Главная / История / Рабочая программа по историческому краеведению (9 класс)

Рабочая программа по историческому краеведению (9 класс)

Муниципальное образовательное учреждение Дмитриево Помряскинская средняя общеобразовательная школа.


Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании ШМО

руководитель_______ Зам.директора по УВР Директор школы

протокол № _____ __________________ _________________

от «___» _________ 20___ г. «___»__________20____г. «___»___________20___г.




Рабочая программа

по историческому краеведению

класс 9

учитель Орлов А.Ю.

учебный год 2014-2015.








Количество часов по учебному плану

Очное обучение (О.о.)

Дистанционное обучение (Д.о.)

Всего за учебный год

34


В т.ч.

На I полугодие



На II полугодие






Пояснительная записка.



Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с региональным базисным учебным планом, утверждённым распоряжением министерства образования Ульяновской области №929-р от 15.03. 2012 г., примерными учебными планами образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования, а также – региональным компонентом содержания образования под общей редакцией А.А.Баранова.

На изучение курса «Историческое краеведение» отводится 34 часа, т.е. по 1 часу в неделю.

Главная цель учебного курса «Историческое краеведение» - пробуждение чувства любви к своей малой родине, интереса к ее прошлому и настоящему.

Программа составлена исходя из следующих целей обучения:

- ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути развития края;

- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории родного края;

- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;

- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом;

- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к прошлому нашего края, культуре народов, проживающих на территории Ульяновской области.

Программа предусматривает организацию работы на разных уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.

Основные задачи курса:

- дать учащимся общее представление об особенностях исторического и культурного развития нашего края;

- подготовить учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению родного края, вызвав интерес к местной истории и культуре;

- сформировать навыки краеведческой поисковой и исследовательской работы;

- предоставить учителю возможность параллельного преподавания исторического краеведения с курсом отечественной истории, что позволит учащимся ощутить неразрывную связь большой и малой истории.

Программа соответствует обязательному минимуму содержания исторического и культурологического образования в части регионального компонента и представляет базовый уровень краеведческих знаний.


Содержание курса.


Глава I. Симбирская губерния в 1900-1917 гг. ( 5 часов).

Симбирск в начале ХХ века. Общественные движения в Симбирске на рубеже веков. Губерния в годы первой русской революции (1905-1907 гг.). Политические партии и их деятельность на территории губернии ( социал-демократы, эсеры, кадеты, черносотенцы и др.). Столыпинская аграрная реформа в губернии. П.А.Столыпин, его связь с Симбирским краем. Влияние Первой мировой войны на жизнь в губернии (1914-1917 гг.).


Глава II. Симбирская губерния в 1917-1921 гг. ( 4 часа).

События февраля 1917 года. Создание Советов, их объединение. «Дом свободы». Двоевластие в Симбирске. Оформление большевистской организации в Симбирске, рост ее влияния среди рабочих. Рабочее и крестьянское движение в губернии летом-осенью 1917 года. Большевизация Советов в губернии. Установление Советской власти в Симбирске и губернии. Роспуск городской Думы. Губерния в 1918 году. Мятеж чехословацкого корпуса. Начало гражданской войны. Захват Самары белочехами. Власть Комуча. Создание Восточного фронта и его 1-й армии. Мятеж Муравьева. М.Н.Тухачевский. Белый террор в Симбирске. Железная дивизия и ее боевой путь под командованием Г.Д.Гая. Освобождение Симбирска 12 сентября 1918 года. Губерния в тылу Красной Армии.


Глава III. Ульяновская область в 20-30 гг. ( 5 часов).

Крестьянские мятежи в губернии. Введение НЭПа. Засуха и голод 1921 года. Организация помощи голодающим в губернии. Известие о смерти Ленина. Переименование Симбирской губернии и Симбирска в Ульяновскую губернию т город Ульяновск. Борьба с неграмотностью. Ликбезы. Область в годы индустриализации и коллективизации. Выступления крестьян против Советской власти. Репрессии 20-30-х годов. Уничтожение храмовых архитектурных ансамблей (памятников) в Ульяновске.


Глава IV. Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. (5 часов).

Начало войны. Патриотический подъем в области. Эвакуация предприятий в Ульяновскую область. Перевод промышленности на военный лад. Заводы Ульяновска для фронта (УАЗ, завод им. Володарского и др.). Эвакуация раненых. Госпитали. Жизнь и труд ульяновцев в годы войны. Ульяновцы в боях за Родину. Герои Советского Союза И.С.Полбин, А.Матросов, В.Деев, Г.Карюкин и др. Создание Ульяновской области. Сельское хозяйство области в годы войны.


Глава V. Ульяновская область во второй половине ХХ – начале ХХIвв. (5 часов).

Восстановление хозяйства. Засуха 1946 года. Переход на выпуск мирной продукции. Индустриальное развитие области в 50-е годы. Строительство Волжской ГЭС и затопление земель. Особенности развития сельского хозяйства. Успехи в развитии образования в Ульяновской области. Изменения в политической и экономической жизни Ульяновской области в 90-е годы. Ульяновская область в начале ХХI века.

Глава VI. Культура Ульяновской области в ХХ веке. (9 часов).

Бурное строительство в Симбирске в начале ХХ века. Железнодорожный мост через Волгу. Здание Краеведческого музея имени И.А.Гончарова. Строительство в городе в 60-70-е годы. Ленинский мемориальный комплекс. Современная планировка и застройка города. Изобразительное искусство в крае в советский период. А.А.Пластов – «певец земли Русской». Творчество современных ульяновских художников. Народная консерватория в Симбирске. Творчество А.В.Варламова. Музыкальные фестивали в Ульяновске в 70-80-е годы. Ульяновская областная филармония. Ульяновский государственный симфонический оркестр. Органная музыка в Ульяновске. История Ульяновского областного драматического театра. Современная афиша театра и творчество ведущих актеров. Наука и образование. Спорт.


Обобщающее повторение. ( 1 час).

Планирование учебного материала.

урока

Содержание учебного материала

Сроки

планируемые фактические

Примечание


1-2.

Глава I. Симбирская губерния в 1900-1917 гг.

Симбирск в начале ХХ века.




3.

События первой русской революции.




4.

Столыпинская реформа в Симбирской губернии.




5.

Влияние Первой мировой войны на жизнь губернии.






6.

Глава II. Симбирская губерния в 1917-1921 гг.

События Февральской революции в Симбирской губернии.




7.

Установление Советской власти в губернии.




8.

Начало Гражданской войны. Мятеж Муравьева.




9.

Бои за Симбирск

(июль-сентябрь 1918 г.).

Создание Железной дивизии.






10.

Глава III. Ульяновская область в 20-30 гг.

Период новой экономической политики в Симбирской губернии (1921-1925 гг.).




11.

Промышленность Ульяновской области в 20-30-е годы. Участие в индустриализации.




12.

Осуществление политики коллективизации.




13.

Укрепление командно-административной системы. Идеологизация общественной жизни.




14.

Ульяновск накануне войны.






15.

Глава IV. Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.

В первые месяцы войны.




16.

Тыл работает для фронта.




17-18.

Ульяновцы на полях сражений.




19.

Жизнь в тылу.






20.

Глава V. Ульяновская область во второй половине ХХ – начале ХХIвв.

Развитие промышленности в период социализма.




21.

Сельское хозяйство: проблемы и достижения.




22.

Ульяновская область в рыночной экономике: «авансы и долги».




23-24.

Ульяновская область в начале ХХI века.






25.

Глава VI. Культура Ульяновской области в ХХ веке.

Бурное строительство в Симбирске в начале ХХ века.




26.

Строительство в городе в 60-70-е годы.




27.

Изобразительное искусство в крае в советский период. А.А.Пластов.




28.

Современное изобразительное искусство в Ульяновской области.




29.

Музыка в Ульяновской области.




30-31.

Областной драматический театр.




32.

Наука и образование.




33.

Спорт в Ульяновской области.




34.

Обобщающее повторение.








Перечень учебно-методического обеспечения.

Класс

Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для контроля

Интернет-ресурсы

9

Историческое краеведение. Учебное пособие для VII-IX классов общеобразовательных учреждений/Под ред. Т.Б.Табардановой. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2000. Рекомендовано Управлением образования администрации Ульяновской области в качестве регионального учебного пособия (Приказ № 25 от 20.01.2000).

Региональный компонент содержания образования: программно-методическое обеспечение/ Под общ. Ред. А.А.Баранова. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2000.

Областная научно-практическая конференция работников образования «Краеведение в системе общего среднего образования», посвященная 350- летию Симбирска: Тезисы областной научно-практической конференции. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1997.

Рабочие листы.

Карточки.

Задания для групп.






Историческое краеведение. 9 класс. Учебно-тематический план.

урока.

Название раздела, темы урока, пункт.

Триединые дидактические цели.

Основные понятия.

Меж-предметная связь.

Методы обучения.

Форма урока.

Требования к знаниям, умениям, навыкам.

Виды контроля, измерители

Средства нагляд-ности.

Домашнее задание.

Литература





1-2.

Глава I. Симбирская губерния в 1900-1917 гг.

Симбирск в начале ХХ века.


























Сформировать у учащихся понятия и представления об особенностях развития Симбирского края в начале ХХ века;

развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность патриотизм.





Модерни-зация

Индустри-альное общество

Социаль-ная структура






История России. Россия в начале ХХ века.





Р

О-И





К





Знать и понимать особен-ности развития Симбир-ского края в начале ХХ века; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать, делать выводы.





Письмен-ные задания.





Изображе-ния с видами города начала ХХ века.





# 21.

Край Симбир-ский: Краткий историчес-кий очерк. Саратов: 1989.

Б.В.Ар-жанцев , М.Г.Ми-трополь-ская . Архи-тектурная летопись Симбирска. Ульяновск "Симбирская книга" 1994.








3.

События первой русской революции.

Сформировать у учащихся понятие и представление о сущности и влиянии первой русской революции на развитие нашего края; охарактеризовать основные политические партии , осуществлявшие свою деятельность в крае в начале ХХ века; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать, работать с учебником; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.














Революция

Полити-ческая партия

Государ-ственная дума

История России. Первая русская революция.

Р

О-И

У-Л

У-Д

Характери-зовать основные политичес-кие

партии , осущест-влявшие свою деятель-ность в крае в начале ХХ века; знать события первой русской революциии понимать ее влияние на жизнь наших земляков ; уметь давать характеристику этапу развития края в 1905-1907 гг; уметь: обобщать, анализиро-вать, сравнивать, работать с учебником.

Письмен-ные задания.

Портреты Д.И.

Ульянова, С.М.

Баратаева, А.Ф.

Аладьина.

#26, 29,31.

Край Симбир-ский: Краткий историчес-кий очерк. Саратов: 1989.

Ульяно-вская-Симбир-ская энциклопе-дия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.


4.

Столыпинская реформа в Симбирской губернии.

Познакомить учащихся с особенностями хода Столыпинской аграрной реформы в Симбирском крае; сформировать представление о значении реформы; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать, работать с учебником; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.

Аграрная реформа

Отруб

Хутор

Пере-селенцы

История России. Аграрная реформа П.А.Сто-лыпина.

Р

О-И

ПО

К

Знать сущность и особен-ности хода аграрной реформы в Симбир-ской губернии; уметь обобщать, анализировать, сравнивать, работать с учебником.

Проблем-ные задания.

Портрет П.А.

Столыпина

Иллюстра-ции с изображе-нием крестьян и крестьян-ского быта начала ХХ века.

#27, с. 120-122.

Ульяноская-Симбиская энциклопе-дия. Ульяновск. "Симбир-ская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

Край Симбир-ский: Краткий историчес-кий очерк. Саратов: 1989.




5.

Влияние Первой мировой войны на жизнь губернии.

Сформировать у учащихся понятие и представление о степени влияния первой мировой войны на жизнь Симбирской губернии; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать, работать с учебником; воспитывать негативное отношение к войне, интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.


















История России. Россия в Первой мировой войне.

Р

О-И

ПО

К

Знать и понимать степень влияния первой мировой войны на жизнь Симбир-ской губернии; уметь обобщать, анализировать, сравнивать, работать с учебником.

Проблем-ные задания.


# 28.

Край Симбир-ский: Краткий историчес-кий очерк. Саратов: 1989.

Ульянов-ская-Симбир-ская энциклопе-дия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.






6.

Глава II. Симбирская губерния в 1917-1921 гг.

События Февральской революции в Симбирской губернии.





Сформировать у учащихся понятие и представление о степени влияния Февральской революции на жизнь губернии; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать, работать с учебником; воспитывать собственное отношение к революции, интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.







Революция

Республика





История России. Февраль-ская революция.





Р

О-И





К






Знать и понимать степень влияния Февраль-ской революции на жизнь губернии; уметь обобщать, анализи-ровать, сравнивать, работать с учебником, высказы-вать собствен-ное отношение к револю-ционным событиям.





Письмен-ные задания.

Проблем-ные задания.





Иллюстра-ция с изображе-нием Дома Свободы в Симбирске.





# 32.

Ульянов-ская-Симбир-ская энциклопе-дия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

7.

Установление Советской власти в губернии.

Познакомить учащихся с особенностями процесса установления Советской власти в губернии; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать собственное отношение к революции, интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.


Советы


История России. Октябрь-ская революция.

Р

О-И

ПО

К

Знать и понимать особен-ности процесса установле-ния Советской власти в губернии; уметь обобщать, анализировать, сравнивать, высказы-вать собствен-ное отношение к револю-ционным событиям.

Письмен-ные задания.

Проблем-ные задания.

Иллюстра-ция с изображе-нием здания Симбир-ской земской управы.

# 33. Индиви-дуальные сообщения.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

8.

Начало Гражданской войны. Мятеж Муравьева.

Познакомить учащихся с ходом Гражданской войны в губернии; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать собственное отношение к позиции красных и белых, интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.


Граждан-ская война

История России. Начало Граждан-ской войны.

Р

О-И

ПО

К

Знать и понимать особенности хода Граждан-ской войны на территории края; уметь показывать на карте ход событий Граждан-ской войны на территории края; уметь обобщать, анализи-ровать, сравнивать; высказы-вать собствен-ное отношение к позиции красных и белых.

Работа с учебником.

Индиви-дуальные сообщения.


# 34-35. Индиви-дуальные сообщения.

Край Симбир-ский: Краткий историчес-кий очерк. Саратов: 1989.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.


9.

Бои за Симбирск

(июль-сентябрь 1918 г.).

Создание Железной дивизии.

Познакомить учащихся с ходом гражданской войны в губернии; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать негативное отношение к гражданской войне, интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.



История России. На фронтах Граждан-ской войны.

Р

О-И

ПО

К

Знать и понимать особенности хода Граждан-ской войны на территории края; уметь показывать на карте ход событий Граждан-ской войны на территории края; уметь обобщать, анализи-ровать, сравнивать; высказы-вать собствен-ное отношение к позиции красных и белых.


Индиви-дуальные сообщения


Портреты Г.Д.Гая, И.И.

Вацетиса.

# 36. Индиви-дуальные сообщения.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.





10

Глава III. Ульяновская область в 20-30 гг.

Период новой экономической политики в Симбирской губернии (1921-1925 гг.).





Познакомить учащихся с особенностями развития губернии в период нэпа; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.






Новая эко-номическая политика





История России. Переход к нэпу.





О-И

ПО




У-Д





Знать и понимать особен-ности развития губернии в период нэпа; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.





Проблем-ные задания.










# 37.





Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

11

Промышлен-ность Ульяновской области в

20-30-е годы. Участие в индустриали-зации.

Познакомить учащихся с состоянием промышленности края в 20-30-е годы и ходом индустриализации в регионе; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.

Индустри-ализация

История России. Социалис-тическая индустриа-лизация.

Р

О-И

ПО

К

Знать и понимать особен-ности состояния и развития промышленности края в 20-30-е гг; давать харак-теристику особен-ностям индустрии-ализации в крае; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.

Проблем-ные задания.


# 38.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

История Симбир-ского-Ульянов-ского края в уникаль-ных документах Государ-ственного архива Ульянов-ской области: альбом -Ульяновск: издатель-ство "Корпо-рация технологий продвиже-ния",

2006 г.


12

Осуществление политики коллективизации

Познакомить учащихся с ходом процесса коллективизации в нашем крае, ее особенностями и итогами; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать собственное отношение к коллективизации,

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.

Коллек-тивизация

Колхоз

МТС

История России. Коллекти-визация сельского хозяйства.

И

О-И

ПО

У-Д

Знать и понимать сущность процесса коллекти-визации и особен-ности ее в нашем крае; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.

Проблем-ные задания.

Иллюстра-ции и фото-графии с изображе-нием колхоз-ников, МТС.

# 39.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

История Симбир-ского-Ульянов-ского края в уникаль-ных документах Государ-ственного архива Ульянов-ской области: альбом -Ульяновск: издатель-ство "Корпо-рация технологий продвиже-ния",

2006 г.


13

Укрепление командно-административ-ной системы. Идеологизация общественной жизни.

Сформировать понятие и представление о сущности тоталитарной системы и ее проявлениях в жизни края; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.

Тоталита-ризм

Командно-адми-нистратив-ная система

История России. Политическая система СССР в

30-е гг.

И

ПО

К

Знать и понимать сущность тоталитар-ной системы и особен-ности ее проявления в жизни нашего края; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.

Письмен-ные задания.

Портреты

Г.Д.Гая, И.М.

Варейкиса.

Общий вид централь-ной части Ульяновска в начале 1930-х гг.

# 40.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

История Симбир-ского-Ульянов-ского края в уникаль-ных документах Государ-ственного архива Ульянов-ской области: альбом -Ульяновск: издатель-ство "Корпо-рация технологий продвиже-ния",

2006 г.


14

Ульяновск накануне войны.

Познакомить учащихся с особенностями жизни Ульяновска накануне Великой Отечественной войны; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.




История России. СССР накануне Великой Отечест-венной войны.

Р

О-И


К

Знать особен-ности жизни Ульяновска накануне Великой Отечест-венной войны; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать

Работа с учебником.

Индиви-дуальные сообщения.

Фото-графия кинотеатра «Худо-жествен-ный».

# 41.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

История Симбир-ского-Ульянов-ского края в уникаль-ных документах Государ-ственного архива Ульянов-ской области: альбом -Ульяновск: издатель-ство "Корпо-рация технологий продвиже-ния",

2006 г.









15

Глава IV. Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.

В первые месяцы войны.








Познакомить учащихся с жизнью нашего края в первые месяцы Великой Отечественной войны; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм









История России. Начало Великой Отечест-венной войны.








И

ПО








К








Знать особен-ности жизни края в первые месяцы войны;

уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать








Проблем-ные задания.

















# 42. Индиви-дуальные сообщения








Ульяновцы - великой победе. Краевед-ческие записки. Выпуск 11. - Ульяновск. Издатель-ство "Корпора-ция технологий продвиже-ния". 2005.






16

Тыл работает для фронта.

Познакомить учащихся с жизнью тыла в годы Великой Отечественной войны; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм на примерах героизма тружеников тыла.


История России. Советский тыл в Великой Отечест-венной войне.

И

ПО

К

Знать дату образова-ния Ульянов-ской области.

Знать и понимать особен-ности жизни тыла в годы войны, героизм труже-ников тыла; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать, приводить примеры трудовых подвигов жителей Ульянов-ской области.

Проблем-ные задания. Индиви-дуальные сообщения.

Фото-графии труже-ников тыла.

# 43,44. Индиви-дуальные сообщения

Ульяновцы - великой победе. Краевед-ческие записки. Выпуск 11. - Ульяновск. Издатель-ство "Корпора-ция технологий продвиже-ния". 2005.


17

Ульяновцы на полях сражений.

Познакомить учащихся с героями-ульяновцами, участниками Великой Отечественной войны; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм на примерах героизма защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны.



















История России. Великая Отечест-венная война. 1941-

1945 гг.

И

ПО

У-Д

Знать имена и подвиги героев-ульянов-цев; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать, приводить примеры героизма на примере подвигов земляков.

Индиви-дуальные сообщения.

Проблем-ные задания.

Портреты А.Матро-

сова, И.С.

Полбина, А.Ф.На-

ганова, В.П.

Хазова, героев Свири, героев-старомайн-цев, И.В.

Тюленева.

# 46-47.

Герои-ульяновцы в боях за Родину: Краткий биогра-фический словарь. Ульяновск: «Ульянов-ский Дом печати», 2000.

Ульяновцы в боях за Родину, Ульяновск, 1962; Навечно в строю, кн. 1, М., 1957.

Ульяновцы в боях за Родину. 2-е изд. Саратов, 1964 .




19

Жизнь в тылу.




















Познакомить учащихся с особенностями жизни Ульяновска в годы войны; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.


История России. Советский тыл в Великой Отечест-венной войне.

Р

О-И

ПО

К

Знать особен-ности жизни Ульяновска в годы войны; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать, приводить примеры трудовых подвигов жителей Ульянов-ской области.

Письмен-ные задания.

Иллюстра-ции с военной продук-цией заводов Ульяновска

# 48-49. Индиви-дуальные сообщения.

Ульяновцы - великой победе. Краевед-ческие записки. Выпуск 11. - Ульяновск. Издатель-ство "Корпора-ция технологий продвиже-ния". 2005.








20

Глава V. Ульяновская область во второй половине ХХ – начале ХХI вв.

Развитие промышлен-ности в период социализма.







Познакомить учащихся с особенностями развития ульяновской промышленности в послевоенный период, индустриальном подъеме; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.







Военно-промыш-ленный комплекс







История России. Вос-становле-ние разрушен-ного хозяйства.Экономика СССР в 1953-1964 гг. Экономика «развитого со-циализма».







Р

О-И

ПО







К







Знать особен-ности развития Ульянов-ской промыш-ленности в послевоен-ный период, основные предпри-ятия края; уметь обобщать, анализи-ровать, сравнивать.










Индивиду-альные сообщения. Работа в группах.

Проблем-ные задания.







Иллюстра-ции с продук-цией заводов Ульяновска и Ульянов-ской области.







# 50.







Жан Миндубаев. Присяга делу. Юрий Горячев на фоне «ретро». Ульяновск: Ульянов-ский Дом печати, 2011.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.













21

Сельское хозяйство: проблемы и достижения.

Познакомить учащихся с развитием сельского хозяйства после войны, участием ульяновцев в освоении целины; сформировать понятие и представление о процессах концентрации и специализации сельского хозяйства области; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.

Специа-лизация

Концен-трация


История России. Вос-становле-ние разрушен-ного хозяйства.Экономика СССР в 1953-1964 гг. Экономика «развитого со-циализма».

Эконо-мические реформы 1985-1991гг.

Р

О-И

ПО

К

Знать особен-ности развития сельского хозяйства Ульянов-ской области после войны; уметь давать определе-ния концентра-ции и специали-зации; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.

Работа в группах.

Проблем-ные задания.


# 51. Индивиду-альные сообщения.

Жан Миндубаев. Присяга делу. Юрий Горячев на фоне «ретро». Ульяновск: Ульянов-ский Дом печати, 2011.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.




22

Ульяновская область в рыночной экономике: «авансы и долги».

Сформировать у учащихся понятие и представление об особенностях развития в период рыночной экономики; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.

Рыночная экономика

История России. Российская экономика на пути к рынку.

Р

О-И

ПО

К

Знать и понимать особен-ности и характер-ные черты развития области в период рыночной экономики; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.

Индивиду-альные сообщения. Работа в группах.

Проблем-ные задания.

Иллюстра-ция с изображе-нием Здания админи-страции Ульянов-ской области.

Портрет Ю.Ф.

Горячева.

# 53. Индивиду-альные сообщения.

Жан Миндубаев. Присяга делу. Юрий Горячев на фоне «ретро». Ульяновск: Ульянов-ский Дом печати, 2011.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.




23-24

Ульяновская область в начале ХХI века.

Сформировать у учащихся понятие и представление об общем состоянии региона и перспективах развития Ульяновской области в начале ХХI века; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.

Модерни-зация

История России. Россия в начале ХХI века.

И

ПО

У-Д

Знать и характери-зовать общее состояние региона и перспек-тивы его развития в начале века; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.

Индивиду-альные сообщения. Работа в группах.

Проблем-ные задания.

Портреты В.А.

Шаманова, С.И.

Морозова.

Индивиду-альные сообщения.

Жан Миндубаев. Присяга делу. Юрий Горячев на фоне «ретро». Ульяновск: Ульянов-ский Дом печати, 2011.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.









25

Глава VI. Культура Ульяновской области в ХХ веке.

Бурное строительство в Симбирске в начале ХХ века.






Познакомить учащихся с процессом застройки Симбирска в начале ХХ века; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать нравственность,

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.







История России. Духовная жизнь Серебряно-го века.






Р

О-И

ПО






К






Знать основные здания, построен-ные в начале ХХ века в Симбирске, имена архитек-торов этих проектов; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.






Индивиду-альные сообщения.

Проблем-ные задания.






Иллюстра-ции с видами Симбирска начала ХХ века.






# 21, 27. Индивиду-альные сообщения.






Б.В.Ар-жанцев , М.Г.Ми-тро-польская . Архитек-турная летопись Симбирска. Ульяновск "Симбир-ская книга" 1994.

Города России: Энцикло-педия/ Гл. ред Г.М. Лаппо.- М., Научное издатель-ство "Большая Российская энциклопе-дия" ТЕРРА - Книжный клуб, 1998.

Симбирск-350 (Первое издание уникаль-ных историчес-ких фотогра-фий) Ульяновск, 1998 г.

Исто-рическая застройка Симбирска-Улья-новска. Состави-тель О.А. Свеш-никова Ульяновск , "Корпо-рация технологий продвиже-ния" 2001 г.








26

Строительство в городе в 60-70-е годы.

Познакомить учащихся с процессом застройки Ульяновска в 60-70-е годы ХХ века; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать нравственность,

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.


История России. «Оттепель» в духовной жизни.

И

О-И

ПО

К

Знать основные здания, построен-ные в Ульяновске в 60-70-е гг, имена их архитек-торов ; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.

Работа в группах. Индивиду-альные сообщения.

Иллюстра-ции с видами Ульяновска 60-70-х гг. ХХ века.

# 52. Индивиду-альные сообщения.

Б.В.Ар-жанцев , М.Г.Ми-тро-польская . Архитек-турная летопись Симбирска. Ульяновск "Симбир-ская книга" 1994.

Города России: Энцикло-педия/ Гл. ред Г.М. Лаппо.- М., Научное издатель-ство "Большая Российская энциклопе-дия" ТЕРРА - Книжный клуб, 1998.

Альманах "Памят-ники Отечества" NN 41,42 (5-6,7-8/1998) .

С.М.Чер-вонная. Художники Улья-новска. Ленинград, "Художник РСФСР" 1985 г.




27

Изобразительное искусство в крае в советский период. А.А.Пластов.

Познакомить учащихся с особенностями развития изобразительного искусства в крае в советский период; сформировать у учащихся понятие и представление о творчестве А.А.Пластова; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать нравственность,

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.


Изобрази-тельное искусство. А.А.

Пластов.

И

О-И

ПО

У-Д

Знать и характе-ризовать особен-ности развития изобрази-тельного искусства в крае в советский период; иметь представ-ление о творчестве А.А.

Пластова; давать нравствен-ную оценку творчеству советских худож-ников, уметь обобщать, анализи-ровать, сравнивать.

Индивиду-альные сообщения.

Портрет А.А.

Пластова. Репро-дукции картин А.А.

Пластова.

Индивиду-альные сообщения.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.


Русские худож-ники. Энцикло-педический словарь.- СПб.: Азбука, 1998 .


28

Современное изобразительное искусство в Ульяновской области.

Познакомить учащихся с современным изобразительным искусством Ульяновской области; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать нравственность,

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.


Изобрази-тельное искусство.

И

О-И

ПО

У-Д

Знать и характери-зовать состояние изобрази-тельного искусства в крае на современ-ном этапе развития; знать имена современ-ных худож-ников; уметь давать нравствен-ную оценку произведе-ниям.

Индивиду-альные сообщения

Портрет Никаса Сафронова.

Репро-дукции картин современ-ных Ульянов-ских худож-ников.

#52. Индивиду-альные сообщения.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.


29

Музыка в Ульяновской области.

Познакомить учащихся с особенностями развития музыки в Ульяновской области; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать нравственность,

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.


Музыка.

И

О-И

ПО

К

Знать и характери-зовать особен-ности развития музыки в Ульянов-ской области, знать имена известных музы-

кантов-земляков;

уметь давать нравствен-ную оценку музыкаль-ным произве-дениям, обобщать, анализиро-вать, сравнивать.

Индивиду-альные сообщения


# 52. Индивиду-альные сообщения.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.


30-31

Областной драматический театр.

Познакомить учащихся с театральным искусством Ульяновской области и ведущими актерами драмтеатра; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать нравственность,

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.


История России. Духовная жизнь России.

И

О-И

ПО

К

Знать и характери-зовать театраль-ное искусство Ульянов-ской области, имена ведущих актёров драмтеатра; уметь обобщать, анализи-ровать, сравнивать.

Индивиду-альные сообщения.

Фото-графии ведущих актёров Ульянов-ского драмтеатра

Индивиду-альные сообщения.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.


32

Наука и образование.

Познакомить учащихся с наукой и образованием Ульяновской области; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать нравственность,

интерес к изучению истории родного края.


История России. Духовная жизнь России.

Р

О-И

ПО

К

Знать и характе-ризовать состояние науки и образова-ния в Ульянов-ской области, знать имена учёных-земляков и деятелей образова-ния; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.

Индивиду-альные сообщения.

Портреты выдаю-щихся Ульянов-цев-деятелей науки и образова-ния.

# 52. Индивиду-альные сообщения.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.


33

Спорт в Ульяновской области.

Познакомить учащихся с уровнем развития спорта в Ульяновской области и выдающимися спортсменами региона; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать нравственность,

интерес к изучению истории родного края.



И

О-И

ПО

К

Знать и характери-зовать общее состояние спорта в Ульянов-ской области, имена выдаю-щихся спорт-сменов-земляков; уметь обобщать, анализи-ровать, сравнивать.

Индивиду-альные сообщения.

Работа в группах.

Портреты знаме-нитых спорт-сменов Ульянов-ской области.

Повторить

# 26-53.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.


34

Обобщающее повторение.

Обобщить знания учащихся по курсу исторического краеведения; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать нравственность,

интерес к изучению истории родного края.



Р

И

О-И

ПО

У-О

Знать крупней-шие события отечест-венной истории и их влияние на жизнь нашего края в ХХ веке; знать имена выдающихся деятелей науки, культуры, военачаль-ников, политиков, спорт-сменов и других замеча-тельных людей, чья деятель-ность была связана с историей нашего края; характе-ризовать основные направле-ния экономии-ческого, социаль-ного, культур-ного и политичес-кого развития нашего края в настоящее время; знать достиже-ния региона в сфере культуры и образова-ния; знать даты переимено-вания Симбирска в Ульяновск и образова-ния Ульянов-ской области; уметь давать характе-ристику отдельным этапам развития края.

Работа в группах.




Примечания.

1. Методы обучения: 2.Форма урока: К - комбинированный

Р – репродуктивный О-И – объяснительно-иллюстративный К - комбинированный

ПО – метод проблемного обучения У-Д – урок-диалог

И – исследовательский У-О – урок-диалог

Требования к уровню подготовки учащихся.



Учащиеся должны знать:

  • крупнейшие события отечественной истории и их влияние на жизнь нашего края в ХХ веке;

  • имена выдающихся деятелей науки, культуры, военачальников, политиков, спортсменов и других замечательных людей, чья деятельность была связана с историей нашего края;

  • характеризовать основные направления экономического, социального, культурного и политического развития нашего края в настоящее время;

  • достижения региона в сфере культуры и образования;

  • знать даты переименования Симбирска в Ульяновск и образования Ульяновской области;

  • достижения Ульяновской области в сфере художественной культуры и образования.


Учащиеся должны уметь:


  • давать характеристику отдельным этапам развития края в ХХ веке;

  • показывать на историко-географической карте ход событий гражданской войны на территории края;

  • определять причинно-следственные связи событий и процессов, происходивших на территории нашего края в ХХ веке, их взаимосвязь с общероссийскими событиями, выделяя общее и особенное в его развитии.















Литература для учителя.


Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. С.-Петербург Изд. А.Ф. Девриена. 1901 г.

Край Симбирский: Краткий исторический очерк. Саратов: 1989.

Симбирск и его прошлое. Хрестоматия краеведческих текстов, Ульяновск: "Лаборатория культурологии", 1993 г.

Из этнической истории Ульяновской области. Ульяновск: обл. газетное издательство, 1993 г.

Б.В.Аржанцев , М.Г.Митропольская . Архитектурная летопись Симбирска. Ульяновск "Симбирская книга" 1994.

Н.П.Крадин. Русское оборонное зодчество, М, Искусство, 1988 г.

Города России: Энциклопедия/ Гл. ред Г.М. Лаппо.- М., Научное издательство "Большая Российская энциклопедия" ТЕРРА - Книжный клуб, 1998.

Русские художники. Энциклопедический словарь.- СПб.: Азбука, 1998 .

Альманах "Памятники Отечества" NN 41,42 (5-6,7-8/1998)

Протодиакон Алексий Скала. Симбирский Покровский некрополь. - Ульяновск, 1997 г.

Ульяновская-Симбирская энциклопедия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

С.М.Червонная. Художники Ульяновска. Ленинград, "Художник РСФСР" 1985 г.

Симбирск-350 (Первое издание уникальных исторических фотографий) Ульяновск, 1998 г.

Симбирский вестник. Историко-краеведческий сборник.- Ульяновск "Симбирская книга" Вып. 1,2,3,4

Историческая застройка Симбирска-Ульяновска. Составитель О.А. Свешникова Ульяновск , "Корпорация технологий продвижения" 2001 г.

Б.В.Аржанцев . Архитектурно-исторические образы Симбирска: Архитектурное эссе. - Ульяновск: ГУП "Облтипография "Печатный двор", 2003 г.

Симбирск в истории и культуре России 1648-1998. Ульяновск Издательство Средневолжского научного центра 2003 г.

Ульяновцы - великой победе. Краеведческие записки. Выпуск 11. - Ульяновск. Издательство "Корпорация технологий продвижения". 2005.

История Симбирского-Ульяновского края в уникальных документах Государственного архива Ульяновской области: альбом -Ульяновск: издательство "Корпорация технологий продвижения", 2006 г.

Ульяновцы в боях за Родину, Ульяновск, 1962; Навечно в строю, кн. 1, М., 1957.

Ульяновцы в боях за Родину. 2-е изд. Саратов, 1964 .

Е.К.Рыкова. Культура Симбирского края. Ульяновск: ИПК ПРО, 1997.


Планы Симбирска-Ульяновска из фондов Государственного архива Ульяновской области / сост. и авт. аннотаций к док.

В. Н. Ильин, О. А. Свешникова, Л. А. Сомова, А. С. Сытин, А. Ю. Шабалкин ; ОГУ Гос. архив Ульян. обл. –

Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2008.



Ю.Н.Мордвинов. Взгляд в прошлое : из истории селений Старомайнского р-на Ульян. обл. / Ю. Н. Мордвинов. –

Ульяновск : Караван, 2007.

Герои-ульяновцы в боях за Родину: Краткий биографический словарь. Ульяновск: «Ульяновский Дом печати», 2000.

Библиотека в документах, письмах, воспоминаниях. 1848-1990 гг. / Ульян. обл. науч. б-ка им. В. И. Ленина ; сост., авт.

вступ. ст. и коммент Л. Ю. Ивашкина, науч. ред. Л. В. Белозёрова. – Ульяновск : Печатный двор, 2008.

Народная культура Поволжья. Методической пособие/ Под ред. С.Н. Митина. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.

Из этнической истории Ульяновской области (краткие очерки): Сборник. - Ульяновск: обл. газетное изд-во, 1993.

Жан Миндубаев. Присяга делу. Юрий Горячев на фоне «ретро». Ульяновск: Ульяновский Дом печати, 2011.



Литература для учащихся.


Симбирск и его прошлое. Хрестоматия краеведческих текстов, Ульяновск: "Лаборатория культурологии", 1993 г.

Из этнической истории Ульяновской области. Ульяновск: обл. газетное издательство, 1993 г.

Б.В.Аржанцев , М.Г.Митропольская . Архитектурная летопись Симбирска. Ульяновск "Симбирская книга" 1994.

Ульяновцы - великой победе. Краеведческие записки. Выпуск 11. - Ульяновск. Издательство "Корпорация технологий продвижения". 2005.

Жан Миндубаев. Присяга делу. Юрий Горячев на фоне «ретро». Ульяновск: Ульяновский Дом печати, 2011.

История Симбирского-Ульяновского края в уникальных документах Государственного архива Ульяновской области: альбом -Ульяновск: издательство "Корпорация технологий продвижения", 2006 г.

Ульяновцы в боях за Родину, Ульяновск, 1962; Навечно в строю, кн. 1, М., 1957.

Ульяновцы в боях за Родину. 2-е изд. Саратов, 1964 .

Ю.Н.Мордвинов. Взгляд в прошлое : из истории селений Старомайнского р-на Ульян. обл. / Ю. Н. Мордвинов. –

Ульяновск : Караван, 2007.

Герои-ульяновцы в боях за Родину: Краткий биографический словарь. Ульяновск: «Ульяновский Дом печати», 2000.

Библиотека в документах, письмах, воспоминаниях. 1848-1990 гг. / Ульян. обл. науч. б-ка им. В. И. Ленина ; сост., авт.

вступ. ст. и коммент Л. Ю. Ивашкина, науч. ред. Л. В. Белозёрова. – Ульяновск : Печатный двор, 2008.













Рабочая программа по историческому краеведению (9 класс)
  • История
Описание:

       Настоящая рабочая программа разработана   в соответствии с региональным базисным учебным планом, утверждённым распоряжением министерства образования Ульяновской области №929-р от 15.03. 2012 г., примерными учебными планами образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования,  а также – региональным компонентом содержания образования под общей редакцией А.А.Баранова.

 

       На изучение курса «Историческое  краеведение» отводится 34 часа, т.е. по 1 часу в неделю.

  Главная цель учебного курса «Историческое краеведение» - пробуждение чувства любви к своей малой родине, интереса к ее прошлому и настоящему.

  Программа  составлена исходя из следующих целей обучения:

 - ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути развития края;

 - выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории родного края;

 - развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;

 - формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом;

 - развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к прошлому нашего края, культуре народов, проживающих на территории Ульяновской области.

  Программа предусматривает организацию работы на разных уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.

  Основные задачи курса:

  - дать учащимся общее представление об особенностях исторического и культурного развития нашего края;

  - подготовить учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению родного края, вызвав интерес к местной истории и культуре;

 - сформировать навыки краеведческой поисковой и исследовательской работы;

 - предоставить учителю возможность параллельного преподавания исторического краеведения с курсом отечественной истории, что позволит учащимся ощутить неразрывную связь большой и малой истории.

  Программа соответствует обязательному минимуму содержания исторического и культурологического образования в части регионального компонента и представляет базовый уровень краеведческих знаний.

 

Автор Орлов Андрей Юрьевич
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 815
Номер материала 33930
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓