Главная / Информатика / Рабочая программа по информатике и ИКТ для учащихся 8 класса

Рабочая программа по информатике и ИКТ для учащихся 8 класса


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Каменская основная общеобразовательная школа»

с. Каменка Поворинский район Воронежской области


Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

Протокол №______

от « » _______________ 2014 г.


Согласовано:

Заместитель директора по УВР

______________/Хмырова М.А./

« » сентября 2014 г.


Утверждаю:

Директор МКОУ «Каменская ООШ»

_________________ /Яковлева Н.А./

Приказ № от « » сентября 2014 г.






Рабочая программа учителя

Словина Александра Николаевича

по информатике и ИКТ для учащихся 8 класса



Данная программа разработана в соответствии с программой по информатике и ИКТ для общеобразовательных школ. Иформатика и ИКТ (составитель: Н.Д.Угринович «Преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе» (БИНОМ, Москва, 2008г.)











2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» в 8 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (БИНОМ, Москва, 2008г.), в соответствии с учебным планом МКОУ «Каменская ООШ».

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;

  • Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).

Рабочая программа «Информатика и ИКТ» на базовом уровне рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

1. Учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011г.»;

2. Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе», включающее CD- и DVD-диски, на которых размещены цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), необходимые для преподавания курса, программное и методическое обеспечение: Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей.

Для достижения прочных навыков работы на компьютере учащиеся согласно календарно-тематического планирования выполняют практические работы с использованием компьютера. При изучении предмета «Информатика и ИКТ» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов.


Общеучебные умения навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).


Изучение информатики и ИКТ в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний, составляющих основу научных представ­лений об информации, информационных процессах, систе­мах, технологиях и моделях;

- овладение умениями работать с различными видами ин­формации с помощью компьютера и других средств инфор­мационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятель­ность и планировать ее результаты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

- воспитание ответственного отношения к информации с уче­том правовых и этических аспектов ее распространения; из­бирательного отношения к полученной информации;

- выработка навыков применения средств ИКТ в повседнев­ной жизни, при выполнении индивидуальных и коллектив­ных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

На основании требований Государственного образовательного стандарта предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностные подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний по основным содержательным линиям курса информатики и ИКТ;

- овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;

- освоение ключевых компетенций.

Задачи курса:

ввести понятия (информация» и «информационные процессы», информативность сообщения с событиями, открытиями. изобретениями, связанными с развитием информатики; ввести единицы измерения информации; раскрыть роль языков в информационных процессах;

дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;

познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;

познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.

раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;

изучение архитектуры ЭВМ на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер

  • Проектор

  • Принтер

  • Модем

  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

  • Операционная система – WINDOWS.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.

  • Простая геоинформационная система.

  • Виртуальные компьютерные лаборатории.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения.

  • Простой редактор Wеb-страниц.





















Тематическое планирование

Наименование раздела

Количество часов

Теория

Компьютерный практикум

Всего

Глава 1. Информация и информационные процессы

5

1

6

1.1 Информация в природе, обществе и технике.

2

-

2

1.2 Кодирование информации с помощью знаковых систем.

1.5

0.5

2

1.3 Количество информации.

1.5

0.5

2

Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации

10.5

2.5

13

2.1 Программная обработка данных на компьютере

1

-

1

2.2 Устройство компьютера

3

-

3

2.3 Файлы и файловая система

1

1

2

2.4 Программное обеспечение (ПО) компьютера

0.5

0.5

1

2.5 Графический интерфейс ОС и приложений

0.5

0.5

1

2.6 Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса

1

-

1

2.7 Компьютерные вирусы и антивирусные программы

0.5

0.5

1

2.8 Правовая охрана программ и данных. Защита информации

2

-

2

Обобщающий урок по главе

1

-

1

Глава 3. Коммуникационные технологии

8.5

5.5

14

3.1 Передача информации.

1

-

1

3.2 Локальные компьютерные сети

0.5

0.5

1

3.3 Глобальная компьютерная сеть Интернет.

-

1

1

3.4 Информационные ресурсы Интернета

2

1

3

3.5 Поиск информации в Интернете

0.5

0.5

1

3.6 Электронная коммерция в Интернете

1

-

1

3.7 Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML

3.5

2.5

6

Резервные уроки

2

-

2

Всего

26

9

35

Календарно-тематическое планирование по курсу «Информатика и ИКТ» 8-го класса


урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее задание

1. Информация и информационные процессы

1


Техника безопасности при работе на компьютере. Правила поведения в кабинете информатики. Информационная картина мира. Информатика.

Объяснение нового материала

Знать правила работы в компьютерном клас­се, за компьютером, электробезопасности, пожарной безопасно­сти; оказания первой медицинской помощи. Иметь представление о роли информации и информационных объектов в биологических системах, в природе.

§1.1.1-1.1.2

2


Информация и информационные процессы в обществе и технике.

Комбинированный

Знать свойства информации; какие способы и органы чувств использует человек при восприятии информации. Уметь приводить примеры систем управления техническими устройствами, использование роботов в различных сферах деятельности: использования информационных и коммуникационных технологий.

§1.1.3-1.1.4

3


Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение.


Комбинированный

Иметь представление о формах знаков, значении знаков; о знаковых системах (формальные и естественные языки, генетический алфавит, двоичная знаковая система). Уметь приводить примеры знаков, символов; знаковых систем.

§1.2.1

4


Знаковые системы и кодирование информации.

Практическая работа № 1.2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

Комбинированный Практическая работа

Знать понятия: код, длина код, перекодирование информации. Уметь приводить примеры.

§1.2.2-1.2.3

5


Количество
информации

Комбинированный

Знать понятия: количество информации, бит и производные единицы измерения количества информации. Уметь переводить одни единицы измерения в другие.

§1.3.1

6


Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практическая работа № 1.1. «Перевод единиц измерения количества информации»

Комбинированный Практическая работа

Уметь определять количество информационных сообщений, используя формулу N= 2I

Знать алфавитный подход к определению количества информации; уметь его применять. Уметь определять количество информации в сообщении по формуле Ic =I . K

§1.3.2-1.3.3

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7


Программная обработка данных на компьютере

Объяснение нового материала

Знать понятие «данные», «программа»; знать функциональную схему компьютера и процесс программной обработки данных. Уметь вводить текстовую и числовую информацию (русская раскладка)

§2.1

8


Устройство компьютера

Комбинированный

Знать названия и функциональное назначение, основные характеристики различных устройств. Принципы работы процессора. Функциональная схема компьютера. Знать функции процессора, системной платы, устройства ввода информации.

§2.2.1-2.2.2

9


Устройства вывода информации

Комбинированный

Знать названия и функциональное назначение, основные характеристики устройств вывода информации

§2.2.3

10


Оперативная и долговременная память

Комбинированный

Знать виды памяти: оперативная и долговременная; способы организации хранения. Знать характеристики и ёмкость внешней и внутренней памяти компьютера

§2.2.4-2.2.5

11


Файл и файловая система.

Практическая работа № 2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Комбинированный Практическая работа

Уметь работать с файлами с использованием файлового менеджера. Назначение действий мышью при работе с файлами и папками.


§2.3.1-2.3.2

12


Работа с файлами и дисками.

Практическая работа № 2.2. «Форматирование дискеты».

Комбинированный Практическая работа

Уметь выполнять файловые операции; форматирование дискеты.

§2.3.3

13


Программное обеспечение (ПО) компьютера. Практическая работа № 2.3. Определение разрешающей способности мыши».

Комбинированный Практическая работа

Знать назначение операционных систем и прикладного программного обеспечения.

§2.4

14


Графический интерфейс ОС и приложений.

Практическая работа 2.4. «Установка даты и времени».

Объяснение нового материала. Практическая работа

Знать основные элементы ОС Windows: рабочий стол, значки и окна; меню и контекстное меню. Назначение управляющих элементов диалоговых панелей.

§2.5

15


Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса

Комбинированный

Знать понятие иерархической системы папок; основные элементы Рабочего стола и Панели задач.

§2.6

16


Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Практическая работа № 2.5. «Защита от вирусов».

Комбинированный Практическая работа

Знать: что такое компьютерный вирус; чем он опасен и как избежать его попадания в компьютер? Виды антивирусных программ.

§2.7

17


Правовая охрана программ и данных

Объяснение нового материала.

Лицензионные, свободно бесплатные и свободно распространяемые программы

§2.8.1 – 2.8.2

18


Защита информации

Комбинированный

Уметь защитить информацию от несанкционированного доступа и использования в Интернете.

§2.8.3

19


Обобщающий урок по главе


Коммуникационные технологии

20


Передача информации.

Практическая работа № 3.1. «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.

Объяснение нового материала. Практическая работа

Передача информации (канал обмена информации) Уметь предоставлять доступ к ресурсам своего компьютера пользователям локальной сети.

§3.1

21


Локальные компьютерные сети

Практическая работа № 3.2. «Подключение к Интернету».


Комбинированный Практическая работа

Уметь осуществлять настройку и подключение к Интернету по телефонным линиям с использованием модема; получать информацию о маршруте прохождения данных между локальным компьютером и удаленным сервером Интернета. Топология локальных сетей, сетевые ресурсы.

§3.2

22


Глобальная компьютерная сеть Интернет. Практическая работа № 3.3. «География» Интернета». Практическая работа № 3.4. «Путешествие во всемирной паутине».

Комбинированный Практическая работа

Знать: Интернет и его состав; адресация в Интернете (IP- адрес; доменная система имен); маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.

§3.3

23


Всемирная паутина. Электронная почта.

Практическая работа № 3.5. «Работа с электронной Web-почтой».

Комбинированный Практическая работа

Знать технологию всемирной паутины, уметь работать с электронной Web – почтой.

§3.4.1-3.4.2

24


Файловые архивы. Общение в Интернете.

Практическая работа № 3.6. «Загрузка файлов из Интернета».

Комбинированный Практическая работа

Уметь загружать файлы из Интернета на локальный компьютер. Формы общения в Интернете.

§3.4.3-3.4.4

25


Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете

Объяснение нового материала.

Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете

§3.4.5-3.4.6

26


Поиск информации в Интернете.

Практическая работа № 3.7. «Поиск информации в Интернете».

Комбинированный Практическая работа

Уметь проводить поиск информации в Интернете (по ключевым словам; в иерархической системе каталогов; поиск файлов).

§3.5

27


Электронная коммерция в Интернете

Комбинированный

Электронная коммерция в Интернете: хостинг; реклама; доски объявлений; Интернет - аукционы; Интернет-магазины; цифровые деньги.

§3.6

28


Web – страницы и web – сайты.

Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Комбинированный Практическая работа

Уметь создавать Web-сайт с использованием языка HTML в текстовом редакторе Блокнот; объединять Web – страницы в web – сайты.

§3.7.1

29


Структура Web – страницы. Форматирование текста на Web-странице. Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Комбинированный Практическая работа

Уметь форматировать текст на Web-странице: заголовки; шрифт; выравнивание текста; горизонтальная линия; абзацы. Логическая структура Web – страницы, тэги форматирования текста на Web – странице.

§3.7.2 - 3.7.3

30


Вставка изображений на Web – страницы. Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Комбинированный Практическая работа

Уметь вставлять изображения в Web-страницы.

§3.7.4

31


Гиперссылки на Web – страницах. Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Комбинированный Практическая работа

Знать виды ссылок на Web – страницах

§3.7.5

32


Списки на Web – странице.

Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Комбинированный Практическая работа

Списки на Web-страницах (нумерованные, маркированные; список терминов).

§3.7.6

33


Интерактивные формы на Web – страницах.

Комбинированный

Текстовые поля; переключатели; флажки; поля списков; текстовая область; отправка данных из формы.

§3.7.7

34-35


Резервные уроки


Содержание учебного курса

  1. Информация и информационные процессы – 6 ч

Предмет информатики. Содержание курса информатики в 8 классе. Роль информации в живой и неживой природе,

в жизни людей. Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере: определение количества информации, освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.

Учащиеся должны знать:

  • связь между информацией и знаниями человека;

  • что такое информационные процессы;

  • какие существуют носители информации;

  • функции языка как способа представления информации;

  • что такое естественные и формальные языки;

  • как определяется единица измерения информации – бит (алфавитный подход);

  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

Основные термины по разделу:

Информатика. Компьютер, бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Внешняя память человека. Внутренняя память человека. Знания декларативные. Знания процедурные. Измерение информации: алфавитный подход. Информационные каналы человека. Информационные процессы. Информационный вес символа. Информационный объем текста. Канал передачи информации (информационный канал связи). Мощность алфавита. Передача информации. Обработка информации. Хранение информации человеком. Язык. Языки естественные. Языки формальные (искусственные).

  1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации – 13 ч

Начальные сведения об архитектуре компьютера.

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс. Антивирусные программы.

Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;

  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

  • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

  • типы и свойства устройств внешней памяти;

  • типы и назначение устройств ввода/вывода;

  • сущность программного управления работой компьютера;

  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

  • назначение программного обеспечения и его состав.

Учащиеся должны уметь:

  • включать и выключать компьютер, пользоваться клавиатурой;

  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;

  • просматривать на экране каталог диска;

  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

  • использовать антивирусные программы.

Основные термины по разделу:

Адрес байта. Вид памяти. Двоичная кодировка. Дружественный пользовательский интерфейс. Имя файла. Каталог (папка). Магистраль (шина). Меню. Контекстное меню. Микропроцессор. Объем оперативной памяти. Операционная система (ОС). Основные устройства компьютера. Память оперативная. Память внешняя. Полное имя файла. Прикладное программное обеспечение. Прикладные программы общего назначения. Прикладные программы специального назначения. Принцип адресуемости оперативной памяти. Принцип дискретности оперативной памяти. Принцип хранимой в памяти программы (принцип фон Неймана). Программа. Программирование. Программное обеспечение (ПО). Процессор компьютера. Разрядность процессора. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Тактовая частота процессора. Устройства ввода (основные). Устройства вывода (основные). Файл. Файловая система. Файловая структура. Шина адреса. Шина данных. Шина управления

  1. Коммуникационные технологии – 14 ч

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

Выполнение итоговой самостоятельной работы по выполнению поиска в Интернете.

Учащиеся должны знать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др.;

  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;

  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

  • работать с одной из программ-архиваторов.


Основные термины по разделу:

Web-браузер. Web-сайт. Web-сервер. Web-страница. WorldWideWeb (WWW). Аналоговая связь. Гипермедиа. Глобальная компьютерная сеть. Доменное имя почтового сервера. Домены. Интернет. Каналы передачи данных. Клиент-программа. Компьютерная сеть. Локальная сеть. Локальная сеть одноранговая. Локальная сеть с выделенным узлом. Модем. Поисковая система. Почтовый ящик. Протоколы, работы сети. Сервер локальной сети. Сервер-программа. Телекоммуникация. Телеконференция. Технология «клиент-сервер». Узлы компьютерной сети. Файловые архивы. Хост-компьютер. Цифровая связь. Шлюз. Шум. Электронная почта. Электронное письмо. Электронный адрес. Гиперссылки. Сайт. Теги.





4. Резервный урок – 2 ч

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик 8 класса должен:

знать:

  • связь между информацией и знаниями человека;

  • что такое информационные процессы;

  • какие существуют носители информации;

  • функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

  • как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);

  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;

  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

  • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

  • типы и свойства устройств внешней памяти;

  • типы и назначение устройств ввода/вывода;

  • сущность программного управления работой компьютера;

  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

  • назначение программного обеспечения и его состав.

  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

  • способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

  • какие существуют области применения компьютерной графики;

  • назначение графических редакторов;

  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

  • что такое мультимедиа;

  • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

уметь:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

  • включать и выключать компьютер;

  • пользоваться клавиатурой;

  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;

  • просматривать на экране каталог диска;

  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

  • использовать антивирусные программы.

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:

Перечень учебно-методического обеспечения

I. Учебно-методический комплекс

1. Учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011г.»;

2. Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе», включающее CD- и DVD-диски, на которых размещены цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), необходимые для преподавания курса, программное и методическое обеспечение: Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей.

II. Литература для учителя

1. Угринович Н.Д. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8 класс». http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1.

2. Угринович Н.Д. Преподавание курса информатики в основной и старшей школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

3. Угринович Н.Д. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8 классы Государственному образовательному стандарту. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1

4. Шелепова А. Поурочные разработки по информатике.: Москва, «ВАКО»,2008г.

III. Технические средства обучения

  1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  2. Наушники (рабочее место ученика).

  3. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  4. Колонки (рабочее место учителя).

  5. Микрофон (рабочее место учителя).

  6. Интерактивная доска.

  7. Проектор.

  8. Лазерные принтеры: черно-белый, цветной.

  9. Сканер.

  10. Цифровая фотокамера и видеокамера.

  11. Модем ADSL

  12. Локальная вычислительная сеть.

IV. Программные средства

  1. Операционная система Windows ХР.

  2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).

  3. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).

  4. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).

  5. Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).

  6. Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).

  7. Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).

  8. Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).

  9. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.

  10. Программа-архиватор WinRar.

  11. Клавиатурный тренажер.

  12. Офисное приложение Microsoft Office 2003, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.

  13. Программа-переводчик ABBYY Lingvo 12.

  14. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 6.0.




Список литературы

1. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

2. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

3. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ.: Учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.


Учебные материалы по информатике:


Библиотека учебных курсов Microsoft

http://www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula/

Виртуальный компьютерный музей

http://www.computer-museum.ru

Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября»

http://inf.1september.ru

Дидактические материалы по информатике и математике

http://comp-science.narod.ru

Интернет-школа «Просвещение. ru»

http://www.internet-school.ru

Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского

http://marklv.narod.ru/inf/

Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой

http://infoschool.narod.ru

Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой

http://www.syrtsovasv.narod.ru

Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников

http://www.phis.org.ru/informatika/

Информатика и информационные технологии в образовании

http://www.rusedu.info

Информатика и информационные технологии: сайт лаборатории информатики МИОО

http://iit.metodist.ru


Информация для информатиков: сайт О.В.Трушина

http://trushinov.chat.ru

История Интернета в России

http://www.nethistory.ru

ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума

http://www.edu-it.ru

Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова

http://distant.463.jscc.ru

Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках

http://www.klyaksa.net

Материалы к урокам информатики (О.А. Тузова, С.-Петербург, школа № 550)

http://school.ort.spb.ru/library.html

Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой

http://ekochelaeva.narod.ru


Полезные ссылки:


В помощь учителю: Сетевое объединение методистов (СОМ)

http://som.fsio.ru/

Газета «Информатика»

http://inf.1september.ru

Естественнонаучный образовательный портал

http://www.en.edu.ru

Министерство образования и науки Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru

Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://ege.edu.ru

Портал Национального фонда подготовки кадров: проект «Информатизация системы образования»

http://portal.ntf.ru

Российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Российский портал открытого образования

http://www.openet.edu.ru

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

http://www.obrnadzor.gov.ru

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)

http://www.fasi.gov.ru

Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

http://www.ed.gov.ru

Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

http://www.ict.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Федеральный центр тестирования

http://www.rustest.ru
















Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного (письменного опроса), практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными тестовыми заданиями.


Оценка устного ответа

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

  • Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

  • Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений; самостоятельность ответа;

  • Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Оценка “5”:

Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно, использованы научные термины;

Для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Оценка “4”:

Раскрыто основное содержание материала;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Оценка “3”:

Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

Определения понятий недостаточно четкие;

Не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

Допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Оценка “2”:

Основное содержание учебного материала не раскрыто;

Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

Допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.


Оценка тестов.

Оценка “5” (“отлично”) учащийся должен успешно выполнить тест, более 90% правильных ответов.

Оценка “4” (“хорошо”) ставится за - 75 - 89% правильных ответов.

Оценка “3” (“зачет”) – 60 -74% правильных ответов из общего количества вопросов.


Оценка практических работ.

Оценка “5”

Ставится в том случае, если учащийся:

а) выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения;

б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

Оценка “4”

Ставится в том случае, если выполнены требования к оценке “5”, но:

а) задания выполнял в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений,

б) или допущено 2-3 недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка “3”

Ставится в том случае, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе выполнения работы были допущены следующие ошибки:

а) выполнение работы проводилось в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большой погрешностью,

б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т. д.), не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения,

в) или работа выполнена не полностью, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Оценка “2”

Ставится в том случае, если:

а) работа выполнена не полностью и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов,

б) или, вычисления, наблюдения (моделирование) производились неправильно,

в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке “3”.



Рабочая программа по информатике и ИКТ для учащихся 8 класса
  • Информатика
Описание:

Задачи курса:

• ввести понятия (информация» и «информационные процессы», информативность сообщения с событиями, открытиями. изобретениями, связанными с развитием информатики; ввести единицы измерения информации; раскрыть роль языков в информационных процессах;

• дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;

• познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;

• познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.

• раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;

• изучение архитектуры ЭВМ на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;

Автор Словин Александр Николаевич
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 342
Номер материала 19075
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓