МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
«Согласовано» «Согласовано»
«Утверждаю»
Руководитель
кафедры Заместитель директора Директор
МОУ СОШ №22
Ларина
Л.В.____________ по УВР МОУ СОШ №22 Савченко
Т.Л._____________
Протокол
№____от_______ Гунина Г.Г____________ Приказ
№___от___________
От___________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Пацукова
Лилия Петровна_____
ФИО
___________высшая_______
Квалификационная
категория
_________история_____________
Название
предмета, курса
_____________11 класс________
Срок
освоения или классы
__________базовый____________
Уровень
образования
2014-15 учебный год
ИСТОРИЯ
Россия и мир в 20-
начале 21 вв.
(102 часа
по 3 часа в неделю)
11 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на
основе Федеральной примерной программы среднего (полного) общего образования и
федерального компонента государственного стандарта по истории России (расширенный
уровень) 2004 года, а также авторских программ А. А. Левандовского и Ю.
А. Щетинова «История России. ХХ - начало ХХI века», а также Н.В.Загладина «Всеобщая
история. Конец XIX - начало XXI века». На курс истории в 11 классе
отводится 102 часа ( из расчета 3 часа в неделю)
В связи с добавлением 1 часа в
неделю на изучение отечественной истории с целью изучения проблемных вопросов,
формирования гражданской идентичности обучающихся, в рабочей программе увеличено
количество часов на изучение следующих разделов истории России:
Раздел 1: Россия в новых исторических условиях
ХХ века - с 2ч до 4-х часов;
Раздел 2: Россия в период революции 1905-1907
гг.- с 2-х до 4-х часов
Раздел 3: Россия между двумя революциями – с
2-х до 5-ти часов;
Раздел 4: Россия от Февраля к Октябрю 1917
г. – с 3-х до 4-х часов;
Раздел 5: Утверждение Советской власти – с 3-х
до 5-ти часов;
Раздел 6: Советская страна в 20-е-30-е гг ХХ
века – с 6ти до 10-ти часов;
Раздел 7: СССР в годы Великой Отечественной
войны с 4-х до 9 ти часов;
Раздел 8: СССР в 1945-64 гг. с 4-х до 7 часов;
Раздел 9: Советский Союз в последние
десятилетия своего существования с 3-х до 7-ми ч.
Раздел 10: Современная Россия: выбор пути – с
3-х до 8 часов
Раздел 11: Россия и мир в ХХ1 веке с 2-х до
8-ми часов. И 3 часа резервного времени.
Таким образом, на изучение
отечественной истории данная рабочая программа отводит 74 часа. И 28 часов на
изучение Всеобщей истории ХХ – ХХ1 века, согласно авторской программы Н.В. Загладина
и Х.Т. Загладина «Всеобщая история. Конец Х1Х – начало ХХ1 века»
Основополагающие принципами в преподавании
истории в 11 классе:
- включение истории России ХХ в. в мировую
историю, как одной из ее важнейших частей;
- последовательное проведение принципа
историзма и объективности, максимальной взвешенности оценок;
- выявление альтернатив развития на крутых
переломах истории с последующим выяснением причин реализации одной из них;
- оценка различных точек зрения историков на
ключевые явления и события;
- уважение права ученика на собственное,
обоснованное мнение.
Главной остается цель исторического образования - знание истории Отечества и зарубежья,
формирование у школьников гражданской ответственности, воспитание патриотизма,
инициативности, самостоятельности, толерантности.
Актуальность и педагогическая
целесообразность данной программы заключается в нетрадиционном подходе,
основанном на использовании современных инновационных педагогических
технологий с учётом индивидуального подхода и в соответствии с видом, миссией,
целями и особенностями школы. Данная рабочая программа интегрирует материалы
по отечественной и зарубежной истории по временным рамкам. Программа
соответствует единой исторической концепции МИНОБНАУКИ 2013
г и включает в себя исторический период последнего десятилетий и современных
событий в Российской и мировой истории (возвращение Крыма и др.)
При освоении
Обязательного минимума содержания курса отечественной и всеобщей истории 11
класса старшеклассники должны
ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ
- хронологическию: называть даты и
хронологические рамки значительных событий и процессов, их этапы;
- знание фактов
- называть место, обстоятельства, участников,
результаты важнейших исторических событий;
- описание (реконструкция),рассказывать (устно
или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- составлять биографическую справку,
характеристику деятельности исторической личности;
УМЕТЬ: давать анализ,
объяснение - составлять хронологические и синхронистические таблицы;
- соотносить единичные исторические факты и
общие явления;
- показывать последовательность возникновения
и развития исторических явлений;
- классифицировать исторические события и
явления: а) по указанному признаку,
б) определяя основания самостоятельно;
- объяснять смысл, значение важнейших исторических
понятий;
- излагать суждение о причинно-следственных
связях исторических событий;
- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и
результаты деятельности отдельных людей в истории; версии, оценки
- излагать оценки событий и личностей,
приводимые в учебной литературе;
- сравнивать излагаемые исторические версии и
оценки, выявляя сходство и различия;
работать с источниками - читать историческую карту с опорой на легенду; использовать данные
исторической карты для характеристики России и регионов;
- проводить поиск необходимой информации в
одном или нескольких источниках;
- высказывать суждение о назначении, ценности
источника;
- характеризовать позиции, взгляды автора
источника;
- сравнивать данные разных источников,
выявлять сходство и различия.
Применять на
практике: умения высказывать суждение о подходах и
критериях, лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в
учебной и популярной литературе; определять и объяснять (аргументировать) свое
отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории, их оценке в
литературе;
Содержание
программы.
Часть 1. РОССИЙСКАЯ
ИМПЕРИЯ
РАЗДЕЛ 1.
РОССИЯ
В НОВЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
НАЧАЛА ХХ в. (4 ч)
История, как
наука. Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний.
Социально-экономическое
развитие. Уровень социально-экономического развития. Многоукладность российской
экономики. Роль государства в экономической жизни страны. Монополистический капитализм
в России и его особенности
Экономический
кризис и депрессия в 1900-1908 гг. Промышленный подъем 1908-1913 гг.
Отечественные предприниматели конца XIX - начала ХХ в. Рост численности
рабочих. Особенности развития сельского хозяйства.
Политическое
развитие. Политический строй России.
Самодержавие. Николай 11. Бюрократическая
система. С. Ю. Витте, его реформы. Обострение социально-экономических и
политических противоречий в стране.
Рабочее движение.
Крестьянские волнения. «3убатовщина». 3арождение политических партий.
Особенности их формирования. Организационное оформление и идейные платформы
революционных партий. Эсеры (В. Чернов, Е. Азеф). Социал-демократы. 11 съезд
РСДРП. Большевики и меньшевики (В. И. Ленин, Л. Мартов, Г. В. Плеханов).
Эволюция либерального движения (П. Н. Милюков, П. Б. Струве).
Внешняя политика.
Образование военных блоков в Европе. Противоречия между державами на Дальнем
Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг.
Основные понятия: промышленный подъем, монополия, картели, синдикаты, тресты,
концерны, инвестиция, община, отработочная система, монополистический капитализм,
финансовая олигархия, Антанта, эсеры, эсдеки, конституционалисты, легальный
марксизм.
РА3ДЕЛ 2. РОССИЯ В
ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИИ (4 ч)
Революция 1905-1907
ГГ.: предпосылки, причины, характер, особенности, периодизация.
Начало революции.
П. А. Гапон. Кровавое воскресенье.
Основные события весны-лета 1905
г. Радикальные политические партии, их стратегия и тактика. Власть и российское
общество. Первый совет рабочих депутатов.
Высший подъем
революции. Всероссийская Октябрьская политическая стачка. Колебания в
правительственном лагере. Манифест 17 октября 1905
г. Организационное оформление партий кадетов и октябристов (П. Н. Милюков, П.
Б. Струве, А. И. Гучков). Черносотенное движение. Вооруженное восстание в
Москве и других городах.
Спад революции.
Динамика революционной борьбы в 1906-1907 гг. Соотношение политических сил. 1 и
11 Государственные думы. Начало российского парламентаризма. Аграрный вопрос
в Думе. Тактика либеральной оппозиции. Дума и радикальные партии.
Третьеиюньский государственный переворот.
Основные
понятия: парламент, фракция, революция, движущие силы
революции, партийная тактика, политическая партия, Государственная дума.
РАЗДЕЛ 3. РОССИЯ
МЕЖДУ ДВУМЯ РЕВОЛЮЦИЯМИ (5 ч)
Политическое и
социально-экономическое развитие.
Третьеиюньская монархия. III Государственная
дума. П. А. Столыпин. Карательно-репрессивная политика царизма. Аграрная
реформа. Развитие промышленности. Жизненный уровень населения. Подъем
общественно-политического движения в 1912-1914 гг. [«Вехи».]
Внешняя политика.
Основные направления. Англо-русское сближение. Боснийский кризис. Обострение
русско-германских противоречий. "Участие России в Первой мировой войне.
Причины и характер войны. Отношение российского общества к войне. Военные
действия на Восточном фронте. Влияние войны на экономическое и политическое
положение страны.
Культура России в
начале ХХ в. "Условия развития культуры. Просвещение. Книгоиздательская
деятельность. Периодическая печать. Развитие науки, философской политической
мысли. Литературные направления. Художественные объединения (Союз русских художников,
«Мир искусства», «Бубновый валет»). Театр и музыкальное искусство.
Архитектура и скульптура.
Основные понятия: ликвидаторы, отзовисты, чересполосица, хутор, отруб, круговая
порука, концессия, аннексия, «революционное пораженчество», мировая война, пацифизм,
кризис власти, Серебряный век, декаданс, символизм, футуризм.
Часть II. ВЕЛИКАЯ
РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.
СОВЕТСКАЯ ЭПОХА
РАЗДЕЛ 4. РОССИЯ:
ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ 1917 г. (4 ч)
Начало революции.
Двоевластие. Предпосылки, причины, характер революции. Восстание в Петрограде.
Партии и организации в февральские дни. Падение самодержавия.
Двоевластие, его
сущность и причины возникновения.
Внутренняя и
внешняя политика Временного правительства. Революционные и буржуазные партии в
период мирного развития революции: программы, тактика, лидеры. Советы и
Временное правительство. Апрельский кризис правительства.
Конец двоевластия.
События 3-5 июля 1917 г. Расстановка политических сил. А. Ф. Керенский. Л. Г.
Корнилов. Большевизация Советов. Общенациональный кризис.
Курс большевиков на
вооруженное восстание. [Возможные альтернативы развития революции.]
Октябрьское
вооруженное восстание в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Декрет о
мире. Декрет о земле. Образование временного Советского правительства во главе
с В. И. Лениным.
Основные
понятия: субъективные и объективные причины
революции, двоевластие, коалиционное правительство, кризисы правительства,
Всероссийский съезд Советов.
РАЗДЕЛ 5.
УТВЕРЖДЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (5 ч)
Создание Советского
государства и первые социально-экономические преобразования большевиков.
Утверждение советской власти в стране. Слом старого и создание нового
государственного аппарата в центре и на местах. ВЦИК и СНК. Созыв и разгон
Учредительного собрания.
Блок партии
большевиков с левыми эсерами. Создание Красной Армии, ВЧК. Начало утверждения
однопартийной системы. Конституция РСФСР.
«Красногвардейская
атака» на капитал. Рабочий контроль. Национализация промышленности, банков,
земли, транспорта, осуществление Декрета о земле. В. И. Ленин об очередных
задачах советской власти. Политика продовольственной диктатуры в деревне.
Продотряды. Комбеды. «Культурная революция».
Борьба в партии и
Советах по вопросу Q заключении сепаратного мира. Брестский мир, его значение.
Советская Россия в
годы Гражданской войны и интервенции. Причины интервенции и Гражданской войны.
Основные этапы Гражданской войны и интервенции, ее фронты, сражения.
Социальный состав и
политический характер сил революции и контрреволюции. [Военные и политические
деятели революции (В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, С. С. Каменев, М. В. Фрунзе и
др.) и контрреволюции (А. В. Колчак, А. И. Деникин и др.) в период Гражданской
войны.] Политика военного коммунизма.
Влияние Гражданской
войны и интервенции на исторические судьбы страны. Оценка Гражданской войны
современниками и потомками.
Основные
понятия: Всероссийский Центральный Исполнительный
Комитет, Совет Народных Комиссаров, наркоматы, Учредительное собрание,
однопартийная система, рабочий контроль, национализация, продовольственная
диктатура, культурная революция, сепаратный мир, Гражданская война,
интервенция, военный коммунизм, продразверстка.
РАЗДЕЛ 6. СОВЕТСКАЯ
СТРАНА в 20-30-е гг. ХХ в. 10 ч)
Советская страна в
период нэпа (1921- конец 1920-х гг.).
Экономический и политический кризис 1920 -
начала 1921 г. Крестьянские восстания. Восстание в Кронштадте.
Переход от политики
военного коммунизма к нэпу.
Сущность и значение нэпа. Многоукладность
экономики и ее регулирование. Трудности, противоречия и кризисы нэпа. Курс на
форсированную индустриализацию.
Проекты создания
советского многонационального государства. 1 Всесоюзный съезд Советов.
Конституция СССР 1924 г. Национально-государственное строительство в 20-е гг.
Последствия создания СССР.
Обострение
внутрипартийной борьбы в середине 1920-х гг.
Утверждение идеологии и практики
авторитаризма.
Советская внешняя
политика. Цели СССР в области межгосударственных отношений. Официальная дипломатия.
Участие Советской России в Генуэзской конференции. Политика Коминтерна.
Социально-экономические
и политические преобразования в стране (конец 1920-х -1939
г.), внешняя политика СССР. Разногласия в партии о путях и методах строительства
социализма в СССР. Хлебозаготовительный кризис конца 1920-х гг. Пути выхода из
кризиса: И. В. Сталин, Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, М. П. Томский.
Цели, источники
индустриализации. XIV съезд ВКП(б).
Курс на индустриализацию. Итоги первых
пятилеток. Последствия индустриализации.
Необходимость преобразований сельского
хозяйства в СССР. [Отказ от принципов кооперации.] «Великий перелом». Политика
сплошной коллективизации, ликвидации кулачества как класса. Голод 1932-1933 гг.
Итоги и последствия коллективизации. Массовые политические репрессии.
Формирование режима личной власти И. В. Сталина.
Ликвидация массовой
неграмотности и переход ко всеобщему обязательному начальному образованию.
Трудности культурного строительства. Отношение к интеллигенции. Духовные
последствия идеологии тоталитаризма, культа личности И. В. Сталина. Положение
советской науки: достижения, трудности, противоречия.
Конституция СССР 1936
г. Изменения в национально-государственном устройстве. Конституционные нормы
и реальности. Общество «государственного социализма».
Борьба за мир,
разоружение и создание системы коллективной безопасности. Вступление СССР в
Лигу Наций. Договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Обострение
международных отношений и его причины.
Пакт о ненападении
с Германией (август 1939 г.). Договор о дружбе и границе между СССР и
Германией (сентябрь 1939 г.). Просчеты и ошибки советской внешней политики.
Советская страна
накануне Великой Отечественной войны.
Разгром японских войск у озера Хасан и у реки
Халхин-Гол. Советско-финляндская война. Расширение территории СССР.
Военно-экономический
потенциал Вооруженных сил.
Военная доктрина и военная наука. Мероприятия
по укреплению обороноспособности страны, их противоречивость. Ошибки в оценке
военно-стратегической обстановки. Степень готовности СССР к отражению
агрессии.
Основные понятия: кризис сбыта, кулачество, индустриализация, «сменовеховство»,
унитарное государство, автономия, федеративное государство, «завещание» В. И.
Ленина, режим личной власти, пятилетка, раскулачивание, репрессии, ГУЛАГ,
колхоз, коллективизация, социалистический реализм, государственный социализм,
фашизм, система коллективной безопасности, план «Барбаросса», Коминтерн,
секретный и дополнительный протоколы к пакту о ненападении.
РАЗДЕЛ 7. СССР В
ГОДЫ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЫ (9 ч)
Причины, характер,
периодизация Великой Отечественной войны. Нападение фашистской Германии на
Советский Союз. Отступление Красной Армии летом-осенью 1941
г.
Превращение страны
в единый военный лагерь. «Все для фронта, все для победы! ». Мероприятия по
организации всенародного отпора врагу. Создание Государственного Комитета
Обороны.
Перестройка
экономики страны на военный лад. Эвакуация населения, материальных и
культурных ценностей.
Битва за Москву, ее
этапы и историческое значение. Военные действия зимой-осенью 1942
г. Неудачи советских войск на южном и юго-восточном направлениях.
Стратегические просчеты и ошибки в руководстве военными действиями.
План «Ост».
Оккупационный режим. Партизанское движение и подполье.
Понятие «коренной перелом~. Сталинградская
битва и ее историческое значение. Г. К. Жуков, А. М. Василевский, К. К.
Рокоссовский и др. Битва на Курской дуге. Форсирование Днепра.
Военные действия на
фронтах Великой Отечественной войны в 1944-1945 гг. Освобождение стран
Центральной и Юго-Восточной Европы. Капитуляция Германии.
Внешняя политика
СССР в 1941-1945 гг. Начало складывания антигитлеровской коалиции. Тегеранская
конференция. Открытие второго фронта. Крымская конференция. Потсдамская
конференция.
Итоги и уроки
Великой Отечественной войны. Источники, значение, цена победы.
Основные
понятия: блицкриг, оккупация, коренной перелом,
эвакуация, антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, капитуляция.
РАЗДЕЛ 8. СССР В
1945-1964 гг.:
ОТ СТАЛИНИЗМА К
«ОТТЕПЕЛИ». (7 ч)
Послевоенные годы.
Последствия войны для СССР.
Трудности перехода от войны к миру.
Противоречия послевоенного восстановления. Промышленность, транспорт,
сельское хозяйство, социальная сфера. Главные мобилизационные факторы
послевоенной экономики. Обнищание деревни. Отмена карточной системы. Денежная
реформа.
Общественно-политическая
и культурная жизнь страны.
Усиление режима
личной власти. Новые репрессии. Повышение роли партийных органов во всех
сферах общественной жизни. Постановления о литературе и искусстве.
Коренные изменения
на международной арене после окончания Второй мировой войны. Участие и роль
СССР в решении основных международных вопросов. Усиление влияния СССР в странах
Восточной и Юго-Восточной Европы. Начало ('холодной войны», ее проблемы,
причины. Складывание социалистического лагеря.
Развитие советского
общества в 1953-1964 гг. Кризис (,верхов.) после смерти И. В. Сталина. Борьба
за власть. Н. С. Хрущев. Смягчение курса в политике. Реабилитация жертв
массовых репрессий 1930-1950-х гг. «Оттепель»: обновление духовной жизни
страны, политическое оздоровление. ХХ съезд КПСС. Критика культа личности И.
В. Сталина. Надежды на углубление демократизации.
Влияние ХХ съезда
КПСС на духовную жизнь общества. [Идеалы и ценности молодежи 1960-х гг.]
Противоречивость духовной жизни. [Диссиденты.]
Попытки
экономических реформ. Перемены в аграрной политике. Освоение целины.
Противоречивость аграрной политики. Стимулирование научно-технического
прогресса. Выделение ударных направлений, приоритетных программ развития
народного хозяйства (космос, химия, автоматика и др.). Ставка на преодоление
трудностей с помощью перестройки
управленческих структур. Нарастание дисбаланса в экономике в начале 1960-х гг.
Особенности
социальной политики. Уровень жизни народа.
Поворот от жесткой
конфронтации к ослаблению международной напряженности. СССР и мировая система
социализма. Организация Варшавского договора. [События 1956
г. в Венгрии.] Отношения с капиталистическими и развивающимися странами.
Карибский кризис и его уроки.
Основные понятия: конверсия, «холодная война», реабилитация, десталинизация,
волюнтаризм, диссиденты, ротация.
РАЗДЕЛ 9.
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ (7 ч)
Противоречия общества «развитого социализма».
Л. И. Брежнев.
Экономическая реформа середины 60-х гг.: содержание, противоречие, причины
неудач. Нарастание трудностей в управлении единым народно-хозяйственным
комплексом. Стройки века. Нефть и газ Сибири. Хроническое отставание сельского
хозяйства: причины, последствия. Продовольственная программа. Нарастание
кризисных явлений в экономике в первой половине 1980-х гг.
Социальная
политика: цели, противоречия, результаты. Курс на свертывание демократических
преобразований.
Конституция 1977
г. - апофеоз идеологии «развитого социализма». Политика подавления
инакомыслия. Застойные явления в духовной жизни страны.
Период перестройки.
Курс на экономическую и политическую модернизацию страны. Выход на
политическую арену новых сил. Курс на ускорение социально-экономического
развития страны. Концепция перестройки. Национальные противоречия. События
августа 1991 г. Распад СССР. Беловежские соглашения. Ликвидация СССР и создание
СНГ.
Внешняя политика в
1965-1991 ГГ. Программа мира 1970-х гг. От конфронтации к разрядке. Новое
обострение международной ситуации. Афганистан (1979).
Концепция нового
политического мышления: теория и практика.
Основные
понятия: экстенсивный метод развития, (,доктрина
Брежнева», теневая экономика, номенклатура, перестройка, «парад
суверенитетов», ускорение социально-экономического развития, гласность,
многопартийность, плюрализм, новое политическое мышление.
Часть III. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РАЗДЕЛ 10. СУВЕРЕННАЯ РОССИЯ: ВЫБОР ПУТИ
(8 ч)
Россия в первой
половине 1990-х гг. ХХ в. Начало экономических реформ в январе 1992
г. (программа «шоковой терапии» Е. Т. Гайдара). Либерализация цен. Приватизация.
Отставка Гайдара и назначение премьер-министром В. С. Черномырдина.
Обострение
противоречий между исполнительной и законодательной властью. Народный
референдум в апреле 1993 г. (об отношении к реформам, доверии Президенту и
депутатскому корпусу).
Политический кризис
сентября-октября 1993 г. Упразднение органов советской власти. Конституция
Российской Федерации 1993 г. Парламентские выборы. Обострение процесс а
сепаратизма. Национально-государственное строительство России. Резкое ухудшение
уровня жизни. Духовная жизнь общества.
Россия на рубеже
веков. Финансовый кризис августа 1998 г. и его последствия. События в Чечне.
Выборы в Государственную Думу (1999). В. В. Путин. Экономическая и социальная
политика. Национальная политика. Культура.
Внешняя политика.
Изменение концепции внешней политики. Отношения с США и Западом. Сокращение
стратегических наступательных вооружений. Россия и НАТО. Россия и Восток.
Отношения России со странами ближнего зарубежья.
Ocновные понятия:
гражданское общество, либерализация цен, приватизация, рыночная экономика,
конвертируемый рубль, суверенитет.
Раздел 11. Россия
и мир ХХI в. (8 часов).
Социально-экономическое
развитие России 2000-2014 гг. Внутренняя и внешняя политика Российской
Федерайии 2000-2014г. Украинский кризис. Возвращение Крыма. Международные
отношения. Основные итоги развития России с древнейших времен до наших
дней. Значение изучения истории. Опасность Фальсификации прошлого России в
современных условиях. Фальсификация новейшей истории России – угроза
национальной безопасности страны.
ПРОГРАММА КУРСА Н.В. Загладина и Х.Т.
Загладина «Всеобщая история. Конец Х1Х – начало ХХ1 века» базовый уровень. 28
часов.
Раздел 1: Мир в
индустриальную эпоху; конец Х1Х – середина ХХ века
(10
часов)
Второй технологический переворот и становление
индустриального производства
Причины ускорения научно-технического
развития в ХХ веке. Основные достижения второго технологического переворота.
Появление монополии и их типы. Изменения в социальной структуре общества с
наступлением индустриальной эпохи.
Модернизация в странах Европы, США и Японии
Модели и итоги модернизации конца XIX - начала ХХ
века. Борьба великих держав за рынки, ресурсы и сферы влияния. Создание
военно-политических союзов.
Пути развития народов Азии, Африки и
Латинской Америки Колониальный раздел мира и колониальные
империи. Влияние колониализма на развитие народов Азии и Африки.
Антиколониальные движения в государствах Востока. Особенности развития стран
Латинской Америки
Державное соперничество и Первая мировая
война Причины и характер войны в Европе. Превращение
войны в мировую. Боевые действия в 1914-1917 годах
и истощение воюющих стран. Революция 1917
года в России и вступление в войну США.
Капитуляция Германии и ее союзников.
Реформы и революции в общественном развитии
после Первой мировой войны
Формы социальных отношений и их национальная
специфика. Социал-демократическое движение, его ревизионистское и революционное
течения. Создание Коминтерна и конфликт между коммунистами и социал-демократами
в 1920-е - начале 19ЗО-х годов
Эволюция либеральной демократии . Демократизация общественно-политической жизни и рост активности гражданского
общества в странах Запада в конце XIX - первой половине ХХ века. «Новый курс»
Ф.Д. Рузвельта в США и рост масштабов вмешательства государства в экономику.
Особенности политического развития Великобритании и Франции в 1920-19ЗО-е годы .
Фашизм в Италии и Германии. Тоталитаризм
как феномен ХХ века Идеология фашистских партий и
установление фашистских режимов в Италии и Германии. Особенности внутренней
политики гитлеровского режима. Завоевательная программа фашизма и холокост
Проблемы войны и мира в 1920-е годы.
Милитаризм и пацифизм. Конфликт между странами Антанты и Советской
Россией. Лига Наций и создание Версальско-вашингтонской системы.
Национально-освободительные движения в колониальных и зависимых странах Азии и
Северной Африки в 1920- 1930-е годы
Международные отношения в 19ЗО-е годы . Очаги военной опасности в Азии и Европе. Теория и практика создания
системы коллективной безопасности в Европе. Политика умиротворения агрессоров,
Мюнхенское соглашение и советско-германский пакт о ненападении. Начальный этап
Второй мировой войны (1939-1940)
Вторая мировая и Великая Отечественная
война. Нападение Германии на СССР и создание
антигитлеровской коалиции. Перелом в ходе войны. Открытие второго фронта. Разгром
гитлеровской Германии и милитаристской Японии. Итоги Второй мировой войны и
роль Советского Союза в победе над фашизмом .
Раздел 2: Мировое
развитие во второй половине ХХ – начале ХХ1 века (14
часов)
Ускорение научно- технического прогресса и
становление глобального информационного общества.Технологии
новой эпохи и развитие индустрии производства знаний. Возникновение ТНК и ТНБ
и их роль в мировой экономике. Глобализация и ее социально-экономические
последствия.
Начало «ХОЛОДНОЙ
ВОЙНЫ» и становление двухполюсного мира. Причины и предпосылки «холодной войны». Создание и
развитие системы военно-политических блоков. Крушение колониальной системы:
причины и последствия. Военно-политические конфликты «холодной войны
Начало «ХОЛОДНОЙ
ВОЙНЫ» и становление двухполюсного мира . Причины и предпосылки «холодной войны». Создание и
развитие системы военно-политических блоков. Крушение колониальной системы:
причины и последствия. Военно-политические конфликты «холодной войны
Страны Западной
Европы и США в первые послевоенные десятилетия. Становление смешанной экономики в конце 1940-х -
1950-е годы. Создание социально ориентированной рыночной экономики в
1950-1960-е годы. Кризис «общества благосостояния», конец 1960-х - 1970-е
годы, и его проявления
От разрядки к
завершению «холодной войны» Итоги
военного и экономического соревнования СССР и США. Разрядка и ее значение.
Кризис в советско-американских отношениях в конце 1970-х - начале 1980-х
годов. «Новое политическое мышление» и завершение «холодной войны»
Cтpаны Запада на
рубеже 20-21 веков Неконсервативная
революция 1980-х годов. Этапы развития и новый облик социал-демократии. США: от
«третьего пути» К социально ориентированному неоконсерватизму. Старые и
новые массовые движения в странах Запада
Интеграция в
Западной Европе и Северной Америке. Этапы развития интеграционных процессов
в Западной и Центральной Европе. Учреждение Евросоюза и его структура.
Углубление
интеграционных процессов и расширение ЕС. Интеграция в Северной Америке
Восточная Европа
во второй половине хх века.
Переход стран Восточной Европы в орбиту влияния СССР. Первые кризисы в
странах Восточной Европы. Углубление противоречий в восточноевропейских
странах в начале 1980-х годов. Восточноевропейские страны после социализма.
Кризис в Югославии.
Государства СНГ в
мировом сообществе.
Образование СНГ и проблемы интеграции на постсоветском пространстве.
Вооруженные конфликты в СНГ и миротворческие усилия России. Особенности
развития стран СНГ. Характер и причины цветных революций
Китай и китайская
модель развития.КНР после
завершения гражданской войны.
Внутренняя и внешняя
политика КНР в 1950- 1970-е годы. Прагматические реформы 1980-х годов и их
итоги. Внешняя политика современного Китая
Япония и новые
индустриальные страны.
Японское -экономическое чудо» И его истоки. Поиски новой модели развития на
рубеже XX-XXI веков. Опыт развития новых индустриальных стран (Южная Корея,
Тайвань, Гонконг, Сингапур). Второй эшелон» НИС и их проблемы
Развивающиеся
страны Азии и Африки Особенности
послевоенного развития Индии, ее превращение в один из мировых «центров силы».
2. Исламские страны: общее и особенное. Страны Центральной и Южной Африки:
обострение проблем развития
Латинская Америка
во второй половине хх - начале ХХ1 века Модернизационная политика в Латинской Америке и ее
итоги. «Экономическое чудо» в Бразилии. Перонизм и демократия в Латинской
Америке. Рост влияния левых сил в латиноамериканских странах конца хх века.
Интеграционные процессы в Латинской Америке
Мировая
цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий. Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их
преодоления. Международные организации и их роль в современном мире. Политика
«глобального лидерства» США и ее последствия. Роль Российской Федерации в
современном мире
Международные отношения в 2000-2014гг. - 2
часа + 2 часа резервного времени
ЛИТЕРАТУРА
Алексеева Л. История
инакомыслия в СССР.- М., 1992.
Великая Отечественная
война. Военно-исторические очерки. В 4 кн.М., 1995.
Власть и реформы. От
самодержавия к советской России.- СПб., 1996.
Гражданская война в
России: перекресток мнений.- М., 1994. Данилов Ю. Н. На пути к крушению: Очерки
последнего периода российской монархии.- М., 2000.
Другая война:
1939-1945.- М., 1996.
Жуков В. И. Реформы в
России: 1985-1995 гг.- М., 1997. Загладин Н. В. История успехов и неудач
советской дипломатии.- М., 1990.
Здравомыслов А. Г.
Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве.- М., 1997.
Зубкова Е. Ю.
Общество и реформы: 1946-1964.- М., 1993. Иванова Г. М. ГУЛАГ в системе
тоталитарного государства.- М., 1997.
Ивнuцкuй Н. А.
Коллективизация и раскулачивание.- М., 1994. Игрuцкuй Ю. И. Общественная
трансформация в СССР и России: взгляды, концепции.- М., 1998.
История России: ХХ
век: Материалы и документы для школьников и поступающих в вузы.- М., 1999.
История русской
культуры IX-XX вв./В. С. Шульгин, Л. В. Кошман, Е. К. Сысоева и др.- М., 2002.
Национальная политика
России: история и современность.- М., 1997. Погружение в трясину: анатомия
застоя.- М., 1991. Политические партии России: история и современность.- М.,
2000. Россия в ХХ веке: Историки мира спорят.- М., 1994.
Советская внешняя
политика в годы, холодной войны (1945-1985): Новое прочтение.- М., 1995.
Согрип В. В.
Политическая история современной России. 1985- 2001: от Горбачева до Путина.-
М., 2001.
Станкевич. З. А.
История крушения СССР.- М., 2001.
Тuмошuна Т. М.
Экономическая история России.- М., 2002. Хрестоматия по отечественной истории:
1914-1945 гг.- М., 1996. Хрестоматия по отечественной истории: 1946-1994 гг.-
М., 1996.
Шкаровскuй М. В.
Русская православная церковь и Советское государство: 1943-1964.- СПб., 1995.
Аппиньянези Р.,
Гэрретт к Постмодернизм. СПб., 2004.
Баженова А.м.,
Некрасова ДМ., Курчан Н.Н., Рубинштейн И.Б. Мировая художественная культура: хх
век: Кино, театр, музыка. М.; СПб., 2008.
Гройс Б. Комментарии
к искусству. М., 2003.
Зыбайлов ДК от
хеппенинга к видео: Тенденции и противоречия художественной культуры Запада.
М., 1990.
Культурология:
Учебное пособие ДЛЯ студентов вузов / Под ред. д.Н. Марковой. М., 2008. 4-е
изд.
Лазебникова А.Ю.,
Савельева 0.0., Ерохина ЕВ., 3ахаров А.В. Массовая культура: Учебное пособие
ДЛЯ 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., 2005.
Львова Еп.,
Сарабьянов д.В., Кабкова Еп., Фомина Н.Н., Хан-Магомедова В,Д., Савенкова A.,
Аверьянова . Мирова Я художественная культура: хх век: Изобразительное
искусство и дизайн. М.; СПб., 2008.
Мировые войны хх
века. Кн. 3. Вторая мировая война: Исторический очерк. М., 2002.
Системная история
международных отношений. Т. 1. События 1918-1945.
М., 2000.
Типпельскирх К.
История Второй мировой войны. СПб.; М., 1998. Черчилль У. Вторая мировая война.
М., 1991. Т. 1-3.
Мировая экономика:
Глобальные тенденции за 100 лет. М., 2003. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.
Уэбстер Ф. Теории
информационного общества. М., 2004.
Календарно- тематическое планирование по
истории
в 11 классе (Левандовский, Щетинов. Загладин) 102 часа
(базовый уровень)
№/№
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Дата проведения
|
|
Всемирная
история
|
|
|
1.
|
Второй технологический переворот и
становление индустриального производства
1. Причины ускорения научно-технического
развития в ХХ веке. -
2. Основные достижения второго
технологического переворота.
3. Появление монополии и их типы.
4. Изменения в социальной структуре общества
с наступлением индустриальной эпохи (§ 1, 2)
|
1ч
|
|
2.
|
Модернизация в странах Европы, США и
Японии
1. Модели и итоги модернизации конца XIX -
начала ХХ века.
2. Борьба великих держав за рынки, ресурсы и
сферы влияния.
3. Создание военно-политических союзов П
№3-4
|
1ч.
|
|
3.
|
Пути развития народов Азии, Африки и
Латинской Америки
1. Колониальный раздел мира и колониальные
империи.
2. Влияние колониализма на развитие народов
Азии и Африки.
3. Антиколониальные движения в государствах
Востока.
4. Особенности развития стран Латинской
Америки
П. №5-6
|
1ч
|
|
|
История России
|
|
|
4.
|
Проблема достоверности и фальсификации исторических
знаний. Социально-экономическое развитие России в конце 19- нач.20вв.
|
1ч.
|
|
5-6
|
Внутренняя политика самодержавия в конце
XIX - начале XX вв. «Зубатовщина»
|
2ч.
|
|
7.
|
Внешняя политика самодержавия в конце XIX
-начале XX вв. Русско-японская война
|
1ч.
|
|
8-9.
|
Народные движения и общественная борьба
накануне первой революции
|
2ч
|
|
10-11.
|
В годы первой революции
|
2ч.
|
|
12-14
|
Накануне краха. Третьиюньская политическая
система п. № 16-18 Столыпинские реформы
|
3ч.
|
|
|
Всемирная
история
|
|
|
15-16
|
Державное соперничество и Первая мировая
война
1. Причины и характер войны в Европе.
Превращение войны в мировую.
2. Боевые действия в 1914-1917 годах
и истощение воюющих стран.
3. Революция 1917 года в России и
вступление в войну США.
4. Капитуляция Германии и ее союзников (§ 7)
|
2ч.
|
|
|
История России
|
|
|
17.
|
Первая мировая война (Интегрированный урок
с курсом Всеобщей истории)
|
1ч.
|
|
18
|
Культура России в начале XX в.
|
1ч.
|
|
19-22
|
Революция 1917
г.
|
4ч.
|
|
23-24
|
Первые месяцы большевистского правления
|
2ч.
|
|
25-27
|
Гражданская война и интервенция
|
3ч.
|
|
|
Всемирная
история
|
|
|
26.
|
Реформы и революции в общественном
развитии после Первой мировой войны
1 . Формы социальных отношений и их
национальная специфика.
2. Социал-демократическое движение, его
ревизионистское и революционное течения.
3. Создание Коминтерна и конфликт
между коммунистами и социал-демократами в
1920-е - начале 19ЗО-х годов (§ 8, 9)
|
1ч.
|
|
29
|
Эволюция либеральной демократии
1. Демократизация общественно-политической
жизни и рост активности гражданского общества в странах Запада в конце XIX -
первой половине
хх века.
2. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта в США
и рост масштабов вмешательства государства в
экономику.
З. Особенности политического развития
Великобритании и Франции в
1920-19ЗО-е годы (§ 10)
|
1ч.
|
|
30.
|
Фашизм в Италии и Германии. Тоталитаризм
как феномен хх века
1. Идеология фашистских партий и
установление фашистских режимов в Италии и Германии.
2. Особенности внутренней политики
гитлеровского режима.
3. Завоевательная программа фашизма и
холокост
(§
11- 12)
|
1ч.
|
|
31
|
Проблемы войны и мира в 1920-е годы.
Милитаризм и пацифизм
1. Конфликт между странами Антанты и
Советской Россией.
2. Лига Наций и создание Версальско-вашингтонской
системы.
3. Национально-освободительные движения в
колониальных и зависимых странах Азии и Северной Африки в 1920- 1930-е годы
§14
|
1ч.
|
|
|
История России
1920-30-е гг
|
|
|
32-33
|
Россия в годы НЭПа Социально-экономическое
развитие
|
2ч.
|
|
34-36
37.
|
Общественно-политическая жизнь страны.
Культура, экономика, социальная структура, политическая система. Образование
СССР
Внешняя политика СССР в 20-е гг
|
3ч.
1ч
|
|
38-39
|
Индустриализация и коллективизация:
источники и результаты
|
2ч.
|
|
40-41
|
Советская внешняя политика в конце 30-х-нач.40-х
Накануне грозных испытаний
|
2ч.
|
|
|
Всеобщая история
|
|
|
42.
|
Международные отношения в 19ЗО-е годы
1. Очаги военной опасности в Азии и Европе.
2. Теория и практика создания системы
коллективной безопасности в Европе.
3. Политика умиротворения агрессоров,
Мюнхенское соглашение и советско-германский пакт о ненападении. 4. Начальный
этап Второй мировой войны (1939-1940) §16-17
История России
|
1ч.
|
|
43-44
|
Начало ВОВ. Боевые действия на фронтах §54
|
2ч.
|
|
45.
|
Коренной перелом в ходе войны: Разгром
войск под Сталинградом и Курском
|
|
|
46
|
Борьба за линией фронта
|
1ч
|
|
47
|
Тыл в годы войны
|
1ч
|
|
48-49
|
СССР и союзники (Интегрировать с курсом
Всеобщей истории) §57
|
2ч
|
|
50-51
|
Итоги Великой Отечественной войны
|
2ч.
|
|
|
Всеобщая история
|
|
|
52
|
Вторая мировая и Великая Отечественная
война
1. Нападение Германии на СССР и создание
антигитлеровской коалиции.
Перелом в ходе войны.
Открытие второго фронта. Разгром
гитлеровской Германии и милитаристской Японии.
4. Итоги Второй мировой войны и роль
Советского Союза в победе над фашизмом (§ 16, 17)
|
1ч.
|
|
|
История России
1945-64
|
|
|
53-54.
|
Внешняя политика. Восстановление и развитие
народного хозяйства
|
2ч.
|
|
55
|
Власть и общество после войны §60-61
|
1ч.
|
|
56-59
|
Попытки реформирования советской системы
1953-64 гг.
Изменения в политике. Изменения в Экономике.
Внешняя политика 1945-64 гг.
|
4ч
|
|
СССР
1965-
1985
60-63
|
Нарастание кризисных явлений в обществе в
советском обществе в 1965-1985 гг.
|
4ч.
|
|
64
|
Внешняя политика СССР 1965-85гг.
|
1ч
|
|
|
Всеобщая история
|
|
|
65.
|
Ускорение научно- технического прогресса
и становление глобального информационного общества
1. Технологии новой эпохи и развитие
индустрии производства знаний.
2. Возникновение ТНК и ТНБ и их роль в
мировой экономике.
3. Глобализация и ее социально-экономические
последствия.
4. Социальные и этнические процессы в
информационном обществе §22-24-27
|
1ч
|
|
66.
|
Начало «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» и становление
двухполюсного мира
1. Причины и предпосылки «холодной войны».
2. Создание и развитие системы
военно-политических блоков.
3. Крушение колониальной системы: причины и
последствия.
4. Военно-политические конфликты «холодной
войны §30-32
|
1ч.
|
|
67.
|
Страны Западной Европы и США в
первые послевоенные десятилетия
1. Становление смешанной экономики в конце
1940-х - 1950-е годы.
2. Создание социально ориентированной
рыночной экономики в 1950-1960-е годы.
3. Кризис «общества благосостояния», конец
1960-х - 1970-е годы, и его проявления §33-35
|
1ч.
|
|
68.
|
от разрядки к завершению «холодной войны»
1. Итоги военного и экономического
соревнования СССР и США.
2. Разрядка и ее значение.
3. Кризис в советско-американских отношениях
в конце 1970-х - начале 1980-х годов.
4. «Новое политическое мышление» и
завершение «холодной войны» §40-41
|
1ч
|
|
69-70
|
История России Советское общество в 1985-1991-х гг.
|
2ч
|
|
71-73
|
«Шоковая терапия» в экономике. Становление
президентской республики. Российское общество в первые годы реформ
|
3ч.
|
|
74
|
Россия на рубеже веков
|
1ч.
|
|
75-76
77-78
|
Россия в начале 21 века Внутренняя политика
Внешняя политика РФ в начале 21 века
|
2ч
2ч
|
|
|
Всеобщая история
|
|
|
79
|
Cтpаны Запада на рубеже 20-21 веков
1. Неконсервативная революция 1980-х годов.
2. Этапы развития и новый облик
социал-демократии.
3. США: от «третьего пути» К социально
ориентированному неоконсерватизму.
4. Старые и новые массовые движения в
странах Запада
|
1ч
|
|
80.
|
Интеграция в Западной Европе и Северной
Америке
1. Этапы развития интеграционных процессов в
Западной и Центральной Европе.
2. Учреждение Евросоюза и его структура.
3. Углубление интеграционных процессов и
расширение ЕС.
4. Интеграция в Северной Америке
|
1ч
|
|
81.
|
Восточная Европа во второй половине хх
века
1. Переход стран Восточной Европы в орбиту
влияния СССР.
2. Первые кризисы в странах Восточной
Европы.
3. Углубление противоречий в восточноевропейских
странах в начале 1980-х годов.
4. Восточноевропейские страны после
социализма. Кризис в Югославии
|
1ч
|
|
82.
|
Государства СНГ в мировом сообществе
1. Образование СНГ и проблемы интеграции на
постсоветском пространстве.
2. Вооруженные конфликты в СНГ и
миротворческие усилия России.
3.Особенности развития стран СНГ.
4. Характер и причины цветных революций
|
1ч
|
|
83
|
Китай и китайская модель развития
1. КНР после завершения гражданской войны.
2. Внутренняя и внешняя политика КНР в 1950-
1970-е годы.
3. Прагматические реформы 1980-х годов и их
итоги.
4. Внешняя политика современного Китая
|
1ч
|
|
84
|
Япония и новые индустриальные страны
1. Японское -экономическое чудо» И его
истоки.
2. Поиски новой модели развития на рубеже
XX-XXI веков.
3. Опыт развития новых индустриальных стран
(Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур).
4. -Второй эшелон» НИС и их проблемы
|
1ч
|
|
85
|
Развивающиеся страны Азии и Африки
1. Особенности послевоенного развития
Индии, ее превращение в один из мировых «центров силы». 2. Исламские страны:
общее и особенное.
3. Страны Центральной и Южной Африки:
обострение проблем развития
|
1ч
|
|
86.
|
Латинская Америка во второй половине хх -
начале ХХ1 века
1. Модернизационная политика в Латинской
Америке и ее итоги.
2. «Экономическое чудо» в Бразилии.
3. Перонизм и демократия в Латинской
Америке. Рост влияния левых сил в латиноамериканских странах конца хх века.
4. Интеграционные процессы в Латинской
Америке
|
1ч
|
|
87
|
Мировая
цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий
1. Глобальные
угрозы человечеству и поиски путей их преодоления.
2. Международные
организации и их роль в современном мире.
3. Политика
«глобального лидерства» США и ее последствия.
4. Роль Российской
Федерации в современном мире
|
1ч
|
|
88-89
|
Международные отношения в 2000-2014гг
|
2ч
|
|
90-92
|
Российская Федерация и СНГ . Таможенный союз
ЕВРАЗЭС. БРИКС. ШОС
|
3ч
|
|
93-95
|
Украинский кризис. Возвращение Крыма.
Санкционная война
|
3ч
|
|
96-97
|
Итоговое повторение
|
2 ч
|
|
98-102
|
Резервное время
|
5 часов
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.