Муниципальное
образование Змеиногорский район Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Карамышевская средняя
общеобразовательная школа»
Змеиногорского района Алтайского края
«СОГЛАСОВАНО»
Председатель
экспертной группы___________ Е.А.Кляузер
протокол
от «___» _____ 2014 г.
№ ___
|
«СОГЛАСОВАНО»
Председатель
Методического совета МБОУ «Карамышевская СОШ» ________ Л.В.Андрюнина
«____»
_________ 2014 г.
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МБОУ «Карамышевская СОШ»
__________
О.В.Марковская
приказ
от «___» ____ 2014 г. № ___
|
Рабочая программа
по информатике и ИКТ для 8-9
классов
основного общего образования
на 2014 — 2015 учебный год
Рабочая программа составлена на
основе авторской программы «Информатика. Программы для общеобразовательных
учреждений. 2-11 классы». Программы курса «Информатика и ИКТ» для основной
школы (8-9 классы) Н.Д.Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Разработчик:
учитель информатики и ИКТ
Рыжкова Алена Валерьевна
с. Карамышево, 2014
1.Пояснительная записка
Рабочая
программа составлена на основе авторской программы «Информатика. Программы для
общеобразовательных учреждений. 2-11 классы». Программы курса «Информатика и
ИКТ» для основной школы (8-9 классы) Н.Д.Угринович.-М.:БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2010
Федеральный
базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации
(приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»)
предусматривает обязательное изучение информатики и ИКТ в
8 классе – 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю и в 9 классе – 70 учебных
часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Авторская программа предусматривает на изучение предмета «Информатика и
ИКТ» в 8 классе – 35 часов, в 9 классе – 70 часов. Но на основании приказа
№73-0 от 29.08.14 «Об утверждении годового календарного учебного графика МБОУ
«Карамышевская СОШ» и Берёзовского филиала 2014/2015 учебный год», количество
учебных недель в году для 9,11 классов составляет 34 недели, значит последние два
урока (отведенные автором в разделе « повторение» (3 ч)) изучаются на одном
последнем уроке. То есть для повторения получится не 3 часа, а 1.
Содержание рабочей программы включает все темы, предусмотренные
федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного
общего образования по информатике и ИКТ и авторской программой учебного
предмета. Изменений
в целях и задачах изучения учебного предмета, а также в общей логике изучения
учебного материала по отношению к авторской программе нет. Так как темы
распределяются примерно, в данной авторской программе некоторые темы изучаются
в один урок в связи с распределением часов меньшим количеством, чем тем:
8 класс: на уроке №1 изучаются две темы «Информация и информационные процессы в неживой природе» и «Информация и
информационные процессы в живой природе»; на уроке №11 «Устройства ввода информации»
и «Устройства вывода информации»; на уроке №12 «Оперативная память» и «
Долговременная память»; на уроке №13 «Файл», «Файловая система» и « Работа с
файлами и дисками»; на уроке №14 «Операционная система», «Прикладное программное
обеспечение компьютера» и «Графический интерфейс операционных систем и
приложений»; на уроке №16: «Правовая охрана информации», «Лицензионные, условно
бесплатные и свободно распространяемые программы» и «Защита информации»; на
уроке №19 «Состав Интернета», «Адресация в интернете»; на уроке № 24 «Общение
в Интернете», «Мобильный Интернет» и «Звук и видео в Интернете»; на уроке №31: «Списки
на Web-страницах» и «Интерактивные формы на Web-страницах».
9 класс: на уроке №20 «Форматирование символов»
и «Форматирование абзацев»; на уроке №38 «Алгоритмическая структура «ветвление»»
и «Алгоритмическая структура «выбор»»; на уроке № 40 «Переменные: тип, имя,
значение» и «Арифметические, строковые и логические выражения».
Авторской
программой предусмотрено
в
8 классе - количество практических работ – 15;
в
9 классе - количество практических работ – 35.
Так как в конце изучения каждого раздела
предусмотрен контроль знаний и умений– тестирование, то после изучения каждой главы
в рабочей программе имеется обобщающее тестирование (в приложениях 1,2). Таким
образом, в рабочей программе в 8 классе 3 тестирования, в 9 классе – 6.
Общая характеристика
учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных
процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях
автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию
современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и
познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке
информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном
процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают
информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса
строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения
задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная
модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков
использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только
для формирования функциональной грамотности, социализации школьников,
последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения
других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об
окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать
информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать
объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и
корректировать планы.
Формы
организации учебного процесса: урок, урок-консультация,
урок-практическая работа, уроки с групповыми формами работы, уроки-конкурсы
и викторины, уроки-игры, интегрированные уроки.
Технологии,
используемые в образовательном процессе:
-
Технологии традиционного
обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с
требованиями стандартов; технологии, построенные на основе
объяснительно-иллюстративного способа обучения;
-
Технологии реализации
межпредметных связей в образовательном процессе;
-
Технологии дифференцированного
обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню
обучаемости, повышения познавательного интереса;
-
Технология проблемного обучения
с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального
потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на
самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое,
интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного
материала;
-
Личностно-ориентированные
технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого
обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются
необходимые условия для развития их индивидуальных способностей;
-
Технология критического
мышления.
Формы, способы и средства проверки и оценки
образовательных результатов:
1.Рассказ,
объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой, фронтальный опрос.
2.Практические
работы, упражнения, тестирование.
УМК, используемый для реализации рабочей программы:
В федеральный перечень учебников,
рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
на 2014/2015 учебный год (утвержден приказом Министерством образования и науки
Российской Федерации от 31.03.2014 № 253) в раздел I. «Учебники, рекомендуемые
к использованию при реализации обязательной части основной образовательной
программы» входит завершенная предметная линия учебников по информатике и ИКТ
под редакцией Н.Д. Угриновича (п.1.2.1.2.1.1), используемая в МБОУ
«Карамышевская СОШ» в течение многих лет. Основой учебно-методических
комплектов является учебник.
Состав УМК:
1.Программа: «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11
классы». Программы курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы)
Н.Д.Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
2.Учебники:
1.Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8
класса/Н.Д. Угринович.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2008.-188с.:ил.;
2. Информатика и ИКТ. Базовый уровень:
учебник для 9 класса/Н.Д.Угринович.-3-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний,2010.-295 с.: ил.;
3.Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для
10 класса/Н.Д.Угринович.-4-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2008.-212 с.: ил.;
4.Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для
11 класса/Н.Д. Угринович.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2008.-188с.:ил.;
3.Угринович
Н.Д. Исследование информационных моделей. Учебное пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 г. – 183 с. (вместе с диском Model CD)
4.Практикум по
информатике и информационным технологиям
(8-11 классы)/Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова. - М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2008г.
5.Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе:
Методическое пособие / Н. Д. Угринович. – 3-е изд.. –
М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 182 с: ил. ,включает 4 диска:
- Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную
поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты
и методические материалы для учителей;
-Visual Studio-CD (выпускается по лицензии Microsoft), содержащий
дистрибутивы систем объектно-ориентированного программирования Visual Basic.NET? Visual C# b Visual J#;
- Linux-DVD (выпускается по лицензии компании AltLinux),
содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса;
-TurboDelphi-CD (выпускается по лицензии компании Borland),
содержащий систему объектно-ориентированного программирования TurboDelphi.
4.Контрольно-измерительные материалы:
1.Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 8
класс/Сост. Н.А.Сухих, М.В.Соловьёва. -М.:ВАКО, 2012.-96
с.-(Контрольно-измерительные материалы);
2.Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 9
класс/Сост. М.В.Соловьёва. -М.: ВАКО, 2012.-112 с.-(Контрольно-измерительные
материалы).
2.Планируемые
образовательные результаты обучающихся 8-9 классов:
(согласно п.4 УМК)
8 класс
В результате изучения базового курса информатики и
информационных технологий ученик должен
знать/понимать
·
виды информационных процессов;
примеры источников и приемников информации;
·
основные свойства алгоритма,
типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие
вспомогательного алгоритма;
·
назначение и функции
используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
·
выполнять базовые операции над
объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства
этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
·
оперировать информационными
объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять
объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами,
справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
·
оценивать числовые параметры
информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения
информации; скорость передачи информации;
·
создавать информационные
объекты, в том числе:
-создавать
и использовать различные формы представления информации: формулы, графики,
диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в
практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
-создавать
рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в
процессе проектирования с использованием основных операций графических
редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять
простейшую обработку цифровых изображений;
-создавать
записи в базе данных;
-создавать
презентации на основе шаблонов;
·
искать информацию с применением
правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях,
некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах,
библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным
дисциплинам;
·
пользоваться персональным
компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом,
мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать
требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при
работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
·
использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
создания простейших моделей
объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных)
таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
·
проведения компьютерных
экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
·
создания информационных
объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
·
организации индивидуального
информационного пространства, создания личных коллекций информационных
объектов;
·
передачи информации по
телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования
информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и
этических норм.
9
класс:
В
результате изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и
умениями:
·
знать, как кодируется
графическая и звуковая информация в памяти компьютера;
·
знать виды графики, возможности
графических редакторов;
·
создавать рисунки, чертежи с
использованием основных операций графических редакторов;
·
уметь самостоятельно выполнять
на компьютере простое задание, используя основные функции инструментальных
программных средств, прикладных программ;
·
понимать сущность понятия
«алгоритм», знать его основные свойства, иллюстрировать их на примерах
конкретных алгоритмов;
·
знать основные алгоритмические
конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов;
·
записывать на языке
программирования алгоритм решения задач;
·
знать правила техники
безопасности при работе на ЭВМ;
·
иметь представление о сущности
моделирования;
·
знать различные типы
информационных моделей;
·
уметь строить простейшие
информационные модели и использовать их;
·
иметь представление о
телекоммуникациях, их назначении, возможностях применения мультимедиа-технологий;
·
знать назначение баз данных и
систем управления базами данных;
·
уметь находить нужную
информацию, используя поисковые системы;
·
уметь применять сеть Интернет
для решения пользовательских задач;
·
знать назначение и возможности
языка HTML, основные тэги;
·
создавать простые WEB-страницы;
·
знать характерные черты
информационного общества.
3. Содержание тем учебного предмета
8 класс:
№
|
Разделы
учебного предмета
|
Количество часов, необходимое для
изучения
|
1
|
Информация и информационные процессы
|
9
|
2
|
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
|
7
|
3
|
Коммуникационные технологии
|
16
|
4
|
Повторение, резерв времени
|
3
|
|
Итого:
|
35
|
9 класс:
№
|
Разделы
учебного предмета
|
Количество часов, необходимое для
изучения
|
1
|
Кодирование и обработка текстовой информации
|
9
|
|
Кодирование и обработка числовой информации
|
10
|
2
|
Кодирование и обработка графической и мультимедийной
информации
|
15
|
3
|
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного
программирования
|
20
|
4
|
Моделирование и формализация
|
10
|
5
|
Информационное общество
|
3
|
6
|
Повторение, резерв времени
|
1
|
|
Итого:
|
68
|
Основные
виды учебной деятельности обучающихся:
-репродуктивная деятельность: осмысление
текста параграфа, описываемых в нем понятий, свойств; ответов на вопросы
репродуктивного характера;
-проектная деятельность:
самостоятельная деятельность учащихся и творческий подход в работе над темой.
Проект может быть разным по длительности: в течение одного, двух и более
уроков.
-поисковая
деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы,
комментирование и обоснование выбора, установление ассоциативных связей с
другими разделами курса;
-практическая
деятельность: выполнение практических работ на компьютере с целью
закрепления теории.
4.Календарно
- тематическое планирование
8 класс (35 ч)
№
|
Наименование раздела и тем уроков
|
Кол-во часов
|
Даты проведения уроков
|
Формы контроля
|
Материально-техническое обеспечение
|
план
|
факт
|
Глава 1.
Информация и информационные процессы – 9 часов
|
1
|
Техника безопасности в
кабинете информатики. Информация в природе, обществе и технике. Информация и
информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные
процессы в живой природе.
|
1
|
4.09
|
|
Беседа,
Подпись в журнал е по
технике безопасности
|
ПК, проектор
|
2
|
Человек: информация и
информационные процессы.
|
1
|
11.09
|
|
Б
|
ПК, проектор
|
3
|
Информация и информационные
процессы в обществе и технике.
|
1
|
18.09
|
|
ФО,Т(с.6-7)
|
ПК, проектор, раздаточный материал
|
4
|
Кодирование информации с
помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение.
|
1
|
25.09
|
|
ФО,Т(с.8-9)
|
ПК, проектор, раздаточный материал
|
5
|
Знаковые системы.
|
1
|
2.10
|
|
ФО
|
ПК, проектор
|
6
|
Кодирование информации.
|
1
|
9.10
|
|
ФО
|
ПК, проектор
|
7
|
Количество информации. Количество
информации как мера уменьшения неопределенности знания. Практическая
работа № 1.1. «Перевод единиц измерения количества информации с помощью
калькулятора».
|
1
|
16.10
|
|
Б
|
ПК, проектор
|
8
|
Определение количества
информации. Практическая работа № 1.2 «Тренировка ввода текстовой и числовой
информации с помощью клавиатурного тренажера».
|
1
|
23.10
|
|
КП, Т(с.10-11)
|
ПК, проектор, раздаточный материал
|
9
|
Алфавитный подход к
определению количества информации. Контроль знаний и умений.
|
1
|
30.10
|
|
Т(с.12-15)
|
ПК, проектор, раздаточный материал
|
Глава 2. Компьютер как
универсальное устройство обработки информации- 7 часов
|
10
|
Программная обработка
данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата.
Практическая работа №
2.2. «Форматирование дискеты».
|
1
|
13.11
|
|
КП, Т(с.40-41)
|
ПК, проектор, раздаточный материал
|
11
|
Устройства ввода информации.
Устройства вывода информации.
Практическая работа №
2.3. «Определение разрешающей способности мыши».
|
1
|
20.11
|
|
КП, Т(с.42-43)
|
ПК, проектор, раздаточный материал
|
12
|
Оперативная память.
Долговременная память.
|
1
|
27.11
|
|
Т(с.44-45)
|
ПК, проектор, раздаточный материал
|
13
|
Файлы и файловая система. Файл.
Файловая система. Работа с файлами и дисками.
Практическая работа №
2.1 «Работа с файлами с использованием файлового
менеджера».
|
1
|
4.12
|
|
ФО,КП, Т(с.46-51)
|
ПК, проектор, раздаточный материал
|
14
|
Программное обеспечение
компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение
компьютера. Графический интерфейс операционных систем и приложений.
Практическая работа 2.4. «Установка даты и времени с использованием
графического интерфейса операционной системы».
|
1
|
11.12
|
|
ФО, Т(с.52-53)
|
ПК, проектор, раздаточный материал
|
15
|
Представление
информационного пространства с помощью графического интерфейса.
Компьютерные вирусы и
антивирусные программы. Практическая работа № 2.5. «Защита от вирусов:
обнаружение и лечение».
|
1
|
18.12
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
16
|
Правовая охрана программ и
данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно
бесплатные и свободно распространяемые программы. Защита информации.
Контроль знаний и
умений.
|
1
|
25.12
|
|
Т(с.56-59), ЗПР
|
ПК, проектор, раздаточный материал
|
Глава 3. Коммуникационные
технологии – 16 ч.
|
17
|
Техника безопасности в
кабинете информатики. Передача информации.
|
1
|
15.01.
|
|
Б
|
ПК, проектор
|
18
|
Локальные компьютерные
сети.
Практическая работа №
3.1. «Предоставление доступа к диску на компьютере,
подключенном к локальной сети».
|
1
|
22.01.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
19
|
Глобальная компьютерная
сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация в интернете. Практическая
работа № 3.2. «Подключение к Интернету».
|
1
|
29.01.
|
|
КП, Т (9 кл.,с.60-63)
|
ПК, проектор, раздаточный материал
|
20
|
Маршрутизация и
транспортировка данных к компьютерным сетям. Практическая работа № 3.3.
«География» Интернета».
|
1
|
5.02.
|
|
КП
|
ПК
|
21
|
Информационные ресурсы
интернета. Всемирная паутина. Практическая работа № 3.4. «Путешествие
во всемирной паутине».
|
1
|
12.02.
|
|
КП, Т (9 кл.,с.64-65)
|
ПК, проектор, раздаточный материал
|
22
|
Электронная почта.
Практическая работа № 3.5. «Работа с электронной Web-почтой».
|
1
|
19.02.
|
|
КП
|
ПК
|
23
|
Файловые архивы. Практическая
работа № 3.6. «Загрузка файлов из Интернета».
|
1
|
26.02.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
24
|
Общение в Интернете.
Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.
|
1
|
5.03.
|
|
ФО
|
ПК, проектор
|
25
|
Поиск информации в
Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа № 3.7.
«Поиск информации в Интернете».
|
1
|
12.03.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
26
|
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML . Web-страницы и Web-сайты.
|
1
|
19.03.
|
|
ФО,
|
ПК, проектор
|
27
|
Структура Web-страницы. Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с
использованием языка разметки текста HTML».
|
1
|
2.04.
|
|
КП
|
ПК
|
28
|
Форматирование текста на Web-странице. Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с
использованием языка разметки текста HTML».
|
1
|
9.04.
|
|
ФО, КП
|
ПК, проектор
|
29
|
Вставка изображений в Web-страницы. Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с
использованием языка разметки текста HTML».
|
1
|
16.04.
|
|
ФО, КП
|
ПК, проектор
|
30
|
Гиперссылки на Web-страницах. Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с
использованием языка разметки текста HTML».
|
1
|
23.04.
|
|
КП
|
ПК
|
31
|
Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием
языка разметки текста HTML».
|
1
|
30.04.
|
|
ФО, Т (9 кл.,с.66-67)
|
ПК, проектор, раздаточный материал
|
32
|
Практическая работа №
3.8. «Разработка сайта с использованием языка
разметки текста HTML». Контроль знаний и умений.
|
1
|
7.05.
|
|
ЗПР, Т (9 кл.,с.68-71)
|
ПК, раздаточный материал
|
Повторение -3ч
|
33
|
Повторение по теме
«Информация и информационные процессы»
|
1
|
14.05.
|
|
РЗ,ИК
|
ПК, проектор
|
34
|
Повторение по теме
«Компьютер как универсальное устройство для обработки информации»
|
1
|
21.05.
|
|
ИК
|
ПК, проектор
|
35
|
Повторение по теме
«Коммуникационные технологии»
|
1
|
28.05.
|
|
МП
|
ПК, проектор
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные
обозначения:
КП –компьютерный практикум
ФО-фронтальный
опрос
Б-беседа
РЗ-решение задач
Т-тестирование
МП-мини-проект
ЗПР –зачетная
практическая работа
\
Календарно-тематическое планирование
9 класс (70 ч)
№ п/п
|
Наименование
раздела и тем уроков
|
Кол-во часов
|
Даты проведения уроков
|
Формы контроля
|
МТО
|
План
|
Факт
|
Глава 1. Кодирование и
обработка графической и мультимедийной информации – 15 ч.
|
1
|
Техника безопасности в
кабинете информатики. Кодирование графической информации. Пространственная
дискретизация.
|
1
|
1.09
|
|
РЗ
|
|
2
|
Растровые изображения на
экране монитора.
|
1
|
5.09.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
3
|
Палитры цветов в системах
цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Практическая работа № 1.1. «Кодирование графической
информации».
|
1
|
8.09.
|
|
КП, Т(с.6-7)
|
ПК, проектор, раздаточный материал
|
4
|
Растровая и векторная
графика. Растровая графика.
|
1
|
12.09.
|
|
ФО
|
ПК, проектор
|
5
|
Практическая работа
№1.2. «Редактирование изображений в растровом
графическом редакторе»
|
1
|
15.09.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
6
|
Векторная графика.
|
1
|
19.09.
|
|
ФО
|
ПК, проектор
|
7
|
Практическая работа №
1.3. «Создание рисунков в векторном графическом
редакторе».
|
1
|
22.09.
|
|
КП, Т(с.8-9)
|
ПК, проектор, раздаточный материал
|
8
|
Интерфейс и основные
возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в
растровых и векторных графических редакторах.
|
1
|
26.09.
|
|
ФО
|
ПК, проектор
|
9
|
Инструменты рисования
растровых графических редакторов.
|
1
|
29.09.
|
|
ФО
|
ПК, проектор
|
10
|
Работа с объектами в
векторных графических редакторах.
|
1
|
3.10.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
11
|
Редактирование
изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах.
|
1
|
6.10.
|
|
КП, Т(с.10-11)
|
ПК, проектор, раздаточный материал
|
12
|
Растровая и векторная
анимация.
Практическая работа №
1.4. «Анимация».
|
1
|
10.10.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
13
|
Кодирование и обработка
звуковой информации.
Практическая работа №
1.5. «Кодирование и обработка звуковой информации»
|
1
|
13.10.
|
|
КП, Т(с.12-13)
|
ПК, проектор, раздаточный материал
|
14
|
Цифровое фото и видео.
Практическая работа №
1.6. «Захват и редактирование цифрового фото и
создание слайд-шоу».
|
1
|
17.10.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
15
|
Практическая работа №
1.7. «Захват и редактирование цифрового видео с использованием
системы нелинейного видеомонтажа». Контроль знаний и умений.
|
1
|
20.10
|
|
КП, Т(с.14-17)
|
ПК, проектор, раздаточный материал
|
Глава 2. Кодирование и
обработка текстовой информации – 9 ч.
|
16
|
Кодирование текстовой
информации.
Практическая работа №
2.1. «Кодирование текстовой информации».
|
1
|
24.10.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
17
|
Создание документов в
текстовых редакторах.
|
1
|
27.10.
|
|
ФО
|
ПК, проектор
|
18
|
Ввод и редактирование
документа.
Практическая работа №
2.2. «Вставка в документ формул».
|
1
|
31.10.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
19
|
Сохранение и печать
документов.
|
1
|
10.11.
|
|
ФО
|
ПК, проектор
|
20
|
Форматирование документа.
Форматирование символов. Форматирование абзацев. Практическая работа №
2.3. «Форматирование символов и абзацев».
|
1
|
14.11.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
21
|
Нумерованные и
маркированные списки.
Практическая работа №
2.4. «Создание и форматирование списков».
|
1
|
17.11.
|
|
ФО,КП
|
ПК, проектор
|
22
|
Таблицы. Практическая
работа № 2.5. «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение
данными».
|
1
|
21.11.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
23
|
Компьютерные словари и
системы машинного перевода текстов. Практическая работа № 2.6. «Перевод
текста с помощью компьютерного словаря».
|
1
|
24.11.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
24
|
Системы оптического
распознавания документа. Практическая работа № 2.7. «Сканирование и
распознавание «бумажного» текстового документа». Контроль знаний и
умений.
|
1
|
28.11.
|
|
Т (с.70-73 (8 кл.)), ЗПР
|
ПК, проектор
|
Глава 3.Кодирование и
обработка числовой информации (10 часов)
|
25
|
Кодирование числовой
информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая
работа № 3.1. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с
помощью калькулятора».
|
1
|
1.12.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
26
|
Арифметические операции в
позиционных системах счисления.
|
1
|
5.12.
|
|
ФО
|
ПК, проектор
|
27
|
Двоичное кодирование
чисел в компьютере.
|
1
|
8.12.
|
|
ФО
|
ПК, проектор
|
28
|
Электронные таблицы.
Основные параметры электронных таблиц.
|
1
|
12.12.
|
|
ФО
|
ПК, проектор
|
29
|
Основные типы и форматы
данных.
|
1
|
15.12.
|
|
ФО
|
ПК, проектор
|
30
|
Относительные, абсолютные
и смешанные ссылки. Практическая работа № 3.2. «Относительные,
абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
|
|
19.12.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
31
|
Встроенные функции.
Практическая работа №
3.3. «Создание таблиц значений функций в электронных
таблицах».
|
1
|
22.12.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
32
|
Построение диаграмм и
графиков в электронных таблицах.
Практическая работа №
3.4. «Построение диаграмм различных типов».
|
1
|
26.12.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
33
|
Базы данных в электронных
таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы.
|
1
|
12.01.
|
|
ФО, Т(с.48-49)
|
ПК, проектор, раздаточный материал
|
34
|
Сортировка и поиск данных
в электронных таблицах. Практическая работа № 3.5. «Сортировка и поиск
данных в электронных таблицах». Контроль знаний и умений.
|
1
|
16.01.
|
|
КП, Т(с.52-55), ЗПР
|
ПК, проектор, раздаточный материал
|
Глава 4. Алгоритмизация
и основы объектно – ориентированного программирования (20 часов)
|
35
|
Техника безопасности в
кабинете информатики. Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства
алгоритма и его исполнители.
|
1
|
19.01.
|
|
Б
|
ПК, проектор
|
36
|
Блок-схемы алгоритмов.
|
1
|
23.01.
|
|
ФО
|
ПК, проектор
|
37
|
Выполнение алгоритмов
компьютером.
|
1
|
26.01.
|
|
ФО, Т (с.18-19)
|
ПК, проектор, раздаточный материал
|
38
|
Кодирование основных
типов алгоритмических структур на объектно – ориентированных языках и
алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура
«ветвление». Алгоритмическая структура «выбор».
|
1
|
30.01.
|
|
РЗ
|
ПК, проектор
|
39
|
Алгоритмическая структура
«цикл».
|
1
|
2.02.
|
|
РЗ, Т(с.20-21)
|
ПК, проектор, раздаточный материал
|
40
|
Переменные: тип, имя, значение.
Арифметические, строковые и логические выражения.
|
1
|
6.02.
|
|
РЗ
|
ПК, проектор
|
41
|
Функции в языках
объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.
|
1
|
9.02.
|
|
РЗ, Т(с.22-23)
|
ПК, проектор, раздаточный материал
|
42
|
Основы объектно-ориентированного
визуального программирования. Практическая работа № 4.1. «Знакомство с
системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»
|
1
|
13.02.
|
|
ФО
|
ПК, проектор
|
43
|
Практическая работа №
4.2. «Проект «Переменные».
|
1
|
16.02.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
44
|
Практическая работа №
4.3. «Проект «Калькулятор».
|
1
|
20.02.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
45
|
Практическая работа
4.4. Проект «Строковый калькулятор».
|
1
|
23.02.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
46
|
Практическая работа №
4.5. Проект «Даты и время».
|
1
|
27.02.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
47
|
Практическая работа №
4.6. Проект «Сравнение кодов символов».
|
1
|
2.03.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
48
|
Практическая работа №
4.7. Проект «Отметка».
|
1
|
6.03.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
49
|
Практическая работа №
4.8. Проект «Коды символов».
|
1
|
9.03.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
50
|
Практическая работа №
4.9. Проект «Слово-перевертыш».
|
1
|
13.03.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
51
|
Графические возможности
объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005. Практическая работа № 4.10. Проект «Графический
редактор».
|
1
|
16.03.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
52
|
Практическая работа №
4.11. Проект «Системы координат».
|
1
|
20.03.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
53
|
Практическая работа №
4.12. Проект «Анимация».
|
1
|
30.03.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
54
|
Контроль знаний и умений
|
1
|
3.04.
|
|
Т (с.34-39), ЗПР
|
ПК, проектор, раздаточный материал
|
Глава 5.
Моделирование и формализация – 10 ч.
|
55
|
Окружающий мир как иерархическая
система.
|
1
|
6.04.
|
|
Б
|
ПК, проектор
|
56
|
Моделирование,
формализация, визуализация. Моделирование как метод познания.
|
1
|
10.04.
|
|
ФО
|
ПК, проектор
|
57
|
Материальные и
информационные модели.
|
1
|
13.04.
|
|
ФО, Т(с.40-41)
|
ПК, проектор, раздаточный материал
|
58
|
Формализация и визуализация
моделей.
|
1
|
17.04.
|
|
ФО,МП
|
ПК, проектор
|
59
|
Формализация и визуализация
моделей.
|
1
|
20.04.
|
|
ФО,МП
|
ПК, проектор
|
60
|
Основные этапы разработки и
исследования моделей на компьютере.
|
1
|
24.04.
|
|
ФО,
|
ПК, проектор, раздаточный материал
|
61
|
Построение и исследование
физических моделей.
Практическая работа №5.1
Проект «Бросание мячика в площадку»
|
1
|
27.04.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
62
|
Приближенное решение
уравнений.
Практическая работа №5.2
Проект «Графическое решение уравнений»
|
1
|
1.05.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
63
|
Экспертные системы
распознавания химических веществ.
Практическая работа №5.3
Проект «Распознавание удобрений»
|
1
|
4.05.
|
|
КП
|
ПК, проектор
|
64
|
Информационные модели
управления объектами.
Практическая работа №5.1
Проект «Модели систем управления». Контроль знаний и умений
|
1
|
8.05.
|
|
КП, Т(с.42-43)
|
ПК, проектор
|
Глава 6. Информатизация общества (3 часа)
|
65
|
Информационное общество.
|
1
|
11.05.
|
|
Б
|
ПК, проектор
|
66
|
Информационная культура.
|
1
|
15.05.
|
|
Б, Т(с.72-75)
|
ПК, проектор, раздаточный материал
|
67
|
Перспективы развития
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Контроль знаний и
умений.
|
1
|
18.05.
|
|
Б, Т(с.76-77)
|
ПК, проектор, раздаточный материал
|
Повторение (1 час)
|
68
|
Повторение пройденного за
курс 9 класса.
|
1
|
22.05.
|
|
РЗ, Т (78-83)
|
ПК, проектор
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Принятые сокращения в календарно-тематическом
планировании:
ФО – фронтальный опрос
ИК – индивидуальный контроль
Т- тестирование
МП –мини-проект
Б-беседа
ЗПР-зачетная практическая работа
5. Оценивание образовательных достижений обучающихся
Способы и формы
оценивания образовательных результатов учащихся: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, опрос в
парах, практикум, тест, устное сообщение, мини-проект.
Итоговая аттестация в 8, 9классах по информатике и ИКТ осуществляется путем выведения
годовых отметок успеваемости на основе четвертных отметок, выставленных
обучающимся в течение учебного года. В 9 классе, в случае сдачи ГИА– итоговая
отметка выставляется на основе четвертных, годовой и по результатам экзамена.
Инструментарий для
оценивания результатов:
Промежуточный: практические работы, самостоятельные работы, викторина, игра,
тестирование
Итоговый: тестирование, экзамен
Критерии и нормы оценки ЗУН, компетенций обучающихся осуществляются на основе Положения о формах,
периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
и переводе обучающихся в следующий класс в МБОУ «Карамышевская СОШ»:
Отметки
по результатам проверки и оценки выполненных обучающимися работ выставляются по
пятизначной порядковой шкале.
Отметка
«отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся
демонстрирует:
·
уверенное знание и понимание учебного материала;
·
умение выделять главное в изученном материале,
обобщать факты и практические примеры, делать выводы, устанавливать
межпредметные и внутрипредметные связи;
·
умение применять полученные знания в новой
ситуации;
·
отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении
изученного материала (самостоятельно устраняет отдельные неточности с помощью
дополнительных вопросов учителя);
·
соблюдение культуры письменной и устной речи,
правил оформления письменных работ.
Отметка
«хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающиеся
демонстрируют:
·
знание основного учебного материала;
·
умение выделять главное в изученном материале,
обобщать факты и практические примеры, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи;
·
недочёты при воспроизведении изученного материала;
·
соблюдение основных правил культуры письменной и
устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка
«удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если
обучающийся демонстрирует:
·
знание учебного материала на уровне минимальных
требований;
·
умение воспроизводить изученный материал,
затруднения в ответе на вопросы в изменённой формулировке;
·
наличие грубой ошибки или нескольких негрубых
ошибок при воспроизведении изученного материала;
·
несоблюдение отдельных правил культуры письменной и
устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка
«неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если
обучающийся демонстрирует:
·
знание учебного материала на уровне ниже
минимальных требований, фрагментарные представления об изученном материале;
·
отсутствие умений работать на уровне
воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;
·
наличие нескольких грубых ошибок, большого числа
негрубых при воспроизведении изученного материала;
·
несоблюдение основных правил культуры письменной и
устной речи, правил оформления письменных работ.
Критерии
выставления отметок за устные работы
Отметка
« отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся:
·
последовательно, чётко, связно, обоснованно и
безошибочно излагает учебный материал; даёт ответ в логической
последовательности с использованием принятой терминологии;
·
показывает понимание сущности рассматриваемых
понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; умеет выделять
главное, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
·
самостоятельно анализирует и обобщает теоретический
материал, результаты проведённых наблюдений и опытов; свободно устанавливает
межпредметные (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные
связи;
·
уверенно и безошибочно применяет полученные знания
в решении новых, ранее не встречавшихся задач;
·
излагает учебный материал литературным языком;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
·
рационально использует наглядные пособия,
справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники;
применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей ,
сопровождающих ответ; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами,
схемами и графиками, сопутствующими ответу;
·
допускает в ответе недочёты, которые легко
исправляет по требованию учителя.
Отметка
« хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся:
·
показывает знание всего изученного учебного
материала;
·
даёт в основном правильный ответ; учебный материал
излагает в обоснованной логической последовательности с приведением конкретных
примеров, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов в
использовании терминологии учебного предмета, которые может исправить
самостоятельно при помощи учителя;
·
анализирует и обобщает теоретический материал,
результаты проведённых наблюдений и опытов с помощью учителя;
·
соблюдает основные правила культуры устной речи;
применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей,
сопровождающих ответ.
Отметка
«удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если
обучающиеся:
·
демонстрирует усвоение основного содержания
учебного материала, имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению
учебного материала;
·
применяет полученные знания при ответе на вопрос,
анализе предложенных ситуаций по образцу;
·
допускает ошибки в использовании терминологического
учебного предмета;
·
показывает недостаточную сформированность отдельных
знаний и умений;
·
затрудняется при анализе и обобщении учебного
материала, результатов проведённых наблюдений и опытов;
·
даёт неполные ответы на вопросы учителя или
воспроизводит содержание ранее прочитанного текста, слабо связанного с заданным
вопросом;
·
использует неупорядоченную систему условных
обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ.
Отметка
« неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если
обучающийся:
· не раскрыл основное содержание учебного материала в пределах
поставленных вопросов;
·
не умеет применять имеющиеся
знания к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
·
допускает в ответе более двух
грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Критерии выставления отметок за письменные работы
Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся выполнил работу
без ошибок и недочётов, либо допустил не более одного недочёта.
Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся выполнил работу
полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта,
либо не более двух недочётов.
Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если обучающийся выполнил не менее
половины работы, допустив при этом:
·
не более двух грубых ошибок;
·
либо не более одной грубой и
одной негрубой ошибки и один недочёт;
·
либо три негрубые ошибки;
·
либо одну негрубую ошибку и три
недочёта;
·
либо четыре-пять недочётов.
Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если обучающийся:
·
выполнил менее половины работы
·
либо допустил большее
количество ошибок и недочётов, чем это допускается для отметки «
удовлетворительно».
Примечание:
За оригинальное выполнение работы учитель вправе
повысить обучающемуся отметку на один балл.
Критерии
выставления отметок за практические (лабораторные) работы
Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся:
·
самостоятельно определил цель
работы;
·
самостоятельно выбрал и
подготовил для работы необходимое оборудование;
·
выполнил работу в рациональной
последовательности и полном объёме с безусловным соблюдением правил личной и
общественной безопасности;
·
получил результаты с заданной
точностью; оценил погрешность измерения (для обучающихся IX-XI ) классов);
·
грамотно, логично описал
проведённые наблюдения и сформулировал выводы из результатов наблюдения и
сформулировал выводы из результатов опыта (наблюдения);
·
экономично использовал
расходные материалы;
·
обеспечил подержание чистоты и
порядка на рабочем месте.
Отметка « хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся:
·
самостоятельно определил цель
работы;
·
самостоятельно выбрал и
подготовил для работы необходимое оборудование;
·
выполнил работу в полном объёме
с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности, но не в
рациональной последовательности;
·
выполнил не менее двух
остальных требований, соответствующих отметке «отлично».
Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если обучающийся:
·
самостоятельно определил цель
работы;
·
выбрал и подготовил для работы
необходимое оборудование с помощью учителя;
·
выполнил работу не менее чем на
половину с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности;
·
выполнил не менее одного
требования из числа остальных, соответствующих отметке «отлично».
Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если обучающийся:
·
не смог определить цель работы
и подготовить необходимое оборудование самостоятельно;
·
выполнил работу менее чем на половину, либо
допустил однократное нарушение правил безопасности.
Виды ошибок и
недочётов при выполнении работ
Грубыми
считаются ошибки в результатах выполнения работ (отдельных заданий),
обусловленные:
·
незнанием основных понятий, законов, правил,
классификаций, формул, единиц измерения величин;
·
незнанием алгоритмов( последовательности) решения
типичных учебных задач
·
неумением определить цель работы и не допускать
отклонения от неё в ходе выполнения работы;
·
некорректностью вывода (отсутствием логической
связи между исходными посылками и выводимых из них заключением);
·
нарушением правил безопасности при выполнении
работ.
Критерии оценивания тестирования представлены в
контрольно-измерительных материалах изучения курса «Информатика и ИКТ» (п.4
УМК).
6. Средства контроля образовательных результатов
1.Практические работы содержаться в учебниках
2.Контрольные работы в КИМах (см. приложение 1,2)
7.
Перечень учебно-методического обеспечения учебного процесса
Список литературы
Для учащихся:
1.Информатика и ИКТ.Базовый уровень: учебник для 8
класса/Н.Д.Угринович.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2008.-188с.:ил.;
2.Информатика и ИКТ.Базовый уровень: учебник для 9
класса/Н.Д.Угринович.-3-е изд.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2010.-295 с.:ил.;
Для учителя:
1.Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 8
класс/Сост. Н.А.Сухих, М.В.Соловьёва. -М.:ВАКО, 2012.-96
с.-(Контрольно-измерительные материалы);
2.Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 9
класс/Сост. М.В.Соловьёва. -М.: ВАКО, 2012.-112 с.-(Контрольно-измерительные
материалы).
3.Справочник школьника:5-11 классы.-М.:АСТ-ПРЕСС,
2003.-С74 704с.
4.Н.Д.Угринович . Локальная версия ЭОР в поддержку
курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1.
Мультимедийные пособия:
1. Linux-DVD, (выпускается по лицензии компании
AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса
/ Н.Д.Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.:БИНОМ, 2009.г
Технические средства обучения:
1.
Интерактивная доска.
2.
Компьютер
3.
ЛВС - локальная вычислительная
сеть.
4.
Модем ASDL, модем Dial-up
5.
Мультимедиа проектор
6.
Принтер.
7.
Сканер.
8.
Устройства вывода звуковой
информации – наушники, колонки.
9.
Устройства ввода звуковой
информации — микрофон.
10.
Web-камера.
Программные средства обучения.
1.
Комплект свободного
программного обеспечения — СПО.
2.
Операционная система Alt Linux
«Юниор».
Информационные ресурсы в Интернете:
1.
http://www.alleng.ru/edu/comp1.htm
2.
http://www.metod-kopilka.ru/
3.
http://www.uchportal.ru/load/17
8. Лист дополнений и изменений в рабочей
программе
Дата
|
Основание для внесения изменений
и дополнений
|
Характеристика изменений
|
Подпись руководителя ОУ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.