Главная / История / Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Пояснительная записка

Статус программы: Рабочая программа по учебному предмету «История» является составной частью основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» на 2014-2015 учебный год.

Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «История» являются следующие нормативные документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

  2. Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089.

  3. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.

  4. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 (зарегистрирован в Минюсте России).

  5. О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839.

  6. Об организации образовательного процесса в образовательных учреждениях Челябинской области в 2014/2015 учебном году. «О преподавании учебного предмета «история» в 2014-2015 учебном году» (приложение к письму МОиН Челябинской области № 03-02/4959 от 30.06.2014г.);

  7. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области №103/3404 от 31.07.2009 г. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».

  8. Приказ МБОУ «СОШ № 5» № __________________________ «Об утверждении учебного плана и рабочих программ учебных предметов на 2014/15 учебный год;

  9. Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов,         предметов, дисциплин (модулей), утвержденное на заседании педсовета МБОУ  «СОШ № 5» протокол № ____________________

  10. Примерная программа основного общего образования по истории // Сайт МОиН РФ, Сборник нормативных документов/Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.


Цели рабочей программы:

- дать представление всем участникам образовательного процесса о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;

- выделить этапы обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся;

- освоение школьниками ключевых исторических понятий;

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее даёт возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Достижение цели рабочей программы происходит через решение следующих задач:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями.

Предмет история входит в образовательную область обществознание.

Обоснование выбора программы, системы обучения и учебно-методического комплекса

Рабочая программа по истории для 5 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории МО РФ 2004 года,  примерной программы по истории (Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по истории. - М.: Дрофа, 2008.)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

  • Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. "Издательство" Просвещение", 2012 г. (www.prosv.ru/umk/5-9)

Сохраняется преемственность в УМК, выделяется единая линия учебников по всеобщей истории и истории России (5-9 классы), рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся 5 класса. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории Древнего мира в 5 классе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

В основе составленной рабочей программы лежит цивилизационно - гуманитарный подход. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории Древнего мира. Для решения поставленных целей был расширен раздел пропедевтического модуля, его объем 10 часов «Что изучает история». Данный курс вводится за счет пропорционального сокращения учебного времени, выделенного на изучение следующих тем: Древний Китай, Полисы Греции и древнегреческая демократия, Расцвет Греции, Упадок Греции, Поздняя республика, Возникновение и расцвет Римской империи, Поздняя империя.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«История Древнего мира» (5 класс)



Что изучает история (10 ч)

Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.

Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.

История Древнего мира (60 ч)

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории.


Первобытное общество

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.


Древний Восток

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.


Древняя Греция и эллинистический мир

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.


Древний Рим

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.


Учебно-тематический план:

Темы программы

Количество часов

Контроль знаний

1.Что изучает история

10


2. Первобытное общество

6

Контрольная работа № 1

3. Древний Восток

16

Контрольная работа № 2

4. Древняя Греция и эллинистический мир

20

Контрольная работа № 3

5. Древний Рим

17

Контрольная работа № 4

Итоговое обобщение

1

Контрольная работа № 5

Итого

70



Национально-региональные и этнокультурные особенности Челябинской области (НРЭО)

При изучении предмета «История» в 5 классе учитываются национальные, региональные и этнокультурные особенности Челябинской области и общеобразовательной организации. В календарно-тематическом планировании предусмотрено время по освоению национальных, региональных и этнокультурных особенностей (НРЭО) в объёме 10% учебного времени от общего объёма часов на курс истории – 7 уроков.

п/п

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Введение в историю родного края – Южного Урала

Источники знаний о прошлом.

Оценивать действия людей по отношению к памятникам старины. Понимать, что история воспитывает уважение к традициям народа. Классифицировать, давать описание вещественных исторических источников на примере музейных экспонатов. Объяснять понятия «музей», «архив».

Историческая карта. Южный Урал на карте России.

Понимать, что историческая карта – важный источник информации. Объяснять, какую информацию могут предоставить различные виды исторических карт Южного Урала. Приводить примеры использования карт, планов поселений при изучении истории родного края.

Археология – помощница историков.

Сформировать общее представление о работе археолога. Объяснять необходимость труда археологов для познания исторического прошлого. Понять, в чём вред раскопок, проводимых случайными людьми.

Наука о народах – этнография.

Понимать, как этнография помогает историкам в изучении прошлого родного края; понимать особенности работы этнографов; развивать умение анализировать сказы, исторические песни с целью извлечения информации об истории Южного Урала

Знать своих предков – знать историю.

Понимать, что «история вокруг нас». Приблизиться к пониманию, что история семьи, происхождения имени, географических названий – всё это важные составляющие, из которых складывается историческая память человека

Географические названия – свидетели прошлого.

Усвоить, что географические названия заключают в себе информацию, необходимую для изучения исторического прошлого. Учебные материалы на доступном уровне подводят школьников к осмыслению необходимости бережного отношения к родному языку и историческим названиям

О чём могут поведать герб, флаг и гимн.

Понимать значение символики в жизни людей, а также какую информацию она может скрывать. Понимать, что уважение к государственным символам – одна из нравственных и социальных установок любого общества. Уметь описывать герб и флаг, исполнять гимн Челябинской области, г.Троицка.





Календарно–тематическое планирование

Тематическое планирование с обоснованием разбивки содержания программы на отдельные темы, а также обоснование выделения на данные темы учебных часов в объёме, определенном календарно-тематическим планом.

В 5 классе начинается изучение истории с пропедевтического курса (10 часов), а затем изучается курс История Древнего мира.


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Требования к уровню учащихся

НРЭО

Учебный материал

Дата план

Дата факт

Примечание

История Древнего мира (70 часов)

Что изучает история (10 часов)

1.

Что такое история.

1

Учащиеся приходят к пониманию определения истории, получают представление о различных типах исторических источников и незаменимости каждого типа, осмысляют цели изучения истории.



§1




2.

Источники знаний о прошлом. Археология – помощница историков.

1

Знать что такое исторические источники, какие виды бывают и каким образом они помогают раскрыть исторические загадки.

*

§2,4




3.

Счет лет в истории.

1

Знать, как осуществляется счет лет в истории, уметь решать исторические задачи.


§3




4.

Происхождение имен и фамилий. Знать своих предков – знать историю.

1

Знать о происхождении фамилий, имен и отчеств.

*

§7




5.

Генеалогия. Геральдика.

1

Знать что такое генеалогия, геральдика. Уметь составлять свою родословную.

*

§9,10




6.

О чём могут поведать герб, флаг и гимн.

1

Знать о символах государства, что они означают и для чего необходимы.

*

§11




7.

Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта. Южный Урал на карте России.

1

Знать, что такое историческая карта и чем она отличается от географической. Уметь показывать на карте города, места сражений, направления

завоевательных походов.

*

§ 5




8.

История России – часть всемирной истории. Наука о народах – этнография.

1

Знать о разделении истории на несколько периодов, история России как часть истории всего человечества.


§6




9.

Россия – многонациональное государство.

1

Знать, что Россия является многонациональным государством, какие народы ее заселяют.

*

§6




10.

Урок обобщения и проверки знаний и умений по теме: «Что изучает история»

1



§1-11




Первобытное общество (6 часов)

11.

Древнейшие люди.

1

Учащиеся изучают все аспекты хозяйственной и социальной жизни «человека разумного», характеризуют жизнь «человека разумного», обнаруживают и перечисляют новые открытия и изобретения, позволившие человеку выжить во время похолодания, получают представление о связях человека внутри человеческого коллектива, о родовой общине.



§1




12.

Родовые общины охотников и собирателей.

1

Знать, как и почему изменялись орудия труда и жизнь древнейших людей.


§2




13.

Возникновение искусства и религиозных верований.

1

Знать причины возникновения религии и искусства, как выглядели первые изображения.


§3




14.

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

Знать, как появилось земледелие и скотоводство, что такое неолитическая революция.


§4




15.

Появление неравенства и знати.

1

Знать, как возникло ремесло и обмен, как появляется неравенство в обществе, что такое соседская община.


§5




16.

Урок обобщения и проверки знаний и умений по теме: «Первобытное общество».

1

Учащиеся обобщают знания о первобытности, сравнивают эту эпоху с цивилизацией, называют основные культурные и хозяйственные достижения человечества в эпоху первобытности, выделяют принципиальные отличия человека от животных, углубляют знание причинно-следственных связей между хозяйственной деятельностью человека и его социальной жизнью.


§1-5




Древний Восток (16 часов)

17.

Государство на берегах Нила.

1

Учащиеся определяют местоположение страны, дают характеристику природных условий Египта, умеют проводить аналогию с природно-географическими условиями Месопотамии


§6




18.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1

знают основные занятия египтян.



§7




19.

Жизнь египетского вельможи.

1

Учащиеся должны распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.


§8




20.

Военные походы фараонов.

1

Учащиеся осознают роль войн в истории человечества, понимают причины и последствия завоеваний египетских фараонов, приходят к выводу о противоречивом воздействии войн на развитие цивилизации.


§9




21.

Религия древних египтян.

1

Учащиеся делают вывод о вере египтян в загробную жизнь и находят аргументы в его подтверждение, обстоятельно знакомятся с положением жрецов в обществе, уясняют суть проблемы перехода к единобожию.



§10




22.

Искусство древнего Египта. Письменность и знания древних египтян.

1

Учащиеся обосновывают появление пирамид, соотносят их строительство и характер правления в Египте, знакомятся с особенностями погребального обряда египтян


§11,12






23.

Западная Азия в древности.

Древнее Двуречье.

6


1


Учащиеся отрабатывают схему изучения всех последующих цивилизаций Востока, осуществляют первую локализацию по карте, выделяют признаки государства, знакомятся с этим понятием, тренируют умение отбирать существенные признаки понятия, сравнивают власть старейшины рода и власть царя, осознают взаимообусловленность географических и исторических факторов в развитии народа, сравнивают понятия страна и государство, анализируют вещественные источники.

Учащиеся моделируют процесс формирования шумерской письменности, осознают значение появления письменности у древних народов, знакомятся с памятниками литературы шумеров.





§13






24.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы


1

Учащиеся ориентируются в хронологии истории Месопотамии, понимают взаимосвязь религиозной системы древнего народа и особенностей природно-климатических условий, занятий, образа жизни.



§14




25.

Финикийские мореплаватели.

1

Учащиеся приобретают яркий, конкретный образ этой страны, основанный на ее достижениях и изобретениях, находят связи между образом жизни финикийцев и появлением алфавита, сравнивают природно-географические особенности Финикии и речных цивилизаций, умеют локализовать по карте данную цивилизацию.



§15




26.

Древнееврейское царство. Библейские сказания.

1

Учащиеся начинают ощущать прямую связь истории Древнего мира с современностью, знают картографический материал по теме, сопоставляют легенды библейский и шумерский варианты легенды о потопе, анализируют письменные источники. Учащиеся осознают важность перехода к единобожию, анализируют библейские заповеди и предписания, находят связи между религиозными представлениями древних евреев и современными религиями и моралью.




§16, 17




27.

Ассирийская держава.

1

Учащиеся осмысливают уроки и парадоксы Ассирии: бесчеловечная жестокость и любовь к искусству, понимают в чем превосходили ассирийцы своих противников, запечатлевают в сознании образ ассирийских владык, приходят к выводу о неэффективности, недолговечности и неминуемой гибели империи, основанной на военных захватах, насилии и страхе.



§18




28.

Персидская держава «царя царей».


1

Учащиеся умеют заполнять сравнительную таблицу, выделяют причины возвышения Персии, сопоставляют отношение к покоренным народам у персов и у ассирийцев, осмысливают значение религиозного учения персов.



§19





29.

Индия и Китай в древности.

Природа и люди Древней Индии. Индийские касты.

3

1

Учащиеся закрепляют умение характеризовать цивилизацию по схеме, знакомятся с природой страны и жизнью древних индийцев, утверждаются в мысли о общности происхождения европейских и некоторых азиатских народов и языковых групп, усваивают знания о хозяйственных и культурных открытий индийцев. Учащиеся начинают ощущать значение принципа равноправия, вырабатывают свое отношение к варновой системе, понимают связь древних порядков с ситуацией в современной Индией.

Учащиеся ориентируются в древнеиндийском пантеоне богов, получают представление о законе кармы и системе йоги, открывают для себя мир индийских эпических поэм.

Учащиеся знакомятся в общих чертах с легендой о Будде, находят отличия между идеями буддизма и положениями индуизма, выявляют своеобразие буддизма по сравнению с другими религиозными системами.





§20,21




30.

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

Учащиеся локализуют китайскую цивилизацию на карте, отрабатывают характеристику цивилизации по схеме, выделяют особенности природы и занятий жителей, получают представление о политической истории Китая.


§22




31.

Первый властелин единого Китая.


1

Учащиеся знают причины и последствия войн китайцев, осознают масштаб строительства Великой Китайской стены, оценивают вооружение и военную подготовку китайских воинов. Учащиеся анализируют высказывания Конфуция, осмысливают идеи китайских мудрецов, начинают понимать, какие идеи Конфуция сохранили важность до наших дней, систематизируют полученные знания.

Учащиеся осознают важность китайских изобретений в сегодняшней жизни общества, обосновывают появление растущего интереса современных европейцев к прошлому и настоящему Китая.


§23




32.

Урок обобщения и проверки знаний и умений по теме: «Древний Восток».


1

Учащиеся сравнивают и сопоставляют военную мощь, успехи, объем завоеваний хеттов, ассирийцев, персов, выделяют основные принципы эффективного управления державой, обобщают технические и культурные достижения военных держав Ближнего Востока.



§6-23




Древняя Греция и эллинистический мир (20 часов)

33.

Греки и критяне.

1

Учащиеся дают общую характеристику древнегреческой цивилизации, начинают ощущать, насколько глубоко проникла античность в современную культуру, определяют местоположение Греции, отмечают сходство и различие древнегреческой природы с природой юга нашей страны и природой изученных цивилизаций, определяют занятия древних греков. Учащиеся уточняют понятие миф, выделяют особенности критской художественной культуры, сопоставляют искусство Египта, Ассирии с критским.


§24




34.

Микены и Троя.

1

Учащиеся находят черты сходства и различия ахейской и критской Греции, представляют общие черты городов ахейского периода, ориентируются по карте Греции.



§25




35.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

1

Учащиеся приобретают конкретные знания о мифах троянского цикла, соотносят понятия исторического и мифологического, дают оценку героям и их поступкам, осмысливают значение поэм Гомера в жизни древних греков.

Учащиеся расширяют представление о масштабе дарования Гомера, оценивают личность и деяния Одиссея, прослеживают связь хозяйственной и политической жизни греков и содержания поэмы.



§26,27




36.

Религия древних греков.

1

Учащиеся создают стройную картину о греческой мифологии, умеют систематизировать и обобщать ранее известные сведения о богах греков в таблицу.

Учащиеся характеризуют основные греческие культы, выделяют особенности поклонения богам в Греции, сопоставляют греческих богов и поклонение им с восточными богами и культами. Учащиеся характеризуют главных греческих героев, обобщают и систематизируют имеющиеся знания, ориентируются в сюжетах основных греческих циклов о подвигах героев.



§28




37.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

Учащиеся получают первое представление о полисе, правах и обязанностях гражданина, выявляют связь идеи полноценного гражданина и греческой мифологии, уточняют знания о дорийском нашествии, осмысливают «темные века» как период возрождения и обновления Греции, конкретизируют представление о монете и алфавите, о роли распространения железа.


§29




38.

Зарождение демократии в Афинах.


1

Учащиеся отрабатывают ключевые понятия демократия и тирания, конкретизируют понятия демос и аристократия, имеют представление о ситуации социального конфликта в Афинах, ориентируются в требованиях демоса, уясняют сущность и общую направленность реформ Солона, дают оценку закона о смуте.


§30




39.

Древняя Спарта.


1

Учащиеся локализуют на карте Лаконику и Спарту, понимают, что Спарта – государство, созданное немногочисленным народом победителем на огромной территории с населением, опережавшим его в развитии, осознания реформ Ликурга как способа сохранения незыблемости государства, оценивают методы спартанского воспитания и его направленность, характеризуют жизнь взрослых спартанцев и положение илотов.



§31




40.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

1

Учащиеся понимают причины греческой колонизации, определяют ее направления, локализуют на карте греческие колонии, выявляют благоприятные условия для колонизации, уясняют факт близких связей колонии и метрополии


§32




41.

Олимпийские игры в древности.

1

Учащиеся проникаются мироощущением древних греков, сопоставляют его с современным, характеризуют древние Олимпийские игры, приходят к выводу об особой значимости игр в жизни эллинов.



§33




42-43.

Греко-персидские войны.


2

Учащиеся характеризуют в общих чертах Персидскую державу к началу 5 века до н.э., описывают взаимоотношения греков и персов до похода Дария, определяют причины Греко-персидских войн, сравнивают готовность греков и персов к боевым действиям, оценивают героизм греков во время Марафонского сражения.

Учащиеся приходят к выводу о конечном торжестве справедливости в ходе Греко-персидских войн, ориентируются в понятиях захватническая война и освободительная война, определяют причины победы греков, характеризуют завершающий этап войны, осознают историческое значение греко-персидских войн.


§34,35




44.

В гаванях афинского порта Пирей.


1

Учащиеся осознают роль Афин в истории Древней Греции.


§36




45.

В городе богини Афины.


1

Учащиеся начинают ощущать дух свободы, гармонии, человеческой соразмерности античного градостроительства, открывают для себя взаимосвязь античной и европейской, в том числе российской, культуры, различают ионический и дорический ордера, учатся видеть мир глазами людей античности.


§37




46.

В афинских школах и гимнасиях.

1

Учащиеся узнают подробности античной образовательной системы, сравнивают афинскую и спартанскую школу, выказывают собственное предпочтение к одной из них, соотносят элементы частного и общественного образования в Афинах, ориентируются в этапах и ступенях образования греков, осмысливают комплексный характер образования, нацеленный на формирование и воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности.


§38




47.

В театре Диониса.

1

Учащиеся раскрывают во всей полноте понятие греческий театр, сопоставляют его и театр современный, определяют особенности театральных костюмов, актерской игры, понимают специфику жанров театральных постановок, имеют представление о наиболее известных драматургах и их пьесах, осознают значение театра в жизни греков.


§39




48.

Афинская демократия при Перикле.

1

Начинают осознавать взаимосвязь расцвета демократии и подъема культуры в Афинах, актуализируют имеющиеся знания о демократии, узнают о политической деятельности Перикла и дают ей оценку.


§40




49.

Города Эллады подчиняются Македонии.

1

Учащиеся сопоставляют личности Филиппа Македонского и Демосфена, начинают осознавать противоречивый характер выдающихся деятелей истории, открывают для себя драматизм, переломность той эпохи.



§41




50.

Поход Александра Македонского на Восток.

1

Учащиеся знакомятся с личностью Александра, выделяют наиболее яркие черты его личности, определяют предпосылки его дальнейших достижений.


Учащиеся расширяют свои представления о пространствах, народах и странах, развивают умение ориентироваться по карте, осознают масштаб военного и политического таланта Александра, дают противоречивую оценку личности Александра, прослеживают процесс перехода от маленького полисного мира к миру империи.



§42




51.

В Александрии Египетской.

1

Учащиеся открывают для себя двойственность эллинизма, выделяя черты упадка полисного мира и богатств и новых грандиозных культурных достижений, имеют представление о древних чудесах света, оценивают культурное наследие этой эпохи.



§43




52.

Урок обобщения и проверки знаний и умений по теме: «Древняя Греция».

1

Учащиеся осознают связь культурного расцвета с политическим устройством греко-восточных царств, понимают важность объединения древнегреческого и древневосточного мира, ранее развивавшихся отдельно, приходят к выводу об эллинизме как эпохе созидательного движения истории вперед.


§24-43




Древний Рим (17 часов)

53.

Древнейший Рим.

1

Учащиеся знакомятся с географическими и природными условиями возникновения римской цивилизации, сопоставляют и сравнивают природно-географические условия Рима и Греции, определяют основные занятия жителей Древней Италии, выявляют, каким образом повлияли на римлян этруски.



§44




54.

Завоевание Римом Италии.

1

Учащиеся осознают идею проявления «отеческих нравов» римлян в их поведении в экстремальных военных обстоятельствах, анализируют римские крылатые выражения, определяют причины побед римлян.


§45.




55.

Устройство Римской республики.

1

Учащиеся разбираются в подробностях римских магистратур, четко фиксируют в сознании значение социальных терминов и их взаимосвязь, уясняют понятие римского гражданства, осознают важность политических изменений в Риме при переходе к республике, конкретизируют понятие республика


§46




56.

Вторая война Рима с Карфагеном.


1

Учащиеся определяют свое отношение к участникам конфликта на разных этапах Пунических войн, определяют причины войн, углубляют знания о видах войн и их характере, характеризуют и сравнивают вооруженные силы Рима и Карфагена, выявляют причины победы римлян.



§47




57.

Установление господства Рима во всем Средиземноморье.


1

Учащиеся представляют масштабы римских завоеваний, локализуют на карте римские провинции, конкретизируют вывод о превращении Средиземного моря в центр римского круга земель, уясняют понятие провинция, начинают выделять, какие изменения произошли в жизни римлян с превращением его в великую державу.


§48




58.

Рабство в Древнем Риме.

1

Знать о положении рабов в Древнем Риме.


§49




59.

Земельный закон братьев Гракхов.


1

Учащиеся представляют предпосылки реформ Гракхов, углубляют знание понятия реформа, сравнивают политическую деятельность Гракхов и афинских реформаторов, осмысливают роль личности в истории, уясняют суть реформ Гракхов и причины их неудач, дают собственную оценку деятельности братьев Гракхов.


§50




60.

Восстание Спартака.


1

Учащиеся характеризуют Рим как рабовладельческое государство, приобретают яркий эмоциональный образ рабства в Риме, изучают особенности использования рабского труда, высказывают аргументированные суждения о возможности или невозможности победы восстания Спартака, учатся видеть мир глазами людей другого времени, осознают безнравственность рабовладения, осмысливают историческое значение противостояния двух миров – рабовладельческого Рима и рабов.



§51




61.

Единовластие Цезаря.


1

Учащиеся продолжают расширять представление о роли личности в истории, сравнивают и сопоставляют Цезаря с другими яркими деятелями древней истории, характеризуют и оценивают его деятельность, его роль и место в истории.



§52




62.

Установление империи.


1

Учащиеся уточняют понятие империя, определяют причины победы Октавиана добиться небывалого прежне в Риме положения, характеризуют политическую систему Рима при Октавиане, находят отличия между империей и республикой, империей и деспотией, дают оценку деятельности Августа в области культуры и улучшения римских нравов.



§53




63.

Соседи Римской империи.

1

Учащиеся должны знать особенности правления Октавиана Августа, знать о деятельности первого императора Рима.


§54




64.

В Риме при императоре Нероне.


1

Учащиеся делают вывод об усилении императорской власти после правления Октавиана Августа.


§55




65.

Первые христиане и их учение.


1

Учащиеся выявляют причины и предпосылки возникновения новой религии, получают представление о истории жизни Иисуса, анализируют письменные источники, выделяют принципиальное отличие христианства от предшествующих верований. Учащиеся выделяют причины гонений на христиан, уясняют понятие церковь, определяют предпосылки для распространения христианства в римском обществе, прослеживают связь между социально-экономическим и политическим положением слоев римского общества и отношением к новой религии.



§56




66.

Расцвет империи во II веке.

1

Учащиеся должны знать особенности правления императора Траяна.


§57




67.

«Вечный город» и его жители.


1

Учащиеся расширяют представление о жизни древних римлян, проникаются пониманием мироощущения римлян, начинают полнее осознавать роль Рима в истории мировой цивилизации, сопоставляют технические и культурные достижения римлян, греков, восточных народов.



§58




68.

Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами.

1

Учащиеся уясняют положение Римской империи к концу 3 века, характеризуют накопившиеся в империи проблемы, рассматривают способы выхода из сложившейся ситуации, ориентируются в изменениях, происшедших в хозяйственной жизни империи, оценивают роль Диоклетиана в укреплении империи.

Учащиеся характеризуют деятельность императора Константина, уясняют характер изменений в духовной жизни империи, локализуют на карте новую столицу империи, Восточную и Западную империю, анализируют структуру христианской церкви.

Учащиеся понимают смысл изучаемых событий, сравнивают лидеров варварского мира и римских исторических деятелей, начинают осознавать взаимовлияния мира империи и мира варваров, выделяют причины падения Западной Римской империи, делают вывод о закономерности ее гибели.



§59, 60




69.

Урок обобщения и проверки знаний и умений по теме: «Древний Рим».

1

Учащиеся закрепляют и обобщают знания о римской цивилизации, сравнивают и сопоставляют эту цивилизацию с цивилизацией греков и восточными цивилизациями, дают оценку деятельности героев древнеримской истории.



§44-60




70.

Итоговое обобщение.

1

Учащиеся обобщают знания и представления об истории Древнего мира, осознают роль и место этого этапа в судьбу мировой цивилизации, выделяют основные достижения человечества этого времени, оценивают историческую роль наиболее ярких исторических деятелей Древнего мира, уясняют неразрывную связь истории Древнего мира с последующим развитием человечества.


















Корректировка календарно-тематического планирования


Название темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту











































































































































































































































Итого:

по плану часов

по факту часов

сокращено на часов





Формируемые знания и умения ученика

В результате изучения истории ученик должен

  • знать основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;

  • знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • знать изученные виды исторических источников;

  • уметь определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;

  • уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней истории, достижениям культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    - понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
    - высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом наследии народов мира;
    - объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
    - использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Курс даёт возможность вести работу по формированию у учащихся:

- умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстраций;

- умения сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различие;

- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

- умения спорить и отстаивать свои взгляды;

- умения анализировать исторический источник;

- умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диасинхронность событий и явлений;

- умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Критерии оценки знаний учащихся

Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл.

Критерии оценки знаний учащихся таковы:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

  • наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).

Характеристика контрольно-измерительных материалов.

В процессе обучения для контроля и оценки знаний и умений по предмету этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени. После каждой большой темы проводится тестовая работа.


п/п

Название работы

Цели

ЗУН

Структура работы

Уровни сложности заданий

Критерии оценивания

1.

Первобытное общество

Проверить знания по теме «Первобытное общество»


-выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

-уметь анализировать исторические явления, процессы факты;

Часть А-16


Тест рассчитан на 30 мин.

Часть А 1-7

- Базовый

Часть А 8 -12 – Продвинутый

Часть А 12-16

- Высокий

За выполнение части А-1 балла каждый ответ

3- за 50% работы;

4 – 70% работы

5- 95-100% работы

2.

Древний Восток

Проверить знания по теме

-выявлять важнейшие достижения культуры;

-группировать исторические явления и события по заданному признаку;

-объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов.

Часть А- 16

Работа рассчитана на 30 минут

Часть А 1-7

- Базовый

Часть А 8 -12 – Продвинутый

Часть А 12-16

- Высокий

За выполнение части А-1 балла каждый ответ

3- за 50% работы;

4 – 70% работы

5- 95-100% работы

3.

Древняя Греция

Проверить усвоение основных понятий по теме.

-выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

-выявлять существенные черты научных и культурных процессов, явлений и событий;

-объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

-уметь анализировать исторические явления, процессы факты;


Тест

часть А -17, рассчитан на 30 минут

Часть А 1-7

- Базовый

Часть А 8 -12 – Продвинутый

Часть А 12-17

- Высокий

За выполнение части А-1 балла каждый ответ

3- за 50% работы;

4 – 70% работы

5- 95-100% работы

4.

Повторение по теме:

«Древний Рим»


Проверить знания по теме

-выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

-объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

-уметь анализировать исторические явления, процессы факты.


Часть А- 28

Часть В– 7

Часть С – 3

Работа рассчитана на 40 минут

Часть А- Б

Часть В – П

Часть С – В

За выполнение части А-1 балла каждый ответ

Б часть за правильный ответ -2 б

Часть С – 5б

3- за 50% работы;

4 – 70% работы

5- 95-100% работы

5.

Итоговое повторение по курсу «История Древнего мира»

Проверить знания по курсу «История Древнего мира»


Часть А- 28

Часть В– 8

Часть С – 3

Работа рассчитана на 40 минут

Часть А- Б

Часть В – П

Часть С – В

За выполнение части А-1 балла каждый ответ

Б часть за правильный ответ -2 б

Часть С – 5б

3- за 50% работы;

4 – 70% работы

5- 95-100% работы


УМК по предмету включает:

- Программа: Примерная программа основного общего образования на базовом уровне по истории. 2004. (Сборник нормативных документов. История/сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.М.:Дрова, 2008) www. idppo. uu. ru.; www. edu. ru.;

- А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник. 5 класс. М.: Просвещение. 2012

- Г. И. Годер. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях.

- Е. А. Крючкова. Всеобщая история. История Древнего мира. Проверочные и контрольные работы. 5 класс.



Учебно-методическая литература:

  1. История Урала с древнейших времен до конца XIX века. Под ред. В.В Личмана – Екатеринбург, 1998.

  2. Алеврас Н.Н., Конюченко А.И. «История Урала XIXVIII вв.» Челябинск. 2000.



Материально-техническое и информационное обеспечение:


Для изучения учебного предмета ИСТОРИЯ используются следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

оборудование: кабинет №7 общая площадь 56 кв.м.

  • ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов;

  • технические средства обучения:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

  • демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, телевизор, DVD, мультипроектор, экспозиционный экран);

  • вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото- и видеотехника;

  • экранно-звуковые пособия:

  • электронное пособие;

  • дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

  • ТСО, АРМ, интерактивное оборудование:

Инв. №

Наименование оборудования

Марка/ год выпуска

Размещение и хранение

Исправно/

неисправно

0414-3322261072

Мультимедийный проектор BENQ

2006

Кабинет № 7

Исправно

0414-3020202071

Компьютер в комплекте

2007

Кабинет № 7

Исправно

0414-3230102039

Телевизор JVC 21U4

2007

Кабинет № 7

Исправно


DVD - плейер

2010

Кабинет № 7

Исправно


  • библиотечный фонд:

  • учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного предмета ИСТОРИЯ (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и др.);

  • нормативные документы;

  • специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, окружающему миру, литературе и др.);

  • научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

  • хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием;

  • документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников);

  • энциклопедическая и справочная литература (философские словари, справочники, биографии деятелей и значимых персоналий и др.);

  • художественные альбомы, содержащие иллюстрации;

печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.


Диски СД-RОМ

1. Диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Уроки всемирной истории.

2. Диск «Просвещение - Медиа» ЦОР. 1С образование

3. Диск «История. Просвещение. Мультимедийное учебное пособие нового образца»

4. Диск «История Древнего мира. Загадки сфинкса». Медиахауз.



Сайты в помощь учителю:

Название сайта

Электронный адрес

Министерство образования и науки Челябинской области

http://minobr74.ru/

Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

http://ipk74.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru



































Приложение

  1. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «Что изучает история»

Вариант 1


  1. Спишите, вставляя пропущенные слова:
    История – это ………, изучающая ……… ………, стран и ………, городов и ………, и даже ……… ………

  2. К каким группам относятся перечисленные исторические источники?
    А) старинная монета; Б) рассказ бабушки о своём детстве; В) каменный топор;
    Г) фотография Л.Н. Толстого; Д) рассказ учителя о Петре
    I; Е) старая газета;
    Ж) старинные законы; З) берестяная грамота; И) фотография Ивана Грозного;
    К) наскальный рисунок первобытного человека; Л) фильм «Аттила»; М) старинная картина;
    ОБРАЗЕЦ:
    Вещественные – А, Б, В, письменные – Г, Д, Е, устные – Ж, З, И,
    кинофотодокументы – К, Л, М, не являются источниками – Н, О, П.

  3. К каким векам относятся эти даты:
    1355 г., 21 г., 450 г., 1600 г., 2001 г., 7 г., 1408 г.

  4. Сколько лет прошло между этими событиями? Подчеркните то, которое было раньше.
    160 г. до н.э. и 1523 г. до Р.Х. 234 г. и 466 г. до н.э.
    1907 г. и 1823 г. 2368 г. до Р.Х. и 1888 г.

  5. О каких науках идёт речь?
    А) Наука о гербах; Б) Наука о языках; В) Наука о старинных мерах веса, длины, площади;
    Г) наука о способах и правилах проведения раскопок; Д) наука о старинных монетах;
    Е) наука о разных народах;
    ДЛЯ СПРАВОК: археология, этнография, лингвистика, нумизматика, метрология, старая газета геральдика.

  6. Нанесите на линию времени следующие даты:

а) 122 г. до н.э.; б) 179 г. н.э.;

в) 15 г. до н.э.; г) 1222 г. н.э.

7. Какой год был раньше 28 г. до н.э. или 28 г. н.э.? На сколько лет раньше?

8. Сколько лет назад прошло от основания города Рима до наших дней, если он был основан в 753 г. до н.э.?

9. Какой год был следующим за 54 г. до н.э.? Какой год был предшествующим 54 г. до н.э?

10.Какой год был следующим за 123 г. н.э.? Какой год был предшествующим 123 г. н.э?




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «Что изучает история»

Вариант 2


  1. Дайте определение понятию.
    История – это _________________________________________________ .

  2. К каким группам относятся перечисленные исторические источники?
    А) каменный топор; Б) рассказ бабушки о своём детстве; В) старинная монета;
    Г) старая газета; Д) рассказ учителя о Петре
    I; Е) фотография Л.Н. Толстого;
    Ж) наскальный рисунок первобытного человека; З) берестяная грамота; И) фотография Ивана Грозного; К) старинные законы; Л) старинная картина; М) фильм «Аттила»;
    ОБРАЗЕЦ:
    Вещественные – А, Б, В, письменные – Г, Д, Е, устные – Ж, З, И,
    кинофотодокументы – К, Л, М, не являются источниками – Н, О, П.

  3. К каким векам относятся эти даты:
    1255 г., 121 г., 1450 г., 1500 г., 1001 г., 5 г., 408 г.

  4. Сколько лет прошло между этими событиями? Подчеркните то, которое было раньше.
    180 г. до н.э. и 1503 г. до Р.Х. 1234 г. и 460 г. до н.э.
    1947 г. и 1863 г. 2318 г. до Р.Х. и 1338 г.

  5. О каких науках идёт речь?
    А) наука о разных народах; Б) наука о языках; В) наука о старинных монетах; Г) наука о способах и правилах проведения раскопок; Д) наука о старинных мерах веса, длины, площади; Е) наука о гербах;
    ДЛЯ СПРАВОК: археология, этнография, лингвистика, нумизматика, метрология, геральдика.

  6. Нанесите на линию времени следующие даты:

а) 41 г. до н.э.; б) 89 г. н.э.;

в) 189 г. до н.э.; г) 1533 г. н.э.

7. Какой год был раньше 55 г. до н.э. или 55 г. н.э.? На сколько лет раньше?

8. Сколько лет назад произошло восстание Спартака, если оно состоялось в 74 г. до н.э.? 9. Какой год был следующим за 88 г. до н.э.? Какой год был предшествующим 88 г. до н.э?

10. Какой год был следующим за 199 г. н.э.? Какой год был предшествующим 199 г. н.э.?


Тест №2

Контрольный тест по теме «Первобытное общество»


1. Где появились первые люди:

а) в Африке б) в Азии в) в Америке г) в России

2. Как назывался первый коллектив древнейших людей:

а) соседская община в) человеческое стадо

б) родовая община г) семья

3. Сбор съедобных корней, дикорастущих плодов, ягод – это:

а) скотоводство в) земледелие

б) собирательство г) охота

4. Орудие, которое использовали в охоте на крупную рыбу:

а) копьё в) дубина

б) гарпун г) рубило

5. Оружие, которое использовали на большом расстоянии от животного:

а) дубина в) лук и стрелы

б) копьё г) гарпун

6. На основе какого занятия возникло земледелие:

а) охота в) ремесло

б) собирательство г) торговля

7. Где впервые была найдена пещерная живопись:

а) в северной Испании в) в Ирландии

б) в Африке г) в России

8. Веру первобытных людей в колдовство, в оборотней, в душу, в высшие силы называют:

а) искусством в) обрядом

б) религией г) традицией

9. Самые опытные и мудрые старики, которые управляли родовыми общинами:

а) вожди в) старейшины

б) воины г) мудрецы

10. Идол – это:

а) изображение бога в) книга

б) игрушка человека г) памятник

11. Изготовление различных изделий – это:

а) скотоводство в) ткачество

б) ремесло г) гончарство

12. Правильно ли суждение «У первобытных людей появилось неравенство, и выделилась знать»:

а) да б) нет

13. Первое животное, прирученное человеком:

а) лошадь в) корова

б) собака г) свинья

14.  Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда:

а) железо в) медь

б) золото г) бронза

15. Что позволило первобытному человеку пережить ледниковый период?

а) собирательство в) овладение огнем

б) изобретение металлических орудий труда г) охота

16. Прочитайте текст и найдите 5 ошибок.

Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более 2 млн лет назад... Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» — кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазухи и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли

от ужаса — к пещере приближался страшный хищник: огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.

Какие исторические ошибки содержит сон ученика?


Ответы:

на контрольный тест по теме «Первобытный мир»



  1. А

  2. В

  3. Б

  4. Б

  5. В

  6. Б

  7. А

  8. Б

  9. В

  10. А

  11. Б

  12. А

  13. Б

  14. В

  15. В

  16. 1) древнейшие люди не жили в холодных странах;

2) не знали одежды;

3) не умели разговаривать;

 4) не выращивали хлеб;

5) ко времени  появления человека на Земле динозавры вымерли.




  1. Контрольная работа

по теме «Древний Восток»


1. Древняя страна, расположенная между морем и цепью Ливанских гор?

а) Междуречье б) Египет в) Финикия

2. Где была написана книга, от которой произошло слова «библиотека»?

а) в Египте б) в Китае в) в Израиле

3. От кого защищала Северный Китай Великая китайская стена?

а) от ассирийцев б) от гуннов в) от филистимлян

4. На чем писали в Древнем Китае?

а) на дощечках из бамбука в) на глиняных табличках

б) на пальмовых ветвях

5. Древнее государство, захватившее в VI в. до н.э. Вавилонское и Египетское царства?

а) Лидия б) Персия в) Израиль

6. Библейский старец, спасшийся в ковчеге во время потопа?

а) Адам б) Авраам в) Ной

7. Что выращивали земледельцы в Древней Индии?

а) хлопчатник и сахарный тростник б) чай в) какао

8. Что изобрели в Древнем Китае?

а) бумагу б) цифры в) шахматы

9. Предводитель персов, великий полководец древнего мира:

а) Хаммурапи б) Кир в) Крез

10. Где протекает река Янцзы?

а) в Китае б) в Индии в) в Междуречье

11. Кто учил в Древней Индии, что главное – личное достоинство человека, а не его происхождение?

а) Конфуций б) Брахма в) Будда

12. Письменность в Древнем Двуречье?

а) линейное письмо б) иероглифы в) клинопись

13. Что изобрели финикийцы?

а) прозрачное стекло б) компас в) бумагу

14. Столица Ассирийской державы, которую называли «логовищем львов» и «городом крови»?

а) Ниневия б) Персеполь в) Вавилон

15. Дайте определение следующим терминам:

таран – каста - колония – буддизм -

16. Соотнесите страну и правителей:

а) Хеопс 1. Египет

б) Циньшихуанди 2. Персия

в) Дарий 3. Индия

г) Ашока 4. Китай


Ключи к тесту:

1-в; 2-в; 3-б; 4-а; 5-б; 6-в; 7-а; 8-а; 9-б; 10-а; 11-в; 12-в; 13-а; 14-а; 16. А-1; б-4; в-2; г-3.



Контрольная работа № 3

по теме «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ»

  1. Где находится Греция?

а) в южной части Балканского полуострова

б) в западной части Азии

в) в Восточной части Африки

2. Что вывозили торговцы из Греции в колонии и другие страны?
а) рабов; б) оливковое масло; в) хлеб

3. Автор поэм «Илиада» и «Одиссея»?

а) Гомер; б) Гесиод; в) Эсхил

4. Чудовище с головой быка и телом человека, обитавшее в критском Лабиринте?

а) Цербер; б) Минотавр; в) Горгона Медуза

5. Агора, Керамик, Акрополь – это:

а) знаменитые памятники в Афинах;

б) это районы Афин;

в) это памятники в Спарте

6. Приведите в соответствие:

Определение

Понятие

1.глиняные сосуды с двумя ручками для хранения вина и масла

а) триеры

2.греческие боевые корабли

б) архонты

3.государственные рабы в Спарте

в) амфоры

4.выборные правители в Афинах во времена Солона

г) илоты





7. Что называется полисом?

а) город-государство в Древней Греции

б) город в Древней Греции

в) название органа управления городом

8. Кто в Афинском полисе платил налог за право жить в нем?

а) рабы; б) граждане Афин; в) купцы-переселенцы

9. Найдите лишнее.

Солон многое изменил в управлении Афинами:

а) заложил основы демократии

б) ввел новый порядок избрания судей

в) ликвидировал должность архонта

г) создал Народное собрание

10. Олимпийские игры проходили:

а) раз в 4 года; б) раз в 10 лет; в) каждый год

11. Что произошло в 490 г. до н.э.?

а) Марафонская битва; б) взятие греками Трои; в) распад державы А. Македонского

12. На этой круглой или полукруглой площадке выступали актеры и хор:

а) палестра; б) скене; в) орхестра

13. Высшее должностное лицо в Афинах:

а) первый стратег; б) архонт; в) царь

14. Какая страна не вошла в состав державы А. Македонского:

а) Греция; б) Персия; в) Египет; г) Индия

15. Место спортивных состязаний по пятиборью в Олимпии:

а) стадион; б) ипподром; в) орхестра

16. Дайте определение слову «демократия»

17. Перечислите греческих богов (не менее 7)

Тест № 4

Обобщающее повторение по теме: « Древний Рим»


Часть 1

При выполнении заданий А 1 – А 28 этой части задания выберите один правильный ответ из четырёх предложенных и запишите его в листок с ответами.


А 1. Италия располагается на:

А) полуострове Индостан

Б) Балканском полуострове

В) Апеннинском полуострове

Г) Аравийском полуострове

А 2. Какое событие произошло в 395 г. н.э. в Римской империи ?

А) империя была разделена на Западную и Восточную

Б) изгнан последний Римский император

В) восстание под предводительством Спартака

Г) нашествие германцев на Рим

А 3. Годом основания Рима считается:

А) 753 г. до н.э.

Б) 550 г. до н.э.

В) 320 г до н.э.

Г) 215 г до н.э.

А 4. Должностное лицо, ежегодно избираемое из числа плебеев, назывались:

А) преторианцами

Б) народный трибун

В) консул

Г) сенатор

А 5. Какое животное, согласно легенде, вскормила двух царских детей своим молоком?

А) корова

Б) медведица

В) коза

Г) волчица

А 6. Земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет, назывались:

А) колоны

Б) « рабы с хижинами»

В) плантаторы

Г) арендаторами


А 7. Потомки древнейших жителей Рима назывались:

А) плебеи

Б) патриции

В) трибуны

Г) преторианцы

А 8. Римский полководец, германец по происхождению, сумевший разбить войска Алариха.

А) Сципион

Б) Красс

В) Помпей

Г) Стилихон

А 9. В каком году в Риме была установлена республика?

А) 753 г. до н.э.

Б) 630 г. до н.э.

В) 509 г. до н.э.

Г) 390 г. до н.э.

А 10. Какую реку перешёл Цезарь в 49 г. до н.э.?

А) Рубикон

Б) По

В) Евфрат

Г) Нил

А 11. Кого римляне называли лучшим из императоров?

А) Нерона

Б) Константина

В) Траяна

Г) Гонория

А 12. В каком городе родился Иисус Христос?

А) Назарет

Б) Вифлеем

В) Иерусалим

Г) Кумран

А 13. В каком году столицей Римской империи стал город Константинополь?

А) 95 г.

Б) 114 г.

В) 205 г.

Г) 330 г.

А 14. Как звали последнего царя Рима, который был изгнан из города за свою жестокость?

А) Тарквиний

Б) Пирр

В) Гонорий

Г) Нерон

А 15. « Право вето» в переводе с латинского означает:

А) Разрешаю!

Б) Запрещаю!

В) Не согласен!

Г) Принимаю как должное!

А 16. Головной убор, знак царской власти – это…

А) корона

Б) диадема

В) венок

Г) тиара

А 17. При каком императоре в Риме возникло страшное бедствие: пожар, охвативший большую часть города?

А) Траян

Б) Константин

В) Нерон

Г) Октавиан

А 18. Когда заговорщиками был убит Цезарь?

А) 15 марта 44 г. до н.э.

Б) 21 мая 44 г. до н.э.

В) 12 сентября 45 г. до н.э.

Г) 14 декабря 45 г. до н.э.

А 19. Крупнейшее в древности восстание рабов произошло в Италии в:

А) 98 – 93 г. до н.э.

Б) 91 – 86 г. до н.э.

В) 85 – 82 г. до н.э.

Г) 74 – 71 г. до н.э.

А 20. Согласно легенде, Рим спасли

А) собаки

Б) гуси

В) корова

Г) индюки

А 21. В каком году прекратило своё существование Западная Римская империя?

А) 476 г. н.э.

Б) 505 г. н.э.

В) 612 г. н.э.

Г) 649 г. н.э.

А 22. Какое из перечисленных ниже сооружений не было в Риме?

А) Колизей

Б) Пантеон

В) Парфенон

Г) Триумфальная арка

А 23. Какой римский полководец в течение нескольких дней потерял три римских легиона?

А) Вар

Б) Сципион

В) Стилихон

Г) Лукулл

А 24. Годы правления Октавиана Августа

А) 49 – 44 г. до н.э.

Б) 30 г до н.э. – 14 г. н.э.

В) 98 – 117 г. н.э.

Г) 306 – 337 г. н.э.

А 25. При каком императоре произошли перемены в положении христиан?

А) Константине

Б) Траяне

В) Нероне

Г) Октавиане

А 26. Особенностью римской армии в 1 в. н.э. было то, что:

А) она была наёмной

Б) набиралась из малоимущих граждан

В) состояла только из добровольцев

Г) имелась конница

А 27. Какому римскому императору принадлежат слова: « Пришёл, увидел, победил!», « Жребий брошен»?

А) Марку Антонию

Б) Октавиану Августу

В) Гаю Юлию Цезарю

Г) Траяну

А 28. Какая женщина сыграла большую роль в жизни Марка Антония

А) Нифертити

Б) Клеопатра

В) Анксунамон

Г) Рея Сильвия

Часть 2.


В задания В1 – В 5 требуется ответ в виде одного – двух слов, последовательности букв или цифр.



В 1. Установите в хронологической последовательности события, начиная с самого раннего.

А) установление республики в Риме

Б) принятие закона братьев Гракхов

В) возникновение Рима

Г) нашествие галлов

Ответ:






В 2. Чем занимались рабы в Риме? Выберите 2 из 4 ответов.

А) работали в имениях

Б) работали на рудниках

В) собирали налоги

Г) участвовали в военных походах

Ответ:




В 3. Установите соответствие между именами знаменитых римлян и их деятельностью. Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.


1

Октавиан Август

А

Автор земельного закона

2

Тиберий Гракх

Б

Сенатор, организовавший убийство Цезаря

3

Арминий

В

Римский поэт

4

Брут

Г

Внучатый племянник Цезаря



Д

Германский вождь


Ответ:

1

2

3

4






В 4. О ком идёт речь?

« Проезжая однажды по Италии, он был поражён тем, что нигде не было видно свободных землевладельцев: кругом одни рабы. Понимая, что такое огромное скопление рабов опасно, предложил принять земельный закон…»

Ответ:



В 5. Соотнесите термин и его значение

1

Триумф

А

Повелитель. Главнокомандующий

2

Преторианцы

Б

Посланец

3

Апостол

В

Торжественный въезд в город полководца – победителя

4

Император

Г

Помощник



Д

Личная охрана Цезаря

Ответ:

1

2

3

4






В 6. Запишите одним словом: Матфей, Лука, Иоанн, Пётр – это…..


Ответ: ______________________________________________________________________________


В 7. Установите соответствие между названием памятника римской архитектуры и его описанием. Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.


1

Пантеон

А

Сооружение в честь победы над врагом

2

Триумфальная арка

Б

« храм всех богов»

3

Большой цирк

В

Амфитеатр, вмещающий 50 тысяч зрителей

4

Колизей

Г

Арена в Риме, где происходили конные бега



Д

Бани


Часть 3


В данной группе заданий С1 – С3 вы должны подробно ответить на вопрос задания. Оно выполняется на специальном бланке.


Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы.

« В это самое время в Италии вспыхнуло восстание, самое крупное за историю этого государства. Предводитель уговорил около 70 своих товарищей пойти на риск ради свободы, указывая им, что это лучше, чем рисковать своей жизнью на арене. Напав на стражу, они вырвались на свободу и бежали из города. Вооружившись дубинами и кинжалами, отобранными у случайных путников, они направились к горе. Отсюда, приняв в состав шайки многих беглых рабов и кое-кого из- сельских свободных рабочих, предводитель начал делать набеги на ближайшие окрестности….Очень скоро к ним сбежалось очень много рабов, и численность восставших выросла до 70 000 человек


С 1. О каком событии идёт речь? Когда оно произошло?


С 2. Кто возглавлял это восстание? Откуда он был родом?


С 3. Каков итог этого восстания? Приведите не менее двух положений.



Ответы:

по теме: « Древний Рим»


А1

В

А10

А

А 19

Г

А2

А

А11

В

А 20

Б

А3

А

А12

Б

А 21

А

А4

Б

А13

Г

А 22

В

А5

Г

А14

А

А 23

А

А6

А

А15

Б

А 24

Б

А7

Б

А 16

Б

А 25

А

А8

Г

А 17

В

А 26

А

А9

В

А 18

А

А 27

В

А 28- Б

В 1

ВАГБ

В 2

АБ

В 3

ГАДБ

В 4

Тиберий Гракх

В 5

ВДБА

В 6

Апостолы

В 7

БАГВ


С 1

Восстание Спартака. 74 – 71 г. до н.э.

С 2

Спартак. Фракии.

С 3

1. Восстание было проиграно рабами.2. Казнь 300 рабов.3. Гибель Спартака.

Бланк ответов:

Работа учащегося _____ класса

_______________________________ школы

Фамилия, имя ______________________________________________________________________________________________________


А 1


А 10


А 19


А 28


А 2


А 11


А 20




А 3


А 12


А 21




А 4


А 13


А 22




А 5


А 14


А 23




А 6


А 15


А 24




А 7


А 16


А 25




А 8


А 17


А 26




А 9


А 18


А 27





В 1


В 2


В 3


В 4


В 5


В 6


В 7



5

Итоговая контрольная работа

1 вариант.  

Часть А.

А1. Первое домашнее животное, прирученное человеком: 

А) корова           Б) лошадь         В) собака

А2.Что называется религией? А) вера человека в сверхъестественные существа   Б) наука о сотворении мира  В) наука о появлении человека

А3. Какое занятие первобытных людей возникло примерно в одно время с земледелием? Как?

А) скотоводство             Б) охота         В) обработка металлов

 А4. Что символизировала двойная корона египетских фараонов? А) объединение Южного и Северного царств    Б) союз богов неба и земли   В) царство мертвых и царство живых

 А5.  Когда на Земле появились первые люди? А) около 2 млн. лет назад         Б) около 10 млн. лет назад       В) около 100 тыс. млн. лет назад

А6. Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами?  А) амулет   Б) саркофаг    В) мумии

А 7. Что обозначает понятие «Классы»? А) это большие группы людей, из которых одна эксплуатирует другую

Б) это группы людей, которые выделяются в обществе по тому, что имеют  В) это люди, которые недовольны фараоном

А8. Вавилонский царь, при котором были записаны первые законы:

А) Хаммурапи Б) Соломон В) Гильгамеш

А 9. Кто первый совершил плавание вокруг Африки? А) египтяне   Б) израильтяне   В) финикийцы

А 10. Где находится Индия? А) на Балканском полуострове   Б) на полуострове Индостан   В) на Аппенинском полуострове

А 12. Народный трибун, выступивший в защиту земледельцев Италии? А) Тиберий Гракх     Б)  Катон            В) Сципион

А 12.Когда произошло восстание рабов под предводительством Спартака? А) в 509 г. до н. э. Б) в 74-71 г.дон. э. В) в 313 г. н. э.

А 13. Кого римляне называли «варварами»? А) племена, не знающие латинского или греческого языка     Б) жестоких императоров  В) всех, кто проживал вне города Рима

А 14. Кто управлял родовой общиной?  А) цари   Б) жрецы   В) старейшины

А 15. Где зародилось конфуцианство? Чем знаменита эта страна?

А 16. Столица Персидского царства: А) Вавилон Б) Иерусалим В) Персеполь



А 17. Древний народ, 40 лет бродивший по Синайской пустыне:

А) филистимляне Б) финикийцы В) евреи



А 18. Служители богов в Древнем Египте А) фараоны   Б) жрецы   В) вельможи

А 19. Как называлась страна, где находились города Библ, Сидон, Тир? А) Израиль   Б) Ассирия   В) Финикия

А 20.  Как назывался совет знати в Афинах? А) ареопаг   Б) демос   В) полис

А 21. Что вывозили торговцы из Греции в другие страны? А) рабов   Б) оливковое масло   В) хлеб

А 22. Чем занимались спартанцы? А) ремеслом   Б) военным делом   В) земледелием

А 23. Что означает греческое слово демократия? А) «власть народа»   Б) «власть знати»   В) «власть тирана»

А 24. Административный орган власти в Риме? А) сенат   Б) форум   В) Пантеон

А 25.  Кто в республиканском Риме имел право накладывать «вето» (запрет) на решение сената?

А)  консулы   Б) императоры   В) народные трибуны

Часть В.

В 1. Останки первого человека были найдены в ____________________

В 2. Основание Рима относится к ____________ г. до. н.э.

В 3. В 490 г. до н.э. состоялась ____________________________ битва.

В 4. Укажите имя царя и страну, имевшего огромную глиняную библиотеку____________________________

В 5. Назовите автора поэм «Илиада» и «Одиссея»_____________________________________________

В 6. Кто произнес эти слова? По какому поводу? 
А. «Лучше один раз умереть, чем постоянно ожидать смерти ». 
Б. «Если ты присудишь  яблоко мне, я помогу совершить тебе великие подвиги и прославиться !» 

В 7. Что означают эти слова?  1) Плебеи ,  2) Рубило , 3) Ликторы,  4) Республика,   5) Орхестра 6) Палестра
7) Варны    8) Император

В 8. Первые письменные законы в истории древнего мира. Где появились? Как? Когда? Кто их написал? 

 

Часть С.

Индивидуальная работа. Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь».

«...В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и уста­лости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трёх клетках... Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и навод­нений, переносили его через реки и болота... И вот теперь он мертв! ... Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их по­томству угрожает гибель».

Что давал огонь первобытным людям?     

—  Как они его сохраняли?   

    —  Почему потеря огня считалась несчастьем?

2 вариант. Часть А.

А1.Орудие труда, при  помощи которого первобытные люди ловили рыбу?

А) гарпун          Б) лук            В) рубило

А2.Кто управлял родовой общиной? А) цари        Б) жрецы        В) старейшины

А3. Как называется  правление, не ограниченное ни другой властью, ни законами? А) демократия   Б) диктатура   В) республика

А4. Выберите причину появления религии: А) неумение человеком объяснить явления природы      Б) боязнь человека перед стихией природы   В) желание человека отличаться от животных

А5. Где находится Египет? А) в северо-восточной части Африки   Б) в центральной Азии   В) в центральной Африке

А6. Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?

А) из шкур животных   Б) из пальмовых листьев    В) из тростника

А7. Как называется река, протекающая по территории Египта?А) Нил   Б) Тигр    В) Ефрат

А8. Какое значение имели военные походы фараонов Древнего Египта в другие страны?

А) обогащали фараонов и вельмож   Б) ослабляли свою страну В) давали возможность воинам проверить свои силы

А9. Древняя страна, расположенная между морем и цепью Ливанских гор: А) Междуречье   Б) Египет   В) Финикия
А10. Что обозначает понятие «колония»?
А) поселения финикийцев в других странах   Б) свободная территория   В) город-порт
А11. В какой стране стали впервые производить сахар? А) в Китае  Б) в Индии   В) в Ассирии

А 12. Какими морями омывается территория Греции?  А) Ионическим и Эгейским морями   Б) Красным и Желтым морями В) Балтийским и Северным морями

А 13. Что называется полисом?  А) город-государство в Древней Греции  Б) город в Древней Греции  В) название органа управления городом

А 14. С правления какого императора Римское государство стали называть им­перией? А) Октавиана Августа        Б) Цезаря      В) Нерона

А. 15. Кто, согласно легенде, был первым царем Рима? А) Рем         Б) Ромул         В) Нумитор

А 16. В годы своего правления Цезарь: А) наделил участками земли несколько тысяч солдат-ветеранов;  Б) раздал жреческие должности простым гражданам; 
В) отстроил разрушенные Коринф и Карфаген;  Г) отменил привилегии сенаторов. 

А 17. Замышляя убийство Цезаря, заговорщики хотели:  А) установить царскую власть; Б) установить империю;  В) восстановить республику; Г) утвердить демократию. 

А 18. В честь военных побед полководцев в Риме возводились:  А) акведуки Б) термы В) колонны Г) триумфальные арки. 

А 19. Народный трибун, выступивший в защиту земледельцев Италии? А) Тиберий  Гракх     Б)  Катон            В) Сципион

А 20.  Кто такие колоны?  А) рабы   Б) воины   В) земледельцы

А 21.  Как называется  правление, не ограниченное ни другой властью, ни законами?

А) демократия   Б) диктатура   В) республика

А 22. С правления какого императора Римское государство стало называться империей?

А) Антоний   Б) Помпей   В) Тарквиний

А 23. Как называлась страна, где находились города Библ, Сидон, Тир? А) Израиль   Б) Ассирия   В) Финикия

А 24. Кто впервые описал жизнь египтян?  А) Геродот   Б) Хаммурапи   В) Крез

Часть В.

В1. Укажите расположение Греции. Греция находится на ___________________________ полуострове, омывается океанами __________, климат там_________ и т.д.

В2. Реформы солона в Афинах произошли в _________________________ г. до н.э. В чем суть реформ?

В 3. В 480 г. до н.э. произошла ____________________________ битва. В ней одержали победу_____

В 4. Сбор в пользу государства чем-либо называется__________________________________________

В 5. Египет омывается  ____________________ и Красным морями. Климат там_______. Реки там_______

В 6. Кто произнес эти слова? По какому поводу?   А. «Я хочу быть таким императором, каким сам бы пожелал себе, если бы был подданным». 
Б. «Жребий брошен!» 

В 7. Что означают эти слова?  1) Патриции ,  2) Народные трибуны , 3) Ликторы,  4) Сенат,   5) Император 6) Амфитеатр  7) Ветераны    8) Преторианцы 

В 8. Первые письменные законы в истории древнего мира. Где появились? Как? Когда? Кто их написал? 

Часть С.

Книга Мертвых (вера в загробную жизнь)

«Слава тебе, бог великий, владыка обогодной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобою в чертоге обоюд­ной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью вдень от­чета перед лицом Благого. Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил неправедного относительно людей, я не убивал... Я не делал зла. Не делал я того, что для богов мерзость... Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов. Я не уменьшал меры зерна, не убав­лял меры длины, не нарушал меры полей... Я чист, я чист, я чист, я чист...»

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.— С. 47.

—  Кого в Древнем Египте считали добрым и хорошим человеком?  —  Где человек произносил подобную клятву?

—  Для чего нужна была эта клятва?


Ответы:

Итоговая контрольная работа


А1

а

А10

б

А 19

Б


А2

А

А11

а

А 20

А


А3

А

А12

Б

А 21

Б


А4

А

А13

А

А 22

Б


А5

А

А14

в

А 23

А


А6

в

А15

Китай

А 24

А


А7

б

А 16

в

А 25

в


А8

а

А 17

А




А9

в

А 18

В




В 1

Восточная Африка

В 2

753 год до н.э.

В 3

Марафонская битва

В 4

Ассирия

В 5

Гомер

В 6

А) Цезарь, Б) Афина

В 7

Хаммурапи


С 1

Огонь согревал, защищал от хищников, для приготовления пищи

С 2

Следили, чтобы огонь не погас, постоянно добавляя дрова

С 3

гибель







66


Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
  • История
Описание:

   Рабочая программа по истории для 5 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории МО РФ 2004 года,  примерной программы по истории (Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по истории. - М.: Дрофа, 2008.)Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. "Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс ". 

Автор Мужчинкина Евгения Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1076
Номер материала 38554
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓