Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Рассмотрено на
Согласовано Утверждено
заседании ШМО с
зам. директора по УВР директором школы
________________
_____________________ ___________________
Протокол №_____ от «___»
__________ 2014 г. Протокол №_____ от
«___» __________ 2014
г. «___»___________
2014 г.
рабочая
учебная программа
по
истории
9 класс
Турусова Оксана
Сергеевна,
учитель истории и обществознания
Арсеньевский городской округ
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Истории» для 9 класса составлена
на основе Примерной программы основного общего образования по истории и
соответствует федеральному компоненту государственного образовательного
стандарта.
Основные содержательные линии программы курса
«История» в 9 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и
«Всеобщей истории».
При составлении рабочей учебной программы произошло
четкое распределение учебных часов по разделам курса, учтена рекомендуемая
последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся.
Основные содержательные линии учебной
программы базового уровня исторического образования реализуются в рамках двух
курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Изучение каждого из этих курсов
основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного
материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с
точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых
знаний, умений, навыков.
С учетом социальной значимости и актуальности
содержания курса истории программа устанавливает следующую систему распределения
учебного материала и учебного времени для 9 класса:
Классы
|
Объем учебного времени (федеральный компонент)
|
Разделы программы
|
История России
|
Всеобщая история
|
9 класс
|
70 ч
|
История России –
46 ч
|
История Нового времени – 24 ч
|
Преподавание ведется по учебникам:
Учебник для 9 Э класса: История России, ХХ - начало ХХ1: учеб.для 9
кл.общеобразоват. учреждений/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт. – 3-е изд.
– М.: Просвещение, 2009.
Новейшая история, ХХ век: учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений /
О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. – 4-е издание, перераб и доп. – М.:
Просвещение, 2009
Требования к уровню
подготовки учащихся
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
ü
основные факты, процессы и
явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной
истории;
ü
периодизацию всемирной и
отечественной истории;
ü
современные версии и
трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
ü
историческую
обусловленность современных общественных процессов;
ü
особенности исторического
пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
ü
проводить поиск
исторической информации в источниках разного типа;
ü
уметь развернуто
обосновывать суждения;
ü
давать определения;
ü
приводить доказательства
(в том числе от противного);
ü
объяснять изученные
положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными
видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика),
следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
ü
критически анализировать
источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время,
обстоятельства и цели его создания);
ü
анализировать историческую
информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица,
схема, аудиовизуальный ряд);
ü
различать в исторической
информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
ü
устанавливать
причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки
изучаемых исторических процессов и явлений;
ü
участвовать в дискуссиях
по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым
вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
ü
представлять результаты
изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
ü
определения собственной
позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической
обусловленности;
ü
использования навыков
исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной
информации;
ü
соотнесения своих действий
и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
ü
осознания себя как
представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного,
конфессионального сообщества, гражданина России.
Аппарат контроля предполагает использование следующих
форм, приемов и методов в процессе изучения дисциплины «Новая история» в 9
классе:
·
Терминологический диктант
– 3
·
Хронологический диктант - 2
·
Письменная работа
частично-поискового характера – 3
·
Письменная работа
проблемного характера - 2
·
Практическая работа с
источником - 3
·
Вариативный тест - 3
·
Итоговый письменный зачет
(контрольно-проверочный урок)- 3
·
Семинар -1
Аппарат контроля предполагает использование следующих
форм, приемов и методов в процессе изучения дисциплины «История России» в 9
классе:
·
Терминологический диктант
– 4
·
Хронологический диктант - 2
·
Письменная работа
частично-поискового характера – 3
·
Письменная работа
проблемного характера - 2
·
Практическая работа с
источником - 3
·
Вариативный тест - 5
·
Итоговый письменный зачет
(контрольно-проверочный урок)- 3
·
Семинар -1
Содержание программы
«История России» - 46 часов
Раздел 1. «Мир в начале XX
века» - 8 ч.
Особенности промышленного и аграрного развития
России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный
капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю.
Витте.
Обострение социальных и политических
противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее
движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической
деятельности. Революционные партии, их программы. Русско-японская война
1904-1905 гг., ее влияние на российское общество.
Революция 1905-1907 гг.: причины и характер.
«Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте.
Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест
17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907
г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий.
Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях
формирования парламентской системы.
Политическая программа П.А. Столыпина.
Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг.
Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный
кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и
итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг. Нарастание
социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной
катастрофы.
Раздел 2. «Великая
российская революция. 1917-1921 г.» - 7 ч.
Назревание революционного кризиса в Российской
империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.
Внешняя и внутренняя политика Временного
правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии.
Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах.
Начало распада российской государственности.
Провозглашение советской власти в октябре 1917
г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской
системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви
от государства. Восстановление патриаршества.
Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия.
Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918
г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского
государства.
Гражданская война и военная интервенция:
причины, основные этапы. «Военный коммунизм». Создание Красной Армии. С.С.
Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И.
Деникин. П.Н. Врангель. «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы
гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги гражданской
войны.
Раздел 3. «СССР на путях строительства нового
общества» - 9 ч.
Социально-экономический и политический кризис
1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921
г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало
восстановления экономики. Политика большевиков в области
национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция
СССР 1924 г. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии
большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д.
Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа.
Внешняя политика Советского государства в
1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса
признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных
движений. Деятельность Коминтерна.
Индустриализация. Интенсивный рост
промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности.
Социалистическое соревнование. Коллективизация. Формирование
централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть сельского
хозяйства: цели, методы, результаты партийно-государственного аппарата.
Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги
экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х –
началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.
СССР в системе международных отношений в
1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной
безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР.
Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг.
Расширение территории СССР.
Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация
неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки
и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в
литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.
Раздел 4. «Великая Отечественная война
1941-1945 гг.» - 6 ч.
СССР накануне Великой Отечественной войны.
Мероприятия по укрепления обороноспособности страны.
Нападение Германии и ее союзников на СССР.
Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной» войны. Московское
сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва
на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение
советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение
Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против
Японии. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С.
Конев. К.К. Рокоссовский.
Советский тыл в годы войны. Эвакуация
промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика
оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Советское
искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий
подвиг народа в Отечественной войне.
СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго
фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой
Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.
Раздел 5. «Советский Союз в 1945-1980 гг.». –
9 ч.
Послевоенное восстановление хозяйства. СССР.
Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ. Холодная война.
Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в
конфликтах начального периода холодной войны.
Духовная атмосфера в советском обществе после победы в
Великой Отечественной войны. Идеологические
кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.
Раздел
6. «Перестройка в СССР 1985-1991 г. » 2 ч.
Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев.
Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение
фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании,
жилищной и продовольственной программ.
Демократизация политической жизни. Гласность.
Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение
поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и
общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии
общества. Обострение межнациональных противоречий.
«Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод
войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение
«холодной войны».
Раздел 8. «Российская Федерация на рубеже ХХ –
XXI вв. – 5 ч.
Августовские события 1991
г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин.
Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация.
Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.
События октября 1993
г. Ликвидация системы
Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе
государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и
движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его
влияние на общественно-политическую жизнь страны.
В. В. Путин. Курс на укрепление
государственности, экономический подъем и социальную стабильность.
Россия в мировом сообществе. Приоритеты
внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков. Россия в СНГ.
Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.
Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое
культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности
современной молодежной культуры
Календарно-тематическое планирование
«История России» - 46 часов
№
|
Название тем и разделов
|
Формы урока
|
Основные понятия
|
Домашнее задание
|
Раздел
1. «Мир в начале XX века» - 8 ч.
|
1.
|
Введение. Государство и российское общество
в конце Х1Х - начале ХХ. Экономическое развитие страны
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
Меценат, индустриальное общество,
модернизация, автономия, инвестиция, картель, концерн, синдикат, трест.
|
9 Э
Стр. 5-19
вопрос 2, термины
|
2.
|
Общественно-политическое развитие России в
1894-1904 г.
|
Комбинированный урок
|
Русификация, федеративное государство
|
9 Э
Стр. 19-29
вопрос 4, даты
|
3.
|
Русско-японская война 1904-1905 гг., ее
влияние на российское общество.
|
Комбинированный урок
|
Сателлит, экспансия, флагманский корабль
|
9 Э
Стр. 29-34
вопрос 2, термины
|
4.
|
Первая российская революция 1905-1907 гг.
|
Комбинированный урок
|
Антисемитизм, петиция, трудовики
|
9 Э
Стр. 34-45 даты
|
5.
|
Экономические реформы П.А. Столыпина. Политическая
жизнь 1907-1914 г.
|
Комбинированный урок
|
Артель, кооператив, отруб, хутор, анархист,
кооперация, фракция
|
9 Э
Стр. 46-56 термины
|
6.
|
«Серебряный век» русской культуры.
|
Комбинированный урок
|
Догматизм, идеализм,
идеология, мессианство, нигилизм, ноосфера,
модерн, символизм, футуризм
|
9 Э
Стр. 56-63
вопрос 4, термины
|
7.
|
Россия в Первой мировой войне
|
Комбинированный урок
|
Пацифист, позиционная война, продразверстка,
экспансия
|
9 Э
Стр. 63-74
вопрос 1, 2
|
8.
|
Повторительно-обобщающий урок по разделу:
«Мир в начале ХХ века».
|
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
учащихся
|
-
|
-
|
Раздел
2. «Великая российская революция. 1917-1921 г.» -
7 ч.
|
9.
|
Свержение монархии. Россия на накануне
революции 1917 г.
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
Регентство, учредительное собрание,
коалиционное правительство
|
9 Э
Стр. 75-89
термины
|
10.
|
Октябрьская революция
|
Комбинированный урок
|
Аннексия, декрет, контрибуция
|
9 Э
Стр. 89-96
даты
|
11.
|
Формирование советской государственности
|
Комбинированный урок
|
Компромисс, сепаратный мир, национализация
|
9 Э
Стр. 96-105
даты
|
12.
|
Гражданская война и военная интервенция:
причины, основные этапы.
|
Комбинированный урок
|
Интервенция,
террор,
концентрационный
лагерь, эскалация
|
9 Э
Стр. 105-111
даты
|
13.
|
На фронтах Гражданской войны. Политика
красных и белых.
|
Комбинированный урок
|
Интервенция, террор, концентрационный
лагерь,анулировать
|
9 Э
Стр. 112-128
анализ документа
|
14.
|
Итоги гражданской войны.
|
Комбинированный урок
|
Денационализация,
ратификация
|
9 Э
Стр. 128-134 даты
|
15.
|
Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Великая
российская революция. 1917-1921 г.».
|
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
учащихся
|
-
|
-
|
Раздел
3. «СССР на путях строительства нового общества» - 9 ч.
|
16.
|
Переход к политике НЭПа.
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
Концессия, продналог, аренда, хозрасчет,
рентабельный
|
9 Э
Стр. 135-142
вопрос 2,3
|
17.
|
Образование Союза Советских Социалистических
Республик
|
Комбинированный урок
|
Суверенитет,
федерация
|
9 Э
Стр. 143-149 вопрос
1, даты
|
18.
|
Внешняя политика 20-х г. Политическое
развитие 20-х г.
|
Комбинированный урок
|
Авторитарный, кооптация
Плюрализм, саботаж
|
9 Э
Стр. 149-163
Стр. 163 зад. 2,3
|
19.
|
Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.
|
Комбинированный урок
|
Анафема, атеизм,
конструктивизм
|
9 Э
Стр. 163-169
термины
|
20.
|
Индустриализация. Коллективизация
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
Индустриализация,
коллективизация,
пятилетка
|
9 Э
Стр. 170-182 вопрос
1,3
даты
|
21.
|
Политическая система СССР в 30-е годы.
|
Комбинированный урок
|
Культ личности, репрессии,
тоталитаризм
|
9 Э
Стр. 182-191
Стр.191 зад. 1,2
|
22.
|
СССР в системе международных отношений в
1930-х гг.
|
Комбинированный урок
|
Лига Наций, эскалация,
антифашистский фронт
|
9 Э
Стр. 191-197 вопрос
1,3
даты
|
23.
|
Коренные изменения в духовной жизни
общества.
|
Комбинированный урок
|
Педология, социалистический реализм
|
9 Э
Стр. 198-205 вопрос
1,2
|
24.
|
Повторительно-обобщающий урок по разделу: «СССР
на путях строительства нового общества».
|
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
учащихся
|
-
|
-
|
Раздел
4. «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» - 6 ч.
|
25.
|
СССР накануне Великой Отечественной войны.
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
Денонсация, агрессия,
Эшелонированный, рейх
|
9 Э
Стр. 206-210 вопрос
1,2
даты
|
26.
|
Нападение Германии и ее союзников на СССР.
|
Комбинированный урок
|
Превентивный, вермахт,
трибунал, эвакуация
|
9 Э
Стр. 210-218 вопрос
4,5
даты
|
27.
|
Начало коренного перелома в ходе войны.
Советский тыл в годы войны.
|
Комбинированный урок
|
Декларация, антигитлеровская
коалиция
|
9 Э
Стр. 218-232
вопрос 4,5
|
28.
|
Завершение коренного перелома в ходе войны.
Великий подвиг народа в войне.
|
Комбинированный урок
|
Плацдарм,
форсирование
|
9 Э
Стр. 232-243 вопрос
1,4
даты
|
29.
|
СССР в антигитлеровской коалиции. Итоги
Великой Отечественной войны.
|
Комбинированный урок
|
Демилитаризация
гегемония, репарации
|
9 Э
Стр. 243-252
вопрос 2 даты,
|
30.
|
Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Великая
Отечественная война 1941-1945 гг.».
|
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
учащихся
|
-
|
-
|
Раздел
5. «Советский Союз в 1945-1980 гг.». – 9 ч.
|
31.
|
Послевоенное восстановление хозяйства СССР.
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
Репатриации, конверсия
Диспропорция, военно-промышленный комплекс
|
9 Э
Стр. 253-264
вопрос 1,2 термины
|
32
|
Духовная атмосфера в советском обществе
после победы в Великой Отечественной войны.
|
Комбинированный урок
|
Кибернетика, «Железный занавес»
|
9 Э
Стр. 264-269
вопрос 1,3
|
33.
|
Холодная война. Начало гонки вооружений.
|
Комбинированный урок
|
«Холодная война», «советская экспансия»
|
9 Э
Стр. 269-274
вопрос 1,2
|
34.
|
Изменение политической системы. Экономика
СССР в 1953-1964.
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
Волюнтаризм, реабилитация, субъективизм
|
9 Э
Стр. 275-287
вопрос 1 термины
|
35.
|
Духовная жизнь периода «оттепели».
|
Комбинированный урок
|
Политехническая школа
|
9 Э
Стр. 287-291
анализ документа
|
36.
|
Политика мирного сосуществования: успехи и
противоречия.
|
Комбинированный урок
|
Мораторий
|
9 Э
Стр. 292-297
анализ документа
|
37.
|
Консервация политической системе. «Застой»
в экономическом развитии.
|
Комбинированный урок
|
Диссидент, коррупция
«теневая экономика»
|
9 Э
Стр. 297-308
вопрос 1,3
|
38.
|
Политическая и общественная жизнь в 60-80 г.
|
Комбинированный урок
|
-
|
9 Э
Стр. 308-318
вопрос 1,4
|
39.
|
Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Советский
Союз в 1945-1980 гг».
|
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
учащихся
|
-
|
-
|
Раздел
6. «Перестройка в СССР 1985-1991». – 2 ч.
|
40.
|
Переход к политике перестройки.
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
Перестройка, «кадровая революция», разделение
властей, многопартийность
|
9 Э
Стр. 318-331
анализ документа
|
41.
|
«Новое политическое мышление» и смена курса
советской дипломатии.
|
Комбинированный урок
|
Инфляция, биполярная система международных
отношений
|
9 Э
Стр. 331-339
вопрос 2,3
|
Раздел
8. «Российская Федерация на рубеже ХХ – XXI вв. – 5 ч.
|
42
|
Российская экономика на пути к рынку.
Формирование демократического общества.
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
Валютный коридор, ваучер, конвертируемая
валюта, либерализация цен, рыночная экономика, референдум, фракция, электорат
|
9 Э
Стр. 340-353
вопрос 1,2
|
43.
|
Духовная жизнь России.
|
Комбинированный урок
|
Ностальгия, публицистика
|
Индивид. задания
|
44.
|
Строительство обновленной Федерации
|
Комбинированный урок
|
-
|
9 Э
Стр. 361-372
вопрос 1,2 даты
|
45.
|
Россия на пороге ХХ1 века
|
Комбинированный урок
|
-
|
9 Э
Стр. 372-382
даты
|
46.
|
Итоговое повторение по курсу «Истории
России»
|
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
учащихся
|
-
|
-
|
Содержание программы
«Новейшая и современная история» - 24 часа
Раздел 1. «Мир в начале XX века»
9 ч.
Понятие «Новейшая и современная
история». Индустриальное
общество в начале XX века. Политическое развитие. Происхождение Первой
мировой войны. Первая мировая война. Мир после Первой мировой войны.
Версальско-Вашингтонская система. Лига наций.
Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и
образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция
1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения:
Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал. «Стабилизация»
1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг.
«Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм.
Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных
и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг.
Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности
экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х
гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди.
Милитаризация общества в Японии.
Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг.
Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская
война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939
г.
Причины, участники, основные этапы Второй
мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва
за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии
на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская
коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок»
на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение
Сопротивления.
Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие
второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад
СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система.
Создание ООН.
Раздел 2. «Мировое развитие во второй
половине ХХ в.» - 15 ч.
Холодная война. Создание военно-политических
блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в
Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка
и причины ее срыва.
«План Маршалла» и послевоенное восстановление
экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной
экономике. Социальное государство. «Общество потребления».
Эволюция политической идеологии. Христианская
демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного
строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль.
Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг.
Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.
Коммунистические режимы в странах Центральной
и Восточной Европе: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в
Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии.
Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм
и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че
Гевара. Чилийская модель развития.
Распад колониальной системы и образование
независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и
моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.
Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного
мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным
терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз. Глобализация и ее
противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство.
Антиглобалистское движение.
Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ
в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира.
Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в
современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм. Основные течения в художественной культуре ХХ в.
(реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых
форм художественного творчества в условиях информационного общества.
Календарно-тематическое планирование
«Новейшая и современная история» - 24 часа
№
|
Название тем и разделов
|
Формы урока
|
Основные понятия
|
Домашнее задание
|
Раздел
1. «Мир в начале XX века» 9 ч.
|
1.
(47)
|
Введение. Индустриальное общество в начале XX века.
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
Промышленно-технологическая революция,
модернизация, концентрация производства, банковский капитал, конкуренция,
милитаризация.
|
П. 1-2, термины, вопрос 1,3.
|
2.
(48)
|
Политическое развитие в начале XX века.
|
Комбинированный урок
|
Промышленно-технологическая революция,
модернизация, концентрация производства, банковский капитал, конкуренция,
милитаризация.
|
П. 3, термины, вопрос 1,3.
|
3.
(49)
|
Первая мировая война
|
Комбинированный урок
|
Империализм , мировая война, молниеносная
война, Тройственный союз, Антанта, колонии.
|
П. 4-5, термины, стр. 36 зад.1, 3.
|
4. (50)
|
Мир после Первой мировой войны.
Версальско-Вашингтонская система.
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
Версальско-Вашингтонская система, репарация,
Лига наций.
|
П.6-7, термины вопрос 4,5.
|
5.
(51)
|
Революционный подъем в Европе и Азии, распад
империй и образование новых государств.
|
Комбинированный урок
|
Конвейер, забастовки, «Национальный блок»
|
П.8-9, термины, вопрос 1,4.
|
6.
(52)
|
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.
Пути выхода из кризиса стран Западной Европы и США
|
Комбинированный урок
|
Мировой экономический кризис, «Новый курс».
|
П. 10-11, Стр. 86-анализ документа
|
7.
(53)
|
Страны Европы в 30-е гг. Италия, Германия,
Испания, Великобритания, Франция.
|
Комбинированный урок
|
Демократия, тоталитаризм, авторитаризм,
нацизм.
|
П.12-14, вопрос 1,8.
|
8.
(54)
|
Страны Азии после Первой мировой войны.
Латинская Америка в первой половине ХХ века
|
Комбинированный урок
|
Кемалийская революция
Модернизация
Гандизм
|
П.15-17, термины, подготовка к сам. раб.
|
9.
(55)
|
Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Мир
в начале XX века».
|
Урок контроля,
оценки и коррекции знаний учащихся
|
-
|
-
|
Раздел
2. «Мировое развитие во второй половине ХХ в.» - 15 ч.
|
10.
(56)
|
Культура и искусство в первой половине ХХ
века
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
Философия, психоанализ, декаданс, модернизм,
авангардное искусство, футуризм, дадаизм
|
П.18, термины
|
11.
(57)
|
Причины, участники, основные этапы Второй
мировой войны.
|
Комбинированный урок
|
Пакт о ненападении
|
П.19, вопрос 2,3.
|
12.
(58)
|
Коренной перелом во Второй мировой войне.
Открытие второго фронта в Европе.
|
Комбинированный урок
|
Блицкриг, «Странная война», вермахт
|
П. 20-21, стр. 157 анализ документа
|
13.
(59)
|
Послевоенное мирное урегулирование.
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
«Холодная война», гонка вооружений
|
П.22-23, вопрос 1,4.
|
14.
(60)
|
Научно-техническая революция. Системный кризис
индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг.
|
Комбинированный урок
|
НТР, доиндустриальное, индустриальное,
постиндустриальное общество.
|
П.24-25, термины, вопрос 3
|
15.
(61)
|
Эволюция политической идеологии.
Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые».
|
Комбинированный урок
|
Консерватизм, либерализм
радикализм, декларация принципов, экстремизм
|
П. 26-27, термины, вопрос 1,2
|
16.
(62)
|
Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х
гг. Неоконсерватизм.
|
Комбинированный урок
|
«мировая ответственность»,
неолиберальный курс
дерегулирование
левоцентризм
|
П. 28-32, термины,.
|
17.
(63)
|
Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х
гг. Неоконсерватизм.
|
Комбинированный урок
|
«мировая ответственность»,
неолиберальный курс
дерегулирование
левоцентризм
|
П. 28-32, термины,
|
18.
(64)
|
Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европе.
|
Комбинированный урок
|
Развитый социализм,
Тоталитарный социализм,
«Шоковая терапия», национал-реформизм,
модернизация,
демократизация
|
П. 33-34, анализ документа
|
19.
(65)
|
Распад
колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке.
Китай во второй половине ХХ в.
|
Комбинированный урок
|
Деколонизация, утопия
«Культурная революция»
сикхи
|
П. 35-36
термины
|
20.
(66)
|
Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира».
|
Комбинированный урок
|
Биполярный мир, гонка вооружений, агрессия,
геополитика
|
П.37, термины
|
21.
(67)
|
Развитие естественнонаучных и гуманитарных
знаний в ХХ в. Основные течения в художественной культуре ХХ в.
|
Комбинированный урок
|
Научно-техническая революция,
материально-техническая база, поп-арт,
Гиперреализм, концептуализм
|
П.38 , инд. зад
|
22.
(68)
|
Глобальные проблемы современности.
|
Семинар
|
Глобализация, транснациональные банки
Транснациональные корпорации
|
П.39, термины
|
23.
(69)
|
Глобальные проблемы современности.
|
Семинар
|
Глобализация
Транснациональные банки
Транснациональные корпорации
|
П.39, термины
|
24.
(70)
|
Итоговое повторение по курсу «Всемирной
истории»
|
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
учащихся
|
-
|
-
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.