Пояснительная записка к рабочей программе по информатике и
ИКТ 6 класс.
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями
федерального компонента государственного образовательного стандарта общего
образования и составлена на основе авторской программы Л.Л. Босовой
«Информатика и ИКТ для 5-6 классов общеобразовательной средней школы». Рабочая программа
создана в связи с изменением количества часов по некоторым разделам. В ней
соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и
психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего
образования, учитываются межпредметные связи.
Целью изучения
информатики в 6-м классе является:
ü развитие общеучебных умений и
навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению
умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и
осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять
и оценивать ее результаты;
ü целенаправленное формирование
таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
ü воспитание ответственного и
избирательного отношения к информации;
ü развитие познавательных,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Курс информатики
основной школы является частью непрерывного курса информатики, который
включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение
информатике в старших классах. Освоение данного курса вполне доступно для
учащихся. Предусмотрено изучение следующих тем:
№
|
Название
темы
|
Количество
часов
|
авторская
|
рабочая
|
примечание
|
1
|
Объекты
и системы
|
8
|
8
|
|
2
|
Информационные
модели
|
10
|
10
|
|
3
|
Алгоритмика
|
10
|
10
|
|
4
|
Выполнение
и защита итогового проекта.
|
0
|
2
|
|
5
|
Резерв
|
2
|
0
|
Часы
резерыва отводятся на выполнение итогового проекта
|
|
Итого:
|
|
|
|
В содержании
курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении
фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры,
развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере
общеобразовательный потенциал этого курса.
Информатика – это
естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных
процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их
автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс
информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика
имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей. Многие
предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися на базе
информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при
изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях,
становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на
формирование метапредметных и личностных результатов.
На протяжении
всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт
формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято
называть современными образовательными результатами.
Личностные результаты
ü
понимание
роли информационных процессов в современном мире;
ü
развитие
чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
ü
способность
увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость
подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного
общества;
ü
способность
и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и
ü
взрослыми
в процессе образовательной, общественно-полезной, творческой деятельности;
ü
способность
и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических и технических условий безопасной эксплуатации средств
ИКТ.
Метапредметные результаты
ü
уверенная
ориентация учащихся в различных предметных областях за
ü
счет
осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных
понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
ü
владение
информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)
и делать выводы;
ü
владение
умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои
действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности,
определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
ü
владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
ü
владение
основными универсальными умениями информационного характера: постановка и
формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение
методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;
ü
владение
информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение
преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно - графическую или
знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные
структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы,
схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой
системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости
от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ü
ИКТ-компетентность
– широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и
коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи
различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства
(обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание
письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и
звуковых сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация
хранения информации; анализ информации).
Предметные
результаты
ü
формирование
информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о
компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных
навыков и умений использования компьютерных устройств;
ü
формирование
представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и
их свойствах;
ü
развитие
алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в
современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для
конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических
значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
ü
формирование
умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ
представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы,
графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств
обработки данных;
ü
опыт
принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных
для них алгоритмов (программ);
ü
формирование
навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной
этики и права.
Программа составлена
на один учебный год, рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено
проведение 6 контрольных работ (3 из которых практического характера и
выполняются на компьютере) и 16 практических работ. В 6-м классе используется
несколько различных форм контроля: тестирование; практическая работа; контрольная
работа; итоговая проектная.
№
|
Название
темы
|
Количество
часов
|
общее
|
теория
|
практика
|
1
|
Объекты
и системы
|
8
|
6
|
2
|
2
|
Информационные
модели
|
10
|
5
|
5
|
3
|
Алгоритмика
|
10
|
3
|
7
|
4
|
Выполнение
и защита итогового проекта.
|
2
|
0
|
2
|
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-9 классов. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Учебно-методический комплект для 5-9
классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика
5-9». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
- Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.php)
включают:
·
методические материалы для учителя;
·
файлы-заготовки (тексты, изображения), необходимые
для выполнения работ компьютерного практикума;
·
текстовые файлы с дидактическими материалами (для
печати);
·
дополнительные материалы для чтения;
·
мультимедийные презентации ко всем параграфам
каждого из учебников;
·
интерактивные тесты.
- Операционная система Windows, Linux
- Пакет офисных приложений для Windows, Linux
Перечень средств ИКТ, необходимых для
реализации программы
Аппаратные средства
§ Персональный компьютер – универсальное устройство
обработки информации; основная конфигурация современного компьютера
обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
§ Проектор, подсоединяемый к компьютеру
(видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально
повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся
представлять результаты своей работы всему классу, эффективность
организационных и административных выступлений.
§ Интерактивная доска – повышает уровень наглядности
в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных
уроков.
§ Принтер – позволяет фиксировать информацию на
бумаге.
§ Телекоммуникационный блок, устройства,
обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт
доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести
электронную переписку.
§ Устройства вывода звуковой информации –
аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией,
громкоговорители для озвучивания всего класса.
§ Устройства для ручного ввода текстовой информации и
манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Программные
средства
- Операционная
система.
- Файловый
менеджер.
- Антивирусная
программа.
- Программа-архиватор.
- Текстовый
редактор, растровый и векторный графические редакторы, мультимедийный
редактор.
- Программа
разработки презентаций.
- Браузер.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.