СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Основное содержание учебного курса.
3. Календарно-тематическое планирование.
4.Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе.
5. Перечень учебно-методического
обеспечения.
1.Пояснительная
записка
Программа Новой истории охватывает период ХIХ и
начало ХХ века и рассматривает формирование индустриального общества в процессе
модернизации, ставшей главной тенденцией мирового развития и в той или иной
мере охватившей многие страны и регионы
Курс
«История России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История
России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс
истории России охватывает период XVII-XVIII вв. В основу данной рабочей программы положен комплексный подход к
изложению событий мировой и отечественной истории. В программе не выделяется в
качестве приоритетной какая-либо из сторон общественной жизни, а предлагается
рассматривать их в совокупности и взаимосвязи. XIX век – важный этап в истории
человечества, когда рождается и получает свое развитие индустриальное общество.
Перерастание традиционного общества в общество индустриальное происходит в
процессе модернизации, которая охватывает все сферы жизни общества:
демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь. В истории России
это время ознаменовалось обострением противоречий между необходимостью
модернизации и традиционными ценностями национальной государственности и
общественной жизни. Этот конфликт с одной стороны стал двигателем невиданного
ускорения экономического и культурного прогресса нашей страны, а с другой
сформировал предпосылки социально-политических потрясений начала XX века
Настоящий курс призван формировать у учащихся
целостное представление об истории рассматриваемого периода, приобщении их к культурным
достижениям и национальным традициям России, воспитании патриотизма; видеть
место России в мировой истории. В рамках этой цели в процессе обучения учащиеся
овладевают необходимым комплексом исторической информации, знакомятся с новыми
историческими понятиями и терминами, получают представление об истории как
одной из отраслей научного знания. В конечном итоге всё это способствует также
и развитию гуманитарной культуры учащихся, росту их гражданского самосознания,
повышению общеобразовательного уровня. В основу курсов положен комплексный
подход в изложении всемирной и отечественной истории.
Рабочая программа по истории для 8 класса
составлена на основе Примерной программы основного общего образования по
истории программы «История России XIX век» А.Н.
Боханова, Д.А. Фадеевой, 2009г. и программы «Новая история. XIX- начало XX
века» Н.В. Загладина. Х.Т. Загладиной. 2013 г.
Программа
рассчитана на 70 часов в год. 2 часа в неделю.
В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие
цели изучения истории в 8 классе:
Цели курса:
1.
формирование общей картины исторического развития
человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах,
явлениях и понятиях;
2.
развитие умений по применению исторических знаний в
жизни;
3.
приобщение учащихся к национальным и мировым
культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского
самосознания.
Достижение
поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и
воспитательных задач:
Основными
образовательными задачами курса являются:
1.
формирование исторического мышления учащихся;
2.
развитие умений работы с книгой и с
картографическим материалом;
3.
формирование навыков пересказа материала учебника,
ответа на фактологические и проблемные вопросы;
4.
формирование умений пользоваться историческими
терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
5.
формирование знаний о взаимодействии человека с
окружающей средой, об экономическом развитии обществ мира и России в эпоху
Нового времени, о политическом и социальном строе в эпоху Нового времени,
знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
6.
формирование умений охарактеризовать события, образ
жизни в эпоху Нового времени;
7.
формирование представлений о политических
институтах и умений оперировать этими понятиями (абсолютизм, монархия, законы,
нормы морали и т.д.);
8.
уделять внимание истории мировых религий –
христианства и ислама.
В ходе обучения
необходимо решить следующие воспитательные задачи:
- формирование
правовой культуры школьников;
- формирование
представлений о возникших в эпоху Нового времени общечеловеческих
ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве,
литературе, архитектуре и т.д.);
- развитие
познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре,
архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
- формирование
веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
- развитие
личностных качеств школьников на основе примеров из истории нового
времени: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
В рабочую программу
внесены следующие изменения:
В соответствии с
учебным планом количество часов увеличено с 68 до 70 в год. На Всеобщую историю
отводится 29 часов и на историю Росси 41час.
В Раздел 5 по
всеобщей истории добавлен 1 час на повторение и проверку знаний. Также
добавлен 1 час на итоговое повторение Всеобщей истории за курс 8 класса.
Рабочая
программа рассчитана на использование следующего УМК:
-
Н.В. Загладин, Х.Т. Загладина Программа курса
«Новая история. XIX – начало XX вв.»
для 8 класса. – М.: Русское слово, 2013.
-
Загладин Н.В.. Всеобщая история. История нового
времени. Учебник для 8 класса. – М.: Русское слово, 2012.
-
А.Н Боханов, Д.А. Фадеева Программа
курса «История России. XIX век» для 8 класса. – 2-е изд. – М.: Русское слово,
2009
-
Сахаров А.Н, Боханов А.Н.. История России XIX в. Учебник для 8 класса. – М.: Русское слово, 2012
Место предмета «История»
в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации предусматривает обязательное изучение истории на этапе основного
общего образования. В 8 классе на изучение истории отводится 70 часов в
год, 2 часа в неделю.
2. Основное
содержание учебного курса.
НОВАЯ
ИСТОРИЯ.
Глава I. Реакция и революции в европейском и мировом
развитии .Империя Наполеона I во Франции. «Гражданский
кодекс». Наполеоновские войны. Венский конгресс. Священный союз. «Восточный
вопрос» в политике европейских государств в XIX в. Провозглашение независимых
государств в Латинской Америке. С. Боливар. X. Сан-Мартин.
Глава II. Становление национальных государств в Европе .
Возникновение рабочего движения. Чартистское движение в
Англии. Европейские революции XIX в. Вторая империя во Франции. Национальные
идеи в странах Европы. Объединение Италии. К. Кавур. Дж. Гарибальди. Создание
единого германского государства. О.Бисмарк. Франко-прусская война 1870-1871 гг.
Образование Германской империи. Австро-Венгерская империя. Народы Юго-Восточной
Европы в XIX в.
Глава III. Европа на пути промышленного развития.
Социальные и идейно - политические итоги.
Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному
обществу в Европе. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и
США. Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии.
Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Марксизм. К.
Маркс. Ф. Энгельс. Анархизм. Возникновение профсоюзного движения в стра-нах
Европы. Тредюнионы. Образование I и II Интернационалов. Возникновение
социалистических партий. Социальный реформизм во второй половине XIX - начале
XX в. Д. Ллойд Джордж Т. Рузвельт. В. Вильсон. Ж. Клемансо.
Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Технический
прогресс во второй половине XIX - начале XX веков. Монополистический
капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострение противоречий
индустриального общества.
Глава IV. Ведущие страны мира в середине XIX- начале XX века .
Великобритания и её доминионы. Север и Юг Соединенных Штатов
Америки: экономиче-ское и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за
отмену рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн. Реконструкция Юга.
Демократы и республиканцы. США и страны Латинской Америки. Доктрина Монро.
Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии.
Глава V. Восток в орбите влияния Запада.
Создание колониальных империй. Установление британского
колониального господства в Индии. Восстание сипаев 1857-1859 гг. «Опиумные войны».
Движение тайпинов. Колониальные захваты в Африке. Империализм - идеология и
политика. Мексиканская революция 1910-1917 гг.
Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX
вв. Революции в Иране, Османской империи, Китае
Глава VI. Обострение противоречий на международной арене в
конце XIX –начале ХХ в.
Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны. Начало
борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и
Центральные державы.
Глава VII. Наука, культура и искусство в XIX- начале XX века
Развитие культуры в XIX — начале XX в. Развитие научной
картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-XX
вв. Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие
транспорта и средств связи. Основные течения в художественной культуре XIX -
начала XX в. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение
кинематографа.
ИСТОРИЯ РОССИИ.
Введение (1 ч)
Тема 1
Российская империя в начале XIX в.
Внутренняя и внешняя политика Павла 1. Заговор
против императора. Дворцовый переворот 11 марта 1801
г.
Личность Александра 1. оценки личности нового
императора современниками в исторической литературе.
Внутренняя политика Александра 1. негласный комитет.
Указы первых лет царствования. М.М.Сперанский. Проект политических реформ.
А.А.Аракчеев. Военные поселения.
Изменения внутриполитического курса Александра
1 во второй половине царствования.
Социально-экономическое развитие России.
Социальный состав населения Российской
империи.
Развитие промышленности, торговли. Города –
центры торговли и предпринимательства.
Тема 2
Внешняя политика Российской империи в
начале XIX в.
Внешняя политика: войны со Швецией, Турцией,
Ираном. Расширение территории Российской империи – присоединение Финляндии,
Бессарабии, Грузии. Участие России в антифранцузских коалициях.
Отечественная война 1812
г.
Заграничный поход русской армии в 1812-1814
гг.
Венский конгресс и «венская система». Россия и
образование Священного союза.
Тема 3
Положение России после Отечественной
войны 1812 г.
Проект А.А.Аракчеева по отмене крепостного
права и проект Конституции страны Н.Н.Новосильцева.
Тайные общества. Декабристы: организации
декабристов. Северное и Южное общества, их программы. Выступление на Сенатской
площади.
Тема 4
Российская империи в года правления
Николая 1 (1825-1855) .
Император Николай 1 и его окружение, оценки
личности Николая 1 в исторической литературе.
Внутренняя политика Николая 1: преобразования
в системе управления страной. Централизация, бюрократизация государственного
управления. «Свод законов Российской империи». Финансовая реформа Е.Ф.Канкрина.
Крестьянский вопрос в царствовании Николая 1.
П.Д.Киселев и улучшение положения государственных крестьян.
Ужесточение контроля над обществом
А.Ф.Бенкендрф и Третье отделение.
Теория официальной народности С.С.Уваров.
Тема 5
Национальный вопрос и императорские
интересы в период царствования Николая 1
Польша в составе Российской империи. Польское
восстание.
Кавказская война.
Николай 1 и его принципы внешней политики.
«Восточный вопрос». Крымская война.
Тема 6
Начало промышленного переворота в России
(
Промышленный переворот, его особенности в
России.
Новые тенденции в развитии промышленности и
сельского хозяйства в первой половине XIX в.
Тема 7.
Общественная мысль России в первой
половине XIX в.
Западники и славянофилы об исторических путях
развития России.
Н.М.Карамзин и зарождение русского
консерватизма. «История государства Российского».
Русская Православная Церковь и светская
власть. Подвижники – Серафим Саровский, оптинские старцы, митрополит Филарет.
Русский утопический социализм. Русский
общинный социализм. А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский.
Революционно-демократическое крыло в русском
общественном движении.
Тема 8
Культура России в первой половине XIX в.
Национальные корни отечественной культуры и
западные влияния. Влияния масонства на русскую жизнь.
Литература, золотой век русской культуры.
А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь.
Основные стили в художественной культуре.
Архитектура, театр, живопись, музыка. Становление русской национальной
музыкальной школы.
Итоговое повторение (1 ч)
Тема 9
Россия в годы правления Александра II
(1855-1881)
Личность Александра II. Предпосылки и проекты
реформ. Отмена крепостного права. Реформы Александра II.
Влияние реформ на социально-экономическое
развитие России. Особенности модернизации страны. Сельское хозяйство после
отмены крепостного права. Превращение России в аграрно-индустриальную страну.
Деятельность М.Х.Рейтерна.
Внешняя политика России. Русско-турецкая война
1877-1878 гг.
Общественное движение. Консерваторы, либералы,
радикалы в российском обществе 1860-1880-х гг.
Народничество. Конституционные проекты
М.Т.Лорис-Меликова.
Убийство Александра II.
Тема 10
Россия в эпоху царствования Александра
III (1881-1894) .
Личность Александра III. Русская Православная
Церковь и К.П.Победоносцев.
Экономическая политика правительства
Александра III, поощрение развития российской промышленности. Деятельность
Н.Х.Бунге.
Политическое и административное устройство
Российской империи. Сословная структура российского общества.
Завершение территориального формирования
Российской империи, присоединение Средней Азии.
Роль России в «концерте» мировых держав:
участие в военно-политических союзах.
Тема 11
Начало эпохи последнего царствования .
Личность Николая II. С.Ю.Витте и реформа
денежного обращения.
Начало индустриализации страны.
Всеобщая перепись населения Российской империи
в 1897 г.
Внешняя политика России в конце XIX в.: основные
направления внешней политики.
Тема 12
Общественное движение в конце XIX в.
Рабочее движение и российская
социал-демократия. Распространение марксизма в России. Г.В.Плеханов и
В.И.Ленин.
Церковный просветитель Иоанн Кронштадтский
Тема 13
Образование, наука и культура России во
второй половине XIX в.
Развитие образования. Русская наука, развитие
естественных и общественных наук. Достижения российских ученых, их вклад в
мировую науку и технику.
Расширение издательского дела.
Направление в литературе и искусстве. Деятели
российской культуры. Реалистическое искусство. Вклад российской культуры XIX в.
в мировую культуру.
Итоговое обобщение
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.