Главная / История / Рабочая программа по истории России 6 класс по Сахарову

Рабочая программа по истории России 6 класс по Сахарову

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа с.п. Псыкод»


РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО

протокол № 1

« » августа 2014г.

Рук-ль МО

______________Танашева М.Х..

hello_html_3b511c13.jpg











hello_html_300506ca.jpg

зам.директора по УВР

Георгиева Р.З. …………

« » августа 2014г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО КОНЦА XVI ВЕКА

37 ч

6 КЛАСС


Составитель:

Карданова Антонина Адамовна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории









2014г


Директор МКОУ «СОШ с.п. Псыкод»

Кимова М.Н.…………………..

« .» августа 2014г.


hello_html_m7a7fb310.jpghello_html_m4e356181.jpg


hello_html_5dcaa763.jpg


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


      Рабочая программа по истории России составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2010 года по предмету «История» (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897), а также Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ (Стандарты 2 поколения. Примерные программы основного общего образования. История. 5-9 классы. М.. Просвещение. 2011г.); Образовательной программы школы на 2013/14 учебный год, Учебного плана школы.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования.


      На основе программы написан учебник А. Н. Сахарова «История Россиис древнейших времен до конца XVI века» для 6 класса общеобразовательных учреждений. Программа является составной частью учебно-методического комплекта по отечественной истории для 6 класса, издающегося в издательстве «Просвещение»: учебник, «Рабочая тетрадь к учебнику А. Н. Сахарова «История России с древнейших времен до конца XVI века» (автор Л. А. Соколова), «Поурочные методические рекомендации к учебнику А. Н. Сахарова «История России с древнейших времен до конца XVI века» (авторы А. Н. Сахаров и др.).

      Главным критерием отбора фактов и явлений в программе являлась их значимость в историческом процессе, в развитии российской цивилизации. Принципиальными позициями, заложенными в программу, являются:

      — многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многомерность истории, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показ возможности альтернативного развития России в переломные моменты ее истории;

      — направленность содержания на развитие патриотических чувств учащихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;

      — внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;

      — акцент на сравнение процессов, происходивших в истории России, с аналогичными явлениями в зарубежных странах, показ общеисторических тенденций и уникальной специфики в истории нашей страны;

      — ориентация учащихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории России, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.

      Основной целью учебно-методического комплекта является формирование у учащихся исторического мышления, целостного представления об историческом пути России и населяющих ее народов, об основных этапах, событиях и деятелях российской истории с древнейших времен до конца XVI в. А также:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран


Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.



Основное содержание

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

      Что изучает история России. Важнейшие особенности исторического развития России. Значение изучения истории России для каждого жителя страны и всего общества.

      Исторические источники. Археология. Антропология. Лингвистика. Письменные источники. Памятники культуры.

Тема 1.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XIII в.) (13 ч)

      Древнейшие люди на территории России. Условия жизни, основные занятия. Родовые общины. Племена. Переход от присваивающего к производящему хозяйству и его последствия. Индоевропейцы, их расселение. Образование предков современных народов мира. Появление славян, угрофиннов, тюрок.

      Основные понятия: родовая община, племя, производящее хозяйство, индоевропейцы, славяне.

      Славяне и их соседи накануне возникновения государства Русь. Славянские земледельческие поселения. Взаимоотношения земледельцев и кочевников. Великое переселение народов и участие в нем славян. Складывание союзов племен у славян. Взаимоотношения славян, аваров, хазар, болгар. Основные занятия и образ жизни восточных славян. Перемены в хозяйстве и общественной жизни. Соседская община. Образование двух центров объединения восточных славян в среднем Поднепровье и у берегов озера Ильмень. Предпосылки зарождения государства у восточных славян. Язычество славян.

      Основные понятия: Восточные славяне. Великое переселение народов. Города-колонии. Союз племен. Соседская община. Подсечное земледелие. Перелог. Двуполье. Трехполье. Государство. Предпосылки образования государства. Центральная власть. Налоги. Законы. Суд. Князь. Частная собственность. Дружина. Дружинник. Смерд. Холоп. Челядь. Язычество. Монотеистическая религия.

      Возникновение государства у восточных славян и первые русские князья. Образование государства Русь в Поднепровье с центром в Киеве и на севере с центром в Новгороде. Варяги. Мнения норманистов и антинорманистов о происхождении варягов и государства Русь. Путь «из варяг в греки». Рюрик. Объединение Олегом двух русских государственных центров. Обложение данью восточнославянских союзов племен. Походы Олега на Византию. Князь Игорь. Полюдье. Действия княгини Ольги по укреплению государства. Крещение Ольги. Князь Святослав, его походы и завоевания.

      Основные понятия: Русь. Варяги. Норманнская теория. Великий князь. Дань. Полюдье. Крещение. Печенеги.

      Государство Русь и русское общество в XI в. Усобица сыновей Святослава. Князь Владимир. Оборона Руси от печенегов. Предпосылки принятия христианства. Крещение Руси и его значение. Двоеверие. Усобица сыновей Владимира. Ярослав Мудрый и его внутренняя и внешняя политика. Русская Правда. Раздел Руси между сыновьями Ярослава Мудрого. Борьба с половцами. Русская Правда Ярославичей. Управление государством. Возникновение феодальной земельной собственности. Вотчина. Основные категории населения Руси. Города, городское население, торговля и ее роль. Организация Русской православной церкви. Митрополит Иларион. Зарождение монашества на Руси. Киево-Печерский монастырь.

      Основные понятия: Усобицы. Крещение Руси. Православие. Католичество. Двоеверие. Русская православная церковь. Митрополит. Епископ. Архиепископ. Священник. Монастырь. Монах. Закон. Русская Правда. Вече. Поземельная зависимость. Вотчина. Феодализм. Феодал. Феодально-зависимое население. Рядович. Закуп. Натуральное хозяйство.

      Русь в конце XI — начале XII в. Борьба между сыновьями и внуками Ярослава Мудрого. Взаимоотношения Руси с половцами. Деятельность Владимира Мономаха. Любечский съезд князей, значение его решений для развития страны. Крестовый поход против половцев. Усиление противоречий в древнерусском обществе, восстание в Киеве. Правление Владимира Мономаха в Киеве и его реформы. Устав Владимира Всеволодовича.

      Основные понятия: Съезд князей. Крестовый поход. Реформы. Реформатор.

      Начало периода раздробленности на Руси и отдельные русские земли. Распад государства Русь. Природно-экономические, социальные и политические причины распада. Положительные и отрицательные последствия периода раздробленности. Образование самостоятельных княжеств и земель. Сохранение сил, содействовавших единению Руси. Особенности отдельных земель. Галицко-Волынское княжество. Ярослав Осмомысл. Даниил Галицкий. Новгородская земля: особенности экономического и политического развития. Аристократическая республика. Вече. Причины славянской колонизации Северо-Восточной Pycи; Князь Юрий Долгорукий. Основание Москвы. Политика князя Андрея Боголюбского по усилению княжеской власти. Расцвет Владимиро-Суздальского княжества при Всеволоде Большое Гнездо. Возникновение тенденции к складыванию централизованного государства в наиболее развитых княжествах. Зарождение новых социальных слоев.

      Основные понятия: Раздробленность. Дворянство. Централизация. Удел. Аристократия. Республика. Посадник. Тысяцкий.

      Русская культура и быт Х — начала XIII в. Особенности древнерусской культуры. Взаимное влияние культуры различных народов, населявших Русь. Языческие и христианские начала в культуре. Роль Византии в развитии русской культуры. Начало русской письменности, первые школы. Зарождение литературы. Летописи. Нестор. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник культуры Древней Руси. Фольклор, былины, отражение в них исторических событий и настроений народа. Архитектура. Влияние традиций деревянного зодчества на каменное строительство. Прикладное искусство, живопись. Складывание местных особенностей культуры в период раздробленности. Особенности искусства во владимиро-суздальской и новгородской землях. Быт высших и низших слоев населения. Зарождение русской цивилизации и факторы, влиявшие на ее характерные черты и темпы общего развития: неблагоприятные географические и природно-климатические условия, постоянная борьба с кочевниками, колонизация новых территорий.

      Основные понятия: Культура. Летописи. Былины. Зодчество. Мозаика. Фрески. Цивилизация.

Тема 2.
БОРЬБА РУСИ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
(XIII — НАЧАЛО XIV в.) (5 ч)

      Монголо-татарское нашествие на Русь. Территория расселения, хозяйство, военная организация монголо-татар. Завоевательные походы Чингисхана. Поражение русских князей в битве на Калке. Нашествие Батыя на Русь. Силы сторон. Оборона Рязани, Москвы, Владимира. Разгром Владимиро-Суздальского княжества. Поход на Новгород. Оборона Козельска. Взятие монголо-татарами Киева. Поход Батыя на запад. Образование Золотой Орды. Причины поражения Руси. Значение борьбы русского народа с монголо-татарскими завоевателями.

      Основные понятия: Монголо-татары. Золотая Орда.

      Борьба на северо-западе Руси. Завоевания крестоносцев в Прибалтике. Образование немецких орденов и Литовского княжества. Князь Александр Невский. Отражение натиска шведов и немецких крестоносцев в Невской битве и Ледовом побоище. Отпор наступлению Литовского княжества. Причины успешного противостояния агрессии с запада.

      Основные понятия: Духовно-рыцарский орден. Крестоносцы. Борьба за независимость.

      Монголо-татарское иго на Руси. Формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды. Дань и другие повинности населения, новые походы монголо-татар. Последствия ига. Политика Александра Невского по отношению к Золотой Орде. Русь и Золотая Орда во второй половине XIII в. Восстания в русских городах.

      Основные понятия: Иго. Ярлык. Баскаки. «Ордынский выход».

      Начало возрождения русских земель. Развитие сельского хозяйства, городов. Роль православной церкви в хозяйственном и духовном подъеме Руси. Разные судьбы русских земель после монголо-татарского нашествия. Вхождение западных и южных земель Руси в состав Венгрии, Польши, Великого княжества Литовского. Причины успешного развития Северо-Восточной Руси. Начало соперничества между Москвой и Тверью. Князь Михаил Тверской. Расширение и укрепление Московского княжества при князе Данииле Александровиче. Борьба московского князя Юрия за первенство в Северо-Восточной Руси.

      Основные понятия: Посад. Посадские люди. Малороссия. Великое княжество Литовское.

Тема 3.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОГО ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА
(XIV — начало XVI в.) ( 9 ч)

      Начало объединения русских земель вокруг Москвы и борьба против ордынского ига. Причины и предпосылки объединения русских земель. Возвышение Московского княжества при князе Иване Калите. Победа Москвы над Тверью. Рост территории и усиление влияния Московского княжества. Политика Ивана Калиты по отношению к Золотой Орде. Прекращение крупных ордынских походов на Русь. Ослабление Золотой Орды. Превращение Москвы в религиозный центр Руси. Митрополит Петр. Митрополит Алексей. Отражение Москвой натиска Великого княжества Литовского. Князь Дмитрий Донской. Начало открытой борьбы с Золотой Ордой. Битва на реке Воже. Национальный подъем на Руси и роль в нем православной церкви. Сергий Радонежский. Поход Мамая и Куликовская битва. Причины победы русских войск. Значение Куликовской битвы. Поход хана Тохтамыша и возобновление выплаты дани Золотой Орде. Укрепление Московского княжества в конце XIV — начале XV в. Борьба с врагами на западе и востоке. Феодальная война в Северо-Восточной Руси и ее последствия. Укрепление власти великого князя московского.

      Основные понятия: Религиозный центр. Единое Русское Государство. Патриотизм. Национальное самосознание. . Феодальная война.

      Образование Русского единого государства. «Государь всея Руси» Иван III. Подчинение Новгорода Москве. Стояние на Угре. Патриотический подъем на Руси и роль православной церкви. Свержение ордынского ига. Присоединение Твери, Пскова, Рязани к Москве. Внешняя политика Русского государства. Войны с Великим княжеством Литовским, Швецией и Ливонским орденом. Присоединение Смоленска и других западнорусских земель. Установление дипломатических отношений с западноевропейскими странами. Складывание великорусской народности. Российское многонациональное государство.

      Основные понятия: Ханство. Независимое государство. Евразийская держава. Великорусская (русская) народность. Многонациональное государство.

      Создание централизованной системы управления. Великий князь. Боярская дума. Центральные органы управления Российским государством. Зарождение приказов. Роль Русской православной церкви в государственном управлении. Создание системы местного управления. Судебник 1497 г. Вооруженные силы. Поместная система. Ограничение права перехода крестьян. Великий князь Василий III. Начало складывания самодержавной власти.

      Основные понятия: Централизованное управление. Боярская дума. Церковный собор. Приказ. Дьяк. Уезд. Кормление. Помещик. Поместье. Служилые люди. Судебник. Ограничение права крестьянских переходов. Юрьев день. Пожилое. Самодержавная власть. Местничество. Бюрократия. Церковный собор.

      Русская православная церковь в XIV — начале XVI в. Распространение монастырей. Основание Троице-Сергиева монастыря. Попытка создания унии католической и православной церквей. Избрание митрополита всея Руси на соборе русских священнослужителей. Взаимоотношения церкви и великих князей. Церковь и ереси. Нестяжатели и иосифляне. Сущность учения «Москва — Третий Рим».

      Основные понятия: Уния. Ересь. Нестяжатели. Иосифляне. Господствующая (официальная) церковь.

      Экономическое развитие России в XV — начале XVI в. Развитие сельского хозяйства. Деревня. Починок. Внутренняя колонизация. Положение крестьянства. Города и торговля. Положение посадских людей.

      Основные понятия: Деревня. Починок. Крестьянство. Внутренняя колонизация. Городское самоуправление.

      Культура и быт XIV — начала XVI в. Литература. Жития святых. «Хождение за три моря» А. Никитина. Архитектура. Возрождение каменного строительства. Строительство в Московском Кремле в конце XV — начале XVI в. Роль итальянских архитекторов. Расцвет русской живописи во второй половине XIV — XV в. Феофан Грек. Андрей Рублев. «Троица». Народное творчество. Жизнь и быт основных сословий.

      Основные понятия: Жития. Иконопись. Хождения.

Тема 4.
РОССИЯ В XVI в. (5 ч)

      Начало правления Ивана IV Грозного и реформы середины XVI в. Правление Елены Глинской. Последствия боярского правления. Формирование взглядов Ивана Грозного на характер верховной власти и отношения между правителем и подданными. Венчание Ивана Грозного на царство. Московское восстание 1547 г. и его последствия. Начало самостоятельного правления Ивана Грозного, возникновение Избранной рады. А. Адашев. Сильвестр, А. Курбский, И. Висковатый. Земские соборы — показатель зарождения в России признаков гражданского общества. Создание стрелецкого войска и единого порядка службы дворян. Реформа местного управления. Развитие приказной системы. Стоглавый собор.

      Основные понятия: Боярское правление. Копейка. Царь. Земский собор. Сословное представительство. Гражданское общество. Староста. Стрельцы. Стоглав. Центральное и местное управление.

      Внешняя политика Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение побед на Востоке. Меры по обороне России от набегов со стороны Крымского ханства. Строительство засечных черт. Начало Ливонской войны. Успехи русских войск. Поражение России в Ливонской войне. Героическая оборона Пскова. И. П. Шуйский. Причины успехов внешней политики России на Востоке и неудач на Западе.

      Основные понятия: Засечная черта. Протекторат. Речь Посполитая.

      Опричнина Ивана Грозного. Причины появления опричнины. Смысл опричнины. Расправы над противниками царя. Сопротивление опричнине. Митрополит Филипп. Опричнина в ряду аналогичных событий в других странах Европы XVI в.

      Основные понятия: Опричнина. Земщина. Неограниченная диктатура.

      Россия в конце XVI в. Отмена опричнины. Последствия опричнины и войн для экономики и социального развития России. Введение заповедных лет. Начало крепостного права. Становление казачества. Присоединение Сибирского ханства. Строгановы. Ермак. Правление царя Федора Ивановича. Стабилизация в стране. Б. Годунов. Введение патриаршества и значение этого события. Первый патриарх Иов. Введение «урочных лет» и пятилетнего срока сыска беглых крестьян. Смерть царевича Дмитрия в Угличе, ее последствия.

      Основные понятия: Казаки. Заповедные годы. «Урочные лета». Крепостное право. Патриарх.

      Русская культура и быт XVI в. Влияние событий XVI в. на характер русской культуры. Народное творчество и его герои. Развитие образования. Зарождение русского книгопечатания. И. Федоров и его «Апостол». Литература. «Домострой». Летописание. Лицевой летописный свод. Исторические произведения. XVI в. — век публицистики. Основные идеи публицистических произведений И. Пересветова, А. Курбского и Ивана Грозного. Архитектура. Зарождение шатрового стиля. Церковь Вознесения в селе Коломенском. Храм Василия Блаженного. Живопись. Дионисий. Проникновение новшеств в русский быт.

      Основные понятия: Книгопечатание. «Домострой». Публицистика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1ч)

      Итоги развития России с древнейших времен до конца XVI в. Место России среди стран Запада и Востока.


Календарно-тематическое планирование

История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс, II полугодие, 37 часов

Учебник под ред. А.Н.Сахарова – М. Просвещение 2012г.

п/п

Раздел, тема урока, основные вопросы

Кол-во часов

Основные понятия

Домашнее задание

Программа развития учащихся

Форма учебного

занятия

дата

план

факт

Глава I. Возникновение и развитие Древнерусского государства 13 ч.

1

Вводный урок.

  1. Значение изучения истории.

  2. Исторические источники и науки-помощницы историка.

  3. Как работать с учебником.

1

Исторический источник, археология, антропология, лингвистика.

Введение, с. 6—7

Называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком.

Вводная школьная лекция с элементами беседы.



2

Территория России в древности.

  1. Первые люди на территории России.

  2. Переход к производящему хозяйству.

  3. Индоевропейцы.

1

Родовая община, племя, производящее хозяйство, индоевропейцы.

§ 1, с.8-15

Называть и показывать по карте расселение индоевропейцев; показывать территорию России в древности; описывать занятия, образ жизни трипольцев.

Урок изучения нового материала.



3

Происхождение славян. Их соседи и враги.

  1. Появление предков славян.

  2. Первые нашествия.

  3. Поселения восточных славян.

  4. Великое переселение народов.

  5. Славянский вождь Кий. Славяне на берегах озера Ильмень.

  6. Борьба славян с новой волной кочевников.

1

Восточные славяне, города-колонии, великое переселение народов.

§ 2, с.15-23

Показывать по карте, объяснять причины великого переселения народов; давать оценку отношениям славян и их соседей.

Комбинированный урок.



4

Предпосылки зарождения государства у восточных славян.

  1. Восточные славяне на территории нашей страны в VIII в.

  2. Перемены в хозяйственной жизни славян.

  3. Что такое государство?

  4. Отмирание родовой общины.

  5. Религия восточных славян.

1

Предпосылки образования государства, государство, центральная власть, налоги, законы, суд, частная собственность, дружина, соседская община, двуполье, трехполье, подсечное земледелие, язычество, смерды, челядь, холопы.

§ 3, с.23-31

Сравнивать и находить общее (зарождение государств в Европе и у восточных славян); объяснять причины, называть предпосылки; проводить поиск необходимой информации в документе; объяснять смысл понятий.

Комбинированный урок.



5

Образование государства Русь.

  1. Государство Русь в Поднепровье.

  2. Государство Русь на севере.

  3. Создание единого государства Русь. Князь Олег.

1

Норманнская теория, варяги. Русь, великий князь.

§ 4, с.32-37

Указывать хронологические рамки существования Древнерусского государства; излагать суждение различных историй; давать оценку личности; выявлять причинно-следственные связи исторического события.

Комбинированный урок.



6

Русь в первой половине и середине Х в.

  1. Княжение Игоря. Сбор дани.

  2. Правление княгини Ольги.

  3. Князь Святослав.

1

Полюдье, дань, погосты и уроки (нормы), внешняя и внутренняя политика.

§ 5, с.38-46

Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности тех или иных личностей; давать оценку их деятельности; анализировать документ; раскрывать смысл и значение исторических понятий темы; давать оценку тем или иным источникам.

Комбинированный урок.



7

Правление Владимира Святославича. Крещение Руси.

  1. Начало правления Владимира.

  2. Борьба с печенегами.

  3. Предпосылки и причины крещения Руси.

  4. Введение новой религии на Руси.

  5. Значение крещения Руси.

1

Усобицы, монотеистическая религия, христианство, православие, католичество, двоеверие.

§ 6,с.47-54

Объяснять мотивы, цели, результаты политики Владимира, образно рассказывать о главном событии правления Владимира (крещение Руси); давать оценку тому или иному явлению (значение принятия христианства на Руси).

Урок изучения нового материала.



8

Правление Ярослава Мудрого и его сыновей.

  1. Ярослав Мудрый во главе Руси.

  2. Русская Правда.

  3. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

  4. Русь после Ярослава Мудрого.

1

Усобицы, закон, Русская Правда.

§ 7, с.54-61

Анализировать документ Русская Правда; раскрывать смысл важнейших понятий; высказывать суждения; давать характеристику личности и оценку его деятельности; проводить поиск необходимой информации в учебнике.

Комбинированный урок с элементами лабораторной работы по документу.



9

Русское общество в XI в.

  1. Управление страной.

  2. Возникновение феодальной земельной собственности.

  3. Феодально-зависимое население.

  4. Города.

  5. Торговля.

1

Вече, поземельная зависимость, вотчина, княжеское владение, рядовичи, закупы, феодализм, феодал, феодально-зависимое население, натуральное хозяйство.

§ 8, с.61-67

Называть и показывать основные древнерусские города; обосновывать и аргументировать свое мнение фактами; находить общее и различие (внешний вид городов в Западной Европе и на Руси); высказывать суждение о противоположности и общности интересов крестьян и феодалов на Руси.

Урок изучения нового материала.



10

Русская православная церковь в XI—XII вв.

  1. Церковная организация.

  2. Первый митрополит из русских Иларион.

  3. Киево-Печерский монастырь.

1

Митрополит, епископ, архиепископ, епархия, священник, монастырь.

§ 9, с.68-72

Русская православная церковь и ее тысячелетняя история. Сообщество верующих и церковная организация. Храмы. Монастыри. Подвижники. Святые заступники. Народная вера.

Комбинированный урок.



11

Русь в конце XI — начале XII в. Владимир Мономах.

  1. Распри князей.

  2. Любечский съезд князей.

  3. Русский крестовый поход в степь.

  4. Восстание 1113 г. в Киеве.

  5. Владимир Мономах — великий князь.

1

Съезд князей, крестовый поход, реформы, реформатор.

§ 10, с.72-79

Княжье образование, быт, хозяйство. Замок в Любече. Русские князья и половцы. Киевское восстание. Новые законы в Русской Правде. Наследие Мономаха.

Комбинированный урок.



12

Распад государства Русь. Галицко-Волынское княжество.

  1. Сущность политической раздробленности.

  2. Причины распада.

  3. Закономерный этап на пути к возрождению.

  4. Галицко-Волынское княжество.

1

Раздробленность, централизация, удел.

§ 11, с.79-86

Причины политической раздробленности, последствия. Богатство и культура галицко-волынских земель. Нравы, отношения между князьями.

Комбинированный урок.



13

Господин Великий Новгород. Владимиро-Суздальская Русь.

  1. Новгородская земля.

  2. Особенности управления и развития Новгорода.

  3. Северо-Восточная Русь.

  4. Возникновение Москвы.

  5. Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо.

1

Аристократия, республика, посадник, тысяцкий, дворянство.

§ 12, с.87-95

Крупнейшая республика Европы. Облик и богатства города. Вече и роль князя. Выборные власти. Бояре, городские богачи и простонародье. Купцы. Первопроходцы и мореходы. Территория, население, культурные ценности. Северо-Восточная Русь. Юрий Долгорукий и строительство новых городов. Основание Москвы. Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Бояре и дворяне.

Комбинированный урок.



14

Культура Руси Х — начала XIII в.

  1. Особенности древнерусской культуры.

  2. Письменность, грамотность, школа.

  3. Литература.

  4. Былины.

  5. Архитектура.

  6. Искусство.

  7. Быт.

1

культура, материальная культура, духовная культура, летопись, былина, зодчество, искусство, фреска, мозаика.

§ 13, с.96-105

 Объяснять особенности древнерусской культуры, взаимопроникновение культуры старого, языческого мира в христианскую культуру.

Урок с элементами анализа и организацией самостоятельной деятельности учащихся.



15

Зарождение русской цивилизации.

1

 

С. 106—108

 

Урок с элементами лабораторного занятия.



Глава II. Борьба Руси за независимость 5 ч.

16

Монголо-татарское нашествие.

  1. Создание монгольской империи.

  2. Битва на Калке.

  3. Нашествие Батыя на Русь в 1237—1238 гг.

  4. Нашествие Батыя на Русь в 1239—1240 гг.

1

Монголо-татарское нашествие, Золотая Орда.

§ 14, с.109-117

 определять характер, особенности и цели монгольского государства; раскрывать причины успехов завоевательных походов монголо-татар; показывать героический характер обороны русских княжеств; объяснять историческое значение борьбы Руси против монголо-татарских завоевателей.

Урок изучения нового материала.



17

Борьба Руси с врагами на северо-востоке.

  1. Натиск с Запада.

  2. Невская битва.

  3. Ледовое побоище.

1

Рыцари-крестоносцы, духовно-рыцарский орден, борьба за независимость.

§ 15, с.118-122

 показать судьбоносное для Руси значение отпора немецкой и шведской агрессии на северо-западе; значение Невской битвы и Ледового побоища; рост национального самосознания

Комбинированный урок.



18

Монголо-татарское иго.

  1. Русь под монголо-татарским владычеством.

  2. Последствия монголо-татарского ига для экономического, политического и культурного развития Русского государства.

  3. Русь и Орда при Александре Невском.

1

Иго, ярлык, баскаки, «ордынский выход».

§ 16, с.124-129

 показывать монголо-татарское иго как время длительного господства Золотой Орды над русскими землями; объяснять процесс складывания отношений между Золотой Ордой и русскими княжествами; определить последствия ига.

Комбинированный урок с элементами самостоятельной и исследовательской работы.



19

Начало возрождения Руси.

  1. Русь подымает голову.

  2. Развитие Северо-Восточной Руси.

  3. Роль православной церкви в возрождении.

  4. Восстановление хозяйства Руси.

1

Посад, посадские люди.

§ 17, с.129-134

определять начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси в конце XIII — начале XIV в.; определить группы населения, экономически заинтересованные в объединении страны; обозначить роль городов в возрождении и объединении Руси; показать роль церкви в возрождении Руси

Комбинированный урок с контрольной проверкой знаний.



20

Возвышение новых русских центров.

  1. Судьбы русских земель после нашествия.

  2. Возвышение Твери.

  3. Московский князь Даниил.

  4. Соперничество Москвы и Твери.

1

 

§ 18, с.135-141

определятьразличные пути развития отдельных русских земель; объяснять складывание новых русских центров; противоборство между Тверью, Москвой и Литовско-Русским государством; причины победы Москвы

Комбинированный урок с элементами самостоятельной и исследовательской работы в парах.



21

Вариант 1: Период раздробленности на Руси.
Вариант 2: Русь в период раздробленности.

1

 

 

 Называть объективные причины перехода Руси к политической раздробленности; показать закономерности периода феодальной раздробленности в развитии государства; раскрывать особенности политической модели Новгородской земли и Владимиро-Суздальской Руси.

Повторительно-обобщающий урок.



Глава III. Возникновение Русского единого государства 9ч.

22

Возвышение Москвы.

  1. Княжение Ивана Калиты.

  2. Роль православной церкви.

  3. Литва и Русь.

  4. Русь накануне Куликовской битвы.

1

Баскачество, «великая замятня».

§ 19, с.143-149

 раскрыть причины возвышения Москвы; показать роль московских князей в борьбе за объединение; дать учащимся возможность понять разницу в оценке исторических деятелей их современниками и потомками

Урок изучения нового материала.



23

Куликовская битва.

  1. Накануне решающей схватки.

  2. Подготовка к битве.

  3. Куликовская битва.

  4. Значение Куликовской битвы.

  5. Поход Тохтамыша.

1

Тактика, воинское искусство, национальное самосознание, патриотизм, единое Русское государство.

§ 20, с.149-155

 показать, что Куликовская битва была величайшим событием в русской истории; подчеркнуть героизм, мужество, патриотизм русского народа, полководческий талант Дмитрия Донского; акцентировать внимание учащихся на возрастании тенденции объединения русских земель.

Комбинированный урок с элементами лабораторного занятия.



24

Русь в конце XIV — первой половине XV в.

  1. Русь при Василии I.

  2. Грюнвальдская битва.

  3. Феодальная война.

1

Феодальная война, порядок престолонаследия.

§ 21, с.156-160

 показать усиливающийся процесс централизации при Василии I и Василии II; особенности феодальной войны, ее отличие от княжеских усобиц; на примере феодальной войны показать причинно-следственные связи.

Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы учащихся.



25

Иван III — государь всея Руси.

  1. Правление Ивана III.

  2. Подчинение Новгорода.

  3. Свержение ига.

  4. «Государь всея Руси».

1

Независимое государство, евразийская держава, ханства.

§ 22, с.161-168

 проследить процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы; раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов.

Комбинированный урок с элементами анализа текста учебника.



26

Русь между Востоком и Западом. Формирование многонационального государства.

  1. Изменение международного положения Руси в конце XV — начале XVI в.

  2. Внешняя политика.

  3. Многонациональный характер Российского государства.

1

Многонациональное государство, великорусская (русская) народность, ясак.

§ 23, с.168-176

 показать, что Российское государство изначально складывалось как многонациональное, каким путем шло расширение территории государства; сформировать понимание задач внешней политики, их связь с внутренней политикой.

Комбинированный урок с элементами лабораторной работы.



27

Складывание централизованного государства.

  1. Управление Российским централизованным государством.

  2. Вооруженные силы.

  3. Судебник 1497 г.

1

Централизованное управление, великий князь, Боярская дума, приказы, церковный собор, кормление, наряд, вотчина, поместье, пищальники. Судебник, Юрьев день, пожилое, местничество, бюрократия, дворяне, служилые люди, дьяки.

§ 24, с.176-184

 показать, что процесс объединения сопровождался созданием централизованной системы управления; сравнить государственное управление, законодательство, армию в современной России и в Российском государстве XV—XVI вв.

Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся.



28

Русская православная церковь в XIV — начале XVI в.

  1. Церковь в XIV — началеXV в.

  2. Великие князья и церковь.

  3. Церковь и ереси.

1

Уния, ереси, еретики, нестяжатели, иосифляне, Москва — Третий Рим, господствующая (официальная) церковь.

§ 25,с.184-191

 рассмотреть роль Православной церкви в создании единого централизованного государства; показать зарождающиеся противоречия между церковной и светской властями.

Комбинированный урок с элементами анализа исторического текста и беседы.



29

Хозяйство и люди.

1

Деревня, починки, колонизация, экспорт, импорт.

§ 26, с.191197

 показать быт и условия жизни разных слоев населения России первой половины XVI в.; создать конкретные представления о занятиях, образе жизни людей этого периода; развить умение исторической реконструкции, навыки моделирования исторических ситуаций.

Урок-реконструкция исторического прошлого с элементами моделирования исторических ситуаций.



30

Культура и быт в XIV — начале XVI в.

  1. Литература.

  2. Архитектура.

  3. Живопись.

  4. Народное творчество.

  5. Быт русского народа в XIV — начале XVI в.

1

Жития, хожения, иконопись.

§ 27, с.198-209

 с возрождением и подъемом Руси развивалась и русская культура, отражая все перемены в жизни государства; познакомить с лучшими достижениями русской культуры; показать отражение патриотических чувств людей в произведениях литературы, искусства этого периода.

Комбинированный урок с организацией работы в микрогруппах с элементами лабораторной работы.



31

Русь возвращает себе достойное место в Евразии.

1

Евразия.

С. 209—210

 закрепить знания о причинах и результатах возникновения единого Русского государства

Повторительно-обобщающий урок.



Глава IV. Россия в XVI в. 5 ч.

32

Начало правления Ивана IV. Елена Глинская и боярское правление.

  1. Детство Ивана IV.

  2. Венчание на царство.

  3. Избранная рада.

  4. Первые реформы. Судебник 1550 г. Стоглав.

1

Царь, боярское правление, Избранная рада, реформа, Земский собор, Стоглав, сословное представительство, стрельцы, гражданское общество, копейка, местное и центральное управление.

§ 28, с.211-220

 понимание условий, влиявших на складывание характера Ивана IV; раскрыть сущность основных реформ Избранной рады и цели их проведения

Урок изучения нового материала.



33

Внешняя политика Ивана IV.

  1. Направления внешней политики.

  2. Присоединение Казани и Астрахани. Значение побед на Востоке.

  3. Опасность с юга. Засечная полоса.

  4. Ливонская война.

1

Засечная черта, туры, протекторат, Речь Посполитая.

§ 29, с.220-229

 представления о направлениях внешней политики России и характере ее проведения Иваном IV; продолжить работу по формированию картографических навыков учеников при изучении вопросов внешней политики

Комбинированный урок с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся.



34

Опричнина.

  1. Падение правительства Избранной рады.

  2. Введение опричнины. Причины, цели, управление страной.

  3. Последствия опричнины.

1

Опричнина, опричник, земщина, неограниченная диктатура.

§ 30, с.229-236

 причины падения правительства Избранной рады и введения опричнины; дать представление о характере опричнины, методах ее проведения и ее последствиях

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания.



35

Последние годы Грозного царя. Правление Федора Ивановича.

  1. Конец опричнины и ее последствия.

  2. Начало присоединения Сибири.

  3. Смерть Ивана Грозного.

  4. Правление Федора Ивановича.

1

Казаки, заповедные годы, крепостное право, патриаршество, «урочные лета».

§ 31, с.236-242

 о последствиях опричнины, начале закрепощения крестьян в России; показать, как шло присоединение Сибири; познакомить учащихся с ситуацией, сложившейся после смерти Ивана Грозного; дать характеристику его преемника.

Комбинированный урок с элементами анализа исторических источников.



36

Новые явления в русской культуре XVI в.

1

Книгопечатание, Домострой, публицистика.

§ 32, с.243-251

 в XVI в. русская культура и быт сохраняли в основном традиционные черты, но все более явственно в них проступали новые явления. Наиболее важные изменения связаны с развитием образования, появлением книгопечатания, созданием новых литературных произведений (Домострой, Лицевой летописный свод, публицистика), достижениями в архитектуре и живописи.

Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными докладами.



37

Заключительный урок.

1

Экономика, политика, культура.

С. 251—253

 знания учащихся об изученном историческом материале; проверить степень владения школьниками такими умениями, как:

      — рассказ об исторических событиях, их участниках,

      — описание условий и образа жизни,

      — описание исторических объектов, памятников на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т. п.,

      — название характерных, существенных черт исторических событий и явлений,

      — определение и объяснение своего отношения и оценки наиболее значительных событий и личностей в истории.


Заключительный повторительно-обобщающий урок.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

темы

Название темы

Кол-во часов

Повторительно-обобщающие уроки

Вводный урок.

1


Глава I. Возникновение и развитие Древнерусского государства

13


ПОУ: Зарождение русской цивилизации.


1

Глава II. Борьба Руси за независимость

5


ПОУ: Период раздробленности на Руси.


1

Глава III. Возникновение Русского единого государства

9


ПОУ: Русь возвращает себе достойное место в Евразии.


1

Глава IV. Россия в XVI в.

5


Заключительный урок.


1


итого

33

+ 4


Рабочая программа по истории России 6 класс по Сахарову
  • История
Описание:

      Рабочая  программа по истории России составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2010 года по предмету «История» (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897), а также Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ  (Стандарты 2 поколения. Примерные программы основного общего образования. История. 5-9 классы. М.. Просвещение. 2011г.); Образовательной программы школы на 2013/14 учебный год, Учебного плана школы.

 

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая  программа содействует реализации единой концепции исторического образования.

Автор Карданова Антонина Адамовна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1147
Номер материала 9112
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓