Ти-мура", с.312

1. с. 123-126

§32, вопросы №4 (у), документ, словарь

О/з: рассказ об 1-м народе Америки

Тема 12. Культуры и государства Африки и Америки (1 час)

33.


Народы и госу-дарства Африки и доколумбовой Америки

§ 33,34 стр.315-331


Комбиниро­ванный

Два мира одного конти-нента. Торговля, ислам и могущество государей. Христианская Эфиопия. Золото Мономотапы. Древ-ние цивилизации Америки. Майя. Держава ацтеков. Царство сынов Солнца

Бербера, Магрия, Судан, пигмеи, манго, негус, Майя, ацтеки, чибча-муиски, инки, кипу

Умение выделять главное и сформировать представ-ление о жизни, быте и нравах жителей Африки и Америки. Общее и раз-личное.

Карты уч-ка «Аф-рика», с.319, «Доколумбовая Америка», с.327,

1. с.126-129

§33, вопросы №1 (у), 34, документ, словарь,

Подготовка к контрольной работе


34


Обобщающее

повторение

Урок конт-роля знаний и умений

Значение Средневековья в мировой истории и культуре.



1. с.129-130, 155














6. Перечень проверочных работ


ТЕМА

Примерная дата

Материал

1

Западная Европа в раннее Средневековье.


С.131-135

2

Византия и славянский мир. Арабский мир в VI-XI вв.


С.135-139

3

Феодальное общество.


С.139-143

4

Католическая церковь в XI-XIII вв.


С.143-146

5

Средневековый город. Разные судьбы государств. Культура Западной Европы в XI-XIII вв.


С.146-149

6

«Осень» Средневековья


С.149-154

7

Итоговая контрольная работа


С.155-157




7. Комплект теоретических вопросов на конец года

Тема






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы:

  1. В.А.Ведюшкин. История Средних веков. 6 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2012.

  2. О.В.Давыдова. Тематическое и поурочное планирование по истории Средних веков. 6 класс, М.: изд-во «Экзамен», 2012 г.





Приложение к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование по истории 6 класс

В.А.Ведюшкин. История средних веков. М.: Просвещение, 2014

А.Н.Сахаров. История России с древнейших времён до конца XVI века

68 часов, 2 раза в неделю


п/п

Раздел Тема

Часы

Дом. задание

Дата


ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

32



1

Введение. Что и как изучает история средних веков

1



РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

9



Глава 1. Западная Европа в раннее Средневековье

4



2

Великое переселение народов и образование германских королевств

1



3

Христианская церковь в раннее Средневековье

1



4

Империя Карла Великого: возникновение, расцвет и распад.

1



5

Среди невзгод и опасностей: Западная Европа

в IX-XIвеках.

1



Глава 2. Византия и славянский мир.

3



6

Византийское тысячелетие.

1



7

Культура Византии.

1



8

Образование славянских государств.

1



Арабский мир в VI-XI веках.

2



9

Рождение новой религии.

1



10

Мир ислама.

1



РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

11



Глава 4. Феодальное общество.

4



11

Сеньоры и вассалы.

1



12

Средневековая деревня.

1



13

Средневековый город.

1



14

Административная к/р

1



Глава 5. Католическая церковь в XI-XIII веках.

2



15

Католическая церковь: путь к вершине могущества.

1



16

Крестовые походы

1



Глава 6. Разные судьбы государств

3



17

Франция: долгий путь к единству.

1



18

Англия: от Нормандского завоевания до парламента.

1



19

Несбывшиеся надежды германских императоров.

1



Глава 7. Культура Западной Европы.

2



20

Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья.

1



21

Время соборов.

1



«ОСЕНЬ» СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

7



Глава 8. Западная Европа в XIV-XV веках.

4



22

Столетие бедствий.

1



23

Самая долгая война в истории.

1



24

Трудный путь к торжеству королевской власти.

1



25

Культура Западной Европы в XIV-XV веках: новые горизонты.

1



Глава 9. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XV веках.

3



26

Польша и Чехия: время расцвета.

1



27

Полумесяц против креста.

1



28

Административная к/р

1



ВДАЛИ ОТ ЕВРОПЫ.

4



Глава 10. Страны Азии, Африки и Америки.

3



29

Индия, Китай, Япония.

1



30

В глубинах Азии: державы Чингисхана и Тимура.

1



31

Народы и государства Африки и Америки.

1



32

Итоговое повторение

1




История Отечества

38



33

Введение. Россия – наша родина.

1



Глава 1. Возникновение и развитие Древнерусского государства.

14



34

Территория России в древности.

1



35

Происхождение народов России.

1



36

Восточные славяне накануне образования государства.

1



37

Образование государства Русь.

1



38

Русь в первой половине и середине X века.

1



39

Правление Владимира Святославича. Крещение Руси.

1



40

Правление Ярослава Мудрого и его сыновей.

1



41

Русское общество в XI веке.

1



42

Русь в конце XI- начале XII века. Владимир Мономах.

1



43

Распад государства Русь галицко-Волынское княжество.

1



44

Господин Великий Новгород

1



45

Владимиро-Суздальская Русь

1



46

Культура Руси X – начало XIII века.

1



47

ПОУ: Зарождение русской цивилизации.

1



Глава 2. Борьба Руси за независимость.

6



48

Монгольское нашествие.

1



49

Борьба Руси с врагами на северо-западе.

1



50

Ордынское иго.

1



51

Начало возрождения Руси.

1



52

ПОУ: Великие испытания народа.

1



53

Административная к/р

1



Глава 3. Возникновение единого государства Русь.

11



54

Возвышение Москвы.

1



55-56

Куликовская битва.

2



57

Русь в конце XIV – начале XV века.

1



58

Иван III – государь всея Руси.

1



59

Русь между Востоком и Западом. Формирование многонационального государства.

1



60

Складывание централизованного государства.

1



61

Русская православная церковь в XIV – начале XVI века.

1



62

Хозяйство и люди.

1



63

Культура и быт XIV – начало XVI века

1



64

ПОУ: Русь возвращает себе достойное место в Евразии.

1



Глава 4. Россия в XVI веке.

6



65

Начало правления Ивана IV.

1



66

Внешняя политика Ивана IV.

1



67

Опричнина.

1



68

Последние годы грозного царя. Правление Фёдора Ивановича.

1



69

Новые явления в русской культуре XVI века.

1



70

ПОУ: XVI век: от светлых надежд к тяжёлому кризису. Административная к/р.

1






Рабочая программа по истории Средних веков 6 класс Ведюшкин
  • История
Описание:

 Рабочая  программа по истории  составлена

·         на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2010 года по предмету «История» (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897)

·         Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ  (Стандарты 2 поколения. Примерные программы основного общего образования. История. 5-9 классы. М.. Просвещение. 2011г.)

·          Образовательной программы школы на 2014/15 учебный год

 

  •  Учебного плана школы.
  • Положения образовательного учреждения «О рабочих программах»
Автор Карданова Антонина Адамовна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 3367
Номер материала 9110
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓