Промежуточная
аттестация по истории России для 8 класса.
Выбери в
каждом задании один правильный ответ.
А1. Восстание
декабристов произошло 14 декабря:
1) 1818 г.;
2) 1821 г.;
3) 1825 г.;
4) 1826 г.
А2. Указ о
вольных хлебопашцах предусматривал:
1) роспуск военных
поселений;
2) освобождение
крестьян за выкуп по желанию помещика;
3) выкуп за счет
казны и переселение крестьян в Сибирь;
4) перевод
посессионных крестьян в разряд государственных.
А3. Начало
промышленного переворота в России в 1830 – 40-х гг. означало:
1) изготовление машин при
помощи машин;
2) переход от ручного труда
к машинному, от мануфактуры к фабрике;
3) изменение положения
государственных крестьян;
4) внедрение двигателя
внутреннего сгорания.
А4.К
основным факторам, способствовавшим формированию взглядов декабристов не
относится:
1) Отечественная война 1812
г. и патриотический подъём в стране;
2) аракчеевщина;
3) вольнолюбивые идеи А.Н.
Радищева, А.С. Пушкина;
4) стремление прославиться.
А5. Прочтите отрывок
из документа и укажите имя правителя, о котором идет речь.
Период его царствования
с 1816 по 1825 г. часто называют реакционным. Вряд ли справедливо считать
близкого сотрудника императора Аракчеева главной причиной того, что
задуманные реформы не удались. Причина этого, думается в том, что формой
правления в России оставалась абсолютная монархия, при которой общество не
имело возможности поддерживать царя-реформатора. К тому же после победы в
Отечественной войне Россия оказалась на вершине могущества, и реформы в этой
ситуации выглядели совсем необязательными.
1) Павел I;
2) Александр I;
3) Николай I;
4) Александр II.
А6.Укажите
положения, которые относятся к основным идеям западников.
A) Самобытность русского народа. Б) Положительная оценка деятельности Петра
I. B) Следование по пути европейских держав. Г) Отрицательная
роль реформ Петра I.
Укажите верный ответ:
1) А Б;
2) А В;
3) Б Г;
4) Б В.
А7.К причинам
поражения России в Крымской войне 1853 – 1856 гг. нельзя отнести:
1) низкий моральный
дух и отсутствие желания воевать у российских солдат;
2) экономическая
отсталость России от передовых капиталистических стран;
3) устаревшее оружие
русской армии;
4) отсутствие
железных дорог, казнокрадство и взяточничество.
А8.Прочтите отрывок
из документа и укажите, к какому направлению общественной мысли 1830 – 1850-х
гг. принадлежал автор.
С Петра начинается
Санктпетербургский период русской истории, в котором застаёт нас тысячелетие
Русского государства. Разрыв с народом, движение России по пути западной
цивилизации под воздействием иного просветительного начала, измена прежним
основам жизни, поклонение внешней силе, внешней правде; одним словом – вся
ложь, всё насилие дела Петрова, – вот чем окрещён был городок Питербурх при
своём основании, вот, что легло во главу угла при создании новой столицы.
1)
марксизм;
2)
западничество;
3) славянофильство;
4) народничество.
А9. Автором проекта
величественного здания Казанского собора в Петербурге, сооруженного в 1801 –
1811 гг., в котором покоится прах М.И.Кутузова, является архитектор:
1) К.И.Росси;
2) А.Д.Захаров;
3) А.Н.Воронихин;
4) К.А.Тон.
А10.Что было одним
из результатов победы России в Отечественной войне 1812 г. и Заграничного
похода русской армии 1813 – 1814 гг.:
1) усиление позиций
России в Европе;
2) завоевание
Россией выхода к Балтийскому морю;
3) образование
Тройственного союза;
4) вхождение Пруссии
в состав Российской империи.
А11. Прочтите
отрывок из документа и укажите название картины.
В купеческий дом
сваха приводит жениха майора. Хозяин засуетился поскорее застегнуться. Дочка,
сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье. Обе разряжены
для приема жениха. На столе разная закуска. Кухарка несет кулебяку, а сиделец
– вино. К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти
приготовления? А он показывает на входящую сваху. Шампанское уже стоит на
подносе на стуле. Кошка зазывает гостей. В комнате у левого края видна часть
образов с лампадками; под ними стол с священными книгами. На стенах портреты:
митрополита, Кутузова, Кульнева и самого хозяина с книжкой в руках; картины:
Иловайский на коне и вид монастыря.
1) «Разборчивая
невеста»;
2) «Завтрак
аристократа»;
3) «Сватовство
майора»;
4) «Свежий кавалер».
А12.
Расположите даты по порядку.
А) Бородинское сражение; Б)
сражение за Малоярославец; В) сражение на реке Березине; Г) Смоленское
сражение.
Укажите верный ответ:
1) А Б В Г;
2) Б А В Г;
3) Г А Б В;
4) А Г В Б.
А13. Установите
соответствие между историческими деятелями и их достижениями.
А) Александр
I;
1) реформа государственных крестьян;
Б)
Е.Ф.Канкрин;
2) отмена крепостного права в Прибалтике;
В)
П.Д.Киселев.
3) введение «серебряного рубля».
Укажите верное соответствие:
1) А 1; Б 2; В 3;
2) А 2; Б 3; В 1;
3) А 3; Б 2; В 1;
4) А 1; Б 3; В 2.
А14. Какие из
указанных мероприятий не относятсяк царствованию
Николая I. Укажите два верных ответа из пяти предложенных.
A)
Кодификация законов; Б) Введение «чугунного» цензурного устава;
B) Введение университетской
автономии; Г) Создание Третьего отделения; Д) Создание
Государственного совета.
1) А Б;
2) В Г;
3) Г Д;
4) В Д.
А15.Прочтите отрывок
из документа и укажите имя автора записок.
Император стремился к искоренению
злоупотреблений, вкравшихся во многие части управления, и убедился из
внезапно открытого заговора, обагрившего кровью первые минуты нового
царствования, в необходимости повсеместного, более бдительного надзора,
который окончательно стекался бы в одно средоточие; государь избрал меня для
образования высшей полиции, которая бы покровительствовала утеснимым и
наблюдала за злоупотреблениями и людьми, к ним склонными. Число последних
возросло до ужасающей степени с тех пор, как множество французских искателей
приключений, овладев у нас воспитанием юношества, занесли в Россию
революционные начала своего отечества, и еще более со времени последней войны
через сближение наших офицеров с либералами тех стран Европы, куда заводили
нас наши победы.
1) А.Х. Бенкендорф;
2) Николай I;
3) А.А.Аракчеев;
4) М.М.Сперанский.
А16.Укажите событие,
которое произошло раньше всех остальных.
1) указ о «вольных
хлебопашцах»;
2) начало
промышленного переворота в России;
3) введение
«серебряного рубля»;
4) реформа
государственных крестьян.
А17. Установите
соответствие между авторами и произведениями.
А)
А.Д.Захаров;
1)
картина «Последний день Помпеи»;
Б) К.П.Брюллов;
2) здание Адмиралтейства;
В)
М.И.Глинка.
3) опера «Жизнь за царя».
Укажите верное соответствие:
1) А 1; Б 2; В 3;
2) А 2; Б 1; В 3;
3) А 3; Б 2; В 1;
4) А 1; Б 3; В 2.
А18. Книга этого
учёного «Основы химии» была переведена на все европейские языки, им открыт
периодический закон химических элементов, один из основных законов
естествознания:
1) В.В.Докучаев;
2) Д.И.Менделеев;
3) Н.Н.Зинин;
4) А.М.Бутлеров.
А19.Одним из
результатов проведения военной реформы 1860-1870-х гг. было:
1) введение всесословной
воинской повинности;
2) создание полков
иноземного строя;
3) создание регулярной
армии на основе рекрутских наборов;
4) расформирование
стрелецких полков.
А20. Прочтите
отрывки из документов и укажите название войны, о которой идет речь.
«Помню как сердце
усиленно билось и умилялось от бесчисленных проявлена народного энтузиазма.
Помню этих старушек и стариков, на вид убогих, приходивших вносить свои
лепты для славянских братий, в каком-то почти религиозном настроении. И
действительно, деньги лились рекою. Улицы стали наполнятся маленькими
группами русских офицеров в сербских костюмах, и на поездах варшавской дороги
не хватало мест для посадки ехавших через Вену на Дунай добровольцев».
«Спросите народ,
спросите солдата: для чего идут и чего желают в начавшейся войне, - и
все скажут вам, как один человек, что идут, чтоб Христу послужить и
освободить угнетенных братьев».
Сербские войска
успешно выполняли свои союзнические обязательства. Черногория в войне
была верным и стойким союзником России. Если спросите любого черногорца:
"Сколько вас, черногорцев?", он обязательно скажет: "Нас с русскими
сто семьдесят миллионов. Мы от русских себя не отделяем".
1) Кавказская война 1817 – 1864
гг;
2) Русско-турецкая война 1877 –
1878 гг.;
3) Крымская (Восточная) война
1853 – 1856 гг.;
4) Русско-иранская война 1826 –
1828 гг.
А21. Этот русский
царь отличался консерватизмом и осторожностью, мудро избегал войн, быстро
нормализовал обстановку в стране, получил прозвище «миротворец»:
1) Александр II;
2) Александр I;
3) Николай I;
4) Александр III.
А22. Крестьянская
реформа 1861 г. не привела к:
1) освобождению самой
многочисленной части населения;
2) выходу страны из
экономического кризиса;
3) духовному кризису
в российском обществе;
4) развитию
капитализма в России.
А23.Какие из
перечисленных изменений, преобразований были проведены во время Великих
реформ 1860-1870-х гг.:
А) отмена рекрутского
набора в армию;
Б) ограничение барщины
тремя днями в неделю;
В) создание губернских и
уездных земств;
Г) запрещение продавать
крестьян без земли;
Д) введение института
присяжных заседателей;
Е) освобождение дворян от военной
службы.
Укажите верный ответ:
1) АБГ;
2) АВД;
3) БВЕ;
4) ВГД.
А24.Прочтите отрывок
из документа и укажите имя художника, о котором идёт речь.
Сила его – в
непревзойдённом умении выражать психологическую сущность человека. Иные из
этих картин можно назвать его университетом. Сколько материала было изучено
им для «Запорожцев», «Ивана Грозного», «Царевны Софьи»!
1) В.Г.Перов;
2) И.Е.Репин;
3) В.М.Васнецов;
4) И.И.Шишкин.
А25. Укажите
правильное соответствие.
Писатели:
Произведения:
А) Ф.М.Достоевский;
1)
«Отцы и дети»;
Б) И.С.Тургенев;
2)
«Бесы»;
В)
Л.Н.Толстой.
3) «Война и мир».
1) А 3;
2) В 1;
3) А 2;
4) В 2.
А26. Какие два из
перечисленных ниже факторов способствовали ускорению развития России после
реформы 1861 г.
А) расширение внутреннего рынка;
Б) сохранение помещичьего землевладения;
В) личная свобода крестьян;
Г) необходимость выкупа земли крестьянами.
Укажите верный ответ:
1) А Б;
2) А В;
3) Б Г;
4) Б В.
А27.Прочтите
отрывок из документа и укажите имя государственного деятеля.
В ряду мер,
принимавшихся по укреплению финансовой системы страны, большую роль сыграла
осуществленная им денежная реформа. Суть ее сводилась к введению свободного
обмена бумажных денег на золотую валюту. Денежная реформа имела очень
большое значение. Она поставила Россию в финансовом отношении в один ряд с
развитыми европейскими странами, в большинстве которых к концу XIX в. господствовала
система золотого монометаллизма, и создавала более благоприятные условия для
развития российского капитализма и для притока в страну иностранных
капиталов. В связи со стабилизацией курса рубля и введением золотого
обращения иностранные инвестиции в российскую промышленность стали заметно
расти.
1)
Е.Ф.Канкрин;
2) П.Д.Киселев;
3) П.А.Столыпин;
4) С.Ю.Витте.
А28. В число
руководителей организации «Народная воля» в 1879 – 1884 гг.
входили:
1) П.И.Пестель,
Н.М.Муравьёв;
2) Н.И.Новиков,
А.Н.Радищев;
3) А.С.Хомяков,
И.С.Аксаков;
4) А.И.Желябов,
С.Л.Перовская.
А29. Укажитедату
начала «хождения в народ» революционных народников:
1) 1861
г.;
2) 1874 г.;
3) 1879 г.;
4) 1881 г.
А30. Участок
земли, доставшийся крестьянам в результате реформы 1861 года, назывался:
1) наделом;
2) отрубом; 3) хутором;
4) имением.
Нормы оценки знаний учащихся по истории
(устный, письменный ответ)
Отметка
«5» выставляется в том случае,
если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные
задания и демонстрирует следующие знания и умения:
-
осуществлять
поиск информации, представленной в различных знаковых системах;
-
логично,
развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по
историческому источнику;
-
соотносить
исторические события, процессы с определенным периодом истории России и
всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;
-
анализировать,
сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом
историзма;
-
давать
оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей
(значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям
нравственности);
-
сопоставлять
различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;
-
применять
исторические знания при анализе различных проблем современного общества;
-
толковать
содержание основных терминов исторической и общественно- политической
лексики;
-
демонстрировать
знание основных дат отечественной истории;
-
составлять
краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;
-
оформлять
контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);
-
читать
карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;
-
преобразовывать
текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);
Отметка
«4» выставляется в том случае,
если учащийся или экзаменующийся
-
показывает
предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает
неточности, не искажающие общего исторического смысла;
-
демонстрирует
знание причинно-следственных связей, основных дат;
-
дает
определения прозвучавшим при ответе понятиям;
-
не
достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими
умениями при работе с исторической картой и историческим источником.
Отметка
«3» выставляется в том случае,
если учащийся или экзаменующийся
-
демонстрирует
общие представления об историческом процессе;
-
путается
в датах, допускает неточности в определении понятий;
-
показывает
верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе
частичного использования необходимых умений;
-
отсутствует
логически построенный и продуманный ответ;
-
не умеет
сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;
-
не
показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;
Отметка
«2» выставляется в том случае,
если учащийся или экзаменующийся
-
не
продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.
Нормы оценок работы с
историческим источником
Отметка
«5» выставляется в том случае,
если учащийся или экзаменующийся
-
установил
тип источника и время (дату) его появления;
- извлек из источника
историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в
тексте проблему;
-
сопоставил
факты нескольких исторических источников;
-
применил
контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география,
искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника;
-
дал
теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее
с использованием научной терминологии;
-
привел
собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;
-
аргументировал
свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.
Отметка
«4» выставляется в том случае,
если учащийся или экзаменующийся
-
определил
тип источника и историческую эпоху его появления;
-
извлек
из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил
поднятую в тексте проблему;
-
сопоставил
факты нескольких исторических источников;
-
прокомментировал
информацию источника с использованием научной терминологии;
-
привел
собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с
аргументацией свою позиции.
Отметка
«3» выставляется в том случае,
если учащийся или экзаменующийся
-
не узнал
тип источника, но указал примерное время его появления;
-
на
основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
-
попытался
раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на
информацию источника;
-
не
сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на
вопросы и задания к тексту источника.
Отметка
«2» выставляется в том случае,
если учащийся или экзаменующийся
-
не
указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;
-
не
увидел проблему и не смог ее сформулировать;
-
пересказал
текст источника без его комментирования или дал ответ не в контексте задания.
Нормы
оценок работы с исторической картой
Отметка
«5» выставляется в том случае,
если учащийся или экзаменующийся
-
читает
легенду карты;
-
правильно
описывает расположение стран (государств), используя соответствующую
терминологию;
-
раскрывает
сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь
языком карты;
-
правильно
и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка
«4» выставляется в том случае,
если учащийся или экзаменующийся
-
допускает
неточности при чтении легенды карты;
-
описывает
расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя
картографические термины;
-
затрудняется
в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;
-
не в
полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка
«3» выставляется в том случае,
если учащийся или экзаменующийся
-
допускает
ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;
-
не
соотносит историческую информацию с картой;
-
не может
обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.
Отметка
«2» выставляется в том
случае, если учащийся или экзаменующийся
-
не умеет
читать легенду карты;
-
не
распознает историческую информацию, представленную на карте;
-
отказался
работать с контурной картой.
А2.
2
А23
2
А3.
2
А24 2№ задания Ответ
А1.
3
А22
3
А4.
4
А25 3
А5.
2
А26
2
А6.
4
А27 4
А7.
1
А28 4
А8.
3
А29 2
А9.
3
А30
1
А10.
1
А11.
3
А12.
3
А13.
2
А14.
4
А15.
1
А16.
1
А17.
2
А18.
2
А19.
1
А20.
2
А21.
4
Спецификация тестовой работы
для учащихся 8 классов общеобразовательных
учреждений
по ИСТОРИИ РОССИИ
1.
Назначение тестовой работы - оценить уровень общеобразовательной
подготовки по истории России учеников 8 классов общеобразовательных
учреждений
2.
Характеристика структуры и содержания тестовой работы
Работа
охватывает содержание курса истории России XIXвека.
Общее
число заданий в работе – 30.
Работа
содержит 30 заданий с выбором ответа (один верный ответ из четырех
предложенных). С их помощью проверяется– знание дат, фактов, объяснение
значения понятий, терминов, характерных признаков исторических явлений,
причин и следствий событий, умение извлекать информацию из исторических
источников. В работе представлены задания I– репродуктивного, II-
алгоритмического уровня, III– эвристического уровня сложности.
За
выполнение каждого задания работы выставляются баллы.
Таблица
1
Распределение
заданий по частям тестовой работы
Части
работы
|
Количество
заданий
|
Максимальный
балл
|
Уровень
сложности
|
Тип
заданий
|
Часть
1
|
30
|
|
I-II-III
|
С
выбором ответа
|
3.
Распределение заданий тестовой работы по содержанию, проверяемым умениям и
видам деятельности
Содержание
материалов по истории России представлено в работе по разделам, определенным
с учетом рамок курса 8 класса. Это разделы: 1) Россия в первой половине
XIX века; 2) Россия во второй половине XIX века.
При этом
рассматриваются разные аспекты истории.
Число и
характер заданий по отдельным разделам курса истории России определены с
учетом среднего количества часов, которое отводится на изучение каждого
раздела.
Таблица
2
Распределение
заданий по основным разделам курса истории России
Разделы
курса истории России
|
Число
заданий
|
1.
Россия в первой половине XIX века:
|
17
|
1.1
Начало правления АлександраI
|
1
А2
|
1.2
Отечественная война 1812 г.
|
2
А10 А12
|
1.3
АлександрI: 1813-1825 гг.
|
1
А5
|
1.4
Движение декабристов.
|
2
А1 А4
|
1.5
Внутренняя политика НиколаяI
|
2
А14 А15
|
1.6
Внешняя политика НиколаяI
|
1
А7
|
1. 7
Общественная мысль первой половине XIXвека
|
2
А6 А8
|
1.8
Экономическое и социальное развитие России в первой половине XIXвека
|
3
А3 А13 А16
|
1.9
Культура России в первой половине XIXвека
|
3
А9 А11 А17
|
2
Россия во второй половине XIX века:
|
13
|
2.1
Реформы АлександраII
|
4
А19 А22 А23 А30
|
2.2
Внешняя политика 1856-1881 гг.
|
1
А20
|
2.3
Политика Александра III
|
1
А21
|
2.4
Общественные движения второй половины XIXвека
|
2
А28 А29
|
2.5
Экономическое и социальное развитие России во второй половине XIXвека
|
2
А26 А27
|
2.6
Культура России во второй половине XIXвека
|
3
А18 А24 А25
|
Итого
|
30
|
В соответствии
с названными выше нормативными документами в тестовой работе представлены как
содержательные элементы знаний, так и требуемые познавательные умения.
Проверяются следующие элементы подготовки по истории учащихся:
1.
Знание дат, работа с хронологией.
2.
Знание фактов (места, обстоятельств, участников событий), работа с фактами.
3.
Объяснение исторических понятий, терминов.
4.
Объяснение причин и следствий событий.
5. Поиск
информации в источнике (определение дат, событий, личностей, о которых идет
речь).
6.
Соотнесение фактов и обобщенных знаний, понятий.
7.
Установление последовательности событий.
8.
Систематизация фактов, понятий.
9.
Группировка фактов, понятий, явлений по указанному признаку.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.