Главная / История / Рабочая программа по истории 7-9 классы школы VIII вида

Рабочая программа по истории 7-9 классы школы VIII вида

Пояснительная записка


Рабочая программа педагога по истории 7 - 9 классов составлена на основе Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Базисного учебного плана общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года и Учебного плана муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №2 VIII вида» города Дзержинска Нижегородской области на 2013/2014 учебный год.

Структура программы включает в себя изучение истории России с древнейшего периода до наших дней. Цель программы: изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально – трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Программа курса « История России» рассчитана на 192 часа (по 64 часа в каждом классе). В 7 классе учащиеся знакомятся с жизнью, трудом, культурой народов нашей страны с древнейших времен до начала ХVI века. В 8 классе изучается история России с начала ХVI века по конец ХIХ века. В 9 классе учащиеся знакомятся с событиями конца ХIХ века и всего ХХ века. Завершается курс «Истории России» знакомством с современной жизнью нашей страны. Каждая тема дополнена рассказами для дополнительного чтения, словарем, а также дополнительными интересными историческими фактами. В конце каждого раздела предусматриваются уроки контрольно-обобщающего повторения для лучшего усвоения и систематизации знаний у учащихся с нарушением интеллекта. За основу взята программа под ред. В.В.Воронковой, сборник 1 М.: ГИЦ «Владос», 2010г. Для реализации программного содержания используются следующие учебники: « История. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец,Н.М.Редькина : -Москва ГИЦ «Владос» 2009, « История. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец,Н.М.Редькина : -Москва ГИЦ «Владос» 2009 , « История. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец,Н.М.Редькина : -Москва ГИЦ «Владос» 2009 тод.

В курсе « История России» для детей с нарушением интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой . Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно – текстуальный материал , способствующий успешному освоению содержания статьи, рассказа.

Важной составной частью курса « История России» является историко-краеведческие сведения о жизни , быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.

На уроках истории в общеобразовательной специальной (коррекционной ) школе VIII вида используются : рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с историческими картами, картинами, схемами, « Лентой времени», просмотр и разбор кинофильмов, отдельных фрагментов кино, диафильмов.

Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал , учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.

Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.

Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно – бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).

Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебника, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание следует уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.

Для лучшего усвоения материала учащимися с нарушениями интеллектуального развития необходимо использовать систему межпредметных связей. Это необходимо в силу особенностей познавательных возможностей учеников специальных (коррекционных ) школ VIII вида, которые не в состоянии овладеть систематическим курсом истории, предусмотренным программой общеобразовательной массовой школы.

Применение многообразных наглядных средств формирует у учеников умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов – важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогает « Лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат.

Большое значение на уроках истории в общеобразовательной специальной (коррекционной ) школе VIII вида имеет работа со словарем, данным в конце каждой темы, для развития у учащихся мышления и речи.

Созданию ярких, отчетливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведенные экскурсии по историческим памятникам. Внимание учащихся на экскурсиях надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.

Содержание курса истории России позволяет использовать также

«вертикальное» повторение по отдельным вопросам (например: сравнение орудий труда, оружия, войн, революций).

При характеристике определенной исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В отличии от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь исторический материал периодизируется, в специальных (коррекционных) школах VIII вида такая периодизация не имеет смысла.

Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.


7 класс

Введение

Что такое история. Что изучает история. Как пользоваться книгой по истории. Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в прошлом. Устные, вещественные и письменные памятники истории.

Наша Родина – Россия. Кто живет рядом и вокруг России. Наша страна на карте. Государственные символы России.

Глава нашей страны. Россия – наша родина. Как изучается родословная людей. Счет лет в истории. «Лента времени».

История нашей страны древнейшего периода

Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли русской.

Роды и племена восточных славян и их старейшины. Как жили наши предки – восточные славяне в далеком прошлом. Славянская семья и славянский поселок. Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян.

Обычаи и верования восточных славян, их мудрецы и старцы- предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские воины и богатыри. Оружие и доспехи восточных славян. Дружинники.

Объединение восточных славян под властью Рюрика.

Киевская Русь

Образование государства восточных славян – Киевской Руси или Древней Руси. Первые русские князья: Олег, Игорь, Святослав. Княгиня Ольга. Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки.

Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне. Образование Русской Церкви под управлением Патриарха Константинополя. Священники и проповедники. Святые люди и подвижники. Образование первых русских монастырей.

Былины – источники знаний о Киевской Руси. Гусляры-сказочники и их былины. Былинные богатыри – спасители земли русской.

Культура и искусство Древней Руси. Древнерусские ремесленники, иконописцы, белокаменное строительство, фресковая живопись, образование и грамотность. Летописи и летописцы. «Повесть временных лет».

Жизнь и быт в Древней Руси: княжеское и боярское подворье, вотчины, быт простых людей – холопов, закупов и смердов. Свободные люди Древней Руси.

Правление Ярослава Мудрого и укрепление единого русского государства. Первые русские монеты. Создание первого русского сборника законов «Русская правда». Первые русские библиотеки Ярослава Мудрого.

Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха – первого русского царя. «Устав Владимира Мономаха» и «Поучения Владимира Мономаха» - советы детям о доброте и любви.

Рост и укрепление древнерусских городов. Городское строительство и торговля.

Распад Киевской Руси

Причины распада Киевской Руси. Появление отдельных 15 крупных княжеств-государств. Период раздробленности: ослабление обороноспособности Руси.

Киевское княжество в ХII веке. Борьба князей за титул « великого Киевского князя». Владимиро-Суздальское княжество. Основатель Москвы князь Юрий Долгорукий. Наследники Юрия Долгорукого – Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Дружина Всеволода и ее военные походы. Рост богатства и могущества Владимиро-Суздальского княжества при князе Всеволоде. Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Хозяйство новгородской земли. Внешнеторговые связи.

Торговля и ремесла Новгородской земли. Новгородская боярская республика. Новгородское вече и правители Новгорода: посадник, тысяцкий и архиепископ. Новгородский князь – руководитель новгородского войска и организатор обороны города от внешних врагов.

Русская культура в ХII – ХIII вв., летописание. Поэма «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты. Их содержание.

Борьба Руси с иноземными завоевателями Монголо-татары: жизнь и быт кочевников, основные занятия, торговля, военные походы. Монголо-татарское войско и его вооружение, военная дисциплина. Объединение монголо-татарских орд под властью Чингисхана.

Нашествие монголо-татар на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрата и других. «Злой город Козельск». Русь под властью монголо-татар. Монголо-татарское государство Золотая Орда. Управление Золотой Ордой завоеванными землями: сбор дани, назначение ханом великого князя. Сопротивление русских людей монголо-татарам.

Наступление на Русь новых врагов. Рыцари- крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. Невская битва и «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле.

Начало объединения русских земель

Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение русского и других народов. Возвышение Москвы при князе Даниле Александровиче. Московский князь Иван Калита, его успехи.

Расширение территории Московского княжества при Иване Калите. Превращение Москвы в духовный центр русской земли.

Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. Жизнь и быт простых людей.

Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Сергий Радонежский.

Отражение ордынских набегов. Борьба Дмитрия Донского против хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значение Куликовской битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды. Иван III (1462 – 1505). Освобождение от иноземного ига (1480). Превращение Московского княжества в Российское государство.

Государь всея Руси – Иван III. Монархия. Принятие единого сборника законов Российского государства – Судебника.

Повторение за год.




8 класс

Повторение

Единая Россия (конец ХV - начало ХVII в.) Иван III Великий – глава единого государства Российского. Система государственного управления при Иване III. Государев двор, Боярская дума, приказы, Казна. Бояре-наместники и управление уездами. «Государево войско». Значение создания единого российского государства.

Расширение государства российского при Василии Ш. Присоединение Пскова, Смоленска, Рязани и др. городов. Борьба России с Литвой.

Русская православная церковь в Российском государстве. Церковная система управления. Православное духовенство.

Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Царский двор и его дворянское окружение. Система государственного управления при Иване IV Грозном. Земский Собор и Церковный собор. Избранная Рада и Боярская дума. Новый сборник законов Российского государства – Судебник Ивана IV.Стрелецкое войско. Жизнь и быт стрельцов. Борьба Ивана Грозного с боярами.

Опричнина Ивана Грозного. Ливонская война – попытка России завоевать выход к Балтийскому морю.

Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Особые поселения вольных людей – казаков. Их жизнь, быт, традиции, система управления. Строительство сибирских городов.

Быт простых и знатных людей Российского государства ХVI века. «Домострой». Различные сословия: их обычаи, традиции, уклад жизни.

Москва - столица Российского государства.

Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. «Царь-колокол» и «Царь-пушка». Царский дворец и его убранство. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.

Правление Бориса Годунова и тайна гибели царевича Дмитрия – наследника царского престола. Последовавшее за тем Смутное время. Самозванцы. Восстание под предводительством Ивана Болотникова. Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина.

Начало правления новой царской династии Романовых. Первый Романов – Михаил Федорович. Второй Романов - Алексей Михайлович Тишайший. Конец Смутного времени. Крепостные крестьяне и их борьба против налогового гнета. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Вольные казаки на царской службе.

Восстановление богатства и могущества православной церкви при патриархе Филарете. Возрождение иконописных мастерских и школ при храмах и монастырях.

Избрание патриарха Никона и раскол Русской православной церкви. Протопоп Аввакум. Старообрядцы. Их жизнь и быт.

Освоение Сибири и Дальнего Востока. Культура и быт вошедших в состав России народов в ХVII веке. Первопроходцы Семен Дежнев и Ерофей Хабаров.

Великие преобразования России в ХVIII в.

Начало правления Петра I: борьба с сестрой – царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкие бунты. Потешные игры молодого Петра. Азовские походы. «Великое посольство» Петра I. Создание российского флота и борьба Петра I за выход к Балтийскому и Черному морям.

Начало Северной войны. Строительство Санкт-Петербурга. Создание регулярной армии. Полтавская битва: разгром шведов. Карл ХII и гетман Мазепа. Победа русского флота. Окончание Северной войны. Гангутское сражение.

Обучение дворянских детей. Создание «цифирных», «навигацких», артиллерийских и инженерных школ.

Петр I – первый российский император. Личность Петра I Великого.

Указ о единонаследии. «Табель о рангах» - новый закон о государственной службе. Жизнь и быт российского дворянства. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями.

Преобразования Петра I. Реформы государственного и территориального управления. Экономические преобразования Петра I. Денежная и налоговая реформы. Александр Меншиков - друг и соратник Петра I.

Эпоха дворцовых переворотов. Первая женщина-императрица – Екатерина I (вдова ПетраI). Борьба « немецкой» и « русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Правление Петра II, Анны Иоановны, Ивана Антоновича, Елизаветы Петровны и Петра III. Императорский двор.

Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова.

Иван Иванович Шувалов – покровитель просвещения, наук и искусства в Российском государстве. Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств.

Правление ЕкатериныII. Просвещенный абсолютизм. Областная реформа: губернии, уезды и управление ими. Развитие городов при Екатерине II. Указ о свободном предпринимательстве: поддержка купеческого сословия. «Золотой век» российского дворянства – привилегированного сословия. « Жалованная грамота дворянству». Дворянский быт.

Семилетняя война.

Положение крепостных крестьян. Их жизнь и быт. Работные люди и казаки. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

Русско-турецкие войны второй половины ХVIII века. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Победы русской эскадры под командованием адмирала Ф.Ф.Ушакова. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила. Переход Суворова через Альпы.

Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И.П. и Ползунов И.И. Развитие науки и искусства в ХVIII в. Литература, живопись, скульптура, архитектура. Быт русских людей в ХVIII веке. Памятники культуры ХVIII в. в родном городе, крае.

История нашей страны в ХIХ веке

Россия в начале ХIХ века. Правление Павла I. Приход к власти Александра I. Указ «О вольных хлебопашцах» и реформы государственного управления.

Начало Отечественной войны 1812 года. Нападение армии Наполеона на Россию. Михаил Илларионович Кутузов - главнокомандующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский, Барклай – де – Толли. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Военный совет в Филях. Оставление Москвы. Народная война против армии Наполеона. Формирование партизанских отрядов. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина. Отступление и гибель армии Наполеона. Память о героях Отечественной войны 1812 года.

Правление Александра I. Военные поселения Аракчеева. Легенда о старце Федоре Кузьмиче. Создание тайных обществ в России. Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Правление Николая I и укрепление государственной власти. Реформы государственного аппарата. Создание III отделения

Собственной Его Императорского Величества Канцелярии и корпуса жандармов. Введение военных порядков во все сферы жизни общества.

«Золотой век» русской культуры в первой половине ХIХ века. Живопись, архитектура, литература. Великий русский композитор –

М .И. Глинка. « История государства Российского» Н.М.Карамзина. Великий русский поэт А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов и его стихотворение « На смерть поэта». Развитие науки и географические открытия в первой половине ХIХ века. Изобретение П.Л. Шиллингом телеграфа. Появление первого в России паровоза – изобретение братьев

Е. и М. Черепановых.

Кругосветные путешествия под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ф.Ф. Беллинсгаузена.

Крымская война 1853 – 1856 годов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя. Выдающийся русский хирург Н.И. Пирогов. Основные итоги Крымской войны.

Правление Александра II. Отмена крепостного права. Крестьянские бунты. Жизнь крестьян после отмены крепостного права. Реформы Александра II: земская реформа, введение суда присяжных, указ о всеобщей воинской повинности. Противостояние реформам Александра II. Убийство Александра II.

Приход к власти Александра III – миротворца. Строительство фабрик, заводов, железных дорог, денежная реформа министра финансов С.Ю.Витте. Увеличение торговли с другими государствами.

Развитие российской промышленности и поддержка частного предпринимательства. Формирование русской промышленной буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление революционных кружков в России. Революционеры.

Развитие науки и культуры во второй половине ХIХ века. Создание первого российского летательного аппарата А.Ф. Можайским.

Изобретение электрической лампочки П.Н. Яблочковым и первого радио А.С.Поповым. «История государства Российского» С.М. Соловьева и В.О. Ключевского. Архитектура и живопись. Великий русский писатель Л.Н.Толстой. Русский путешественник Н.М.Пржевальский . Великий русский композитор П.И.Чайковский.

Жизнь и быт русских купцов. Купцы-меценаты: П. И. Третьяков, С.И. Мамонтов.

Быт простых россиян в Х1Х веке: городская интеллигенция, рабочие, крестьяне.

Краеведческая работа

Повторение за год





9 класс

Повторение

Россия в начале ХХ в.

Начало правления Николая II. Экономический кризис в начале ХХ в. Стачки и забастовки рабочих, организация революционерами митингов и демонстраций.

Русско-японская война 1904 – 1905 годов. Оборона Порт-Артура под руководством адмирала С.О.Макарова. Подвиг команды крейсера «Варяг». Цусимское сражение. Причины поражения России в войне.

Первая русская революция. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. Московское вооруженное восстание. Появление первых политических партий в России. Лидеры первых политических партий В.М.Чернов (эсеры), П.Н.Милюков (кадеты), В.И.Ульянов (Ленин) (большевики), Ю.О.Мартов (меньшевики).

Реформы государственного управления. « Манифест 17 октября» 1905 года. Утверждение Конституции – Основного закона Российской империи.

Созыв Государственной Думы. Формирование различных политических партий и движений: правые, центристы, левые. Реформы П.А.Столыпина и их итоги.

«Серебряный век» русской культуры. Выдающийся писатель ХХ в. А.М.Горький. Объединение художников «Мир искусства». Выдающийся русский художник В.А. Серов. Знаменитая русская певица А.В.Нежданова и балерина Анна Павлова. Появление первых кинофильмов в России.

Первая мировая война и участие в ней России. Героизм и самоотверженность русских солдат. Череда побед и поражений русской армии в ходе военных действий. Знаменитый прорыв генерала А.А. Брусилова. Подвиг летчика Нестерова. Экономическое положение в стране во время Первой мировой войны. Отношение народа к войне.

Россия в 1917 – 1920 годах

Февральская революция и отречение царя от престола. Временное правительство во главе с А.Ф. Керенский. Создание Петроградского Совета рабочих депутатов. Двоевластие. Обстановка в стране в период двоевластия.

Захват власти большевиками в Петрограде. Взятие Зимнего дворца. Образование большевистского правительства – Совета Народных Комиссаров. Принятие первых декретов советской власти. Установление советской власти в стране и образование нового государства – Российской Советской Федеративной Социалистической Республики – РСФСР. Система государственного управления в РСФСР. Принятие новой Конституции в 1918 г. Учреждение новых символов государственной власти.

Мятеж левых эсеров. Расстрел царской семьи.

Начало Гражданской войны и иностранной военной интервенции. Борьба между « красными» и « белыми».

« Белое» движение и его лидеры: А.И.Деникин, П.Н.Врангель, Н.Н.Юденич, А.В.Колчак, Л.Г.Корнилов. « Красные». Создание Красной армии. Командиры Красной армии: М.Н.Тухачевский, М.В. Фрунзе, С.М. Буденный, В.И.Чапаев. Отношение к ним различных слоев населения. Крестьянская война против «белых» и « красных». «Зеленые» и повстанческая крестьянская армия батьки Махно.

Экономическая политика советской власти во время гражданской войны: « военный коммунизм»

Жизнь и быт людей в годы революции и гражданской войны. Безработица, голод, разруха. Ликвидация неграмотности. Отношение Советской власти к Русской православной церкви. Создание первых политических общественных молодежных организаций. Комсомольцы и пионеры.

Советская Россия – СССР в 20-30-е годы ХХ века.

Переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике (нэп) в стране. Ее сущность и основные отличия от предшествующей экономической политики Советской власти.

Введение свободной торговли. Проведение денежной реформы. Крестьяне-единоличники. Появление новых владельцев предприятий, магазинов и ресторанов – нэпманов. Увеличение аппарата чиновников. Положительные и отрицательные результаты нэпа.

Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1922 года. Положение народов советской страны. Система государственного управления СССР. Символы государственной власти СССР. Административная реформа.

Смерть первого главы государства В.И.Ленина. Создание однопартийной системы власти. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И.В.Сталина. Культ личности Сталина.

Начало индустриализации. Основная задача индустриализации. Первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск на Амуре и др.) Рабочий класс, его роль в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество. Советские заключенные на стройках пятилеток.

Коллективизация сельского хозяйства. Создание колхозов. Насильственное осуществление коллективизации. Раскулачивание. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.

Массовые репрессии. ГУЛаг.

Новая Конституция страны 1936 г. Ее значение. Изменения в системе государственного управления СССР.

Образование новых республик и включение их с состав Союза в период 20-40-х годов. Политическая жизнь страны в 30-е годы.

Развитие науки и культуры в СССР в 20 – 30-е годы. Великие научные открытия (И. П. Павлов, И. М. Сеченов, К.А. Тимирязев,

Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский, Н.И. Вавилов, С.В. Лебедев, И.В. Мичурин). Знаменитая советская киноактриса Любовь Орлова. Выдающийся советский писатель М.А. Шолохов.

Образование в СССР. Жизнь и быт советских людей в 20 – 30-е годы.

СССР во Второй мировой и Великой отечественной войне 1941 – 1945 годов.

СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Развитие военной промышленности. Ужесточение трудовой дисциплины. Ослабление армии.

Нападение Японии на СССР накануне Второй мировой войны. Секретные соглашения между СССР и Германией. Советско-финляндская война 1939-1940 годов, ее итоги.

Приход фашистов к власти в Германии. Начало Второй мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад. Подготовка гитлеровской Германии к наступлению на СССР. Подвиг советских разведчиков по выявлению планов подготовки нападения Германии на Советский Союз.

Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Создание государственного комитета обороны. Первые неудачи советской армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск.

Битва за Москву и ее историческое значение. Руководитель обороны Москвы Г.К. Жуков. Панфиловцы. Строительство оборонительных сооружений. Контрнаступление советских войск под Москвой.

Героизм тружеников тыла. « Все для фронта! Все для победы!» Создание новых вооружений советскими военными конструкторами: самолеты Ил-4 и Ил-2, артиллерийская установка « Катюша», танк Т-34. Продовольственная проблема в начале войны.

Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Города-герои России.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: Сталинградская битва. Советские генералы В.И. Чуйков и М.С. Шумилов.

Подвиг генерала Карбышева. Борьба советских людей на оккупированной территории. Партизанское движение. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам.

Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Разгром советской армией немецких войск на советской территории и на территории европейских государств. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии. День Победы – 9 мая 1945 года.

Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй мировой войны. Военные действия США против Японии в 1945г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Героические и трагические уроки войны.

Советский Союз в 1945 - 1991 годах.

Возрождение советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни страны. Восстановление разрушенных городов, возрождение мирных отраслей промышленности. Образ жизни людей, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий.

Смерть И.В.Сталина. Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Осуждение культа личности и первые реабилитации репрессированных. Создание СЭВ и ОВД. Реформы Н.С.Хрущева. Освоение целины. Жилищное строительство в начале 60-х годов. Жизнь советских людей в годы правления Хрущева.

Достижения в науке и технике в 50-60-е годы. Исследование атомной энергии. Выдающийся советский ученый И.В.Курчатов. Строительство атомного ледокола « Ленин» и атомных станций. Появление первых телевизоров и ЭВМ. Освоение космоса и полет первого человека. Юрий Гагарин. Первая женщина космонавт В.В.Терешкова.

Хрущевская « оттепель». Творчество А.И.Солженицына. Международный фестиваль молодежи в Москве.

Экономическая и социальная политика Л.И.Брежнева. Эпоха «застоя». Экономический спад. Жизнь советских людей в годы « застоя». Принятие новой Конституции в 1977г. Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Война в Афганистане. Гибель российских солдат на чужой земле. ХVII Олимпийские Игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и морального климата в стране. Советская культура и интеллигенция.

Правозащитник А.Д.Сахаров. Выдающийся актер и певец В. Высоцкий. Высылка из страны и отъезд представителей советской интеллигенции за границу: М. Ростропович, Г. Вишневская, И. Бродский, Р. Нуриев, В. Аксенов, В. Войнович, А. Галич, А. Тарковский и др.

Жизнь и быт советских людей в 70-е – начале 80-х годов ХХ века.

Борьба за власть после смерти Л.И. Брежнева. Приход к власти М.С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана и Германии. Перестройка государственного управления и реформы в экономике.

Избрание первого президента СССР – М.С.Горбачева. Обострение межнациональных отношений в стране. Распад СССР. Образование суверенной России. Первый президент России Б.Н. Ельцин. ГКЧП – попытка военного переворота в 1991 г.



Новая Россия в 1991 - 2003 года

Экономические реформы Б.Н.Ельцина. Реформы государственного управления. Принятие новой Конституции России в 1993 году и избрание Государственной Думы. Система государственного управления Российской Федерации по Конституции 1993 года.

Российские предприниматели. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Война в Чечне.

Президентские выборы в 2000 г. Второй президент России - В.В.Путин. Его экономическая и политическая деятельность.

Развитие науки и культуры в 90-е годы ХХ века. Выдающийся ученый – физик Ж.И. Алферов. Строительство Международной космической станции.

Русская православная церковь в новой России. Литература и искусство во второй половине ХХ в. Современное состояние культуры и образования в стране.

Краеведческий материал

Повторение за год






КАЛЕНДАРНО– ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


7 КЛАСС

1 четверть

п/п

Содержание урока.

Кол. часов.

Дата.

Корректи

ровка

Краеведение

Обеспечение

Основные термины и понятия.




1.

2.

3.


4.

5.

6.



Раздел I. Введение в историю.

История – наука о прошлом.

Исторические памятники

Наша родина – Россия. Моя родословная.

Счёт лет в истории.

Историческая карта.

Повторительно – обобщающий урок



6



1

1

1


1

1

1













Нижего -

родская

земля – моя малая Родина


Наш край

на карте

России



Портрет С.М.Соловьёва.

Схема «Исторические памятники».

Герб, флаг. Схема «Генеалогическое древо». Карта. Лента времени.

Историческая карта.

Лента времени. Историческая карта России.




История, предки

Исторические памятники, археологи. Родина, Отчизна, генеалогия, прозвища, дата, век, историческая карта.





1.



2.


3.



4.


5.



6.



7.



7.



8.



9.







Раздел II. История нашей страны древнейшего периода

Восточные славяне – предки русских, украинцев, белорусов.


Роды и племена восточных славян и их старейшины.

Славянский посёлок.



Занятия восточных славян. Ремёсла восточных славян.

Обычаи восточных славян.



Верования восточных славян.



Соседи восточных славян.



Славянские воины и богатыри.


Объединение восточных славян под властью Рюрика.



Повторительно – обобщающий урок. Самостоятельная работа.


12




1



1


1



1

1

1



1



1



1



1



2













































Карта «Расселение древних славян».


Карта «Расселение древних славян», карточки.


Карта «Киевская Русь». Иллюстрации. Аппликации «Занятия восточных славян».




Иллюстрации, кроссворд «Обычаи».

Карта «Древнерусское государство», «Киевская Русь в IXXI в», карточки.

Карта «Киевская Русь в IXXI в», иллюстрации, картина «Три богатыря».

Карта, иллюстрации.

Задания на карточках, аппликации.




Восточные славяне, племена, братские народы.

Семья, род, вече, князь, дружина, знатные люди, соплеменники, старейшина.

Поселения, частокол, мазанка, землянка, лучина, изба, амбар, хлев, курган, плач, трапеза, хоровод, тризна, каравай, оберег, жернова.

Волхвы, кудесники, святилище, жертва, обряд, идол, духи.

Кочевники, юрта, дань, варяги, гости, базар.

Секира, палица, колчан, булава.


Послы, княжество, пленники, кольчуга.




2 четверть



1.




2.



3.



4.


5.





6.



7.



8.


9.



10.



11.



12.


13.



14.







Раздел III. Киевская Русь.

Образование государства восточных славян – Киевская Русь.


Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга.


Укрепление власти князя.



Оборона Руси от врагов.


Крещение Руси при князе Владимире.




Былины – источник знаний о Киевской Руси.


Культура и искусство Киевской Руси.


Княжеское и боярское подворье.


Жизнь и быт людей в Киевской Руси.


Правление Ярослава Мудрого.



Образование и грамотность на Руси.


Летописи и летописцы.


Киевский князь Владимир Мономах.


Древнерусские города.



14



1




1



1



1


1





1



1



1


1



1



1



1


1



1





































































Карта «Древнерусское государство – Киевская Русь», картина «Полюдье».

Карта, карточки.




Карта, карточки.



Карта, карточки, картина «Три богатыря».

Картина К.Лебедева «Крещение киевлян», лента времени, карта.



Былины «Садко» и др. В.Васнецов «Три богатыря».

Иллюстрации.


Иллюстрации, аппликации по теме.


Таблица – план.


Картина «Суд во время «Русской правды», иллюстрации Софийского Собора.

Иллюстрации.


Лента времени, иллюстрации, карта


Карточки.



Иллюстрации.

Карта, карточки, картины, лента времени.



Полюдье.



Мирный договор, династия.

Боярин, ополчение, раб, оборона, братина, пир.

Дозорные, дозорная служба.

Христиане, крещение, религия, крест, священник, молитва, патриарх.

Былина, побратим.

Алтарь, икона, мозаика, фрески, церковная утварь.

Горница, терем, челядь, воевода.

Натуральное хозяйство, усадьба, вотчина, смерды.

Вира, закон, куны, «Русская правда», царь.

Переписчики, устав, Библия, библиотека.

Летопись, летописец, свиток.

Удельный князь, бармы, царский венец.

Вече, корчма, посад, торг.

Повторение слов.













3 четверть





1.



2.



3.


4.



5.




6.


7.


8.



Раздел IV. Распад Киевской Руси

Причины распада Киевской Руси.


Образование самостоятельных княжеств.


Киевское княжество в IX веке.


Владимиро – Суздальское княжество.


Господин Великий Новгород. Торговля и ремёсла Новгородской земли.


Новгородское вече.


Русская культура в XIIXIII вв.

Повторительно – обобщающий урок по теме « Распад Киевской Руси»


9

























1



1



1



1



1



1


2


1
















« Град на усть Оки» - Нижний

Новгород




Карта «Древнерусское государство Киевская Русь».

Карта «Феодальная раздробленность Руси».


Карта, карточки.


Карта.


Лента времени, картина «Новгородский торг», былина «Садко».


Картина «Новгородское вече», карточки, схема управления Новгородом.

Иллюстрации.

Карта.

Лента времени .





Период раздробленности.

Титул.


Торжок, хан, пир.


Хоромы, архиепископ, пошлина, пристань



Вече, посадник, тысяцкий, республика.

Культура.







1.



2.


3.


4.



5.



6.


7.

8.

9.


Раздел V. Борьба с иноземными завоевателями

Монголо – татары.



Нашествие монголо – татар на Русь.

Героическая борьба русских людей против монголо – татар.

Русь под монголо – татарским игом.


Рыцари – крестоносцы.



Александр Невский и Новгородская дружина.

Невская битва.

Ледовое побоище.

Повторительно – обобщающий урок по теме « Борьба Руси с иноземными завоевателями».


10




1



1


2


1



1



1


1

1


1














Малый Китеж.

Героическая оборона

Городца от монголо-татар.














Картина «Борьба народа нашей страны против иноземных захватчиков», иллюстрации.

Карта, лента времени, карточки.

Карта, лента времени.


Карта, картина «Баскаки».


Карта, иллюстрации.



Портрет А.Невского.


Карта, схема битвы.

Карта, схема битвы.

Карта, лента времени, карточки.




Пастбища, орда, караул, кумыс, кочевать.

Таран.



Иго, Золотая орда, ярлык, баскаки.

Ливония, рыцарь, Ливонский орден, Великий магистр.



Герцог.








4 четверть




1.


2.



3.



4.



5.


6.


7.



8.



9.




10.



11.











Раздел VI. Начало объединения русских земель

Возвышение Москвы.


Московский князь Иван Калита.


Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси.


Московско – Владимирская Русь при Дмитрии Донском.


Сергий Радонежский.


Битва на Куликовом поле.


Значение Куликовской битвы для русского народа.


Иван III. Освобождение от иноземного ига.


Укрепление Московского государства. Объединение русских земель.


Стояние на реке Угре. Конец монголо – татарского ига.


Повторительно – обобщающий урок по теме « Начало объединения русских земель».

Повторение краеведческого материала.




17




1


2



1



2



1


2


1



1



2




2





2

















































Знакомство с экспонатами краеведческого музея.




Карта, карточки.




Картина «Москва при Иване Калите».

Карта, иллюстрации.



Картина «Московский Кремль при Дмитрии Донском», лента времени.

Портрет, иллюстрации.




Карта, схема битвы, картина «Утро на Куликовом поле», «Поединок».

Иллюстрации.


Лента времени, карточки, гравюра Ивана III.

Картина «Иван III топчет ханскую грамоту».


Картина Московский Кремль при Иване III».


Карта, картины, карточки.




Кремль, династия, географическое положение Москвы.

Калита, свита.


Десятина, крестьяне, отрок, дворяне.




Отшельник, игумен, пустынь, послушник, жертвовать.

Полк, пехота, воевода.

Памятник.


Пищаль, тюфяки.


Монарх, монархия, скипетр, держава, бойницы.



8 КЛАСС


1 четверть


п/п

Содержание урока

Кол. часов

Дата

Корректиро

вка

Краеведение

Обеспечение.

Основные термины и понятия





1.






2.



3.



4.



5.



6.



7.



8.



9.



10.



11.



12.




13.




14.






15.


Раздел I. Единая Россия (конец XV – начало XVII веков).

Иван III Великий – глава единого государства Российского.



Расширение государства Российского при Василии III.


Русская православная церковь в Российском государстве.


Первый русский царь – Иван IV Грозный.


Опричнина Ивана Грозного.



Присоединение к Российскому государству Поволжья.


Покорение Сибири.



Быт простых и знатных людей.



Москва – столица Российского государства.


Путешествие Афанасия Никитина в Индию.


Великий иконописец Андрей Рублёв.


Первопечатник Иван Фёдоров и первое издание книг.



Правление Бориса Годунова. Смутное время.



Семибоярщина. Освобождение от иноземных захватчиков.





Повторительно – обобщающий урок по теме « Единая Россия». Самостоятельная работа.




23
















2






1



1



1



1



1



1



1



1



1



1



1




1




2






2





02.09

04.09





09.09



11.09



16.09



18.09



23.09



25.09



30.09



02.10



07.10



09.10



14.10




16.10




21.10

23.10





28.10

30.10











Строительство Нижегородского кремля.
















Жизнь и быт жителей Нижегородского края.

















Нижегородское ополчение. Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.




Гравюра «Иван III», картина «Иван III топчет ханскую грамоту», карта «Образование централизованного государства».

Карта «Образование централизованного государства».

Схема «Церковная система управления».

Картина «Иван Грозный», схема «Система государственного управления при Иване IV».

Карта «Русское государство в XVI веке»

Карта «Русское государство в XVI веке».

Иллюстрация.

Карта, иллюстрации, картины «Покорение Сибири Ермаком».

Иллюстрация «Крестьянская изба».

Иллюстрации, карточки, картины о Москве.

Карта, карточки, иллюстрации.

Репродукции икон «Троица карточки, иллюстрации.



Карточки,

иллюстрации.

Картина «Смутное время», карточки.

Карта «Русское государство в XVII веке», картина «Призыв Минина».

Лента времени, карточки.




Боярская дума, казна, приказы, наместники, уезды.

Боярин – наместник.



Десятина,

духовенство.

Царь, Земский Собор, Церковный собор, сословие, стрельцы.

Помещик, самодержец, опричнина, опричники, земщина.

Порох, ясак, караул, толмач.

Казак, круг, атаман.


Тулуп, тягло, слобода.

Усыпальница, надгробие, изразцы.


Путешествие, раджа.

Икона,

иконопись.

Патриарх.







Смута





Семибоярщина.


















2 четверть


16.



17.






18.



19.



20.






1.




2.





3.


4.

5.




6.



7.




Начало правления династии Романовых.


Крепостные крестьяне. Крестьянская война под руководством Степана Разина (1 урок).



Крестьянская война (2 урок).



Раскол в Русской православной церкви.


Освоение Сибири и Дальнего Востока.


Раздел II. Великие преобразовния России в XVIII веке.

Начало правления Петра I.




Начало Северной войны. Строительство Петербурга.




Полтавская битва.


Победа русского флота. Окончание Северной войны.

Пётр I – первый российский император.


Преобразования Петра I.



Эпоха дворцовых переворотов.


































22


1



1






1



1



2






1




2





1


1


1



1



2

















11.11



13.11





18.11



20.11



25.11

27.11



02.12



04.12





09.12

11.12

16.12



18.12



23.12

25.12
























Алена Арзамасская.

Крестьянская война на Нижегородской земле.



Протопоп Аввакум. Жизнь и судьба.














































Лента времени, карточки.


Иллюстрации, картина «В крестьянской избе», карта.





Карта «Русское государство в XVII веке», иллюстрации.

Картина «Боярыня Морозова».

Карта, карточки.


Картины, карточки, лента времени.




Карта «Россия в конце XVII начале XVIII веков», иллюстрации.


Карта, таблица-план, репродукции картин «Основание Петербурга», «Пётр I на строительстве Петербурга».

Схема битвы, карточки.


Иллюстрации.


Иллюстрации, портрет, фрагмент памятника.



Карта «Россия в начале XVIII века», схема «Государственное управление при Петре I».


Портреты Елизаветы I, Петра II, Екатерины II, карточки.






Крепостной, барщина, оброк, казак, станица, Соборное уложение.

Крестьянская война.





Протопоп, скиты, старообрядец.

Чум,

Первопроходцы.








Верфь, струг

бомбардир, корабельщик, султан.

Регулярная армия, рекрут, Нева, лоцман.

Окоп, редут, драгун, гетман.

Эскадра, флагман, штиль, абордаж.

Император, империя, цесаревич, Табель о рангах.

Сенат, коллегия, Тайная канцелярия, Синод, обер –прокурор.





Фаворит,

дворцовые перевороты.

Разночинцы, мещане.

Абсолютизм, губернское правление, казённая палата, городничий, городская дума.

3 четверть


8.



9.




10.


11.


12.



13.




14.




15.



16.






17.



18.




19.









1.



2.



3.


4.


5.



6.



7.



8.

Российская Академия наук.

Деятельность М.В.Ломоносова.


Российского университета и Академии художеств.



Правление Екатерины II.


Золотой век дворянства.


Положение крепостных крестьян.


Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.


Русско – турецкие войны во 2-ой половине XVIII века.



А.В.Суворов – великий русский полководец.


Русские изобретатели и умельцы.





Развитие литературы и искусства в XVIII веке.


Быт и нравы русских людей в XVIII веке.



Повторительно – обобщающий урок по теме « Великие преобразования в России в XVIII веке».



Раздел III. История нашей страны в XIX веке.


Россия в начале XIX века.



Начало Отечественной войны 1812 года.


Бородинская битва.


Оставление Москвы.


Народная война против армии Наполеона.


Отступление и гибель французской армии.


Правление Александра I.



Восстание декабристов.














































23

1



1




1


1


2




2




1




1



1






1


1




1









1



1



1


1


1



1



1



1







































И.П.Кулибин.Кулибинский водоход.


































Нижегородская ярмарка.


Декабрист-нижегородец М.П.Бестужев-Рюмин.


Портрет М.В Ломоносова иллюстрации.






Портрет А.Куракина художника В.Боровиковского.

Иллюстрации, картина «Торг», карточки.

Карта «Россия с конца XVII до середины XVIII века», портрет Е.Пугачёва.

Портреты П.А.Румянцева, А.В.Суворова, карта, дополнительная литература.

Карта, картина «Переход Суворова через Альпы».

Портрет, иллюстрации, картина «Паровая машина Ползунова».


Портреты, иллюстрации, альбом «Искусство XVIII века».

Иллюстрации (быт, одежда и т.д.).


Карта, иллюстрации, карточки.





Портрет Александра I, карточки.

Карта «Отечественная война 1812 года», карточки.

Карта, схема сражения, иллюстрации.

Карта «Отечественная война 1812 года», картина «Военный совет в Филях», иллюстрации.

Карта, карточки, портрет Д.Давыдова.

Иллюстрации.





Портрет, карточки с опорными словами.

Картина «Восстание на Сенатской площади.










Дворянское

собрание, именитые граждане, капитан-исправник, меценаты, привилегированное сословие

Наказы, вольные.

Дезертирство.



Ультиматум.

Генералиссимус



Паровая машина, семафор.





Драматургические произведения.


Аристократ, ботфорты, трость, менуэт, извозчик.







Выкуп, министерство, Комитет министров, Государственный совет.

Отечественная война.

Генеральное сражение, ставка, флеши.

Фураж.

Партизан, народная война.





Военные поселения, аракчеевщина, реакция, произвол, старец.

Декабристы, присяга, каторга.


4 четверть


9.



10.





11.



12.



13.



14.




15.


16.


17.




18.




19.



20.



21.





Император Николай I.



«Золотой век» русской культуры.




Великий русский поэт А.С.Пушкин.


Развитие науки и географические открытия.


Крымская война 1853-1856 годов.


Отмена крепостного права.




Реформы Александра II.


Правление Александра III.


Развитие российской промышленности.



Наука и культура во 2-ой половине XIX века.



Жизнь и быт русских купцов.



Быт простых россиян в XIX веке.


Повторительно – обобщающий урок по теме « История нашей страны в XIX веке». Повторение краеведческого материала.





1



1





1



1



1



1




1


1


1




1




1



2



2





















































История знаменитого сормовского завода «Красное

Сормово»












Купечество Нижнего Новгорода








Карточки.



Иллюстрации, карточки.




Портрет, иллюстрации.


Карта «Россия в XIX веке», иллюстрации.

Карта «Крымская война», иллюстрации, набор открыток «Оборона Севастополя».

Карточки.


Карточки.


Портрет, карточки.


Схема «Реформы в период правления Александра III», карточки.




Карта «Россия после реформы», репродукции, иллюстрации.

Схема «Дела купцов».





Казарма, жандарм, чиновник.

Портрет, пейзаж, опера, фортепьяно, скрипка.


Лицей, поэма, дуэль, роман.


Телеграф, телефон, свита, пингвин.

Бухта, эскадра, флотилия, сёстры милосердия.

Манифест, надел, выкупные платежи, круговая порука.

Волость, волостной старшина, мировой посредник, суд присяжных, присяжный поверенный.

Кредит, импорт, экспорт.

Частное предпринимательство,

монополия, ассигнация, буржуазия, рабочие, картуз.


Консерватория.



Благотворительная деятельность,

галерея.

Конка, котелок, трактир.




9 класс


1 четверть

п/п

Содержание урока

Кол. часов

Дата

Корректи

ровка

Краеведение

Обеспечение

Основные термины и исторические понятия








1.




2.


3.




4.



5.




6.




7.



8.




9.







1.



2.



3.



4.





5.



Повторение


Раздел I. Россия в начале XX века.

Начало правления Николая II.




Русско – японская война.


Первая русская революция.




Появление первых политических партий.


Реформы государственного управления.



Реформы П.А.Столыпина.




Серебряный век русской

культуры.


Россия в I мировой войне.




Повторительно – обобщающий урок по теме «Россия в начале XX века».



Раздел II. Россия в 1917 – 1920 годы.

Февральская революция и отречение царя.


Захват власти большевиками в Петрограде.


Установление Советской власти.


Начало Гражданской войны и иностранной интервенции. Создание Белой и Красной

армии.


Борьба между «красными» и

«белыми».Крестьянская война против белых и красных.


1


9



































11


1




1




1


1




1



1




1




1



1




1







1



1



1



2





3
















Баррикады на улицах Сормова.































Установление советской власти в Нижнем Новгороде и крае.




Боевой корабль «Волгарь – доброволец»





Карта «Россия после реформ 1861 года».



Карта «Русско – японская война».

Карта «Революция 1905-1907 гг. в России», карточки.





Иллюстрации.



Иллюстрации

Портрет П.А.Столыпина, карточки.


Портреты деятелей культуры начала XX века (Ф.Шаляпин, М.Горький, А.Павлова и др.).

Карта «Первая мировая война», карточки.

Карты, карточки.

Карта «Первая мировая война», карточки.


Карта – схема «Вооружённое восстание в Петрограде», «Штурм Зимнего Дворца», иллюстрации.


Карта «Великая Октябрьская революция и гражданская война.





Карта « Гражданская война и иностранная интервенция»





Гвардия, полковник, забастовка, стачка.


Эскадра, крейсер, прицельный огонь.

Демократия, социализм, петиция, холостой залп.




Митинг, партия, съезд, лидер, демонстрация, либеральные партии, гимназия.


Манифест, Конституция, депутат, курия.





Опера, балет, кино, режиссёр.

Военный союз, претензии, фронт, дезертировать.




Отречение, карточная система, двоевластие.

Штаб, Красная гвардия, декрет.

Рабочие комитеты, комитеты бедноты, прод.отряды, репарация, мятеж.

Гражданская война. Тачанка.



2 четверть

6.



7.




8.











1.



2.



3.




4.





5.





6.



7.




8.



9.


Экономическая политика Советской власти.


Жизнь и быт людей в годы революции и

гражданской войны.


Повторительно – обобщающий урок по теме « « Россия в годы революции и Гражданской войны».





Раздел III Советская Россия – СССР – в 20 – 30 годы XX века.


Новая экономическая политика (НЭП).


Образование СССР.



Изменения в системе государственного управления. Культ личности И.В.сталина.


Индустриализация в СССР.





Коллективизация крестьянского хозяйства.




Новая Конституция страны 1936 года.


Развитие науки и культуры в СССР в 20-30 годы XX века.



Жизнь и быт советских людей в 20-30 годы XX века.


Повторительно - обобщающий урок.


















11


1



1




1











1



1



1




1





1





1



2




2



1
































Горьковский автозавод.

Город большой химии- Дзержинск.











Валерий Чкалов.















Иллюстрации.

Карта «Гражданская война», иллюстрации, портреты.


Книга Д.Рида «10 дней, которые потрясли мир», иллюстрации, фотодокументы.

Карты, иллюстрации, портреты, фотодокументы, карточки.




Иллюстрации, фотодокументы, карточки.

Карта «СССР», карточки.


Иллюстрации, фотодокументы, фото Сталина.


Карта «СССР», иллюстрации, фотодокументы.



Карточки, иллюстрации, фотодокументы.



Иллюстрации, карточки.


Иллюстрации, фотодокументы.



Иллюстрации, фотодокументы.


Продразвёрздка, коммунизм, совхоз.


Коммуналка, беспризорники, безработица, ликбез, комсомол, пионеры.









Батрак, концессия.


Союз, наркомат, делегат.


Духовная семинария, культ личности.

Индустриализация, заём, пятилетка, комсомольская путёвка, шахтёр.


Колхоз, кулак, трудодни.




Сессия, репрессия.



Синтетический каучук.

3 четверть





1.



2.




3.




4.


5.



6.


7.


8.



9.


10.


11.



12.




13.







1.



2.



3.


4.



5.

6.


Раздел IV. Великая Отечественная война (1941 – 1945 г.).

СССР накануне Второй мировой войны.


Советский Союз в начале Второй мировой

войны.


Начало Великой Отечественной войны. Оборона Брестской крепости.


Битва за Москву.


«Всё для фронта! Всё для победы!»


Блокада Ленинграда.


Сталинградская битва.


Борьба советских людей на оккупированной территории.


Битва на Курской дуге.


Героизм тружеников тыла.


Окончание Великой Отечественной войны.


Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй мировой войны.


Повторительно – обобщающий урок по теме « Великая Отечественная война».



Раздел V. Советский Союз в 1945 – 1991 годах.

Возрождение страны после войны.


Борьба за власть после смерти И.В.Сталина.


Реформы Н.С.Хрущёва.


Достижения в науке и технике в 50-60 годы.


Освоение космоса.

Хрущёвская «оттепель».




14








































14












1



1




1




1


1



1


2


1



1


1


1



1




1







1



1



1


2



1

1




















Нижегородцы в годы Великой Отечественной войны.

Подвиг Юрия Смирнова.

Герои войны – дзержинцы.





































Карта «Вторая мировая война 939-1945г.»

Карта «Великая Отечественная война 1941-1945 годы», иллюстрации, фотодокументы.

Карта, иллюстрации, фотодокументы.

Карта, иллюстрации, фотодокументы.

Карта, иллюстрации, фотодокументы.

Карта, иллюстрации, фотодокументы.

Карта, иллюстрации, фотодокументы.

Карта, иллюстрации, фотодокументы.

Карта, иллюстрации, фотодокументы.

Карта, иллюстрации, фотодокументы.

Карта, иллюстрации, фотодокументы.



Карта, иллюстрации, фотодокументы, карточки.






Политическая карта мира.

Карта СССР.

Карта СССР, иллюстрации, фотодокументы.

Портреты С.П.Королёва, Ю.А.Гагарина, В.В.Терешковой, фотодокументы, иллюстрации.

Портреты, иллюстрации, фотодокументы.




Фашизм, нацизм, конфликт.

Оккупация, дивизия.

Генеральный штаб, генеральное наступление, эвакуация, контрнаступление, тыл, броня, конструкторское бюро, автомат.

Блокада.

Эскадрилья.

Концлагерь, рейды.


Коалиция.


Комендантский час, патруль, пенициллин.



Капитуляция.












Возрождение, трудовой подвиг, трудодни.

«Холодная война».

Реабилитация, кредит, целина.

Лайнер.

Космодром.

НКВД, «Архипелаг ГУЛАГ».



7.



8.



9.



10.



11.


12.


13.







1.



2.




3.



4.


5.


Экономика и политика эпохи «застоя»


Внешняя политика СССР в 70-е годы. Афганская война.


Советская культура и советская интеллигенция в годы «застоя».


Жизнь и быт советских людей в 70-80 годы.


Реформы М.С.Горбачёва.


Распад СССР.


Повторительно – обобщающий урок по теме « СССР в 1945 – 1991 годах»



Раздел VI. Новая Россия в 1991 – 200… годах.

Экономические реформы Б.Н.Ельцина.


Реформы государственного управления.



Развитие науки и культуры в 90 годы XX века


Продолжение реформ в России.


Повторительно – обобщающий урок. Повторение краеведческого материал.























8


1



1



1



1



1


1


1







1



1





2



2


2






Карта СССР.

Иллюстрации, фотодокументы, портреты.


Иллюстрации, фотодокументы, портреты.

Иллюстрации, фотодокументы, портреты.

Карта, карточки.

Карта СССР, дидактические карточки.








Карта

Таблица «Политическое устройство страны».

Иллюстрации, фотодокументы.

Иллюстрации, фотодокументы.



Дефицит.

Ядерное оружие.


Инакомыслие, дессидент, «самиздат», бард, магнитофон.

Магнитола, проигрыватель, транспорант.

Фермер, альтернативные выборы.










Приватизация, ваучер.


Предприниматель, бизнес.




Интернет.












Основные требования к знаниям и умениям учащимся

7 класса

Учащиеся должны знать:

  • какие исторические даты называются точными, приблизительными;

  • когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);

  • кто руководил основными сражениями.

Учащиеся должны уметь:

    • пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

    • пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;

    • соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

    • пользоваться « Лентой времени», соотносить год с веком;

    • устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат;

    • правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;

    • пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся

8 класса



Учащиеся должны знать:

      • когда началось и закончилось событие (по выбору);

      • когда протекало конкретное событие;

      • великих русских поэтов, писателей, ученых;

Учащиеся должны уметь:

      • пользоваться « Лентой времени»;

      • устанавливать причинно – следственные связи и зависимости, связь исторических событий;

      • выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;

      • оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.



Основные требования к знаниям, умениям учащимся

9 класса

Учащиеся должны уметь:

    • пользоваться небольшим историческим текстом;

    • правильно и осознано оценивать реальную обстановку;

    • выбрать из текста учебника конкретного героя, дать

положительную характеристику, выделить личностные качества;

    • передать содержание конкретного исторического материала;

    • пользоваться современными числовыми взаимосвязями

(« Лента времени»).

Учащиеся должны знать:

      • основные исторические события, революционные движения, гражданская война; становление Советской власти; стройки первых пятилеток; вторая Мировая война; Великая Отечественная война;

      • основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные годы;

      • исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.






ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. М.: «Владос», 2010. 2. Б.П.Пузанов ,О.И.Бородина, Л.С.Сековец,Н.М.Редькина «История России 7 кл.»: - Москва ГИЦ « Владос», 2009. 3. Б.П.Пузанов ,О.И.Бородина, Л.С.Сековец,Н.М.Редькина «История России 8 кл.»: - Москва ГИЦ « Владос», 2009 4.Б.П.Пузанов ,О.И.Бородина, Л.С.Сековец,Н.М.Редькина «История России 9 кл.»: - Москва ГИЦ « Владос», 2009.

  1. Исторические карты по темам «История России» 7, 8, 9 класс.

  2. Атласы.

  3. «Лента времени».

  4. Таблица – план по теме.

  5. Таблицы, схемы.

  6. Схемы военных сражений.

  7. Портреты исторических, государственных деятелей.

  8. Исторические картины, репродукции.

  9. Портреты выдающихся полководцев.

  10. Иллюстративный материал.

  11. Дидактический материал (карточки-задание, кроссворды, игры).

  12. Аппликации по теме.

  13. Фрагменты исторических кинофильмов, видеофильмов.

  14. Грамзаписи.




















13



Рабочая программа по истории 7-9 классы школы VIII вида
  • История
Описание:

Рабочая  программа педагога по истории  7 - 9 классов составлена на основе Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Базисного учебного  плана общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года и Учебного плана муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №2 VIII вида» города Дзержинска Нижегородской области на 2013/2014 учебный год.   

Автор Мирошниченко Оксана Валерьевна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 4287
Номер материала 9287
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓