Муниципальное образовательное учреждение Дмитриево
Помряскинская средняя общеобразовательная школа.
Рассмотрено
Согласовано Утверждаю
на заседании
МО Зам.директора по
УВР Директор школы
протокол №
_____
__________________ _________________
от «___» _________
20___ г.
«___»__________20____г. «___»___________20___г.
Рабочая программа
по историческому краеведению
класс 7
учитель Орлов А.Ю.
учебный год 2014-2015.
Количество часов по учебному плану
|
Очное обучение (О.о.)
|
Дистанционное обучение (Д.о.)
|
Всего за учебный год
|
35
|
|
В т.ч.
|
На I полугодие
|
17
|
|
На II полугодие
|
18
|
|
Пояснительная записка.
Главная цель учебного курса «Историческое
краеведение» - пробуждение чувства любви к своей малой родине, интереса к ее
прошлому и настоящему.
Программа составлена исходя из следующих
целей обучения:
- ознакомление учащихся с совокупностью
знаний об основных этапах исторического пути развития края;
- выработка у школьников представлений об
основных источниках знаний о прошлом, о неоднозначности восприятия, отражения и
объяснения событий истории родного края;
- развитие у учащихся способностей
рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами
исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие
причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей),
применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
- формирование ценностных ориентаций и
убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного,
нравственного опыта людей в прошлом;
- развитие гуманитарной культуры школьников,
приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к прошлому
нашего края, культуре народов, проживающих на территории Ульяновской области.
Программа предусматривает организацию работы
на разных уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом их
индивидуальных способностей и потребностей.
Основные задачи курса:
- дать учащимся общее представление об
особенностях исторического и культурного развития нашего края;
- подготовить учащихся к дальнейшему
самостоятельному изучению родного края, вызвав интерес к местной истории и
культуре;
- сформировать навыки краеведческой поисковой
и исследовательской работы;
- предоставить учителю возможность
параллельного преподавания исторического краеведения с курсом отечественной
истории, что позволит учащимся ощутить неразрывную связь большой и малой
истории.
Программа соответствует обязательному
минимуму содержания исторического и культурологического образования в части
регионального компонента и представляет базовый уровень краеведческих знаний.
На изучение курса «Историческое
краеведение» отводится 35 часов, т.е. по 1 часу в неделю.
Содержание курса.
Введение в историческое
краеведение. (1 ч.)
Глава I. Наш край в древности. (5 ч.)
Наш
край в древности. Наш край в составе Волжской Булгарии.
Глава
II. Период Золотой Орды и Казанского
ханства.(4 ч.)
Наш
край в составе Золотой Орды. Симбирская земля в составе Казанского ханства.
Глава III. Основание Симбирска и освоение края в XVII-XVIII вв.( 15 ч.)
Симбирск
– средневековый город. «Бунташный век». Неприступная крепость государева.
Поражение С. Разина под Симбирском. Симбирское Поволжье в конце XVIIвеке. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва. Е. Пугачёв
в Симбирске. Социально-экономическое развитие края в XVIII веке. Культура Симбирского края XVIII
века. Народы Симбирского Поволжья в XVII-XVIII веках.
Повторение.(8 ч.)
Резерв (2 ч.)
Историческое краеведение. Планирование
учебного материала.
№ урока
|
Содержание учебного материала.
|
Сроки
планируемые фактические
|
Примечания.
|
1.
|
Введение в
историческое краеведение.
|
|
|
|
2.
|
Глава I.
Наш край в древности.
Население края в
эпоху палеолита и мезолита.
|
|
|
|
3.
|
Неолитические
стоянки людей на территории нашего края.
|
|
|
|
4.
|
Племена и племенные
союзы на территории Среднего Поволжья в эпоху меди и бронзы.
|
|
|
|
5-6.
|
Наш край в составе
Волжской Булгарии.
|
|
|
|
7-8.
|
Глава II.
Период Золотой Орды и Казанского ханства.
Наш край в составе
Золотой Орды.
Симбирская земля в
составе Казанского ханства.
|
|
|
|
9-10.
|
Симбирская земля в
составе Казанского ханства.
|
|
|
|
11-12.
|
Глава III.
Основание Симбирска и освоение края в XVII-XVIII вв.
Симбирск –
средневековый город.
|
|
|
|
13.
|
«Бунташный век».
|
|
|
|
14-15.
|
Неприступная
крепость государева. Поражение
С. Разина под
Симбирском.
|
|
|
|
16-17.
|
Симбирское Поволжье
в конце XVII века.
|
|
|
|
18-19.
|
Крестьянская война
под предводительством Е.И. Пугачёва. Пугачёв в Симбирске.
|
|
|
|
20-21.
|
Социально-экономическое
развитие края в XVIII веке.
|
|
|
|
22.
|
Культура
Симбирского края XVIII века.
|
|
|
|
23.
|
Народы Симбирского
Поволжья в XVII-XVIII вв.
|
|
|
|
24-25.
|
Урок-повторение.
Симбирский край в XVII-XVIII вв.
|
|
|
|
26-27.
|
Урок-повторение.
Наш край в древности.
|
|
|
|
28-29.
|
Урок-повторение.
Наш край в XV-XVI вв.
|
|
|
|
30-31.
|
Урок-повторение.
Наш край в XVII-XVIII вв.
|
|
|
|
32-33.
|
Итоговое обобщение.
|
|
|
|
34-35.
|
Резерв.
|
|
|
|
Перечень учебно-методического
обеспечения.
Класс
|
Учебники (автор, название, год издания, кем
рекомендован или допущен, издательство)
|
Методические материалы
|
Дидактические материалы
|
Материалы для контроля
|
Интернет-ресурсы
|
7
|
Историческое краеведение. Учебное пособие
для VII-IX классов общеобразовательных
учреждений/Под ред. Т.Б.Табардановой. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2000.
Рекомендовано Управлением образования администрации Ульяновской области в
качестве регионального учебного пособия (Приказ № 25 от 20.01.2000).
|
Региональный компонент содержания образования:
программно-методическое обеспечение/ Под общ. Ред. А.А.Баранова. – Ульяновск:
ИПК ПРО, 2000.
Областная научно-практическая конференция
работников образования «Краеведение в системе общего среднего образования»,
посвященная 350- летию Симбирска: Тезисы областной научно-практической
конференции. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1997.
|
Рабочие листы.
Карточки.
Задания для групп.
|
|
|
Историческое
краеведение. 7 класс. Учебно-тематический план.
№ урока.
|
Название раздела,
темы урока, пункт.
|
Триединые
дидактические цели.
|
Основные понятия.
|
Меж-предметная связь.
|
Методы обучения.
|
Форма урока.
|
Требования к
знаниям, умениям, навыкам.
|
Виды контроля, измерители
|
Средства нагляд-ности.
|
Домашнее задание.
|
Литература
|
1.
|
Введение в
историческое краеведение.
|
Сформировать у учащихся
понятие и представление о целях и содержании курса исторического краеведения;
развивать у учащихся умения обобщать, анализировать, сравнивать, делать
выводы; воспитывать любовь к Родному краю, гражданственность, толерантность,
нравственность.
|
Историчес-кое
краеведение Симбирский край
Симбирская губерния
Ульяновская область
|
История России.
|
Р
ПО
О-И
|
К
|
Знать и
характери-зовать основные цели и задачи историчес-кого краеведения; уметь
обобщать, анализиро-вать, сравнивать, делать выводы, находить общее и особенное.
|
Письменные задания.
|
|
Инд. сообщение
«Флора и фауна нашего края в эпоху палеолита и мезолита».
|
Край Симбир-ский: Краткий историчес-кий очерк.
Саратов: 1989.
Ульяно-вская-Симбир-ская энциклопе-дия. Ульяновск. "Симбирская
книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004
г.
|
2.
|
Глава I.
Наш край в древности.
Население края в
эпоху палеолита и мезолита.
|
Сформировать у
учащихся понятия и представления об особенностях развития нашего края в эпоху
палеолита и мезолита; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать,
делать выводы; воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность
патриотизм.
|
Палеолит
Мезолит
Неандер-талец
Кромань-онец
|
История России. Эпоха
палеолита и мезолита на территории России.
|
Р
О-И
|
К
|
Знать и понимать
особен-ности развития края в эпоху палеолита и мезолита; уметь обобщать,
анализиро-вать, сравнивать, делать выводы.
|
Письмен-ные
задания.
|
Изображе-ния древних
людей.
|
# 1.
|
Край Симбир-ский: Краткий историчес-кий очерк.
Саратов: 1989.
Ульяно-вская-Симбир-ская энциклопе-дия. Ульяновск. "Симбирская
книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004
г.
|
3.
|
Неолитические
стоянки людей на территории нашего края.
|
Сформировать у
учащихся понятие и представление об особенностях развития нашего края в эпоху
неолита; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать, работать с
учебником; воспитывать интерес к изучению истории родного края,
гражданственность и патриотизм.
|
Неолит
Неолити-ческая
революция
Присваи-вающее
хозяйство
Произво-дящее
хозяйство
|
История России. Неолит
на территории России.
|
Р
ПО
О-И
|
К
|
Характери-зовать
знать сущность,
содержание и значение неолити-ческой революции; уметь: обобщать,
анализиро-вать, сравнивать, работать с учебником.
|
Письмен-ные задания.
|
|
#2.
|
Край Симбир-ский: Краткий историчес-кий очерк.
Саратов: 1989.
Ульяно-вская-Симбир-ская энциклопе-дия. Ульяновск. "Симбирская
книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004
г.
|
4.
|
Племена и племенные
союзы на территории Среднего Поволжья в эпоху меди и бронзы.
|
Сформировать
представление о племенах, живших в Среднем Поволжье в эпоху меди и бронзы; развивать
умения обобщать, анализировать, сравнивать, работать с учебником; воспитывать
интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.
|
Финно-угры
«Абашев-цы»
Мокша
Эрзя
|
История России.
Эпоха меди и бронзы на территории России.
|
Р
О-И
|
К
|
Знать названия
племён, населяв-ших наш край в эпоху меди и бронзы; характери-зовать быт и
занятия племён и племенных союзов; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать,
работать с учебником.
|
Составле-ние плана.
|
|
# 3.
|
Ульяноская-Симбиская энциклопе-дия. Ульяновск. "Симбир-ская
книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004
г.
Край Симбир-ский: Краткий историчес-кий очерк.
Саратов: 1989.
|
5-6.
|
Наш край в составе
Волжской Булгарии.
|
Сформировать у
учащихся понятие и представление об особенностях развития нашего края в
составе Волжской Булгарии; охарактеризовать государство Волжская Булгария; развивать
умения обобщать, анализировать, сравнивать, работать с учебником; воспитывать
интерес к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.
|
Волжская Булгария
Хан
Реисы
Буртасы
|
|
Р
О-И
ПО
|
К
|
Знать и обяснять
особенности развития нашего края в составе Волжской Булгарии;
характе-ризовать Волжскую Булгарию, ее государ-ственное устройство, уровень
экономи-ческого, социаль-ного и культур-ного развития, а также ее отношения с
Русью; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать, работать с учебником.
|
Проблем-ные
задания.
Составле-ние
характе-ристики государ-ства.
Поиск информа-ции о
Волжской Булгарии в Интернете.
|
Карта «Волжская
Булгария».
|
# 4.
|
Край Симбир-ский: Краткий историчес-кий очерк.
Саратов: 1989.
Ульянов-ская-Симбир-ская энциклопе-дия. Ульяновск. "Симбирская
книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004
г.
|
7-8.
|
Глава II.
Период Золотой Орды и Казанского ханства.
Наш край в составе
Золотой Орды.
Симбирская земля в
составе Казанского ханства.
|
Сформировать у
учащихся понятие и представление о монголо-татарском нашествии на территории
нашего края; понять особенности развития края в составе Золотой Орды; развивать
умения обобщать, анализировать, сравнивать, работать с учебником;
воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и
патриотизм.
|
Ярлык
Дань
Баскак
«Дикое поле»
Ушкуйник
|
История России. Монголо-татарское
нашествие на Русские княжества.
|
Р
ПО
О-И
|
К
|
Знать и понимать особен-ности
развития нашего края в период монголо-татарского нашествия; характери-зовать
сопротив-ление булгар; уметь обобщать, анализи-ровать, сравнивать, работать с
учебником.
|
Письмен-ные
задания.
Проблем-ные
задания.
|
Карта
«Монголо-татарское нашествие на Русь».
|
# 5-6.
|
Ульянов-ская-Симбир-ская
энциклопе-дия.
Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000
г. Том 2, 2004 г.
|
9-10.
|
Симбирская земля в
составе Казанского ханства.
|
Познакомить
учащихся с особенностями развития нашего края в составе Казанского ханства;
дать характеристику Казанскому ханству; развивать умения обобщать,
анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к изучению истории родного
края, гражданственность и патриотизм.
|
Ханство
Диван
Эмир
Бек
Князь
Мирза
Оглан
Шариат
Мэктебе
|
История России. Внешняя
политика Ивана IV.
|
Р
О-И
ПО
|
К
|
Знать и понимать
особен-ности развития нашего края в составе Казанского ханства; характери-зовать
государ-ственное устройство ханства и его отношения с Русью; уметь обобщать,
анализиро-вать, сравнивать.
|
Составле-ние плана.
Проблем-ные задания.
|
Иллюстра-ции с видами
Казани.
|
# 7-8. Индиви-дуальные сообщения.
|
Ульянов-ская-Симбир-ская
энцикло-педия.
Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000
г. Том 2, 2004 г.
|
11-12.
|
Глава III.
Основание Симбирска и освоение края в XVII-XVIII вв.
Симбирск –
средневековый город.
|
Сформировать у
учащихся понятие и представление об основании Симбирска, его средневековом
облике; охарактеризовать личность и деятельность
Б. Хитрово;
развивать умения составлять исторический портрет, обобщать, анализировать,
сравнивать; воспитывать интерес к изучению истории родного края,
гражданственность и патриотизм.
|
Город-крепость
Кремль
Слобода
Посад
|
История России.
Российское государ-ство при первых Романо-вых.
|
ПО
О-И
|
К
У-Д
|
Знать дату
основания Симбирска;знать и объяснять особен-ности средневекового Симбирска;
характери-зовать личность и деятель-ность Богдана Хитрово; составлять рассказ
об облике Симбирска XVII века; уметь обобщать, анализиро-вать,
сравнивать.
|
Инд.сооб-щение об
основателе Симбирска Б. Хитрово. Составле-ние историчес-кого портрета Б.
Хитрово.
|
Изображе-ния
Симбирска XVII века.
Портрет Богдана
Хитрово.
|
# 9-10. Индиви-дуальные сообщения.
|
Ульянов-ская-Симбир-ская
энцикло-педия.
Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000
г. Том 2, 2004 г.
Россия. Полное географи-ческое
описание нашего отечества.Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. С.-Петербург
Изд. А.Ф. Девриена. 1901 г.
|
13.
|
«Бунташный век».
|
Сформировать у
учащихся понятие и представление о степени влияния событий XVII
века на жизнь нашего края; развивать умения обобщать, анализировать,
сравнивать; воспитывать собственное отношение к восстаниям и народным
движениям семнадцатого столетия, интерес к изучению истории родного края,
гражданственность и патриотизм.
|
«Бунташ-ный век».
Бунт
Восстание
Народное движение
Крестьян-ская война
|
История России. «Бунташ-ный
век».
|
Р
О-И
ПО
|
К
|
Знать и понимать
особен-ности и степень влияния событий XVII века на жизнь нашего края; ; уметь
показывать на карте ход основных событий территории края; уметь обобщать,
анализи-ровать, сравнивать; высказы-вать собствен-ное отношение к народным
движениям XVII в.
|
Индиви-дуальные
сообщения о событиях «Бунташ-ного века».
Составле-ние плана.
|
Карта «Народные
движения XVIIв.»
|
Составление таблицы
«Бунташ-ный век на территории нашего края».. Инд.
сообщение о С.Т.
Разине.
|
Край Симбир-ский: Краткий историчес-кий очерк.
Саратов: 1989.
Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская
книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004
г.
|
14-15.
|
Неприступная
крепость государева. Поражение
С. Разина под
Симбирском.
|
Сформировать у
учащихся понятие и представление о степени влияния событий XVII
века на жизнь нашего края; охарактеризовать личность С.Т. Разина и события,
связанные с обороной Симбирска от его войска; развивать умения составлять
исторический портрет, обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать
собственное отношение к восстаниям и народным движениям семнадцатого
столетия, интерес к изучению истории родного края, гражданственность и
патриотизм.
|
Повстанцы
Осада
Струг
|
История России. «Бунташ-ный
век».
|
Р
О-И
ПО
|
К
У-Д
|
Знать и понимать
особен-ности и степень влияния событий XVII века на жизнь нашего края; характеризовать
личность и деятель-ность С.Т. Разина; уметь показывать на карте ход основных
событий территории края; уметь обобщать, анализи-ровать, сравнивать;
высказы-вать собствен-ное отношение к народным движениям XVII
в.
|
Инд. сообщение о
С.Т. Разине.
Составле-ние
историчес-кого портрета С.Т. Разина.
|
Портрет С.Т.
Разина.
Карта «Народные
движения XVIIв.»
|
# 11.
|
Ульянов-ская-Симбир-ская
энцикло-педия.
Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000
г. Том 2, 2004 г.
|
16-17.
|
Симбирское Поволжье
в конце XVII века.
|
Сформировать у
учащихся понятие и представление об особенностях социально-экономического и
культурного развития Симбирского края в конце XVII века;
развивать умения обобщать,
анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к изучению истории родного
края, гражданственность и патриотизм.
|
|
История России. Российское
государ-ство во второй половине XVII века.
|
Р
О-И
ПО
И
|
К
|
Знать и понимать
особен-ности развития края в конце XVII века ; называть дату основания родного
села; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.
|
Записи в тетрадях.
|
Карта «Россий-ское
государ-ство во второй половине XVII в.»
|
Поиск информа-ции
по истории родного села в интернете и других источниках
Инд.сооб-щение о
Е.И. Пугачёве.
|
Ю.Н.
Мордви-нов. Взгляд в прош-лое : из истории селений Старо-майнско-го р-на Ульян.
обл. /
Ю. Н. Мордви-нов. –
Улья-новск : Караван,
2007.
Ульянов-ская-Симбир-ская энцикло-педия. Ульяновск. "Симбирская
книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004
г.
|
18-19.
|
Крестьянская война
под предводитель-ством Емельяна Пугачёва. Пугачёв в Симбирске.
|
Познакомить
учащихся с событиями крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачёва и
ее ходе на территории края; охарактеризовать личность Е.И. Пугачёва; развивать
умения составлять исторический портрет; обобщать, анализировать, сравнивать;
воспитывать интерес к изучению истории родного края, гражданственность и
патриотизм; высказывать собственное отношение к пугачёвскому движению.
|
Крестьян-ская война
|
История России. Крестьянская
война под предводи-тельством Е.И. Пугачёва.
|
Р
О-И
ПО
|
К
У-Д
|
Знать и объяснять
сущность событий, связанных с крестьян-ской войной на территории Симбир-ского
края; характери-зовать личность и деятель-ность Е.И. Пугачёва; объяснять
значение и роль Симбирска в крестьян-ской войне и судьбе Пугачёва;
уметь обобщать,
анализиро-вать, сравнивать.
|
Проблем-ные
задания.
Составле-ние
историчес-кого портрета Е.И. Пугачёва.
|
Карта «Крестьянская
война под предводи-тельством Е.И. Пугачёва».
Портрет Е.И.
Пугачёва.
|
# 12.
|
Ульянов-ская-Симбир-ская
энцикло-педия.
Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000
г. Том 2, 2004 г.
История Симбир-ского-Ульянов-ского
края в
уникаль-ных документах Государ-ственного архива Ульянов-ской области: альбом
-Ульяновск: издатель-ство "Корпо-рация технологий продвиже-ния",
2006 г.
|
20-21.
|
Социально-экономическое
развитие края в XVIII веке.
|
Сформировать у
учащихся понятие и представление об особенностях социально-экономического
развития Симбирского края в XVIII веке; развивать умения обобщать,
анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к изучению истории родного
края, гражданственность и патриотизм.
|
|
История России. Социально-экономи-ческое
развитие России в XVIII веке.
|
Р
О-И
ПО
|
К
|
Знать и
характе-ризовать особен-ности социально-экономи-ческого развития Симбир-ского
края в XVIII веке; уметь обобщать, анализиро-вать, сравнивать.
|
Составле-ние плана.
Работа с учебником.
|
Гравюра «Вид города
Симбирска с северо-запада».
|
# 13. Индивиду-альные
сообщения.
|
Ульянов-ская-Симбир-ская
энцикло-педия.
Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000
г. Том 2, 2004 г.
История Симбир-ского-Ульянов-ского
края в
уникаль-ных документах Государ-ственного архива Ульянов-ской области: альбом
-Ульяновск: издатель-ство "Корпо-рация технологий продвиже-ния",
2006 г.
|
22.
|
Культура
Симбирского края XVIII века.
|
Сформировать у
учащихся понятие и представление о культурном развитии края в XVIII
веке; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать интерес
к изучению истории родного края, гражданственность и патриотизм.
|
|
История России. Культура
России в XVIII веке.
|
И
ПО
|
К
|
Знать и объяснять
особен-ности культур-ного развития края в XVIII веке; знать памятники культуры, созданные в
XVIII веке; уметь самосто-ятельно искать информа-цию в
Интернете, обобщать, анлизиро-вать, сравнивать, делать выводы.
|
Письмен-ные
задания.
Индивиду-альные
сообщения.
|
Изобра-жения
памят-ников культуры XVIII века.
|
# 13. Индивиду-альные сообщения.
|
Ульянов-ская-Симбир-ская
энцикло-педия.
Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000
г. Том 2, 2004 г.
История Симбир-ского-Ульянов-ского
края в
уникаль-ных документах Государ-ственного архива Ульянов-ской области: альбом
-Ульяновск: издатель-ство "Корпо-рация технологий продвиже-ния",
2006 г.
Е.К.Рыкова. Культура Симбир-ского края.
Ульяновск: ИПК ПРО, 1997.
|
23.
|
Народы Симбирского
Поволжья в XVII-XVIII вв.
|
Познакомить
учащихся с особенностями жизни и быта народов Симбирского Поволжья в XVII-XVIII
вв.; развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать
интерес к изучению
истории родного края, гражданственность и патриотизм.
|
Этнос
Нация
|
История России. Быт
и обычаи.
|
Р
О-И
ПО
И
|
К
|
Знать и
характери-зовать особен-ности жизни и быта народов Симбир-ского Поволжья в XVII-XVIII
вв.;
уметь обобщать,
анализиро-вать, сравнивать.
|
Индиви-дуальные
сообщения о народах Поволжья.
|
Мульти-медийная
презента-ция.
|
# 13.
Индиви-дуальные сообщения.
|
Ульянов-ская-Симбир-ская
энцикло-педия.
Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000
г. Том 2, 2004 г.
История Симбир-ского-Ульянов-ского
края в
уникаль-ных документах Государ-ственного архива Ульянов-ской области: альбом
-Ульяновск: издатель-ство "Корпо-рация технологий продвиже-ния",
2006 г.
|
24-25.
|
Урок-повторение.
Симбирский край в XVII-XVIII вв.
|
Систематизировать
и обобщить знания и умения учащихся по теме;
развивать умения
обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать
интерес к изучению
истории родного края, гражданственность и патриотизм.
|
|
|
И
ПО
|
У-О
|
|
Проблем-ные
задания.
Самосто-ятельная
работа.
|
|
Повторить #1-4.
Индиви-дуальные
сообщения.
|
|
26-27.
|
Урок-повторение.
Наш край в древности.
|
Систематизировать и
обобщить знания и умения учащихся по теме; развивать умения обобщать,
анализировать, сравнивать; воспитывать
интерес к изучению
истории родного края, гражданственность и патриотизм.
|
|
|
И
ПО
|
У-О
|
|
Проблем-ные
задания. Индиви-дуальные сообщения.
|
|
Повторить # 5-8.
|
.
|
28-29.
|
Урок-повторение.
Наш край в XV-XVI вв.
|
Систематизировать и
обобщить знания и умения учащихся по теме; развивать умения обобщать,
анализировать, сравнивать; воспитывать
интерес к изучению
истории родного края, гражданственность и патриотизм.
|
|
История России.
Великая Отечест-венная война. 1941-
1945 гг.
|
И
ПО
|
У-Д
|
|
Индиви-дуальные
сообщения.
Проблем-ные
задания.
|
.
|
Повторить #9-13.
Индиви-дуальные
сообщения.
|
|
30-31.
|
Урок-повторение.
Наш край в XVII-XVIII вв.
|
Систематизировать и
обобщить знания и умения учащихся по теме; развивать умения обобщать,
анализировать, сравнивать; воспитывать
интерес к изучению
истории родного края, гражданственность и патриотизм.
|
|
|
И
ПО
|
У-О
|
|
Письмен-ные
задания. Индиви-дуальные сообщения.
|
|
Повторить # 1-13.
Индиви-дуальные сообщения.
|
|
32-33.
|
Итоговое обобщение.
|
Систематизировать и
обобщить знания и умения учащихся по пройденному курсу; развивать умения
обобщать, анализировать, сравнивать; воспитывать
интерес к изучению
истории родного края, гражданственность и патриотизм.
|
|
|
И
ПО
|
У-О
|
|
Самосто-ятельная
работа.
|
|
|
|
34-35.
|
Резерв.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечания.
1. Методы
обучения:
2.Форма урока: К - комбинированный
Р –
репродуктивный О-И –
объяснительно-иллюстративный К -
комбинированный
ПО – метод
проблемного обучения
У-Д – урок-диалог
И –
исследовательский
У-О – урок-диалог
Требования
к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
·
крупнейшие события отечественной истории и их
влияние на жизнь нашего края с древности по XVIII в.;
·
имена выдающихся и замечательных людей, чья
деятельность была связана с историей нашего края;
·
характеризовать основные направления
экономического, социального, культурного и политического развития нашего края;
·
периодизацию ключевых явлений в истории Симбирского
края;
·
основные информационные источники по истории
родного края;
·
наиболее распространённые и научно обоснованные
интерпретации и оценки событий, явлений и личностей прошлого.
Учащиеся должны уметь:
·
давать
характеристику отдельным этапам развития края с древности по XVIII в.;
·
показывать на историко-географической карте ход
событий изучаемого периода;
·
определять причинно-следственные связи событий и
процессов, происходивших на территории нашего края с древности по XVIII в., их взаимосвязь с общероссийскими событиями, выделяя общее и
особенное в его развитии;
·
составлять исторический портрет выдающихся
деятелей;
·
извлекать необходимую информацию из различных
источников;
·
сравнивать данные разных источников, исторические
события и явления, определять общее и различное;
·
давать определения важнейших исторических понятий
через род и видовые отличия;
·
на основе фактов и с помощью исторических понятий
описывать события прошлого и исторические объекты. Характеризовать условия и
образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные признаки
исторических событий и явлений;
·
применять полученные знания для интерпретации и
оценки современных событий, в общении, в политкультурной среде.
Литература для учителя.
Россия. Полное географическое описание нашего
отечества. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. С.-Петербург Изд. А.Ф.
Девриена. 1901 г.
Край Симбирский: Краткий исторический очерк. Саратов:
1989.
Симбирск и его прошлое. Хрестоматия
краеведческих текстов, Ульяновск: "Лаборатория культурологии", 1993
г.
Из этнической истории Ульяновской области.
Ульяновск: обл. газетное издательство, 1993
г.
Б.В.Аржанцев , М.Г.Митропольская . Архитектурная летопись
Симбирска. Ульяновск "Симбирская книга" 1994.
Н.П.Крадин. Русское оборонное зодчество, М,
Искусство, 1988 г.
Города России: Энциклопедия/ Гл. ред Г.М. Лаппо.- М.,
Научное издательство "Большая Российская энциклопедия" ТЕРРА -
Книжный клуб, 1998.
Альманах "Памятники Отечества" NN 41,42
(5-6,7-8/1998)
Протодиакон Алексий Скала. Симбирский Покровский
некрополь. - Ульяновск, 1997 г.
Ульяновская-Симбирская энциклопедия. Ульяновск. "Симбирская
книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004
г.
Симбирск-350 (Первое издание уникальных исторических
фотографий) Ульяновск, 1998 г.
Симбирский вестник. Историко-краеведческий
сборник.- Ульяновск "Симбирская книга" Вып. 1,2,3,4
Историческая застройка Симбирска-Ульяновска.
Составитель О.А. Свешникова Ульяновск , "Корпорация технологий
продвижения" 2001 г.
Б.В.Аржанцев . Архитектурно-исторические образы
Симбирска: Архитектурное эссе. - Ульяновск: ГУП "Облтипография
"Печатный двор", 2003 г.
Симбирск в истории и культуре России 1648-1998.
Ульяновск Издательство Средневолжского научного центра 2003
г.
История Симбирского-Ульяновского края в уникальных документах
Государственного архива Ульяновской области: альбом -Ульяновск: издательство
"Корпорация технологий продвижения", 2006
г.
Е.К.Рыкова. Культура Симбирского края.
Ульяновск: ИПК ПРО, 1997.
Планы
Симбирска-Ульяновска из фондов Государственного архива Ульяновской области / сост. и авт. аннотаций к док.
В. Н. Ильин, О. А. Свешникова, Л. А. Сомова, А. С.
Сытин, А. Ю. Шабалкин ; ОГУ Гос. архив Ульян. обл. –
Ульяновск : Корпорация
технологий продвижения, 2008.
Ю.Н.Мордвинов. Взгляд
в прошлое : из истории селений
Старомайнского р-на Ульян. обл. / Ю. Н. Мордвинов. –
Ульяновск : Караван,
2007.
Литература для учащихся.
Симбирск и его прошлое. Хрестоматия
краеведческих текстов, Ульяновск: "Лаборатория культурологии", 1993
г.
Из этнической истории Ульяновской области.
Ульяновск: обл. газетное издательство, 1993
г.
Б.В.Аржанцев , М.Г.Митропольская . Архитектурная летопись
Симбирска. Ульяновск "Симбирская книга" 1994.
История Симбирского-Ульяновского
края в
уникальных документах Государственного архива Ульяновской области: альбом
-Ульяновск: издательство "Корпорация технологий продвижения", 2006
г.
Города России: Энциклопедия/ Гл. ред Г.М. Лаппо.- М.,
Научное издательство "Большая Российская энциклопедия" ТЕРРА -
Книжный клуб, 1998.
Альманах "Памятники Отечества" NN 41,42
(5-6,7-8/1998)
Край Симбирский: Краткий исторический очерк. Саратов:
1989.
Ю.Н.Мордвинов.
Взгляд в прошлое : из истории
селений Старомайнского р-на Ульян. обл. / Ю. Н. Мордвинов. –
Ульяновск : Караван, 2007.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.