Главная / Информатика / Рабочая программа по информатике (9 класс)

Рабочая программа по информатике (9 класс)

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

НА ЗАСЕДАНИИ МС ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УВР ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

ПРОТОКОЛ № 6 ___________ ______________

ОТ 26.08.2014 Л.А.ВАСЮТИНА О.М.САПОЖКОВА

Приказ № 198 от 26.08.2014






Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 76»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ИНФОРМАТИКЕ

НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

КЛАССЫ : 9 а,б

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 70

В НЕДЕЛЮ: 2

ПЛАНИРОВАНИЕ составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы: методическое пособие/ сост М,Н, Бородин, М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012.

УЧЕБНИК (АВТОР): Учебник по информатике и ИКТ 9 класс / Угринович Н.Д. - М.: БИНОМ, 2010

ФИО УЧИТЕЛЯ: Музалева Елена Олеговна












Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ. 9 класс» составлена на основе следующих нормативных документов и материалов:

- Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства науки и образования РФ от 31.03.2014 №253;

- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №76» (приказ директора МБОУ «СОШ №76» от 29.08.2008 года №157а «Об утверждении основной образовательной программы»);

- Положение о рабочей программе МБОУ «СОШ №76» (приказ директора МБОУ «СОШ №76» №191а от 26.08.2013 года «Об утверждении Положения о рабочей программе»);

- Примерные программы по учебным предметам. Информатика и ИКТ. 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2010

Авторская программа по предмету: Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель М.Н.Бородин. – М.: БИНОМ, 2012

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы

УМК автора Н.Д. Угриновича выбран потому, что данный учебник призван обеспечить базовые знания учащихся, то есть сформировать представления о сущности информации и информационных процессах, развивать логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Цели и задачи изучения предмета

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования в 7-9 классах направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • уметь пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в кус среднего образования.

Общая характеристика предмета:

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предпочитающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций




Место предмета в учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение информатики и ИКТ в 9 классе отводится 70 ч из расчета 2 часа в неделю.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой

Рабочая программа полностью совпадает с авторской программой.

Формы обучения:

  • учебно-плановые (урок, лекция, семинар, домашняя работа), фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также сосменным составом учеников;

  • внеплановые (консультации, конференции);

  • вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия,дополнительные).


Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного, письменного опроса и компьютерного тестирования. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением зачетной практической работы или контролем в форме тестирования.


Критерии и нормы оценки, способы и средства проверки и оценки результатов обучения


Для достижения выше перечисленных результатов используются следующие средства проверки и оценки: устный ответ, практическая работа, проверочная работа, тест.

Критерии и нормы оценки устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»: отсутствие ответа.


Критерии и нормы оценки практического задания

Отметка «5»: а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения; б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; в) в предствленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.

Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить доже по требованию учителя.

Отметка «1»: работа не выполнена.


Критерии и нормы оценки письменных контрольных работ

Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Отметка «4» ставиться за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной не грубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Отметка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.


График зачетных практических работ

Зачетная практическая работа №1 «Кодирование и обработка текстовой информации»

Зачетная практическая работа №2 «Кодирование и обработка числовой информации»

Зачетная практическая работа №3 «Основы алгоритмизации»

Зачетная практическая работа №4 «Моделирование и формализация»


Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы:

  1. Учебник по информатике и ИКТ 9 класс / Угринович Н.Д. - М.: БИНОМ, 2010

  2. Н.Д. Угринович «Преподавание курса «Информатика и ИКТ в основной и старшей школе» 8-11 классы: методическое пособие» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2008

  3. Учебное пособие для ОУ Практикум по информатике и информационным технологиям./ под ред. Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. - М.: БИНОМ,2006

  4. Информатика. Задачник практикум в 2 т. Под ред. Г.Семакина, Е.К. Хенера — М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007

Технические средства обучения

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Локальная вычислительная сеть

Программные средства

  1. Операционная система Linux, версия Ubuntu12.04

  2. Антивирусная программа ClamTK

  3. Программа архиватор Ark

  4. Файловый менеджер Krusader

  5. Системы программирования Basic256, Gambas2

  6. Интегрированное офисное приложение LibreOffice

  7. Система тестирования Itest



Планируемые результаты освоения информатики в 9 классе


Личностные результаты — это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью;

  • формирование развитие компетентности в области использования ИКТ.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической.

  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Учащиеся должны

знать

  • формы представления графической информации и принципы работы с разными видами графических изображений;

  • технологию создания изображения в Writer; технологию изменения атрибутов рисунка и работы с фрагментами изображения;

  • назначение, среду, режимы работы редактора KolorPaint; технологию изменения атрибутов рисунка и работы с фрагментами изображения;

  • понятие анимации, технологию создания анимационных изображений;

  • понятие частоты дискретизации и глубины кодирования звука;

  • способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы);

  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров) и основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);

  • понятия системы счисления; виды систем счисления; арифметические операции в позиционных системах счисления;

  • структуру электронных таблиц; технологию работы с электронными таблицами;

  • понятие и совйства алгоритма; виды и назначение блок-схем алгоритмов; основные алгоритмические структуры;

  • основы объектно-ориентированного программирования; технологию программирования в среде Gambas;

  • назначение информационных моделей; понятие «формализация»;

  • основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Уметь

  • решать задачи на определение объема графической и звуковой информации;

  • изменять графический режим монитора;

  • использовать возможности векторных редакторов: рисовать графические примитивы, линии и стрелки, вставлять растровые изображения и текст, использовать градиентную заливку, осуществлять группировку объектов, сохранять файлы в различных графических форматах;

  • создавать анимацию в презентациях и Gif-анимацию;

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов, сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;

  • приводить примеры записи чисел в позиционных и непозиционных системах счисления;

  • осуществлять переводы чисел из одной системы счисления в другую;

  • выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления;

  • проводить простые математические вычисления в электронной таблице;

  • использовать встроенные математические и статистические функции; использовать режим отображения данных в таблице;

  • строить столбчатые и круговые диаграммы в Calc, строить графики в Calc;

  • применять алгоритмические структуры для решения задач;

  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования Basic;

  • составлять программы в среде ООП Gambas по готовым алгоритмам;

  • приводить примеры материальных и информационных моделей; строить иерархичекие модели;

  • приводить примеры информационных моделей;

  • создавать компьютерные модели на языке ООП Gambas и в электронных таблицах.








Календарно-тематическое планирование. 9 класс

Дата

№ урока

Тема урока

Всего

Лаборат. и практ. работы.

Контр. работы

(тесты)

Экскурсии

Примечание

Глава1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

15






1.

Пространственная дискретизация

1






2.

Растровые изображения на экране монитора

1






3.

Палитры цветов

1






4.

Растровая графика

1






5.

Векторная графика

1






6.

Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах

1






7.

Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах

1

0,5





8.

Инструменты рисования растровых графических редакторов

1

05,





9.

Работа с объектами в векторных графических редакторах

1

0,5





10.

Редактирование изображений и рисунков

1






11.

Редактирование изображений и рисунков

1

05,





12.

Растровая и векторная анимация

1

0,5





13.

Кодирование и обработка звуковой информации

1

0,5





14.

Цифровое фото и видео

1






15.

Цифровое фото и видео

1

0,5

0,5



Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации

9






16.

Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах

1






17.

Ввод и редактирование документа

1

05,





18.

Сохранение и печать документов

1

0,5





19.

Форматирование символов

1

0,5





20.

Форматирование абзацев

1

0,5





21.

Нумерованные и маркированные списки

1

0,5





22.

Таблицы

1

0,5

0,5




23.

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов

1

0,5





24.

Зачетная практическая работа №1 «Кодирование и обработка текстовой информации»

1

1




Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации

10






25.

Представление числовой информации с помощью систем счисления

1






26.

Арифметические операции в позиционных системах счисления

1






27.

Двоичное кодирование чисел в компьютере

1






28.

Основные параметры электронных таблиц. Основные типу и форматы данных

1






29.

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

1

0,5





30.

Встроенные функции

1

0,5





31.

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах

1

0,5





32.

Представление базы данных в виде таблицы и формы

1

0,5





33.

Сортировка и поиск данных

1

0,5

0,5




34.

Зачетная практическая работа №2 «Кодирование и обработка числовой информации»

1

1




Глава 4. Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования

20






35.

Свойства алгоритма и его исполнители

1






36.

Блок-схемы алгоритмов

1






37.

Выполнение алгоритмов компьютером

1






38.

Линейный алгоритм

1

0,5





39.

Алгоритмическая структура «ветвление»

1






40.

Алгоритмическая структура «ветвление»

1

0,5





41.

Алгоритмическая структура «выбор»

1

0,5





42.

Алгоритмическая структура «цикл»

1






43.

Алгоритмическая структура «цикл»

1

0,5





44.

Переменные: тип, имя, значение

1

0,5





45.

Арифметические, строковые и логические выражения

1

0,5

0,5




46.

Функции в языках ООП

1






47.

Функции в языках ООП

1

0,5





48.

Основы ООП

1

0,5





49.

Основы ООП

1

0,5





50.

Основы ООП

1

0,5





51.

Графические возможности ООП

1






52.

Графические возможности ООП

1

0,5





53.

Графические возможности ООП

1

0,5

0,5




54.

Зачетная практическая работа №3 «Основы алгоритмизации»

1

1




Глава 5. Моделирование и формализация

10






55.

Окружающий мир как иерархическая система

1






56.

Моделирование как метод познания

1






57.

Материальные и информационные модели

1






58.

Формализация и видуализация модели

1






59.

Основные этапы разработки и исследования моделей.

1


1




60.

Построение и исследование физических моделей

1

0,5





61.

Приближенное решение уравнений

1

0,5





62.

Экспертные системы распознавания химических веществ

1

0,5





63.

Информационные модели управления объектами

1

0,5





64.

Зачетная практическая работа№4 «Моделирование и формализация»

1

1




Глава 6. Информатизация общества

3






65.

Информационное общество

1






66.

Информационная культура

1






67.

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)

1


1




68-70

Повторение изученного материала по курсу 9-го класса

3







Итого:

70

21,5

4,5





Рабочая программа по информатике (9 класс)
  • Информатика
Описание:

ПЛАНИРОВАНИЕ составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы: методическое пособие/ сост М,Н, Бородин, М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012.

УЧЕБНИК (АВТОР): Учебник по информатике и ИКТ 9 класс / Угринович Н.Д. - М.: БИНОМ, 2010

УМК автора Н.Д. Угриновича выбран потому, что данный  учебник призван обеспечить базовые знания учащихся, то есть сформировать представления о сущности информации и информационных процессах, развивать логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Автор Музалева Елена Олеговна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1178
Номер материала 45803
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓