Пояснительная
записка
Рабочая
программа 7 класса по истории составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования, примерной программы
основного общего образования по истории. -Москва:«Дрофа» 2007г, а также на
основе авторской концепции А.А Данилова, Л.Г Косулиной по Истории России XVI-XVIII в.- Москва:
«Просвещение» 2008 г. и авторской программы по всеобщей истории под редакцией
А. Вигасина, Г.И Годера, Н.И Шевченко, А. Я Юдовской, Л.М Ванюшкина, А.О
Сороко-Цюпа - М.; «Просвещение»,2008
Программа
конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает
распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую
последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся. Федеральный базисный учебный план для образовательных
учреждений РФ отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «История»
на этапе основного общего образования. Из расчета двух курсов – «Истории
России» и «Всеобщей истории». 2 учебных часа в неделю.
Основные
содержательные линии программы в 7 классе реализуется в рамках
Классы
|
|
Разделы
программы
|
|
|
История
России
|
Всеобщая
история
|
VII
класс
|
68
часов
|
История
России (XVI-XVIII
вв.) – 40 ч.
История
Нового времени (XVI–XVIII
вв.) – 28 часов
|
Курс
новой истории XIX
век ставит целью:
·
Ознакомление
учащихся с событиями новой истории, фактами, биографиями исторических деятелей,
основными процессами развития человеческого общества.
·
Формирование
у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и
культурных достижениях человечества, уважение к традициям и культуре народов
мира.
Курс
истории России ставит целью:
·
Ознакомление
учащихся с событиями истории XIX века, фактами, биографиями исторических
деятелей.
·
Формирование
целостного представления об историческом пути России
·
Изучение
материальной и духовной культуры русского народа.
·
Воспитание
патриотизма и гражданственности, привитие интереса к Отечественной истории.
Цель
учителя:
·
Сформировать
знания в рамках программы.
·
Сформировать
умения работы с источниками, исторической картой, умение называть характерные,
существенные черты, сравнивать исторические события, хронологические умения.
·
Воспитать
интерес к истории и культуре народов стран мира и России, ценностные ориентиры
и убеждения.
При реализации программы используются элементы технологий:
·
личностно-ориентированного
обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой
на саморазвитие личности;
·
развивающего обучения, в
основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних
механизмов личностного развития школьников;
·
объяснительно-иллюстративного
обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их
репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных
(предметных) знаний;
·
формирования учебной
деятельности школьников;
·
дифференцированного
обучения, где учащиеся класса делятся на условные группы с учётом
типологических особенностей школьников.
На уроках истории применяются следующие методы и
приемы:
- работа с
учебником, раздаточным материалом, проблемными задачами, историческими
источниками, средствами массовой коммуникации;
- беседа,
самостоятельная работа, наблюдение;
- работа с
помощью схем, наглядных пособий;
реферативная
работа, составление и заполнение контурных карт, работа с исторической картой.
ИСТОРИЯ
НОВОГО ВРЕМЕНИ: 1500-1800 в.в. (28 ч)
Содержание
курса по истории нового времени:1500-1800
Глава 1.
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение.
Реформация. (10 ч.)
Тема 1.
Технические открытия и выход к Мировому океану
Новые изобретения
и усовершенствования. Новые источники энергии — ветряная мельница, каменный
уголь. Книгопечатание. Расширение тематики книг. Географические представления.
Революция в горнорудном промысле. Успехи в металлургии. Новое в военном деле.
Морские карты. Почему манили новые земли. Новые морские пути на Восток.
Тема 2. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия
Четыре
путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового материка: Америго
Веспуччи. Представление о Новом Свете. Первое кругосветное путешествие.
Фернандо Магеллан. Земля — шар. Западноевропейская колонизация новых земель.
Поход за золотом. Владения португальцев в Азии. Значение Великих
географических открытий.
Тема 3. Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе
Разложение
традиционных отношений и формирование новых. Складывание абсолютизма в
политике управления европейских государств. Значение абсолютизма для
социального, экономического, политического и культурного развития общества.
Парламент и король: сотрудничество и подобострастие. Появление республик в
Европе. Короли, внёсшие вклад в изменение облика Европы: Генрих VIII Тюдор,
Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Тема 4. Дух предпринимательства преобразует экономику
Условия
развития предпринимательства. Новое в торговле. Рост городов и торговли.
Складывание мировых центров торговли. Торговые компании! Право монополии.
Накопление капиталов. Банки и биржи. Появление государственных банков. Переход
от ремесла к мануфактуре. Причины возникновения и развития мануфактур.
Мануфактура — предприятие нового типа. Разделение труда. Наёмный труд. Рождение
капитализма.
Тема 5. Европейское общество в раннее Новое время
Тема 6.
Повседневная жизнь
Изменения в социальной структуре
общества, его основные занятия. Новые социальные группы европейского общества,
их облик. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Условия жизни, труда
крестьянства Европы. Новое дворянство— джентри и старое дворянство. Низшие
слои населения. Бродяжничество. Борьба государства с нищими. Законы о нищих.
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды —
эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. «Столетия редкого
человека». Короткая жизнь женщины. Революция в еде и питании. Искусство
кулинарии. Домоведение. Революция в одежде. Европейский город Нового времени,
его роль в культурной жизни общества.
Тема 7. Великие гуманисты Европы
От раннего к высокому
Возрождению. Образованность как ценность. Гуманисты о месте человека во
Вселенной. Гуманист из Роттердама. Утверждение новых гуманистических идеалов.
Первые утопии об общественном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле. Мишель
Монтень: «Опыты» — рекомендации по самосовершенствованию. Рим и обновление его
облика в эпоху Возрождения.
Тема 8. Мир художественной культуры Возрождения-
Эпоха Возрождения и её характерные черты.
Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и искусстве. Идеал
гармоничного человека, созданный итальянскими гуманистами. Уильям Шекспир и
театр как школа формирования нового человека. Произведения и герои У.
Шекспира. Творчество Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени.
Эпоха «титанов». Гуманистические
тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Формирование
новой, гуманистической культуры и вклад в её развитие — Леонардо да Винчи,
Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. География и особенности искусства:
Испания и Голландия XVII в. Своеобразие Высокого искусства Северного Возрождения. Тема 9. Рождение новой
европейской науки в XVI—XVII вв
Условия развития революции в
естествознании. Действие принципа авторитетности в средневековой Европе и его
проявление. Критический взгляд гуманистов на окружающий мир и его последствия.
Открытия, определившие новую картину мира. Жизнь и научное открытие Николая
Коперника. Открытие и подвиг во имя науки Джордано Бруно. Галилео Галилей и его
открытия. Вклад Исаака Ньютона в создание новой картины мира в XVII в.
Тема 10.
Начало Реформации в Европе
Обновление христианства. Влияние
Великих географических открытий и идей гуманизма на представления европейца о
самом себе. Кризис и начало раскола католической церкви. Реформация — борьба за
переустройство церкви. Причины Реформации и широкого её распространения в
Европе. Германия — родина Реформации церкви. Мартин Лютер: человек и
общественный деятель. 95 тезисов против индульгенций. «Спасение верой» — суть
учения Мартина Лютера. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лютеранская
церковь в Германии. Пастор — протестантский проповедник.
Тема 11. Распространение Реформации в Европе
Контрреформация. Географический
охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана
Кальвина. Идея о предопределении судьбы человека. Социальный эффект учения
Кальвина. Жестокость осуждения предателей кальвинизма. «Рим кальвинизма».
Борьба католической церкви против еретичных учений. Контрреформация: её
идеологи и воплотители. Орден иезуитов
Тема 12- Королевская власть и Реформация в Англии
Борьба за господство на море. Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Генрих
VIII: от защитника веры к религиозной реформе. Особенности Реформации
католической церкви в Англии. Англиканская церковь. Попытка Контрреформации:
политика Марии Кровавой. «Золотой век Елизаветы I» — укрепление англиканской
церкви и государства. Пуритане. Политика предотвращения религиозных войн.
Соперничество с Испанией за морское господство. Итоги правления королевы
Елизаветы I.
Тема 13. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Начало религиозных войн. Ришелье как идеолог
и создатель системы абсолютизма во Франции. Франция — сильнейшее государство
на европейском континенте.
Глава 2. Первые революции нового времени.
Международные отношения.(4ч)
Тема 14,
Освободительная война в Нидерландах.
Рождение Республики Соединённых провинций «Жемчужина в короне Габсбургов». Нидерландская революция и
рождение свободной Республики Голландии. Преследования протестантов.
Иконоборческое движение. Центр экономической жизни — Амстердам.
Тема 15. Парламент против короля.
Революция в Англии. Англия
— первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией. Англия
накануне революции. Причины революции. Пуританская этика и образ жизни.
Противостояние короля и парламента. Англия — республика.
Тема 16. Путь к парламентской монархии
Реформы английского парламента.
Движение протеста. Разгон Долгого парламента. Кромвель — пожизненный
лорд-протектор Английской республики. Борьба за колонии и морское господство.
Тема 17.
Международные отношения в XVI—XVIII вв.
Причины международных
конфликтов в Европе в XVI— XVIII вв. Соперничество между Францией, Англией и
Испанией. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Условия и
значение Вестфальского мира. Северная война России и Дании против Швеции.
Семилетняя война
Глава 3. Эпоха просвещения. Время преобразований. (10
ч.)
Тема 18. Великие
просветители Европы
Просветители XVIII в. —
продолжатели дела гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение
укрепляющей свои позиции буржуазии. Ценности просветителей. Образование как
решающий ресурс развития общества. Влияние идей просветителей на формирование
представлений о гражданском обществе, правовом государстве в Европе и Северной
Америке.
Тема 19, Мир художественной культуры Просвещения
Вера человека в собственные возможности.
Поиск идеала, образа героя эпохи. Образ человека новой эпохи (буржуа) в художественной
литературе «Певцы третьего сословия» Музыкальное искусство эпохи Просвещения в
XVIII в. Архитектура эпохи великих царствований.
Тема 20. На пути к индустриальной эре
Аграрная революция в Англии.
Складывание новых отношений в английской деревне. Развитие капиталистического
предпринимательства в деревне. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки
и особенности. Формирование основных классов капиталистического классов
общества: промышленной буржуазии и пролетариата. Цена технического прогресса.
Тема 21. Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование
Соединённых Штатов Америки. Распространение
европейской цивилизации за Атлантику. Первые колонии в Северной Америке и их
жители. Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями.
Формирование североамериканской
нации. Идеология американского общества. Культура и общественная жизнь в колониях.
Конфликт с метрополией. Причины войны за независимость США. Декларация
независимости США. Образование США.
Торжество принципов народного верховенства
и естественного равенства людей. Военные действия и создание регулярной армии.
Успешная дипломатия и завершение войны. Итоги и значение войны за независимость
США. Конституция США 1787 г. и её отличительные особенности. Устройство
государства. Политическая система США. Билль о правах. Историческое значение
образования Соединённых Штатов Америки.
Тема 22.
Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции
Демографические изменения.
Изменения в социальной структуре, особенности формирования французской
буржуазии. Французская революция как инструмент разрушения традиционного
порядка в Европе. От Генеральных штатов к Учредительному собранию: отказ от
сословного представительства, провозглашение Национального и Учредительного
собраний. Деятельность Учредительного собрания. Конституционалисты у власти.
Тема 23.
Великая французская революция.
От монархии к республике. Поход
на Версаль. Главные положения Декларации прав человека и гражданина. Первые
преобразования новой власти. Конституция 1791 г. Законодательное собрание.
Начало революционных войн. Свержение монархии. Организация обороны. Провозглашение
республики. Якобинская диктатура и террор.
Тема 24. Великая французская революция.
От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта
Движение санкюлотов и раскол среди
якобинцев. Конституция 1795 г. Генерал Бонапарт: военачальник, личность.
Глава 4.
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. (4 ч.)
Тема
25. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени
Земля принадлежит государству.
Деревенская община и её отличия в разных цивилизациях Востока. Государство —
регулятор хозяйственной жизни. Разложение сословного строя. Города под
контролем государства. Религии
Тема 26.
Государства Востока.
Начало европейской колонизации. Разрушение традиционности восточных обществ. Основные
события соперничества за Индию.
Религии Востока: конфуцианство, буддизм,
индуизм, синтоизм.
Маньчжурское завоевание Китая.
Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Направления
русско-китайских отношений. Китай и Европа: культурное влияние. Русско-японские
отношения.
Содержание курса по истории России XVII-XVIIIвв. (40 ч)
РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI—XVII в. (4 ч)
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь
Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества.
Пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова.
Социально-экономическая политика. Голод 1601 —1603 гг. Обострение социальных
противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами
Западной Европы.
Смута. Причины и суть
Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика
Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана
Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина.
Освободительная борьба против интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия
Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии
Романовых.
РОССИЯ в XVII в. (10 ч)
Политический строй. Первые
Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и
Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного
аппарата и армии. Реформаторская деятельность Л. Л. Ордина-Нащокина и В. В.
Голицына, царя Федора Алексеевича.
Экономическое и социальное развитие. Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые
явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного
производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли.
Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.
Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное
закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство.
Казачество.
Народы России в XVII в. Освоение Сибири.
Народные движения. Причины и особенности
народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание
под предводительством Степана Разина.
Власть и церковь. Церковь после Смуты.
Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный
собор 1666—1667 гг.
Внешняя политика. Россия и Речь
Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к
России. Русско-польская война 1653—1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая
война 1676—1681 гг. Крымские походы.
Образование и культура в XVII в. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания.
Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хабаров.
Литература. Сатирические повести («О Шемякином суде», Ерше Ершовиче»), Автобиографические
повести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль.
Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков.
Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения.
Повседневный быт и обычаи крестьян.
Основные понятия темы
Мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка, Всероссийский
рынок, протекционизм, тягло, белые слободы, крепостное право, абсолютизм,
крестьянская война, церковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры,
парсуны.
РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в. (12 ч)
Преобразования Петра I. Предпосылки
петровских преобразований. Личность Петра. Великое
посольство 1697—1698 гг.
Реорганизация армии. Упразднение Боярской думы и приказной
системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии.
Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы
городского управления.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего
Правительствующего синода.
Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей.
Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма.
Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном
производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая
реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало строительства
Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донского каналов.
Цена и последствия реформ Петра I.
Внешняя политика Петра /.Северная
война 1700—1721 гг. «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского
флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир.
Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский
поход.
Итоги внешней политики Петра I.
Народные движения. Причины народных
восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под
руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления.
Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.
Изменения в культуре. Культура
«верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я.
В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии
наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой
научной библиотеки.
Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий
в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини.
В. В. Растрелли. И. К. Коробов.
Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Светская
живопись. И. Н. Никитин.
Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение
европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение
культурного наследия Петровской эпохи.
Основные понятия темы: рекрутская система, «потешные войска», посессионные
крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм, меркантилизм,
камерализм, ассамблеи, политес, кунсткамера, цифирные школы, домовитое
казачество, голутвенное казачество, прелестные письма.
РОССИЯ В 1725—1762 гг. (4 ч)
Дворцовые перевороты: причины,
сущность, последствия. Фаворитизм. Елизавета Петровна.
Внутренняя политика. Изменение
системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров.
«Конференция при высочайшем дворе». Расширение привилегий дворянства.
Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин.
Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учреждение
Дворянского и Купеческого банков.
Внешняя политика. Основные направления
внешней политики. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война
1741 —1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней
войне 1756—1762 гг. П.А.Румянцев. 11. С. Салтыков.
Основные понятия темы: кондиции, олигархия, фаворит, дворянские монополии, Дворянский банк.
РОССИЯ
в 1762—1800 гг. (10ч)
Екатерина II. Внутренняя политика Екатерины II. Особенности внутренней политики. Политика просвещенного абсолютизма.
Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Золотой век российского
дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней
политики в 70—90-е гг.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа.
Ужесточение крепостничества.
Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугаче- па. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение
и последствия войны.
Экономическое развитие. Начало
разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост
мануфактур и промыслрв. Предпринимательство, торгово-промышленные компании.
Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.
Развитие общественной мысли. Проникновение
либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борьба самодержавия с
вольнодумством.
Павел I. Внутренняя политика Павла /. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство.
Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов
Внешняя политика. Основные
направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное
искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья.
Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие
России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины,
Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. и ее
значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной
Францией. Внешняя политика Павла I.
Культура и быт во второй половине XVIII в. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие
Московского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия
наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. П. Татищев. Академические
экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие
техники. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин.
Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковский. Драматургия.
А.
П. Сумароков. Русские просветители. Д. И.
Фонвизин. Г. Р.Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков. Русский сентиментализм.
Н. М. Карамзин.
Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева-Жемчугова.
Т. В. Шлыкова-Гранатова.
Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фомин. Русская
народная музыка.
Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. Г1. Лосенко.
Г. И. Угрюмов. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов.
В. Л. Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение
русской скульптуры. Ф. И. Шубин.
Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский
дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В.
И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Павловский
дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Московском Кремле, Московский университет,
Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старов
(Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки
городов.
Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание,
досуг, обычаи.
Основные понятия темы: просвещенный
абсолютизм, Манифест о вольности дворянства, секуляризация церковных земель,
Уложенная комиссия, месячина, отхожие промыслы, капиталистые крестьяне,
ассигнации, крестьянская война, классицизм, сентиментализм, деспотия.
Пояснительная
записка
Рабочая
программа 8 класса по истории составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования, примерной программы
основного общего образования по истории. – Москва: «Дрофа» 2007г, а также на
основе авторской концепции А.А Данилова, Л.Г Косулиной История России (XIX-начало XX в.)
.-Москва :«Просвещение» 2007, а также авторской программы по всеобщей истории
под редакцией А. Вигасина, Г.И Годера,Н.И Шевченко, А. Я Юдовской,Л.М
Ванюшкина,А.О Сороко-Цюпа- М.; «Просвещение»,2008
Программа
конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает
распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую
последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся. Федеральный базисный учебный план для образовательных
учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения
учебного предмета «История» на этапе основного общего образования. в из
расчета 2 учебных часа в неделю. Количество часов на изучение тем
соответствует программе
Основные
содержательные линии программы в 8 классе реализуется в рамках двух курсов –
«Истории России» и «Всеобщей истории».
Классы
|
Объем учебного
времени
|
Разделы
программы
|
|
|
История России
|
Всеобщая история
|
|
|
|
VII класс
|
68 часов
|
История России (XIX-начало XX в.) – 40
часа
|
История Нового
времени (XIX –
начало XX в.) –28
часа
|
Cодержание
курса истории нового времени1800-1913 - 28 ч
Глава 1.
Становление индустриального общества. (8 ч.)
Тема 1. Индустриальная революция: достижения и проблемы
Завершение промышленного
переворота. Достижения Англии в развитии машинного производства. Завершение в
Англии аграрной революции. Развитие машиностроения. Военная техника. Новые
источники энергии. Открытие электрической энергии и способы её использования.
Революция в средствах связи. Развитие транспортных сетей сократило
(пространство и время. Интеграция мира в единую экономическую систему.
Монополистический капитализм, или империализм, его черты.
Тема 2. Индустриальное общество: новые проблемы и новые -1 ценности
Ускорение темпов промышленной революции.
Нарастание миграционных процессов. Урбанизация. Индустриальная революция и
изменение социальной структуры общества. Изменение политической и экономической
сущности аристократии. Развитие новых основных классов капиталистического
общества: буржуазия и рабочий класс. Средний класс.
Тема 3. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность
Технический прогресс и
повседневность. Городской рельсовый путь. Распространение периодической
печати. Газета в городе. Зингер: бытовая швейная машина. Новое представление о
комфорте быта. Дальнейшее развитие и совершенствование средств связи. Рост
культуры города. Музыка. Велосипед. Фотография. Пишущая машинка. Культура
покупателя и продавца. Изменения в моде. Новые развлечения.
Тема 4. Наука: создание научной картины мира
Причины нарастания открытий в области
математики, физики, химии, биологии, медицины в XIX в. Социальный эффект
научных открытий и достижений. Социальный эффект открытия электрической
энергии. Роль учения Ч.Дарвина для формирования нового мировоззрения.
Микробиология. Достижения медицины. Роль и развитие образования в капиталистическом
обществе.
Тема 5. XIX век в зеркале художественных исканий.
Литература. Кризис традиционных форм культуры,
поиск новых. Утрата значимости идей и ценностей эпохи Просвещения. Рационализм
и критический реализм. Натурализм. Романтизм. Новое поколение «наследников»
Робинзона в произведениях О. Бальзака и Ч. Диккенса. Новые герои Франции Э.
Золя.
Тема 6. Искусство XIX в. в поисках новой картины мира
Промышленный переворот в Англии
и революция во Франции формируют новую эпоху в европейской художественной
культуре. Реализация идеи раскрытия трагических противоречий между гармоничной
личностью и обществом. Нарастание скорости взаимообмена новым в искусстве.
Классицизм в живописи. Эпоха романтизма в живописи. Импрессионизм.
Постимпрессионизм. Музыка. Театр. Кинематограф. Архитектура
Тема 7. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и
государство
Философы о социальных
перспективах общества в эпоху промышленного переворота. Либерализм и
консерватизм: альтернативы общественного развития. Социалистические учения
Революционный социализм — марксизм. Рождение ревизионизма. Анархизм.
Глава 2.
Строительство новой Европы. (8 ч.)
Тема 8.
Разгром империи Наполеона.
От Франции революционной к
Франции буржуазной. Революционер на троне. Режим личной власти Наполеона
Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи.
Завоевательные войны консульства и империи. Французский гражданский кодекс.
Французское общество во времена
империи. Франция и Англия. Поход в Россию. Причины ослабления империи Наполеона
Бонапарта. Крушение наполеоновской империи. Освобождение европейских
государств. Вступление союзников в Париж. Реставрация Бурбонов. Сто дней
императора Наполеона. Венский конгресс. Священный союз и новый европейский
порядок.
Великобритания
: сложный путь к величию и процветанию.
Франция
Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г к политическому кризису. Франция
революция 1848 г. Германия на пути к единству.
Война
изменившая карту Европы, Парижская коммуна
Глава 3. Страны
Западной Европы в конце 19 века. Успехи и проблемы индустриального общества. (5
ч.)
Германская
империя : борьба за место под солнцем
Великобритания.
Франция
:Третья республика
Тема 18, Италия: время реформ и колониальных захватов
Цена объединения Италии.
Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Роль
государства в индустриализации страны. Особенности монополистического
капитализма в Италии. «Мирное экономическое проникновение». Эмиграция — плата
за отсталость страны. Движения протеста. Колониальные войны.
Тема 19. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса
Господство старых порядков.
Наступление эпохи национального возрождения. Революционный кризис. Австро-венгерское
соглашение: империя Габсбургов преобразуется в двуединую монархию
Австро-Венгрию. «Лоскутная империя». Ограниченность прав и свобод населения.
Начало промышленной революции.
Глава 4.
Две Америки (1 ч.)
Тема 20.
США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики
США — страна от Атлантики до
Тихого океана. «Земельная» и «золотая» лихорадка — увеличение потока
переселенцев. Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в
первой половине XIX в. С. Маккормик. Фермер — идеал американца. Плантаторский
Юг. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Конфликт между Севером и Югом. Начало
Гражданской войны. Авраам Линкольн. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа
северян над Югом. Значение Гражданской войны и политики А. Линкольна.
Расслоение фермерства.
Монополистический капитализм: господство трестов, финансовая олигархия. США —
президентская республика. Структура неоднородного американского общества.
Расизм. Положение рабочих. Американская федерация труда. Теодор Рузвельт и политика
реформ на укрепление гражданского общества и правового государства. Доктрины:
Монро, «открытых дверей», «дипломатии большой дубинки
Глава 5. Традиционные общества в 19 веке: новый этап
колонизации. (5ч.)
Тема 22.
Япония на пути модернизации: «восточная мораль — западная техника»
Кризис традиционализма. Слабость
противостоять натиску западной цивилизации. Насильственное «открытие» Японии
европейскими державами. Начало эры «просвещённого» правления. Новые
черты экономического развития и социальной структуры общества. Изменения в
образе жизни общества. Поворот к национализму. Внешняя политика.
Тема 23. Китай: сопротивление реформам
Насильственное «открытие» Китая.
Опиумные войны. Колонизация Китая европейскими государствами. Курс на
модернизацию страны не состоялся. Раздел Китая на сферы влияния. Превращение
Китая в полуколонию индустриальных держав.
Тема 24. Индия: насильственное разрушение традиционного общества
Индия — «жемчужина Британской короны».
Влияние Ост-Индской кампании на развитие страны. Колониальная политика
Британской империи в Индии. Методы насильственного разрушения традиционного
общества. Насильственное вхождение Индии в мировой рынок. Гибель ручного
ремесленного производства в Индии. Индустриализация индийской промышленности.
Социальные контрасты Индии.
Таинственный континент. Культы и
религии. Традиционное общество на африканском континенте. Занятия населения.
Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и
Эфиопия: необычные судьбы для африканского континента. Успехи Эфиопии в борьбе
за независимость. Особенности колонизации Южной Африки.
Глава 6.
Международные отношения: обострение противоречий (2ч.)
Тема 26.
Международные отношения: дипломатия или войны?
Отсутствие системы европейского
равновесия в XIX в. Политическая карта мира начала XX в. — карта противостояния.
Начало распада Османской империи. Завершение раздела мира. Нарастание угрозы
мировой войны. Узлы территориальных противоречий. Создание военных блоков:
Тройственный союз, Антанта. Первые локальные империалистические войны.
Балканские войны — пролог Первой мировой войны. Образование Болгарского
государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Пацифистское движение.
Попытки Второго Интернационала отвернуть страны от политики гонки вооружений.
Повторение
по курсу
Обобщающее повторение курса XIX
в.: модернизация как фактор становления индустриального общества. От революций
к реформам и интересам личности.
Содержание курса РОССИЯ в XIX в. (40 ч) 8 класс
РОССИЯ в ПЕРВОЙ половине XIX в. (18 ч)
Россия на рубеже веков. Территория.
Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй.
Внутренняя политика в 1801—1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. Проект
Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа
народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М. М.
Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных
законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка
Сперанского: причины и последствия.
Внешняя политика в 1801 —1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и
направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских
коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия
на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии.
Разрыв русско- французского союза.
Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И.
Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский
маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение
России от захватчиков.
Заграничный поход русской армии. Внешняя политика Рос- сии в
1813—1825 гг. Начало заграничного похода, его цели.
Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском
конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней
политике Александра I. Россия и Америка. Россия — мировая держава.
Внутренняя политика в 1814 —1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская
конституция.
Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление
политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики
Александра I.
Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812—1815 гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Проект
крестьянской реформы .Д. А. Гурьева. Развитие промышленности и торговли.
Общественные движения. Предпосылки
возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации.
Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные
проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и общественные движения.
Династический кризис 1825 г. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825
г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение
и последствия восстания декабристов.
Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы
самодержавия. По- , пытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля
над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация
государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская
православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями.
III отделение царской канцелярии.
Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической
системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые
явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е.
Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева.
Рост городов.
Внешняя политика в 1826—1849 гг. Участие России в подавлении революционных движений в европейских
странах. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829
гг. Обострение-русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия.
Восточный вопрос во внешней политике России.
Народы России. Национальная политика
самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение
Шамиля.
Общественное движение 30— 50-х гг. Особенности общественного движения 30 — 50-х гг. Консервативное
движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение.
Западники. Т. Н. Грановский. С. М. Соловьев. Славянофилы. И. С. и К. С.
Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские. Революционное движение. А. И. Герцен и Н.
П. Огарев. Петрашевцы. Теория «общинного социализма».
Крымская война 1853—1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные
этапы войны. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов. Кавказский
фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.
Культура и быт в первой половине XIX в. (4 ч)
Развитие образования, его сословный характер.
Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигубского, И. Е.
Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно- полевой хирургии.
Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остроградского и Н. И.
Лобачевского. Вклад в развитие физики Б. С. Якоби и Э. X. Ленца. А. А.
Воскресенский, Н. Н. Зинин и развитие органической химии.
Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные
экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П.
Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г. И. Невельского и
Е. В. Путятина. Русское географическое общество.
Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм,
классицизм, реализм).
Литература. В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одоевский. Золотой век
русской поэзии. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н. В.
Гоголь. И. С. Тургенев. Д. В. Григорович. Драматургические произведения А. Н.
Островского.
Театр. П. С. Мочалов. М. С. Щепкин. А. Е. Мартынов.
Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А. Е.
Варламов. А. А. Алябьев. М. И. Глинка. А. С. Даргомыжский.
Живопись. К- П. Брюллов. О. А. Кипренский. В. А. Тропинин. Д. А. Иванов.
П. А. Федотов. А. Г. Венецианов.
Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов.
Л.Д.Захаров (здание Адмиралтейства). А. Н. Воронихин (Казанский собор). К. И.
Росси (Русский музей, ансамбль Дворцовой площади). О. И. Бове (Триумфальные
ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей).
Русско-византийский стиль. К. А. Тон (Храм Христа Спасителя, Большой
Кремлевский дворец, Оружейная палата).
Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.
Кемеровская область в первой половине 19 в – 1 час
Основные
понятия темы
Охранительная политика, теория официальной народности, обязанные
крестьяне, кодификация законов, майорат, славянофильство, западничество,
крестьянский социализм, крестьянская община, революционная демократия.
Непременный совет, Негласный комитет, Конституция, вольные хлебопашцы,
министерства, реформы, разделение властей, масоны, декабристы, военные
поселения, промышленный подъем, рынок рабочей силы, крепостные
предприниматели, расслоение крестьянства.
РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (16 ч)
Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в.
Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало правления Александра II.
Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного
права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич.
Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного
права.
Либеральные реформы 60—70-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная
реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила.
Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной
группировок в правительстве на рубеже 70—80-х гг. «Конституция» М. Т.
Лорис-Меликова.
Национальный вопрос в царствование Александра II. Польское восстание 1863 г. Рост национального самосознания на Украине
и в Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии
Финляндии. Еврейский вопрос. «Культурническая русификация» народов Поволжья.
Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства.
Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка».
Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации.
Формирование буржуазии. Рост пролетариата.
Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-х — начала 60-х гг.
Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский
конституционализм. Консерваторы и реформы. М. Н. Катков.
Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н.
Г. Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М. А. Бакунин, П. Л.
Лавров, П. Н. Ткачев. Народнические организации второй половины 1860 — начала
1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля».
Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство
Александра II.
Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М.
Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика
России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.
Русско-турецкая война 1877—1878 гг.: причины, ход военных
действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в освобождении
балканских народов от османского ига.
Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П» Победоносцев.
Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства.
Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати.
Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление.
Национальная и религиозная политика Александра III.
Экономическое развитие страны в 80—90-е гг. Общая характеристика экономической политики Александра III.
Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной
деятельности С.Ю.Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние
сельского хозяйства.
Положение основных слоев российского общества. Социальная структура пореформенного общества.
Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный
облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль
духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса
расслоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного
крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.
Общественное движение в 80—90-х гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении.
Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.
Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III.
Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение
России и Франции. Азиатская политика России.
Развитие культуры во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине
XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук.
Успехи физико-математических, прикладных и химических наук. Географы и
путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука.
Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики.
Революционно-демократическая литература.
Русское искусство. Общественно-политическое значение деятельности
передвижников. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития
русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки.
Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в
развитии культуры и общественной жизни.
Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской
культуры в развитии мировой культуры.
Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и
го-» родского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских
окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.
Кемеровская область во второй половине XIX в. (1 ч)
Основные понятия темы
Промышленный переворот, экономический кризис, индустриализация,
полицейское государство, социальная структура, общественное движение,
либерализм, консерватизм, революционно-демократическое движение, анархизм,
народничество, марксизм, террор, бюрократическая
система, земство, суд присяжных, народное представительство, буржуазия, пролетариат,
интеллигенция, рабочее законодательство, антисемитизм, черта оседлости,
русификация, меценатство, урбанизация, критический реализм, Тройственный союз.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.