ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность изучения курса информатики
Информационные технологии входят в перечень пяти приоритетных
направлений стратегического развития, выделенных президентом нашей страны.
Развитию этой отрасли – ключевой для процессов модернизации – уделяется
приоритетное внимание на государственном уровне. Информационные технологии, как
необходимый в сегодняшней жизни инструмент, осваивают во всех школьных
дисциплинах. В то же время постоянно растет потребность страны в специалистах –
профессионалах в области ИКТ, а не только грамотных пользователях. Это
означает, что курс информатики должен предлагать систематическое освоение
материала в ходе последовательного решения задач различного уровня сложности.
Цель программы:
Развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации,
элементов системного мышления; освоение и систематизация знаний, относящихся к
математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов,
позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам
моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и
социальных системах;
Задачи программы:
• подготовить учащихся к жизни в
информационном обществе.
• показать основные приемы эффективного
использования информационных технологий;
• сформировать у учащихся единую систему
понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и
хранением информации;
• систематизировать подходы к изучению
предмета;
• научить пользоваться распространенными
прикладными пакетами;
• сформировать логические связи с другими
предметами, входящими в курс общего образования;
Формы и методы преподавания, используемые
педагогические технологии
1.
рассказ, дискуссии
2.
беседы
3.
метод проектов
4.
разноуровневое обучение
5.
проблемное обучение
6.
групповые формы работы
7.
демонстрации
8.
работа с книгой
В соответствии с
государственным образовательным стандартом по информатике выделяют три
направления преподавания информатики:
·
мировоззренческий аспект
, связанный с формированием представлений о системно-информационном подходе к
анализу окружающего мира, о роли информации в управлении, специфике
самоуправляемых систем, общих закономерностях информационных процессов в
системах различной природы;
·
алгоритмический
(программистский) аспект , связанный в настоящее время уже в большей мере с
развитием мышления школьников;
·
пользовательский» аспект ,
связанный с формированием компьютерной грамотности, подготовкой школьников к
практической деятельности в условиях широкого использования информационных
технологий»
Курс «Информатика. 10 класс» обеспечивает
освоение основных теоретических положений информатики, овладение научными
основами, методами и средствами информационных технологий на профильном уровне.
Обоснование выбора
УМК
Выбор УМК обусловлен
тем, что учебник Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ. Базовый курс. 10 класс»
продолжает непрерывный курс информатики и ИКТ начатый во 2 – 4 классах (Н.В.
Матвеева), 5-6 классах (Л.Л. Босова) и продолжающийся в 7-11 классах (Н.Д.
Угринович), 10 – 11 класс – профильный и базовый уровень.
Основания для
составления рабочей программы
1.
федеральный
Государственный стандарт основного общего (полного) образования по информатике
и ИКТ
2.
примерной программы
основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ»
3.
кодификатора элементов
содержания для составления КИМ ЕГЭ
4.
рабочей программы Н.Д.
Угриновича «Информатика и ИКТ. Профильный уровень. 11 класс»
5.
учебного плана школы, в
соответствии с которым предмет «Информатика и ИКТ» в 11 классах изучается на
профильном уровне за счет федерального компонента и составляет 4 час в неделю,
136 часов в год
Формы контроля знаний
1.
Тесты
2.
Текстовые
проверочные, самостоятельные и контрольные работы
3.
Практические
работы
Количество и характер контрольных
мероприятий
№
|
Тема
|
Форма работы
|
Дата
|
1
|
Архитектура компьютера
|
Входной контроль
|
|
2
|
Создание логического диска и его форматирование
|
Практическая работа
|
|
3
|
Запись CD или DVD диска
|
Практическая работа
|
|
4
|
Установка параметров BIOS.
|
Практическая работа
|
|
5
|
Защита информации.
|
Практическая работа
|
|
6
|
Системное ПО
|
Контрольная работа № 1
|
|
7
|
Системы счисления
|
Практическая работа
|
|
8
|
Системы счисления
|
Контрольная работа
(рубежный контроль)
|
|
9
|
Практическая работа в MS Excel
|
Практическая работа
|
|
10
|
Практическая работа NumLock Calculator
|
Практическая работа
|
|
11
|
Компьютерный практикум
|
Практическая работа
|
|
12
|
Компьютерный
практикум
|
Практическая работа
|
|
13
|
Компьютерный
практикум
|
Практическая работа
|
|
14
|
Компьютерный
практикум
|
Практическая работа
|
|
15
|
Компьютерный
практикум
|
Практическая работа
|
|
16
|
Основы логики
|
Контрольная работа
|
|
17
|
Алгоритм.
|
Практическая работа
|
|
18
|
Компьютерный практикум
|
Практическая работа
|
|
19
|
Компьютерный
практикум
|
Практическая работа
|
|
20
|
Компьютерный
практикум
|
Практическая работа
|
|
21
|
Компьютерный
практикум
|
Практическая работа
|
|
22
|
Алгоритмитизация
|
Контрольная работа
|
|
23
|
Компьютерный
практикум
|
Практическая работа
|
|
24
|
Компьютерный
практикум
|
Практическая работа
|
|
25
|
Компьютерный
практикум
|
Практическая работа
|
|
26
|
Компьютерный
практикум
|
Практическая работа
|
|
27
|
Компьютерный
практикум
|
Практическая работа
|
|
28
|
Объектно-ориентированное
программирование
|
Контрольная работа
|
|
Виды самостоятельной работы учащихся
1.
Компьютерный практикум,
2.
Работа с учебником,
дополнительной литературой, ЦОР, в т.ч. Интернетом
Календарно тематическое планирование
№
ур.
|
Тема урока
|
Календарные сроки
|
|
1 тримместр
|
|
|
Архитектура компьютера и защита информации 24 часа
|
|
1
|
Техника
безопасности в компьютерном классе
|
|
2
|
Магистрально –
модульный принцип построения компьютера
|
|
3
|
Процессор
|
|
4
|
Оперативная память
|
|
5
|
Внешняя память.
Магнитная память.
|
|
6
|
Оптическая память
|
|
7
|
Флэш-память.
|
|
8
|
Файлы и файловые
системы. Логическая структура носителя информации.
|
|
9
|
Файл.
|
|
10
|
Иерархическая
файловая система.
|
|
11
|
Операционная
система. Назначение и состав операционной системы.
|
|
12
|
Загрузка
операционной системы
|
|
13
|
Защита информации.
Антивирусные программы.
|
|
14
|
Компьютерные вирусы
и защита от них
|
|
15
|
Сетевые черви и
защита от них.
|
|
16
|
Троянские программы
и защита от них.
|
|
17
|
Входной контроль
|
|
18
|
Рекламные и
шпионские программы и защита от них.
|
|
19
|
Спам и защита от
него.
|
|
20
|
Хакерские утилиты и
защита от них.
|
|
21
|
Практическая
работа. Создание логического диска и его форматирование
|
|
22
|
Практическая
работа. Запись CD или DVD диска
|
|
23
|
Практическая работа.
Установка параметров BIOS.
|
|
24
|
Практическая
работа. Защита информации.
|
|
|
Информация и информационные процессы 40 часов
|
|
25
|
Понятие информации.
Информация в физике.
|
|
26
|
Информация в
биологии.
|
|
27
|
Информация в
общественных науках.
|
|
28
|
Информация в кибернетике.
|
|
29
|
Количество
информации как мера уменьшения неопределенности знания
|
|
30
|
Алфавитный подход к
определению количества информации
|
|
31
|
Формула Шеннона
|
|
32
|
Кодирование
текстовой, графической и звуковой информации.
|
|
33
|
Хранение
информации.
|
|
34
|
Подготовка к
контрольной работе.
|
|
35
|
Контрольная работа
№ 1
|
|
36
|
Работа над ошибками
|
|
|
2 тримместр
|
|
37
|
Понятие информации.
Информация в физике.
|
|
38
|
Информация в
биологии.
|
|
39
|
Решение задач на
кодирование информации
|
|
40
|
Позиционные системы
счисления.
|
|
41
|
Перевод чисел из
одной системы счисления в другую (целые числа)
|
|
42
|
Решение задач на
перевод чисел
|
|
43
|
Решение задач на
перевод чисел
|
|
44
|
Решение задач на
перевод чисел
|
|
45
|
Перевод дробей из
десятичной системы в другую.
|
|
46
|
Решение задач на перевод чисел
|
|
47
|
Решение задач на
перевод чисел
|
|
48
|
Решение задач на
перевод чисел
|
|
49
|
Перевод чисел из двоичной системы в
восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно
|
|
50
|
Решение задач на перевод чисел
|
|
51
|
Решение задач на
перевод чисел
|
|
52
|
Решение задач на
перевод чисел
|
|
53
|
Арифметические
операции в позиционных системах счисления
|
|
54
|
Решение задач на
перевод чисел
|
|
55
|
Решение задач на
перевод чисел
|
|
56
|
Решение задач на
перевод чисел
|
|
57
|
Представление числа в компьютере. С
фиксированной запятой.
|
|
58
|
Решение задач на перевод чисел
|
|
59
|
Представление числа в компьютере. С
плавающей запятой
|
|
60
|
Решение задач на перевод чисел
|
|
61
|
Практическая работа. Системы счисления
|
|
62
|
Подготовка к Контрольной работе.
Обобщение материала.
|
|
63
|
Контрольная работа
(рубежный контроль)
|
|
64
|
Работа над ошибками.
|
|
|
Основы логики и логические основы компьютера 24 часа
|
|
65
|
Формы мышления
|
|
66
|
Алгебра логики. Логическое умножение,
сложение и отрицание
|
|
67
|
Практическая работа в MS Excel
|
|
68
|
Логические выражения
|
|
69
|
Практическая работа NumLock Calculator
|
|
70
|
Логические функции
|
|
71
|
Получение таблицы истинности функции
импликации и эквивалентности
|
|
72
|
Компьютерный практикум
|
|
73
|
Логические законы
|
|
74
|
Решение логических задач
|
|
75
|
Решение логических задач
|
|
76
|
Компьютерный практикум
|
|
77
|
Логические основы устройства компьютера.
Базовые логические элементы
|
|
78
|
Компьютерный практикум
|
|
79
|
Сумматор двоичных чисел
|
|
80
|
Компьютерный практикум
|
|
81
|
Триггер
|
|
82
|
Компьютерный практикум
|
|
83
|
Решение логических эадач
|
|
84
|
Решение логических эадач
|
|
85
|
Решение логических эадач
|
|
86
|
Подготовка к контрольной работе
|
|
87
|
Контрольная работа
|
|
88
|
Работа над ошибками. Разбор контрольной
работы
|
|
|
3 триместр
|
|
|
Алгоритмизация и объектно-ориентированное
программирование 48 часов
|
|
89
|
Алгоритм и его свойства
|
|
90
|
Алгоритмические структуры «ветвление» и
«выбор»
|
|
91
|
Алгоритмическая структура «цикл»
|
|
92
|
Практическая работа. Алгоритм.
|
|
93
|
История развития языков программирования
|
|
94
|
Введение в программирование. Объекты:
свойства и методы
|
|
95
|
События
|
|
96
|
Проекты и приложения
|
|
97
|
Платформа .NET Framework
|
|
98
|
Интегрированная среда разработки языков Basic
|
|
99
|
Компьютерный практикум
|
|
100
|
Компьютерный практикум
|
|
101
|
Система ООП Delphi
|
|
102
|
Компьютерный практикум
|
|
103
|
Переменные
|
|
104
|
Компьютерный практикум
|
|
105
|
Графический интерфейс
|
|
106
|
Графический интерфейс
|
|
107
|
Создание графического интерфейса на Delphi
|
|
108
|
Создание графического интерфейса на Delphi
|
|
109
|
Компьютерный практикум
|
|
110
|
Подготовка к контрольной работе
|
|
111
|
Контрольная работа
|
|
112
|
Работа над ошибками
|
|
113
|
Пространство имен .NET
|
|
114
|
Компьютерный практикум
|
|
115
|
Процедуры
|
|
116
|
Компьютерный практикум
|
|
117
|
Функции
|
|
118
|
Компьютерный практикум
|
|
119
|
Итерация и рекурсия
|
|
120
|
Компьютерный практикум
|
|
121
|
Делегаты
|
|
122
|
Компьютерный практикум
|
|
123
|
Алгоритм перевода целых чисел
|
|
124
|
Компьютерный практикум
|
|
125
|
Алгоритм перевода дробных чисел
|
|
126
|
Компьютерный практикум
|
|
127
|
Графика в языках программирования
|
|
128
|
Компьютерный практикум
|
|
129
|
Компьютерный практикум
|
|
130
|
Подготовка к контрольной работе
|
|
131
|
Контрольная работа
(Итоговый контроль)
|
|
132
|
Работа над ошибками
|
|
133
|
Создание собственного проекта.
|
|
134
|
Создание собственного проекта.
|
|
135
|
Создание собственного проекта.
|
|
136
|
Создание
собственного проекта.
|
|
137
|
Резервный урок
|
|
138
|
Резервный урок
|
|
139
|
Резервный урок
|
|
140
|
Резервный урок
|
|
|
Тема урока
|
Дата
|
Глава 1. Архитектура
компьютера и защита информации
|
24 часа
|
Цель: Сформировать понятия Магистрально-модульный
принцип построения компьютера; Процессор и оперативная память; Процессор;
Оперативная память; Внешняя (долговременная) память;
Магнитная
память; Оптическая память; Флэш-память;
Файл и файловые системы; Логическая структура носителя
информации; Файл; Иерархическая файловая система; Операционная
система; Назначение и состав операционной системы;
Загрузка
операционной системы; Защита информации от вредоносных программ;
Вредоносные
программы и антивирусные программы; Компьютерные вирусы и защита от них;
Сетевые
черви и защита от них; Троянские программы и защита от них;
Рекламные
и шпионские программы и защита от них;
Спам и защита от него.
Количество
практических работ: 3
Количество контрольных
работ: 1
|
Глава 2. Информация
и информационные процессы
|
40 часов
|
Цель: формировать
понятия «информация и информационные процессы», «виды информации», «измерение
количества информации»
Количество
практических работ: 2
Количество контрольных
работ: 1
|
Глава 3. Основы
логики и логические основы компьютера
|
24 часа
|
Цель: формировать понятия Формы
мышления; Алгебра логики; Логическое умножение, сложение и
отрицание; Логические выражения; Логические функции; Логические законы и
правила преобразования логических выражений; Решение логических задач; Логические
основы устройства компьютера; Базовые логические элементы;
Сумматор двоичных чисел; Триггер.
Количество
практических работ: 6
Количество контрольных
работ: 1
|
Глава 4. Алгоритмизация
и объектно-ориентированное программирование
|
48 часов
|
Цель: сформировать понятие Алгоритм и
кодирование основных алгоритмических структур; Алгоритм и
его свойства; Алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор»;
Алгоритмическая структура «цикл»; История развития языков
программирования; Введение в объектно-ориентированное
визуальное программирование; Объекты:
свойства и методы; События; Проекты и
приложения; Система объектно-ориентированного программирования
Microsoft Visual Studio .NET; Платформа .NET Framework;
Интегрированная среда разработки языков Visual Basic .NET, Visual C# и Visual
J# ; Система объектно-ориентированного
программирования Delphi; Переменные;
Графический интерфейс; Пространство имен .NET; Процедуры
и функции; Процедуры;
Функции; Итерация и
рекурсия; Делегаты; Алгоритмы перевода чисел и их
кодирование на языках объектно-ориентированного программирования; Алгоритм
перевода целых чисел; Алгоритм перевода дробных чисел; Графика в
объектно-ориентированных языках программирования; Графика в
языках программирования Visual Basic .NET, Visual C# и
Visual J#; Графика в языке программирования Delphi; Компьютерная и математическая системы координат; Анимация; Модульный
принцип построения решений и проектов; Чтение и запись данных в файлы; Массивы; Заполнение
массивов; Поиск элемента в массивах; Сортировка
числовых массивов; Сортировка строковых массивов.
Количество
практических работ: 15
Количество контрольных
работ: 2
Работа над проектами.
Создание электронного
портфолио
|
|
|
|
|
|
Знания, умения, навыки
В результате изучения информатики
и ИКТ на профильном уровне ученик должен знать/понимать:
·
Виды и
свойства информационных моделей реальных объектов и процессов,
·
методы и
средства компьютерной реализации информационных моделей;
·
общую
структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;
·
базовые
принципы организации и функционирования компьютерных сетей;
·
нормы
информационной этики и права, информационной безопасности,
·
назначение и
области использования основных технических средств информационных и
коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
·
назначение и области
использования основных информационных и коммуникационных технологий и
информационных ресурсов;
·
назначение и
области использования основных технических средств информационных и
коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
принципы обеспечения информационной безопасности
уметь:
·
строить
информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые
средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
·
проводить виртуальные
эксперименты;
·
самостоятельно
создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих
средах;
·
интерпретировать
результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
·
оперировать
информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях
информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры
хранения данных;
·
пользоваться справочными
системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права
интеллектуальной собственности на информацию;
·
соблюдать
права интеллектуальной собственности на информацию;
·
выполнять
требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при
работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования
средств ИКТ
·
оперировать
информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях
информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры
хранения данных;
·
соблюдать права
интеллектуальной собственности на информацию;
·
проводить статистическую
обработку данных с помощью компьютера;
·
строить
информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые
средства (таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
·
интерпретировать
результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
·
выделять
информационный аспект в деятельности человека;
·
выделять
информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и
технических системах;
·
соблюдать
права интеллектуальной собственности на информацию;
использовать приобретенные знания
и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
личного и коллективного
общения с использованием современных программных и аппаратных средств
коммуникаций;
·
поиска и отбора
информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами,
самообразованием и профессиональной ориентацией
·
подготовки и проведения
выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и
результатов;
·
поиска и отбора
информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами, самообразованием
и профессиональной ориентацией;
·
представления
информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для
размещения в сети); создания собственных цифровых архивов, медиатек;
·
подготовки и
проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и
результатов;
·
поиска и отбора
информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами,
самообразованием и профессиональной ориентацией
·
соблюдения требований
информационной безопасности, информационной этики и права.
ОУУН
- Осуществлять общие
логические приемы мышления (сравнивать, анализировать,
классифицировать, систематизировать, обобщать, подводить под понятие,
доказывать и др.),
2.
Ввносить изменения в БД в среде СУБД, организовывать сортировку и поиск информации в
БД в среде СУБД,
3.
Редактировать содержимое расчетной таблицы в среде табличного процессора.
4.
Осуществлять поиск литературы; работать с аудиовизуальными источниками информации и
Интернетом; осуществлять наблюдения
Подготовка к ЕГЭ
Распределение заданий ЕГЭ по разделам курса
информатики и ИКТ, в т.ч. 10 класса
N
|
Название раздела
|
Число заданий в тестах ЕГЭ
|
10 класс (количество часов на изучение темы)
|
1
|
Информация и её кодирование
|
7
|
6
|
2
|
Алгоритмизация и программирование
|
9
|
2
|
3
|
Основы логики
|
5
|
2
|
4
|
Моделирование и компьютерный эксперимент
|
1
|
46
|
5
|
Программные средства информационных и коммуникационных технологий
|
1
|
|
6
|
Технология обработки графической и звуковой информации
|
1
|
28
|
7
|
Технология обработки информации в электронных таблицах
|
2
|
24
|
8
|
Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных
|
1
|
2
|
9
|
Телекоммуникационные технологии
|
3
|
16
|
10
|
Технология программирования
|
2
|
46
|
Учебно-методический комплект для учеников:
1.
«Информатика и ИКТ.
Профильный уровень», 11 класс, автор: Н.Д. Угринович
Учебно-методический комплект для учителя:
1.
учебник по профильному курсу Н. Д. Угринович.
«Информатика и ИКТ. Профильный уровень. 10 класс» – Москва, БИНОМ, 2008г.;
2.
Угринович Н.Д. Преподавание
курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11 кл.).- М.: БИНОМ
Лаборатория знаний, 2006.
3.
Белоусова Л.И. Сборник
задач по курсу информатики. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
4.
Босова Л.Л. и др.
Обработка текстовой информации: Дидактические материалы.- М.: БИНОМ Лаборатория
знаний, 2007.
5.
Богомолова О.Б.
Практические работы по MS Excel на уроках информатики. – М.: БИНОМ Лаборатория
знаний, 2007.
6.
Информатика.
Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория
знаний, 2007
7.
Сафронов И.К.
Задачник-практикум по информатике. – СПб: БХВ-Петербург, 2002.
Цифровые образовательные ресурсы:
1.
Угринович Н.Д.
Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2008.
2.
Босова Л.Л. Набор цифровых
образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2009.
3.
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru.
Программное обеспечение:
1.
Стандартный базовый пакет
программного обеспечения (Первая помощь 1.0, 2.0).
2.
Федеральное собрание
образовательных материалов. Полная версия. Содержание и методики.
№
|
Материально – техническое обеспечение кабинетов.
|
-
|
Компьютеры
|
-
|
Проектор
|
-
|
Принтер
|
-
|
Колонки
|
-
|
Мышь
|
-
|
Клавиатура
|
-
|
Интерактивная доска
|
-
|
Сканер
|
-
|
Микрофон
|
-
|
Операционная система «Windows
XP»
|
-
|
Антивирусная программа «Антивирус Касперского»
|
-
|
Macromedia
Flash 8.0
|
-
|
MS
Office
|
-
|
Adobe Photoshop
|
-
|
Corel Draw
|
-
|
Pascal
|
-
|
Delphi
|
-
|
MS Visual Basic
|
- Программы для общеобразовательных учреждений 2 – 11
классы. – М.: БИНОМ, 2005
- «Информатика и ИКТ. Профильный уровень», 10 класс,
автор: Н.Д. Угринович Федеральный Государственный стандарт основного
общего образования по информатике и ИКТ;
- Примерная программа основного общего образования по
курсу «Информатика и ИКТ»
- Кодификатор элементов содержания для составления
контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного
экзамена
- Рабочая программа Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ.
10 класс»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.