Главная / Информатика / Рабочая программа по информатике 9 класс

Рабочая программа по информатике 9 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

г. Новый Уренгой


«Согласовано»

Руководитель методического объединения


___________________/О.А. Вельчинская/



Протокол № _____ от «____» ______ 2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №9


__________________________/В.Г. Житникова/



«____»__________ 2014г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №9


_________________/С.Н. Демидова/



Приказ № ____ от «____»________ 2014г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Вельчинской Ольги Александровны, 1 квалификационная категория

Ф.И.О., квалификационная категория


по информатике и ИКТ

предмет

класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №__________

от «_____»______2014г.

2014/2015 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа основного общего образования по информатике составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, утверждённого Министерством образования РФ, программы курса «Информатика и ИКТ» для 7 – 9 кл., базовый уровень/ А.Г. Гейн. В ней отражены все требования обязательного минимума к базовому образованию по информатике учащихся 7 класса.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа направлена на всестороннее развитие личности учащихся, освоение знаний, овладение необходимыми умениями, развитие познавательных интересов и творческих способностей, воспитание черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом. В пpoгpaммe также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

В настоящей рабочей программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения.

Далее, в основной школе они закрепляю полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение полученного опыта. При этом программа выстроена с ориентацией на то, что курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя и профильное обучение информатике в старших классах.

В программе сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования. Сегодня такая установка особенно актуальна, поскольку в технологическом плане человеческая деятельность в настоящее время меняется очень быстро, на смену существующим технологиям приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. Именно фундаментальное образование обеспечивает профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению современных технологий, в том числе информационных. Поэтому акцент на изучение фундаментальных основ информатики целесообразен и позволяет реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

В основе курса лежит установка на формирование у учащихся системы базовых понятий информатики и представлений об информационных технологиях, а также выработка умений применять их для решения жизненных задач. Курс информатики трактуется как дисциплина, направленная, с одной стороны, на освоение теоретической базы, с другой стороны – на овладение учащимися конкретными навыками использования компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности.

К теоретической базе относятся знания основных информационных процессов и особенностей их протекания в компьютеризированной среде, представление об информации и информационных системах, знание общих принципов решения задач с помощью компьютера, понимание того, что значит поставить задачу и построить компьютерную модель, знание основных способов алгоритмизации, а также принципов строения компьютера. Важным компонентом теоретической базы информатики является знание и понимание основных социально-технологических тенденций, связанных с глобальной информатизацией общества.

Приобретение учащимися информационно-коммуникативной компетентности, являющееся одной из центральных целевых установок российского образования, для курса информатики является непосредственной целью его изучения. Такая компетентность опирается на овладение описанным выше теоретическим ядром курса, но не менее значимой её составляющей является практико-ориентированная часть, обеспечивающая человеку эффективное его включение в информационные процессы и управление ими. Это возможно лишь при условии, что ученик не просто обладает знаниями, но и умеет системно их применять, владеет необходимыми информационными технологиями. Важным компонентом является умение использовать глобальные сети (в первую очередь Интернет) для удовлетворения разнообразных информационных потребностей.

Указанная ИКТ-компетентность подразумевает, что в каждой конкретной ситуации человек способен оценить какая информация ему нужна для решения стоящей перед ним задачи, откуда и какими средствами эта информация может быть получена, какая коммуникативная сфера и как должна быть задействована (при этом он должен уметь защищаться от возможного негативного воздействия), какими информационными средствами будет решаться задача и как будет использоваться результат. Все эти составляющие ИКТ-компетентности непосредственно входят в структуру комплекса универсальных учебных действий (УУД), овладение которым предписано новым образовательным стандартом как одним из двух центральных компонентов Фундаментального ядра общего образования. Таким образом, часть метапредметных результатов образования входит в структуру курса информатики в качестве предметных.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.

Цели

  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; к средствам моделирования; к информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; строить программы на реальном языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации;

  • воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать свою деятельность, работать в коллективе; чувства ответственности за использование результатов своего труда другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих права и законные потребности граждан;

  • приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования

Задачи

  • формирование представления о теоретических основах информатики, её терминологии и понятийном аппарате;

  • воспитание информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с доставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

Место и роль учебного предмета в учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение информатики и ИКТ в 9 классе отводится 2 ч в неделю (68 часов в год).

Формы организации учебного процесса, технологии обучения, формы контроля

При организации учебного процесса используются следующие формы уроков: урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки и коррекции знаний и умений; комбинированный урок; урок применения знаний и умений; урок ознакомления с новым материалом; комбинированный урок; урок закрепления изученного материала.

Применяются технологии обучения: информационно-коммуникационная и здоровье-сберегающая.

Цель применения информационно-коммуникационной технологии:

  • Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

  • Выработка навыков применения средств информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни и в учебной деятельности.

Результат применения: достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

Цель применения здоровье-сберегающей технологии:

  • Создание благоприятного психологического фона на уроках,

  • использование приемов, способов появления и сохранения интересов к учебному материалу,

  • создание условий для самовыражения учащихся.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, систематическая работа с терминами. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.

Промежуточная аттестация проводится в ходе оценивания практических и лабораторных работ, выполнения промежуточных тестов, в виде контрольных тестов по теоретическому материалу в конце каждого раздела курса и итоговых тестов.

Программа составлена с учетом специфики данного класса. В 9б (2 группа) классе обучается 7 человек, 2 мальчика и 5 девочек. По итогам прошлого учебного года уровень качества знаний составил 86 %, уровень обученности 100%. Данная рабочая программа составлена для учащихся с высоким творческим потенциалом. Более половины из ребят обладают хорошо сформированными знаниями, умениями и навыками. Они хорошо воспринимают учебный материал, обладают сформированными навыками самостоятельной работы, могут свободно работать и выполнять задания на повышенном уровне сложности. В данной программе у учащихся обеспечивается развитие универсальных учебных действий, компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, формирование алгоритмической и информационной культуры.

Система оценивания

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

75-94%

хорошо

50-74%

удовлетворительно

менее 50 %

неудовлетворительно

При выполнении самостоятельной и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания математики. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс математики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм, заложенных во всех предметных областях, выставляется отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала); отказ от выполнения учебных обязанностей.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

 Оценка письменных работ учащихся

 Оценка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обоснованиях решения нет пробелов, ошибок;

  • в решении нет ошибок (возможна одна неточность, описка).

 Оценка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны;

  • допущена одна ошибка, или есть два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах, графиках и т.д.

 Оценка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, рисунках, чертежах, графиках, но учащийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

 Оценка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

  • работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно;

  • выполнено менее 1/3 части работы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела

Количество часов всего







часов

часов

Теория

Практические работы

Контроль знаний

1

Приложения Windows

12

7

4

1

2

Переменные в алгоритмах и структуры данных

25

18

6

1

3

Хранение и поиск информации

10

4

5

1

4

Искусство построения моделей

21

11

9

1


Итого

68

40

24

4


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Приложения Windows (12 часов)

Кодирование информации. Понятие двоичного кодирования. Способы кодирования информационных объектов различного вида (текст, графика, звук). Измерение количества информации. Единицы количества информации. Скорость передачи информации по каналу связи. Представление числовой информации в различных системах счисления. Двоичная и шестнадцатеричная системы. Действия с числами в двоичной системе. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Переменные в алгоритмах и структуры данных (25 часов)

Понятие о формальной и эвристической обработке информации. Понятие алгоритма. Понятие исполнителя алгоритма. Допустимые действия исполнителя. Примеры алгоритмов и исполнителей. Имитация допустимых действий исполнителя на компьютере. Учебный исполнитель алгоритмов. Алгоритмические конструкции. Понятие ветвления. Применение алгоритмов с ветвлениями. Понятие цикла в форме «пока» и «для каждого». Применение циклических алгоритмов. Понятие вспомогательного алгоритма, заголовка, аргументов и результатов вспомогательного алгоритма. Локальные и глобальные переменные вспомогательного алгоритма. Применение вспомогательных алгоритмов. Организация данных. Переменные и действия сними. Операция присваивания. Типы переменных. Символьные переменные и действия над ними. Понятий массива и его элемента. Операции над массивами. Применение массивов при решении задач. Графы. Основы языка программирования. Язык программирования как одно из средств «общения» с компьютером. Реализация основных способов организации действий в языке программирования, реализация в нем основных способов организации данных.

Хранение и поиск информации (10 часов)

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

Искусство построения моделей (21 час)

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования. Текстовый редактор: его назначение и основные функции. Работа с текстовым редактором. Гипертекст. Браузеры. Машинная графика. Графический экран. Система координат. Цвет. Графические примитивы. Важнейшие операции редактирования изображений. Понятие электронной таблицы. Типы ячеек электронной таблицы. Заполнение электронной таблицы данными и формулами. Основные операции, допускаемые электронными таблицами. Хранение данных. Базы данных. Поиск, замена и добавление информации. Запросы по одному и нескольким признакам. Решение информационно-поисковых задач.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

1) сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и дознанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

2) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

4) yмeниe ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить apгyменты и контраргументы;

5) представление об информатике как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

6) критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

7) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач;

8) умение контролировать процесс и результат учебной информационно-коммуникативной деятельности;

9) способность к эмоциональному восприятию информационных объектов, задач, решений, рассуждений;

10) организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств;

метапредметные:

1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

5) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

6) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

7) первоначальные представления об идеях и методах информатики как об универсальном средстве моделирования явлений и процессов;

8) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

9) умение видеть информационный компонент в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

10) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

11) умение видеть различные стратегии решения задач;

12) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

13) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач;

14) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

15) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, детерминированной и вероятностной информации;

16) сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность);

17) умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ, соблюдая этические и правовые нормы;

18) умение использовать средства ИКТ для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

19) умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;

предметные:

в сфере познавательной деятельности:

1) освоение основных понятий и методов информатики;

2) понимание предпосылок к автоматизации информационных процессов;

3) выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;

4) умение выбирать язык представления информации в соответствии с поставленной целью, определять внешнюю и внутреннюю формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);

5) наличие представлений об информационных моделях и необходимости их использования в современном информационном обществе;

6) умение использовать типовые средства (таблицы, графики, диаграммы, формулы, программы, структуры данных и пр.) для построения моделей объектов и процессов из различных предметных областей;

7) умение планировать и проводить компьютерный эксперимент для изучения построенных моделей;

8) построение модели задачи (выделение исходных дaнных, результатов, выявление соотношений между ними);

9) выбор источников информации, необходимых для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, ресурсы Интернета и др.);

10) выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче;

11) освоение основных конструкций процедурного языка программирования;

12) использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма и освоение методов решения задач, связанных с использованием набора типовых учебных алгоритмов, проверка правильности алгоритма путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;

13) умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности или невозможности решения сих помощью задач заданного класса;

14) оценивание числовых параметров информационных процессов ( объёма памяти, необходимого для хранения информации; скорости обработки и передачи информации и пр.);

15) построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;

16) определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера;

17) приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;

18) осуществление мер по повышению индивидуальной информационной безопасности и понижению вероятности несанкционированного использования персональных информационных ресурсов другими лицами;

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

1) понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента в развитии современной информационной цивилизации;

2) оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;

3) использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;

4) проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;

5) приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;

6) следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;

7) соблюдение авторского права и прав интеллектуальной собственности; знание особенностей юридических аспектов и проблем использования ИКТ; соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;

в сфере коммуникативной деятельности:

1) знание особенностей представления информации различными средствами коммуникации (на основе естественных, формализованных и формальных языков);

2) понимание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;

3) представление о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

4) овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования Запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др. ;

в сфере трудовой деятельности:

1) определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;

2) понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений;

3) рациональное использование наиболее распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.);

4) знакомство с основными средствами персонального компьютера, обеспечивающими взаимодействие с пользователем (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);

5) умение тестировать используемое оборудование и стандартные программные средства; использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;

6) приближённое определение пропускной способности используемого канала связи путём прямых измерений и экспериментов;

7) выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;

8) создание и оформление текстовых и гипертекстовых документов средствами информационных технологий;

9) решение расчётных и оптимизационных задач путём использования существующих программных средств (специализированные расчётные системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;

10) создание и редактирование графической и звуковой форм представления информации (рисунков, чертежей, фотографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций);

11) использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении выступлений с сообщениями о результатах выполненной работы;

12) использование инструментов визуализации для наглядного Представления числовых данных и динамики их изменения;

13) создание и наполнение собственных баз данных;

14) приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютерных технологий;

в сфере эстетической деятельности:

1) знакомство с эстетически значимыми кoмпьютерными моделями и инструментами из различных образовательных областей;

2) приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);

в сфере охраны здоровья:

1) понимание особенностей работы с техническими средствами, применяемыми в информационной сфере, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;

2) знание и соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий .

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ

В результате освоения курса информатики учащиеся получат представление:

  • о понятии «информация» – одном из основных понятий современной науки;

  • о понятии «данные» и о других базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей информации;

  • о методах представления (кодирования) и алгоритмах обработки данных, о способах разработки и программной реализации простейших алгоритмов;

  • о математических и компьютерных моделях, их использовании в науке и технике;

  • о современных компьютерах – универсальных устройствах обработки информации, связанных в локальные и глобальные компьютерные сети;

  • о применении компьютеров в научно-технических исследованиях;

  • о мировых сетях распространения и обмена информацией, об авторском праве и других юридических и моральных аспектах создания и использования интеллектуальной собственности в современном мире;

  • о различных видах программного обеспечения и сервисов по обработке информации;

  • о существовании вредоносного программного обеспечения и средствах защиты от него;

  • о направлениях развития компьютерной техники (суперкомпьютеры, мобильные вычислительные устройства и др. ).

У выпускников будут сформированы:

  • основы алгоритмической культуры;

  • базовые навыки и умения, необходимые для работы с основными видами программных систем и сервисов, базовые знания о мировых и национальных стандартах в сфере информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

  • базовые навыки коммуникации с использованием современных средств ИКТ;

  • начальные представления о необходимости учёта юридических аспектов любого использования ИКТ, о нормах информационной этики.

Обучающиеся познакомятся с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической; получат опыт написания и отладки программ в выбранной среде программирования.

Раздел «Введение в информатику»

Выпускник научится:

  • использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи ив информатике;

  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит» , «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;

  • записывать в двоичной системе целые числа от о до 256;

  • кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;

  • использовать основные способы графического представления числовой информации.

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять разницу между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и его словесным (литературным) описанием;

  • узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1 ;

  • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;

  • познакомиться с двоичной системой счисления;

  • познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;

  • познакомиться с примерами использования структур данных (список, дерево, граф) при описании реальных объектов и процессов.

Раздел «Алгоритмы и элементы программирования»

Выпускник научится:

  • использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

  • составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

  • использовать логические значения, операции и выражения сними;

  • формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

  • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;

  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с использованием строк в программах и с простейшими операциями со строками;

  • создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учёбы и вне её;

  • строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;

  • познакомиться с простейшими задачами обработки данных и алгоритмами их решения;

  • познакомиться с понятиями «управление», «сигнал», «обратная связь».

Раздел «Компьютерный практикум по информатике»

Выпускник овладеет:

  • базовыми навыками работы с компьютером;

  • базовым набором понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);

  • знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;

  • практиковаться в создании текстовых документов, включающих рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;

  • познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования.

  2. Информатика. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.Г. Гейна и др. 7–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.Г. Гейн. – М.: Просвещение, 2012, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

  3. Информатика. Методические рекомендации. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ А.Г. Гейн. – М.: Просвещение, 2012.

  4. Учебник «Информатика и информационные технологии, 9 класс»/ А.Г. Гейн, Н.А.Юнерман, А.А. Гейн. – М.: Просвещение, 2012 (на учебник получены положительные заключения Российской академии наук и Российской академии образования).

  5. Информатика и информационные технологии. Рабочая тетрадь, 9 класс/ А.Г. Гейн, А.А. Гейн. – М.: Просвещение, 2012

  6. Информатика и информационные технологии. Тематические тесты, 9 класс. ГИА/ А.Г. Гейн, А.А. Гейн. – М.: Просвещение, 2012

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

  1. Учебник «Информатика, 9 класс»/ А.Г. Гейн, Н.А.Юнерман, А.А. Гейн. – М.: Просвещение, 2012

  2. Информатика. Рабочая тетрадь, 9/ А.Г. Гейн, А.А. Гейн. – М.: Просвещение, 2012

  3. Информатика и ИКТ. Тематические тесты, 9. ГИА/ А.Г. Гейн, А.А. Гейн. – М.: Просвещение, 2012

  4. http://www.bibigon.ru/ – познавательные мультфильмы и видео.

  5. http://video.4ra.biz/?paged=15 – видеоуроки.

  6. http://www.uroki.ru/pos_rus/baza/baza.htm – нормы и требования к учебным кабинетам и подразделениям.

  7. http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  8. http://it-n.ru/ – сеть творческих учителей

  9. http://pedsovet.su/ – Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой

  10. http://internet-urok.net/video/ – видеоуроки в Интернете

  11. http://fcior.edu.ru/ – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

  12. www.1september.ru – «Первое сентября»

  13. http://www.openclass.ru/ – сетевое сообщество «Открытый класс»


Сокращения, используемые в рабочей программе:


Типы уроков:


УОНМ – урок ознакомления с новым материалом.

УЗИМ – урок закрепления изученного материала.

УПЗУ – урок применения знаний и умений.

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний.

УПКЗУ – урок проверки и коррекции знаний и умений.

КУ – комбинированный урок.

УУИМЗ – урок усвоения изученного материала в процессе решения задач.


Приложение 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Тип урока

Знания, умения

Домашнее задание

Дата

Приложения WINDOWS (12 часов)

1

Техники безопасности и санитарные нормы в КВТ. Повторение теоретических сведений за 8 класс и восстановление навыков работы на компьютере. Объекты Windows и их представители.


1

– основные правила техники безопасности,

–санитарные нормы,

– время работы за ПК,

– правила посадки во время занятий

Файловая структура, дерево, ярлык, программное обеспечение

УОСЗ, УОНМ

Знать

технику безопасности;

основные правила посадки за партой;

основные правила посадки за ПК;

санитарные нормы в КВТ;

что файловая структура

- понятие пользовательский интерфейс,

какие бывают организации значков в окне папки

Уметь

правильно садиться и принимать правильную позу за партой;

правильно садиться и принимать правильную позу за ПК;

представлять объекты в окне папки

различать графические объекты Windows

§ 1, устно: в.1-5


2

Лабораторная работа № 1 «Стандартные работы в Windows»

1

файловая структура, дерево, ярлык

УПЗУ

Знать понятия файла и файловой системы, уметь работать в файловой системе, проводить стандартные работы в WINDOWS

§ 2, в. 1-5


3

Архивация файлов

Тест №1 «Операционная система. Работа с файлами»

1

Архивация (сжатие), коэффициент сжатия, архив, самораспаковывающейся архив,

УОНМ

Знать

Понятие сжатия, понятие архив,

название программ-архиваторов

Уметь: выполнять основные действия с архивами; – находить коэффициент сжатия

§ 3, устно: в.1-4



4

Стандартные приложения Windows

1

Стандартные приложения,

УУИМЗ

Знать

прикладные программы Windows

основные операции, выполняемые калькулятором

§ 4, устно: в. 1-5



5

Лабораторная работа № 2 «Стандартные приложения Windows»

1

калькулятор, звукозапись,

УПЗУ

Уметь

переводить выражения в линейную запись

составлять алгоритм решения квадратного уравнения

§ 6, устно в. 1, 5,6


6

Системы счисления

1

Система счисления: позиционная, десятичная, двоичная, основание СС

УОНМ

Знать

понятие системы счисления, виды СС

Уметь

определять количество цифр, используемых в различных СС, сравнивать числа в двоичной СС

выполнять основные действия с числами в двоичной СС

Уметь

переводить числа из десятичной в двоичную и шестнадцатеричную СС

переводить числа из двоичной в десятичную СС

переводить числа из шестнадцатеричной в десятичную СС

§ 7, устно в. 1, письменно 2


7

Двоичная и шестнадцатеричная системы счисления

1

УУИМЗ



8

Системы счисления

Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Тест №2 «Системы счисления»

1

Схема Горнера, алгоритм перевода чисел из десятичной СС в СС с основанием b

УУИМЗ

Уметь переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и обратно;

выполнять действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления с помощью прило­жения «Инженерный калькулятор».



9

Арифметические действия в 2-ой, 8-ой и 16-ой системе счисления.

1

УОСЗ

Глава 1


10

Построение диаграмм и графиков в MICROSOFT EXCEL

Лабораторная работа № 3 «Построение диаграмм и графиков в MICROSOFT EXCEL»

1

Диаграмма и график, инструмент «Мастер диаграмм»

УУИМЗ

Уметь

– определять основные элементы рабочего стола Windows, открывать и закрывать окна, работать с панелью задач



11

Тест №3 «Электронные таблицы» Лабораторная работа № 3 «Построение диаграмм и графиков в MICROSOFT EXCEL» продолжение

1

диаграммы, мастер диаграмм

УОСЗ

Уметь решать простейшие вычислительные задачи с помощью ЭТ



12

Контрольная работа №1 «Приложения WINDOWS»

1

основные понятия 1-ой главы

УПКЗУ

применять полученные знания при решения задач



Переменные в алгоритмах и структуры данных (25 час)

13

Алгоритмы и алгоритмические конструкции

1

Алгоритм, исполнитель, формальный исполнитель, система команд исполнителя, операторы, таблицы истинности, комментарии

УОНМ

Знать

– понятие алгоритма и исполнителя,

– знать форму записи цикла и ветвления

§ 8 устно в. 1-7


14

Циклические алгоритмы. Оператор «делать от … до…»

1

Счётчик цикла, блок-схема

УПКЗУ

Уметь

– определять истинность высказываний

– выполнять алгоритм по имеющейся блок-схеме

– по записи алгоритма определять количество раз выполнения цикла

§ 9, устно в. 1-6


15

Оператор «делать от … до…» Тест №4 «Основные алгоритмические конструкции»

1

УПЗУ



16

Переменные в алгоритмах

1

Переменная, имя переменной, значение переменной,

КУ, УОНМ

Знать

понятие переменной,

Уметь

находить значение переменной по данному алгоритму

выполнять алгоритм

§ 10, устно в. 1-5


17

Вспомогательный алгоритм

Тест №5 «Переменные в алгоритмах»


1

Вспомогательный алгоритм, исходные данные, результат, заголовок вспомогательного алгоритма, тело, подпрограмма

УПЗУ

Знать

– формы записи алгоритмов

Уметь

– составлять вспомогательные алгоритмы для исполнителя.

§ 11 читать


18

Типы переменных. Формальные и фактические параметры

1

Объявление переменных, формальные параметры алгоритма, фактические параметры, глобальные переменные, подпрограмма-функция, НОД

КУ, УПКЗУ,

Знать

запись чисел на уроках математики

алгоритм объявления переменных

правила перегрузки значений из фактических параметров в формальные

Уметь

записывать алгоритм вычисления значения выражения

находить и исправлять ошибки, допущенные в записи алгоритма

составлять подпрограмму-функцию

§ 12, устно в. 1-5


19

Подпрограмма - функция

1

УОНМ

§ 13, устно в.5-6


20

Обзор вычислительных формальных исполнителей

1

Язык программирования, логический тип переменных, сравнительные характеристики языков программирования

УОНМ

Знать

типы переменных

логические операции

Уметь

записывать на изучаемом языке программирования различных алгоритмов

§ 14 читать


21

Лабораторная работа № 4 «Освоение языка программирования»

1

Отладка программы

УУИМ

Уметь

– вводить полученные программы и выполнять действие отладки программы

§ 14 читать


22

Рекуррентные соотношения

Тест №6 «Языки программирования»

1

Рекуррентное соотношение

УОНМ

Знать

– правила записи программ

Уметь

– записывать программы различных алгоритмов

§ 15 устно в. 1

письменно в.2-7


23

Лабораторная работа № 5 «Работа с рекуррентными соотношениями»

1

Рекуррентное соотношение

УУИМКУ

Знать

– правила записи программ

Уметь отлаживать программы

§ 15


24

Поиск максимума

1

Максимум среди заданных чисел

УУИМ, КУ

Знать понятие наибольшего и наименьшего числа

Уметь составлять алгоритм нахождения максимального из данных чисел

§ 16 устно в. 1,2


25

Лабораторная работа № 6 «Поиск максимума»

1

КУ, УУИМ

Уметь

– записывать программу на составленный алгоритм нахождения максимального из данных чисел

§ 16 устно


26

Понятие массива, виды массивов

1

Массив, индекс, двумерный массив, линейный или одномерный массив, размерность и тип массива, диапазон

УОНМ

Знать

– понятие массива, виды массивов,

– правила задания массивов

Уметь

– описывать массивы на изучаемом языке программирования

– записывать программы, реализующие предложенный алгоритм

§ 17 устно в. 1-3


27

Массивы в языках программирования

Тест №7 «Обработка массивов»

1

УОНМ

§ 17


28

Лабораторная работа № 7 «Массивы в языках программирования»


1

УПКЗУ

§ 18 устно в. 1-2

письменно в. 3-5


29

Алгоритм сортировки


1

Сортировка, алгоритм сортировки, метод наименьшего элемента, метод пузырька

УПЗУ

Знать

– основные методы сортировки

Уметь

– составлять алгоритмы на сортировку


30

Лабораторная работа № 8 «Алгоритмы сортировки»


1

УОНМ



31

Слова и действия с ними

1

слово, длина слова, пустое слово, выделение части слова, операция соединения слова,

УОНМ

Знать понятия слово, длина слова, пустое слово, выделение части слова, операция соединения слова

Уметь составлять программы с использованием основных операций, выполняемые над символьными переменными



32

Символьные переменные и операции над ними в языках программирования Тест №8 «Обработка строк»


1

КУ



33

Лабораторная работа № 9 «Символьные переменные»

1

УПЗУ



34

Виды языков программирования

1

Язык программирования

УОНМ

Уметь составлять программы на различных языках программирования



35

Язык как средство сохранения и передачи информации

1

Алгоритмический язык

УОНМ

Уметь составлять программы на различных языках программирования



36

Заключительный урок по теме: «Переменные в алгоритмах и структуры данных»

1

УОСЗ



37

Контрольная работа №2 «Переменные в алгоритмах и структуры данных»

1

основные понятия 2-ой главы

УПКЗУ

Уметь работать с исполнителем, имитируемым на компьютере, поручая им выполнение отдельных команд и программ



Хранение и поиск информации (10 часов)

38

Понятие локальной и глобальной сети

1

локальная компьютерная сеть, телефонная сеть, идентификатор конечного пользователя, скорость передачи информации, бод

УОНМ

Знать понятия локальная компьютерная сеть, телефонная сеть, идентификатор конечного пользователя, скорость передачи информации, бод, интернет, домен систем имен;

Уметь решать задачи на нахождение скорости передачи информации



39

Лабораторная работа №10 «Поиск информации в Интернете»

1

интернет

УУИМЗ

Знать что такое интернет

Уметь искать разнообразную информацию в Интернете



40

Что такое гипертекст

Лабораторная работа №11 «Создание гипертекстового документа»

1

гипертекст, гипертекстовая страница, домен, средства поиска в интернете

КУ

Знать понятие гипертекст, гипертекстовая страница и её элементы

Уметь работать с гипертекстовой страницей



41

HTML – язык описания электронных документов

1

язык описания страниц, тег

УОНМ

Знать HTML – язык описания электронных документов, основные теги языка



42

Лабораторная работа №12 «Ваша первая HTML-страница»

1

язык описания страниц, тег

УОНМ

Уметь создавать простейшие гипертекстовые страницы



43

Первое знакомство с «отмеченными объектами»

Лабораторная работа №13 «Создание гиперссылок»

1

ссылки, гипертекстовые ссылки

УУИМЗ

Знать основные теги для вставки ссылок в электронных таблицах

Уметь создание электронных страниц с использованием ссылок в MS Word



44

Как оформить HTML-страницу

Лабораторная работа №14 «Использование тега <TABLE> для формирования HTML-страницы. Публикация документов, подготовленных в MS Word, в Интернете»

1

таблица, атрибуты описания таблиц

УОНМ

Знать таблица,

атрибуты описания таблиц

Уметь использовать таблицы для создания HTML-страницы



45

Тест №9 «Телекоммуникации. Начала HTML». Основные форматы графических файлов в интернете. Публикация Word-документов в Интернете

1

УУИМЗ



46

Провайдеры, регистрация, удалённый доступ. Этика Интернета. Безопасность в Интернете. Защита информации

1

провайдер, тарифный план, компьютерный вирус, антивирусные программы, защита информации

УОСЗ

Знать понятие провайдер, тарифный план, компьютерный вирус, антивирусные программы, защита информации

Уметь использовать антивирусные средства для организации борьбы за безопасность информации, хранимой и обрабатываемой информацией



47

Контрольная работа № 3 «Хранение и поиск информации»

1

основные понятия 3-ей главы

УПКЗУ

Уметь использовать полученные знания для создания своей веб-странички



Искусство построения моделей (21 час)

48

Понятие информационной модели. Моделирование и формализация. СУБД Acceess Фактографические системы.

1

модель, виды и типы моделей, моделирование, объект, процесс, явление, формализация

УОНМ

Знать понятие модель, виды и типы моделей, моделирование, объект, процесс, явление, формализация

Уметь распознать, плохо или хорошо поставлена та или иная задача;

строить простейшие компьютерные модели



49

Задачи о выборе места для железнодорожной станции. Лабораторная работа №15 «Где построить железнодорожную станцию»

1

УУИМЗ



50

Базы данных и информационно-поисковые системы

1

данные, базы данных, СУБД, ИПС, атрибуты БД, сортировка, запрос

УОНМ

Знать определение и назначение БД и ИПС, понятия признака и запроса на поиск информации в БД, основные операции с данными, допускаемые в СУБД



51

Знакомство с СУБД Access.

Лабораторная работа №16 «Создание учебной базы данных «класс» и работа с ней»

1

УПЗУ

Уметь пользоваться СУБД (изменять и добавлять данные, искать информацию, составлять простые и сложные запросы, сортировать данные, хранящиеся в БД)



52

Тест №10 «Базы данных и информационно-поисковые системы». Системный подход и информационные модели

1

система, системный подход, системный эффект

УОНМ

Знать понятие система, системный подход, системный эффект



53

Представление и обработка графов на компьютере

1

УОСЗ

Знать понятие граф, элементы графа



54

Лабораторная работа №17 «Алгоритмы обработки графов»

1

граф, элементы графа

УПЗУ

Уметь решать задачи, содержащие системный подход, решать задачи с использование графа



55

Системный подход в информационном моделировании. Динамические модели. Понятие «черный ящик». Понятие адекватности модели.

1

динамические системы, функционирование, чёрный ящик и его характеристики

УОНМ

Знать понятие динамические системы, функционирование, чёрный ящик и его характеристики

§ 44


56

Компьютерное моделирование процессов в природе и обществе

Лабораторная работа №18 «Неограниченный рост»

1

динамические системы, функционирование, чёрный ящик и его характеристики

УУИМЗ

Уметь решать задачи с использованием черного ящика

§ 45


57

Лабораторная работа №19 «Ограниченный рост»

1

УПЗУ

§ 46


58

Лабораторная работа №20 «Модель жертва-хищник»

1

УПЗУ

§ 47


59

Как измерить количество

Информации

Тест №11 «Информационное моделирование»

1

единицы измерения информации, содержательный и алфавитный подход к измерению информации

УОНМ

Знать единицы измерения информации, содержательный и алфавитный подход к измерению информации



60

Измерение количества информации. Решение задач

1

УУИМЗ

Уметь решать задачи на определение количества информации



61

Что такое управление. Сколько можно взять у природы

Лабораторная работа №21 «Управление добычей возобновляемых ресурсов»

1

управление, кибернетика, схема управления

УОНМ

Знать понятие управление, кибернетика, схема управления

Уметь решать задачи на определение допустимых воздействий



62

Учимся у природы правильной организации управления

1

обратная связь, отрицательная обратная связь, положительная обратная связь, гомеостаз системы

КУ

Знать понятие обратная связь, отрицательная обратная связь, положительная обратная связь, гомеостаз системы

Уметь распознавать положительную и отрицательную обратную связь



63

Изучаем системы с образной связью

1

управление по принципу обратной связи

УУИМЗ



64

Управление по принципу обратной связи

Лабораторная работа №21 «Компьютерная модель «Лисы и кролики»

1

стратегия, игра, выигрышная стратегия, игра Баше

УОНМ

Знать понятие управление по принципу обратной связи

Уметь строить простейшие модели управления по принципу обратной связи



65

Контрольная работа №4 «Искусство построение моделей»

1

основные понятия 4-ой главы

УПКЗУ

Уметь использовать полученные знания для создания компьютерных моделей



66

Игра как модель управления


1

стратегия, игра, выигрышная стратегия, игра Баше

УПЗУ

Знать понятие стратегия, игра, выигрышная стратегия, игра Баше

Уметь решать задачи на поиск выигрышной стратегии



67

Лабораторная работа №22 «Игра «Крестики-нолики» и другие игры»

1

основные понятия 4-ой главы

УОСЗ

Уметь использовать полученные знания для создания компьютерных моделей



68

Заключительный урок по теме: «Искусство построения моделей»

1

УПЗУ





Рабочая программа по информатике 9 класс
  • Информатика
Описание:

1. Предлагаемая программа основного общего образования по информатике составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, утверждённого Министерством образования РФ, программы курса «Информатика и ИКТ» для 7 – 9 кл., базовый  уровень/ А.Г. Гейн. В ней отражены все требования обязательного минимума к базовому образованию по информатике учащихся 7 класса.

2. УМК:

·         Учебник «Информатика, 9 класс»/ А.Г. Гейн, Н.А.Юнерман, А.А. Гейн. – М.: Просвещение, 2012

·         Информатика. Рабочая тетрадь, 9/ А.Г. Гейн, А.А. Гейн. – М.: Просвещение, 2012

·         Информатика и ИКТ. Тематические тесты, 9. ГИА/ А.Г. Гейн, А.А. Гейн. – М.: Просвещение, 2012

3. Место программы в учебном плане: согласно федеральному базисному учебному плану на изучение информатики и ИКТ в 9 классе отводится 2 ч в неделю (68 часов в год).

4. Цели

·         освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; к средствам моделирования; к информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

·         овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; строить программы на реальном языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

·         развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации;

·         воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать свою деятельность, работать в коллективе; чувства ответственности за использование результатов своего труда другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих права и законные потребности граждан;

·         приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования

Задачи

·         формирование представления о теоретических основах информатики, её терминологии и понятийном аппарате;

·         воспитание информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

·         развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

·         формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с доставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

Рабочая программа направлена на всестороннее развитие личности учащихся, освоение знаний, овладение необходимыми умениями, развитие познавательных интересов и творческих способностей, воспитание черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом. В настоящей рабочей программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения.

5.        УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела

Количество часов всего

 

 

 

часов

часов

Теория

Практические работы

Контроль знаний

1

Приложения Windows

12

7

4

1

2

Переменные в алгоритмах и структуры данных

25

18

6

1

3

Хранение и поиск информации

10

4

5

1

4

Искусство построения моделей

21

11

9

1

 

Итого

68

40

24

4

6. Система оценивания

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

75-94%

хорошо

50-74%

удовлетворительно

менее 50 %

неудовлетворительно

При выполнении самостоятельной и контрольной работы:

            Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

            Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

            грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

            погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

            недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

            мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

            Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания математики. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

            Исходя из норм, заложенных во всех предметных областях, выставляется отметка:

-               «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

-               «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

-               «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

-               «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала); отказ от выполнения учебных обязанностей.

7. Требования к уровню подготовки учащихся

·         освоение основных понятий и методов информатики; понимание предпосылок к автоматизации информационных процессов; выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;

·         умение выбирать язык представления информации в соответствии с поставленной целью, определять внешнюю и внутреннюю формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);

·         наличие представлений об информационных моделях и необходимости их использования в современном информационном обществе; умение использовать типовые средства (таблицы, графики, диаграммы, формулы, программы, структуры данных и пр.) для построения моделей объектов и процессов из различных предметных областей;

·         умение планировать и проводить компьютерный эксперимент для изучения построенных моделей;

·         построение модели задачи (выделение исходных дaнных, результатов, выявление соотношений между ними);

·         выбор источников информации, необходимых для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, ресурсы Интернета и др.);

·         выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче; освоение основных конструкций процедурного языка программирования;

 

·         использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма и освоение методов решения задач, связанных с использованием набора типовых учебных алгоритмов, проверка правильности алгоритма путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;

Автор Вельчинская Ольга Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 750
Номер материала 45571
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓