- 01.10.2020
- 976
- 21
Смотреть ещё
2 125
методических разработок по географии
Перейти в каталогМуниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
Приложение
к основной образовательной
программе основного общего
образования (ФГОС)
«История»
(учебный предмет, курс)
5-9 классы
Составитель:
Колесникова Ольга Михайловна,
учитель истории
Старый Оскол
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по истории разработана на основе авторских программ:
1. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы / Вигасин А.А., Годер Г.И., Шевченко Н.И. – М.: Просвещение, 2011 г.
2. История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6-9 классы / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, Ю.М. Морозов. – М.: Просвещение, 2014 г.
Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:
- определить фактический уровень знаний, умений и навыков учащихся по предмету;
- установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
- осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Состав УМК для 5 класса:
- А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник. 5 класс
- Г.И. Годер. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях
- Е.А. Крючкова. Всеобщая история. История Древнего мира. Проверочные и контрольные работы. 5 класс
- Н.И. Шевченко. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс
- История Древнего мира. Электронное картографическое пособие. 5 класс (CD)
Состав УМК для 6 класса:
- Е.В. Агибалова, Г. М. Донской. Всеобщая история. История Средних веков. Учебник. 6 класс
- Электронное приложение к учебнику — ресурсы сайта www.online.prosv.ru.
- Е.А. Крючкова. Всеобщая история. История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс
- Е.А. Крючкова. Всеобщая история. История Средних веков. Проверочные и контрольные работы. 6 класс
- А. В. Игнатов. Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс (к учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского)
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времён до конца ХVI века. 6 класс. Учебник. 6 класс
- Электронное приложение к учебнику. История России. С древнейших времён до конца ХVI века. 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. (СD).
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь. История России. С древнейших времён до конца XVI века. 6 класс.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки. История России. С древнейших времён до конца ХVI века. 6 класс.
- Тестовые задания. История России. 6 класс. Иванов А.В., Гиниятуллина И.А., Левина Н.А.
- Рабочие программы. История России. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 – 9 классы. Данилов А.А., Косулина Л.Г. , Морозов А.Ю.
Состав УМК для 7 класса:
- А.Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени. 1500—1800 гг. Учебник. 7 класс
- Электронное приложение к учебнику — ресурсы сайта www.online.prosv.ru.
- А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, П. А. Баранов. Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая тетрадь. 7 класс. В 2 частях
- П.А. Баранов. Всеобщая история. История Нового времени. Проверочные и контрольные работы. 7 класс
- А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, Т.В. Коваль. Всеобщая история. История Нового времени. Поурочные разработки. 7 класс
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец ХVI – ХVIII век. Учебник. 7 класс.
- Электронное приложение к учебнику. История России. Конец ХVI – ХVIII век. 7 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. (СD).
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь. История России. Конец ХVI – ХVIII век. 7 класс.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки. История России. Конец ХVI – ХVIII век. 7 класс.
- Иванов А.В., Гиниятуллина И.А., Левина Н.А. Тестовые задания. История России. 7 класс.
- Рабочие программы. История России. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 – 9 классы. Данилов А.А., Косулина Л.Г. , Морозов А.Ю.
Состав УМК для 8 класса:
- А.Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени. 1800—1900. Учебник. 8 класс
- Электронное приложение к учебнику — ресурсы сайта www.online.prosv.ru.
- А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, П.А. Баранов. Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая тетрадь. 8 класс. В 2 частях
- П.А. Баранов. Всеобщая история. История Нового времени. Проверочные и контрольные работы. 8 класс
- А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, Т. В. Коваль. Всеобщая история. История Нового времени. Поурочные разработки. 8 класс
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. ХIХ век. Учебник. 8 класс.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь. История России. ХIХ век. 8 класс.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки. История России. ХIХ век. 8 класс.
- Иванов А.В., Гиниятуллина И.А., Левина Н.А. Тестовые задания. История России. 8 класс.
- Электронное приложение к учебнику — ресурсы сайта www.online.prosv.ru.
- Рабочие программы. История России. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 – 9 классы. Данилов А.А., Косулина Л.Г. , Морозов А.Ю.
Состав УМК для 9 класса:
- О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. Всеобщая история. Новейшая история. Учебник. 9 класс
- Электронное приложение к учебнику — ресурсы сайта www.online.prosv.ru.
- О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. Всеобщая история. Новейшая история. Рабочая тетрадь. 9 класс
- П.А. Баранов. Всеобщая история. Новейшая история. Проверочные и контрольные работы. 9 класс
- А.О. Сороко-Цюпа, М.Л. Несмелова. Всеобщая история. Новейшая история. Поурочные разработки. 9 класс
- Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. Учебник. История России. ХХ – начало ХХI века. 9 класс.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь. История России. ХХ – начало ХХI века. 9 класс.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки. История России. ХХ – начало ХХI века. 9 класс.
- Иванов А.В., Гиниятуллина И.А., Левина Н.А. Тестовые задания. История России. 9 класс.
- Электронное приложение к учебнику — ресурсы сайта www.online.prosv.ru.
- Данилов А.А. Россия ХХ века в лицах. Деятели культуры, науки, спорта.
- Рабочие программы. История России. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 – 9 классы. Данилов А.А., Косулина Л.Г. , Морозов А.Ю.
Рабочая программа рассчитана на 348 часов учебного времени, из расчета 2 ч в неделю в 5-9 классах.
Сроки реализации программы: 2014-2019 гг.
С целью оптимизации учебной деятельности учащихся используются следующие формы организации учебного процесса:
- индивидуальная работа;
- индивидуально-групповая работа;
- групповая работа;
- работа в парах;
- нетрадиционные уроки: урок-исследование, урок-практикум, урок-семинар, урок-презентация.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы и А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.
В учебниках и учебных пособиях линии реализованы:
- современный научно-методологический подход, учитывающий многофакторность исторического процесса, многообразие концепций современной исторической науки;
- отбор содержания с учетом его развивающего потенциала (возможностей формирования гуманистических качеств личности, патриотизма и гражданственности);
- возможность организации различных видов (включая исследовательскую) и форм (включая самостоятельную) познавательной деятельности;
- единство и преемственность методических подходов;
- воспитательный потенциал курса;
- «сквозная» (единая и последовательно разворачивающаяся) система формирования универсальных учебных действий лежит в основе системности, целостности и сбалансированности учебного материала;
- единство методологических подходов;
- общие принципы отбора исторического содержания, его комплексность и многоаспектноcть.
Доработанная предметная линия создает условия для организации познавательного процесса в личностно ориентированной образовательной парадигме, позволяет осуществлять системно-деятельный, компетентностный подход в обучении. В соответствии с ФГОС, целями и задачами обучения линия выступает инструментом обучения, с помощью которого может осуществляться и самообразование учеников.
Это достигается:
- поуровневым представлением информации,
- иллюстративным материалом,
- системой вопросов и заданий, способствующих организации репродуктивной и творческой деятельности, групповой и самостоятельной работы,
- прослеживанием межпредметных связей (история России, МХК, география, обществознание).
Изучение истории по учебникам линии позволяет обучающимся понять неразрывную связь поколений, осознать связь исторических событий и современности, предоставляет каждому ученику возможность идентифицировать себя как гражданина России.
Курс создает условия для:
- усвоения определенного объема знаний о конкретных исторических периодах и цивилизациях;
- осознания сущности исторического движения к современному миру;
- включения исторического опыта человечества в структуру субъективного личностного опыта молодых людей.
Содержание доработанной линии задает определенные ценностные установки (гуманизм, сотрудничество и взаимопонимание между людьми и их общностями). Учебники сориентированы на формирование на надпредметных умений и ключевых компетенций, (предметной, коммуникативной, социальной, информационной).
Структура, методические особенности, использование информационных технологий позволяют реализовать содержание курса для эффективной подготовки учащихся к итоговой проверке знаний в различных формах и возможности продолжения обучения в старших классах общеобразовательной школы на базовом и профильном уровнях.
Изучение курса истории основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач.
Наиболее актуальными и значимыми подходами для выполнения задач ФГОС являются:
- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;
- личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;
- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный предмет «История» входит в предметную область «Общественно-научные предметы» учебного плана учреждения (обязательная (инвариантная) часть). История изучается в 5-9 классах в объёме 2 часа в неделю, всего - 348 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
истории
Личностные результаты:
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;
- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;
- формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;
- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми; усвоение базовых национальных ценностей и идеалов на основе изучения исторического опыта России.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5-9 классов по истории в единстве её содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
- соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- -характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- различать причину и следствие исторических событий, явлений;
- выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причини оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Содержание учебного предмета, курса
История Древнего мира – 70 часов
Введение – 1 ч
Источники о прошлом. Счёт лет в истории. Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ -6 ч
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники - 3 ч
Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религии.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы- 2 ч
Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).
Тема 3. Счёт лет в истории – 1 ч
Измерение времени по годам. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК – 18 ч
Тема 4. Древний Египет – 7 ч
Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство древних египтян. Письменность и знания древних египтян.
Тема 5. Западная Азия в древности – 7 ч
Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей».
Тема 6. Индия и Китай в древности – 4 ч
Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ – 20 ч
Тема 7. Древнейшая Греция – 5 ч
Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков.
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием – 7 ч
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу.
Тема 9. Возвышение Афин в Vв. до н. э. и расцвет демократии – 5 ч
В гаванях афинского порта Пирей.В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса. Афинская демократия при Перикле.
Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э.- 3 ч
Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской. Вклад древних эллинов в мировую культуру
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ – 17 ч
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией -3 ч
Древнейший Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики.
Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья – 3ч
Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме.
Тема 13. Гражданские войны в Риме - 4 ч
Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи.
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры – 5 ч
Соседи Римской империи. Рим при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. «Вечный город» и его жители.
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи – 2 ч
Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока.
История средних веков – 30 часов
Введение. Живое Средневековье.
Тема1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) -4 ч
Древние германцы и римская империя. Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII веках.
Возникновение и распад империи Карла Великого, феодальная раздробленность. Западная Европа в IX—XI вв. Культура Западной Европы в раннее Средневековье.
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI—XI вв.
Византия при Юстиниане – 2 ч
Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств.
Тема 3. Арабы в VI—XI вв. – 2 ч
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.
Тема 4. Феодалы и крестьяне – 2 ч
В рыцарском замке. Средневековая деревня и её обитатели.
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе – 2 ч
Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни.
Тема 6. Католическая церковь в XI—XIII вв. Крестовые походы -2 ч
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы.
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе
(XI—XV вв.) – 5 ч
Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война. Крестьянские восстания во Франции и в Англии. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
Тема 8. Германия и Италия в XII—XV вв. – 2 ч
Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов.
Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV—XV вв. – 2 ч
Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
Тема 10. Культура Западной Европы в XI—XV вв. – 3 ч
Образование и философия. Средневековая литература и искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения.
Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века – 3 ч
Средневековый Китай. Индия. Государства и культура. Государства и народы доколумбовой Америки. Африка. Наследие Средних веков в истории человечества.
История НОВОГО ВРЕМЕНИ: 1500-1800 – 30 часов
Введение. От Средневековья к Новому времени – 1 ч
Понятие о Новом времени. Человек Нового времени. Что связывает нас с Новым временем.
Глава I. Мир в начале нового времени.
Великие географические открытия. Возрождение. Реформация – 13 ч
Технические открытия и выход к мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь
Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской науки в XVI-XVII вв. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
Глава II. Первые революции Нового времени.
Международные отношения – 4 ч
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Международные отношения в XVI-XVIII вв.
Глава III. Эпоха Просвещения. Время преобразований – 8 ч
Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки. Франция в XVIII в. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта
Глава IV. Традиционные общества востока.
Начало европейской колонизации – 3 ч
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Государства Востока. Начало европейской колонизации. Мир в эпоху раннего Нового времени. Итоги и уроки раннего Нового времени.
Повторение – 1ч
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: 1800-1913 -28 часов
От традиционного общества к обществу индустриальному.
Глава I. Становление индустриального общества в XIX в. – 9 ч
Индустриальная революция: достижения и проблемы. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство XIX в. в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство
Глава II. Строительство новой Европы – 7 ч
Консульство и образование наполеоновской армии. Разгром империи Наполеона.
Англия: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к новому политическому кризису
Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна
Глава III. Страны западной Европы на рубеже XIX-XX вв.
успехи и проблемы индустриального общества – 4 ч
Германская империя в конце XIX – начале ХХ в. Борьба за место под солнцем. Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: третья республика. Италия: во время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса
Глава IV. Две Америки – 3 ч
США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в XIX- начале ХХ в.: время перемен
Глава V. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма – 3 ч
Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен
Глава VI. Международные отношения в конце XIX – начале XX в. – 1 ч
Международные отношения: дипломатия или войны? Модернизация как фактор становления индустриального общества. От революций к реформам и интересам личности.
Повторение – 1ч
Новейшая история – 28 часов
Тема 1. Новейшая история. Первая половина ХХ в. – 15 ч
Индустриальное общество в начале ХХ в. Политическое развитие в начале ХХ в. «Новый империализм». Первая мировая война. 1914-1918 гг. Версальско-Вашингтонская система.
Капиталистический мир в 1920-е гг. США и страны Европы. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Пути выхода. США: «новый курс» Ф.Рузвельта. Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, Франция. Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Германия, Испания. Восток в первой половине XX в. Латинская Америка в первой половине XX в. Культура и искусство первой половины XX в. Международные отношения в 1930-е гг. Вторая мировая война. 1939 - 1945 гг.
Тема 2. Новейшая история. Вторая половина XX – начало XXI в. – 13 ч
Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». Завершение эпохи индустриального общества. 1945 – 1970 гг. Кризисы 1970 - 1980-х гг. Становление информационного общества. Политическое развитие. Гражданское общество. Социальные движения. Соединённые Штаты Америки. Великобритания. Франция. Италия. Германия: раскол и объединение. Преобразования и революции в странах Восточной Европы. 1945-2007г. Латинская Америка во второй половине XX – начале XXI в. Страны Азии и Африки в современном мире. Международные отношения. Культура второй половины XX – начала XXI в. Глобализация в конце XX – начале XXI в.
История России
РАЗДЕЛ I. ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ РУСЬ – 40 часов
Что изучает история Отечества. Древнейшие народы на территории России.
Древняя Русь в VIII - первой половине XII в. – 11 ч
Восточные славяне. Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Древнерусская культура. Быт и нравы Древней Руси.
Русь Удельная в 30-е гг. XII—XIII в. – 10 ч
Раздробление Древнерусского государства. Крупнейшие самостоятельные центры Руси. Монгольское нашествие на Русь. Борьба русских земель с западными завоевателями. Русь и Орда. Русь и Литва. Культура русских земель в XII—XIII вв.
Московская Русь в XIV — XV вв. – 16 ч
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Московское княжество и его соседи в конце XIV —середине XV в. Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Социально-экономическое и политическое развитие Руси в XIV—XV вв. Церковь и государство. Культура и быт в XIV—XVI вв.
Социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в первой половине XVI в. Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Опричнина. Культура и быт в XVI в. Быт и нравы.
Повторение – 2 ч
РАЗДЕЛ II РОССИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ – 84 часа
Россия на рубеже XVI—XVII вв. – 4 ч
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Смута.
Россия в XVII в. – 10 ч
Политический строй. Экономическое и социальное развитие. Оформление сословного строя. Народы России в XVII в.
Народные движения. Власть и церковь. Внешняя политика. Культура и быт в XVII в. Быт и обычаи сословий.
Россия в первой четверти XVIII в – 9 ч
Реорганизация армии. Реформы государственного управления (упразднение Боярской думы и приказной системы, учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии и др.). Утверждение абсолютизма. Социальные движения. Внешняя политика Петра I. Изменения в культуре. Итоги и цена петровских преобразований.
Россия в 1725-1762 гг - 6 ч
Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Елизавета Петровна. Внутренняя политика. Внешняя политика.
Россия в 1762-1801 гг. – 11 ч
Екатерина II. Восстание под предводительством Е.И. Пугачева. Экономическое развитие. Развитие общественной мысли. Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Культура и быт во второй половине XVIII в.
Повторение – 1 ч
Российская империя в первой половине XIX в. – 19 ч
Россия на рубеже веков. Внутренняя политика в 1801—1806 гг. Реформы М. М. Сперанского. Россия в международных отношениях начала XIX в. Внешняя политика в 1801—1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813—1825 гг. Внутренняя политика в 1814—1825 гг. Социально-экономическое развитие. Общественные движения. Династический кризис 1825 г.
Внутренняя политика Николая I. Социально-экономическое развитие. Общественное движение 1830—1850-х гг. Внешняя политика во второй четверти XIX в. Народы России и национальная политика самодержавия в первой половине XIX в. Крымская война 1853—1856 гг. Культура и быт в первой половине XIX в.
Российская империя во второй половине XIX в – 22 ч
Отмена крепостного права. Либеральные реформы 60—70-х гг. Национальный вопрос в царствование Александра II. Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Общественное движение.
Внешняя политика Александра II. Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие страны в 1880—1890-е гг. Положение основных слоев российского общества.
Общественное движение в 80—90-х гг. Внешняя политика Александра III. Развитие культуры во второй половине XIX в. Быт: новые черты в жизни города и деревни.
Повторение – 1 ч
РАЗДЕЛ III. РОССИЯ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
(XX-НАЧАЛО XXI в) – 40 часов
Российская империя в начале ХХ в. – 6 ч
Российская империя на рубеже веков и её место в мире. Экономическое развитие страны. Российское общество в начале XX в. Основные направления внешней политики России на рубеже XIX-XX вв. Общественное движение в России в начале ХХ в. Первая российская революция (1905-1907 гг). Правительственная программа П.А. Столыпина. Политическая и общественная жизнь в России в 1907-1914 гг. Культура России в начале ХХ в. Россия в Первой мировой войне.
Россия в 1917-1921 гг – 5 ч
Революционные события 1917 гг.: от Февраля к Октябрю. Становление советской власти. Гражданская война в России. Экономическая политика красных и белых.
СССР в 1922-1941 гг – 7 ч
Образование Союза Советских Социалистических Республик. Политическая жизнь в 1920-е гг. Новая экономическая политика. Достижения и противоречия нэпа. Советская модель модернизации. Культурная и духовная жизнь в 1920-1930-е гг. Особенности и основные направления внешней политики Советского государства в 1920-1930-е гг. СССР накануне войны.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг – 5 ч
Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимой-летом 1942 г. Тыл. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Завершающий период Великой Отечественной войны.
СССР в 1945 - 1964 гг – 5 ч
СССР в 1945-1953 гг. Восстановление хозяйства. Послевоенное общество. Противоречия социально-политического развития. Идеология и культура. Внешняя политика. Изменения политической системы. Экономическое и социальное развитие. Духовная жизнь. Внешняя политика.
СССР в середине 1964- 1991 гг. – 5 ч
Политическое развитие. Экономическое развитие. Советская культура в середине 1960-х-середине 1980-х гг. СССР в системе международных отношений.
Реформа политической системы. Экономические реформы 1985 – 1991 гг. Общественная жизнь. Внешняя политика. Нарастание социально-экономического кризиса и обострение межнациональных противоречий в СССР.
Россия в конце XX – начале XXI в – 5 ч
Вступление России в новый этап истории. Политическая жизнь. Российская экономика на пути к рынку. Национальная политика и межнациональные отношения. Духовная жизнь. Геополитическое положение и внешняя политика России. Президентские выборы 2008 г. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI в. Выборы 2011 – 2012 гг.
Тематическое планирование по всеобщей истории
5 класс
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов по авторской программе |
Кол-во часов по рабочей программе |
1. |
Введение |
1 |
1 |
|
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ |
6 часов |
6 часов |
2 |
Тема 1 . Первобытные собиратели и охотники |
3 |
3 |
3 |
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы |
2 |
2 |
4 |
Тема 3. Счёт лет в истории |
1 |
1 |
5 |
Повторение по теме «Жизнь первобытных людей». Тестирование |
1 |
1 |
|
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК |
18 часов |
18 часов |
6 |
Тема 4. Древний Египет |
7 |
7 |
7 |
Повторение по теме «Древний Египет» |
1 |
1 |
8 |
Тема 5. Западная Азия в древности |
7 |
7 |
9 |
Тема 6. Индия и Китай в древности |
4 |
4 |
10 |
Повторение по теме «Древний Восток». Тестирование |
1 |
1 |
|
РАЗДЕЛ III ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ |
20 часов |
20 часов |
11 |
Тема 7. Древнейшая Греция |
5 |
5 |
12 |
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием |
7 |
7 |
13 |
Тема 9. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии. |
5 |
5 |
14 |
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э |
3 |
3 |
15 |
Повторение по теме «Древняя Греция». Тестирование |
1 |
1 |
|
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ |
17 часов |
17 часов |
16 |
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией |
3 |
3 |
17 |
Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья |
3 |
3 |
18 |
Тема 13. Гражданские войны в Риме |
4 |
4 |
19 |
Тема14. Римская империя в первые века нашей эры |
5 |
5 |
20 |
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи |
2 |
2 |
21 |
Повторение по теме «Древний Рим». Тестирование |
- |
2 |
22 |
Итоговое повторение. Тестирование |
2 |
2 |
|
Итого |
68 ч |
70 ч |
6 класс
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов по рабочей программе |
Кол-во часов по рабочей программе |
1 |
Тема 1. Становление средневековой Европы |
5 |
4 |
2 |
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. |
3 |
2 |
3 |
Тема 3. Арабы в VI-XI вв |
2 |
2 |
4 |
Тема 4. Феодалы и крестьяне |
2 |
2 |
5 |
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе |
2 |
2 |
6 |
Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы |
2 |
2 |
7 |
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв) |
6 |
5 |
8 |
Тема 8. Германия и Италия в XII-XV вв. |
2 |
2 |
9 |
Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. |
2 |
2 |
10 |
Тема 10. Культура Западной Европы в XI-XV веках. |
4 |
3 |
11 |
Тема 11. Народы Азии, Америки в Средние века. |
4 |
3 |
12 |
Наследие истории Средних веков в истории человечества. Тестирование |
1 |
1 |
|
Итого: |
35 ч |
30 ч |
7 класс
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов по авторской программе |
Кол-во часов по рабочей программе |
1. |
Введение |
- |
1 |
2 |
Глава I. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. возрождение. Реформация |
14 |
13 |
3 |
Глава II. Первые революции Нового времени. Международные отношения. |
5 |
4 |
4 |
Глава III. Эпоха Просвещения. Время преобразований |
8 |
8 |
5 |
Глава IV. Традиционные общества востока. Начало европейской колонизации |
3 |
3 |
6 |
Повторение |
1 |
1 |
|
Итого |
31 ч |
30 ч |
8 класс
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов по авторской программе |
Кол-во часов по рабочей программе |
1. |
Глава I. Становление индустриального общества в XIX в |
10 |
9 |
2. |
Глава II. Строительство новой Европы |
8 |
7 |
3 |
Глава III. Страны западной Европы на рубеже XIX-XX вв. успехи и проблемы индустриального общества |
5 |
4 |
4 |
Глава IV. Две Америки |
3 |
3 |
5 |
Глава V. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма |
4 |
3 |
6 |
Глава VI. Международные отношения в конце XIX – начале XX в. |
1 |
1 |
7 |
Повторение по курсу |
1 |
1 |
|
Итого: |
32 ч |
28 ч |
9 класс
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов по авторской программе |
Кол-во часов по рабочей программе |
1. |
Тема 1. Новейшая история. Первая половина ХХ в. |
18 |
15 |
2 |
Тема 2. Новейшая история. Вторая половина XX – начало XXI в. |
16 |
13 |
|
Итого: |
34 ч |
28 ч |
Тематическое планирование по истории России
6 класс
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов по авторской программе |
Кол-во часов по рабочей программе |
1 |
Введение |
1 |
1 |
2 |
Тема 1. Древняя Русь в VIII-первой половине XII в |
10 |
11 |
3 |
Тема 2. Русь Удельная в XII-XIII вв. |
9 |
10 |
4 |
Тема 3. Московская Русь в XIV-XVI вв |
15 |
16 |
5 |
Итоговое повторение |
1 |
2 |
6 |
Резерв |
4 |
- |
|
Итого: |
40 ч |
40 ч |
7 класс
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов по авторской программе |
Кол-во часов по рабочей программе |
1 |
Введение |
1 |
1 |
2 |
Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв |
4 |
4 |
3 |
Тема 2. Россия в XVII в |
9 |
10 |
4 |
Тема 3. Россия в первой четверти XVIII |
9 |
9 |
5 |
Тема 4. Россия в 1725-1762 гг |
5 |
6 |
6 |
Тема 5. Россия в 1762-1801 гг |
11 |
11 |
7 |
Итоговое повторение |
1 |
1 |
8 |
Резерв |
2 |
- |
|
Итого: |
42 ч |
42 ч |
8 класс
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов по авторской программе |
Кол-во часов по рабочей программе |
1 |
Введение |
1 |
1 |
2 |
Тема 1. Россия в первой половине XIX в. |
19 |
19 |
3 |
Тема 2. Россия во второй половине XIX в |
22 |
22 |
4 |
Итоговое повторение |
1 |
1 |
5 |
Резерв |
2 |
- |
|
Итого: |
44 ч |
42 ч |
9 класс
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов по авторской программе |
Кол-во часов по рабочей программе |
1 |
Введение |
1 |
1 |
2 |
Тема 1. Россия на рубеже XIX-XX вв |
10 |
6 |
3 |
Тема 2. Великая российская революция. 1917-1921 |
9 |
5 |
4 |
Тема 3. СССР на путях строительства нового общества |
12 |
7 |
5 |
Тема 4. Великая Отечественная война 1941-1945 гг |
8 |
5 |
6 |
Тема 5. СССР в 1945-1964 гг |
9 |
5 |
7 |
Тема 6. СССР в 1964-1991 гг |
9 |
5 |
8 |
Тема 7. Россия в конце ХХ – начале XXI в |
9 |
5 |
9 |
Итоговое повторение |
1 |
1 |
|
Итого: |
68 ч |
40 ч |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Литература основная
Для учителя:
1. Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологический словарь / М. В. Агбунов.
2. Баранов П. А. Всеобщая история. История Нового времени. Проверочные и контрольные работы. 7 класс
3. Баранов П. А. Всеобщая история. История Нового времени. Проверочные и контрольные работы. 8 класс
4. Баранов П. А. Всеобщая история. Новейшая история. Проверочные и контрольные работы. 9 класс
5. Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс.
6. Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, К А. Стратановский. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы – А. Вигасин, Г. Годер.
7. Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев.
8. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки. История России. С древнейших времён до конца ХVI века. 6 класс.
9. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки. История России. Конец ХVI – ХVIII век. 7 класс
10. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки. История России. ХIХ век. 8 класс.
11. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки. История России. ХХ – начало ХХI века. 9 класс
12. Игнатов А. В. Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс (к учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского).
13. История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. — М., 2002.
14. История Древнего мира. Модели, игры, тренажёры. Электронное пособие. 5 класс (CD)
15. История. Введение в историю: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Н. Майков.
16. История Древнего мира. Электронное картографическое пособие. 5 класс (CD)
17. Крючкова Е. А. Всеобщая история. История Древнего мира. Проверочные и контрольные работы. 5 класс.
18. Крючкова Е. А. Всеобщая история. История Средних веков. Проверочные и контрольные работы. 6 класс.
19. Мерри X. Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта / Пер. с англ. /X. Мерри.
20. Немировский Л. И. История Древнего мира: Античность /А. И. Немировский.
21. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа.
22. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект.
23. Рабочие программы. История России. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 – 9 классы. Данилов А.А., Косулина Л.Г. , Морозов А.Ю.
24. Сороко-Цюпа А.О., Несмелова М.Л. Всеобщая история. Новейшая история. Поурочные разработки. 9 класс
25. Федеральный государственный образовательный стандарт, основного общего образования
26. Шевченко Н. И. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс.
27. Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М., Коваль Т. В. Всеобщая история. История Нового времени. Поурочные разработки. 7 класс
28. Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М., Коваль Т. В. Всеобщая история. История Нового времени. Поурочные разработки. 8 класс
Для учащихся:
1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. Учебник. 6 класс
2. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник. 5 класс
3. Годер Г.И. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях
4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времён до конца ХVI века. 6 класс. Учебник. 6 класс
5. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь. История России. С древнейших времён до конца XVI века. 6 класс
6. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец ХVI – ХVIII век. Учебник. 7 класс
7. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь. История России. Конец ХVI – ХVIII век. 7 класс.
8. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. ХIХ век. Учебник. 8 класс
9. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь. История России. ХIХ век. 8 класс.
10. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М. Ю. Учебник. История России. ХХ – начало ХХI века. 9 класс
11. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь. История России. ХХ – начало ХХI века. 9 класс
12. История Древнего мира. Электронное приложение к учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой. 5 класс (CD)
13. Крючкова Е. А. Всеобщая история. История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс
14. Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О. Всеобщая история. Новейшая история. Учебник. 9 класс
15. Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О. Всеобщая история. Новейшая история. Рабочая тетрадь. 9 класс
16. Целар К. Архитектура страны фараонов / К. Целар; пер.с венг. — М., 1990.
17. Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500—1800 гг. Учебник. 7 класс
18. Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая тетрадь. 7 класс. В 2 частях
19. Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1800—1900. Учебник. 8 класс
20. Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая тетрадь. 8 класс. В 2 частях
Литература дополнительная
Для учителя:
1. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров.
2. Геродот. История / Геродот.
3. Древняя Греция: кн. для чтения / под ред. С. Л. Утченко.
4. Знаменитые греки и римляне.
5. История женщин на Западе. В 5 т. Т. 1. От древних богинь до христианских святых / Под общ. ред. Ж. Дюби, М. Перро.
6. Карсавин Л. П. История европейской культуры: Римская империя, христианство и варвары/Л. П. Карсавин.
7. Колобова К. М. Как жили древние греки / К. М. Колобова, Е. Л. Озерецкая.
8. Микель П. Древняя Греция / П. Микель.
9. Мифы Древней Греции.
10. НизолмД. Древняя Греция: энциклопедия для детей / Д. Низолм..
11. Пич С. Греки / С. Пич, Э. Миллард..
12. Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская империя / И. С. Свенцицкая. .
13. Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме / М. Е. Сергеенко.
14. Сидорина Н. К. Древняя Греция и Рим / Н. К. Сидорина.
15. Уколова В. И. Книга для чтения по истории Древнего мира / В. И. Уколова, Л. П. Маринович..
16. Циркин Ю. Б. Гражданские войны в Риме: Побеждённые / Ю. Б. Циркин.
17. Чеканова Н. В. Римская диктатура последнего века республики / Н. В. Чеканова..
18. Шайд Дж. Религия римлян/Дж. Шайд.
19. Элиаде М. История веры и религиозных идей / М. Элиаде.
20. Ярхо В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса / В. Н.Ярхо..
Для учащихся
1. Иванов А.В., Гиниятуллина И.А., Левина Н.А. Тестовые задания. История России. 6 класс
2. Иванов А.В., Гиниятуллина И.А., Левина Н.А. Тестовые задания. История России. 7 класс
3. Иванов А.В., Гиниятуллина И.А., Левина Н.А. Тестовые задания. История России. 8 класс
4. Иванов А.В., Гиниятуллина И.А., Левина Н.А. Тестовые задания. История России. 9 класс.
5. История. Введение в историю: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Н. Майков.
6. История Древнего мира. Электронное картографическое пособие. 5 класс (CD)
7. Тесты по истории Древнего мира: 5 класс: к учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. / Ю.И.Максимов.
Перечень ЦОРов и ЭОРов
Учебно-методические материалы |
библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки трудов историков |
http://lesson-history.narod.ru/ob1011.htm |
исторические фотодокументы, репродукции |
http://www.auburn.edu/academic/liberal_arts/foreign/russian/art/index.html |
|
исторические фотодокументы, записи песен, гимнов, речей |
||
карты |
||
электронное приложение к учебникам |
||
Справочные и дополнительные материалы по истории |
исторические понятия, персоналии |
http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=bes&word=ilanskiy- |
Оборудование и приборы
№ |
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
Дидактическое описание |
Количество |
|
ИСТОРИЯ// Материальная среда// Информационные источники// Иллюстрации// Плакаты |
|
|
1 |
Комплекты таблиц демонстрационных по истории |
Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату. |
|
2 |
Карты историко-географические |
Служат для развития пространственного мышления учащихся, формирования и развития специфических умений, связанных с анализом картографических материалов как особой знаковой системы передачи информации, пространственно-хронологической систематизации изучаемой исторической информации, обеспечения наглядности учебного материала, характеризующего динамику исторических процессов |
|
3 |
Портреты историков |
Используются для постоянной экспозиции кабинета |
1 |
|
ИСТОРИЯ// ОБЩЕШКОЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ// СРЕДСТВА ИКТ// ОБЩЕПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЕ//ОБОРУДОВАНИЕ |
|
|
4 |
Универсальный портативный компьютер |
Используется учителем для подготовки своих выступлений, поиска информации в Интернете, на компакт-дисках и др., для работы с работами учащихся |
1 |
5 |
Портативный компьютер ученика |
Используется в соответствии с планированием для самостоятельной работы с историческими источниками, лентой времени, общепользовательскими инструментами, для тестирования и др. |
|
6 |
Мобильный классный комплект портативных компьютеров |
Используется в соответствии с планированием для самостоятельной работы с историческими источниками, лентой времени, общепользовательскими инструментами, для тестирования и др. |
|
7 |
Терминальный класс (тонкий клиент) |
Для выполнения домашних заданий в помещениях школы и проектной деятельности, для самостоятельной работы с историческими источниками, лентой времени, общепользовательскими инструментами, для тестирования и др.. |
|
8 |
Универсальный настольный компьютер |
Для выполнения домашних заданий в помещениях школы и проектной деятельности, для самостоятельной работы с историческими источниками, лентой времени, общепользовательскими инструментами, для тестирования и др.. |
|
9 |
Цифровой проектор |
Используется учителем и учащимися, при коллективной работе: выступлении учителя или учащегося, обсуждении у доски, общей дискуссии |
1 |
10 |
Передвижной столик для мобильного цифрового проектора |
Используется для установки мобильного цифрового проектора при отсутствии потолочного проектора и возможности конструктивно связать проектор с демонстрационным столом |
|
11 |
Крепление к потолку для стационарного цифрового проектора |
Служит для стационарного крепления проектора. |
|
12 |
Экран на штативе |
Предназначен для проецирования изображений от проекторов разного типа. Переносной. |
|
13 |
Экран настенный |
Предназначен для проецирования изображений с проекторов разного типа. |
1 |
14 |
Наушники с микрофоном |
Предназначены для индивидуального ввода/вывода аудиоинформации в/из компьютера. Вывод используется при прослушивании и просмотре архивных записей, а также – художественных фильмов и текстов. Ввод используется для комментирования источников в работах учащихся и др. |
|
15 |
Акустическая система |
Предназначена для воспроизведения звука при фронтальной работе с классом, прежде всего, при работе с архивами, художественными источниками, комментариями учащихся, сделанных ими записей воспоминаний и т. п. |
|
16 |
Принтер лазерный цветной формата А4 |
Предназначен для печати учебных материалов на обычной бумаге |
|
17 |
Сканер маркерной доски |
Предназначен для записи, отображения, анализа и редактирования информации непосредственно с аудиторной доски. Может быть использован при обсуждении или опросе у доски, в которых используются графические и текстовые элементы. |
|
18 |
Документ-сканер |
Предназначен для ввода в компьютер (оцифровки) графических изображений и текстовых материалов. |
|
19 |
Документ-камера (имиджер) |
Предназначена для проекции на экран объектов на демонстрационном столе, в том числе - архивных документов, фотографий и объектов материальной истории, в том числе - принесенных учащимися |
|
20 |
Видеокамера со штативом и выносным микрофоном |
Предназначена для видео и аудио-записи исторических объектов, рассказов очевидцев и экспертов, музейных работников и т. п., фиксации хода образовательного процесса |
|
21 |
Фотокамера цифровая со штативом |
Предназначена для фиксации (записи) неподвижных изображений и короткой видеозаписи |
|
22 |
Мобильное устройство памяти для индивидуальной работы |
Предназначено для хранения и обмена индивидуальной информацией. |
|
23 |
Мобильное внешнее устройство хранения данных для групповой работы |
Предназначено для хранения массивов информации (аривных данных, видеозаписей), ее передачи, архивирования и резервирования |
|
24 |
Сетевой фильтр-удлинитель |
Предназначен для снижения уровня высокочастотных помех при подключении компьютерного и периферийного оборудования. |
1 |
|
ИСТОРИЯ// ОБЩЕШКОЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ// СРЕДСТВА ИКТ//ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ ГРУППАХ ПРЕДМЕТОВ |
|
|
25 |
Планшетный (панельный) компьютер |
Используется в соответствии с планированием при работе с графической информацией – разметка, редактирование |
|
|
ИСТОРИЯ// ОБЩЕШКОЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ// СРЕДСТВА ИКТ// ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЦОР) |
|
|
|
ИСТОРИЯ// ОБЩЕШКОЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ// СРЕДСТВА ИКТ//ЦОР// ИНСТРУМЕНТЫ |
|
|
26 |
Операционные системы |
Обеспечивают удобную и надежную работу всех цифровых инструментов на компьютере. |
|
27 |
Инструменты работы с информационными источниками общепользовательских форматов |
Обеспечивают возможность обработки всех школьных информационных объектов (в том числе – собранных учащимися) в ходе образовательного процесса. |
|
|
ИСТОРИЯ// ОБЩЕШКОЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ// СРЕДСТВА ИКТ//ЦОР// ИНСТРУМЕНТЫ// ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ |
|
|
28 |
Инструменты создания и редактирования концептуальных и временных диаграмм |
Обеспечивают возможность использования в педагогических целях специальных форм организации информации, учитывающих происхождение, историко-культурный контекст и взаимосвязь понятий, а также планирование и реализацию планов. |
|
|
ИСТОРИЯ// СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ // ИНСТРУМЕНТЫ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ |
|
|
29 |
Инструмент построения генеалогических деревьев |
Инструментальная среда. Позволяет строить большие генеалогические деревья с включением иллюстраций, комментариев и формированием базы данных о каждом из членов семьи исторического лица, а при публикации в Интернете - добавлять гиперссылки на сайты. Предназначена для проведения учебного исследования семейных биографий исторических деятелей |
|
30 |
Лента времени |
Интерактивная шкала времени. Предназначена для наглядного представления событий, фактов, периодов, привязанных к временной шкале. Содержит иллюстративный и поясняющий материал Редактирование лент времени является одним из основных видов активной деятельности учащегося в курсе истории. При редактировании добавляются события, исторические личности, дополнительная информация о них и т.д. |
1 |
31 |
Инструмент разметки видеофильмов |
Позволяет выделить фрагменты или систему фрагментов видеофильма, а также пометить персонаж на отедльных кадрах и установить связи между помеченным объектом и другими. |
|
|
ИСТОРИЯ// ОБЩЕШКОЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ// СРЕДСТВА ИКТ//ЦОР// ИНСТРУМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА |
|
|
32 |
Школьная информационная среда |
Информационная среда, в которой осуществляется планирование образовательного процесса, рассылки заданий, учебных материалов и др., фиксируется процесс и результаты деятельности учителя и учащихся, через которую школа взаимодействует с родителями и обществом, выходит в региональное, российское и мировое информационное пространство. |
|
33 |
Инструмент учителя для создания тестов |
Открытый цифровой инструмент для создания
тестов. Позволяет создавать тесты, аналогичные используемым в ЕГЭ, с
процессом выполнения, также сходным с процессом сдачи ЕГЭ. Также позволяет
создавать тесты на основе частично заполненных карт, лент времени, текстовых,
граяических и т. д. архивных документов, требующих дополнения со стороны учащегося. |
|
|
ИСТОРИЯ// ОБЩЕШКОЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ// СРЕДСТВА ИКТ//ЦОР// ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ//ОБЩИЕ |
|
|
34 |
Словари |
Поддерживают качественную и эффективную коммуникацию, освоение и изучение языков в рамках образовательного процесса. |
|
35 |
Энциклопедия |
Энциклопедия является универсальным источником информации для школьника и учителя |
|
|
ИСТОРИЯ// СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ |
|
|
36 |
Исторические источники |
Обеспечивают потребности учащихся в
информации по истории, нужной при выполнении домашних заданий, самостоятельных
творческих работ и т. д. Содержат фотографии музейных коллекций, архивные
материалы (тексты, факсимиле, оцифрованные фото- , кино- и видео- материалы,
аудиозаписи). |
1 |
37 |
Иллюстрации по истории |
Неподвижные (фотографии, схемы), движущиеся
(видео, анимации) изображения изучаемых объектов и событий, трехмерные модели
в виртуальной реальности несохранившихся объектов, историко-географические
карты, в том числе –анимированные, видеофильмы и видеофрагменты. |
|
38 |
Галерея портретов исторических личностей |
Служит для обеспечения наглядности при знакомстве с историей предмета и в качестве источника материалов для проектных работ учащихся. |
|
39 |
Справочники по истории |
Содержат исторические сведения, определения системы понятий и т.д., покрывающие потребности, базовых, профильных и элективных курсов |
1 |
40 |
Учебно-методические комплекты по истории |
Предназначены для использования материалов (текстов и изображений) учителем и учащимися в процессе классной, групповой и самостоятельной работы, в качестве первоочередного дополнения к учебнику. |
1 |
41 |
Задачники, банки заданий ЕГЭ по истории |
Предназначены для использования при аттестации и самоподготовки, в том числе – в автоматизированном режиме. |
1 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
— указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
— соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
— характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
— группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
— читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
— осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
— различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
— соотносить единичные исторические факты и общие явления;
— различать причину и следствие исторических событий, явлений;
— выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
— раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
— сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
— излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
— приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
— определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
— применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
— использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
— способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Базовые компетентности являются показателями освоения курса
и предполагают следующие результаты:
— способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
— способность выделять главное в тексте и второстепенное;
— способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
— способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
— способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
— способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
— способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
— способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
— способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
— способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
— способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.
В нашем каталоге доступно 68 628 рабочих листов
Перейти в каталогПолучите новую специальность за 3 месяца
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Данная рабочая программа по истории разработана на основе авторских программ:
1. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы / Вигасин А.А., Годер Г.И., Шевченко Н.И. – М.: Просвещение, 2011 г.
2. История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6-9 классы / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, Ю.М. Морозов. – М.: Просвещение, 2014 г.
Учебный предмет «История» входит в предметную область «Общественно-научные предметы» учебного плана учреждения (обязательная (инвариантная) часть). История изучается в 5-9 классах в объёме 2 часа в неделю, всего - 348 часов.
6 609 569 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Колесникова Ольга Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.