Главная / История / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ БРЯНСКОГО КРАЯ ДЛЯ 7 - 8 КЛАССОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ БРЯНСКОГО КРАЯ ДЛЯ 7 - 8 КЛАССОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

I. Пояснительная записка


Примерная программа по предмету Брянский край призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Брянский край» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

Примерная рабочая программа рограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом возрастных особенностей учащихся.

Программа конкретизирует содержание блоков предмета по классам, так например в 7 классе изучается:

1. музыкальная культура Брянщины, Русский народ создал замечательную, одну из величайших в мире, музыкальную культуру. Она развивалась на протяжении длительного времени на обширных пространствах нашей страны при тесном взаимодействии с культурами других народов. Определенный вклад в формирование национальной культуры внесло и население тех земель, которые ныне входят в состав Брянской области.

Познакомить учащихся общеобразовательных школ Брянщины с основными проявлениями музыкальной культуры их родного края, помочь осознать её как малую, но вполне достойную уважения часть национальной (и мировой) культуры – задача предлагаемой программы.

Соотношение общего и регионального в той или иной культуре сложны и специфичны в каждом отдельном случае. Общее складывается из частностей, развивается на их основе; с другой стороны, частное развивается на общем фоне и подпитывается им. А потому оценить по достоинству культуру отдельного региона и его вклад в общенародное достояние можно только глубоко зная эту местную культуру.

С учётом целей и задач школьного музыкального воспитания, особенностей музыкальной культуры Брянщины, уровня музыкальной подготовленности учащихся мы разработали региональную программу по музыке. Эта программа включает следующие содержательные компоненты:

Знания: конкретных музыкальных произведений, характерных для музыкальной культуры Брянщины в разные периоды её развития – закличек, колядок, песен, игр, танцев и др.; имён выдающихся представителей музыкальной культуры Брянщины, основных творческих коллективов своего района, области; дат, важнейших событий культурной жизни области; тенденций развития музыкальной культуры Брянщины; основополагающей роли местной музыкальной культуры, в том числе музыкального фольклора, для профессионального музыкального искусства.

Умения: исполнять характерные музыкальные произведения – колядки, песни, хороводы, игровые обрядовые действа; импровизировать по образцам музыкального фольклора; оценивать музыкальные произведения и их исполнение.

Навыки: восприятия музыкальных произведений; исполнения песен и музыкально-обрядовых действий с использованием приёмов народного пения, характерных для Брянщины; организации музыкальных коллективов – фольклорных ансамблей, вокально-инструментальных групп, исполняющих местную музыку; составления концертных программ; проведения утренников, концертов, смотров, посиделок и так далее, актуализирующих местную музыку.

Убеждения: в высокой художественной ценности местной музыкальной культуры, её высоком нравственном потенциале, в перспективности её развития.

Вкусы и интересы: ориентация на здоровые силы, на жизнеутверждающие произведения, на лучшие образцы местной, а также русской и мировой культуры.

Материал в программе расположен в соответствии с логикой его исторического развития – от истоков музыкальной культуры Брянщины до её современного состояния. В учебном процессе последовательность ознакомления с ним учащихся может быть иной. Так, песня «Шумел сурово Брянский лес» по времени её возникновения отнесена к 4 разделу, но учащиеся знакомятся с нею уже в начальных классах, как с гимном Брянской области. Естественно, в последующих классах будет возрастать глубина её осознания детьми.


2. Брянские художники – школьникам об искусстве, Рабочая программа предназначена для преподавания в качестве дополнительного регионального компонента основ изобразительной грамотности на примере творчества Брянских художников членов Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», учащимся 7 классов, с целью повышения их знаний о творчестве художников Брянского края, знакомства с основными выставочными площадками нашего города, а так же закрепления их познаний в области изобразительного искусства.

задачи освоения дисциплины.

Знакомство школьников с произведениями живописи, графики, скульптуры на примере творчества Брянских художников членов Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». Формирование мировоззрения на основе знаний об изобразительном искусстве Брянского края как неотъемлемой части русской художественной и духовной культуры; воспитание художественно-эстетического вкуса и потребности в освоении ценностей национальной культуры, в том числе и культуры своего родного края.

Задачи:

Формирование общего представления о видах изобразительного искусства на примере творчества брянских художников.

Развитие представлений о культуре восприятия художественных произведений (рисунка, гравюры, картины, скульптуры), понимания авторской позиции.

Воспитание духовно развитой личности, формирование гражданской позиции, чувства уважения к ценностям региональной и в целом отечественной культуры.

Осуществление использования приобретенных знаний для осознанного формирования собственной культурной среды.

Место дисциплины в структуре других дисциплин.

Данная дисциплина относится к числу изучаемых в рамках регионального компонента. Ее освоение даёт знания о творчестве брянских графиков, живописцев, скульпторов, в их неразрывном единстве с общим ходом развития западноевропейского и русского изобразительного искусства.

Данная дисциплина может базироваться на предмете «Изобразительное искусство», предшествовать или осваиваться параллельно с дисциплинами «Мировая художественная культура», «История брянского края».


3. Брянские археологи – школьникам об археологии. Рабочая программа предназначена для преподавания в качестве дополнительного регионального компонента основ археологии на примерах.

Задачи:

Формирование общего представления о видах археологии брянских археологов. Развитие представлений о культуре, понимания авторской позиции.Воспитание духовно развитой личности, формирование гражданской позиции, чувства уважения к ценностям региональной и в целом отечественной культуры.


В 8 классе – изучается история Брянского край с древнейших времён до XVIIIXX века.

Примерная рабочая программа выполняет две основные функции:

- информационно-методическая - позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного учебного предмета;

- организационно-планирующая - предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Содержание программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителя могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса Брянского края, формированию ключевых компетенций.

Следовательно, курс является интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов (на их национально-региональные компоненты), краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;

- несводимость краеведения к содержанию ни одного другого школьного предмета (география, история и т.п.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения края (региона) как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;

- принципиальное различение содержания национально-регионального и краеведческого компонента для каждого конкретного населенного пункта;

- пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города, села, микрорайона, улицы, дома;

Цели.

Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

задачи:

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;

- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Урала как опорного края России;

- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта);

Воспитательные задачи:

развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

укрепление семейных связей:

заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;

наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;

совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);

- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению.

адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;

стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.

Место предмета в базисном учебном плане

Областной базисный учебный план для обязательного изучения учебного предмета «Брянский край» на этапе основного общего образования. В плане : – 34 часа из расчета 1 часа в неделю (для 7 и 8 класса)


II. Содержание тем учебного курса


«Музыкальная культура Брянщины» - 7 класс

Введение. Музыка – часть нашей жизни во все времена.

Раздел 1. Музыкальная культура Брянщины времён Древнерусского государства. (XXVI вв.)

Истоки музыкальной культуры Брянщины.

Древнейшие известия о музыкальной культуре славян – по греческим, арабским и византийским источникам, древнерусским летописям и былинам, данным археологии и др.

Настенная фреска Софии Киевской «Скоморохи» (XIXII вв.)

Миниатюра Радзивилловской летописи «Игрища вятичей» (XIIIXIV вв.)

Легенда о древнерусском певце-сказителе Бояне (XIIXIII вв.). Памятник Баяну в Трубчевске; пел ли Боян в Трубчевске? Образ Баяна в художественной литературе (А.С. Пушкин) и в музыке (М.И. Глинка).

Музыкальные инструменты Древней Руси – духовые, струнные, ударные. Кувиклы – их строй, манера исполнения на них, использование современными фольклорными ансамблями.

Языческие хороводы и игрища. Современные их интерпретации – «Кострома», «Махоня», «Дрема» и др.

Раздел 2. Музыкальная культуры Брянщины времён Московского государства (XVXVII вв.).

Консерватизм культурных традиций и условность периодизации музыкальной культуры в соответствии с этапами развития государства.

Музыкальный фольклор – основа музыкальной культуры Брянщины в Средние века и в Новое время. Его основные жанры. Календарно-обрядовая музыка: заклички, веснянки, масленичные, жнивные песни, колядки, щедровки; трудовые песни.

«Камаринская» – песня-пляска. Время и обстоятельства её возникновения.

Раздел 3. Музыкальная культура Брянщины времён Российской империи (XVIII – начало XX вв.).

Развитие музыкального фольклора в XVIIIXIX вв. Песни трудовые, лирические, святочные, масленичные, казачьи. Песни свадебного обряда.

Становление на Брянщине профессиональной музыкальной культуры. Творческая деятельность классика русской духовной музыки П. Турчанинова в Севске. Крепостной театр Д.И. Ширая в Спиридоновой Буде. Роговой оркестр К.Г. Разумовского в Почепе.

М.И. Глинка на родине «Камаринской».

Музыкально-просветительская деятельность А.И. Рубца в Стародубе: запись и обработка народных песен, постановка оперы оперы М.И Глинки «Жизнь за царя», открытие музыкальной школы. Изображение А.И. Рубца на картине И.Е. Репина.

Брянский хор Василия Калинникова, его концертная деятельность. Детские песни Виктора Калинникова.

Литературно-музыкальные вечера в Селище. Селищенская тема в переписке Масловых и С.И. Танеева с П.И. Чайковским.

Просветительская и меценатская деятельность М.К. Тенишевой. Открытие в Бежице Общественного собрания (клуба). Приезд в Хотылёвское имение Тенишевых певицы Н. Забелы и художника М. Врубеля, создание картины «Пан».

Звезда русской эстрады «Несравненная» А.Д. Вяльцева, уроженка Алтухово, её вклад в создание и становление русской профессиональной эстрады.

Раздел 4. Музыкальная культура Брянщины XX века. Выдающиеся музыканты, родившиеся на Брянщине: авангардист Н.А. Рославец, Народный артист СССР, автор всемирно известной «Катюши» М. Блантер, Народная артистка СССР, «королева фуг» Т.П. Николаева, «соловей России» Е. Беляев, Почётный гражданин г. Брянска Г. Каменный. Их вклад в развитие русской музыкальной культуры. Влияние культурных центров страны на музыкальную жизнь Брянщины: подготовка высококвалифицированных кадров; воздействие кино, радио, телевидения, прессы; гастроли по области выдающихся музыкантов и творческих коллективов. Государственное управление культурой как характерная черта эпохи. Музыкальное образование на Брянщине – от музыкальных школ и музыкального техникума – к музыкальному училищу.

Раздел 5. Современная музыкальная культура Брянщины.

Крупнейшие профессиональные и самодеятельные творческие коллективы Брянска и районных центров. Дворцы и Дома культуры, Центры внешкольной работы, детские школы искусств и общеобразовательные школы как центры музыкальной культуры

Международный фестиваль современного искусства им. Н. Рославца и Н. Габо, Межгосударственный конкурс юных пианистов им. Т. Николаевой, конкурс самодеятельных исполнителей-вокалистов им. А. Вяльцевой. Областные конкурсы, районные праздники – «Севская частушка», «На земле Бояна» и др.

Музыкальный фольклор сегодня: песни, частушки, хороводы. Популярные фольклорные ансамбли: «Красная горка», «Макоша» «Дрема», «Калинка», «Соловушка» и др. Фольклорные экспедиции в сёла Брянщины.

Творчество брянских самодеятельных композиторов. Ю. Формин, А. Стрекалов и др.

Творчество брянских профессиональных музыкантов. Марк Белодубровский, Григорий Гладков, Владимир Дубинин, Валентина Игошина и др.

Юные дарования.

Заключение: карта «Брянщина музыкальная».


«Брянские археологи – школьникам об археологии» - 7 класс

Введение. История археологических находок в Брянском крае.

До науки. Первые шаги.

Первые профессиональные археологические исследования ноца 19 – начала 20вв.

В годы «Великого перелома»


«Золотое десятилетие» краеведческой археологии.

Археология Брянского края накануне Великой Отечественной войны.

Известные Брянские археологи.


Повторительно – обобщающий урок.

Археологические памятники брянской области.


Посещение краеведческого музея.


«Брянские художники – школьникам об искусстве» - 7 класс


Введение: Памятники нашего города. Понятие профессиональный художник, как творчески одарённой личности, обладающий развитой интуицией, фантазией, владеющий профессиональными навыками. Особенности художественного мировосприятия . Знакомство с творческой, выставочной, просветительской и педагогической деятельностью брянских художников членов ВТОО «СХР».


Виды изобразительного искусства: общие признаки в произведениях графики, живописи и скульптуры. Понятие пространственности. Музыка как временной вид искусства.


Графика: Понятие и значение графики как вида изобразительного искусства, ее язык и главные выразительные средства. Две формы графики. Классификация графики по назначению: станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат, области применения и особенности. Знакомство с творчеством брянских графиков.


Живопись: эмоциональное воздействие цвета на человека. Цвет как основной язык живописи. Монументальная и станковая живопись. Техники монументальной живописи(мозаика, фреска, витраж).Основные техники станковой живописи(темпера, масло).Основные жанры живописи. Что такое живопись. Техники монументальной живописи. Станковая живопись.. Жанры в живописи. Исторический жанр. Портрет, пейзаж, натюрморт. Бытовой жанр и сюжетно-тематическая картина

Поисковая работа в сети Интернет в целях ознакомления с сайтами на которых размещены биографические сведения о Брянских художниках и б изобразительном искусстве в частности.



Основное содержание «Брянский край» (с древности до XVIII века) – 8 класс


Что изучает краеведение. Наша малая родина – Брянская земля. Край как часть региона и страны. Соотношение территории и границ. Географическое положение. Общая характеристика природных объектов региона и края

Географическое положение данной местности, школы. Понятие «Северская земля». Значение отечественного края для отечественной истории. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края, данной местности. Вклад выдающихся ученых в исследования территории края, данной местности/ Животный мир лесной. Описание животных этого района проживания и определение их хозяйственного значения.

Биологическое исследование водотоков, водоемов и болот. Водные растения и животные.

Меры, предпринимаемые местным населением по охране этих объектов.

Памятники природы, национальные парки и заповедники. Живые организмы (растения и животные), занесённые в Красную Книгу.

Палеолит на территории края. Каменный век – начало заселения края. Природа и климат каменного века. Пути заселения края. Типы древних поселенцев края. Техника обработки камня. Использование различных материалов. Жилище. Хозяйство. Рациональные знания и способы фиксации информации. Древнейшие верования: тайны пещерных святилищ.

Мезолит на территории края. Древнейшие поселения на территории Брянского края в эпоху бронзы и раннего железа. Верования.

Юхновская и зарубинецкая культура.

Расселение славянских племён. Северяне, радимичи, кривичи, вятичи и их соседи на территории Брянского края.

Распространение христианства в Брянских землях. Хозяйственное освоение территории Брянских земель восточных славян.

Брянский край в эпоху княжеских междоусобиц XIIXIII веков.

Брянцы в Куликовской битве. Брянские земли в политике Литвы и Москвы.

Брянский край в XVI – XVII веках. Смутное время.

Брянский край в составе Великого княжения Московского.

Брянский край в XVIII столетии. Административные перемены. Военная история Брянского края. Культура и быт населения Брянского края.



III. Учебно – тематический план.

7 класс.

«Музыкальная культура Брянщины» - 9 часов

«Брянские археологи – школьникам об археологии» - 11 часов

«Брянские художники – школьникам об искусстве» - 13 часов

Повторительно – обобщающий урок – 1 час

Итого: 34 часа, 1 час в неделю.


8 класс.

«Брянский край» (с древности до XVIII века) – 34 часа, 1 час в неделю.



IV. Требования к уровню подготовки учащихся


Предполагаемые результаты обучения

Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.

Это предполагает

- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, путях ее сохранения или улучшения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать одно из важнейших информационных средств – карту, статистические материалы, современные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных краеведческих данных; применять полученные знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов;

- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.


  • знать основные этапы и ключевые события истории Брянщины с древнейших времён до конца XVIӀ века и выдающихся деятелей Брянщины;

  • знать важнейшие достижения культуры Брянского края;

  • уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения восточнославянских союзов, города, места значительных исторических событий, связанных с Брянщиной;

  • владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

  • уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

  • уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Брянского края с древнейших времён до конца XVIӀ века, достижениям культуры.


V. Перечень учебно – методического обеспечения.

7 класс:

1. Монина Е.К. Музыкальная культура Брянщины. Б., Курсив, 2012.

2. Поляков Г.П., Чубур А.А. Брянские археологи – школьникам об археологии. Б., Курсив, 2012.

3. Резникова О.И. Брянские художники – школьникам об искусстве. Б., Курсив, 2012.


8 класс:

1. Поляков Г.П., Чубур А.А. История Брянского края: С древнейших времён до конца XVIII века. Б., Курсив, 2012.

2. Хрестоматия по истории Брянского края. Б., Курсив, 2012.


VI. Список литературы (основной и дополнительной)

7 класс:

1.Вачьянц А.М.Введение в мировую художественную культуру «Вариации прекрасного»М.: Айрис пресс, 2008.

2. Виппер БР. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985.

3. Ильина Т.В. Введение в искусствознание М., АСТ. Астрель, 2003.

4.Монина Е.К. Музыкальная культура Брянщины. Б., Курсив, 2012.

5. Поляков Г.П., Чубур А.А. Брянские археологи – школьникам об археологии. Б., Курсив, 2012.

6. Резникова О.И. Брянские художники – школьникам об искусстве. Б., Курсив, 2012.




8 класс:

1.Крашенинников В.В. Взгляд через столетия.- Тула, Приокское книжное
издательство, 1990

2.Крашенинников В. В. Из истории селений Брянского района. - 2-е изд., перераб. и доп. - Брянск : Изд-во БГУ, 2004.

3.Поляков Г.П., Чубур А.А. История Брянского края: С древнейших времён до конца XVIII века. Б., Курсив, 2012.

4.Хрестоматия по истории Брянского края. Б., Курсив, 2012.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ БРЯНСКОГО КРАЯ ДЛЯ 7 - 8 КЛАССОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
  • История
Описание:

I. Пояснительная записка

Примерная программа по предмету Брянский край призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Брянский край» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.
Примерная рабочая программа рограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом возрастных особенностей учащихся.
Программа конкретизирует содержание блоков предмета по классам, так например в 7 классе изучается:
1. музыкальная культура Брянщины, Русский народ создал замечательную, одну из величайших в мире, музыкальную культуру. Она развивалась на протяжении длительного времени на обширных пространствах нашей страны при тесном взаимодействии с культурами других народов. Определенный вклад в формирование национальной культуры внесло и население тех земель, которые ныне входят в состав Брянской области.
Познакомить учащихся общеобразовательных школ Брянщины с основными проявлениями музыкальной культуры их родного края, помочь осознать её как малую, но вполне достойную уважения часть национальной (и мировой) культуры – задача предлагаемой программы.
Соотношение общего и регионального в той или иной культуре сложны и специфичны в каждом отдельном случае. Общее складывается из частностей, развивается на их основе; с другой стороны, частное развивается на общем фоне и подпитывается им. А потому оценить по достоинству культуру отдельного региона и его вклад в общенародное достояние можно только глубоко зная эту местную культуру.
С учётом целей и задач школьного музыкального воспитания, особенностей музыкальной культуры Брянщины, уровня музыкальной подготовленности учащихся мы разработали региональную программу по музыке. Эта программа включает следующие содержательные компоненты:
Знания: конкретных музыкальных произведений, характерных для музыкальной культуры Брянщины в разные периоды её развития – закличек, колядок, песен, игр, танцев и др.; имён выдающихся представителей музыкальной культуры Брянщины, основных творческих коллективов своего района, области; дат, важнейших событий культурной жизни области; тенденций развития музыкальной культуры Брянщины; основополагающей роли местной музыкальной культуры, в том числе музыкального фольклора, для профессионального музыкального искусства.
Умения: исполнять характерные музыкальные произведения – колядки, песни, хороводы, игровые обрядовые действа; импровизировать по образцам музыкального фольклора; оценивать музыкальные произведения и их исполнение.
Навыки: восприятия музыкальных произведений; исполнения песен и музыкально-обрядовых действий с использованием приёмов народного пения, характерных для Брянщины; организации музыкальных коллективов – фольклорных ансамблей, вокально-инструментальных групп, исполняющих местную музыку; составления концертных программ; проведения утренников, концертов, смотров, посиделок и так далее, актуализирующих местную музыку.
Убеждения: в высокой художественной ценности местной музыкальной культуры, её высоком нравственном потенциале, в перспективности её развития.
Вкусы и интересы: ориентация на здоровые силы, на жизнеутверждающие произведения, на лучшие образцы местной, а также русской и мировой культуры.
Материал в программе расположен в соответствии с логикой его исторического развития – от истоков музыкальной культуры Брянщины до её современного состояния. В учебном процессе последовательность ознакомления с ним учащихся может быть иной. Так, песня «Шумел сурово Брянский лес» по времени её возникновения отнесена к 4 разделу, но учащиеся знакомятся с нею уже в начальных классах, как с гимном Брянской области. Естественно, в последующих классах будет возрастать глубина её осознания детьми.

2. Брянские художники – школьникам об искусстве, Рабочая программа предназначена для преподавания в качестве дополнительного регионального компонента основ изобразительной грамотности на примере творчества Брянских художников членов Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», учащимся 7 классов, с целью повышения их знаний о творчестве художников Брянского края, знакомства с основными выставочными площадками нашего города, а так же закрепления их познаний в области изобразительного искусства.
задачи освоения дисциплины.
Знакомство школьников с произведениями живописи, графики, скульптуры на примере творчества Брянских художников членов Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». Формирование мировоззрения на основе знаний об изобразительном искусстве Брянского края как неотъемлемой части русской художественной и духовной культуры; воспитание художественно-эстетического вкуса и потребности в освоении ценностей национальной культуры, в том числе и  культуры своего родного края.
Задачи:
Формирование общего представления о видах изобразительного искусства на примере творчества брянских художников.
Развитие представлений о культуре восприятия художественных произведений (рисунка, гравюры, картины, скульптуры), понимания авторской позиции.
Воспитание духовно развитой личности, формирование гражданской позиции, чувства уважения к ценностям региональной и в целом отечественной культуры.
Осуществление использования приобретенных знаний для осознанного формирования собственной культурной среды.
Место дисциплины в структуре других дисциплин.
Данная дисциплина относится к числу изучаемых в рамках регионального компонента. Ее освоение даёт знания о творчестве брянских графиков, живописцев, скульпторов, в их неразрывном единстве с общим ходом развития западноевропейского и русского изобразительного искусства.
Данная дисциплина может базироваться на предмете «Изобразительное искусство», предшествовать или осваиваться параллельно с дисциплинами «Мировая художественная культура», «История брянского края».

3. Брянские археологи – школьникам об археологии. Рабочая программа предназначена для преподавания в качестве дополнительного регионального компонента основ археологии на примерах.
Задачи:
Формирование общего представления о видах археологии брянских археологов. Развитие представлений о культуре, понимания авторской позиции.Воспитание духовно развитой личности, формирование гражданской позиции, чувства уважения к ценностям региональной и в целом отечественной культуры.

В 8 классе – изучается история Брянского край с древнейших времён до XVIII – XX века.
Примерная рабочая программа выполняет две основные функции:
- информационно-методическая - позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного учебного предмета;
- организационно-планирующая - предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Содержание программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителя могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса Брянского края, формированию ключевых компетенций.
Следовательно, курс является  интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов (на их национально-региональные компоненты), краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;
- несводимость краеведения к содержанию ни одного другого школьного предмета (география, история и т.п.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения края (региона) как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;
- принципиальное различение содержания национально-регионального и краеведческого компонента для каждого конкретного населенного пункта;
- пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города, села, микрорайона, улицы, дома;
Цели.
Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Урала как опорного края России;
- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта);
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
укрепление семейных связей:
заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;
наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;
общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению.
адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;
стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.
Место предмета в базисном учебном плане
Областной базисный учебный план для обязательного изучения учебного предмета «Брянский край» на этапе основного общего образования. В плане : – 34 часа из расчета 1 часа в неделю (для 7 и 8 класса)

II. Содержание тем учебного курса

«Музыкальная культура Брянщины» - 7 класс
Введение. Музыка – часть нашей жизни во все времена.
Раздел 1. Музыкальная культура Брянщины времён Древнерусского государства. (X–XVI вв.)
Истоки музыкальной культуры Брянщины.
Древнейшие известия о музыкальной культуре славян – по греческим, арабским и византийским источникам, древнерусским летописям и былинам, данным археологии и др.
Настенная фреска Софии Киевской «Скоморохи» (XI–XII вв.)
Миниатюра Радзивилловской летописи «Игрища вятичей» (XIII–XIV вв.)
Легенда о древнерусском певце-сказителе Бояне (XII – XIII вв.). Памятник Баяну в Трубчевске; пел ли Боян в Трубчевске? Образ Баяна в художественной литературе (А.С. Пушкин) и в музыке (М.И. Глинка).
Музыкальные инструменты Древней Руси – духовые, струнные, ударные. Кувиклы – их строй, манера исполнения на них, использование современными фольклорными ансамблями.
Языческие хороводы и игрища. Современные их интерпретации – «Кострома», «Махоня», «Дрема» и др.
Раздел 2. Музыкальная культуры Брянщины времён Московского государства (XV–XVII вв.).
Консерватизм культурных традиций и условность периодизации музыкальной культуры в соответствии с этапами развития государства.
Музыкальный фольклор – основа музыкальной культуры Брянщины в Средние века и в Новое время. Его основные жанры. Календарно-обрядовая музыка: заклички, веснянки, масленичные, жнивные песни, колядки, щедровки; трудовые песни.
«Камаринская» – песня-пляска. Время и обстоятельства её возникновения.
Раздел 3. Музыкальная культура Брянщины времён Российской империи (XVIII – начало XX вв.).
Развитие музыкального фольклора в XVIII–XIX вв. Песни трудовые, лирические, святочные, масленичные, казачьи. Песни свадебного обряда.
Становление на Брянщине профессиональной музыкальной культуры. Творческая деятельность классика русской духовной музыки П. Турчанинова в Севске. Крепостной театр Д.И. Ширая в Спиридоновой Буде. Роговой оркестр К.Г. Разумовского в Почепе.
М.И. Глинка на родине «Камаринской».
Музыкально-просветительская деятельность А.И. Рубца в Стародубе: запись и обработка народных песен, постановка оперы оперы М.И Глинки «Жизнь за царя», открытие музыкальной школы. Изображение А.И. Рубца на картине И.Е. Репина.
Брянский хор Василия Калинникова, его концертная деятельность. Детские песни Виктора Калинникова.
Литературно-музыкальные вечера в Селище. Селищенская тема в переписке Масловых и С.И. Танеева с П.И. Чайковским.
Просветительская и меценатская деятельность М.К. Тенишевой. Открытие в Бежице Общественного собрания (клуба). Приезд в Хотылёвское имение Тенишевых  певицы Н. Забелы и художника М. Врубеля, создание картины «Пан».
Звезда русской эстрады «Несравненная» А.Д. Вяльцева, уроженка Алтухово, её вклад в создание и становление русской профессиональной эстрады.
Раздел 4. Музыкальная культура Брянщины XX века. Выдающиеся музыканты, родившиеся на Брянщине: авангардист Н.А. Рославец, Народный артист СССР, автор всемирно известной «Катюши» М. Блантер, Народная артистка СССР, «королева фуг» Т.П. Николаева, «соловей России» Е. Беляев, Почётный гражданин г. Брянска Г. Каменный. Их вклад в развитие русской музыкальной культуры. Влияние культурных центров страны на музыкальную жизнь Брянщины: подготовка высококвалифицированных кадров; воздействие кино, радио, телевидения, прессы; гастроли по области выдающихся музыкантов и творческих коллективов. Государственное управление культурой как характерная черта эпохи. Музыкальное образование на Брянщине – от музыкальных школ и музыкального техникума – к музыкальному училищу.
Раздел 5. Современная музыкальная культура Брянщины.
Крупнейшие профессиональные и самодеятельные творческие коллективы Брянска и районных центров. Дворцы и Дома культуры, Центры внешкольной работы, детские школы искусств и общеобразовательные школы как центры музыкальной культуры
Международный фестиваль современного искусства им. Н. Рославца и Н. Габо, Межгосударственный конкурс юных пианистов им. Т. Николаевой, конкурс самодеятельных исполнителей-вокалистов им. А. Вяльцевой. Областные конкурсы, районные праздники – «Севская частушка», «На земле Бояна» и др.
Музыкальный фольклор сегодня: песни, частушки, хороводы. Популярные фольклорные ансамбли: «Красная горка», «Макоша» «Дрема», «Калинка», «Соловушка» и др. Фольклорные экспедиции в сёла Брянщины.
Творчество брянских самодеятельных композиторов. Ю. Формин, А. Стрекалов и др.
Творчество брянских профессиональных музыкантов. Марк Белодубровский, Григорий Гладков, Владимир Дубинин, Валентина Игошина и др.
Юные дарования.
Заключение: карта «Брянщина музыкальная».

«Брянские археологи – школьникам об археологии» - 7 класс
Введение. История археологических находок в Брянском крае.
До науки. Первые шаги.
Первые профессиональные археологические исследования ноца 19 – начала 20вв.
В годы «Великого перелома»

«Золотое десятилетие» краеведческой археологии.
Археология Брянского края накануне Великой Отечественной войны.
Известные Брянские археологи.

Повторительно – обобщающий урок.
Археологические памятники брянской области.

Посещение краеведческого музея.

«Брянские художники – школьникам об искусстве» - 7 класс

Введение: Памятники нашего города. Понятие профессиональный художник, как творчески одарённой личности, обладающий развитой интуицией, фантазией, владеющий профессиональными навыками. Особенности художественного мировосприятия . Знакомство с творческой, выставочной, просветительской и педагогической деятельностью брянских художников членов ВТОО «СХР».

Виды изобразительного искусства: общие признаки в произведениях графики, живописи и скульптуры. Понятие пространственности. Музыка как временной вид искусства.

Графика: Понятие и значение графики как вида изобразительного искусства, ее язык и главные выразительные средства. Две формы графики. Классификация графики по назначению: станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат, области применения и особенности. Знакомство с творчеством брянских графиков.

Живопись: эмоциональное воздействие цвета на человека. Цвет как основной язык живописи. Монументальная и станковая живопись. Техники монументальной живописи(мозаика, фреска, витраж).Основные техники станковой живописи(темпера, масло).Основные жанры живописи. Что такое живопись. Техники монументальной живописи. Станковая живопись.. Жанры в живописи. Исторический жанр. Портрет, пейзаж, натюрморт.  Бытовой жанр и сюжетно-тематическая картина
Поисковая работа в сети Интернет в целях ознакомления с сайтами на которых размещены биографические сведения о Брянских художниках и б изобразительном искусстве в частности.


Основное содержание «Брянский край» (с древности до XVIII века) – 8 класс

Что изучает краеведение. Наша малая родина – Брянская земля. Край как часть региона и страны. Соотношение территории и границ. Географическое положение. Общая характеристика природных объектов региона и края
Географическое положение данной местности, школы. Понятие «Северская земля». Значение отечественного края для отечественной истории.  Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края, данной местности. Вклад выдающихся ученых в исследования территории края, данной местности/ Животный мир лесной. Описание животных этого района проживания и определение их хозяйственного значения.
Биологическое исследование водотоков, водоемов и болот. Водные растения и животные.
Меры, предпринимаемые местным населением по охране этих объектов.
Памятники природы, национальные парки и заповедники. Живые организмы (растения и животные), занесённые в Красную Книгу.
Палеолит на территории края. Каменный век – начало заселения края. Природа и климат каменного века. Пути заселения края. Типы древних поселенцев края. Техника обработки камня. Использование различных материалов. Жилище. Хозяйство. Рациональные знания и способы фиксации информации. Древнейшие верования: тайны пещерных святилищ.
Мезолит на территории края. Древнейшие поселения на территории Брянского края в эпоху бронзы и раннего железа. Верования.
Юхновская и зарубинецкая культура.
Расселение славянских племён. Северяне, радимичи, кривичи, вятичи и их соседи на территории Брянского края.
Распространение христианства в Брянских землях. Хозяйственное освоение территории Брянских земель восточных славян.
Брянский край в эпоху княжеских междоусобиц  XII – XIII веков.
Брянцы в Куликовской битве. Брянские земли в политике Литвы и Москвы.
Брянский край в XVI – XVII веках. Смутное время.
Брянский край в составе Великого княжения Московского.
Брянский край в XVIII  столетии. Административные перемены. Военная история Брянского края. Культура и быт населения Брянского края.


III. Учебно – тематический план.
7 класс.
«Музыкальная культура Брянщины» - 9 часов
«Брянские археологи – школьникам об археологии» - 11 часов
«Брянские художники – школьникам об искусстве» - 13 часов
Повторительно – обобщающий урок – 1 час
Итого: 34 часа, 1 час в неделю.

8 класс.
«Брянский край» (с древности до XVIII века) – 34 часа, 1 час в неделю.


IV. Требования к уровню подготовки учащихся

Предполагаемые результаты обучения
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.
Это предполагает
- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, путях ее сохранения или улучшения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать одно из важнейших информационных средств – карту, статистические материалы, современные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных краеведческих данных; применять полученные знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов;
- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

•    знать основные этапы и ключевые события истории Брянщины с древнейших времён до конца XVIӀ века и выдающихся деятелей Брянщины;
•    знать важнейшие достижения культуры Брянского края;
•    уметь читать историческую карту и  показывать на исторической карте территории расселения восточнославянских союзов, города, места значительных исторических событий, связанных с Брянщиной;
•    владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
•    уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и  иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
•    использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
•    уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и  связей между ними;
•    объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Брянского края с древнейших времён до конца XVIӀ века, достижениям культуры.

 
V. Перечень учебно – методического обеспечения.
7 класс:
1. Монина Е.К. Музыкальная культура Брянщины. Б., Курсив, 2012.
2. Поляков Г.П., Чубур А.А. Брянские археологи – школьникам об археологии. Б., Курсив, 2012.
3. Резникова О.И. Брянские художники – школьникам об искусстве. Б., Курсив, 2012.

8 класс:
1. Поляков Г.П., Чубур А.А. История Брянского края: С древнейших времён до конца XVIII века. Б., Курсив, 2012.
2. Хрестоматия по истории Брянского края. Б., Курсив, 2012.

VI. Список литературы (основной и дополнительной)
7 класс:
1.Вачьянц А.М.Введение в мировую художественную культуру «Вариации прекрасного»М.: Айрис пресс, 2008.
2. Виппер БР. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985.
3. Ильина Т.В. Введение в искусствознание М., АСТ. Астрель, 2003.
4.Монина Е.К. Музыкальная культура Брянщины. Б., Курсив, 2012.
5. Поляков Г.П., Чубур А.А. Брянские археологи – школьникам об археологии. Б., Курсив, 2012.
6. Резникова О.И. Брянские художники – школьникам об искусстве. Б., Курсив, 2012.



8 класс:
1.Крашенинников В.В. Взгляд через столетия.- Тула, Приокское книжное
издательство, 1990
2.Крашенинников В. В. Из истории селений Брянского района. - 2-е изд., перераб. и доп. - Брянск : Изд-во БГУ, 2004.
3.Поляков Г.П., Чубур А.А. История Брянского края: С древнейших времён до конца XVIII века. Б., Курсив, 2012.
4.Хрестоматия по истории Брянского края. Б., Курсив, 2012.

Автор Терехов Александр Николаевич
Дата добавления 05.12.2014
Раздел История
Подраздел Планирования
Просмотров 2586
Номер материала 6551
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓