Главная / История / Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 39

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общеобразовательной учебной дисциплины «История»

код и наименование профессии 190631.01 Автомеханик


Москва

2014

ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой) комиссией


Истории ­­­____________

наименование комиссии


Протокол № _______

От «___» _________ 2014 г.












Председатель предметной

(цикловой) комиссии

________________/ _Курзина Н.И._ Подпись Ф.И.О.

Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по дисциплине «История», примерной программы учебной дисциплины «История» авторов Гладышев А.В., доктор исторических наук, Чудинов А.В., доктор исторических наук, одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008, Федерального государственного образовательного стандарта по профессии/специальности среднего профессионального образования

190631.01 Автомеханик

код, наименование профессии/специальности



Руководитель НМЦ

_______________/ Л.В. Карташова Подпись Ф.И.О














Составитель (авторы): Ходосова Т.В., преподаватель высшей категории, ГБОУ СПО Политехнический колледж №39





Рецензент:

Содержание

стр.




1. Паспорт рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины «История»

1.1. Область применения программы

Реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по профессии 190631.01 Автомеханик в соответствии с примерной программой по дисциплине «История», с учётом технического профиля получаемого профессионального образования.

    1. Место дисциплины в структуре ОПОП


Дисциплина «История» входит в общеобразовательный цикл дисциплин ОПОП профессии 190631.01 Автомеханик.

    1. Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины -требования к результатам освоения дисциплины


Рабочая программа учебной дисциплины «История» предназначена для реализации требований федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) образования к минимуму содержания и уровню подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

При изучении предмета «История » большое внимание уделяется использованию межпредметных связей с такими дисциплинами, как «Обществознание», «Литература», «География», а, учитывая профильную направленность, с дисциплинами «Математика», «Физика», «Информатика и ИКТ».

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей и задач:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

В результате освоения дисциплины «История» обучающийся должен

знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

  • основные исторические термины и даты;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро;

  • дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых историческихпроцессов и явлений;

  • определять историческое значение явлений и событий прошлого;

  • устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.


Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы.


Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определённых руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Использовать воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

    1. Профильная составляющая (направленность)

общеобразовательной дисциплины


В профильную составляющую программы по истории включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения основной профессиональной образовательной программы по профессии 190631.01 Автомеханик.

С этой целью тема 5.4. «Век просвещения», тема 7.3. «Особенности духовной жизни нового времени», тема 10.1. «Мир в начале ХХ века», тема 10.3. «Первая мировая война», тема 13.3. «Научно-технический прогресс», темы раздела 12 «Вторая мировая война», тема 15.2. «Мир в XXI веке» изучаются с учетом данной профессии. При изучении указанных тем особое внимание уделяется истории развития автомобильного транспорта, информационных технологий.


1.5. Количество часов, отведённое на освоение программы общеобразовательной дисциплины


Максимальная учебная нагрузка 117 часов. Объем часов для внеаудиторной (самостоятельной) нагрузки 27.


1.6. Изменения, внесённые в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине


Распределение учебных часов произведено в соответствии с примерной программой учебной дисциплины "История".



2. Структура и содержание общеобразовательной учебной дисциплины

2.1. Объём общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего):

117

1 семестр

51

2 семестр

66

Виды работ для текущего контроля (всего),

в том числе:

Введение.

Составление таблицы: «Периодизация истории»

Раздел 1.

Составление карты «Расселение древнего человека»

Тема 2.1.

Презентация на тему: «Религия Древнего Египта»

Тема 2.2.

Презентация на тему: «Мифы Древней Греции»

Тема 3.2

Презентация на тему: «Империя Карла Великого»

Тема 3.3.

Реферат на тему «Культурное наследие Византии»

Тема 4.1

Презентация на тему: «Культура и быт восточных славян»

Тема 4.2.

Реферат на тему: «Первые киевские князья»

Тема 4.3.

Презентация на тему: «Религиозные представления древних славян»

Тема 4.4

Презентация на тему: «Князь Юрий Долгорукий – основатель Москвы»

Тема 4.5.

Презентация на тему: «Борьба с иноземными захватчиками»

Тема 4.6

Схема «Первые московские князья»

Тема 4.8.

Реферат на тему; «Иван Грозный - поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси»

Тема 4.10.

Презентация на тему: «Раскол в Русской православной церкви в XVII в.»

Тема 4.11.

Презентация на тему: «Русская культура XIII-XVII вв.»

Тема 5.4.

Реферат на тему: «Философские взгляды Вольтера»

Тема 6.2.

Презентация на тему: «М.В. Ломоносов - жизнь и творчество великого русского гения»

Тема 9.2.

1.Презентация на тему: «Наполеон и Александр I. Дипломатия и разведка». 2.Подготовить презентацию «Крымская война (1853-1856г.г.)»

Тема 10.3.

Презентация на тему: «Основные сражения на Западном и Восточном фронте».

Тема 10.5.

Презентация на тему: «Октябрьская революция»

Тема 12.2.

Презентация на тему: «Причины и начало Великой Отечественной войны»

Тема 12.3.

Реферат на тему: «Подвиг советского народа в тылу»

Тема 14.1.

Презентация на тему: «Деятели науки и культуры 30-50-е гг.»

Тема 14.2

Презентация на тему: «Международные кризисы. Карибский кризис».

Тема 14.4.

Реферат на тему: «Политическая история современной России». От Горбачева до Путина».

Тема 15.2.

Реферат на тему: «Перспективы развития человечества в XXI в.»

27



1


1


1




1


1


1


1


1


1


1


1



1


1


1


1


1



1

1



1


1


1


1


1


1



1


1

Промежуточная аттестация (I семестр в форме зачёта)

Итоговая аттестация (II семестр) в форме экзамена

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «История»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающегося, курсовая работа (проект)

(если предусмотрен)

Объём часов

Кол-во работ для текущего контроля

1

2

3

4

Введение. Основы исторического знания.

1


Введение. Основы исторического знания.

Содержание учебного материала

1


  1. Предмет исторической науки. Периодизация всемирной истории. Российская история как часть мировой и европейской истории.

1


Практическая работа Составить таблицу: «Периодизация истории»


1

Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества.

2


Тема 1.1. Древнейшая стадия истории человечества.

Содержание учебного материала

2


1. Теории происхождения человека.

1


2. Неолитическая революция. Предпосылки возникновения цивилизации.

1


Практическая работа составить карту «Расселение древнего человека»


1

Раздел 2. Цивилизации древнего мира

4


Тема 2.1.

Ранние цивилизации, их отличительные черты.

Содержание учебного материала

2


1. Традиционное общество. Экономика первых цивилизаций. Социальная пирамида.

1


2. Цивилизации Древнего Востока (Египет, Междуречье, Индия, Китай, Восточное Средиземноморье).



Презентация на тему "Религия Древнего Египта"


1

Тема 2.2.

Античная цивилизация.

Содержание учебного материала

2


1. Сущность греческого полиса. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира. Александр Македонский и эллинизм.

1


2. Древний Рим: этапы становления общества и государства.

1


Презентация на тему "Мифы Древней Греции"


1

Раздел 3.Цивилизации Запада и Востока в Средние века.

8


Тема 3.1. Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века.

Содержание учебного материала

2


1. Асинхронность развития средневековых обществ, хронологические рамки периода для разных стран. Китайско-конфуцианская цивилизация.

1


2. Арабо-мусульманская цивилизация

1


Тема 3.2. Становление Западноевропейской цивилизации.

Содержание учебного материала

2


1. Великое переселение народов и его исторические результаты.

1


2. Государства Европы. Основные формы государственной власти. Церковь и государство, церковь и общество. Социальная структура средневекового общества.

1


Презентация на тему "Империя Карла Великого"


1

Тема 3.3.

Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации.

Содержание учебного материала

2


1. Византийские государство, церковь, общество. Культура и православие. Русь и Византия.

Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации.

1


2. Внутренние и внешние причины гибели Византии. Падение Константинополя.

1


Презентация на тему «Культурное наследие Византии»


1

Тема 3.4.

Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья.

Содержание учебного материала

2


1. Арабские и тюркские завоевания. Крестовые походы. Взаимное влияние в материальной жизни, науке, культуре.

1


2. Запад и цивилизации Дальнего Востока. Путешественники и миссионеры ХIII—ХV вв.

1


Раздел 4. История России с древнейших времен до конца XVII века.

22


Тема 4.1.

Восточные славяне в древности

Содержание учебного материала

2


1. Племена и народы Восточной Европы в древности. Славяне и Великое переселение народов (IV—VI вв.). Византия и народы Восточной Европы.

1


2. Быт и хозяйство восточных славян. Общественные отношения. Религия восточных славян.

1


Презентация на тему: «Культура и быт восточных славян восточных славян»


1

Тема 4.2.

Рождение Киевской Руси.

Содержание учебного материала

2


1. Возникновение государственности у восточных славян.

1


2. Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы.

1


Реферат на тему: «Первые киевские князья»


1

Тема 4.3.

Русь и ее соседи

Содержание учебного материала

2


1 Русь и Византия.

1


2. Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние.

1


Презентация на тему: «Религиозные представления древних славян»


1

Тема 4.4.

Древняя Русь в эпоху политической раздробленности

Содержание учебного материала

2


1. Причины раздробленности.

1


2. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности.

1


Презентация на тему: «Князь Юрий Долгорукий – основатель Москвы»


1

Тема 4.5.

Борьба Руси с иноземными завоевателями в XIIIв.

Содержание учебного материала

2


1. Нашествие Батыя. Русь и монголы после образования Золотой Орды.

1


2. Экспансия с Запада и ее роль в истории народов Руси и Прибалтики. Князь Александр Невский.

1


Презентация на тему: «Борьба с иноземными захватчиками»


1

Тема 4.6. Возвышение Москвы

Содержание учебного материала

2


1. Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение. Москва и Тверь. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее значение.


1


2. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Иван Калита.

1


Составить схему «Первые московские князья»


1

Тема 4.7.

От Руси к России

Содержание учебного материала

2


1. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение ордынского ига (1480 г.).


1


2. Судебник 1497 г. Социальная структура общества.

1


Тема 4.8.

Россия в царствование Ивана Грозного

Содержание учебного материала

2


1. Боярское правление. Иван IV. Избранная Рада и ее реформы.

1


2. Опричнина и причины ее введения. Внешняя политика.

1


Реферат: «Иван Грозный - поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси»


1

Тема 4.9.

Смутное время.

Содержание учебного материала

2


1. Предпосылки Смуты. Династический кризис. Борис Годунов и его политика.

1


2. Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания. Семибоярщина. Первое и второе ополчения. Земский собор 1613 г. и начало правления династии Романовых. Ликвидация последствий Смуты.

1


Тема 4.10.

Россия в XVII в.

Содержание учебного материала

2


1. Социально-экономическое развитие. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Становление самодержавия.


1


2. Реформы Никона и церковный раскол. «Бунташный век». Внешняя политика.

1


Презентация на тему: «Раскол в Русской православной церкви в 17в.»


1

Тема 4.11.

Русская культура в XIII-XVII вв.

Содержание учебного материала

2


1. Русская средневековая культура. Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика.

1


2. «Домострой». Быт и нравы.

1


Презентация на тему: «Русская культура XIII – XVIIвв.»


1

Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: Страны Западной Европы в XVI-XVIII вв.

11


Тема 5.1.

Раннее новое время


Содержание учебного материала

3


1. Понятие «Новое время». Хронологические рамки и периодизация.

1


2. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.

1


3. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.

1


Тема 5.2. Международные отношения в Новое время

Содержание учебного материала

2


1. Первая общеевропейская война — Тридцатилетняя. Вестфальский мир 1648 г.

1


2. «Османский фактор» европейской политики.

1


Тема 5.3.

Научная революция. Технический прогресс и промышленный

переворот

Содержание учебного материала

2


1. Основные научные открытия и технические изобретения. Секуляризация общественного сознания. Складывание новой системы ценностей.

1


2. Начало промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни.

1


Тема 5.4.

Век Просвещения.

Содержание учебного материала

2


1. Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного права. «Общественный договор». «Народный суверенитет».

1


2. Просвещение и власть, «просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России.

1


Подготовить реферат на тему: «Философские взгляды Вольтера»


1

Тема 5.5. Европейские революции XVI-XVIII вв.

Содержание учебного материала

2


1. Голландия. Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. Французская революция XVIII в. Возникновение политической культуры индустриального общества.

1


2. Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов.

1


Раздел 6.Россия в XVIII веке

7


Тема 6.1.

Россия в период реформ Петра I.

Содержание учебного материала

2


1. Северная война и ее итоги.

1


2. Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. «Регулярное государство». Абсолютизм.

1


Промежуточная аттестация по итогам I семестра

1


Тема 6.2.

Дворцовые перевороты(1725–1762 гг.)


Содержание учебного материала

2


1. Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Петр II. Анна Иоанновна. Бироновщина. Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны.

1


2. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II.

1


Презентация на тему: «М.В. Ломоносов--жизнь и творчество великого русского гения»


1

Тема 6.3.

Россия во второй половине XVIII в.

Содержание учебного материала

2


1. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Павел I — характеристика личности и основные направления его политики.

1


2. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

1


Раздел 7. Становление индустриальной цивилизации

6


Тема 7.1.

Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Содержание учебного материала

1


1. Варианты политического переустройства общества: реформы и революции. Объединительные процессы в Европе и Америке. Славянское Возрождение и Россия.

1


Тема 7.2.

Развитие капиталистических отношений и социальной структуры в XIX в.

Содержание учебного материала

2


1. Технический прогресс. Экономические и социальные последствия промышленного переворота.

1


2. Социальный состав общества: старые и новые составляющие.

1


Тема 7.3. Особенности духовной жизни нового времени

Содержание учебного материала

3


1. Формирование классической научной картины мира. Научные открытия.

1


2. Появление перфокарт. Первые программируемые машины. Аналитическая машина Бэббиджа

1


3. Художественные стили: романтизм, реализм, «исторические» стили, импрессионизм.

1


Раздел 8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

2


Тема 8.1.Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии

Содержание учебного материала

1


1. Завершение колониального раздела мира. Империализм. Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение.

1


Тема 8.2.

Попытки модернизации в странах Востока

Содержание учебного материала

1


1. «Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Реформы Мэйдзи: от самоизоляции к модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица».

1


Раздел 9. Россия в XIX веке

13


Тема 9.1.

Власть и реформы в первой половине XIX в.

Содержание учебного материала

2


1. Реформы начала царствования Александра I. Причины неудач реформ Александра I. А.А. Аракчеев. Военные поселения.

1


2. Николай I. Смена политических приоритетов. Крестьянский вопрос в первой половине XIX в.

1


Тема 9.2.

Внешняя политика Александра и Николая I

Содержание учебного материала

2


1. Антифранцузские коалиции. Отечественная война 1812 г. и ее воздействие на развитие национального и общественного самосознания. «Венская система».

1


2. Кавказская война. «Восточный вопрос». Крымская война и крах «Венской системы».

1


Презентации на тему: «Наполеон и Александр I. Дипломатия и разведка».

« Крымская война (1853-1856гг.)»


2

Тема 9.3. Общественное движение первой половины XIX в.

Содержание учебного материала

1


1. Дворянский этап. Декабристы. Общественно-политическая борьба и взгляды на пути развития страны: славянофилы, западники, правительственная идеология и рождение теории «официальной народности», общинный социализм.

1


Тема 9.4.

Реформы и контрреформы второй половины XIX в. Реформы Александра II. Александр III.

Содержание учебного материала

2


1. Александр II. Отмена крепостного права. Итоги и характер реформ, их историческое значение.

1


2. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Консервативный курс Александра III. Контрреформы.

1


Тема 9.5. Общественное движение второй половины XIX в.

Содержание учебного материала

2


1. Основные направления общественной мысли. Либералы и консерваторы. Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам.

1


2. Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия. Первые марксисты. Начало массового рабочего движения.

1


Тема 9.6. Россия в системе международных отношений второй половины XIX в.

Содержание учебного материала

2


1. Геополитические интересы империи и международные противоречия. Россия и европейские державы. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты.

1


2. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке

1


Тема 9.7. Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России.

Содержание учебного материала

2


1. Развитие науки и техники.

1


2. Литература. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр.

1


Раздел 10. От Новой истории к Новейшей.

10


Тема 10.1. Мир в начале XX в.

Содержание учебного материала

2


1. Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв. Складывание двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав — Тройственного союза и Антанты.

1


2. Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран.

1


Тема 10.2.

Россия в начале XX в.

Содержание учебного материала

2


1. Задачи модернизации России. Революция 1905–1907 гг. Политические партии и становление российского парламентаризма. Экономические реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.

1


2. Россия в системе международных отношений.

1


Тема 10.3.

Первая мировая война.

Содержание учебного материала

2


1. Истоки и причины. Особенности военных конфликтов в XX в. Основные фронты. Итоги войны.

1


2. Россия в Первой мировой войне.

1


Составить таблицу: «Основные сражения на Западном и Восточном фронте»


1

Тема 10.4.

Февральская революция

Содержание учебного материала

2


1. Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества.


1


2. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат.

1


Тема 10.5.

Приход большевиков к власти в России. Гражданская война

Содержание учебного материала

2


1. Октябрь 1917 г. Гражданская война: причины, действующие лица, цели и идеология противоборствующих сторон. Причины поражения антибольшевистских сил.


1


2. Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенции стран Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн.


1


Презентация на тему: «Октябрьская революция. Гражданская война»


1

Раздел 11. Между мировыми войнами

8


Тема 11.1.

Мир в 1918-1939 гг.

Содержание учебного материала

2


1. Послевоенный кризис Запада. Исторический выбор: демократия, авторитаризм, тоталитаризм. Возникновение фашизма.

1


2. Запад в 30-е годы ХХ в. Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия. Германский национал-социализм. Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в.

1


Тема 11.2.

СССР в годы НЭПа.

Содержание учебного материала

2


1. Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика: сущность и направления.

1


2. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г.

1


Тема 11.3.

СССР в годы индустриализации.

Содержание учебного материала

2


1. Внутрипартийная борьба: дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Становление единоличной власти И.В. Сталина.

1


2. Курс на форсированную модернизацию. Индустриализация. Коллективизация. Переход к плановой экономике.

1


Тема 11.4.

СССР в системе

международных отношений

в 20-30-е гг.

Содержание учебного материала

2


1. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова—Риббентропа.

1


2. СССР: от конфронтации к поиску контактов. Попытки возврата к границам Российской империи: советско-финляндская война; присоединение Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии.

1


Раздел 12. Вторая мировая война

5


Тема 12.1.

Вторая мировая война: причины, ход, значение

Содержание учебного материала

1


1. Причины и ход. «Странная война». Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция.

1


Тема 12.2.

Начало Великой Отечественной войны

Содержание учебного материала

2


1. Великая Отечественная война: периодизация, характер, основные сражения.

1


2. Провал блицкрига. Героизм народа на фронте и в тылу. Партизанское движение.

1


Презентация на тему "Причины и начало Великой Отечественной войны"


1

Тема 12.3.

Коренной перелом и Победа в ВОВ. Завершение и итоги Второй мировой войны

Содержание учебного материала

2


1. Коренной перелом. Победа над фашистской Германией. Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.

1


2. Победа над милитаристской Японией. Роль СССР в послевоенном устройстве мира.

1


Презентация на тему: «Подвиг советского народа в тылу»


1

Раздел 13. Мир во второй половине XX века.

5


Тема 13.1.

Холодная война.

Содержание учебного материала

2


1. Раскол мира на два блока. Гонка вооружений и локальные конфликты.

1


2. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Крах биполярного мира. Последствия «холодной войны».

1


Тема 13.2.

Страны Азии,Африки и Латинской Америки.

Содержание учебного материала

1


1. Распад колониальной системы. Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути.

1


Тема 13.3.

Научно-технический прогресс.

Содержание учебного материала

2


1. Транспортная революция. Ядерная энергетика. Прорыв в космос.

1


2. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации.

1


Раздел 14. СССР в 1945-1991г.

8


Тема 14.1.

СССР в послевоенный период.

Содержание учебного материала

2


1. Восстановление хозяйства. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику.

1


2. Власть и общество. Идеологические кампании и политические процессы.

1


Презентация на тему: «Деятели науки и культуры - 30-50-е гг.»


1

Тема 14.2.

Оттепель”

Содержание учебного материала

2


1. Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Культурная жизнь общества. «Оттепель».

1


2. Экономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве.

1


Презентация на тему: «Международные кризисы. Карибский кризис».


1

Тема 14.3.

СССР в конце 1960-х-начале 1980-х годов.

Содержание учебного материала

2


1. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Диссидентское и правозащитное движение.

1


2. Экономика СССР. Попытки модернизации: реформа А.Н.Косыгина. Международное положение. «Разрядка». Обострение отношений в конце 70-х — начале 80-х годов. Война в Афганистане.

1


Тема 14.4.

СССР в период перестройки.

Содержание учебного материала

2


1. Реформы М.С. Горбачева. Первый этап реформ: ускорение экономического развития. Второй этап: реформирование политической системы. Третий этап: неуправляемый процесс реформирования. СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны».

1


2. Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.

1


Реферат на тему: «Политическая история современной России». От Горбачева до Путина


1

Раздел 15.Россия и мир на рубеже XX-XXI веков.

4


Тема 15.1. Российская Федерация на современном этапе.


Содержание учебного материала

2


1. Становление новой российской государственно-правовой системы. Политический кризис осени 1993г. Конституция РФ. Российское общество. Социальное расслоение.

1


2. Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Российская экономика в мировой экономической системе.

1


Тема 15.2.

Мир в XXI в.

Содержание учебного материала

3


1. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм.

1


2. Новая мировая иерархия и международный терроризм. Место России в международных отношениях.

1


Реферат на тему: «Перспективы развития человечества в XXI в.»


1


Итоговое повторение

1



Всего:

117

27




3. Условия реализации программы общеобразовательной учебной дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины


Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории;

Оборудование учебного кабинета: стандарт среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), рабочая программа, контрольно-измерительные материалы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории, учебник по Всеобщей истории (с древнейших времен до середины XIX в.), учебник по Всеобщей истории (вторая половинаXIX в.- начало XXIв.), учебник по истории России (с древнейших времен до середины XIX в.), учебник по истории России (вторая половинаXIX в.- начало XXIв.), хрестоматия по истории Древнего мира, хрестоматия по истории России, научная, научно-популярная, художественная историческая литература, книги для чтения по истории России и всеобщей истории, справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари, Словарь иностранных слов, Мифологический словарь, дидактические материалы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории, таблицы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории (синхронистические, хронологические, сравнительные, обобщающие), схемы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории), карты по истории России и всеобщей истории, видеофильмы по истории России и всеобщей истории, методические указания по выполнению самостоятельной работы.


    1. Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам


- нормативный компонент:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

  • Примерная программа

- обще методический компонент:

  • Рабочая программа

  • Календарно-тематический план

  • Методические указания по организации самостоятельной работы

  • Программа промежуточной аттестации

- методический компонент тем учебной дисциплины

  • Методические рекомендации к отдельным темам занятий

  • Методические указания по разработке презентаций, рефератов, докладов и т.д.

  • Планы уроков / технологические карты уроков

-методический компонент контроля качества образования по учебной дисциплине

  • Комплект контрольных заданий по вариантам

  • Перечень вопросов по теме, разделу

  • Тест по теме, разделу

  • Контрольные задания для подготовки к ЕГЭ



    1. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий,

Интернет - ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

1. Алексашкина Л.Н., Головина В.А. Всеобщая история. 10 класс. М.: «Мнемозина», 2008.

2. Алексашкина Л.Н., Головина В.А. Всеобщая история. 11 класс. М.: «Мнемозина», 2008.

3. Павленко Н.И. и др. История России с древнейших времен до конца XIX века. М.: «Дрофа», 2008.

4. Левандовский А.А. и др. История России XX – начало XXI века.М.: «Просвещение», 2008.

5. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей в 2 частях. М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2011.

Дополнительные источники:

1. Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. М., 2006

2. Гевуркова Е.А., Соловьев Я. В. ЕГЭ 2010. История. Типовые тестовые задания М., 2012.

3. Орлов А.Г., Георгиев В.А. и др. Хрестоматия по истории России. Любое издание

Интернет-ресурсы

http://ru.wikipedia.org

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формируемые обще учебные и общие компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- проводить поиск исторической информации в источниках различного типа;

- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах ( текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро;

- давать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю;

- устанавливать причинно – следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- определять историческое значение явлений и событий прошлого;

- устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, реферата, рецензии.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя, как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

- основные исторические термины и даты;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.


ОК 4




ОК 3




ОК 4




ОК 3



ОК 2



ОК 2, ОК 4




ОК 2, ОК 3



ОК 2


ОК 3



ОК 6




ОК 2, ОК 5,




ОК1






ОК 1



ОК 1




ОК 1




ОК 1





ОК 1


ОК 1, ОК 2


ОК 2


ОК5





ОК 1


Формы контроля обучения:

домашние задания проблемного характера;

самостоятельная работа с информацией, документами, литературой;


Формы оценки результативности обучения:

- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка


Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:

отбирать и оценивать исторические факты, процессы, явления;

выполнять условия задания на творческом уровне с представлением собственной позиции;

осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы;

- проектировать собственную гражданскую позицию через проектирование исторических событий.


методы оценки результатов обучения:

мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся

формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля.

Формы контроля обучения:

домашние задания проблемного характера;

самостоятельная работа с информацией, документами, литературой;


Формы оценки результативности обучения:

- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка

отбирать и оценивать исторические факты, процессы, явления;

выполнять условия задания на творческом уровне с представлением собственной позиции;




Рабочая программа по истории
  • История
Описание:

Рабочая программа учебной дисциплины «История» предназначена для реализации требований федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) образования к минимуму содержания и уровню подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

 

            При изучении  предмета «История » большое внимание уделяется использованию межпредметных связей с такими  дисциплинами, как «Обществознание», «Литература», «География»,  а, учитывая профильную направленность, с дисциплинами «Математика», «Физика», «Информатика и ИКТ».

Автор Ходосова Татьяна Владиславовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 630
Номер материала 49345
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓