Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
№ 20» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО
|
СОГЛАСОВАНО
|
УТВЕРЖДАЮ
|
на заседании МО
учителей гуманитарных предметов
протокол № __ от _____
Руководитель МО
__________________
Нагаева Э.С.
|
зам.директора
_________________
Юшина О.П.
|
Директор МАОУ «СОШ №20»
__________________________
Цуканова О.С.
Введена в действие
Приказом № ___от________
|
Рабочая программа по истории
для 6а,б классов
на 2014-2015 учебный год
Составитель
учитель истории
МАОУ «СОШ № 20»
Черномырдина О.М.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории для 6
а,б классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного
стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004
N 1089), программы «Российская и всеобщая история» 5–9-й классы. Д.Д. Данилова,
А.В. Кузнецова, Д.В. Лисейцева// Сборник программ «Образовательная система
«Школа 2100». Основная школа.- М.: Баласс, 2010; учебного плана школы на 2014-2015
учебный год.
Цели
и задачи программы:
развивать умения по применению исторических знаний в жизни:
ü Объяснять
разнообразие современного мира,
связывая различные факты и понятия
Средневековой истории в
целостную картину развития России и
человечества в целом.
ü Рассматривать
в развитии общественные процессы становления и изменения средневековых
обществ, выделять истоки современных общественных явлений в средневековых событиях
и поступках людей Средневековой эпохи.
ü Учиться
делать и объяснять нравственный выбор в ситуациях оценки событий и явлений
эпохи Средних веков.
ü Учиться
делать и объяснять культурный и гражданско-патриотический выбор в ситуациях
оценки событий и
явлений эпохи Средних веков.
В
авторскую программу Д.Д. Данилова, А.В. Кузнецова, Д.В. Лисейцева внесены
изменения в разбивке часов на изучение некоторых тем: добавлен 1 час на вводную
тему, «Древнерусское государство. IX-XII
вв» (8ч. вместо 6ч.), «Русские земли и княжества. XII-XIII
веков” (4ч. вместо 3ч.), «Эпоха монгольского нашествия. XIII-XIV века» (9ч.
вместо 7 ч.), «Эпоха образования Российского государства XV-начала XVI века»
(8ч.вместо 6ч.). Изменения связаны с необходимостью увеличить количество часов
на изучение данных периодов истории России.
Рабочая программа
ориентирована на использование учебников:
• Данилов
Д. Д. Всеобщая история. История Средних веков : учебник для 6 кл.
основной школы / Д. Д. Данилов [и др.]. - М.: Баласс, 2014.
•
Данилов Д.Д. История России с древнейших времен до начала XVI века
: учебник для 6 класса основной школы / Д.Д. Данилов [и др.]. - М.: Баласс, 2008.
Используемые учебники
позволяют обучающимся получить глубокие и прочные знания основных событий,
фактов и явлений истории Средних веков, истории России с древнейших времен до начала
XVI века, теоретически осмыслить исторический материал. Методический аппарат
учебников, фрагменты документов, иллюстрации помогут организовать эффективную
работу.
В соответствии с учебным планом,
годовым календарным учебным графиком школы на 2014-2015 учебный год рабочая
программа рассчитана на 67 часов (2 часа в неделю).
Содержание рабочей программы:
Модуль 1. Всеобщая история. Рождение средневековых
цивилизаций.
Вводная тема. Рубеж
древности и Средневековья. (2 часа)
Что такое Средние века, чем они интересны современным
людям? Античная цивилизация и мир варваров – различия общественного устройства
и взгляда на мир. Великое переселение народов (IV-VI века, гунны, готы и другие).
Перерождение античной цивилизации в христианский мир. Распад Римской империи (395
г.). Европейский Запад - крушение империи (410
г., 476 г.), основ цивилизации, создание варварских королевств и особая роль
Папы Римского в сохранении культурного единства Западной Европы. Сохранение
империи на Востоке – начало образования двух ветвей христианства. Складывание
средневековой европейской картины мира (представление о Боге и человеке,
пространстве и времени, отношения государства и церкви). Идея аскетизма и
монашество.
Тема 1. Запад
христианского мира. V-X века. (4 часа)
Восхождение жителей варварских
королевств на ступень цивилизации, христианизация. Объединение большей части
западноевропейского христианского мира в империю Карла Великого (800
г.): восстановление общественного порядка, возрождение культуры, разделение
верховной власти на светскую (император) и духовную (Папа Римский).
Рождение феодализма, феодальных
отношений: 1) между феодалами (условными землевладельцами) и зависимыми от них
крестьянами (феодальные повинности); 2) внутри сословия феодалов между сеньорами
и вассалами. Сословный строй Западной Европы, три основных сословия: рыцари
(светские феодалы), духовенство (духовные феодалы), крестьяне и горожане.
Политическая раздробленность после
распада империи Карла Великого на Францию, Германию и Италию. Установление феодальной
раздробленности. Провозглашение Священной Римской империи. Набеги викингов:
причины и последствия.
Тема 2. Восток христианского мира. V-XII
века. (3 часа)
Расцвет Византийской империи как
наследницы Рима при Юстиниане: государственная власть и культурное наследие
(иконы, храм Святой Софии). Вторжение славян и тюрок, образование их государств
в Восточной Европе. Христианизация Восточной Европы, Кирилл и Мефодий,
славянская азбука. Окончательный раскол христианской церкви на православных и католиков:
причины, события 1054 года, отличительные особенности двух ветвей христианства.
Разделение христианского мира на католическую и православную цивилизации
(основные отличия).
Тема 3. Пророки и
завоеватели Востока. VII-XIII века (4 часа)
Арабские племена и возникновение
ислама: личность и судьба Мухаммеда, начало мусульманской эры – 622 год, Коран
и исламское вероучение (представление о Боге и человеке, времени и
пространстве). Арабские завоевания и образование Арабского халифата: причины и
последствия. Создание исламской цивилизации и ее культурное наследие: арабская
письменность и литература (Омар Хайям), архитектура (мечеть Купол Скалы), своеобразие
изобразительного искусства, научные открытия (Авиценна), торговые связи между
различными цивилизациями Средневековья.
Крестовые походы: причины и
последствия для Востока и Европы. Первый поход 1096-1099 гг. Возникновение
духовно-рыцарских орденов. Обострение отношений католиков и православных в
эпоху Крестовых походов. Проблема взаимоотношений разных цивилизаций.
Монгольские завоевания: причины,
личность Чингисхана, последствия для всего мира.
Обобщение и контроль. (1час)
Модуль
2. Всеобщая история. Судьбы средневековых цивилизаций
Тема 4.Особенности католической Европы. X–XV
века. (4 часа)
Экономическое развитие Западной
Европы: улучшение сельского хозяйства (трехполье, рост урожаев), развитие
ремесла и торговли (ярмарки, банки). Развитие средневековых городов Европы:
ремесленные цеха и купеческие гильдии, защита частной собственности (римские
законы), борьба за самоуправление и появление городов-республик. Быт основных
сословий. Крестьянская (соседская) община. Развитие феодальных отношений:
борьба крестьян за ограничение повинностей. Положение католической церкви в
Европе. Борьба Папы и императора за светскую и духовную власть. Ереси: причины
популярности и борьба церкви с ними, инквизиции (признак кризиса европейского
средневекового общества). Особенность странствующих монашеских орденов.
Франциск Ассизский.
Духовный мир европейского
средневекового человека и культурное наследие Средневековья: простонародная
культура, поэзия трубадуров, появление университетов, появление
экспериментальной науки, изобретение книгопечатания (ок.1455 г., И. Гутенберг);
смена художественных стилей – романское искусство и готика (парижский собор
Нотр-Дам).
Тема 5. Страны католической Европы. XI–XV века. (5 часов)
Преодоление раздробленности в Англии
и во Франции, формирование сословно-представительных монархий («Великая хартия
вольностей» - 1215 г., парламент, Генеральные штаты). Столетняя война
(1337-1453): причины, влияние на рост национального сознания, личность Жанны
д’Арк, крестьянские восстания («жакерия» и УотаТайлера) – признак кризиса
европейского средневекового общества. Образование централизованных государств в
Англии и Франции. Итальянское Возрождение: причины, основные черты, замена идей
аскетизма на идеи гуманизма. Раздробленность в Священной Римской империи и
гуситские войны.
Тема 6. Судьбы средневековых цивилизаций. (4 часа)
Образование Османской империи и
судьба православного мира (1453 г.). Культурное наследие позднесредневековой
православной и исламской культуры. Формирование мира средневековой индийской
цивилизации (страны, где соперничали и дополняли друг друга традиции индуизма,
буддизма и ислама), ее культурное наследие. Формирование мира средневековой
дальневосточной цивилизации (страны, где переплетались традиции конфуцианства,
даосизма и буддизма), ее культурное наследие. Проблема рубежа окончания
Средневековья: поиск европейцами пути на Восток, «доколумбова Америка» и ее
открытие в 1492 году.
Обобщение и контроль(1час)
Модуль 3. Российская история. Восхождение народов России
на ступень цивилизации
Тема 7. У истоков российской истории (4 часа)
Что изучает история России? История России – часть
всемирной истории. Заселение территории нашей страны: древнейшие люди (500 тыс.
л.н.), охотники и собиратели ледниковой эпохи (40–35 тыс. л.н.).Потепление
климата и формирование современных природных зон (тундры, леса, степи). Переход
к оседлому земледелию и кочевому скотоводству. Народы, проживавшие на
территории России до середины I тысячелетия до н.э.: племена индоевропейской
языковой семьи, финно-угорской языковой группы, тюркской языковой группы. Первые
очаги цивилизации на территории нашей страны: города-государства Северного
Причерноморья, Скифское царство и другие.
Великое переселение народов и начало
восхождения народов нашей страны на ступень цивилизации. Кочевые народы Степи и их
государства: Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария.
Распространение на территории современной России христианства, ислама,
иудаизма. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй.
Язычество.
Тема 8. Древнерусское государство. IX-XII
веков. (8 часов)
Переход восточных славян и их
ближайших соседей на ступень цивилизации: складывание соседских общин и
возникновение городов, князья, дружины, вече, дань. Новгород и Киев - центры
древнерусской государственности вдоль торгового пути «из варяг в греки».
Проблема призвания варягов Рюрика. Образование Древнерусского государства (862
г., 882 г.), объединение севера и юга великим князем Олегом, упорядочение
управления. Международные связи Руси (походы и договоры князей).Владимир I (980-1015): личность в зеркале
легенд, правление. Крещение Руси (988 г.): причины, ход, значение, становление
Русской православной церкви. Сохранение двоеверия. Вхождение Руси в круг
цивилизации православного мира.
Образование древнерусской народности.
Общественный строй: бояре-вотчинники, зависимые люди, свободные общинники,
горожане: быт разных слоев населения.Расцвет Руси при Ярославе Мудром
(1019-1054): усобицы и канонизация Бориса и Глеба, культурное развитие, укрепление
международного положения. Принятие «Русской правды» Ярославом и его сыновьями (1072
г.): замена первобытных обычаев (кровной мести) государственными законами.
Проблема начала распада
Древнерусского государства на уделы. Отношение Руси и жителей Степи (половцы). Личность
Владимира Мономаха и Любечский съезд князей 1097 года. Вопрос о соотношении
христианства и язычества в древнерусской культуре: фольклор (былины), влияние
Византии (православная литература и идеи, кириллица, правила изобразительного
искусства). Письменность: летописи, «Повесть временных лет» Нестора. Живопись
(иконы, мозаики, фрески) и зодчество (София Киевская и София Новгородская).
Обобщение и контроль (1час)
Тема 9. Русские земли и княжества XII-XIII
веков. (4 часа).
Государственная раздробленность Руси
с начала XII века: причины, черты,
последствия. Выделение нескольких культурно-политических центров: Южная Русь,
Юго-Западная Русь, Северо-Западная Русь, Северо-Восточная Русь. Культурный
подъем в XII – начале XIII веков в разных русских землях: рост городов, каменное
зодчество, изобразительное искусство, расцвет литературы («Слово о полку
Игореве»).Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская вечевая республика:
особенности хозяйства, управления и культуры.
Обобщение и контроль. 2 часа.
Модуль 4. Российская история. Судьбы народов России в XIII-XV
вв.
Тема 10. Эпоха монгольского нашествия. XIII-XIV
века. (9 часов)
Борьба против внешней агрессии в XIII веке и
монгольское завоевание: империя Чингисхана, битва на Калке, поход Батыя на Русь
1237–1242 (причины поражения, последствия). Экспансия с Запада (причины).
Александр Невский: личность в свете источников, Невская битва 1240
г. и Ледовое побоище 1242 г. Русь и Орда: установление зависимости (ханские
ярлыки, уплата дани и т.д.).
Золотая Орда: укрепление государства, принятие
ислама, культурный расцвет.Русь и Орда: торговое и культурное влияние. Русь и
Великое княжество Литовское: объединение литовскими князьями западных и южных
земель Руси. Разделение древнерусской народности на предков русских, украинцев
и белорусов. Пик раздробленности Северо-Восточной Руси. Восстановление
хозяйства: крестьянский труд, вотчинные хозяйства князей, бояр и монастырей,
восстановление городов. Начало объединения русских земель: борьба Москвы и
Твери. Иван Калита(1325–1340): противоречивость поступков и значение для
возвышения Москвы. Роль церкви в общественной жизни Руси и Сергий Радонежский:
основание Троицкого монастыря и значение духовного подвига. Дмитрий Донской
(1359–1389 гг.): особенности личности, вклад в объединение Руси. Куликовская
битва (1380 г.): причины, ход, значение для Руси и русского народа. Упадок
русской культуры после монгольского завоевания. Завершение христианизации.
Возрождение русской культуры в XIV–XV веках: памятники литературы времен
борьбы с Ордой, каменное зодчество, идеи творчества Феофана Грека и Андрея
Рублева (икона «Троица»).
Обобщение и контроль (1час)
Тема 11. Эпоха образования Российского государства. XV– начало XVI века. (8 часов).
Противостояние Руси и Орды: распри в
Московском княжестве, распад Золотой Орды (с 1420-х годов) и образование
самостоятельных татарских ханств – Крымского, Казанского и т.д. Иван III
(1462–1505): черты личности и значение правления для судьбы страны. Свержение
золотоордынского ига: 1480 г. – Стояние на реке Угре. Завершение объединения
русских земель вокруг Москвы: причины, значение присоединения Новгорода (1478
г.), завершение процесса при Василии III.
Вопрос о месте России среди средневековых цивилизаций Востока и Запада.
Становление органов власти и государственных порядков Российского государства:
Судебник 1497 года, власть государя, Боярская дума, зарождение приказов,
местничество, государево тягло, роль православной церкви. Теория «Москва –
третий Рим».Государственная символика России (герб, Московский Кремль)Формы
землевладения: вотчины и поместья. Оброки и барщина, Юрьев день. Слои населения
(бояре, дворяне, крестьяне и другие). Формирование культуры Российского
государства: проблема переплетения русских и византийских, европейских и
восточных традиций.
Обобщение и контроль. 2 часа.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Умения объяснять разнообразие современного мира.
·
Определять
и объяснять временные границы средневековой истории человечества и истории
России, предлагать и объяснять этапы средневековой российской истории
·
Различать
в общемировой культуре крупные цивилизации (культурные области), сложившиеся в
Средневековье и развивающиеся до сих пор: христианский мир (католическая
цивилизация, православная цивилизация), исламский мир, индийская цивилизация,
дальневосточная цивилизация.
·
Относить
разные средневековые народы и государства, существовавшие на территории
современной России, к различным цивилизациям Средневековья.
·
Свободно
использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в
эпоху Средних веков: в хозяйственной жизни – феодальные отношения; в
общественном делении – сословия, церковь; в государственной жизни –
раздробленность и централизация; в культуре – язычество и мировые религии
(христианство, ислам, буддизм и др.), гуманизм, Возрождение и т.д.
Умения рассматривать общественные процессы в развитии
·
Определять
основные причины и следствия перехода народов России и мира со ступени
первобытности на ступень цивилизации в эпоху Средних веков.
·
Предлагать
варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Карл Великий,
Мухаммед, Владимир Святославич, Сергий Радонежский и др.), так и представителей
различных общественных слоев и культур Средневековья.
Нравственное самоопределение.
·
При
оценке таких явлений, как набеги викингов, Крестовые походы, монгольские
завоевания, деятельность Франциска Ассизского, Сергия Радонежского и т.д.,
выявлять гуманистические нравственные ценности
Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
·
Давать и
объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе
безымянным) по защите своей родины, установлению тех или иных порядков
(Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III
и т.д.).
·
Определять
свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи
Средних веков (арабы и иноверцы, крестоносцы и мусульмане, крестьяне и феодалы,
русичи и степняки, ордынцы и русские, новгородцы и московиты и т.д.). Находить
или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как
в прошлом, так и в современност
Литература и средства обучения
1. Борзова Л. П. Игры на уроке истории: пособие для учителя / Л. П.
Борзова. - М.: ВЛАДОС, 2005.
2. Вяземский Е. Е. Методические рекомендации учителям истории. Основы профессионального
мастерства: практ. пособие / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М.: ВЛАДОС,
2003.
3.
Малкова Л.А., Миничева
С.В., Данилов Д.Д. Российская и Всеобщая история. 7 класс: Методические
рекомендации для учителя. – М.: Баланс, 2009.
4.
Данилов Д.Д. Кузнецов
С.С., Репников А.В., Рогожкин В.А. Всеобщая история. История Нового времени.
Учебник для 7 класса основной школы. – М.: Баланс, 2010.
5. Соловьёва Е.Д., Данилов Д.Д., Сизова Е.В.
Проверочные и контрольные работы. – М: Баланс, 2010
6. Видеоуроки по основным предметам школьной
программы -http://interneturok.ru
7. Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов - http://school-collection.edu.ru
8. Поиск плана уроков на SMART BOARD - http://exchange.smarttech.com
9. Кишенкова О.
В. Сборник тематических
тестов по истории Средних веков для учащихся 6 кл. / О. В. Кишенкова. - М.:
Интеллект-центр, 2008.
10. 100 великих сокровищ: энциклопедия для школьников
/ сост. Н. М. Ионина. - М.: Вече, 2007.
11. История мировой культуры: справочник школьника /
сост. Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. - М.: Слово, 1996.
12. Всеобщая история : новейший справочник школьника /
сост. Ф. С. Капица, В. А. Григорьев, Е. П. Новикова. - М.: ACT, 2010.
13. Интерактивное учебное пособие «Интерактивные карты.
Всеобщая история. 6 класс».-М.: ООО «Экзамен- Медиа», 2013
14. Интерактивное учебное пособие «Интерактивные карты.
История России с древнейших времен до конца XVI в. 6 класс».-М.: ООО «Экзамен- Медиа»,
2013
15. Электронная Большая Детская Энциклопедия «Культура и
традиции России»: ООО «Агентство», Россия, 2012
16. Электронная версия энциклопедии «Города России»:
ДиректМедиа Паблишинг, 2006
Календарно-тематический план
№п/п
|
ТЕМА
УРОКА
|
Кол-во
часов
|
Дата
по плану
|
Дата
по факту
|
Примечание
|
|
История Средних веков
|
28
|
|
|
|
|
Вводная тема.
|
2
|
|
|
|
1
|
Рубеж Древности и Средневековья.
|
1
|
01.09
|
|
|
2
|
Новая картина мира.
|
1
|
03.09
|
|
|
|
Тема 1. Запад христианского мира V-X века .
|
4
|
|
|
|
3
|
От королевств к империи.
|
1
|
08.09
|
|
|
4
|
Рождение феодальной Европы.
|
1
|
10.09
|
|
|
5
|
Феодальная раздробленность.
|
1
|
15.09
|
|
|
6
|
Времена викингов.
|
1
|
17.09
|
|
|
|
Тема 2. Восток христианского мира. V-XII века .
|
3
|
|
|
|
7
|
Византийская империя.
|
1
|
22.09
|
|
|
8
|
Государства славян и кочевников.
|
1
|
24.09
|
|
|
9
|
Раскол христианского мира.
|
1
|
29.09
|
|
|
|
Тема 3. Пророки и завоеватели Востока. VII-XIII
века.
|
4
|
|
|
|
10
|
Свет ислама.
|
1
|
01.10
|
|
|
11
|
Рождение исламского мира.
|
1
|
13.10
|
|
|
12
|
Крестовые походы.
|
1
|
15.10
|
|
|
13
|
Монгольские завоевания.
|
1
|
20.10
|
|
|
14
|
Общий взгляд на возникновение средневековых
цивилизации
|
1
|
22.10
|
|
|
|
Тема 4. Особенности Католической Европы. X-XV века.
|
4
|
|
|
|
15
|
Города Европы.
|
1
|
27.10
|
|
|
16
|
Феодальный мир.
|
1
|
29.10
|
|
|
17
|
Сила католической церкви.
|
1
|
03.11
|
|
|
18
|
Культура католического мира.
|
1
|
05.11
|
|
|
|
Тема 5. Страны католической Европы. XI-XV века.
|
5
|
|
|
|
19
|
Раздробленность в Англии и Франции.
|
1
|
10.11
|
|
|
20
|
Столетняя война.
|
1
|
12.11
|
|
|
21
|
Централизация в Англии и Франции.
|
1
|
17.11
|
|
|
22
|
Итальянское Возрождение.
|
1
|
19.11
|
|
|
23
|
Границы Священной империи.
|
1
|
01.12
|
|
|
|
Тема 6. Судьбы средневековых цивилизаций.
|
4
|
|
|
|
24
|
Рубежи православия и ислама.
|
1
|
03.12
|
|
|
25
|
Индийская средневековая цивилизация.
|
1
|
08.12
|
|
|
26
|
Дальневосточный мир Китая и Японии.
|
1
|
10.12
|
|
|
27
|
Где закончилось Средневековье?
|
1
|
15.12
|
|
|
28
|
Общий взгляд на историю Средневековья
|
1
|
17.12
|
|
|
|
История России
|
39
|
|
|
|
|
Тема 7. У истоков российской истории.
|
4
|
|
|
|
29
|
Древние жители Северной Евразии.
|
1
|
22.12
|
|
|
30
|
Северная Евразия в начале Средневековья.
|
1
|
24.12
|
|
|
31
|
Мир восточных славян
|
1
|
29.12
|
|
|
32
|
Язычество восточных славян.
|
1
|
31.12
|
|
|
|
Тема 8. Древнерусское государство.IX-XII века.
|
8
|
|
|
|
33
|
Становление Древнерусского государства.
|
1
|
12.01
|
|
|
34
|
Первые русские князья.
|
1
|
14.01
|
|
|
35
|
Князь Владимир и крещение Руси.
|
1
|
19.01
|
|
|
36
|
Жители Древнерусского государства.
|
1
|
21.01
|
|
|
37
|
Расцвет Руси при Ярославе Мудром.
|
1
|
26.01
|
|
|
38
|
Русская Правда.
|
1
|
28.01
|
|
|
39
|
Начало распада Древнерусского государства.
|
1
|
02.02
|
|
|
40
|
Достижения культуры древней Руси.
|
1
|
04.02
|
|
|
41
|
Эпоха Древнерусского государства.
|
1
|
09.02
|
|
|
|
Тема 9. Русские земли и княжества XII-XIII веков.
|
4
|
|
|
|
42
|
Раздробленность русских земель.
|
1
|
11.02
|
|
|
43
|
Владимиро-Суздальское княжество.
|
1
|
16.02
|
|
|
44
|
Галицко-Волынская земля.
|
1
|
18.02
|
|
|
45
|
Господин великий Новгород.
|
1
|
02.03
|
|
|
46
|
Русские земли в период раздробленности.
|
1
|
04.03
|
|
|
47
|
Общий взгляд на историю нашей страны и мира
в первой половине Средневековья.
|
1
|
11.03
|
|
|
|
Тема 10. Эпоха монгольского нашествия. XIII-XIV века.
|
9
|
|
|
|
48
|
Монгольское нашествие.
|
1
|
16.03
|
|
|
49
|
Русь между Западом и Востоком
|
1
|
18.03
|
|
|
50
|
Север в борьбе с Западом.
|
1
|
23.03
|
|
|
51
|
Золотая Орда.
|
1
|
25.03
|
|
|
52
|
Великое княжество Литовское и Русское.
|
1
|
30.03
|
|
|
53
|
Возвышение Москвы.
|
1
|
01.04
|
|
|
54
|
Собирание Руси вокруг Москвы.
|
1
|
13.04
|
|
|
55
|
Куликовская битва.
|
1
|
15.04
|
|
|
56
|
Возрождение русской культуры.
|
1
|
20.04
|
|
|
57
|
Эпоха монгольского нашествия.
|
1
|
22.04
|
|
|
|
Тема 11. Эпоха образования Российского
государства. XV-XVI века.
|
8
|
|
|
|
58
|
Распри в московском княжестве.
|
1
|
27.04
|
|
|
59
|
Судьба Золотой Орды.
|
1
|
29.04
|
|
|
60
|
Создание Российского государства.
|
1
|
04.05
|
|
|
61
|
Завершение объединения русских земель вокруг
Москвы.
|
1
|
06.05
|
|
|
62
|
Власть в Российском государстве.
|
1
|
11.05
|
|
|
63
|
Государство и власть.
|
1
|
13.05
|
|
|
64
|
Жители Российского государства.
|
1
|
18.05
|
|
|
65
|
Культура Российского государства.
|
1
|
20.05
|
|
|
66
|
Эпоха образования Российского государства.
|
1
|
25.05
|
|
|
67
|
Общий взгляд на российское Средневековье.
|
1
|
27.05
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.