Муниципальное
общеобразовательное учреждение
Павинская средняя
общеобразовательная школа
«Согласовано»
Руководитель ШМО
____________
Одегова Л.Н.
Протокол № ___ от
«____»____________2010
г.
|
«Согласовано»
Заместитель
директора школы по УР МОУ СОШ
_____________ Ивкова
О.В.
«____»____________2010
г.
|
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ
___________ Кулакова Е.И.
Приказ № ___ от
«___»____2010 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
информатика в 7
классе
третий год обучения
учитель математики и информатики
Беляева Е.И.
______________________________
(Ф.И.О. учителя-разработчика)
2010-2011 уч. год
1.
Пояснительная записка
В
Федеральном компоненте нового образовательного стандарта предусмотрено изучение
основ информатики и информационных технологий в рамках предмета «Информатика и
ИКТ». Сегодня за счет регионального и школьного компонента выстраивается
многоступенчатая структура предмета. Пропедевтический курс изучается в средней
ступени школы за счет школьного компонента в 5-7 классах.
Рабочая программа
по информатике для 7 класса разработана по авторской программе Л.Л. Босовой на
основе учебно-методического комплекта Босова Л.Л. «Информатика. 7 класс».- М.:
Бином. Программа рассчитана на 34 учебных часов из расчета 1 учебный час в
неделю, сокращение часов происходит за счёт резерва времени, так как в Учебном
плане школы предусмотрено 34 учебные недели.
Рабочей программой
предусмотрено:
§
контрольных работ – 4;
§
практических работ – 11;
Изучение информатики в 7
классе пропедевтического курса направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и способов
интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование у учащихся готовности к
информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять
средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете
для реализации учебных целей и саморазвития;
- пропедевтика понятий базового курса школьной
информатики;
- развитие алгоритмического мышления, творческих
и познавательных способностей учащихся;
- воспитание культуры проектной деятельности, в том
числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности
за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на
позитивную социальную деятельность в информационном обществе,
недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с
информацией;
- приобретение опыта планирования деятельности,
поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления,
сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью
современных программных средств; построения компьютерных моделей,
коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в
процессе интеллектуального проектирования.
2.
Требования к уровню достижений
обучающихся
Рабочая
программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В
этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и
информационные технологии» на этапе пропедевтического курса являются:
·
критический анализ
информации, поиск информации в различных источниках;
·
решение учебных задач
на основе заданных алгоритмов;
·
комбинирование
известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное
применение одного из них;
·
определение
адекватных способов решения логических задач.
Учащиеся должны:
• для объектов окружающей действительности
указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
• называть отношения,
связывающие данный объект с другими объектами;
• осуществлять деление
заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно
выбранному признаку — основанию классификации;
• понимать смысл терминов
«система», «системный подход», «системный эффект»;
• приводить примеры
материальных, нематериальных и смешанных систем;
• понимать смысл терминов
«модель», «моделирование»;
• иметь представление о
назначении и области применения моделей;
• различать натурные и
информационные модели, приводить их примеры;
• приводить примеры образных,
знаковых и смешанных информационных моделей;
• уметь «читать» (получать
информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики,
диаграммы и т. д.;
• знать правила построения
табличных моделей, схем, графов, деревьев;
• знать правила построения
диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
• осуществлять выбор того или
иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
• приводить примеры формальных
и неформальных исполнителей;
• давать характеристику
формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд,
систему отказов, режимы работы;
• осуществлять управление
имеющимся формальным исполнителем;
• выполнять операции с
основными объектами операционной системы;
• выполнять основные операции с
объектами файловой системы;
• уметь применять текстовый процессор
для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
• уметь применять инструменты
простейших графических редакторов для создания и редактирования образных
информационных моделей;
• выполнять вычисления по
стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
• создавать с помощью мастера
диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить
графики функций;
• для поддержки своих
выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные,
знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
3.
Содержание тем учебного курса
Тема
1. Объекты и их имена (7 часов).
Содержание
учебного материала: техника безопасности и организация
рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов.
Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Система объектов.
Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Практические работы:
• Основные объекты операционной системы;
• Работа с объектами файловой системы;
• Создание текстовых объектов.
Требования к
уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
Знать/понимать:
требования безопасности и гигиены в
работе со
средствами ИКТ;
разновидности
отношений объектов, как осуществить деление заданного множества объектов на
классы по заданному признак;
основные
приёмы создания текстовых документов;
название
распространенных систем окружающего мира, новые приёмы создания текстовых
документов;
Уметь:
формулировать
определения понятия объект, указывать их признаки, работать с объектами
операционной системы;
классифицировать
объекты по заданному признаку;
приводить
примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
Использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия
«система», «системный подход», выполнять правила поведения и ТБ в
компьютерном классе.
Контроль ЗУН:
тест
Тема
2. Информационное моделирование (19 часов).
Содержание учебного материала: модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные
информационные модели. Математические модели. Табличные информационные модели.
Простые таблицы. Сложные таблицы. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное изменение
процессов изменения величин.
Компьютерный
практикум:
•
Создание словесных моделей;
•
Графические модели;
•
Создание табличных моделей;
•
Создание вычислительных таблиц;
•
Знакомство с электронными
таблицами;
•
Создание диаграммы и графиков;
•
Схемы, графы и деревья
Требования к
уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
Знать/понимать:
• смысл терминов «модель», «моделирование»;
• различные стили выполнения словесных информационных моделей;
• понимать в каких случаях полезны аннотация или конспект;
• новые приёмы работы с текстовыми документами (сортировка, колонки,
колонтитулы);
• знать разные виды списков;
• компоненты таблицы, правила оформления таблиц, преимущество табличных
моделей над словесными;
• определение знаковой информационной модели;
• правила оформления простых таблиц;
• правила оформления сложных таблиц;
• условия взаимно однозначного соответствия, примеры взаимно однозначного
соответствия;
•
назначение электронных таблиц
(ЭТ), преимущество ЭТ, области использования, структуру ЭТ;
• определения графика, диаграммы, виды диаграмм.
Уметь:
работать со словесными информационными моделями, различать стили
выполнения словесная информационная модель;
создавать аннотацию и конспект известного материала;
систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую
информацию;
систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую
информацию;
преобразовывать словесную модель в математическую, составлять
математические модели;
применять табличный способ при решении логических задач;
строить блок-схему к любому алгоритму;
строить графы к различным задачам;
создавать графы и деревья в графическом редакторе, правильно
использовать при решении логических задач.
Использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
• создавать, форматировать таблицы, подбирать материал для заполнения
таблицы;
• применять табличный способ при решении логических задач;
• вводить текст, формулы в ЭТ, производить простейшие вычисления,
редактировать и форматировать.
• строить графики и диаграммы в табличном процессоре Excel.
Контроль ЗУН: тест
Тема
3. Алгоритмика (8 часов).
Содержание учебного
материала: Алгоритм — модель деятельности исполнителя
алгоритмов.
Исполнитель Чертежник.
Управление Чертежником. Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных
алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз».
Исполнитель Робот.
Цикл «пока». Исполнитель
Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика».
Компьютерный практикум:
Работа в среде «Алгоритмика».
Контроль ЗУН:
проект.
Требования к
уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
Знать/понимать:
• определение исполнитель, примеры исполнителей, виды исполнителей, круг
исполняемых задач, среда исполнителя, СКИ, режим работы, управление, алгоритм,
программа;
• знать определение вспомогательного алгоритма, процедура, СКИ;
• СКИ «Чертёжник», среду действия «Чертёжник».
Уметь:
• определять типы исполнителей, приводить примеры исполнителей, задавать
СКИ;
• создавать программу для линейного алгоритма;
• создавать программу для циклического алгоритма.
Использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
- иметь представления об алгоритмах, приводить их
примеры;
- иметь представление об исполнителях алгоритмов и
системах команд исполнителей.
Резерв (1 час)
4.
Контроль
уровня обученности.
Контроль
за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов:
входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные
формы контроля: контрольная работа, практическая контрольная работа,
самостоятельная работа, домашняя практическая работа, тест, контрольный
интерактивный тест, устный опрос, визуальная проверка, защита проекта.
Промежуточная
аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в
форме тестов.
Перечень
контрольных работ (время проведения 20 минут).
Количество работ
за
учебный год
|
Контрольная
работа по теме
|
4
|
Контрольная работа №1 по теме «Объекты и их
имена»
|
Контрольная работа №2 по теме «Модели
объектов»
|
Проверочная работа по теме «Алгоритмизация»
|
Итоговый проект.
|
5. НОРМЫ ОЦЕНКИ
ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ.
Оценка
практических работ
Оценка «5»
·
выполнил
работу в полном
объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
·
проводит
работу в условиях, обеспечивающих
получение правильных результатов
и выводов;
·
соблюдает правила техники
безопасности;
·
в ответе правильно и аккуратно
выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики,
вычисления;
·
правильно
выполняет анализ ошибок.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но
допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного
недочета.
Оценка «3» ставится, если
• работа выполнена не полностью, но объем выполненной
части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;
• в ходе проведения работы были
допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если
• работа выполнена не полностью и объем выполненной
работы не позволяет сделать правильных выводов;
• работа проводилась неправильно.
Оценка «1» ставится в том случае, если
·
ученик
совсем не выполнил работу.
Оценка
устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся
• правильно понимает сущность вопроса, дает точное
определение и истолкование основных понятий;
• правильно анализирует условие задачи, строит
алгоритм и записывает программу;
• строит ответ по собственному плану, сопровождает
ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
• может установить связь между
изучаемым и ранее изученным материалом из
курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других
предметов.
Оценка «4» ставится, если
• ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к
ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых
примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с
ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других
предметов;
• учащийся допустил одну ошибку или не более двух
недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся
• правильно понимает сущность вопроса, но в ответе
имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие
дальнейшему усвоению программного материала;
• умеет применять полученные знания при решении
простых задач по готовому алгоритму;
• допустил не более одной грубой ошибки и двух
недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех
негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
• допустил четыре-пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и
умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов,
чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на
один из поставленных вопросов.
Оценка
тестовых работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся
• выполнил работу
в полном объеме с
соблюдением необходимой последовательности действий;
• допустил не более 2% неверных ответов.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но
допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).
Оценка 3 ставится, если учащийся
• выполнил работу в полном объеме, неверные ответы
составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;
• если работа выполнена не
полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.
Оценка 2 ставится, если
• работа, выполнена полностью,
но количество правильных ответов не превышает
50% от общего числа заданий;
• работа выполнена не полностью и объем выполненной
работы не превышает 50% от общего числа заданий.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик совсем не выполнил
работу.
6. Перечень литературы и средств обучения
Календарно-тематическое
планирование ориентировано на использование учебного и программно-методического
комплекса, в который входят:
для учителя:
1.Информатика: Учебник для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2007
2.Информатика:
Рабочая тетрадь для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
3.Уроки информатики
в 5-7 классах: Методическое пособие./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2008
для ученика:
1.Информатика:
Учебник для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
2.Информатика:
Рабочая тетрадь для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
Перечень
средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:
Аппаратные средства:
- мультимедийные ПК;
- глобальная сеть;
- принтер;
- сканер;
Программные средства;
- операционная система Windows;
- полный пакт офисных приложений Microsoft
Office;
- растровые и векторные графические редакторы;
- архиватор Winrar.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.