Главная / История / Рабочая программа по историческому краеведению (7 класс)

Рабочая программа по историческому краеведению (7 класс)

Муниципальное образовательное учреждение Дмитриево Помряскинская средняя общеобразовательная школа.


Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО Зам.директора по УВР Директор школы

протокол № _____ __________________ _________________

от «___» _________ 20___ г. «___»__________20____г. «___»___________20___г.




Рабочая программа

по историческому краеведению

класс 7

учитель Орлов А.Ю.

учебный год 2014-2015.








Количество часов по учебному плану

Очное обучение (О.о.)

Дистанционное обучение (Д.о.)

Всего за учебный год

35


В т.ч.

На I полугодие

17


На II полугодие

18





Пояснительная записка.



Главная цель учебного курса «Историческое краеведение» - пробуждение чувства любви к своей малой родине, интереса к ее прошлому и настоящему.

Программа составлена исходя из следующих целей обучения:

- ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути развития края;

- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории родного края;

- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;

- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом;

- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к прошлому нашего края, культуре народов, проживающих на территории Ульяновской области.

Программа предусматривает организацию работы на разных уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.

Основные задачи курса:

- дать учащимся общее представление об особенностях исторического и культурного развития нашего края;

- подготовить учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению родного края, вызвав интерес к местной истории и культуре;

- сформировать навыки краеведческой поисковой и исследовательской работы;

- предоставить учителю возможность параллельного преподавания исторического краеведения с курсом отечественной истории, что позволит учащимся ощутить неразрывную связь большой и малой истории.

Программа соответствует обязательному минимуму содержания исторического и культурологического образования в части регионального компонента и представляет базовый уровень краеведческих знаний.

На изучение курса «Историческое краеведение» отводится 35 часов, т.е. по 1 часу в неделю.







Содержание курса.

Введение в историческое краеведение. (1 ч.)

Глава I. Наш край в древности. (5 ч.)

Наш край в древности. Наш край в составе Волжской Булгарии.

Глава II. Период Золотой Орды и Казанского ханства.(4 ч.)

Наш край в составе Золотой Орды. Симбирская земля в составе Казанского ханства.

Глава III. Основание Симбирска и освоение края в XVII-XVIII вв.( 15 ч.)

Симбирск – средневековый город. «Бунташный век». Неприступная крепость государева. Поражение С. Разина под Симбирском. Симбирское Поволжье в конце XVIIвеке. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва. Е. Пугачёв в Симбирске. Социально-экономическое развитие края в XVIII веке. Культура Симбирского края XVIII века. Народы Симбирского Поволжья в XVII-XVIII веках.

Повторение.(8 ч.)

Резерв (2 ч.)





















Историческое краеведение. Планирование учебного материала.

урока

Содержание учебного материала.

Сроки

планируемые фактические

Примечания.

1.

Введение в историческое краеведение.




2.

Глава I. Наш край в древности.

Население края в эпоху палеолита и мезолита.




3.

Неолитические стоянки людей на территории нашего края.




4.

Племена и племенные союзы на территории Среднего Поволжья в эпоху меди и бронзы.




5-6.

Наш край в составе Волжской Булгарии.




7-8.

Глава II. Период Золотой Орды и Казанского ханства.

Наш край в составе Золотой Орды.

Симбирская земля в составе Казанского ханства.




9-10.

Симбирская земля в составе Казанского ханства.




11-12.

Глава III. Основание Симбирска и освоение края в XVII-XVIII вв.

Симбирск – средневековый город.




13.

«Бунташный век».




14-15.

Неприступная крепость государева. Поражение

С. Разина под Симбирском.




16-17.

Симбирское Поволжье в конце XVII века.




18-19.

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва. Пугачёв в Симбирске.




20-21.

Социально-экономическое развитие края в XVIII веке.




22.

Культура Симбирского края XVIII века.




23.

Народы Симбирского Поволжья в XVII-XVIII вв.




24-25.

Урок-повторение. Симбирский край в XVII-XVIII вв.




26-27.

Урок-повторение. Наш край в древности.




28-29.

Урок-повторение. Наш край в XV-XVI вв.




30-31.

Урок-повторение. Наш край в XVII-XVIII вв.




32-33.

Итоговое обобщение.




34-35.

Резерв.





Перечень учебно-методического обеспечения.

Класс

Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для контроля

Интернет-ресурсы

7

Историческое краеведение. Учебное пособие для VII-IX классов общеобразовательных учреждений/Под ред. Т.Б.Табардановой. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2000. Рекомендовано Управлением образования администрации Ульяновской области в качестве регионального учебного пособия (Приказ № 25 от 20.01.2000).

Региональный компонент содержания образования: программно-методическое обеспечение/ Под общ. Ред. А.А.Баранова. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2000.

Областная научно-практическая конференция работников образования «Краеведение в системе общего среднего образования», посвященная 350- летию Симбирска: Тезисы областной научно-практической конференции. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1997.

Рабочие листы.

Карточки.

Задания для групп.






Историческое краеведение. 7 класс. Учебно-тематический план.

урока.

Название раздела, темы урока, пункт.

Триединые дидактические цели.

Основные понятия.

Меж-предметная связь.

Методы обучения.

Форма урока.

Требования к знаниям, умениям, навыкам.

Виды контроля, измерители

Средства нагляд-ности.

Домашнее задание.

Литература

1.

Введение в историческое краеведение.

Сформировать у учащихся понятие и представление о целях и содержании курса исторического краеведения; развивать у учащихся умения обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитывать любовь к Родному краю, гражданственность, толерантность, нравственность.

Историчес-кое краеведение Симбирский край

Симбирская губерния

Ульяновская область


История России.

Р

ПО

О-И

К

Знать и характери-зовать основные цели и задачи историчес-кого краеведения; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать, делать выводы, находить общее и особенное.

Письменные задания.



Инд. сообщение «Флора и фауна нашего края в эпоху палеолита и мезолита».

Край Симбир-ский: Краткий историчес-кий очерк. Саратов: 1989.

Ульяно-вская-Симбир-ская энциклопе-дия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.





2.

Глава I. Наш край в древности.

Население края в эпоху палеолита и мезолита.























Сформировать у учащихся понятия и представления об особенностях развития нашего края в эпоху палеолита и мезолита; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность патриотизм.




Палеолит

Мезолит

Неандер-талец

Кромань-онец






История России. Эпоха палеолита и мезолита на территории России.




Р

О-И




К




Знать и понимать особен-ности развития края в эпоху палеолита и мезолита; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать, делать выводы.




Письмен-ные задания.




Изображе-ния древних людей.




# 1.

Край Симбир-ский: Краткий историчес-кий очерк. Саратов: 1989.

Ульяно-вская-Симбир-ская энциклопе-дия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.










3.

Неолитические стоянки людей на территории нашего края.

Сформировать у учащихся понятие и представление об особенностях развития нашего края в эпоху неолита; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать, работать с учебником; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.














Неолит

Неолити-ческая революция

Присваи-вающее хозяйство

Произво-дящее хозяйство



История России. Неолит на территории России.

Р

ПО

О-И

К

Характери-зовать

знать сущность, содержание и значение неолити-ческой революции; уметь: обобщать, анализиро-вать, сравнивать, работать с учебником.

Письмен-ные задания.


#2.

Край Симбир-ский: Краткий историчес-кий очерк. Саратов: 1989.

Ульяно-вская-Симбир-ская энциклопе-дия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.


4.

Племена и племенные союзы на территории Среднего Поволжья в эпоху меди и бронзы.

Сформировать представление о племенах, живших в Среднем Поволжье в эпоху меди и бронзы; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать, работать с учебником; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.

Финно-угры

«Абашев-цы»

Мокша

Эрзя


История России. Эпоха меди и бронзы на территории России.

Р

О-И


К

Знать названия племён, населяв-ших наш край в эпоху меди и бронзы; характери-зовать быт и занятия племён и племенных союзов; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать, работать с учебником.

Составле-ние плана.


# 3.

Ульяноская-Симбиская энциклопе-дия. Ульяновск. "Симбир-ская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

Край Симбир-ский: Краткий историчес-кий очерк. Саратов: 1989.




5-6.

Наш край в составе Волжской Булгарии.

Сформировать у учащихся понятие и представление об особенностях развития нашего края в составе Волжской Булгарии; охарактеризовать государство Волжская Булгария; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать, работать с учебником; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.

















Волжская Булгария

Хан

Реисы

Буртасы



Р

О-И

ПО

К

Знать и обяснять особенности развития нашего края в составе Волжской Булгарии; характе-ризовать Волжскую Булгарию, ее государ-ственное устройство, уровень экономи-ческого, социаль-ного и культур-ного развития, а также ее отношения с Русью; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать, работать с учебником.

Проблем-ные задания.

Составле-ние характе-ристики государ-ства.

Поиск информа-ции о Волжской Булгарии в Интернете.

Карта «Волжская Булгария».

# 4.

Край Симбир-ский: Краткий историчес-кий очерк. Саратов: 1989.

Ульянов-ская-Симбир-ская энциклопе-дия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.






7-8.

Глава II. Период Золотой Орды и Казанского ханства.

Наш край в составе Золотой Орды.

Симбирская земля в составе Казанского ханства.





Сформировать у учащихся понятие и представление о монголо-татарском нашествии на территории нашего края; понять особенности развития края в составе Золотой Орды; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать, работать с учебником; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.







Ярлык

Дань

Баскак

«Дикое поле»

Ушкуйник







История России. Монголо-татарское нашествие на Русские княжества.





Р

ПО

О-И





К






Знать и понимать особен-ности развития нашего края в период монголо-татарского нашествия; характери-зовать сопротив-ление булгар; уметь обобщать, анализи-ровать, сравнивать, работать с учебником.





Письмен-ные задания.

Проблем-ные задания.





Карта «Монголо-татарское нашествие на Русь».





# 5-6.

Ульянов-ская-Симбир-ская энциклопе-дия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

9-10.

Симбирская земля в составе Казанского ханства.

Познакомить учащихся с особенностями развития нашего края в составе Казанского ханства; дать характеристику Казанскому ханству; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.


Ханство

Диван

Эмир

Бек

Князь

Мирза

Оглан

Шариат

Мэктебе



История России. Внешняя политика Ивана IV.

Р

О-И

ПО

К

Знать и понимать особен-ности развития нашего края в составе Казанского ханства; характери-зовать государ-ственное устройство ханства и его отношения с Русью; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.

Составле-ние плана. Проблем-ные задания.

Иллюстра-ции с видами Казани.

# 7-8. Индиви-дуальные сообщения.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.






11-12.

Глава III. Основание Симбирска и освоение края в XVII-XVIII вв.

Симбирск – средневековый город.






Сформировать у учащихся понятие и представление об основании Симбирска, его средневековом облике; охарактеризовать личность и деятельность

Б. Хитрово; развивать умения составлять исторический портрет, обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.







Город-крепость

Кремль

Слобода

Посад







История России. Российское государ-ство при первых Романо-вых.






ПО

О-И






К

У-Д






Знать дату основания Симбирска;знать и объяснять особен-ности средневекового Симбирска; характери-зовать личность и деятель-ность Богдана Хитрово; составлять рассказ об облике Симбирска XVII века; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.






Инд.сооб-щение об основателе Симбирска Б. Хитрово. Составле-ние историчес-кого портрета Б. Хитрово.







Изображе-ния Симбирска XVII века.

Портрет Богдана Хитрово.






# 9-10. Индиви-дуальные сообщения.






Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

Россия. Полное географи-ческое описание нашего отечества.Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. С.-Петербург Изд. А.Ф. Девриена. 1901 г.


13.






«Бунташный век».

Сформировать у учащихся понятие и представление о степени влияния событий XVII века на жизнь нашего края; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать собственное отношение к восстаниям и народным движениям семнадцатого столетия, интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.


«Бунташ-ный век».

Бунт

Восстание

Народное движение

Крестьян-ская война


История России. «Бунташ-ный век».

Р

О-И

ПО

К

Знать и понимать особен-ности и степень влияния событий XVII века на жизнь нашего края;уметь показывать на карте ход основных событий территории края; уметь обобщать, анализи-ровать, сравнивать; высказы-вать собствен-ное отношение к народным движениям XVII в.

Индиви-дуальные сообщения о событиях «Бунташ-ного века».

Составле-ние плана.

Карта «Народные движения XVIIв.»

Составление таблицы «Бунташ-ный век на территории нашего края».. Инд.

сообщение о С.Т. Разине.

Край Симбир-ский: Краткий историчес-кий очерк. Саратов: 1989.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.


14-15.

Неприступная крепость государева. Поражение

С. Разина под Симбирском.

Сформировать у учащихся понятие и представление о степени влияния событий XVII века на жизнь нашего края; охарактеризовать личность С.Т. Разина и события, связанные с обороной Симбирска от его войска; развивать умения составлять исторический портрет, обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать собственное отношение к восстаниям и народным движениям семнадцатого столетия, интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.


Повстанцы

Осада

Струг


История России. «Бунташ-ный век».

Р

О-И

ПО

К

У-Д

Знать и понимать особен-ности и степень влияния событий XVII века на жизнь нашего края; характеризовать личность и деятель-ность С.Т. Разина; уметь показывать на карте ход основных событий территории края; уметь обобщать, анализи-ровать, сравнивать; высказы-вать собствен-ное отношение к народным движениям XVII в.

Инд. сообщение о С.Т. Разине.

Составле-ние историчес-кого портрета С.Т. Разина.

Портрет С.Т. Разина.

Карта «Народные движения XVIIв.»

# 11.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

16-17.

Симбирское Поволжье в конце XVII века.

Сформировать у учащихся понятие и представление об особенностях социально-экономического и культурного развития Симбирского края в конце XVII века;

развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.







История России. Российское государ-ство во второй половине XVII века.

Р

О-И

ПО

И

К

Знать и понимать особен-ности развития края в конце XVII века ; называть дату основания родного села; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.

Записи в тетрадях.

Карта «Россий-ское государ-ство во второй половине XVII в.»





Поиск информа-ции по истории родного села в интернете и других источниках

Инд.сооб-щение о Е.И. Пугачёве.

Ю.Н.

Мордви-нов. Взгляд в прош-лое : из истории селений Старо-майнско-го р-на Ульян. обл. /

Ю. Н. Мордви-нов. –

Улья-новск : Караван, 2007.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

18-19.

Крестьянская война под предводитель-ством Емельяна Пугачёва. Пугачёв в Симбирске.

Познакомить учащихся с событиями крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачёва и ее ходе на территории края; охарактеризовать личность Е.И. Пугачёва; развивать умения составлять исторический портрет; обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм; высказывать собственное отношение к пугачёвскому движению.

Крестьян-ская война


История России. Крестьянская война под предводи-тельством Е.И. Пугачёва.

Р

О-И

ПО

К

У-Д

Знать и объяснять сущность событий, связанных с крестьян-ской войной на территории Симбир-ского края; характери-зовать личность и деятель-ность Е.И. Пугачёва; объяснять значение и роль Симбирска в крестьян-ской войне и судьбе Пугачёва;

уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.

Проблем-ные задания.

Составле-ние историчес-кого портрета Е.И. Пугачёва.

Карта «Крестьянская война под предводи-тельством Е.И. Пугачёва».

Портрет Е.И. Пугачёва.

# 12.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

История Симбир-ского-Ульянов-ского края в уникаль-ных документах Государ-ственного архива Ульянов-ской области: альбом -Ульяновск: издатель-ство "Корпо-рация технологий продвиже-ния",

2006 г.


20-21.

Социально-экономическое развитие края в XVIII веке.

Сформировать у учащихся понятие и представление об особенностях социально-экономического развития Симбирского края в XVIII веке; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.


История России. Социально-экономи-ческое развитие России в XVIII веке.

Р

О-И

ПО


К

Знать и характе-ризовать особен-ности социально-экономи-ческого развития Симбир-ского края в XVIII веке; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.

Составле-ние плана.

Работа с учебником.

Гравюра «Вид города Симбирска с северо-запада».

# 13. Индивиду-альные сообщения.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

История Симбир-ского-Ульянов-ского края в уникаль-ных документах Государ-ственного архива Ульянов-ской области: альбом -Ульяновск: издатель-ство "Корпо-рация технологий продвиже-ния",

2006 г.


22.

Культура Симбирского края XVIII века.

Сформировать у учащихся понятие и представление о культурном развитии края в XVIII веке; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.


История России. Культура России в XVIII веке.


И

ПО

К

Знать и объяснять особен-ности культур-ного развития края в XVIII веке; знать памятники культуры, созданные в XVIII веке; уметь самосто-ятельно искать информа-цию в Интернете, обобщать, анлизиро-вать, сравнивать, делать выводы.

Письмен-ные задания.

Индивиду-альные сообщения.

Изобра-жения памят-ников культуры XVIII века.

# 13. Индивиду-альные сообщения.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

История Симбир-ского-Ульянов-ского края в уникаль-ных документах Государ-ственного архива Ульянов-ской области: альбом -Ульяновск: издатель-ство "Корпо-рация технологий продвиже-ния",

2006 г.

Е.К.Рыкова. Культура Симбир-ского края. Ульяновск: ИПК ПРО, 1997.




23.

Народы Симбирского Поволжья в XVII-XVIII вв.

Познакомить учащихся с особенностями жизни и быта народов Симбирского Поволжья в XVII-XVIII вв.; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.



Этнос

Нация


История России. Быт и обычаи.

Р

О-И

ПО

И


К

Знать и характери-зовать особен-ности жизни и быта народов Симбир-ского Поволжья в XVII-XVIII вв.;

уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.

Индиви-дуальные сообщения о народах Поволжья.

Мульти-медийная презента-ция.

# 13. Индиви-дуальные сообщения.

Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

История Симбир-ского-Ульянов-ского края в уникаль-ных документах Государ-ственного архива Ульянов-ской области: альбом -Ульяновск: издатель-ство "Корпо-рация технологий продвиже-ния",

2006 г.


24-25.

Урок-повторение. Симбирский край в XVII-XVIII вв.


Систематизировать и обобщить знания и умения учащихся по теме;

развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.



















И

ПО


У-О














Проблем-ные задания.

Самосто-ятельная работа.














Повторить #1-4.

Индиви-дуальные сообщения.












26-27.

Урок-повторение. Наш край в древности.

Систематизировать и обобщить знания и умения учащихся по теме; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.





И

ПО

У-О


Проблем-ные задания. Индиви-дуальные сообщения.


Повторить # 5-8.


.


28-29.

Урок-повторение. Наш край в XV-XVI вв.


Систематизировать и обобщить знания и умения учащихся по теме; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.



















История России. Великая Отечест-венная война. 1941-

1945 гг.

И

ПО

У-Д


Индиви-дуальные сообщения.

Проблем-ные задания.

.

Повторить #9-13.

Индиви-дуальные сообщения.


30-31.

Урок-повторение. Наш край в XVII-XVIII вв.

















Систематизировать и обобщить знания и умения учащихся по теме; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.





И

ПО

У-О


Письмен-ные задания. Индиви-дуальные сообщения.


Повторить # 1-13. Индиви-дуальные сообщения.



32-33.

Итоговое обобщение.


Систематизировать и обобщить знания и умения учащихся по пройденному курсу; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать

интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.





И

ПО

У-О


Самосто-ятельная работа.





















34-35.

Резерв.











Примечания.

1. Методы обучения: 2.Форма урока: К - комбинированный

Р – репродуктивный О-И – объяснительно-иллюстративный К - комбинированный

ПО – метод проблемного обучения У-Д – урок-диалог

И – исследовательский У-О – урок-диалог





























Требования к уровню подготовки учащихся.



Учащиеся должны знать:


  • крупнейшие события отечественной истории и их влияние на жизнь нашего края с древности по XVIII в.;

  • имена выдающихся и замечательных людей, чья деятельность была связана с историей нашего края;

  • характеризовать основные направления экономического, социального, культурного и политического развития нашего края;

  • периодизацию ключевых явлений в истории Симбирского края;

  • основные информационные источники по истории родного края;

  • наиболее распространённые и научно обоснованные интерпретации и оценки событий, явлений и личностей прошлого.




Учащиеся должны уметь:


  • давать характеристику отдельным этапам развития края с древности по XVIII в.;

  • показывать на историко-географической карте ход событий изучаемого периода;

  • определять причинно-следственные связи событий и процессов, происходивших на территории нашего края с древности по XVIII в., их взаимосвязь с общероссийскими событиями, выделяя общее и особенное в его развитии;

  • составлять исторический портрет выдающихся деятелей;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников;

  • сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различное;

  • давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;

  • на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты. Характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные признаки исторических событий и явлений;

  • применять полученные знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в политкультурной среде.




Литература для учителя.


Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. С.-Петербург Изд. А.Ф. Девриена. 1901 г.

Край Симбирский: Краткий исторический очерк. Саратов: 1989.

Симбирск и его прошлое. Хрестоматия краеведческих текстов, Ульяновск: "Лаборатория культурологии", 1993 г.

Из этнической истории Ульяновской области. Ульяновск: обл. газетное издательство, 1993 г.

Б.В.Аржанцев , М.Г.Митропольская . Архитектурная летопись Симбирска. Ульяновск "Симбирская книга" 1994.

Н.П.Крадин. Русское оборонное зодчество, М, Искусство, 1988 г.

Города России: Энциклопедия/ Гл. ред Г.М. Лаппо.- М., Научное издательство "Большая Российская энциклопедия" ТЕРРА - Книжный клуб, 1998.

Альманах "Памятники Отечества" NN 41,42 (5-6,7-8/1998)

Протодиакон Алексий Скала. Симбирский Покровский некрополь. - Ульяновск, 1997 г.

Ульяновская-Симбирская энциклопедия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

Симбирск-350 (Первое издание уникальных исторических фотографий) Ульяновск, 1998 г.

Симбирский вестник. Историко-краеведческий сборник.- Ульяновск "Симбирская книга" Вып. 1,2,3,4

Историческая застройка Симбирска-Ульяновска. Составитель О.А. Свешникова Ульяновск , "Корпорация технологий продвижения" 2001 г.

Б.В.Аржанцев . Архитектурно-исторические образы Симбирска: Архитектурное эссе. - Ульяновск: ГУП "Облтипография "Печатный двор", 2003 г.

Симбирск в истории и культуре России 1648-1998. Ульяновск Издательство Средневолжского научного центра 2003 г.

История Симбирского-Ульяновского края в уникальных документах Государственного архива Ульяновской области: альбом -Ульяновск: издательство "Корпорация технологий продвижения", 2006 г.

Е.К.Рыкова. Культура Симбирского края. Ульяновск: ИПК ПРО, 1997.


Планы Симбирска-Ульяновска из фондов Государственного архива Ульяновской области / сост. и авт. аннотаций к док.

В. Н. Ильин, О. А. Свешникова, Л. А. Сомова, А. С. Сытин, А. Ю. Шабалкин ; ОГУ Гос. архив Ульян. обл. –

Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2008.



Ю.Н.Мордвинов. Взгляд в прошлое : из истории селений Старомайнского р-на Ульян. обл. / Ю. Н. Мордвинов. –

Ульяновск : Караван, 2007.




















Литература для учащихся.


Симбирск и его прошлое. Хрестоматия краеведческих текстов, Ульяновск: "Лаборатория культурологии", 1993 г.

Из этнической истории Ульяновской области. Ульяновск: обл. газетное издательство, 1993 г.

Б.В.Аржанцев , М.Г.Митропольская . Архитектурная летопись Симбирска. Ульяновск "Симбирская книга" 1994.

История Симбирского-Ульяновского края в уникальных документах Государственного архива Ульяновской области: альбом -Ульяновск: издательство "Корпорация технологий продвижения", 2006 г.

Города России: Энциклопедия/ Гл. ред Г.М. Лаппо.- М., Научное издательство "Большая Российская энциклопедия" ТЕРРА - Книжный клуб, 1998.

Альманах "Памятники Отечества" NN 41,42 (5-6,7-8/1998)

Край Симбирский: Краткий исторический очерк. Саратов: 1989.

Ю.Н.Мордвинов. Взгляд в прошлое : из истории селений Старомайнского р-на Ульян. обл. / Ю. Н. Мордвинов. –

Ульяновск : Караван, 2007.



















Рабочая программа по историческому краеведению (7 класс)
  • История
Описание:

Пояснительная записка.

 

 

    Главная цель учебного курса «Историческое краеведение» - пробуждение чувства любви к своей малой родине, интереса к ее прошлому и настоящему.

  Программа  составлена исходя из следующих целей обучения:

 - ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути развития края;

 - выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории родного края;

 - развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;

 - формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом;

 - развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к прошлому нашего края, культуре народов, проживающих на территории Ульяновской области.

  Программа предусматривает организацию работы на разных уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.

  Основные задачи курса:

  - дать учащимся общее представление об особенностях исторического и культурного развития нашего края;

  - подготовить учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению родного края, вызвав интерес к местной истории и культуре;

 - сформировать навыки краеведческой поисковой и исследовательской работы;

 - предоставить учителю возможность параллельного преподавания исторического краеведения с курсом отечественной истории, что позволит учащимся ощутить неразрывную связь большой и малой истории.

  Программа соответствует обязательному минимуму содержания исторического и культурологического образования в части регионального компонента и представляет базовый уровень краеведческих знаний.

  На изучение курса «Историческое  краеведение» отводится 35 часов, т.е. по 1 часу в неделю.

 

 

Автор Орлов Андрей Юрьевич
Дата добавления 08.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1154
Номер материала 45338
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓