Главная / Информатика / Рабочая программа по информатике и ИКТ 6 класс ФГОС

Рабочая программа по информатике и ИКТ 6 класс ФГОС

Пояснительная записка к рабочей программе по информатике и ИКТ 6 класс.


Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и составлена на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ для 5-6 классов общеобразовательной средней школы». Рабочая программа создана в связи с изменением количества часов по некоторым разделам. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Целью изучения информатики в 6-м классе является:

  • развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • целенаправленное формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации;

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.


Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах. Освоение данного курса вполне доступно для учащихся. Предусмотрено изучение следующих тем:

Название темы

Количество часов

авторская

рабочая

примечание

1

Объекты и системы

8

8


2

Информационные модели

10

10


3

Алгоритмика

10

10


4

Выполнение и защита итогового проекта.

0

2


5

Резерв

2

0

Часы резерыва отводятся на выполнение итогового проекта


Итого:





В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.

На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Личностные результаты

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и

  • взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты

  • уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за

  • счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно - графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Программа составлена на один учебный год, рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение 6 контрольных работ (3 из которых практического характера и выполняются на компьютере) и 16 практических работ. В 6-м классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; практическая работа; контрольная работа; итоговая проектная.


Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Объекты и системы

8

6

2

2

Информационные модели

10

5

5

3

Алгоритмика

10

3

7

4

Выполнение и защита итогового проекта.

2

0

2



Тематический план, 6 класс.

Примерные темы, раскрывающие основное содержание программы, и число часов, отводимых на каждую тему

Теория

Практика

Личностные

Метопредметные

Предметные

Форма контроля

Тема 6. Объекты и системы (8 часов)

6

2

Умение анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

Умение осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

Умение разрешать конфликтные ситуации — выявлять проблемы, совершать поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать

решения и его реализовывать;

Умение выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами.

Умение приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Инициативное

сотрудничество в поиске и сборе

информации;

Умение устанавливать причинно-следственные

связи, строить логические цепи рассуждений;

выдвигать гипотезы и обосновать их перед учителем или одноклассниками.

Умение изменять: параметры свойств рабочего стола- тему, фоновый рисунок, заставку;

параметры свойств панели задач;

Умение узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;

Умение упорядочивать информацию в личной папке.

Контрольная работа-тест.

Тема 7. Информационные модели (10 часов)

5

5

Умение различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;

Умение формулировать проблемы;

самостоятельно создавать способы

решения проблем творческого и поискового характера

Умение планировать: учебное сотрудничество

с учителем и сверстниками —

определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

постановка вопросов


Умение использовать таблицы, диаграммы, схемы, графы и т.д. при ознакомлении с другими дисциплинами, изучаемыми в школе

Инициативное

сотрудничество в поиске и сборе

информации;

Умение устанавливать причинно-следственные

связи, строить логические цепи рассуждений;

выдвигать гипотезы и обосновать их перед учителем или одноклассниками



Умение создавать: словесные модели (описания);

многоуровневые списки;

табличные модели;

простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;

диаграммы и графики;

схемы, графы, деревья;

графические модели.


Практическая работа. Контрольная работа.

Тема 8. Алгоритмика

(10 часов)

3

7

Умение: приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;


Умение применять знания при решении примеров ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.

Умение структурировать

знания.

Умение составлять: линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

вспомогательные алгоритмы для управления учебным исполнителем;

циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.

Практическая работа. Контрольная работа.

Выполнение и защита итогового проекта.

(2 часа)

2




Умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Умение составлять план и последовательность действий;

Умение внести необходимые дополнения и коррективы

в план и способы действия в случае расхождения.

Умение контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.



Умение применять свои знания, полученные за год при решении проблем творческого и поискового характера

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Умение устанавливать причинно-следственные

связи, строить логические цепи рассуждений; выдвигать гипотезы и обосновать их перед учителем или одноклассниками


Умение изменять: параметры свойств рабочего стола- тему, фоновый рисунок, заставку;

параметры свойств панели задач;

Умение узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;

Умение упорядочивать информацию в личной папке.

Умение создавать: словесные модели (описания);

многоуровневые списки;

табличные модели;

простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;

диаграммы и графики;

схемы, графы, деревья;

графические модели.

Умение составлять: линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

вспомогательные алгоритмы для управления учебным исполнителем;

циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.


Итоговая практическая работа



Поурочное планирование 6 класс


1.

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира

Введение, §1

2.

Объекты операционной системы.

Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

§2(3)

3.

Файлы и папки. Размер файла.

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

§2(1,2)

4.

Разнообразие отношений объектов и их множеств.

Отношения между множествами.

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3)

§3 (1, 2)

5.

Отношение «входит в состав».

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6)

§3 (3)

6.

Разновидности объекта и их классификация.

§4 (1, 2)

7.

Классификация компьютерных объектов.

Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

§4 (1, 2, 3)

8.

Системы объектов. Состав и структура системы

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3)

§5 (1, 2)

9.

Система и окружающая среда. Система как черный ящик.

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5)

§5 (3, 4)

10.

Персональный компьютер как система.

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6)

§6

11.

Способы познания окружающего мира.

Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

§7

12.

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1)

§8 (1, 2)

13.

Определение понятия.

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3)

§8 (3)

14.

Информационное моделирование как метод познания.

Практическая работа №8 «Создаём графические модели»

§9

15.

Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания.

Практическая работа №9 «Создаём словесные модели»

§10 (1, 2, 3)

16.

Математические модели.

Многоуровневые списки.

Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки»

§10 (4)

17.

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.

Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»

§11 (1, 2)

18.

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.

Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

§11 (3, 4)

19.

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.

Практическая работа №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4)

§12

20.

Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»

§12

21.

Многообразие схем и сферы их применения.

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)

§13 (1)

22.

Информационные модели на графах.

Использование графов при решении задач.

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)

§13 (2, 3)

23.

Что такое алгоритм.

Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы»

§14

24.

Исполнители вокруг нас.

Работа в среде исполнителя Кузнечик

§15

25.

Формы записи алгоритмов.

Работа в среде исполнителя Водолей

§16

26.

Линейные алгоритмы.

Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»

§17 (1)

27.

Алгоритмы с ветвлениями.

Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»

§17 (2)

28.

Алгоритмы с повторениями.

Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию»

§17 (3)

29.

Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

§18 (1, 2)

30.

Использование вспомогательных алгоритмов.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

§18 (3)

31.

Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

§18 (4)

32.

Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика»


Итоговое повторение

33-35.

Выполнение и защита итогового проекта.





Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 6 классов

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-9 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Учебно-методический комплект для 5-9 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  5. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-9». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  6. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  7. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

  8. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.php)

включают:

  • методические материалы для учителя;

  • файлы-заготовки (тексты, изображения), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума;

  • текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати);

  • дополнительные материалы для чтения;

  • мультимедийные презентации ко всем параграфам каждого из учебников;

  • интерактивные тесты.

  1. Операционная система Windows, Linux

  2. Пакет офисных приложений для Windows, Linux

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; ос­новная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся муль­тимедиа-возможности.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и уче­ника; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.

  • Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.

  • Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для инди­видуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучи­вания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования эк­ранными объектами – клавиатура и мышь.

Программные средства

  1. Операционная система.

  2. Файловый менеджер.

  3. Антивирусная программа.

  4. Программа-архиватор.

  5. Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, мультимедийный редактор.

  6. Программа разработки презентаций.

  7. Браузер.




hello_html_m4d466bb7.png

Рабочая программа по информатике и ИКТ 6 класс ФГОС
  • Информатика
Описание:

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и составлена на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ для 5-6 классов общеобразовательной средней школы». Рабочая программа  создана в связи с  изменением количества часов по некоторым разделам. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Автор Майгатова Анастасия Леонидовна
Дата добавления 03.02.2015
Раздел Информатика
Подраздел Другое
Просмотров 720
Номер материала 55551
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓