Главная / История / Рабочая программа по Истории 6 касс

Рабочая программа по Истории 6 касс

15


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8

имени А.Н. СИБИРЦЕВА


«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор А.А.Вершинина

______________________

«___» _________ 2014 г.


Рабочая программа

по ____Истории____

(учебный предмет)

_________6 Г

(классы)

___________(2014-2015)_______________

(срок реализации)






Разработчик программы:


____Кулиева Марина Николаевна_

(Ф.И.О. учителя)

____учитель истории и обществознания_

(занимаемая должность)












«РАССМОТРЕНА»: «СОГЛАСОВАНА»:

на заседании МО Зам. директора по УВР

Протокол № ____ ___________________

от «____» _________ 2014г. «___» _______ 2014г.





СУРГУТ

2014


Пояснительная записка

Рабочая программа по истории для обучающихся 6 Г класса составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644);

  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М.Кондакова,. – М.: Просвещение, 2011;

с учётом:

1.Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов (опубликована в сборнике « Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. (серия «Стандарты второго поколения»);

2.Программы к предметной линии учебников по Всеобщей истории. История Средних веков. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Е.В. Агибалова, Г.М. Донского; под ред. А.А. Сванидзе.- М.: Просвещение, 2012.-288 с.: ил., карт.

3. Программы к завершённой предметной линии учебников по истории России

для 6 классов общеобразовательной школы, авторы-составители А.А.Данилов и др. (опубликованы в сборнике История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 6-9 классы ФГОС, пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ (А.А.Данилов и др.) – М.: Просвещение, 2013;


Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета


Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования учащихся, потому что место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в различных обществах с древних времен до наших дней.

История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.

Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем.

Особенность построения курса состоит в том, что на ступени основного общего образования сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.


Цели исторического образования:

  1. сформировать у молодого поколения исторические ориентиры для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  2. на историческом опыте научить находить свою позицию в мире мультикультурности и поликонфессиональности, быть толерантным и открытым к социальным коммуникациям;

  3. выработать основы исторического сознания гражданской позиции и патриотизма;

  4. анализируя исторический опыт человечества, сформировать систему позитивных гуманистических ценностей

Задачи исторического образования:


  1. выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;

  2. развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов;

  3. осуществление сквозного изучения исторических истоков современных отношений между народами, этническими и религиозными общностями, цивилизационными образованиями;

  4. обучение современным методам поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  5. становление гуманитарной культуры, базирующейся на анализе проблематики «человек в истории»


Тематический план



основные разделы

Кол-во часов

количество

письменные

практические работы

устные

1

Введение

1

1



2

Становление средневековой Европы (VI-XIв.в.)

5

1


1

3

Византийская империя и славяне в (VI-XIв.в.)

3

1


1

4

Арабы в (VI-XIв.в.)

2

2


1

5

Феодалы и христиане.


2

1


1

6

Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

3

1


1

7

Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы.

2



1

8

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XVвв)

6

1


1

9

Славянские государства в Византии в XIV-XV вв.


2

1


1

10

Культура Западной Европы в средние века.

5

1


1

11

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

3



1


Итого

34

10


10

1

Введение.


1




2

Русь Древняя

9

2



3

Русь удельная в XII-XIII
Начало дробления Древнерусского государства.

9

1


1

4

Русь Московская

16

1


1

5

Итоговое повторение

1

1




Итого

36

5


2

Итого:

70

10

-

3



В содержание примерной программы и программы к завершённой линии учебников по истории для 6 класса в соответствии с целями и задачами школьного образования внесены следующие дополнения и изменения, общий объём которых не превышает 15%:


Учебный раздел

Дидактическая единица

Объём учебного времени

Обоснование корректировки

Русь Древняя

Родной край в древности.

0,5

Региональный компонент

Русь Московская

Родной край в XIV-XVI вв.

0,5

Региональный компонент


Итого


1 час







Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • имеет представление о видах идентичности, актуальных для становления человека и общества, получает представление о гуманистических традициях и ценностях, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов.

  • получает опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны

  • формирует ценностное отношения к чтению

  • совершенствует читательские навыки


Метапредметные результаты:


познавательные

  • формулирует поисковый запрос, планирует и осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы и интернет - источников

  • структурирует информацию с использованием простых таблиц, схем

  • формулирует выводы из изложенных фактов, строит речевое высказывание на заданную тему в устной и письменной форме

  • владеет разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим.

  • сворачивает текстовую информацию (ключевые слова, план, сжатый пересказ);

  • использует для сообщения различные формы: текст, рисунок, таблицу, схему, мультимедийную презентацию

регулятивные

  • работает в соответствии с инструкцией

  • воспринимает и использует критику и рекомендации других (учителя, одноклассников).

коммуникативные

  • выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами

  • формулирует и высказывает собственное мнение

  • договаривается, работая в группе.


Предметные результаты:


Базовый уровень

УЧАЩИЕСЯ научится


  • использовать историческую карту как источник информации.

  • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья

  • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси.

  • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков.

  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.



Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса


Результаты образовательного процесса

Формы контроля

Метапредметные

участие в мероприятиях, конкурсах, олимпиадах школьного и городского уровней.

Предметные

тесты, практические, проверочные, самостоятельные работы.


Общая характеристика учебного предмета


Цель изучения курса «История Средних веков»: освоить значимость периода феодализма в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации

Общие задачи изучения предмета История Средних веков следующие:

  • формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации шестиклассников в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран

  • овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья (преимущественно с позиции эволюции общественных взглядов)

  • воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и богатства культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;

  • развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса:

  • формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиям, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми.

Программа предполагает изучение культуры с позиции культурного многообразия на основе христианского мировоззрения и исламской культуры, а также с учётом особенностей эволюции средневековой личности.

Курс призван внести свой вклад в формирование исторического сознания гимназистов как сложной системы, компонентами которой выступают знания и представления об истории, личностные эмоционально-чувственные и ценностные отношения к ней, а также соответствующие им установки и модели поведения. Структура курса подчинена хронологическому принципу, что в полной мере отвечает специфике основной школы, закладывающей первоначальные представления об истории мира в IX—XVI вв.

Место предмета в учебном плане.


Примерный учебный план для образовательных организаций РФ, реализующих ФГОС ООО нового поколения, предусматривает обязательное изучение истории в 6-ом классе в объёме 70 годовых часов, поэтому программа рассчитана на реализацию в объёме 70 часов (2 урока в неделю). Программа по истории для основной школы предусматривает реализацию стандарта в рамках двух курсов – «История России» и «Всеобщая истории», предполагается их синхронно-параллельное изучение. Поэтому рабочая программа рассчитана на реализацию в объёме 70 часов двумя содержательными блоками:


Всеобщая история

охватывает период с конца V по XVI вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий

34 часа

История России

охватывает период отечественной истории V по XVI века

36 часов (из них – 1 час в рамках регионального компонента, фрагментарно)


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Гуманизм, выражающийся в первостепенной значимости жизни человека с его нуждами и потребностями. Толерантность, подразумевающая умение строить отношения с представителями других культур, принятие неодинаковости людей как условия существования человеческого сообщества, стремление к поиску согласия и взаимодействию на основе общечеловеческих ценностей. Историзм, отражающийся в логическо-последовательном изучении событий и процессов. Гражданская ответственность, проявляющаяся в принятии ценностей демократии, правового государства и гражданского общества, выработки активной гражданской позиции, преодолении социального иждивенчества и инфантилизма. Консолидация нации через воплощение в жизнь принципов социальной справедливости, противодействие сепаратизму и экстремизму в любых его проявлениях. Информированность, способствующая поиску информации из разных источников, умению проверять ее объективность путем проведения сравнительного исследования, анализа, отделения главного от второстепенного, фактов от мнений; а также проявляющаяся в умении противостоять информационному давлению и манипулированию сознанием.


В основу содержания учебного предмета положен ряд научно-исторических, дидактических, методических принципов и требований:

  • курс истории в основной школе должен опираться на современные представления, сложившиеся в исторической науке, отвечать требованию научности. В то же время попытки подчинить школьное изучение истории логике научного познания истории не могут быть продуктивны. Не меньшее значение имеют дидактические принципы доступности, учета возрастных особенностей учеников 6 классов

  • курс должен включать в себя сопоставление альтернативных оценок и подходов к анализу ключевых явлений и процессов, событий и исторических личностей. Обязательным условием, однако, является четкое выражение авторской позиции, позволяющее пригласить учащихся к многостороннему диалогу – с прошлым, с авторами учебника, с учеными, придерживающимися иных научных позиций, с педагогом, преподающим историю в школе

  • гимназисты должны получить представления обо всем многообразии исторического бытия в мире и России в IХ – ХVI вв. Важно показать, как изменялись образ жизни, повседневный быт, семейные отношения, традиции и обычаи, что происходило с человеком, главным героем исторической драмы, основным действующим лицом истории

  • содержание курса учитывает необходимость реализации межпредметных и внутрикурсовых связей

  • изучение истории предполагает широкое использование разнообразных исторических источников.

  • изучение курса отечественной истории в основной школе основано на сочетании систематичности с образностью. Рациональное следует обязательно подкреплять эмоционально-чувственным: яркими характеристиками событий, явлений, деятелей, образными историческими представлениями – без этого невозможно ни формирование личностно-ценностного отношения к истории родной страны, ни гражданское самоопределение учащихся

  • изучение истории будет эффективным только в том случае, если созданы условия для реализации деятельностного подхода к обучению.

Методическая система курса (вопросы и задания к параграфу, иллюстрациям, схемам, документам, источникам, учебному тексту) ориентирует гимназиста на познавательную деятельность, различающуюся по уровню самостоятельности (репродуктивную, преобразующую) и методам решения познавательных задач (описание, оценка, интерпретация).


Содержание учебного предмета


Введение (1 час) Происхождение понятия «Средние века». «Светлый и тёмный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков. Особенности развития разных частей света в эпоху Средневековья. Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные.
Глава I. Становление средневековой Европы (VI-XIв.в.) 5 часов.
Завершение и итоги Великого переселения народов. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления. Салическая правда. Принятие франками христианства. Изменения в положении Церкви в IVв. Споры вокруг понимания христианства и формирование христианских догматов. Отцы Церкви. Ереси. Структура и иерархия духовенства. Возникновение папства. Монашество. Монастыри и книжное дело в раннее Средневековье. Церковь и культура.

Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Территория и население. Особенности императорской власти. Франкское государство в VIII—IX вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и значение. Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия.
Франция и Германия в IX—XI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и Церковь

Тема 2. Византийская империя и славяне в (VI-XIв.в.) 3 часа

Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VIIв. Взаимоотношения с Русью. Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств.
Иран в V— VII вв. Династия Сасанидов. Территория и население. Иран при Хосрове I и Хосрове II. Войны с Византией. Утрата независимости.

Тема 3. Арабы в (VI-XIв.в.) 2 часа.

Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман. Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.

Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности.
.
Тема 4. Феодалы и христиане. 2 часа

Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия: теория и практика. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия.
Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Куртуазность. Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, её функции и значение. Культура крестьян.

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. 3 часа.

Средневековый город. Упадок городской жизни в раннее Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Новое в мировосприятии горожан.
Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы. 2 часа.

Основы могущества Церкви. Упадок морального авторитета Церкви в X—XI вв. Клюнийская реформа. Разделение Церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба империи и папства в XI в. Папство в зените могущества. Ереси XI— XIII вв., причины их широкого распространения. Борьба Церкви с ересями. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении католической церкви. Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвёртый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов.

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XVвв) 6 часов

Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, её союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и Авиньонское пленение пап. Воздействие Нормандского завоевания на развитие Англии. Могущество королевской власти в конце XI—XII вв. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Великая хартия вольностей, её историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента. Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и Германии. Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII—XIV вв. Положение Чехии в рамках Священной Римской империи. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.

Ухудшение условий жизни европейцев в XIVв. «Чёрная смерть», её экономические и социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д'Арк и перелом в ходе войны. Завершение Столетней войны и её итоги.
Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Людовик XI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Объединение Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы.

Тема 8. Славянские государства в Византии в XIV-XV вв. 2 часа

Страны Балканского полуострова в XIV—XV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Ферраро-Флорентийская уния. Гибель Византии.

Тема 9. Культура Западной Европы в средние века. 5 часов.

Воздействие поздневизантийской культуры на другие страны.
Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их черты. Изменения в культуре Западной Европы в XIV—XV вв. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.

Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. 3 часа.

Индия. Варны и касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Религии Индии. Достижения индийской культуры. Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шёлковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть и чиновничество. Достижения китайской науки, литературы и искусства. Япония. Отличительные черты японского общества и государства. Самураи. Культура Японии. Отличительные черты древнетюркского общества. Государства, основанные тюрками, и их роль в системе международных отношений. Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура и Улугбека. Особенности развития Африки. Магриб и Чёрная Африка Освоение человеком Америки. Цивилизации майя, ацтеков инков, их достижения и особенности развития.
Введение (1 час) Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины.
Тема 1. Русь Древняя (9часов)

Восточные славяне. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Эволюция родоплеменных отношений. Особенности управления и военной организации.
Соседи восточных славян. Жители лесной полосы Восточной Европы, их занятия, образ жизни, верования. Взаимоотношения восточных славян с автохтонными племенами Восточно-Европейской равнины. Формирование Тюркского и Аварского каганатов, их политические особенности, проблема влияния на восточное славянство. Хазарский каганат и восточные славяне. Волжская Булгария. Восточные славяне и Византия. Великий торговый путь «из варяг в греки».
Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе. Характер Древнерусского государства. Князь и дружина. Полюдье. Вечевая организация. Народное ополчение.
Первые киевские князья. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава. Изменения в управлении Древнерусским государством.
Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.
Древнерусское государство при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Лествичная система передачи княжеской власти и ее противоречия. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Земельные отношения.

Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Формирование древнерусской народности.
Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
Быт и нравы Древней Руси. Быт и образ жизни земледельческого населения. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Образ жизни князей и бояр. Особенности древнерусской одежды. Русские воины.
Основные итоги развития древнерусского общества и государства.

Тема 2. Русь удельная в XII-XIII (9 часов)
Начало дробления Древнерусского государства. Причины раздробления Древнерусского государства. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Княжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. Устав Владимира Мономаха. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической, власти в период раздробленности. Последствия раздробления Древнерусского государства. Идея единства Руси.
Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси; характер княжеской власти в северо-восточных землях; князь Юрий Долгорукий; внутренняя и внешняя политика Андрея Боголюбского; возвышение Владимиро-Суздальского княжества; Всеволод Большое Гнездо.
Новгородская земля. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси; особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли. Волынское княжество. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Роман Мстиславич. Взаимоотношения между боярами и князем. Правление Даниила Галицкого.
Нашествие с Востока. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Первый поход Батыя на Русь. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение. Причины поражения Руси от монголов.
Отражение удара с Запада. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение побед Александра Невского.
Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Русь и Орда при Александре Невском. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Русь и Литва. Создание Литовского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Великого княжества Литовского. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.
Культура русских земель в XII—XIII вв. Особенности культуры ХП—XIII вв.: общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Накопление научных знаний. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Местное летописание. Возникновение новых литературных жанров. «Поучение детям» Владимира Мономаха. «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве». Памятники русского зодчества. Церковь Святого Георгия в Ладоге. Церковь Спаса на Нере-дице под Ладогой. Успенский собор во Владимире. Храм Покрова Богородицы на Нерли. Княжеская резиденция в Боголюбове. Дмитриевский собор во Владимире. Резьба по камню. Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.
Тема 3. Московская Русь в XIVXVI вв 16 часов

Усиление Московского княжества. Предпосылки и причины объединения русских земель. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь.
Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Борьба Москвы за политическое первенство при потомках Ивана Калиты. Митрополит Алексей. Дмитрий Донской. Взаимоотношения Москвы с Тверью и Литвой. Русь и Орда накануне решающего столкновения. Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.
Московское княжество и его соседи в конце XIV — середине XV в. Завещание Дмитрия Донского. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Создание единого Русского государства. Иван Ш. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий Ш. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства.
Московское государство в конце XV — начале XVI в. Возвышение великокняжеской власти. Начало складывания органов центральной власти и управления. Боярская дума. Административно-территориальное деление. Система кормлений. Местничество. Судебник 1497 г. Зарождение поместной системы. Преобразования в войске. Вотчинное и церковное землевладение. Ограничение свободы крестьян. Категории крестьянства. Появление казачества.
Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Теория «Москва — Третий Рим» — попытка духовного обоснования русской самодержавной власти.
Реформы Избранной рады. Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.
Внешняя политика Ивана IV. Основные направления внешней политики. Внешнеполитические успехи России в 1550-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.
Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири. Превращение России в многонациональную державу.
Опричнина и итоги правления Ивана IV. Обострение внутриполитической борьбы в начале 1560-х гг. Разрыв Ивана IV с Избранной радой. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация Старицкого удела. Поход Ивана IV на Новгород. Активизация крымской экспансии. Отмена опричнины. Итоги опричной политики. Социально-экономические и политические последствия опричнины и Ливонской войны.
Русская культура в XIV—XVI вв. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV-XVI вв. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Культурные контакты России с другими странами. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Возрождение общерусского летописания. Отражение в литературе политических тенденций. Появление новых литературных жанров. «Сказание о князьях Владимирских». Публицистика. «Хронограф». Четьи минеи. Домострой. Возрождение и дальнейшее развитие русского каменного зодчества. Главные сооружения Московского Кремля. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись, формирования национальной живописной школы. Дионисий. Феофан Грек. Андрей Рублев. Произведения декоративно-прикладного искусства.
Быт XIV—XVI вв. Основание новых городов, их структура. Образ жизни тяглого населения русских городов. Сельская Россия. Русская изба. Быт русского крестьянина. Особенности русского костюма. Русская трапеза.
Основные итоги развития русского общества и государства в ХIV-ХVI вв.
Итоговое повторение и обобщение (1 час). Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.

Перечень учебно-методического и программного обеспечения

образовательного процесса


Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ (Е.В. Агибалов, Г.М. Донской) –М.: Просвещение, 2012

История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 6-9 классы ФГОС, пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов и др./ -М.: Просвещение, 2012

Учебник, учебное пособие

История Средних веков. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Е.В. Агибалова, Г.М. Донского; под ред. А.А. Сванидзе.- М.: Просвещение, 2012.-288 с.: ил., карт.

История. Россия с древнейших времён до конца ХVI века. 6 класс Учебник, Данилов А.А., - М.: Просвещение, 2013

Рабочая тетрадь для обучающихся

Данилов А.А История. Россия с древнейших времён до конца ХVI века. Тетрадь- тренажёр. 6 класс: пособие для учащихся общеобразоват.организаций /А.А.Данилов,

Дидактический материал

Иллюстрации, схемы, таблицы, диаграммы, графики, макеты, тексты (законы, статьи из газет, журналов), исторические задачи по темам

Материалы для контроля (тесты и т.п.)

тесты, самостоятельные работы, проверочные работы, практические работы, диктанты

Методическое пособие с поурочными разработками

История. Россия с древнейших времён до конца ХVI века. Поурочное тематическое планирование.6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ (авт. сост. А.А.Лукутин); под ред. А.А. Данилова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение".-М.: Просвещение, 2009.- 32 с.

Я иду на урок истории: Материалы по истории средних веков: Книга для учителя. – М.; Издательство «Первое сентября», 2000

Список используемой литературы

История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В.В. Каргалова. – М., 1997

Колесниченко, Н. Ю. История России. / Н. Ю. Колесниченко. – М., 2006

Смирнов, С. Г. Задачник по истории России: учеб. пособие для средней школы. - 2-е изд., перераб. / С. Г. Смирнов. – М., 2011

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/mediev.htm Исторические источники по истории Средних Веков.

Библиотека Исторического факультета МГУ.

http://www.mavica.ru/directory/rus/5637.html Сайт истории Средних веков.

Технические средства обучения

Интерактивная доска

Компьютер

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 6Г класса.

Психолого -педагогическая характеристика 6 Г класса

В классе обучаются 13 детей, из которых мальчиков – 8, девочек – 5. В данном учебном коллективе имеют низкий, средний уровень успеваемости.

На уроках истории и обществознания отсутствуют конфликты между учениками, что позволяет провести полноценный урок. Учащиеся отличаются медленным темпом деятельности, но вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, не стесняются давать ответы в устной форме.

Основная масса обучающихся класса – это дети со средними низким уровнем способностей и со средней мотивацией учения. Дети в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, но дисциплинированные, ответственно относятся к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. Все учащиеся выполняют домашнюю работу и дополнительные задания. В классе не существует неформальных лидеров. Чтобы включить детей в работу на уроке, используются традиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы. Некоторые учащиеся проявляют желание и возможность изучать историю и обществознание на среднем уровне. В организации работы с этими учащимися учтен и тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. Эти ребята часто не уверены в себе, мнительны, боятся ошибиться и с трудом переживают собственные неуспехи. В целом обучающиеся 6 Г класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.


Образовательные технологии, используемые на учебных занятиях:

1. ИКТ

2. Игровые методы обучения


Основные формы организации деятельности учащихся на учебных занятиях:

1. Групповая работа.

2. Коллективная работа.

3. Фронтальная работа.

4. Парная работа.

5. Индивидуальная работа.
























КОНСТРУКТОР УРОКА истории 6 г класса

Этапы учебного занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

Актуализация знаний


Идеальный опрос

Взаимо- опрос

Тренировочная проверочная работа

Обсуждаем д/з

Кластер

Светофор

Опрос по цепочке

Выборочный контроль

Постановка учебной задачи


Привлекательная цель

Удивляй

Игра тренинг

Обсуждаем д/з

Удивляй

Ключевые слова

Игра тренинг

Удивляй

Решение учебной задачи


Чтение с остановками

ИНСЕРТ

FISHBONE

Мозговой штурм

ИНСЕРТ

ИНСЕРТ

ИНСЕРТ

ИНСЕРТ

Закрепление, тренировка, отработка умений

Своя опора

Повторяем с контролем

Повторяем с расширением

Кластер

Перекрёстная дискуссия

Таблицы: сводная, концептуальная

«Толстые» и «тонкие «вопросы

Таблицы: сводная, концептуальная.

Повторение и систематизация изученного

Денотатный граф

Деловая игра «Компетент-

ность»


Деловая игра «Точка зрения»

Что? Где? Когда?

Графический диктант

Суммирование в парах

Игра

«Своя игра»

Деловая игра «Точка зрения»

Контроль



Выборочный контроль

Опрос по цепочке

Тихий опрос

Блиц-контроль

Взаимоопрос

Тихий опрос

Выборочный контроль

Блиц-контроль

Домашнее задание


Задание массивом

Необычная обычность

Особое задание

Идеальное задание

Эссе

Понятийная карта

Лист «честности»

Эссе

Рефлексия учебной деятельности

Кластер

Выбираем роль

Сочинялка

Самооценка

Мордашки

Кластер

Синквейн

Кластер

















Календарно-тематический план Всеобщая история 70 часов 6 Г класс

Тема урока

Используемые ресурсы

Основные виды учебной деятельности

Объекты и формы текущего контроля

Дата урока

Дата урока

план

факт

1.

Введение

Учебник

Тетрадь

Презентация

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники.

Стартовая работа за 5 класс



Тема 1. Становление средневековой Европы (VI – XI века) 5 часов

2

Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII веках.

Учебник

Тетрадь

Презентация

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны


Выявить сходства и отличия обществ германцев и римлян.




3

Христианская церковь в раннее Средневековье.

Учебник

Тетрадь

Презентация

Христианская церковь. Монастыри.


работать с историческими документами



4

Возникновение и распад империи Карла Великого

Учебник

Тетрадь

Презентация

Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и е. распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.

Оценить деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами.



5

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках.


Учебник

Тетрадь

Презентация

Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература.

Назвать существенные черты представлений средневекового человека о мире



6

Англия в раннее Средневековье

Учебник

Тетрадь

Презентация

Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание. Представления людей о мире


Назвать существенные черты представлений средневекового человека о

тест

§5

мире.



Тема 2. Византийская империя и славяне в VI – XI веках. 3 часа


7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами

Учебник

Тетрадь

Презентация

Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана.

Сравнить управление государством (Византии и империи Карла Великого



8

Культура Византии

Учебник

Тетрадь

Презентация

Культура Византии. Вторжения славян и арабов.

Составить описание произведений искусства




9

Образование славянских государств

Учебник

Тетрадь

Презентация

Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.


Сравнить образ жизни народов (славян и германцев); оценить деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия).



Тема 3. Арабы в VI – XI веках. 2 часа

10

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

Учебник

Тетрадь

Презентация

Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе..

Работа с учебником.



11

Культура стран халифата

Учебник

Тетрадь

Презентация

Распространение ислама. Культура арабов

Составить описание произведений искусства. Таблица



Тема 4. Феодалы и крестьяне. 2 часа

12

Средневековая деревня и ее обитатели

Учебник

Тетрадь

Презентация

Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община.

Выписать существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян).



13

В рыцарском замке.

Учебник

Тетрадь

Презентация

Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей

Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря.



Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. 3 часа

14

Формирование средневековых городов. Городское ремесло

Учебник

Тетрадь

Презентация

Возникновение городов.

Установить причинно-следственные связи (на примере возникновения городов).



15

Торговля в Средние века

Учебник

Тетрадь

Презентация

Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии.

Создать описание городов по иллюстрации учебника



16

Горожане и их образ жизни.

Учебник

Тетрадь

Презентация

Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики.

Установить причинно-следственные связи (на примере возникновения городов).



Тема 6. Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы. 2 часа

17

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

Учебник

Тетрадь

Презентация

Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков.


Таблица Различие католической и православной церквей



18

Крестовые походы

Учебник

Тетрадь

Презентация

Крестовые походы феодалов, последствия. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев.

Выписать государства крестоносцев, характеристика.



Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе

(XI – XV века) 6 часов

19

Как происходило объединение Франции

Учебник

Тетрадь

Презентация

Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения


Выявить изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап).



20

Что англичане считают началом своих свобод

Учебник

Тетрадь

Презентация

Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Хартия Вольностей.

Сравнить причины образования централизованного государства во Франции и Англии.



21

Столетняя война.

Учебник

Тетрадь

Презентация

Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны.

Зафиксировать причины войны и военные действия.



22

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии.

Учебник

Тетрадь

Презентация

Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII.

Дать самостоятельную оценку историческим явлениям.



23

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

Учебник

Тетрадь

Презентация

Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании

Отметить в тетради движение реконкисты. Создать кластер.



24

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV веках

Учебник

Тетрадь

Презентация

Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.

Сравнить особенности развития Германии и Италии; дать самостоятельную оценку историческим событиям



Тема 8. Славянские государства в Византии в XIV – XV веках. 2 часа .


25

Гуситское движение в Чехии

Учебник

Тетрадь

Презентация

Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско

оценить деятельность исторических личностей (Ян Гус).



26

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

Учебник

Тетрадь

Презентация

Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии

Кластер



Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века. 5 часов

27

Образование и философия

Учебник

Тетрадь

Презентация

Представления средневекового человека о мире. Наука и образование. Появление университетов. Церковь и знания.

Составить описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой.



28

Средневековая литература

Учебник

Тетрадь

Презентация

Место религии в жизни человека и общества

Составлять описание достижений литературы; работать с дополнительной литературой.



29

Средневековое искусство.

Учебник

Тетрадь

Презентация

Искусство раннего Возрождения


Выявить новые черты в искусстве.



30

Культура раннего Возрождения в Италии

Учебник

Тетрадь

Презентация

Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм.

Выявить черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов



31

Научные открытия и изобретения

Учебник

Тетрадь

Презентация

Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания

Составить рассказ о технических открытиях и изобретениях.



Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. 3 часа

32

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

Учебник

Тетрадь

Презентация

Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии.

Составить описание достижений культуры стран. Сравнивать особенности развития Китая и Индии.



33

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

Учебник

Тетрадь

Презентация

Народы Америки. Государства. Культура. Государства и народы Африки

Составить развернутый план параграфа; выявить особенности развития стран.



34

Итоговое повторение

Учебник

Тетрадь

Презентация

Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие.

Составить описание достижений культуры стран. Сравнивать особенности их развития











ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА

(34 часа)

Тема 1. Древняя Русь в VIII – первой половине XII века. 9 часов


35

Введение

Учебник

Тетрадь

Презентация

Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя



36

Древнейшие народы на территории России

Учебник

Тетрадь

Презентация

Древние люди на территории нашей страны. Происхождение и расселение восточных славян.

Составить рассказ о происхождении восточных славян; работать с историческими документами



37

Восточные славяне.

Учебник

Тетрадь

Презентация

Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление. Племена Восточной Европы: расселение, занятия, верования. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия.

Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с историческими документами. Работать с исторической картой; выявлять сходства и отличия государств



38

Формирование Древнерусского государства


Учебник

Тетрадь

Презентация

Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Образование Древнерусского государства


Установить причинно-следственные связи (на примере образования Древнерусского государства); работать с документами.




39

Первые киевские князья

Учебник

Тетрадь

Презентация

Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава.

Показать на карте походы князей; давать характеристику деятельности князей



40

Принятие христианства. Владимир.

Учебник

Тетрадь

Презентация

Борьба за киевский престол. Начало правления князя

Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.


Установить причинно-следственные связи (на примере принятия христианства); делать выводы.



41

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Учебник

Тетрадь

Презентация

Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси.

Дать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работа с документами.



42

Культура Древней Руси

Учебник

Тетрадь

Презентация

Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло

Составить таблицу.



43

Быт и нравы Древней Руси


Учебник

Тетрадь

Презентация

Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев.

Кластер.



Тема 2. Русь Удельная в XII – XIII веках 9 часов

44

Начало раздробленности Древнерусского государства

Учебник

Тетрадь

Презентация

Причины раздробленности Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Владимир Мономах.

Дать Характеристику деятельности исторических личностей (на примере Владимира Мономаха



45-46

Главные политические центры Руси.

Учебник

Тетрадь

Презентация

Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем

Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей.



47

Нашествие с Востока

Учебник

Тетрадь

Презентация

Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Составить кластер походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов.




48-49

Борьба Руси с западными завоевателями

Учебник

Тетрадь

Презентация

Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Пользуясь схемой, рассказывать о битвах; характеризовать деятельность исторических личностей (Александр Невский).



50

Русь и Золотая Орда

Учебник

Тетрадь

Презентация

Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Таблица



51

Русь и Литва

Учебник

Тетрадь

Презентация

Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.

Установить причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства).



52

Культура русских земель в XII – XIII веках

Учебник

Тетрадь

Презентация

Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Зодчество. Живопись.

Дать характеристику особенностям развития культуры; составить описание достижений культуры.



Тема 3. Московская Русь в XIV – XVI веках. 16 часов

53

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

Учебник

Тетрадь

Презентация

Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Определить причины и предпосылки создания единого государства; характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Калита).



54-55

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

Учебник

Тетрадь

Презентация

Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и е. значение. Дмитрий Донской

Начертить схему при рассказе о битве; характеризовать деятельность исторических личностей личностей.



56

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века

Учебник

Тетрадь

Презентация

Василий I. Московская усобица, е. значение. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Дать Характеристику политики исторических личностей (Василий I); использовать карту при рассказе об объединении русских земель.



57

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

Учебник

Тетрадь

Презентация

Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель.

Таблица




58

Московское государство в конце XV – начале XVI века

Учебник

Тетрадь

Презентация

Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Выявить новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке.



59

Церковь и государство в конце XV – начале XVI века.

Учебник

Тетрадь

Презентация

Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим

Заполнить сравнительную таблицу



60

Реформы Избранной рады

Учебник

Тетрадь

Презентация

Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы


Таблица.



61-62

Внешняя политика Ивана IV

Учебник

Тетрадь

Презентация

Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. Ливонская война.


Кластер.



63-64

Опричнина.

Учебник

Тетрадь

Презентация

Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия

Дать характеристику деятельность исторических личностей (Иван Грозный); делать выводы об итогах развития государства



65

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках.


Учебник

Тетрадь

Презентация

Особенности развития русской культуры в XIV – XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература

Таблица



66-67

Архитектура и живопись в XIV – XVI веках

Учебник

Тетрадь

Презентация

Зодчество в XIV – XV вв. Архитектура Московского государства в XVI в. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Реферат, доклад.



68-69

Быт XV – XVI веков.

Учебник

Тетрадь

Презентация

Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда.

Таблица



70

Итоговое повторение

Учебник

Тетрадь

Презентация

Основные понятия курса.

Особенности развития Руси и стран Центральной и Западной Европы.

Обобщать и систематизировать изученный материал.

Контрольная работа.











Лист

корректировки рабочей программы по истории в 6 гкласса учитель Кулиева М.Н.


Номер урока

Тема урока

Дата проведения по плану

Причина

корректировки

Корректирующие

мероприятия

Дата проведения по факту































































































Рабочая программа по Истории 6 касс
  • История
Описание:

Рабочая программа по истории для обучающихся 6 Г   класса составлена                                   в соответствии с нормативными документами:

1.    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644); 

2.    Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М.Кондакова,. – М.: Просвещение, 2011;

с учётом:

1.Примерной программы  основного общего образования по истории для 5-9 классов (опубликована в сборнике « Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. (серия «Стандарты второго поколения»);

2.Программы к  предметной линии учебников по Всеобщей истории. История Средних веков. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Е.В. Агибалова, Г.М. Донского; под ред. А.А. Сванидзе.- М.: Просвещение, 2012.-288 с.: ил., карт.

3. Программы к завершённой предметной линии учебников по истории России

 

для 6 классов общеобразовательной школы, авторы-составители А.А.Данилов и др. (опубликованы в сборнике История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 6-9 классы ФГОС, пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ (А.А.Данилов и др.) – М.: Просвещение, 2013;

Автор Кулиева Марина Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 522
Номер материала 27723
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓