Комитет по образованию и делам молодежи администрации г.Камень-на-Оби
Алтайского края
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5 имени Е.Е.Парфёнова»
г.Камень-на-Оби Алтайского края
Принято
Методическим
объединением учителей
Протокол от
__________№_______
|
Согласовано
зам. директора УВР
__________
/____________/
|
Утверждаю
директор МОУ «Гимназия
№ 5» _____________
А.Б.Евтушенко
Приказ
№____от_________
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рабочая программа
по информатике и ИКТ, для _6__ класса,
вторая ступень, уровень основного общего образования
На 2014-2015 учебный год
Рабочая программа составлена
на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ
для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике
«Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /
Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012» .
Составитель: Зайцева Елена Юрьевна, учитель
информатике и ИКТ, I квалификационная категория
г.Камень-на-Оби
2014
Пояснительная записка
Данная учебная программа ориентирована на
учащихся 6 класса.
С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика
и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится
изучение в 6 классе предмета «Информатика и ИКТ».
Нормативные документы и методические материалы, в соответствии
с которыми составлена рабочая программа по информатике и
ИКТ :
- Федеральный компонент государственного
образовательного стандарта, утвержденного приказом № 1089 Минобразования РФ от
05.03.2004 года;
- авторской учебной программы;
- базисного учебного плана для
общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Минобразования РФ №
1312 от 09.03.2004 года;
- образовательной программы школы,
- учебного плана школы на текущий учебный
год;
-
положения о рабочей программе ОУ.
Количество часов, отводимых на изучение данного курса
Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в
неделю) программой предусмотрено проведение:
·
теория -16 часов;
·
практика – 19 часов
·
тематические и итоговые
контрольные работы -7
Цели изучения предмета информатика
·
формирование общеучебных
умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе
овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно
планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную
деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
·
пропедевтическое изучение
понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное
формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель»,
«алгоритм» и др.;
·
воспитание ответственного
и избирательного отношения к информации; развитие познавательных,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи изучения предмета информатика
включить в учебный процесс
содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений
информационно-логического характера, таких как анализ объектов и ситуаций;
синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание
недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,
классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие,
выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение
логических цепочек рассуждений и т. д.;
· создать условия для овладения
основными универсальными умениями информационного характера, такими как
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
· показать роль средств
информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности
человека;
· расширить спектр умений
использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора,
хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с
текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для
овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств,
формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление
использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
· организовать деятельность,
направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности,
получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных
для них алгоритмов;
·
создать условия для
развития умений продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками
и взрослыми: умением правильно, четко и однозначно формулировать мысль
в понятной собеседнику форме; умением выступать перед аудиторией,
представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Сроки
реализации: рабочая учебная программа рассчитана на один учебный 2014-2015
год.
Используемые технологии, методы
и формы работы
При организации
занятий школьников 6 классов по информатике и информационным технологиям
необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с
одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой
стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.
На уроках параллельно применяются
общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
·
словесные методы обучения
(рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
·
наглядные методы
(наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
·
практические методы
(устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
·
проблемное обучение;
·
метод проектов;
·
ролевой метод.
Основные типы уроков:
·
урок изучения нового
материала;
·
урок контроля знаний;
·
обобщающий урок;
·
комбинированный урок.
В 6 классах
наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена
методов обучения и деятельности обучаемых. При этом, с учетом данных о
распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке,
рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а конец урока
планировать практическую деятельность учащихся (оптимальная длительность работы
за компьютером для учащихся 6 классов не должна превышать 10-20 минут).
Очень важно, чтобы каждый ученик
имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию
самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
Формирование навыков самостоятельной работы, начатое в
5 классе, должно быть продолжено в 6 классе. Направленность на формирование
навыков самостоятельной работы особенно отчетливо проявляется при организации
компьютерного практикума, который в 6 классе все более характеризуется как
индивидуально Направленный. Большинство работ компьютерного практикума состоит
из заданий нескольких уровней сложности: школьник, в зависимости от предшествующего
уровня подготовки и способностей, выполняет задания репродуктивного,
продуктивного или творческого уровня. Первый уровень сложности, обеспечивающий
репродуктивный уровень подготовки, содержит Небольшие подготовительные задания,
знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приемов
по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается
подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец
того, что должно получиться в итоге. Учитывая, что многие школьники успели
познакомиться с информационными технологиями уже в начальной школе, учитель
может не предлагать эти задания наиболее подготовленным в области ИКТ ученикам
и, наоборот, порекомендовать их дополнительную проработку во внеурочное время
менее подготовленным ребятам. В заданиях второго уровня сложности,
обеспечивающего продуктивный уровень подготовки, учащиеся решают задачи,
аналогичные тем, что рассматривались на предыдущем уровне, но для получения
требуемого результата они самостоятельно выстраивают полную технологическую
цепочку. Заданий продуктивного уровня, как правило, несколько. Предполагается,
что на данном этапе учащиеся будут самостоятельно искать необходимую для
работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочниках, имеющихся
в конце учебников. По возможности, цепочки этих заданий строятся так, чтобы
каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал
ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к
условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя, тем самым,
привычку извлекать уроки из собственного опыта, что и составляет основу
актуального во все времена умения учиться. Задания третьего уровня сложности
носят творческий характер и ориентированы на наиболее подготовленных учащихся.
Такие задания всегда формулируются в более обобщенном виде, многие из них
представляют собой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания
требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий,
поиске необходимой информации, выборе технологических средств и приемов
выполнения задания.
Виды деятельности
учащихся;
Ряд проведенных в последние годы международных
исследований выявил значительные недостатки в умениях российских школьников
применять полученные в школе знания и умения в контексте жизненных ситуаций
[6]. Действительно, жизнь совсем не похожа на те задачи, которые ученики
решают в школе; каждая возникающая жизненная проблема, по меньшей мере,
обладает новизной. Один из возможных способов подготовки школьников к решению
новых задач — формирование навыков исследовательской деятельности, включая
проведение реальных и виртуальных экспериментов.
Исследование — один из видов познавательной
деятельности человека, установление, обнаружение, понимание
действительности, получение нового знания. С исследованием сопряжены развитие
наблюдательности, внимательности, аналитических навыков. В отличие от
научного исследования, главной целью которого является получение объективно
новых знаний, учащиеся в ходе исследовательской деятельности получают субъективно
новые знания (новые и личностно значимые для конкретного учащегося).
При этом обеспечивается повышение мотивации к
учебной деятельности и активизация личностной позиции учащегося в
образовательном процессе. Цель исследовательской деятельности в образовании
состоит в приобретении учащимся функционального навыка исследования как
универсального способа освоения действительности. Принято выделять следующие способы
и приемы исследовательской деятельности:
-умение видеть проблемы;
-умение вырабатывать гипотезы;
-умение наблюдать;
-умение проводить эксперименты;
-умение давать
определения понятиям и т.д.
Формы текущего контроля знаний, умений,
навыков.
Информацию
о ходе усвоения учебного материала получают в процессе контроля – входного,
промежуточного, проверочного, итогового.
В 6 классе используется несколько различных форм контроля:
тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная
работа.
Контрольная работа на опросном листе содержит условия заданий и
предусматривает места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и
подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий,
переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется
еще одной оценкой.
Практические контрольные работы для учащихся 6 класса распределены по
трем уровням сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они
выбирали вариант, адекватный их возможностям.
Тематические и
итоговые контрольные работы
1
|
Создание текстовых документов
|
Тематический контроль
|
Разноуровневая практическая
контрольная работа
|
2
|
Компьютер и информация
|
Тематический контроль
|
Контрольная работа на опросном листе
|
3
|
Структурирование и визуализация
информации
|
Тематический контроль
|
Разноуровневая практическая
контрольная работа
|
4
|
Человек и информация
|
Тематический контроль
|
Интерактивное тестирование/
тестирование по опросному листу
|
|
5
|
Создание графических изображений
|
Тематический контроль
|
Разноуровневая практическая
контрольная работа
|
|
6
|
Алгоритмы и исполнители
|
Тематический контроль
|
Интерактивное тестирование/
тестирование по опросному листу
|
|
7
|
Рисунок, текстовый документ,
слайд-шоу, презентация
|
Итоговый мини-проект
|
Творческая работа
|
|
|
|
|
|
|
|
Требования к подготовке учащихся в области
информатики и ИКТ
Учащиеся должны:
• определять, информативно или нет некоторое
сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
• понимать смысл терминов «понятие», «суждение»,
«умозаключение»;
• приводить примеры единичных и общих понятий,
отношений между понятиями;
• различать необходимые и достаточные условия;
• иметь представление о позиционных и непозиционных
системах счисления;
• уметь переводить целые десятичные числа в двоичную
систему счисления и обратно;
• иметь представление об алгоритмах, приводить их
примеры;
• иметь представления об исполнителях и системах
команд исполнителей;
• уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом
компьютера;
• определять назначение файла по его расширению;
• выполнять основные операции с файлами;
• уметь применять текстовый процессор для набора,
редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
• уметь применять инструменты простейших графических
редакторов для создания и редактирования рисунков;
• создавать простейшие мультимедийные презентации
для поддержки своих выступлений;
• иметь представление об этических нормах работы с
информационными объектами.
Обоснование выбора
УМК;
Содержание авторской программы Босовой Л.Л. в рабочей программе
адаптировано к условиям используемого программного обеспечения Linux и Windows
в образовательном процессе.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного
и программно-методического комплекса, в который входят:
ü
учебник и рабочая тетрадь
для учащихся;
ü
методическое пособие для
учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются
способы и приемы работы с УМК;
ü
комплект цифровых образовательных
ресурсов;
ü
сборник занимательных
задач, в котором собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню
сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой
теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 6
классе, даны ответы, указания и решения.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
(основная и дополнительная)
1.
Босова Л.Л. Информатика:
Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
2.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая
тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
3.
Босова Л.Л., Босова А.Ю.
Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2007.
4.
Босова Л.Л., Босова А.Ю.,
Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2006.
5.
Босова Л.Л., Босова А.Ю.
Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII
классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и
образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
6.
Босова Л.Л., Босова А.Ю.
Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
7.
Босова Л.Л. Набор цифровых
образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2009.
8.
Босова Л.Л. Информатика и
ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов. М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2012.
Оборудование
и приборы
1.
Операционная система Windows
или Alt Linux.
2.
Пакет офисных приложений MS Office
или OpenOffice.
3.
Плакаты Босовой Л.Л.
4.
Ресурсы Единой коллекции
цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
5.
Материалы авторской
мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
Перечень
цифровых образовательных ресурсов
1. Файлы и папки.
2. Цифровые данные.
3. Единицы измерения
информации.
4. Информация и
знания.
5. Чувственное
познание.
6. Мышление.
7. Понятие.
8. Содержание и объем
понятия.
9. Отношения между
понятиями.
10. Суждение.
11. Умозаключение.
12. Алгоритмы и
исполнители.
13. Типы алгоритмов.
14. История счета и
систем счисления.
15. История вычислительной техники.
Критерии оценки, в 6 классе занятия ведутся по безоценочной
системе.
Содержание учебного курса (35 часов)
1. Компьютер и информация (11 ч)
Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. История
вычислительной техники. Файлы и папки. Как информация представляется в
компьютере, или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации.
Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной
системы счисления в десятичную.
Тексты в памяти компьютера. Изображения в
памяти компьютера. История счета и систем счисления. Единицы измерения
информации.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа № 1 «Работаем с
файлами и папками. Часть 1».
Практическая работа № 2 «Знакомимся с
текстовым процессором Word или OpenOffce.org Writer».
Практическая работа № 3 «Редактируем и
форматируем текст. Создаем надписи».
Практическая работа № 4 «Нумерованные
списки».
Практическая работа № 5 «Маркированные
списки».
2. Человек и информация (13 ч)
Информация и знания. Чувственное познание
окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как
образуются понятия. Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями
(тождество, пересечение, подчинение, соподчинение, противоположность,
противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления.
Умозаключение как форма мышления.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 6 «Создаем таблицы
в Word или OpenOffce.org.Writer».
Практическая работа № 7 «Размещаем текст и
графику в таблице».
Практическая работа № 8 «Строим диаграммы
в Word или OpenOffce.org.Writer».
Практическая работа № 9 «Изучаем графический
редактор MS Paint
или ColuerPaint».
Практическая работа № 10 «Планируем работу
в графическом редакторе редактор MS Paint или ColuerPaint ».
Практическая работа № 11 «Рисуем в
редакторе редактор MS Paint
или ColuerPaint».
3. Элементы алгоритмизации (9 ч)
Что такое алгоритм. О происхождении
слова «алгоритм».
Исполнители вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Графические исполнители в среде
программирования QBasic.
Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы.
Алгоритмы с ветвлениями. Циклические алгоритмы. Ханойская башня.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 12 «Рисунок на
свободную тему».
Практическая работа № 13 «OpenOffice.org.Impress или PowerPoint.
Часы».
Практическая работа № 14 «OpenOffice.org.Impress или PowerPoint.
Времена года».
Практическая работа № 15 «OpenOffice.org.Impress или PowerPoint.
Скакалочка».
Практическая работа № 16 «Работаем с
файлами и папками. Часть 2».
Практическая работа № 17 «Создаем
слайд-шоу».
Практическая работа № 18
«Знакомимся со средой программирования QBasic».
Практическая работа № 19 «Исполнитель DRAW».
Практическая работа № 20 «Исполнитель LINE».
Практическая работа № 21 «Исполнитель CIRCLE».
(Курсивом отмечен дополнительный материал.)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.