Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике
составлена на основе авторской программы Семенов А.Л., Рудченко Т.
А.«Информатика». Сборник рабочих программ. 1-4 классы: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений - (Москва, «Просвещение», 2011 г.) – 55 с. :
ил. Календарно-тематическое планирование составлено на основе тематического
планирования для УМК Рудченко Т.А. «Информатика, 1 – 4 классы» с определением
основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического и
материально-технического обеспечения.
Программа
соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего
образования по информатике и информационным технологиям.
Программа по
информатике разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(далее – Стандарт), а также основной образовательной программой начального
общего образования (далее – ООП).
Программа
разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также
возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
Курс
ориентирован на системно-деятельностный подход к обучению. Такой подход
реализован в курсе путем создания особой обучающей среды, в пределах которой
ребенок полностью компетентен (за счет владения системой инструментов, правил и
ограничений) и максимально мотивирован (за счет решения актуальных и интересных
для него задач).
В курсе «Информатика» используется
система базовых понятий современной информатики, в наибольшей степени соответствующая
задачам продолжения образования в средней, старшей школе и продолжения
образования в вузе. Речь идет о таких понятиях, как цепочка, мешок, бусина,
дерево и др.
В ходе изучения курса «Информатика»
важные фрагменты математических основ информатики, относящиеся к базовому
человеческому знанию, осваиваются учащимися в наглядной графической и телесной
форме. Математические основы информатики во многих отношениях являются естественным
полем формирования общеучебных навыков и развития общих мыслительно-коммуникативных
способностей ребенка.
В основу построения теоретического
курса положен ряд принципов:
• ясные правила игры, одинаково
понимаемые учителем и учеником;
• графические и телесные объекты
учебной деятельности;
• введение всего спектра основных понятий
современной компьютерной математики на материале наглядных примеров, а не в
виде формальных определений для заучивания;
• использование человеческих языков
как основной области реальных приложений математических конструкций.
Курс тесно связан с образовательными
областями «Математика» и «Языки». Однако и с другими школьными дисциплинами он
имеет достаточно много точек соприкосновения. Так в процессе решения задач
курса ученики пользуются географической картой, работают с родословными царей,
деревом классификации растений, дневником наблюдения за погодой и т. п. Таким
образом, курс можно использовать для интеграции предметных областей и установления
более тесных межпредметных связей, а также иллюстрации специфики практических
задач, которые, как правило, выходят за рамки какой-либо учебной дисциплины.
Важной составляющей курса являются
проектные уроки. Это групповая работа ребят по выполнению общей задачи. В процессе
таких уроков ребята учатся координировать и планировать общую работу, общаться
друг с другом.
Главная цель
данного курса информатики– развивая логическое, алгоритмическое и системное
мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных
знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие
непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на
первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала
общества.
Задачи изучения
курса – научить ребят:
• работать в рамках
заданной среды по четко оговоренным правилам;
• ориентироваться в
потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;
• читать и понимать
задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;
• работать с
графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;
• планировать
собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и
корректировать планы;
• анализировать
языковые объекты;
• использовать
законы формальной логики в мыслительной деятельности.
При разработке
программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей,
индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании,
памяти, мышлении, моторике и т. п.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом
последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать
у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее – УУД),
обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение
учиться. В соответствии со Стандартом целью реализации ООП является обеспечение
планируемых образовательных результатов трёх групп: личностных,
метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение
результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики учебного предмета
особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с
информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание
и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в
частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной
компетентности (далее – ИКТ-компетентности). Многие составляющие
ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных
действий. Таким образом, часть предметных результатов образования в курсе информатики
входят в структуру метапредметных, т. е. становятся непосредственной целью
обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании
курса информатики для начальной школы значительный объём предметной части имеет
пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части
содержания курса начальной школы оказывается довольно большим (гораздо больше,
чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информатики в
начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать
стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и
универсальных учебных действий.
Общая характеристика курса
В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии:
·
основные информационные
объекты и структуры (цепочка,
мешок, дерево, таблица);
·
основные информационные
действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по
описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том
числе программы или алгоритма и пр.);
·
основные информационные
методы (метод перебора полного
или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи
и пр.).
В соответствии с ООП в основе программы курса информатики
лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося
в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса.
Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт
определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса
на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности
учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого
обучающегося.
Место курса в учебном
плане
Информатика в курсе для 1 – 4 классов изучается
по одному часу в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Как говорилось выше, основной целью изучения информатики
в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности,
многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные
ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения
метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более
высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене)
наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:
·
основы логической и
алгоритмической компетентности,
в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением
действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
·
основы информационной
грамотности, в частности
овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в
том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма,
цепочка, совокупность;
·
основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения
компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
·
основы коммуникационной
компетентности. В рамках данного
учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной
компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся
аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой
информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.
Требования к результатам освоения содержания курса
В результате
работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты
освоения основной образовательной программы начального общего образования:
личностные:
1) овладение начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
2) развитие мотивов учебной
деятельности;
3) развитие самостоятельности и
личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
4) развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
метапредметные:
1) освоение способов решения проблем творческого и
поискового характера;
2) формирование умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
3) использование знаково-символических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебных и практических задач;
4) активное использование речевых средств и средств
информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных
задач;
5) использование различных способов поиска (в справочных
источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,
фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать
изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением;
6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
7) овладение логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий
и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством
учёта интересов сторон и сотрудничества;
10)
овладение начальными
сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и
явлений действительности;
11)
овладение базовыми
предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и
отношения между объектами и процессами;
предметные:
(значок * относится только к компьютерным вариантам изучения курса)
1) владение базовым понятийным
аппаратом:
·
цепочка
(конечная последовательность);
·
мешок
(неупорядоченная совокупность);
·
одномерная
и двумерная таблицы;
·
круговая и
столбчатая диаграммы;
·
утверждения,
логические значения утверждений;
·
исполнитель,
система команд и ограничений, конструкция повторения;
·
дерево,
понятия, связанные со структурой дерева;
·
игра с
полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры,
позиция игры, выигрышная стратегия;
2) владение практически значимыми
информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и
неинформатических задач:
·
выделение,
построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
·
проведение
полного перебора объектов;
·
определение
значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта
с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый,
есть/нет, всего, не;
·
использование
имён для указания нужных объектов;
·
использование
справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей
(учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
·
сортировка
и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов
в словарном порядке;
·
выполнение
инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
·
достраивание,
построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих
конструкцию повторения;
·
использование
дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации,
описания структуры;
·
построение
выигрышной стратегии на примере игры «Камешки»;
·
построение
и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления
информации;
·
построение
и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления
информации;
·
использование
метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;
*ИКТ-квалификация
·
сканирование
изображения;
·
запись
аудиовизуальной информации об объекте;
·
подготовка
и проведение презентации перед небольшой аудиторией;
·
создание
текстового сообщения с использованием средств ИКТ;
·
заполнение
учебной базы данных;
·
создание
изображения с использованием графических возможностей компьютера; составление
нового изображения из готовых фрагментов (компьютерная аппликация).
Решение практических задач
Поиск
двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов с использованием
разбиения задачи на подзадачи и группового разделения труда (проект «Разделяй и
властвуй»).
Изготовление
телесной модели цепочки бусин и числового ряда (изготовление бусин из бумаги,
нанизывание их в цепочку) (проект «Вырезаем бусины»).
Решение
проектных задач на анализ текста и выделение из него нужной информации, в
частности задач на сопоставление объекта с его описанием (мини-проекты «Работа
текстом»).
Исследование частотности
использования букв и знаков в русских текстах (проект «Буквы и знаки в русском
тексте»).
Поиск двух одинаковых мешков
среди большого количества мешков с большим числом объектов путём построения
сводной таблицы (проект «Одинаковые мешки»).
Построение полного дерева игры, исследование всех
позиций, построение выигрышной стратегии (проект «Стратегия победы»).
*Решение
практических задач. ИКТ-квалификация
Изготовление при помощи
компьютерного ресурса нагрудной карточки (беджа) (проект «Моё имя»).
Изготовление в стандартном
редакторе и демонстрация презентации, включающей текст и фотографии (как снятые
непосредственно, так и сканированные)
Оформление
и распечатка собственного текста с помощью стандартного текстового редактора (
Наблюдение и регистрация данных, в частности числовых,
при помощи компьютерного ресурса; обобщение итогов наблюдения и оформление результатов
в виде презентации.
Поиск информации на заданную тему в Интернете, подбор и
структурирование найденной информации, оформление информации в виде текстового
документа с иллюстрациями, распечатка готового документа
1 уровень:
учащиеся приобретут социальные знания о современных источниках информации, об
устройстве ПК, необходимого каждому современному человеку, о сферах
жизнедеятельности, в которых необходим компьютер.
2 уровень: формирование
ценностного отношения к информационным достижениям людей, к информации в целом
Тематическое
планирование для УМК Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. «Информатика» 1 класс
дано для компьютерного варианта по:
1.
Учебник «Информатика» Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. (ФГОС) 2014г.
2. Рабочая
тетрадь «Информатика» Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. 2014г
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.