Пояснительная
записка
Рабочая программа по
истории для 7 класса составлена на основе Федерального компонента
Государственного стандарта общего образования. Примерной программы, а также
авторских программ О.В.Дмитриевой, С.В.Агафонова « Программа курса к учебнику
О.В.Дмитриевой « Всеобщая история. История нового времени», для 7 класса
общеобразовательных учреждений М., « Русское слово – РС», 2007. И Пчелова Е.
В. «Программа курсов «История России с древнейших времен до конца XVIII в» для
6–7 классов основной школы. – М.: Русское слово, 2013.
Главная цель настоящих курсов состоит в формировании у
учащихся целостного представления об истории нашей Родины рассматриваемого
периода, приобщении их к культурным достижениям и национальным традициям
России, воспитании патриотизма. В рамках этой цели в процессе обучения учащиеся
овладевают необходимым комплексом исторической информации, знакомятся с новыми
историческими понятиями и терминами, получают представление об истории как
одной из отраслей научного знания. В конечном итоге всё это способствует также
и развитию гуманитарной культуры учащихся, росту их гражданского самосознания,
повышению общеобразовательного уровня.
Федеральный базисный учебный план отводит на изучении
истории 68 часов в год в основной общей школе. Из расчёта 2 часа в неделю.
Программа курса « Всемирная история. История Нового
времени» рассчитана на 28 часов, « История России» на 40 часов.
Календарно-тематическое
планирование 7 класс
№ раздела
|
Наименование раздела
|
Количество часов
|
История Нового времени
|
|
Введение
|
1
|
Раздел 1
|
Раннее Новое
время
|
15
|
Раздел 2
|
Эпоха Просвещения
|
7
|
Раздел 3
|
Страны Востока в XVI – XVIII веках
|
2
|
|
Обобщающий
контроль
|
2
|
|
Итоговый контроль
|
1
|
|
Итого
|
28
|
История России
|
|
Введение
|
1
|
Раздел 1
|
Смутное время
|
6
|
Раздел 2
|
Россия при первых
Романовых
|
8
|
Раздел 3
|
Эпоха реформ
Петра
|
8
|
Раздел 4
|
Россия после
Петра Великого
|
5
|
Раздел 5
|
«Золотой век»
Екатерины Великой
|
8
|
|
Повторение и
проверка знаний
|
4
|
|
Итого
|
40 (68)
|
Требования к уровню подготовки
обучающихся
должны знать:
- даты основных событий,
термины и понятия значительных процессов и основных событий, и их
участников, результаты и итоги событий отечественной истории в период
Нового времени;
- важнейшие достижения культуры
и системы ценностей России и стран Европы в период Нового времени,
сформировавшиеся к XVII в.;
- изученные виды исторических
источников;
должны уметь:
- сравнивать исторические
явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических
понятий;
- уметь дискутировать,
- анализировать
исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям,
высказать собственное суждение; читать историческую карту;
- группировать
(классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку;
- сопоставлять однотипные
процессы отечественной и зарубежной истории.
- Сравнивать оценки
исторических событий деятелями Нового времени, данные в учебнике,
дополнительной литературе, документах.
Владеть компетенциями:
-информационно-поисковой;
- учебно-познавательной;
- коммуникативной;
- рефлексивной;
- смыслопоисковой;
- личностного саморазвития;
- профессионально- трудовой.
Учащиеся должны быть способны решать
следующие жизненно практические задачи: высказывание собственных суждений
об историческом наследии народов России; использование знаний об
историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности
В результате изучения истории у учащихся должны сформироваться:
- чувство патриотизма, уважения к истории и традициям
разных стран, к правам человека, демократически принципам общественной жизни;
- представление о важнейших событиях и процессах
отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической
последовательности;
- умение работать с различными источниками исторической
информации;
- ценностные ориентации, необходимые при ознакомлении с
культурными, религиозными и этническими традициями;
- умение применять полученные знания и навыки в
общественной жизни и в быту, участвуя в межкультурном взаимодействии.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся по истории
1. Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных
особенностей обучающихся, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний
и умений.
2. В развернутых, кратких устных ответах обучающихся на
вопросы, в их сообщениях и докладах, а также в письменных работах оцениваются
знания и умения обучающихся по пятибалльной системе.
З. При этом учитываются:
глубина знаний
(опора на теоретические положения исторической науки); полнота знаний и
владение необходимыми умениями (в объёме программы); осознанность и
самостоятельность применения знаний и способов учебной деятельности; логичность
изложения материала, включая обобщения, выводы (в соответствии с заданным
вопросом); соблюдение норм литературной речи.
Оценка «пять» - материал усвоен в
полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требует
дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания (9 класс) и
доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь грамотная. Такая
же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложный вопрос или за
подробное исправление и дополнение ответа другой обучающейся.
Оценка «четыре» - в усвоении
материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение недостаточно
систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат
отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и
умения.
Оценка «три» - в усвоении
материала имеются существенные пробелы: изложение недостаточно самостоятельное
(пересказ учебника), несистематизированное, содержит существенные ошибки, в том
числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная.
Оценка «два» - главное содержание
материала не раскрыто.
Основное содержание курса «История Нового времени» (28 ч)
Введение.(1ч)
Раздел 1.РаннееНовое время (15ч)
Понятие «Новая история», хронологические рачки Новой истории. Великие
географические открытия и их последствия. Путешествия В. да Гамы, X. Колумба,
Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и
освоение европейцами Нового Света. Порабощение населения завоеванных
территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство.
Ф.Дрейк. Эпоха Возрождения Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте
Алигь-ери. Э Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса.
Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р.
Декарт. Начало процесса модернизации в Европе в XVI- XVII вв. Зарождение
капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование
техники. Возникновение мануфактур и развитие товарного производства. Торговые
компании. Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин.
Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола.
Религиозные войны. Европейские государства в XVI—XVII вв. Утверждение
абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII.
Елизавета I. Кардинал Ришелье.
Людовик XIV. Испанская империя при Карле V. Тридцатилетняя война и Вестфальская
система.
Раздел
III. Страны Востока в XVI – XVIII веках (2ч)
Нидерланды
под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях
Нидерландов. Создание Голландской республики. Английская революция середины
XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О.
Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция».
Раздел II. Эпоха Просвещения (7ч)
Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютону
Английское Просвещение. Д. Локк. Французское Просвещение. Вольтер. ILL Монтескье. Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро. Художественная культура XVII—XVIII
вв.: барокко, классицизм, сентиментализм. Просвещенный абсолютизм в Центральной
Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Фридрих II. Семилетняя война. Английские
колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б.
Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г. Кризис абсолютизма во Франции.
Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические
группировки. «Гора» и «жиронда». Ж.Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Свержение
монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский
переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение
Великой французской революции, ее влияние на страны Европы. Ослабление
Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского
завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование
централизованного государства в Японии. И. Токугава.
Основное содержание курса «История России XVII - XVIII века» (40 ч)
Введение.(1ч)
Раздел I. Смутное время 1598 -1613 гг. (6ч)
Хронология и сущность нового этапа российской истории. Царствование
Б. Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под
предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против интервентов.
Патриотический подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской
государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы
Начало династии Романовых.
Раздел II. Россия при первых Романовых 1613- 1682гг. (8ч)
Правление первых Романовых. Начало становления
абсолютизма. Соборное уложение 1649 г. Оформление сословного строя. Права и
обязанности основных сословий. Окончательное закрепощение крестьян.
Экономические последствия Смуты. Новые явления в экономике страны: рост
товарно-денежных отношений, развитие мелкотоварного производства,
возникновение мануфактур. Развитие торговли, начало формирования всероссийского
рынка.
Народы России в XVII в. Освоение Сибири и Дальнего
Востока. Русские первопроходцы. Народные движения в XVII в.: причины, формы,
участники. Городские восстания. Восстание под предводительством С. Разина.
Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный
раскол. Протопоп Аввакум. Внешняя политика России в XVII в. Взаимоотношения с
соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война.
Присоединение к России Левобережной Украины и Киева. Отношения России с
Крымским ханством и Османской империей.
Культура
и быт России в XVII в. Традиции и новые веяния, усиление светского характера
культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести,
автобиографические повести), новые герои. Церковное и гражданское зодчество:
основные стили и памятники. Живопись (С.Ушаков). Быт и обычаи различных
сословий (царский двор, бояре, дворяне, посадские, крестьяне, старообрядцы).
Раздел III. Эпоха реформ Петра Великого 1689-1725гг (8ч)
Необходимость и предпосылки преобразований. Начало
царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Россия в первой
четверти XVIII в. Преобразования Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного
управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.). Указ о
единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа.
Упразднение патриаршества. Аристократическая оппозиция реформам Петра I; дело
царевича Алексея.
Политика протекционизма и меркантилизма. Денежная и
налоговая реформы. Подушная подать. Социальные движения в первой четверти XVIII
в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.
Внешняя политика России в первой четверти XVIII в.
Северная война: причины, основные события, итоги. Прутский и Каспийский походы.
Провозглашение России империей.
Нововведения в культуре. Просвещение и научные знания.
Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Открытие Академии наук.
Развитие техники; А.Нартов. Литература и искусство. Архитектура и
изобразительное искусство (Д.Трезини, В.В.Растрелли, И.Н.Никитин). Изменения в
дворянском быту.
Итоги и цена петровских преобразований.
Раздел IV. Россия после Петра Великого
1725-1762 гг. (5ч)
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя и
внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства. Участие
России в Семилетней войне. (П. А. Румянцев).
Раздел V. «Золотой век» Екатерины
Великой
1762—1801гг. (5ч)
Правление Екатерины II. Политика просвещенного
абсолютизма: основные направления, мероприятия, значение. Развитие
промышленности и торговли. Предпринимательство. Рост помещичьего землевладения.
Усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева и его
значение. Основные сословия российского общества, их положение. «Золотой век»
российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Развитие
общественной мысли. Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя
политика Павла I. Россия в европейской и мировой политике во второй половине
XVIII в. Русско-турецкие войны и их итоги. Присоединение Крыма и Северного
Причерноморья; Г.А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах
Речи Посполитой. Действия вооруженных сил России в Италии и Швейцарии. Русское
военное искусство (А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков).
Культура и быт России во второй половине XVIII в. Просвещение.
Становление отечественной науки; М.В. Ломоносов. Исследовательские экспедиции
(В. Беринг, С.П. Крашенинников). Историческая наука (В.Н. Татищев, М.М. Щербатов).
Русские изобретатели (И.И. Ползунов, И.П. Кулибин). Литература: основные
направления, жанры, писатели (В.К. Тредиаковский, Н.М. Карамзин, Г.Р. Державин,
Д.И. Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили и
течения, художники и их произведения). Театр (Ф.Г. Волков). Культура и быт
народов Российской империи
Учебно-методическое обеспечение
1.
Учебник Е.В.Пчелов « История России 17-18 века»
для 7 класса общеобразовательных учреждений, М., « Русское слово – РС» 2009.
2.
Учебник О.В.Дмитриева « Всеобщая история. История
нового времени. 7 класс» М., « Русское слово - РС» 2009 .
3.
С.В.Агафонов, О.В.Дмитриева Программа курса «
Всеобщая история. История нового времени», для 7 класса М., « Русское слово »,
2007
- Пчелов Е.В. Программа курсов «История
России с древнейших времён до конца XVIII в» для 6-7 классов, М., «Русское cлово»,
2013
- Т. Д. Стецюра Рабочая тетрадь к
учебнику О.В.Дмитриевой « Всеобщая история. История Нового времени» 7
класс, М., « Русское слово» 2010
- К.А.Кочегаров Рабочая тетрадь к
учебнику Е.В.Пчелова « История России» 7 класс, М., « Русское слово, 2012
- КИМы « История Нового времени 7 класс,
М.,» Вако» 2011
- КИМы « История России» 7 класс, М., «
Вако» 2011
В качестве цифровых образовательных
ресурсов предполагается использование:
Электронный учебник: История России с
древнейших времен до начала XX века.
Энциклопедия Истории России 862-1917 гг.
Презентации по курсу истории России с конца
XVI века до конца XVIII века. Электронный учебник: Новая история, 7 класс.
Презентации по курсу Новой истории.
Уроки КиМ. «Всеобщая история. Новое время»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.