Главная / Музыка / Рабочая программа по Искусству

Рабочая программа по Искусству


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24 города Белово»










УТВЕРЖДЕНО

Директор


_________________А.И.Фомичева


Приказ № 219 от 1 сентября 2014 г












ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ


для обучающихся 8-9 классов




ОБСУЖДЕНО

МО «Искусство»

Протокол № 1

от 28 августа 2014 г

Руководитель

_____________/О.Г. Зайцева/

РАССМОТРЕНО

Методический совет школы

Протокол № 1

от 29 августа 2014 г

Председатель

____________ /О.Б.Шалина/




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для обучающихся 8-9 классов является составной частью ООП ООО МБОУ СОШ № 24 города Белово.

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для обучающихся 8-9 классов на 2014-2015 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, и рассчитана на 2 года обучения, примерной программы основного общего образования и авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Искусство» 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2011 год.

Программа учитывает логику изучения предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе (I-VII классы), отражает специфику духовного, нравственно-эстетического опыта человечества, содержательно обобщает представления школьников о различных видах искусства в целом и их роли в жизни человека и общества.

Цель общего художественного образования и воспитания – развитие эстетической культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры – наиболее плотно отражает внимание современного общества к возрождению духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, умения ориентироваться в современном информационном пространстве.

Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Цель реализуется в ходе решения следующих задач:

  1. Актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

  2. Культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, накопленном разнообразными явлениями массовой культуры;

  3. Формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

  4. Углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  5. Воспитание художественного вкуса;

  6. Приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

  7. Формирование умений и навыков художественного самообразования.

Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики, культурологи, психологии художественного творчества, развивающего обучения, художественного образования.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Создание этой программы вызвано актуальностью инте­грации школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современ­ное информационное, социокультурное пространство. Содер­жание программы обеспечит понимание школьниками значе­ния искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.

В курсе рассматриваются разные виды искусства (музыка, литература, народное искусство, кино, театр, хореография, живопись, графика и скульптура, фотоискусство, архитектура, ДПИ и дизайн, Мультимедийное искусство) как потенциал для гармоничного, интеллектуально-творческого, духовного, общего художественного развития школьников в художественно-творческой деятельности.

Программа основана на идее полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень его содержания – раскрытие функций искусства, которое осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности с учетом того, что одно и то же содержание может быть выражено разными художественными средствами.

Любое произведение искусства может быть прочувствовано, познано, личностно присвоено школьником только через художественный образ – смысл и цель искусства. Поэтому для каждого урока важно выделять художественно-педагогическую идею, которая ориентирует на постижение художественного образа и определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства ,а так же драматургию урока, его форму-композицию в целом.

Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, в театры, кино и концертные залы. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио – и видео материалы.

При изучении отдельных тем большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, математики, физики, технологии, информатики.

Программа состоит из 9 разделов последовательно раскрывающих взаимосвязи жизни и искусства. Примерный художественный материал, рекомендован­ный программой, предполагает его вариативное использова­ние в учебно-воспитательном процессе, дает возможность ак­туализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих эта­пах обучения.

При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретаций учителем и учащимися.

Структурно-художественный материал программы подчиняется принципу концентричности (неоднократное обращение к значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства «Литература», «Музыка», «ИЗО»). Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.

Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Художественно- творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные /антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).



ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Рабочая программа основного общего образования по искусству составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Искусство» изучается в VIIIIX классах в объеме не менее 68 часов (по 34 часов в каждом классе).

Количество часов по учебному плану: 1 час в неделю

Количество часов в год: 34 часа



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Изучение курса «искусство» в основной школе обеспечивает определенные результаты.

Личностными результатами изучения искусства являются:

  1. Развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

  2. Реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;

  3. Оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.

Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

  1. Сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

  2. Работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

  3. Культурно-познавательная , коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:

  1. Освоение / присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого человека;

  2. Знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенности средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;

  3. Устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

VIII класс (34 часа)

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (3 часа).

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живущих во все времена. Виды искусства. Художественный образ-стиль-язык. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного творческого мышления.

Примерный художественный материал:

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.


Раздел 2. Искусство открывает новые грани (7 часов)

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.

Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в живописи, музыке, литературе, кино. Портреты наших великих соотечественников. Особенности познания мира в искусстве XX-XXI вв.

Примерный художественный материал:

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.

Образы природы ,человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).


Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (7часов).

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты). Создание, интерпретация и восприятие художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Личность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Примерный художественный материал:

Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе, и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.

Раздел 4. Красота в искусстве и в жизни. (11 часов)

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании разных социальных групп в различные эпохи. Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Примерный художественный материал:

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении. Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе (5 часов).

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др. синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Исследовательские проект.

Примерный художественный материал:

Постижение художественных образов разных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты.

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).


Национально – региональный компонент

Введение национально – регионального компонента в учебном плане 8 класса придаёт преподаванию предмета «Музыка» значимые черты, отражает в содержании и учебном процессе культурные, природные, социальные проблемы региона, края, своей местности. Поэтому необходимо приобщать детей к пониманию особенностей культуры Кузбасса, его природного своеобразия. Таким образом, цель введения национально-регионального компонента - это создание условий для развития личности обучающихся, формирование у школьников системы взглядов, принципов и норм поведения в отношении окружающей их среды, понимания роли людей и значение их деятельности в оптимальном соотношении природы, общества, культуры. Он способствует воспитанию чувства патриотизма и любви к родному краю, создает положительный образ территории своей малой Родины- Кузбасса.

Национально-региональный компонент включает информационный материал: Музыкальная культура Кузбасса. История становления музыкальной культуры Кузбасса, интересные факты из жизни музыкальных коллективов (профессиональных и любительских), исполнителей, авторов уникальных музыкальных произведений, которые отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности (города, района, поселка) или целого региона, музыкальный фольклор.

Творчество народов Кузбасса. Материальная и духовная культура, музыкальные и обрядовые традиции народов, проживающих в Кемеровской области и Сибири. Образы разных народов (русских, телеутов, шорцев, алтайцев, татар и др.) в произведениях Кузбасских художников.

Музыкальный материал (песенный, инструментальный), сочетающийся с темой и проблемой урока и являющий собой особенность духовной культуры людей, проживающих в области.

«Музыкальная культура Кузбасса» содержит значительное количество примеров того, как музыкальное искусство «отогревало» и детей, и взрослых: например, история возникновения и существования школьного оркестра народных инструментов поселка Мундыбаш Кемеровской области. Она позволит обучающимся насладиться шедеврами музыкального искусства в исполнении различных музыкальных коллективов региона, даст представление об особенностях становления и развития музыкальной культуры области, поведает о непростых судьбах уникальных музыкальных коллективов, о людях земли Кузнецкой. Встречи с музыкой Кузбасса на уроке предполагают посильное участие подростков исполнении некоторых инструментальных и песенных произведений, беседы о них. Различные формы участия в восприятии музыки доставят радость и удовольствие.

IX класс.

Раздел 1. Воздействующая сила искусства (4 часа)

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации личности. Композиция и средства музыкальной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Примерный художественный материал.

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных ил негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т.п.).

Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.

Художественно-творческая деятельность учащихся.

Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.

Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки м/ф рекламно-внушающего характера.

Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее. (4 часа).

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий XX-XXIвв в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Примерный художественный материал.

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

Художественно-творческая деятельность учащихся.

Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.

Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.

Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».


Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция искусства. (5 часов)

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения ДПИ и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства

Примерный художественный материал.

Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.

Художественно-творческая деятельность учащихся.

Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.

Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.

Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.

Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.

Проведение исследования на тему «Влияние классической / популярной музыки на состояние домашних растений и животных».


Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя. (4 часа)

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства – новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства. Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

Примерный художественный материал.

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.

Художественно-творческая деятельность учащихся.

Исследовательский проект «Пушкин – наше все» - воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства. Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

с определением основных видов учебной деятельности


8 класс

Раздел 1. Искусство как духовный опыт человечества

Искусство в жизни современного человека 3 ч.

Тема

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности ученика

Искусство вокруг нас.

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества.

Различать виды, стили и жанры искусства.

Воспринимать художественные произведения разных видов искусства и выражать свое отношение к ним.

Раскрывать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения.

Записывать свои впечатления от посещения театра, музея, выставки, концерта, от просмотра телевизионных передач и кинофильмов, от полюбившихся художественных произведений (рассказывать о них).

Соотносить характер звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников, особенностями одежды (костюмов) разных эпох и народов.

Разбираться в соотношении научного и художественного творчества.

Правильно употреблять термины.

Характеризовать многообразие форм художественного воплощения мира в различных видах и жанрах искусства.

Различать основные жанры народной и профессиональной музыки.

Обобщать и систематизировать представления о многообразии материальной и художественной культуры на примерах произведений различных видов искусства.

Художественный образ – стиль – язык

Виды искусства. Стилистические особенности выразительных средств разных видов искусства.

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

Роль искусства в формировании творческого мышления (художественного и научного.

Искусство открывает новые грани 7 ч.

Искусство рассказывает о красоте земли. Литературные страницы.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогаща-ющая жизненный опыт человека, его знания и представления о ми-ре. Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традици-ями. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя.

Наблюдать жизненные явления и сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.

Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи, музыки.

Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства.

Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна, созвучные литературным образам; художественные произведения, раскрывающие эмоциональное богатство мира.

Обосновывать выбор художественных произведений для компьютерной презентации на тему: «Пейзаж в литературе, музыке, живописи».

Самостоятельно осваивать какое-либо явление и создавать художественную реальность в любом виде творческой деятельности.

Создавать средствами любого искусства модель построения мира какой-либо эпохи (по выбору).

Составлять музыкально-литературные композиции.

Проводить беседу с младшими школьниками о красоте и гармонии окружающей природы.

Выражать разные эмоциональные состояния при создании этюдов (литературных, живописных).

Находить сходные и различные черты , выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.

Знакомиться с современными обработками, аранжировками классических музыкальных произведений и оценивать их художественную значимость.

Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи и определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции.

Собирать художественную информацию для создания альбома, альманаха, компьютерной презентации на тему «Жанр портрета в культуре разных времен».

Определять, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства (живописным портретом, литературным текстом, музыкальным произведением).

Устанавливать ассоциативные связи между слуховыми и зрительными образами – представлениями и анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.

Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературный (поэтический), язык жестов, графики.

Рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов и жанров искусства в историко-культурной ретроспективе.

Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.

Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях музыкального и изобразительного искусства.

Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись.

Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.

Зримая музыка.

Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Художественная оценка явлений, происходящих в обществе и жизни человека.

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.

Портрет в искусстве России.

Портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Изображение человека в скульптуре, живописи, графике.

Портреты наших великих соотечественников.

Автопортрет. Изображения детей в русском искусстве.

Как начиналась галерея.

Музыкальный фольклор. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Изображение быта в картинах художников разных эпох.

Музыкальный портрет.

Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.

Александр Невский.

Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка. Образы природы и быта. Создание средствами искусства модели построения мира, существовав-шей в какую-либо эпоху (по выбору).

Портрет композитора в литературе и кино.

Особенности познания мира в искусстве XX-XXI вв. видение мира в произведениях современных художественных направлений (натюрморты и жанровые картины).

Искусство как универсальный способ общения 7 ч.

Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов.

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации.

Определять роль и значение искусства в жизни человека и общества и уметь рассуждать и них.

Раскрывать специфику искусства и его особенности как универсального способа общения и использовать коммуникативные свойства искусства.

Воспринимать произведения разных видов искусства, анализировать особенности их языка и соотносить их с эпохой.

«Считывать» информацию, заключенную в памятниках культуры.

Интерпретировать содержание (смысл, художественную информацию) шедевров мирового музыкального искусства с позиций их эстетической и нравственной ценности.

Называть музеи, художественные галереи, архитектурные памятники мирового значения.

Посещать музеи, художественные галереи, архитектурные памятники своего края (города, поселка) и рассказывать о значимых культурно-исторических объектах своего края.

Владеть информацией о конкурсах и фестивалях различной тематической направленности и знакомиться с творческими достижениями их лауреатов.

Проявлять творческую активность при создании своего варианта афиш конкурса или фестиваля, при разработке вопросов интервью с победителями.

Участвовать в разных видах художест-венно исполнительской деятельности, понимать ее коммуникативное значение.

Определять значение классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур в воспитании толерантности.

Сравнивать содержание и эмоциональный строй художественных переводов (поэтический перевод, музыкальные версии одного и того же поэтического текста).

Выявлять стилистические особенности художественного перевода.

Определять специфику художественно -образной информации и ее отличия от научной, повседневной. Раскрывать смысл художественного образа различных видов искусства как выразителя эпохального, национального, индивидуального стиля.

Различать знаки и символы искусства и интерпретировать их.

Разрабатывать сценарий народного празд-ника (по выбору учащихся), использовать его знаки и символы.

Участвовать в разработке совместного художественно- исследовательского проекта.

Раскрывать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы).

Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов (дороги, солнца, огня…).

Анализировать синтетический характер образов кино, роль музыки в ритмизации действия, характеристике персонажей, драматургии фильма.

Определять значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии.

Создавать / воспроизводить в образно-символической форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации) или информационных технологий.

Выбирать произведения, наиболее полно отражающие сущность человека, из золотого фонда мирового искусства.

Обосновывать свой выбор.

Участвовать в компьютерной презентации на тему образов-символов в искусстве.

Искусство художественного перевода – искусство общения

Искусство – проводник духовной энергии. Как проходит передача сообщения в искусстве.

Знаки и символы искусства. Художественные послания предков.

Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, жанровых картинах. Символика в архитектуре, скульптуре, живописи. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.

Разговор с современником.

Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Передача информации современникам и последующим поколениям.

Символы в жизни и искусстве. Звучащий цвет и зримый звук.

Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе. Интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы.

Музыкально-поэтическая символика огня.

Образы и символы в русской поэзии и прозе. Образная символика кинофильмов.

Красота в искусстве и в жизни 11 ч

Что есть красота.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания.

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, и объяснять разницу.

Различать общее и особенное в произведениях изобразительного искусства и в художественной фотографии; в произведениях литературы и музыкального искусства.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

Устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусства и литературы.

Создавать композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве ( скульптура, художественное конструирование).

Создавать музыкальную композицию на заданную тему с использованием ИКТ ( клавишный синтезатор, компьютер).

Наблюдать за развитием музыки (драматургией музыкального произведения), понимать значение контраста в создании гармонии целого как выражения красоты.

Выявлять особенности представлений человека о красоте в разные эпохи, в разных слоях общества. Подбирать музыкальные произведения, соответствующие времени.

Сопоставлять различные исполнительские трактовки музыкальных произведений и раскрывать образно-смысловой строй произведения в зависимости от стиля исполнения.

Различать жанры искусства и их роль в жизни человека.

Определять значения символов культуры.

Анализировать образные средства воплощения трагического, комического, лирического, драматического содержания произведений.

Различать истинные и ложные ценности; понимать самоценность различных явлений.

Анализировать и оценивать произведения различных видов искусства; знать специфические особенности языка.

Передавать красоту современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение) коллаж.

Воплощать красоту различных состояний природы и человеческих отношений средствами одного из видов искусства (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении).

Откровенья вечной красоты.

Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях. Скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции. Женские образы в произведениях художников. Портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии ( реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Застывшая музыка.

Есть ли у красоты свои законы.

Красота и правда в музыкальных произведениях различных жанров и стилей. Мастерство исполнительских интерпретаций классической и современной музыки.

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

Законы и символы красоты. Композиция, гармония, ритм, симметрия.

Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и искусстве.

Великий дар творчества: радость и красота содержания.

Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника.

Как соотносится красота и польза.

Красота в понимании разных социальных групп в различные эпохи. Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства.

Как человек реагирует на явления в жизни и в искусстве.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Прекрасное пробуждает доброе 8 ч

Преобразующая сила искусства.

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапев-тическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и т.д. героический пафос в монументальной скульптуре. Героические образы в музыкальных произведениях.

Выявлять важные значимые жизненные проблемы в произведениях искусства.

Создавать эскизы плакатов или рекламных листовок на социально-значимые темы, например «Моя семья», «Экология души», «Здоровый образ жизни», «мир моих увлечений».

Составлять программы концертов (классической музыки, авторской песни, современных композиций) и участвовать в их презентации перед младшими школьниками, раскрывая нравственно-эстетические, гражданственно-патрио-тические идеалы и ценности общества.

Разрабатывать художественную идею и замысел совместного проекта.

Определять свою роль (участие) в проекте.

Намечать способы реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности.

Общаться и взаимодействовать в процессе подготовки и осуществления проекта.

Использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.

Осуществлять презентацию проекта в рамках класса, школы, района, города.

Участвовать в создании художественного замысла и воплощении эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).


«Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». Исследовательский проект

Красота природы родной земли в живописи. Образы природы, родины в русской прозе и поэзии. Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке. Поэ-тизация образа матери. Красота творческого порыва в произве-дениях живописи, скульптуры, рисунках, фотографиях, музы-кальных сочинениях. Искусство как модель для подражания.

Синтез искусств в создании ху-дожественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слуша-теля с ценностными ориентирами автора художественного произве-дения – художника, композитора, писателя. Идеал человека в ис-кусстве. Воспитание души.

Постижение художественных образов разных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты.

Поэтика и народная мораль в сказочных образах. Сюжеты и образы народных сказок и преда-ний в музыке.

Мир современника в песенном творчестве. Народные сказки, ми-фы и легенды. Сказка в театре и кино.

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа».

9 класс. 35 часов

Воздействующая сила искусства 9 ч.

Искусство и власть

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентиры. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. Манипуляция сознанием человека в период 30-50-х гг. XX в. (архитектура, живопись, плакаты, кино и др.). Использование музыки в тоталитарных режимах: от высокой музыкальной классики до массовых жанров. Значение искусства в период ВОВ (живопись, плакаты, песни и др.). Значение песен военных лет и песен на военную тему.

Сопоставлять художественные образы, символизирующие власть, выявлять их сходство и различия, называть общие (типические) черты.

Высказывать свое отношение к различным художественным образам.

Оценивать произведения разных видов искусства с позиции позитивных или негативных влияний на чувства и сознание человека.

Приводить примеры эпох с авторитарным и демократическим правлением. Подбирать произведения искусства, отражающие идеи этих государств.

Пользоваться справочной литературой.

Участвовать в подготовке доклада или компьютерной презентации на тему, связанную с внушением народу определенных чувств и мыслей средствами искусства.

Анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусства.

Передавать графически композиционное построение картины.

Выявлять особенности построения (формы) музыки.

Сопоставлять особенности композиции произведений выразительного и музыкального искусства.

Определять значение повтора и контраста в произведениях музыкального и изобразительного искусства.

Понимать и объяснять значение терминов: композиция, содержание, сюжет, фактура, ритм, пропорция, форма.

Выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции, картины, музыки разных эпох.

Сравнивать особенности фактуры музыкальных произведений и объяснять ее значение в создании различных образов.

Создавать в технике аппликации (или на компьютере) композиции по собственному замыслу или на заданную тему.

Находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений.

Знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии.

Соотносить характер звучания музыки, сопровождающей богослужения в разных религиях, с особенностями того или иного храма.

Определять роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении.

Инсценировать фрагменты оперы, мюзикла.

Исполнять песни и известные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Создавать эскизы декораций или костюмов к музыкальному спектаклю, опере, балету, мюзиклу (по выбору учащихся).

Создавать эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Подбирать и анализировать различные художественные произведения, использовавшиеся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Воплощать эмоционально-образное содержание музыки сценическими средствами.

Какими средствами воздействует искусство

Внушающая сила рекламы и нас-тенной живописи. Ритуально-внушающая роль наскальной живописи, языческих идолов, амулетов. Языческая культура дохристианской эпохи, способы и формы бытования, функции (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека).

Храмовый синтез искусств.

Многообразие направлений в современной эстрадной отечественной и зарубежной музыке. Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке. Компенсаторная функция джаза.

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры). Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. Возвышенность религиозно- нравственных идеалов. Основные библейские сюжеты и их трактовка в произведениях поэтов и писателей XIX-XXI вв.

Искусство предвосхищает будущее

Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений. Виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии.

Искусство предвосхищает будущее 7 ч.

Дар предвосхищения.

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства.

Называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхи-тили явления и события будущего.

Писать эссе об одном из явлений современного искусства (ИЗО, музыка, литература, кино, театр), в котором есть скрытое пророчество.

Выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искусства.

Приводить примеры научного значения художественного знания.

Выявлять жизненные ассоциации музыки.

Интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиций сегодняшнего дня.

Участвовать в разработке музыкально-литературного сценария на тему «Колокольные звоны России».

Давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека.

Участвовать в создании средствами искусства (по выбору учащихся) композиции, отражающей представления о будущем России, мира.

Пользоваться справочной литературой.

Определять соотношение науки и искусства.

Определять значение симметрии и антисимметрии в искусстве и науке.

Создавать цветовую палитру музыкального фрагмента.

Интерпретировать художественные образы современных гравюр, произведений абстрактного искусства, музыкальных произведений разных жанров.

Выявлять скрытое пророчество будущего в произведениях современного искусства (ИЗО, музыка, литература, кино, театр).

Составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо вида искусства.

Осуществлять компьютерный монтаж фрагментов музыкальных произведений. (звукосочетаний) на выбранную тему.

Оценивать художественные произведения с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

Анализировать явления современного искусства (ИЗО, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего и обосновывать свое мнение.

Составлять свой прогноз будущего средствами любого вида искусства.

Создавать компьютерный монтаж фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».

Какие знания дает искусство.

Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях.

Предсказания в искусстве.

Предсказания в искусстве. Научный прогресс и искусство. Предсказания научных открытий. Предвидение сложных коллизий XX-XXI вв. в творчестве худож-ников, композиторов, писателей авангарда. Предвидение как фор-ма утверждения духовных цен-ностей; гротеск в музыке как форма протеста. Предвосхищение будущих открытий в современ-ном искусстве. Использование иносказаний в живописи символистов. Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цвето-музыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерные шоу.

Художественное мышление в авангарде науки.

Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная музыка, конкретная музыка, алеаторика. Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности.

Художник и ученый

Фантастические образы в литературных произведениях, фильмах.

Дар созидания 11 ч.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

Формирование окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством: архитектура (планировка и строительство городов), монументальная скульптура, ДПИ, формирующие вид города или площади в разные эпохи.

Разбираться в терминах и понятиях (промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн).

Изучать облик своего народа (района) поселка, деревни. Выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства.

Прослеживать историческую трансформацию одного из предметов быта или орудия труда.

Создавать фотомонтаж или компьютерную презентацию на одну из тем: «Площадь современного города», «Реклама в нашем поселке (селе)», «Магазины»: убранство и интерьеры», «Фонари на улицах моего города», «Музыка на городских (сельских) праздниках», «Традиции и современность в облике моего города».

Объяснять значение терминов, связанных с градостроительством. Пользоваться словарями по искусству, образовательно-информационными ресурсами Интернета.

Описывать особенности изображений городов на старинных гравюрах.

Определять общее и особенное музыки и архитектуры.

Изображать в виде чертежа план – схему средневекового города, передавая характерные черты русского, европейского, восточного города (по выбору).

Соотносить современные с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями: определять особенности материалов.

Приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах.

Участвовать в подготовке проекта «Искусство на улицах нашего города (поселка, села)»: создавать эскиз-проект ландшафтного дизайна, сквера, парка,; дизайн интерьера школы, музея, актового зала, спортивной или детской игровой площадки. Аргументировать выбор средств и материалов для его воплощения. Составлять музыкально-литературные композиции для презентации проектов на школьной конференции.

Понимать особенности художественного оформления, иллюстрирования книги, журнала. Анализировать средства выразительности художника-графика. Интерпретировать особенности музыкальной иллюстрации.

Разрабатывать идею и выполнять фрагмент макета ( в технике коллажа или компьютерной графики), сборника стихов, учебника по любимому предмету, журнала.

Создавать компьютерную презентацию на одну из тем: «Моя семья», «Мир моих увлечений», «Друзья» используя цифровой фотоаппарат. Подбирать музыкальное оформление к презентации.

Производить с помощью компьютерной программы Photoshop трансформацию фотографии (изображение природы, человека, события), усиливая ее образность и эмоциональную окрашен-ность, изменяя цвет, фактуру, пропорции.

Разрабатывать и выполнять оформление компакт -диска с любимой музыкой или кинофильмом; пригласительного билета; поздравительной открытки; программы музыкального концерта, конкурса, фестиваля искусств (по выбору).

Пользоваться справочной литературой.

Определять стили дизайна (классицизм, модерн, минимализм, хай-тек…).

Анализировать элементы художественного языка дизайнерского искусства, символику орнаментов на различных произведениях ДПИ).

Соотносить народные песни с произведениями ДПИ).

Подбирать информацию об истории одного из известных народных промыслов. Подготавливать альбом, компьютерную презентацию для учащихся класса.

Оценивать художественные образы различных искусств с позиций эстетических и практических функций.

Подготавливать с одноклассниками выставку изделий ДПИ разных жанров. Продумывать музыкальное сопровождение, подбирать образцы народного словесного творчества. Проводить экскурсию по данной экспозиции для младших школьников, родителей, гостей школы.

Составлять перечень музыкальных произведений из своей фонотеки по разделам: «Классическая музыка», «народная музыка», «Современная музыка». Сравнивать его с перечнем других учеников. Выявлять свои художественные предпочтения.

Определять принадлежность музыкального произведения к области легкой или серьезной музыки. Аргументировать свой ответ, анализируя содержание, эмоциональный строй, средства выразительности.

Подготавливать программу вечера песни.

Разрабатывать содержание танцевального конкурса или дискотеки («От гавота до брейк-данса»).

Придумывать элементы костюмов, отражающие эпоху, подбирать музыкальные записи, подготавливать выступления музыкальных пар.

Называть принципы работы фотоаппарата.

Создавать портретную галерею учителей или одноклассников и писать литературные комментарии к серии фотографий.

Называть жанры киноискусства. Приводить примеры.

Выявлять эстетическую, нравственную, практическую направленность театральных постановок и фильмов.

Анализировать и соотносить средства анимации и музыки мультфильма.

Анализировать язык киноискусства как средство раскрытия драматургии музыкальных, литературных образов.

Выполнять коллективную работу, посвященную моде XX в. подбирать популярные песни, соответствующие по стилю каждому персонажу.

Систематизировать телевизионные передачи по жанрам. Анализировать средства художественной выразительности и делать собственные умозаключения, выводы о функциях, значении, особенностях влияния телевидения на человека.

Называть лучшие фильмы отечественного кинематографа.

Формулировать на основе анализа кинофильмов вопросы для дискуссий на темы: «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта», «Человек в поисках жизненного смысла».

Оформлять пригласительный билет, поздравительную открытку, эскиз одежды с использованием средств компьютерной графики.

Создавать эскиз панно, витраж или чеканку для украшения фасада или интерьера здания (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.

Разрабатывать и проводить конкурс «Музыкальные пародии».

Разрабатывать эскизы костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю.

Составлять программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.

Проводить исследование на тему: «Влияние классической / популярной музыки на состояние домашних растений и животных».

Архитектура исторического города. Архитектура современного города.

Специфика изображений в полиграфии

Специфика изображения в полиграфии

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Произведения ДПИ и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).

Декоративно-прикладное искусство.

Музыка в быту.

Музыка в окружающей жизни, быту. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки.

Массовые общедоступные искусства

Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Изобразительная природа кино.

Фотография. Кино. Телевидение. Расширение возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении.

Музыка в кино. Особенности киномузыки

Роль музыки в звуковом и немом кино. Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики (на материале знакомых учащимся произведений – по выбору учителя).

Тайные смыслы образов искусства, или знаки музыкальных хитов.

Описание быта разных эпох в русской и зарубежной литературе. Комические, иронические, гротескные, шуточные образы в литературных произведениях. Особенности художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций.

Искусство и открытие мира для себя 8 ч.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

Искусство открывает возможность видеть и чувствовать мир по-новому. Красота творческого озарения. Творческое воображение на службе науки и искусства – новый взгляд на старые проблемы. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Геометрические построения в искусстве. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Изображение различных представлений о системе мира и графике.

Анализировать произведения различных видов искусства, высказывая суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).

Определять место, которое занимают изобразительные (пластические) искусства, музыка, литература, театр, кино в семье искусств.

Называть символы красоты в жизни, в человеческих взаимоотношениях, в произведениях искусства.

Приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей.

Анализировать содержание, эмоциональный строй музыки, произведений изобразительного искусства, средства художественной выразительности.

Собирать личную фонотеку и составлять перечень музыкальных произведений по разделам «Классическая музыка», «народная музыка», «Современная музыка».

Составлять программу вечера песни на одну из предложенных тем, например: «С песней на Руси родились», «Вся Россия просится в песню», «Духовные песни», «Популярные песни и их исполнители», «Любимые барды». Подбирать информацию о композиторах и исполнителях, подготавливать фонограммы, предусматривать исполнение песен (соло, ансамблем, хором).

Разрабатывать содержание танцевального конкурса или дискотеки на тему «От гавота до брейк-данса».

Придумывать элементы костюмов, отражающие эпоху, подбирать музыкальные записи, подготавливать выступления танцевальных пар.

Составлять музыкальную композицию для проведения спортивного праздника, включая в него известные марши; праздника, посвященного Дню Победы («А музы не молчали»). Предлагать художественное оформление праздников – плакаты, афиши ,пригласительные билеты.

Подготавливать компьютерную презентацию на темы «Классическая музыка в современной обработке», «Классика на мобильных телефонах».

Участвовать в создании компьютерной презентации, видео и фото композиций, в театральных постановках, в виртуальных и реальных путешествиях по Пушкинским местам, в проведении конкурса чтецов, музыкантов.

Воплощать образы литературных произведений А.С.Пушкина средствами разных видов искусства (изобразительное искусство, музыка, литература, кино, театр).

Литературные страницы.

Законы музыкальной композиции (миниатюра, произведения крупной формы, виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии), основанные на специфике восприятия человеком окружающих явлений. Информационное богатство искусства. Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин – химик; М. Чюрленис – композитор, художник, писатель; С.Рихтер – пианист и художник; В.Наумов – режиссер и художник; С.Юдин - хирург и ценитель музыки; А.Эйнштейн – физик-теоретик и скрипач и др.). Известные поэты и писатели о предназначении творчества.

Творческое воображение режиссеров как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма.

Исследовательский проект «Пушкин – наше все».




ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Помещение кабинета музыки, его оборудование (мебель и средства ИКТ) удовлетворяет требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

В кабинете музыки оборудованы одно рабочее место преподавателя и 30 рабочих мест учащихся.

Кабинет музыки укомплектован следующим периферийным оборудованием:

● принтер (формата А4) в составе рабочего места преподавателя;

● мультимедийный проектор;

● акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;

Компьютерное оборудование использует операционные системы семейств Windows. Все программные средства, установленные на компьютерах в кабинете музыки, лицензированы.

Для выполнения программы используется следующий УМК:


  1. Учебник «Искусство 8-9 класс» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, 2012.

  2. Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., (электронная версия)

  3. Методическое пособие для учителя «Музыка 8-9 класс» М.: Просвещение,2012.

  4. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 8-9 кл. (диски).

  5. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий 8-9классы. Алексеева Л., Критская Е. М., Просвещение 2013.

  6. Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 – 7 классы», М., Просвещение, 2005г.

  7. Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5—11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной — М., 2005;

  8. Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. — М., 2005.


Наименование объектов  и средств материально-технического обеспечения

Библиотечный фонд и книгопечатная  продукция

Список литературы для учителя

1.

Федеральный государственный образовательный стандарт: основное общее образование.

2.

Примерная программа основного общего образования.

3.

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 336 с.

4.

Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий для начальной школы.- М.: «АКВАРИУМ БУК», К.: ГИППВ, 2002.- 240с.

5.

Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.

6.

Абдуллин Э.Б., Бейдер Т.А. Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1985.- 140с

7.

Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

8.

Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник,1999.

9.

Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

10.

«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

11.

Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

12.

Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

13.

Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2008.- 288с

14.

Дмитриева Л.Г., Черноиваненко «методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

15.

Доломанова Н.Н. Музыкальное воспитание детей 9-12 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2003.- 112с.

16.

Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с.

17.

«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

18.

«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

19.

Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

20.

Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

21.

Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г

22.

Критская Е.Д. Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2002.- 207с.

23.

Кондратюк Н.Н. Музыка в школе: Игры, конкурсы, современные методы.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 64с.

24.

Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 224с.

25.

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.- 240с.

26.

«Музыка. ИЗО. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно-правовых документов и методических материалов), М., ИЦ «Вентана-Граф», 2011г.

27.

«Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.

28.

«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

29.

Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

30.

Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 368с.

31.

Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

32.

Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.

33.

«Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.

34.

Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 320с.

35.

Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

36.

Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

37.

Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2011г.

38.

Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. Ярославль: Академия развития, 2006.- 128с.

39.

«Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г. 1993г.

40.

«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

41.

Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

42.

Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение,

43.

Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

Список литературы для обучающихся

1.

Булучевский Ю.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся / Ю.С.Булучевский, В.С.Фомин. – Л., 1990.

2.

Великович Э.И.»Великие музыкальные имена» Композитор, Манкт-Петербург, 2012г.

3.

Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия, 1999г

4.

Ивановский Ю.А. Занимательная музыка.- Ростов н /Д.: «Феникс», 2002.- 128с.

5.

История мировой культуры: справочник школьника. – М., 1996.

6.

Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1994.- 79с.

7.

Никитина Л.Д. «История Русской музыки», М., Академия, 1999г.

8.

Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М., Вече, 2000г.

9.

Творческие портреты композиторов: популярный справочник. – М., 1990.

10.

Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение скартинками и фантазиями / Э.Финкельштейн. – М., 1991.

11.

Я познаю мир. Дет.энциклопедия: Музыка /Авт.А.С.Кленов. Под общ.ред.О.Г.Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.- 464с.

Экранно-звуковые пособия

(Цифровые образовательные ресурсы)

1.

http://school-collection.edu.ru/

2.

http://metodist.lbz.ru

3.

Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2010.(CD ROM)

4.

Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

5.

Мультимедийная программа Шедевры музыки. «Шедевры мировой культуры», М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2001.

6.

Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «коминфо»

7.

Детский музыкальный альбом. Музыкальная история. Симфонический оркестр. М.: Мелодия, 2006 (CD).

8.

Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

9.

Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

10.

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

11.

Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

12.

Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

13.

Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

14.

Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

15.

Российский образовательный портал – http://muzic.edu.ru

16.

Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Программное обеспечение

1.

Операционная система Windows XP/ 7, в составе которой имеется файловый менеджер, почтовый клиент, браузер, мультимедиа проигрыватель, звуковой редактор, редактор web-страниц.

2.

Пакет офисных приложений Microsoft Office 2003/2007, включающий текстовый процессор, программу разработки презентаций, систему управления базами данных, электронные таблицы, растровый и векторный графические редакторы.

3.

Антивирусная программа

4.

Программа-архиватор



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании IX класса школьники научатся:

  1. Понимать значимость искусства, его место и роль в жизни человека; уважать культуру другого народа.

  2. Воспринимать явления художественной культуры разных народов, осознавать место в ней отечественного искусства.

  3. Личностно интерпретировать художественные образы, делать выводы и умозаключения.

  4. Описывать явления художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию.

  5. Воспринимать эстетические ценности, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления; высказывать мнение о достоинствах произведений искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой, исполнительской деятельности.

  6. Осуществлять самооценку художественно-творческих возможностей; проявлять умение вести диалог, аргументировать свою позицию.

  7. Структурировать изученный материал, полученный из разных источников, в том числе в Интернете; применять информационно-коммуникативные технологии в индивидуальной и коллективной проектной художественной деятельности.

  8. Ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности; устанавливать связи и отношения между явлениями культуры и искусства.

  9. Аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры; чувствовать и понимать свою сопричастность к окружающему миру.

  10. Использовать коммуникативные свойства искусства; действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач, проявлять толерантность в совместной деятельности.

  11. Участвовать в художественной жизни класса, школы, города; заниматься художественным самообразованием.




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Выпускник научится:

• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия

Выпускник научится:

• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;

• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.

Выпускник получит возможность научиться:

• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;

• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

Музыка в современном мире: традиции и инновации

Выпускник научится:

• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);

• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:

• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.



Рабочая программа по Искусству
  • Музыка
Описание:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка»  для обучающихся 8-9  классов является составной частью ООП ООО МБОУ СОШ № 24 города Белово.

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для обучающихся 8-9 классов на 2014-2015 учебный год  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования,   и рассчитана на 2 года обучения, примерной программы  основного общего образования и авторской программы «Искусство 8-9 классы»,  авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений:  «Искусство» 8-9 классы» Москва,  Просвещение,  2011 год.

Программа учитывает логику изучения предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе (I-VII классы), отражает специфику духовного, нравственно-эстетического опыта человечества, содержательно обобщает представления школьников о различных видах искусства в целом и их роли в жизни человека и общества.

Цель общего художественного образования и воспитания – развитие эстетической культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры – наиболее плотно отражает внимание современного общества к возрождению духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, умения ориентироваться в современном информационном пространстве.

Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Цель реализуется в ходе решения следующих задач:

  1. Актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
  2.  Культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, накопленном разнообразными явлениями массовой культуры;
  3. Формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
  4. Углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
  5. Воспитание художественного вкуса;
  6. Приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
  7. Формирование умений и навыков художественного самообразования.

 

Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики, культурологи, психологии художественного творчества, развивающего обучения, художественного образования......

Введение национально – регионального компонента в учебном плане 8 класса придаёт преподаванию предмета «Музыка» значимые черты, отражает в содержании и учебном процессе культурные, природные, социальные проблемы региона, края, своей местности. Поэтому необходимо приобщать детей к пониманию особенностей культуры Кузбасса, его природного своеобразия. Таким образом, цель введения национально-регионального компонента - это создание условий для развития личности обучающихся, формирование у школьников системы взглядов, принципов и норм поведения в отношении окружающей их среды, понимания роли людей и значение их деятельности в оптимальном соотношении природы, общества, культуры. Он способствует воспитанию чувства патриотизма и любви к родному краю, создает положительный образ территории своей малой Родины- Кузбасса.

Национально-региональный компонент включает информационный материал:                                                                                                    Музыкальная культура Кузбасса. История становления музыкальной культуры Кузбасса, интересные факты из жизни музыкальных коллективов (профессиональных и любительских), исполнителей, авторов уникальных музыкальных произведений, которые отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности (города, района, поселка) или целого региона, музыкальный фольклор.

Творчество народов Кузбасса. Материальная и духовная культура, музыкальные и обрядовые традиции народов, проживающих в Кемеровской области и Сибири. Образы разных народов (русских, телеутов, шорцев, алтайцев, татар и др.) в произведениях Кузбасских художников.

Музыкальный материал (песенный, инструментальный), сочетающийся с темой и проблемой урока и являющий собой особенность духовной культуры людей, проживающих в области.

 

 «Музыкальная культура Кузбасса» содержит значительное количество примеров того, как музыкальное искусство «отогревало» и детей, и взрослых: например, история возникновения и существования школьного оркестра народных инструментов поселка Мундыбаш Кемеровской области. Она позволит обучающимся насладиться шедеврами музыкального искусства в исполнении различных музыкальных коллективов региона, даст представление об особенностях становления и развития музыкальной культуры области, поведает о непростых судьбах уникальных музыкальных коллективов, о людях земли Кузнецкой. Встречи с музыкой Кузбасса на уроке предполагают посильное участие подростков исполнении некоторых инструментальных и песенных произведений, беседы о них. Различные формы участия в восприятии музыки доставят радость и удовольствие.

Автор Зайцева Ольга Геннадьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 610
Номер материала 25493
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓