Главная / Информатика / Рабочая программа по Информатике и ИКТ

Рабочая программа по Информатике и ИКТ

Содержание


























1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» предназначена для изучения информатики и информационно-компьютерных технологий в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) информатика и ИКТ изучается в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Примерная программа ориентирована на достижение следующих целей:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Содержание программы представлено пятью темами:

информационная деятельность человека;

информация и информационные процессы;

средства информационно-коммуникационных технологий;

технологии создания и преобразования информационных объектов;

телекоммуникационные технологии.

Содержание каждой темы включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме практикумов с использованием средств ИКТ.

При освоении программы у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.

Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста.

В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» контролю не подлежит.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов

Кол-во аудиторных

часов при очной

форме обучения

Самостоят.

работы


Лекций

Лаб. работы


1

2

3

4

Раздел 1. Информационная деятельность человека

6

6

12

Тема 1.1. Информационное общество. Профессиональная информационная деятельность человека




Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов


2



Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения

2



Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление

2



Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением


2


Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление


2



Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет


2


Раздел 2. Информация и информационные процессы

16

16

11

Тема 2.1. Информация, измерение информации. Представление информации




Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов

2



Универсальность дискретного (цифрового) представления информации

2



Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации


4


Тема 2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации




Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера

2



Алгоритмы и способы их описания

2



Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов

2



Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации

2



Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска

2



Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь

2



Среда программирования. Тестирование готовой программы. Программная реализация несложного алгоритма. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели


2


Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов


2


Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах


2


Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема


2


Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги


2


Тема 2.3. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления




АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике


2


3. Средства информационных и коммуникационных технологий

6

16

11

Тема 3.1. Техническое и программное обеспечение профессиональной деятельности специалиста




Основные характеристики компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров

2



Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности)

2



Операционная система. Графический интерфейс пользователя.

Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях


2


Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка


2


Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях




Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Понятие о системном администрировании

2



Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Понятие о системном администрировании


4


Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети


4


Тема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита




Защита информации, антивирусная защита


2


Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности


2


Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

10

16

12

Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов




Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста

2



Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных

2



Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др.


2



Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. Демонстрация систем автоматизированного проектирования


2



Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования

2



Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей)



4


Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей


4


Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования


4


Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей


4


Раздел 5. Телекоммуникационные технологии

9

16

12

Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер




Браузер. Интернет-магазин, Интернет-СМИ.

2



Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.


2


Тема 5.2. Создание сайта




Методы создания и сопровождения сайта

2



Создание и сопровождение сайта


6


Тема 5.3. Организация коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях




Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат

2



Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет.

3



Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения


4


Настройка видео веб-сессий


4


Всего по дисциплине

47

70

58


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия:

- учебный кабинет «Информатики и ИКТ».

3.1.1. Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место преподавателя;

  • посадочные места студентов;

  • наглядные пособия (учебники, терминологические словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал).

3.1.2. Технические средства обучения:

  • ПК с наличием лицензионного ПО;

  • мультимедийный проектор;

  • проекционный экран;

  • принтер, сканер;

  • колонки.

3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

  • правила техники безопасности и производственной санитарии.

      1. Программное обеспечение:

  • сертифицированная ОС Windows XP Professional;

  • офисный пакет приложений Microsoft Office Professional Plus 2007;

  • мультимедиа-проигрыватели Windows Media Player;

  • антивирусная программа Kaspersky Open Space Security Media pack.


3.2. Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам

3.2.1. Нормативный компонент:

  • ФКГСОО (по дисциплине);

  • извлечение из ФГОС СПО по специальности;

  • примерная программа учебной дисциплины;

  • рабочая программа учебной дисциплины;

  • календарно-тематический план;

3.2.2. Общеметодический компонент:

Методические рекомендации:

  • по управлению самостоятельной внеаудиторной работой студентов;

  • по написанию и защите рефератов;

3.2.3. Методический компонент по темам учебной дисциплины:

  • план учебного занятия (технологическая карта занятия);

  • конспекты лекций;

  • вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;

  • задания для самостоятельной работы студентов на занятиях;

  • домашние задания;

  • перечень тем рефератов, устных сообщений.

  • методические разработки сценариев проведения различных видов учебных занятий с применением современных технологий обучения;

3.2.4. Методический компонент контроля знаний и умений:

  • тесты по темам дисциплины;

  • перечень вопросов к экзаменационным билетам;

  • экзаменационные билеты.


3.3 Информационно-коммуникационное обеспечение обучения


3.3.1. Основная литература

1. Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. – М., 2002.

2. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 10 кл. – М., 2001.

3. Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М., 2006.

4. Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2004.

5. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.

6. Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. – М., 2006.

7. Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М., 2004.

8. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2002.

9. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.

10. Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2005.

11. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2002.

12. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2002.

13. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7–11 классы. – М., 2005.



3.3.3. Интернет-ресурсы

  1. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ, mon.gov

  2. Подготовка к ЕГЭ, http://www.fipi.ru/

  3. Российский общеобразовательный портал, school.edu

  4. Федеральный портал «Российское образование», edu.ru

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий, самостоятельных практических и контрольных работ.

Оценка качества освоения учебной программы включает стартовый, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины:

а) стартовый контроль (результаты уровня обученности);

б) текущий контроль – после изучения тем проверочные тематические тесты; формами текущего контроля являются так же участие студентов в проектной деятельности, круглых столах, тестировании, подготовка устных сообщений, рефератов, мультимедийных презентаций;

в) итоговый контроль – экзамен.

Методическое обеспечение в виде перечня вопросов для тематического контроля, примерной тематики устных выступлений и рефератов, варианты тестовых заданий, вопросы к экзаменационным билетам отражено в учебно-методическом комплексе дисциплины.

Методы оценки результатов обучения: традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых компетенций

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

1

2

3

УМЕНИЯ:

- уметь работать в текстовом редакторе, составление таблиц.

ОК 1

ок 4

ок 6

Индивидуальный контроль:

- самостоятельная работа студента по написанию рефератов,

- подготовка устных выступлений.

Групповой контроль:

- проектная работа.

- уметь составлять базу данных, редактировать и составлять запросы

ОК 4

ок 6

- анализировать поиск в интернете с помощью языков запроса.

ОК 1

ок 4

ок 8

- составление таблиц и графиков с помощью MS Excel

ОК 4

- знания формул MS Excel

ОК 1

ок 4

1

2

3

- разработка собственного сайта на базе языка HTML

ОК 4

ок 8


- создание презентаций

ОК 8

ЗНАНИЯ:



- основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов


ОК 8

Текущий контроль: устный опрос (индивидуальный, групповой, фронтальный), письменный опрос (проверочные работы, самостоятельные работы по составлению опорно-логических конспектов и опорно-логических схем, тестирование).

Тематический контроль: семинары, письменные проверочные работы, защита рефератов, выступление на конференции, участие в олимпиаде.

Итоговый контроль: 2 семестр – дифференцированный зачет.






Рабочая программа по Информатике и ИКТ
  • Информатика
Описание:

Какое место она занимает в ряду документов, определяющих содержание образования?

В пункте 7 статьи 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ « Об образовании» (1996) сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин». Что такое рабочая программа и какое место она занимает в ряду документов, определяющих содержание образования?

Основными документами, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является:

  • государственный образовательный стандарт (федеральный и национально-региональный компонент).
  • базисный учебный план школ РФ, который содержит:

- распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам, годам и неделям;

- по каждой учебной дисциплине базисного учебного плана разрабатываются типовые (примерные) учебные программы;

- на основе этих документов образовательное учреждение составляет свою образовательную программу, учебный план;

- каждый же учитель, опираясь на все вышеперечисленные источники, на основе типовой учебной программы составляет свою рабочую программу, т.е. рабочая программа является локальным (созданным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом.

Автор Лепихов Дмитрий Игоревич
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 344
Номер материала 52302
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓