Главная / Информатика / Рабочая программа по информатике 9 класс

Рабочая программа по информатике 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3


142300,Московская область, г.Чехов, ул. Лопасненская, стр.1/1

Телефоны: 8(49672)2-38-70; 8(49672)6-52-74






Утверждена

приказом директора МБОУ СОШ №3

29 августа 2014 г.


66.о.








Рабочая программа по информатике и ИКТ

9 г класс

(базовый уровень)










Составитель: Мартынова Елена Анатольевна,

учитель информатики и ИКТ первой категории













2014 г.


Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, примерной программы (основного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236) и авторской программы по информатике и ИКТ для 8–9 классов Л.Л. Босовой (http://metodist.lbz.ru).

Необходимость составления обусловлена различием количества часов авторской программы, рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 9 класса в течении 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю и количеством часов, отведённым на изучение предмета учебным планом школы ( при 2 –х часовой недельной нагрузке -68 часов за год ).


Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей.


Цели и задачи курса

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,

  • умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.


Задачи:

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


Поурочное планирование составлено в соответствии с программой для общеобразовательных школ и ориентировано на учебное издание Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2 ч. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.


В авторскую программу внесены изменения, а именно:

-уменьшено количество часов на 2 в теме « Итоговое повторение»


Основное содержание курса информатики и ИКТ.

9 класс (68 часов)

Введение (1 час).

Математические основы информатики (12 ч)

Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.

Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.

Моделирование и формализация (8 ч)

Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Основы алгоритмизации (12 ч)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

.

Начала программирования на языке Паскаль (16 ч)

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.

Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 ч)

Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

Коммуникационные технологии (10 ч)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.

Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.

Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.

Итоговое повторение ( 3 часа).


Требования к уровню подготовки учащихся .

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

  • приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;

  • кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

  • переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные  параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

  • записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;

  • проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;

  • формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;

  • формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций  ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

  • использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;

  • составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

  • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;

  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной  среде программирования;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;

  • читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ;  переходить от одного представления данных к другому;

  • создавать записи в базе данных;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;

  • проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентация в информационном пространстве, работы с распространёнными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства .

Календарно-тематическое планирование.

Учебно-тематическое планирование.



Тема

Кол-во часов по авторской программе

Кол-во часов по рабочей программе


Введение

1

1

1

Тема «Математические основы информатики»

12

12

2

Тема «Моделирование и формализация»

8

8

3

Тема «Основы алгоритмизации»

12

12

4

Тема «Начала программирования»

16

16

5

Тема «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

6

6

6

Тема «Коммуникационные технологии»

10

10

7

Итоговое повторение

5

3


Итого по разделам:

70

68



урока



Раздел, тема в поурочном планировании

Кол-во часов

Код контролиру-емого элемента


Дата

Домашнее

задание




I.Введение

1





1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места

1

2.1.1



Подготовить сообщение «Человек в информационном обществе»


II. Математические основы информатики

12





2

Общие сведения о системах счисления

1

1.4.1



§1.1 (п.1), вопросы № 1–10, 22

РТ: № 2,3, 9, 10, 12, 15,16

3

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

1

1.4.2



§1.1 (п.2, 6), вопросы 11, 19;

РТ: № 20, 22, 23, 24, 29, 30

4

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления

1

1.4.1



§1.1 (п.3, 4), задания 12–13

РТ: № 19, 25, 26, 27, 31

5

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

1

1.4.2



§1.1, задания 15–17

РТ: № 28, 33, 35

6

Представление целых чисел. Практическая работа №1 «Число и его компьютерный код»

1

1.4.1



§1.2 (п.1), вопросы 1–4

РТ: № 43–45

7

Представление вещественных чисел

1

1.4.2



§1.2, задания 5–9

РТ: № 46, 48–50

8

Высказывание. Логические операции.

1

3.4.3



§1.3 (п. 1, 2)

РТ: № 51, 52, 54, 55

9

Построение таблиц истинности для логических выражений.

1

3.4.3



§1.3 (п. 3), задание №10

РТ: № 57

10

Свойства логических операций.

1

3.4.3



§1.3 (п. 4),

РТ: №58-61

11

Решение логических задач.


1

3.4.3



§1.3 (п. 5),задание № 12

РТ: № 63, 65

12

Логические элементы

1

3.4.3



§1.3 (п. 6)задание № 13

РТ: № 66, 67

13

Контрольная работа №1 по теме : «Математические основы информатики».

1

3.4.3





III.Моделирование и формализация

8





14

Моделирование как метод познания

1

1.3.1



§2.1, задания 1-3, 6-7

РТ: №73, 74

15

Знаковые модели

1

1.3.2



§2.2, вопросы №1-3,7,8 РТ: №68-70

16

Графические модели.

1

1.3.3



§2.3, вопросы №1-4,7,11

РТ: №75, 76, 78, 80, 82, 83

17

Табличные модели.

1

1.3.3



§2.4, вопросы №1-4

РТ: № 90-95

18

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.

1

3.5.1



§2.5, вопросы № 1-7

РТ: №96-98

19

Система управления базами данных

1

3.5.1



§2.6 (п. 1, 2, 3), вопросы №1-4

20

Создание базы данных. Запросы на выборку данных. Практическая работа №2 «Создание базы данных»

1

3.5.1



§2.6,

РТ: №99,100

21

Контрольная работа №2 по теме :

«Моделирование и формализация».

1

3.5.1





IV.Основы алгоритмизации

12





22

Алгоритмы и исполнители

1

1.6.1



§3.1, вопросы №1-19

РТ: №105, 109

23

Способы записи алгоритмов

1

1.6.3



§3.2, вопросы №1-7

24

Объекты алгоритмов

1

1.6.3



§3.3, вопросы №1-18

25

Алгоритмическая конструкция «следование».

1

1.6.3



§3.4 (п.1)

26

Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления.

1

1.6.3



§3.4 (п.2), вопросы №10-22

27

Сокращённая форма ветвления

1

1.6



§3.4 (п.2)

28

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы.

1

1.6



§3.4 (п.3) стр. 133-136,

вопросы №23-29

29

Цикл с заданным условием окончания работы.

1

1.6



§3.4 (п.3) стр.136-139, вопросы №30-31

30

Цикл с заданным числом повторений.

1

1.6



§3.4 (п.3) стр. 139-143, вопросы №32-34

31

Конструирование алгоритмов.

1

1.6



§3.5, вопросы №1-10

32

Алгоритмы управления.

1

1.6



§3.6, вопросы №1-6

РТ: №165-171

33

Контрольная работа №3 по теме :

«Основы алгоритмизации».

1

1.6





V.Начала программирования на языке Паскаль

16





34

Общие сведения о языке программирования Паскаль

1

1.7.1



§4.1,

вопросы №1-11

35

Организация ввода и вывода данных Практическая работа № 3 «Организация ввода и вывода данных»

1

1.7.2



§4.2, вопросы №1-10

36

Программирование как этап решения задачи на компьютере.

1

1.7.3



§4.3,

вопросы №1-12

37

Программирование линейных алгоритмов.

1

1.7.3



§4.4

38

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.

1

1.7.3



§4.5 (п.1)

39

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.

1

1.7.3



§4.5 (п.2,3)

40

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.

1

1.7.3



§4.6 (п.1)

41

Программирование циклов с заданным условием окончания работы.

1

1.7.3



§4.6 (п.2)

42

Программирование циклов с заданным числом повторений.

1

1.7.3



§4.6 (п. 3)

43

Различные варианты программирования циклического алгоритма.

1

1.7.3



§4.6 (п. 4)

44

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива.

1

1.7.3



§4.7 (п.1-3)

45

Вычисление суммы элементов массива.

1

1.7.3



§4.7 (п.4)

46

Последовательный поиск в массиве.

1

1.7



§4.7 (п.5)

47

Сортировка массива.

1

1.7



§4.7 (п.6)

48

Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль.

1

1.7



§4.8

49

Контрольная работа №4 по теме :

«Начала программирования»

1

1.7





VI.Обработка числовой информации в электронных таблицах

6





50

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы.

1

3.4



§5.1

51

Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа № 4 «Вычисления в электронных таблицах»

1

3.4.1



§5.2 (п.1)

52

Встроенные функции. Логические функции.

1

3.4.1



§5.2 (п.2,3)

53

Сортировка и поиск данных.

1

3.4.2



§5.3 (п.1)

54

Построение диаграмм и графиков. Практическая работа № 5«Построение диаграмм и графиков»

1

3.4.2



§5.3 (п.2)

55

Контрольная работа №5 по теме :

«Обработка числовой информации в электронных таблицах».

1

3.4.2





VII.Коммуникационные технологии

10





56

Локальные и глобальные компьютерные сети

1

3.11

3.6.1



§6.1

57

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

1

3.6.1



§6.2 (п. 1,2)

58

Доменная система имён. Протоколы передачи данных.

1

3.6.1



§6.2 (п.3,4)

59

Всемирная паутина. Файловые архивы.

1

3.6.1



§6.3 (п. 1-2)

60

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.

1

3.6.2



§6.3 (п. 3-5)

61

Технологии создания сайта.

1

3.6



§6.4 (п.1)

62

Содержание и структура сайта.

1

3.6



§6.4 (п.2)

63

Оформление сайта. Практическая работа № 6 «Оформление сайта»

1

3.6



§6.4 (п.3)

64

Размещение сайта в Интернете.

1

3.6



§6.4 (п.4)

65

Контрольная работа №6 по теме :

«Коммуникационные технологии».

1

3.6





VIII.Итоговое повторение

3





66

Повторение темы «Математические основы информатики»

1





67

Повторение темы «Моделирование и формализация»

1





68

Повторение темы «Коммуникационные технологии»

1






Учебно-методическое обеспечение


I. Учебно-методический комплект

1. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 – 11 классы / Составитель М. Н. Бородин. – 4 – е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  • учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ» Базовый курс. 9 класс», в 2-х частях – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2012 г.;

  • рабочая тетрадь для 9 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2012 г;

  • Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.php


Дополнительная литература.

  1. Крылов С.С., Лещинер В.Р., Супрун П.Г., Якушкин П.А. Единый Государственный Экзамен 20013 г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Информатика.: Учебное пособие Допущено Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки – М.: «Интеллект-Центр», 2012-2013.

  2. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. / Н.В. Макарова. – СПБ: «Питер», 2007.

  3. Андреева Е.В., Фалина, И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика.: Учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знания.), 2012.

  4. Евстигнеев В.А. Применение теории графов в программировании. - М.: Наука, 1985-352с.

  5. Андреева Е.В., Щепин Е.В. Основы теории информации. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004

  6. Андреева Е.В Основы теории информации. Материалы. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004

  7. Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики Учебная Сборник «Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Математика», МО РФ – НФПК». М.: Вита-Пресс – 2004.

  8. Робертсон А.А. Программирование – это просто: Пошаговый подход / А.А. Робертсон; Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  9. Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы / Д.М. Златопольский – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  10. Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  11. Моханов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум / М.Ю. Моханов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахов – 2-е изд., испр. – 2006.

  12. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум / Л.А. Залогова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.



«Согласовано»

Протокол заседания ШМК

математики, физики и информатики

от 29 августа 2014

№ 1


.




«Согласовано»

Заместитель директора по УР

____________ Зубрилина Е.П.

« 29 » августа 2014г.



Рабочая программа по информатике 9 класс
  • Информатика
Описание:

Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, примерной программы (основного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236) и авторской программы по информатике и ИКТ для 8–9 классов Л.Л. Босовой (http://metodist.lbz.ru).

Необходимость составления обусловлена различием количества часов  авторской программы, рассчитана  на  изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 9 класса в течении 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю и количеством часов, отведённым на изучение предмета учебным планом школы ( при 2 –х часовой  недельной нагрузке -68 часов за год ).

 

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижениеследующих целей.

 

Цели и задачи курса

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

ü  формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,

ü  умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

ü  совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;

ü  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

 

 

 

Автор Мартынова Елена Анатольевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 482
Номер материала 39422
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓