Главная / История / Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории 5 класс

Пояснительная записка


Данная рабочая программа разработана на основе:

  1. БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;

  2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  3. Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  4. Учебного плана МБОУ «Чувашско-Дрожжановская сош»

5. Авторской программы курса истории Древнего мира для учащихся 5 класса общеобразовательной школы Вигасина А.А., Михайловского Ф.А

Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, особое внимание акцентируется на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер. Основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях – «ступень развития» и «культурная общность»).

Рабочая программа содержит 63 тем, плюс пропедевтический курс 5 уроков. Остающие 2 учебных часа отводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся.

При распределении учебных часов между частями курса программа исходит из приоритетного значения для современной европейской (в том числе русской) культуры наследия античного мира.

Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.

В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 5 классе:

Цели курса:

  1. формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;

  2. развитие умений по применению исторических знаний в жизни;

  3. приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:

Основными образовательными задачами курса являются:

  1. формирование исторического мышления учащихся;

  2. развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;

  3. формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;

  4. формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;

  5. формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;

  6. формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;

  7. формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).

В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:

  1. формирование правовой культуры школьников;

  2. формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);

  3. развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;

  4. формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;

  5. развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и самостоятельные работы. На изучение истории Древнего мира в 5 классе учебным планом предусматривается 70 учебных часов – из расчета 2 часа в неделю.

Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная, самостоятельная.


Календарно-тематическое планирование

п\п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или

виды учебной деятельности учащихся

Виды контроля и измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата


план

факт


Пропедевтический курс (5 часов)

1.

Введение. Что изучает история

1

Вводный

Доска. Макет линии времени, работа у доски

Вопросы

Работать со справочным аппаратом книги



2.

Историческая хронология

1

Изучение нового материала

Картины

Вопросы

Знать, что такое история



3.

Счет лет в истории

1

практикум

Схема генеалогического древа.

Работа с календарем

Знать периоды истории «до н.э.» и «н.э.»



4.

Историческая карта

1

Урок счета лет

Гербы

Работа по учебнику

Уметь определять век по дате, работать с линией времени



5.

Источники исторических знаний и вспомогательные науки

1

изучение нового материала

Историческая карта

Вопросы

Уметь пользоваться исторической картой




Раздел 1. Жизнь первобытных людей и их открытия (6 часов)

Глава 1. Собиратели и охотники (3 часа)

6.

Первые люди на земле

1

Изучение нового материала

Лекция, презентация.

Вопросы

Составлять рассказ по рисунку, сравнить древнейших и современных людей



7.

Открытия и изобретения древних охотников

1

Комбинированный

Карта мира, учебник, рабочая тетрадь, лекция

Вопросы

Называть признаки родовой общины



8.

Искусство и религия первобытных людей

1

Путешествие

Учебник, рабочая тетрадь

Картина, презентация

Вопросы

Решать творческие задачи, работать с терминами




Глава 2. У истоков цивилизации (3 часа)

9.

Возникновение земледелия и скотоводства

1

Комбинированный

Первобытные земледельцы, учебник, презентация

Работа с картой, с текстом учебника

Называть факторы, обусловившие «неолитическую революцию»



10.

От первобытности к цивилизации

1

Комбинированный

Учебник, презентация

Вопросы

Давать самостоятельную оценку историческим явлениям



11.

Повторение и проверка знаний «Переход к цивилизации»

1

Урок-обобщение

Доска. Рабочая тетрадь. Карта древнего мира.

Решение тестовых заданий

Выявить пробелы в изучении данного раздела




Раздел 2. Древний Восток (15 часов)

Глава 3. Цивилизации речных долин (5 часов)

12.

Египет – дар Нила

1

Изучение нового материала

Политическая карта мира, Египет и передняя Азия, урок-лекция, презентация

Ответы на вопросы

Уметь читать историческую карту, пересказывать текст учебника



13.

Страна двух рек

1

Изучение нового материала

Политическая карта мира , работа с картой.

Устный опрос

Сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический текст



14.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

Комбинированный

Учебник, презентация, рабочие тетради

Работа по учебнику, опрос

Давать самостоятельную оценку законам Хаммурапи



15.




16.

Индия и Китай в древности



Повторение и проверка знаний «Первые цивилизации»

1




1

Изучение нового материала


Урок-обобщение

Политическая карта мира, учебник


Рабочая тетрадь, тетради

Лекция, устный опрос


Решение тестовых заданий


Анализировать исторический источник



Выявить пробелы в изучении данного раздела




Глава 4. Древний Египет (5часов)

17.

Фараоны и пирамиды

1

Комбинированный

Учебник карта Раб. тетради, презентация

Работа с текстом учебника, опрос

Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп



18.

Жизнь в Древнем Египте

1

Комбинированный

Учебник, карта

Вопросы

Использовать исторические источники, формулировать выводы



19.

Завоевания фараонов

1

Изучение нового материала

Учебник, карта, раб. тетради

Работа по карте, по учебнику

Уметь читать историческую карту, делать выводы



20.




21.

Культура Древнего Египта



Повторение и проверка знаний «Древний Египет»

1




1

Изучение нового материала


Урок-обобщение

Лекция, презентация



Рабочая тетрадь, справочник


Работа по учебнику


Работа по рабочей тетради, выполнение тестов

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации

Выявить пробелы в изучении




Глава 5. Западная Азия (5 часов)

22.

Финикийские мореплаватели

1

Комбинированный

Учебник, карта, раб. тетради

Работа по карте, с текстом учебника, устный ответ на вопросы

Уметь читать историческую карту, анализировать исторический текст



23.

Древняя Палестина

1

Комбинированный

Учебник, карта

Работа с учебником, отв. на вопр.5, с.90-анализ документа

Пересказывать текст учебника, находить сходства и отличия религий



24.

Ассирийская военная держава

1

Комбинированный

Учебник, карта, раб. тетрадь

Решение исторических зада с.96-анализ документа

Уметь читать историческую карту, пересказывать текст учебника



25.





26.

Победители Ассирии




Повторение и проверка знаний «Западная Азия»

1






1

Комбинированный




Урок- обобщение

Учебник, карта, презентация





Рабочая тетрадь

Работа с текстом учебника, отв.на вопр.6

Работа по рабочей тетради, выполнение тестов

Уметь читать историческую карту, оперировать датами



Выявить пробелы в изучении данного раздела




Глава 6. Великие державы Древнего Востока (4 часа)

27.

Образование державы Маурьев в Индии

1

Изучение нового материала

Учебник, карта

Взаимопроверка, пересказ содержания п.19

Давать самостоятельную оценку явлениям



28.

Единое государство в Китае

1

Комбинированный

Учебник, карта

Работа по учебнику, отв.на вопросы

Самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника



29.

Великая Персидская держава

1

Изучение нового материала

Учебник, карта

Работа по учебнику, устный опрос нс вопросы

Уметь читать историческую карту, оперировать датами



30.

Повторение и проверка знаний «Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру»

1

Урок-обобщение

Тетради, тестовые задания

Самост. индивид. работа

Выявить пробелы в изучении данного раздела




Раздел 3. Древняя Греция (17 часов)

Глава 7. Древнейшая Греция (3 часа)

31.

Греция и Крит в эпоху бронзы

1

изучение нового материала

Учебник карта раб. тетрадь

Работа по карте, учебнику с.124-анализ документа,

Пересказывать текст учебника, уметь читать историческую карту



32.

Поэмы Гомера

1

Комбинированный

Учебник, презентация

Работа с учебником, анализ поэм

Характеризовать события и их участников на основе текста учебника



33.

Боги и герои Эллады

1

Комбинированный

Учебник, презентация

Опрос, тестовые задания

Работать с текстом учебника и его иллюстрациями




Глава 8. Рождение античного мира (4 часа)

34.

Греческие полисы и Великая колонизация

1

Комбинированный

Учебник карта рабочие тетради

Работа по карте, учебнику

Уметь читать карту, пересказывать текст учебника



35.

Афинский полис

1

комбинированный

Учебник, карта, рабочие тетради

Работа по карте, учебнику, с.139-143-прочитать

Анализировать исторический источник, анализировать законы Солона



36.




37.

Древняя Спарта





Повторение и проверка знаний «Образование мира полисов»

1





1

Изучение нового материала



Урок-обобщение

Учебник, рабочие тетради, презентация


Тестовые задания

Работа с учебником




Работа с тетрадью

Дать оценку спартанскому воспитанию



Выявить пробелы в изучении




Глава 9. Греко-персидские войны (2 часа)

38.

Герои Марафонской битвы

1

Изучение нового материала

Учебник, презентация

работа по карте, учебнику,

28 с.148-152-прочитать, в.5

Уметь читать историческую карту, дать оценку марафонскому сражению



39.

Персидское нашествие на Грецию

1

Комбинированный

Учебник, карта, презентация

работа по карте, с.159-анализ документа

Уметь читать историческую карту




Глава 10. Могущество и упадок Афин (3 часа)

40.

Расцвет демократии в Афинах

1

Комбинированный

Учебник, рабочие тетради

решение исторических задач, с.160-164-прочитать, в.1

Сравнивать особенности управления в Египте и Афинах, делать выводы



41.

Хозяйственное развитие Греции в 5 в. до н.э.

1

Комбинированный

Учебник презентация

работа с терминами с.165-168-прочитать, в.3,4

Дать оценку и проанализировать хозяйственное развитие Греции



42.

Пелопонесская война

1

Комбинированный

Учебник карта рабочие тетради презентация

работа по карте, отв. на вопр. 5, стр.173

Уметь находить места важнейших сражений Пелопонесской войны




Глава 11. Греческая культура (3 часа)

44.

Граждане, ученые и атлеты Греции

1

Изучение нового материала

Учебник презентация

Опрос, отв.на вопрос 5, стр.180

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя



45.




46.

Архитекторы, скульпторы, поэты Греции


Повторение и проверка знаний «Вклад древних греков в развитие мировой культуры»

1




1

Комбинированный



Урок-обобщение

Учебник, презентация, рабочие тетради


Работа с рабочими тетрадями, выполнении тестов

Опрос, отв.на вопрос 2,стр.186


Самостоят. работа

Пересказывать текст учебника



Выявить пробелы в изучении данного раздела




Глава 12. Македонские завоевания (4 часа)

47.

Возвышение Македонии

1

Комбинированный

Учебник, карта

Вопр. .4, с.192-анализ документа

Уметь читать историческую карту, делать выводы



48.

Завоевания Александра Македонского

1

Комбинированный

Учебник, карта, презентация

Работа по карте

Уметь читать историческую карту, делать выводы



49.

Греческий Восток

1

Урок-путешествие

Учебник, карта, презентация

Ответы на вопросы

Пересказывать текст учебника



50.

Повторение и проверка знаний «Сравнение истории греков с историей народов Древнего Востока»

1

Урок-обобщение

Рабочие тетради, тестовые задания

Решение тестовых задач

Уметь находить сходство и различие в развитии Древнего Востока и Древней Греции




Раздел 4. Древний Рим (19 часов)

Глава 13. Образование Римской республики (2 часа)

51.

Рим под властью царей

1

Изучение нового материала

Учебник, карта

Работа по карте, с.208-анализ документа

Уметь читать историческую карту, делать выводы



52.

Республика римских граждан. Рим во главе Италии

1

Комбинированный

Учебник, карта рабочая тетрадь

Работа по карте, по рабочей тетради

Уметь читать историческую карту, оперировать датами




Глава 14. Римские завоевания в Средиземноморье (3 часа)

53.

Первая война с Карфагеном

1

Изучение нового материала

Учебник, карта, презентация

Работа по карте, с текстом учебника, отв.на вопр.

Уметь читать историческую карту, оперировать датами



54.

Война с Ганнибалом

1

Комбинированный

Учебник карта, презентация

Работа по карте, с.228-анализ документа

Уметь читать историческую карту, оперировать датами



55.

Рим – завоеватель Средиземно- морья

1

Комбинированный

Учебник, карта, презентация

Работа по учебнику, отв.на вопр.6, стр.232

Уметь читать историческую карту, оперировать датами




Глава 15. Гражданские войны в Римской республике (6 часов)

56.

Народные трибуны – братья Гракхи

1

Комбинированный

Учебник рабочие тетради

Работа по учебнику, анализ источников

Давать самостоятельную оценку явлениям



57.

Сулла – первый военный диктатор Рима

1

Комбинированный

Учебник, рабочие тетради, презентация

Работа с текстом учебника, опрос

Давать самостоятельную оценку явлениям



58.

Восстание Спартака

1

Комбинированный

Учебник презентация

Работа по учебнику, отв. на вопросы

Составлять рассказ, используя текст и иллюстрации



59.

Цезарь – повелитель Рима

1

Комбинированный

Учебник презентация, рабочие тетради

Работа по карте, с.252-анализ документа

Давать самостоятельную оценку явлениям



60.



61.

Падение республики


Повторение и проверка знаний «Падение республики в Риме»

1



1

Комбинированный


Контрольный

Учебник, карта, раб.тетр.


Рабочие тетради

Отв. на вопр. 1-6, стр.257


Тестовые задания

Пересказывать текст учебника, делать выводы


Уметь делать выводы




Глава 16. Расцвет и могущество Римской империи (3 часа)

62.

Октавиан Август

1

Изучение нового материала

Учебник презент. рабочая тетрадь

Работа в группах, отв.на вопросы

Давать самостоятельную оценку явлениям



63.

Цезари Рима

1

Комбинированный

Учебник, презентация

Решение историч. задач

Давать самостоятельную оценку явлениям



64.

Жизнь в Римской империи

1

Комбинированный

Учебник, презентация

Работа в группах

Сравнивать исторические явления, делать выводы




Глава 17. Закат античной цивилизации (4 часа)

65.

Кризис Римской империи в 3 в. Христианство

1

Комбинированный

Учебник, рабочие тетради, презентация

работа по карте, учебнику, раб.тет.

Знать о причинах кризиса в Римской империи



66.

Императоры Диоклетан и Константин

1

Комбинированный

Учебник, презентация

Работа по карте, учебнику

Сравнивать исторические события, делать выводы



67.

Падение Западной Римской империи

1

Комбинированный

Учебник полит карта

Работа по карте, с.300-анализ документа

Уметь читать историческую карту, оперировать датами



68.

Повторение и проверка знаний «Вклад греков и римлян в мировую культуру»

1

Контрольный

Тетради для сам. работы, справочник, истор.источники

Контрольная работа

Выявить пробелы




Повторение (2 часа)

69.

Повторение

1

Путешествие


Игра

Выявить пробелы



70.

Итоговое повторение по курсу истории Древнего мира

1

Контрольный






Содержание тем учебного курса

Что изучает история. Источники знаний о прошлом. Историческое летоисчисление. Историческая карта. История Отечествачасть всемирной истории. Генеалогия. Геральдика. Географические названия – свидетели прошлого. Россия – многонациональное государство

История Древнего мира

Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека. Родоплеменные отношения. Первобытные верования. Зарождение искусства.


Древний Восток (Египет, Передняя Азия, Индия, Китай). От первобытности к цивилизации. Государство на берегах Нила. Занятия жителей. Возникновение государств. Военные походы фараонов. Религия и искусство Египта. Древние цивилизации Азии»

Западная Азия в древности. Раннее Двуречье. Вавилонский царь Хаммураппи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава. Культура и касты Древней Индии.

Зарождение древних религий. Конфуций. Будда. Культурное наследие Древнего Востока.


Древняя Греция. Легенды о людях и богах. Древняя Греция. Греки и критяне. Микены и Троя. Полис – город-государство. Свободные и рабы. Афины. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Империя Александра Македонского. Эллинистический мир. Культурное наследие Древней Греции.


Древний Рим. Легенды и верования римлян. Патриции и плебеи. Республика. Войны Рима. Г.Ю. Цезарь. Римская империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Раздел Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима.


Требования к уровню подготовки учащихся в 5-м классе

Знать/Понимать:

  • Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);

  • Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации


Уметь:

  • Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.

  • Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.

  • Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.

  • Оперировать историческими понятиями и датами.

  • Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.

  • Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;

  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;

участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

  • Перечень учебно-методического обеспечения:

  • Михайловский Ф.А. Программа курса «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: «Русское слово», 2005.

  • Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. – М.: «Просвещение», 2005

  • Михайловский Ф.А. История Древнего мира: Учебник для 5-го класса основной школы. – 6-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2006.

  • Годер Г.И. Рабочая тетрадь. В двух частях. – М.: Просвещение, 2007.

  • Атлас "История Древнего мира" с контурными картами и контрольными заданиями. 5 класс. 12-е изд., – М.: Дрофа-Дик, 2008

  • Электронное пособие. Всеобщая история. История Древнего мира

На изучение истории Древнего мира в 5 классе учебным планом предусматривается 70 учебных часов – из расчета 2 часа в неделю.

Список литературы:

    1. Учебник А.Вигасин, И.Годер «История Древнего мира»М, Просвещение,2006

    2. Учебник Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира»М, Русское слово,2011

    3. Рабочая тетрадь к учебнику Годера И. (2 части)

    4. Рабочая тетрадь к учебнику Михайловского Ф.А. (1 часть)

  1. Журнал «1 сентября», «Преподавание истории в школе»

  2. Карты по истории древнего мира

  3. Поурочные разработки по истории древнего мира

  4. Тестовые задания

Электронные учебные материалы

Всеобщая история. История Древнего мира

14


Рабочая программа по истории 5 класс
  • История
Описание:

Данная рабочая программа по истории России и  всеобщей истории  составлена  с  5 по 11 классы, к учебникам  5класс - Михайловского, 6,7 классы - Пчелова (Шукурова, Дмитриева), 8 класс - Данилова, Косулиной (Загладина), 9 класс - Загладина (Загладина), 10 класс - Данилова, (Загладина), 11 - Киселева, Попова, Загладина, (Загладина).

В данные рабочие  программы  также  включен  национально - региональный компонент  (история   Татарстана), в компоненте истории  России. Авторы учебников - Хузиев, Пискарев, Султанбекова. 

Автор Мадюкова Альбина Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 617
Номер материала 24350
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓