Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
142300, Московская область, г.Чехов,
ул.Лопасненская, стр.1/1
Телефоны :
8(49672)2-38-70; 8(49672)6-52-74
Утверждена
приказом директор
МБОУ
СОШ №3
29 августа 2014 года
№ 66.о
Рабочая программа
по история России
(базовый уровень)
10- б класс
Составитель:
Самсонова Марина Вениаминовна,
учитель истории и обществознания
высшей
категории
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая программа курса
истории России для 10- б класса составлена в соответствии с авторской
программой И.Л.Андреева, Н.С.Борисова "История России с древнейших времен
до конца XIX века",
Москва: «Дрофа», 2014 г.
Федеральный базисный учебный план
основного общего образования отводит 68 часов для изучения на базовом уровне
учебного предмета «История России» в 10 классе из расчёта 2 час в неделю.
В рабочей
программе нашли отражение цели и задачи изучения истории на ступени среднего
(полного) общего образования. В ней также заложены возможности предусмотренного
стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных
способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы
отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей
образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных
связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Используемый учебно – методический комплект
позволяет учащимся получить глубокие и прочные базовые знания основных событий,
фактов и явлений отечественной истории с древнейших времен до конца XIX века,
теоретически осмыслить исторический материал. Методический аппарат учебников,
отрывки из документов, иллюстрации помогут организовать эффективную работу.
Материал курса позволяет показать многообразие
путей и форм исторического процесса, его неоднолинейность, многоаспектность,
противоречивость. Должное внимание уделяется дискуссионным проблемам
исторической науки. При этом акцент сделан на формирование целостных
представлений об историческом прошлом человечества.
Программа ориентирована на закрепление,
систематизацию и углубление у учащихся имеющихся знаний об основных фактах,
процессах и явлениях отечественной истории. Регулярно используемые на уроках
тестовые задания, эссе, проблемно-поисковые задачи и другое помогут выявить
пробелы и сформировать прочные знания.
Предусматривается индивидуальные, групповые,
фронтальные формы работы учащихся через самостоятельную, дискуссионную,
информационную, исследовательскую, проектную деятельность.
Предполагается проведение разных типов уроков:
лекции, лабораторные уроки, практикумы, уроки-исследования, уроки-презентации,
которые способствуют лучшему усвоению учащимися определенной суммы знаний,
развитию личности, познавательных и созидательных способностей.
Цель
и задачи программы:
- воспитание гражданственности,
национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся
на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных,
этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок,
идеологических доктрин;
- развитие способности понимать
историческую обусловленность явлений и процессов современного мира,
определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности,
соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими
мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об
истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли
России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска,
систематизации и комплексного анализа исторической информации;
·
формирование
исторического
мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их
исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки
исторических событий и личностей, определять собственное отношение к
дискуссионным проблемам прошлого и современности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Введение. (2
часа)
Общая
характеристика курса. Этапы (переодизация) и особенности исторического развития
России. Место России в мировой истории. Основные факторы, повлиявшие на
историческое развитие нашей страны.
Тема 1. Древняя
Русь (6 часа)
Происхождение
государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение
Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало
династии Рюриковичей. Дань и подданства. Князья и их дружины. Вечевые порядки.
Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства.
Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Христианская
культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока.
Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из
факторов образования древнерусской народности.
Тема 2. От
Руси удельной к Московской Руси. (11 часов)
Причины
распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности
русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII -
начале XIII в.
Монархии и республики. Православная церковь и идея единства Русской земли. Русь
и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.
Образование
Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в
монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие
Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада.
Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества
Литовского.
Начало
возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Формы землевладения и
категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за
политическую гегемонию в Северо – Восточной Руси. Взаимосвязь процессов
объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение
национального самосознания на Руси. Великое княжество Московское в системе
международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского,
крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной
религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской православной церкви.
Культурное
развитие русских земель и княжеств в конце XIII - середине XV в.
Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского,
украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры
великорусской народности.
Тема 3. Московское
царство (6 часов)
Завершение
объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности
процесса складывания централизованного государства в России. Свержение
золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах
феодального землевладения. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва
– третий Рим».
Установление
царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание
идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно –
представительной монархии. Установление крепостного права. Опричнина.
Учреждение патриаршества. Рост международного авторитета Российского
государства.
Причины и
характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Борьба
против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России.
Тема
4.Россия в XVII веке. (8
часов)
Земский
собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение
территории Российского государства в XVIIв. Вхождение Левобережной Украины в
состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.
Юридическое
оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания
всероссийского рынка, образование мануфактур. Социальные движения в России во
второй половине XVIIв.
Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.
Культура
народов Российского государства во второй половине XV-XVII в.
Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет
русской живописи и декоративно – прикладного искусства. Начало книгопечатания и
распространения грамотности. Зарождение публицистики. Славяно – греко –
латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах.
Крестьянский и городской быт.
Особенности
русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального
самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и
характере процесса модернизации в России.
Тема 4. Россия
в первой половине XVIII.(6 часов)
Петровские
преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности.
Политика протекционизма. Провозглашение империи. Превращение дворянства в
господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период
дворцовых переворотов.
Тема 5. Российская
империя второй половине XVIII века. (9 часов)
Расширение
территории государства. Расширение прав и привилегий дворянства. Завершение
формирования сословий. Превращение дворянства в привелегированное сословие. Просвещенный
абсолютизм. Новый облик российской монархии и стабилизация власти. Внешняя
политика в годы правления Екатерины II. Русская наука и культура в XVIII веке.
Тема 6. Россия
в первой половине XIX века. (10
часов)
Попытки
укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Рост оппозиционных настроений в
обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии.
Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический
социализм.
Особенности
экономического развития России в XVIII- первой половине XIX в.
Зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.
Превращение
России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская
внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII -
середине XIX в.
Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и
наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской
армии. Россия в священном союзе. Крымская война.
Культура
народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII - первой
половины XIX в.
Особенности русского Просвещения. Научно – техническая мысль и научные
экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые
общества. Создание системы народного образования. Формирование русского
литературного языка. Развитие музыкально – театрального искусства. Новаторство
и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение
принципов градостроительства. Русская усадьба.
Тема 7. Российская
империя во второй половине XIX в. (8
часов) Отмена
крепостного права. Реформы 1860-1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в
условиях модернизационных процессов. Выступление разночинной интеллигенции.
Народничество. Политический террор. Политика контрреформ. Внешняя политика
России в 1860-1890-е годы. Общественное движение во второй половине XIX века. Русская
культура второй половины XIX века.
"Золотой век" русской культуры.
Итоговое повторение. (3 часа)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ
В результате изучения истории ученик должен:
знать/понимать
- основные факты, процессы и
явления, характеризующие целостность и системность отечественной и
всемирной истории;
- периодизацию всемирной и
отечественной истории;
- современные версии и трактовки
важнейших проблем отечественной и всемирной истории с древнейших времен до
конца XIX
века;
- историческую обусловленность
современных общественных процессов;
- особенности исторического пути
России с древнейших времен до конца XIX века, ее роль в
мировом сообществе;
уметь
- проводить поиск исторической
информации в источниках разного типа;
- критически анализировать
источник исторической информации (характеризовать авторство источника,
время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую
информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица,
схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической
информации факты и мнения, исторические описания и исторические
объяснения;
- устанавливать
причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные
рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по
историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым
вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты
изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности
и
повседневной жизни для:
- определения собственной
позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их
исторической обусловленности;
- использования навыков
исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне
социальной информации;
- соотнесения своих действий и
поступков окружающих с исторически возникшими формами социального
поведения;
- осознания себя как
представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного,
конфессионального сообщества, гражданина России.
Учебно-тематический
план
№
п/п
|
Темы
|
Количество
часов
|
Авторская
программа
|
Рабочая
программа
|
1
|
Введение.
|
1
|
1
|
2
|
Тема
1. Древняя Русь
|
3
|
6
|
3
|
Тема 2.От Руси
удельной к Московской Руси.
|
5
|
11
|
4
|
Тема 3. Московское царство.
|
4
|
6
|
5
|
Тема 4. Россия в XVII
веке.
|
4
|
8
|
6
|
Тема 5. Россия в первой половине XVIII
века
|
3
|
6
|
7
|
Тема 6. Российская империя во второй
половине XVIII
века.
|
6
|
9
|
8
|
Тема 7.Россия в первой половине XIX
века
|
7
|
10
|
9
|
Тема 8. Россия во второй половине XIX
века
|
7
|
8
|
9
|
Итоговое повторение
|
1
|
3
|
10
|
Итого
|
40
|
68
|
Резервное время использовано для
самостоятельной работы учащихся, позволяющей им приобрести опыт познавательной
и практической деятельности. Выполнению заданий творческого и познавательного
характера на базе контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.
Календарно-тематическое планирование курса истории России с
древнейших времен до конца XIX века.
№
урока
|
Тема урока
|
Форма урока
|
Код
контроли-руемого требования
|
Код
контро-лируе-мого элемента
|
Дата урока
|
Введение (2 часа)
|
1.
|
История России - часть всемирной истории
|
Лекция
|
|
|
|
2.
|
Особенности исторического пути
России.
|
Комбинированный урок
|
1.1
1.2
|
|
|
Тема 1.
Тема 1. Древняя Русь
(6 часов)
|
3.
|
Предыстория народов России
|
Лекция
|
1.3
|
1.1
|
|
4.
|
Восточные славяне в древности
|
Комбинированный урок с элементами дискуссии
|
1.3
|
1.2
|
|
5.
|
Рождение древнерусского
государства
|
Лабораторная работа с историческими документами
|
1.5
|
1.2.2
|
|
6.
|
Крещение Руси и его значение
|
Комбинированный урок
|
2.5
|
1.2.1
|
|
7.
|
Расцвет Древней Руси. Ярослав
Мудрый
|
Урок - практикум. Характеристика исторического деятеля
|
|
|
|
8.
|
Внешняя политика Киевской Руси
|
Комбинированный урок
|
2.5
|
1.2.2
|
|
9.
|
Культура Киевской Руси
|
Урок-презентация
|
1.3
|
1.2.3
|
|
Тема 2.От Руси удельной к Московской Руси. (11
часов)
|
10.
|
Причины феодальной раздробленности
Руси
|
Лекция
|
1.3
|
1.3.1
|
|
11.
|
Раннефеодальные монархии в Южной и
Юго-Западной Руси.
|
|
|
|
|
12.
|
Северо-Восточная Русь в удельный
период: особенности развития.
|
|
|
|
|
13.
|
Новгородская земля: специфика
политического устройства
|
|
|
|
|
11.
|
Монгольское нашествие.
Установление ордынского владычества.
|
Урок-практикум
|
1.5
|
1.3
|
|
12.
|
Борьба с экспансией с Запада.
|
Лабораторная работа
|
|
|
|
13.
|
Предпосылки и альтернативы
объединения русских земель. Возвышение Москвы.
|
Урок - презентация
|
2.7, 1.5
|
1.4
1.4.1
|
|
14.
|
Куликовская битва.
|
Урок-панорама
|
1.3
|
1.4.2
|
|
15.
|
Феодальная война второй
четверти XV века.
|
Урок-практикум
|
1.4
|
1.4.1
|
|
16.
|
Завершение объединения земель
вокруг Москвы. Иван III - "государь всея Руси".
|
Комбинированный урок с элементами
дискуссии
|
2.7
|
1.4
|
|
17.
|
Обобщение по теме "От Руси
Удельной к Московской Руси"
|
Повторительно-обобщающий урок
|
|
1.3
|
|
Тема 3. Московское царство. ( 6 часов)
|
18.
|
Политическая борьба в царствование
Ивана IV
|
Лекция
|
2.7
|
1.4
|
|
19.
|
Ливонская война и опричнина Ивана
Грозного
|
Комбинированный урок
|
1.5
|
1.4.1
|
|
20.
|
Смутное время: причины и
послед-ствия
|
Комбинированный урок
|
1.3
2.3
|
1.4.6
|
|
21.
|
Возрождение страны после Смуты.
|
Урок-дискуссия
|
1.3
|
1.4.9
|
|
22.
|
Русская культура XVI века .
|
Урок-презентация
|
1.5
|
1.4
|
|
23.
|
Обобщение по теме: "Россия XVI
века"
|
Повторительно-обобщающий урок
|
2.6
|
|
|
Тема 4. Тема
4. Россия в XVII веке. (8 часов)
|
24.
|
Внутренняя политика России в первой
половине XVII века.
|
Комбинированный урок
|
1.3
|
2.1
|
|
25.
|
Соборное уложение 1649 года
|
Урок - практикум.
|
1.3
|
2.1
|
|
26.
|
Внешняя политика первых Романовых
|
Комбинированный урок
|
1.5
|
2.1.2
|
|
27.
|
Социальные движения
"бунташного века"
|
Урок-практикум
|
1.5
|
2.1.1
|
|
28.
|
Русская православная церковь и ее
положе-ние в обществе и государстве в XVII веке.
|
Комбинированный урок
|
2.5
|
2.1.2
|
|
29.
|
Русская культура XVII века: новые жанры и направления.
|
Лабораторная работа с историческими документами
|
2.5
|
2.1
|
|
30.
|
Обобщение по теме:
"Становление русского централизованного государтва"
|
Контрольная работа в формате ЕГЭ
|
1.3
|
|
|
Тема 5. Россия в первой половине XVIII века (8 часов)
|
38.
|
Эпоха Дворцовых переворотов
|
Лекция
|
1.5
|
2.1
|
|
39.
|
"Просвещенный абсолютизм"
Екатерины II
|
Комбинированный урок
|
1.5
|
2.1
|
|
40.
|
Социальная политика Екатерины II.
|
Урок - дискуссия
|
1.3
|
2.1.3
|
|
41.
|
Крестьянская война под
предводитель-ством Е.И.Пугачева
|
Лабораторная работа
|
1.3
|
2.1.4
|
|
42.
|
Внешняя политика России в XVIII веке
|
Урок - практикум
|
1.5
|
2.1
|
|
43.
|
Царствование Павла I
|
Комбинированный урок с элементами
видеоурока
|
1.5
|
2.1.8
|
|
44.
|
Культура России XVIII века
|
Урок-презентация
|
2.5
|
2.1.7
|
|
45.
|
Обобщение по теме: "Россия во
второй половине XVIII века"
|
Повторительно-обобщающий урок
|
2.5
|
|
|
Тема 6. Россия в первой половине XIX века (10 часов)
|
46.
|
Экономическое
развитие в конце XVIII- начале XIX вв.
|
Лекция
|
1.3
|
2.1.8
|
|
47.
|
Реформы
Александра
I
|
Комбинированный
урок с элементами практикума
|
1.5
|
2.1.8
|
|
48.
|
Отечественная
война 1812 года
|
Урок-панорама
|
1.5
|
2.1.9
|
|
49.
|
Внутренняя
политика Александра I в 1813-1825 гг.
|
Комбинированный
урок
|
1.3
|
2.1.8
|
|
50.
|
Декабристы
|
Урок
- исследование
|
1.3
|
2.1.10
|
|
51.
|
Внутренняя
политика Николая I
|
Лекция
|
1.5
|
2.1.11
|
|
52.
|
Внешняя
политика России при Николае I. Кавказская война
|
Комбинированный
урок
|
1.5
|
2.1.12
|
|
53.
|
Крымская
война и её последствия.
|
Урок-практикум
|
2.5
|
2.1.12
|
|
54.
|
Общественное
движение в годы царствования Николая I
|
Комбинированный
урок с элементами лекции
|
2.5
|
2.1
|
|
55.
|
Культура
России первой половины XIX века.
|
Урок
- экскурсия
|
1.3
|
2.1
|
|
Тема 7.Россия во второй половине XIX века (10 часов)
|
56.
|
Начало правления Александра II.
|
Комбинированный урок с элементами
лекции
|
1.5
|
3.2.1
|
|
57.
|
Крестьянская реформа
|
Комбинированный урок с элементами
практикума
|
1.5
|
3.2.1
|
|
58.
|
Социально-экономи-ческое развитие
поре-форменной России
|
Комбинированный урок
|
1.3
|
3.2.1
|
|
59.
|
Либеральные рефор-мы 60-70-х
годов
|
Лабораторная работа
|
1.3
|
3.2.4
|
|
60.
|
Общественное движе-ние середины
50-60-х годов XIX века
|
Комбинированный урок
|
1.5
|
3.2.2
|
|
61.
|
Противостояние власти и
революцио-неров в 70-х - начале 80-х годов XIX века
|
Урок-дискуссия
|
1.5
|
3.2.4
|
|
62.
|
Внутренняя политика и общественное дви-жение
в царствование Александра III
|
Лекция
|
2.5
|
3.2.5
|
|
63.
|
Внешняя политика России во второй
половине XIX века
|
Комбинированный урок
|
2.5
|
3.2.6
|
|
64.
|
Культура России второй половины XIX
века
|
Урок-презентация
|
1.3
|
3.2.1
|
|
65.
|
Обобщение по теме: "Россия
в XIX веке"
|
Контрольная работа в формате ЕГЭ
|
2.6
|
3.2.1
|
|
Итоговое повторение ( 3 часа)
|
66.
|
Обобщение по теме: "Древняя
Русь"
|
Повторительно-обобщающий урок
|
2.6
|
|
|
67.
|
Обобщение по теме: "Русское
государство в XIV-XVII вв."
|
Урок - портрет исторических
деятелей
|
2.5-2.7
|
|
|
68.
|
Обобщение по теме: "Российская
империя в XVIII-XIX веке"
|
Повторительно-обобщающий урок
|
2.5-2.6
|
|
|
Выделенные
в календарно – тематическом планировании уроки носят практическую
направленность организации учебной деятельности учащихся на уроке и в процессе
подготовки домашнего задания.
Перечень
программно-методического обеспечения
- Алексашкина Л.Н., Ворожейкина
Н.И., Гевуркова Е.А., Егорова В.И., Ларина Л.И.. История. Тренировочные
тесты ЕГЭ 2004. – М.: Изд-во Эксмо. 2004.
- Борисов Н.С. История России С
древнейших времён до конца XVII века - М.,
изд-во Просвещение, 2011г.
- Единый государственный экзамен
2013. Контрольные измерительные материалы. – М.: Просвещение, 2013. – 206
с. (и другие подобные издания по годам)
- Жукова Л.В. История 10-11 кл.:
Контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа,
2001.
- Коваль Т.В., Борисов Н.С.,
Левандовский А.А., Поурочные рекомендации История России с древнейших
времен до конца XIX века
- М., изд-во Просвещение, 2007
- Левандовский А.А. История
России XVIII-XIX веков - М., изд-во Просвещение 2011 г.
- Романова А.А. Практикум по
истории России с IX по XVIII век:
Пособие для старшеклассников и преподавателей. – М.: АРКТИ, 2002.
- Серов Б.Н., Лескинен М.В.
Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX
века. 10 класс. – М.: «ВАКО», 2008
- Учебно-тренировочные материалы
для подготовки к единому государственному экзамену. История. – М.:
Интеллект-Центр, 2005. (и другие подобные издания по годам).
- Интернет - ресурсы
«Согласовано»
Протокол заседания
ШМК истории и общественных наук
от «29» августа
2013 г.
№ 1
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
_______________ Н.М.Бебешина
«29»августа2013
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.