Главная / История / рабочая программа по истории 6 класс

рабочая программа по истории 6 класс

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»



Рассмотрено на Согласовано Утверждено

заседании ШМО с зам. директора по УВР директором школы

________________ _____________________ ___________________

Протокол №_____ от «___» __________ 2014 г. Протокол №_____ от

«___» __________ 2014 г. «___»___________ 2014 г.










рабочая учебная программа

по истории

6 класс









Турусова Оксана Сергеевна, учитель истории и обществознания











Арсеньевский городской округ

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа по «Истории» для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.

Основные содержательные линии программы курса «История» в 6 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «История средних веков». Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

При составлении рабочей учебной программы произошло четкое распределение учебных часов по разделам курса, учтена рекомендуемая последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории средних веков; выдающихся деятелей средневековой истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • умение пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

  • умение анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

  • умение сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различие;

  • умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

  • умение полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • умение самостоятельно анализировать исторические источники (письменные, вещественные, изобразительные);

  • умение работать с исторической картой;

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения.

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 6 класса:

класс

Объем учебного времени

Разделы программа

Всеобщая история

История России

6

70 часов

История средних веков

35 часов

История России

35 часов

Основной функцией курса  является формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения

Учебно-методический комплекс для обучающихся:


А.А.Данилов, Л.Г.Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века», М., Просвещение, 2011 г.

Е.В. Агибалова, Г.М.Донского «История средних веков», М., Просвещение, 2008 г.

Веряскина О.Г. История России с древнейших времён до конца XIX века.  Олимпиады: школьный и муниципальный этапы. 6-8, 10 кл.: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2009.


Методическая литература


О.В.Арасланова, К.А.Соловьёв. Поурочные разработки по истории средних веков. 6 класс, М., ВАКО, 2007 г.

Н.Ю.Колесниченко. Поурочные планы к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 6 класс. –Волгоград:Учитель, 2007.

Б.Н.Серов, Л.М.Гаркуша. Поурочные разработки по истории Отечества с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс. М.: «ВАКО», 2001.

Зверева Л.И., Тувельман А.Е. Мир и Россия в средние века: 6 кл.: Краткие конспекты уроков для учителя истории. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

А.Т.Степанищев. Опорные конспекты по истории России: 6-11 кл.: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.  

История в лицах: учебные задания. Составители Н.А.Григорьева, А.В.Хорошенкова. – Волгоград: ООО «Экстремум», 2006.

Филиппа Уингейт. Иллюстрированная мировая история. Королевские династии. – М., «Росмэн», 1999.

Карамзин Н.М. Об истории государства Российского/Сост. А.И.Уткин. – М.: Просвещение, 1990.












Содержание программы

«История средних веков»

35 часов


Раздел 1. «У истоков Средневековой Европы» - 8 ч.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Раздел 2. «Византия и арабский мир» - 6 ч.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Раздел 3. «Средневековое европейское общество» - 7 ч.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Раздел 4. «Государства Европы в XIV-XV вв». – 14 ч.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.



Аппарат контроля предполагает использование следующих форм, приемов и методов в процессе изучения дисциплины

«История средних веков» в 6 классе:

  • Терминологический диктант – 4

  • Письменная работа частично-поискового характера - 3

  • Практическая работа с источником - 2

  • Вариативный тест - 4

  • Итоговые письменные работы – 3



Аппарат контроля предполагает использование следующих форм, приемов и методов в процессе изучения дисциплины

«История России» в 6 классе:

  • Терминологический диктант – 4

  • Письменная работа частично-поискового характера - 3

  • Практическая работа с источником - 2

  • Вариативный тест - 4

  • Итоговые письменные работы – 3




















Календарно-тематическое планирование (70 ч.)


Название разделов и тем

Форма урока

Основные понятия

Домашнее задание

Раздел 1. «У истоков Средневековой Европы» - 8 ч.

1

Вводный урок. Понятие «средние века».

Урок изучения нового материала

Средневековье, цивилизация, исторические источники

С.5-9, термины

2

Мир варварства.

комбинированный

Варвар, племя, род, дружина, знать

П. 1, рисунок, термины

3

Великое переселение народов.

комбинированный

Великое переселение народов, христианство, варварские королевства

П. 2, вопрос 2,3, термины

4

Крушение западной Римской империи

комбинированный

Королевство, вандалы, вандализм, лангобарды

П.3, вопрос 1,3, термины

5

Франкское королевство. Роль христианства в раннем средневековье.


комбинированный

Майордом, обычное право, обряд, Отцы церкви, ерись, догмат, символ веры

П.4, термины, рисунок и рассказ


6

Империя Карла Великого. Образование и наука.

комбинированный

Помазание на царство, бенефиций, иммунитет, капитулярий

П.5 вопрос 3,4, термины.


7

Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Урок усвоения новых знаний

Политическая раздробленность, норманны, викинги, сарацины, мадьяры, кириллица.

П. 6 подготовка к самостоятельной работе.

8

Повторительно-обобщающий урок по разделу: «У истоков Средневековой Европы».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.


-

Раздел 2. «Византия и арабский мир» - 6 ч.

9

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство.

Урок изучения нового материала

Торговый путь «из варяг в греки», кодекс Юстиниана.

П.7 вопрос 2,5, термины.

10

Императоры Византии. Арабские племена: расселение, занятия

Комбинированный

«Василевс», миряне, догмат, шарифат, халиф, Коран, Мечеть.

П.8,9, термины

11

Гибель империи. Возникновение ислама.

Урок изучения нового материала

Риторика.

П.10, стр. 83-88 задание 6, термины

12

Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.


комбинированный

Гавриил, мусульмане, ислам, арабы, иудеи. Халиф, Сунниты, Шииты, Шариат.

П.11,12. стр. 102-107 задание 2, термины.

13

Чудеса Арабской культуры.

комбинированный

Медресе, каллиграфия, арабески

П.13, термины. Подготовка к самостоятельной работе

14

Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Византия и арабский мир». Сам. раб.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.


-

Раздел 3. «Средневековое европейское общество» - 7 ч.

15

Сословное общество в средневековой Европе.

Урок изучения нового материала

Сословие, трехполье

П.14, вопрос 1, термины.

16

Феодальное общество. Крестьяне и сеньоры. Жизнь и быть горожан.

комбинированный

Духовенство, рыцарство, сеньор, барщина, оброк, община.

П. 15, термины, срт.132-137 задание 3.

17

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Средневековые замки.

комбинированный

Феод, Вассал, рыцарь.

П.16, стр. 144-150 задание 5, рисунок и рассказ.

18

Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

комбинированный

Рыцарство, турнир, куртуазность, трубадур, инквизиция

П. 17 вопрос 1,5. термины.

19

Средневековый город.

комбинированный


Ремесло, пошлина, хартия, бюргерство, патрициат.

П.18, 19. термины.

20

Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.


комбинированный

Цех, устав цеха, шедевр.

П. 20, 21. Подготовка к самостоятельной работе.

21

Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Средневековое европейское общество». Сам. раб.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся


-

Раздел 4. «Государства Европы в XIV-XV вв». – 14 ч.

22

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах.

Урок изучения нового материала

Коронация, миро, орден монашеский.

П.22 вопрос 1,2. схема, термины.

23

Особенности сословно-представительной монархии в Англии.

комбинированный

Проповедь, таинства, десятина, отлучение

П.23, стр.213-216, задание 4, термины

24

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества.

комбинированный

Крестовые походы, инквизиция, аутодафе.

П. 24, стр.228-233 задание 7, термины.

25

Священная Римская империя германской нации.

комбинированный

Схоластика.

П. 25 вопрос 2,3, доклады

26

Европа соборов.

комбинированный

Фреска

П. 26, стр. 248-252, задание 6,7.

27

Английская монархия: от завоевания до парламента.

комбинированный

Барон, парламент,

П. 27 вопрос 6,7, термины.

28

Франция на пути к единству.

комбинированный


П.28, стр. 270-274 задание 6.

29

Король и его долг

комбинированный


П. 29, вопрос 4,6. Подготовка к сам. работе

30

Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Государства Европы в XIV-XV вв». Сам. раб.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся


-

31

Духовный мир средневекового человека.

Урок изучения нового материала


П.30, вопрос 3,5.

32

Столетняя война 14-15 веках.

комбинированный


П.31,32, вопрос 6,7, схема.

33

Новые монархии.

комбинированный

Централизация,

П. 33, стр.317-321, задание 6,7.

34

Развитие науки и техники. Начало книгопечатания в Европе.

комбинированный


П. 34, 35. таблица.

35

Итоговое повторения курса «истории средних веков».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся





Содержание программа

«История России» - 35 часов

Раздел 1. «Древняя Русь» - 10 ч.

Заселение территории нашей страны. Народы и государства нашей страны в древности: государства Северного Причерноморья, Скифское Царство, Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария, кочевые народы Степи. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Восточные славяне в VI – IX веках: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество.

Раздел 2. «Политическая раздробленность Руси» - 9 ч.

Политическая раздробленность Руси. Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Распад Древнерусского государства. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская боярская республика: географическое положение, хозяйство, политический строй. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Монгольское завоевание. Экспансия на Западе. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Александр Невский. Золотая Орда и Русь. Русь и Литва. Культура русских земель в XII – XIII веках.

Раздел 3. «Русь Московская» - 8 ч.

Начало объединения русских земель. Формы землевладения и хозяйства. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский.

Раздел 4. «Российское государство в XVI» - 8 ч.

Предпосылки образования Российского государства. Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Василий III. Становление центральных органов власти и управления Российского государства. Судебник 1497 г. Теория «Москва – Третий Рим». Условия развития страны XVI века: территория, население, экономика. Предпосылки централизации страны. Установление царской власти. Иван IV Грозный. Реформы 50-60-х годов XVIвека. Земские соборы. Опричнина. Становление сословно-представительной монархии. Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ливонская война.

Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Религиозно-культурное влияние Византии. Своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъема в XII – начале XIII вв. Монгольское завоевание и русская культура. Формирование культуры Российского государства. Летописание. Строительство 5 Московского Кремля.




Календарно-тематическое планирование

Название разделов и тем

Форма урока

Основные понятия

Домашнее задание

Раздел 1. «Древняя Русь» - 10 ч.

1

Введение. Что изучает история Отечества.

Урок изучения нового материала

Лингвистика, фольклористика, археология

Стр. 4-6, термины.

2

Восточные славяне

комбинированный

Быт, вервь, вече, нравы, народное ополчение, язычество.

П. 1, вопрос 3,4, термины.

3

Соседи восточных славян

комбинированный

Дань, колонизация.

П. 2, вопрос 2,6, термины.

4

Формирование Древнерусского государства

комбинированный

Государство, полюдье

П. 3, вопрос 2,3, термины.

5

Первые киевские князья

комбинированный

Погосты, уроки

П. 4, вопрос 2,5, термины.

6

Владимир I и принятие христианства.

комбинированный

Епископ, ересь, митрополит, церковный устав.

П. 5, с.42 – письменно ответы на вопросы к документу

7

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи

комбинированный

Боярин, вотчина, династический брак, наместник, холоп, общество, политика, посадник, усобицы.

П. 6, вопрос 1,6, термины.

8

Языческая культура восточных славян. Особенности развития древнерусской культуры.

комбинированный

Миниатюра, житие, патриотизм, самобытный.

П. 7, вопрос 5,7, термины.

9

Быт и нравы Древней Руси

комбинированный

Образ жизни, слобода, хоромы.

П. 8, рисунок, термины. Подготовка к сам. работе

10

Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Древняя Русь». Сам. раб.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.


-

Раздел 2. «Политическая раздробленность Руси» - 9 ч.

11

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности Владимир Мономах

Урок изучения нового материала

Рать, экономика, уделы, эксплуатация

П. 9, вопрос 3, термины.

12

Главные политические центры Руси

комбинированный

Республика, мятеж, мужи

П. 10-11, термины, закончить таблицу

13

Главные политические центры Руси

комбинированный


П. 10-11, вопрос 5,8.

14

Нашествие с Востока

комбинированный

Стан, фураж

П. 12, вопрос 2,4, термины.

15

Борьба Руси с западными завоевателями

комбинированный

Ополченцы

П. 13, вопрос 1,5, термины.

16

Русь и Золотая Орда

комбинированный

Баскак, ярлык, владычество, выход, резиденция

П. 14, вопрос 1,2, термины.

17

Русь и Литва

комбинированный


П. 15, вопрос 1,5.

18

Культура русских земель в XIIXIII веках.

комбинированный

Архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный

П. 16, термины. Подготовка к сам. работе

19

Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Политическая раздробленность Руси»». Сам. раб.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.


-

Раздел 3. «Русь Московская» - 8 ч.

20

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

Урок изучения нового материала


П. 17, вопрос 1,3.

21

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

комбинированный

Маневр

П. 18, вопрос 2,4, термины.

22

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века

комбинированный

Уния, диалект

П. 19, вопрос 1,2, термины.

23

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века

комбинированный


П. 19, стр.165 задание 1,2.

24

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

комбинированный


П. 20, вопрос 3,4.

25

Московское государство в конце XIV – начале XVI века

комбинированный

Боярская дума, чин, налоги, кормление, местничество, окольничий, пожилое, поместье, помещик, таможенный сбор

П. 21, вопрос 1, 3, термины.

26

Церковь и государство в конце XIV – начале XVI века

комбинированный

Благотворительность, дьякон, старец

П. 22, вопрос 1, 2, термины.

27

Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Русь Московская»». Сам. раб.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.



Раздел 4. «Российское государство в XVI» - 8 ч.

28

Реформы Избранной рады

комбинированный

Дворяне, дети боярские, Земский собор, приказы, централизованное государство

П. 23, вопрос 1, 3, термины.

29

Внешняя политика Ивана IV

комбинированный

Острог

П. 24, вопрос 4, 5, термины

30

Внешняя политика Ивана IV

комбинированный


П. 24, стр.214 задание 1.

31

Опричнина

комбинированный

Всполье, карьера, крепостное право, опала, опричнина, посад, челобитная

П. 25, стр.221 задание 1, термины.

32

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIVXVI веках.

комбинированный

Публицистика, эпос, регалии, энциклопедия

П. 26, вопрос 1,2, термины

33

Архитектура и живопись в XIVXVI веках.

комбинированный

Шатровый стиль, юродивый

П. 27, стр.245 задание 2, термины.

34

Быт XVXVI веков.

комбинированный

Административные здания, кафтан, полати, харчевня, административный

П. 28, вопрос 1, термины.

35

Итоговое повторение по курсу Истории России

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся


-



рабочая программа по истории 6 класс
  • История
Описание:

Рабочая программа по «Истории» для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.

 

Основные содержательные линии программы курса «История» в 6 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «История средних веков». Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

Автор Турусова Оксана Сергеевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 411
Номер материала 21301
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓