Главная / Информатика / Рабочая программа по информатике 8-9 классы

Рабочая программа по информатике 8-9 классы

Муниципальное образование Змеиногорский район Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карамышевская средняя общеобразовательная школа» Змеиногорского района Алтайского края



«СОГЛАСОВАНО»

Председатель экспертной группы___________ Е.А.Кляузер

протокол от «___» _____ 2014 г.

№ ___

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель Методического совета МБОУ «Карамышевская СОШ» ________ Л.В.Андрюнина

«____» _________ 2014 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Карамышевская СОШ»

__________ О.В.Марковская

приказ от «___» ____ 2014 г. № ___



Рабочая программа

по информатике и ИКТ для 8-9 классов

основного общего образования

на 2014 — 2015 учебный год


Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы». Программы курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) Н.Д.Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010



Разработчик:

учитель информатики и ИКТ

Рыжкова Алена Валерьевна



с. Карамышево, 2014

1.Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы». Программы курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) Н.Д.Угринович.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования») предусматривает обязательное изучение информатики и ИКТ в 8 классе – 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю и в 9 классе – 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Авторская программа предусматривает на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 8 классе – 35 часов, в 9 классе – 70 часов. Но на основании приказа №73-0 от 29.08.14 «Об утверждении годового календарного учебного графика МБОУ «Карамышевская СОШ» и Берёзовского филиала 2014/2015 учебный год», количество учебных недель в году для 9,11 классов составляет 34 недели, значит последние два урока (отведенные автором в разделе « повторение» (3 ч)) изучаются на одном последнем уроке. То есть для повторения получится не 3 часа, а 1.

Содержание рабочей программы включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ и авторской программой учебного предмета. Изменений в целях и задачах изучения учебного предмета, а также в общей логике изучения учебного материала по отношению к авторской программе нет. Так как темы распределяются примерно, в данной авторской программе некоторые темы изучаются в один урок в связи с распределением часов меньшим количеством, чем тем:


8 класс: на уроке №1 изучаются две темы «Информация и информационные процессы в неживой природе» и «Информация и информационные процессы в живой природе»; на уроке №11 «Устройства ввода информации» и «Устройства вывода информации»; на уроке №12 «Оперативная память» и « Долговременная память»; на уроке №13 «Файл», «Файловая система» и « Работа с файлами и дисками»; на уроке №14 «Операционная система», «Прикладное программное обеспечение компьютера» и «Графический интерфейс операционных систем и приложений»; на уроке №16: «Правовая охрана информации», «Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы» и «Защита информации»; на уроке №19 «Состав Интернета», «Адресация в интернете»; на уроке № 24 «Общение в Интернете», «Мобильный Интернет» и «Звук и видео в Интернете»; на уроке №31: «Списки на Web-страницах» и «Интерактивные формы на Web-страницах».


9 класс: на уроке №20 «Форматирование символов» и «Форматирование абзацев»; на уроке №38 «Алгоритмическая структура «ветвление»» и «Алгоритмическая структура «выбор»»; на уроке № 40 «Переменные: тип, имя, значение» и «Арифметические, строковые и логические выражения».

Авторской программой предусмотрено

в 8 классе - количество практических работ – 15;

в 9 классе - количество практических работ – 35.

Так как в конце изучения каждого раздела предусмотрен контроль знаний и умений– тестирование, то после изучения каждой главы в рабочей программе имеется обобщающее тестирование (в приложениях 1,2). Таким образом, в рабочей программе в 8 классе 3 тестирования, в 9 классе – 6.


Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Формы организации учебного процесса: урок, урок-консультация, урок-практическая работа, уроки с групповыми формами работы, уроки-конкурсы и викторины, уроки-игры, интегрированные уроки.

Технологии, используемые в образовательном процессе:

  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения;

  • Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе;

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса;

  • Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала;

  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей;

  • Технология критического мышления.

Формы, способы и средства проверки и оценки образовательных результатов:

1.Рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой, фронтальный опрос.

2.Практические работы, упражнения, тестирование.

УМК, используемый для реализации рабочей программы:

В федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014/2015 учебный год (утвержден приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253) в раздел I. «Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы» входит завершенная предметная линия учебников по информатике и ИКТ под редакцией Н.Д. Угриновича (п.1.2.1.2.1.1), используемая в МБОУ «Карамышевская СОШ» в течение многих лет. Основой учебно-методических комплектов является учебник.

Состав УМК:

1.Программа: «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы». Программы курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) Н.Д.Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

2.Учебники:

1.Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса/Н.Д. Угринович.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2008.-188с.:ил.;

2. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса/Н.Д.Угринович.-3-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2010.-295 с.: ил.;

3.Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/Н.Д.Угринович.-4-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2008.-212 с.: ил.;

4.Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса/Н.Д. Угринович.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2008.-188с.:ил.;

3.Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Учебное пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 г. – 183 с. (вместе с диском Model CD)

4.Практикум по информатике и информационным технологиям (8-11 классы)/Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г.

5.Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие / Н. Д. Угринович. – 3-е изд.. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 182 с: ил. ,включает 4 диска:

- Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;

-Visual Studio-CD (выпускается по лицензии Microsoft), содержащий дистрибутивы систем объектно-ориентированного программирования Visual Basic.NET? Visual C# b Visual J#;

- Linux-DVD (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса;

-TurboDelphi-CD (выпускается по лицензии компании Borland), содержащий систему объектно-ориентированного программирования TurboDelphi.

4.Контрольно-измерительные материалы:

1.Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 8 класс/Сост. Н.А.Сухих, М.В.Соловьёва. -М.:ВАКО, 2012.-96 с.-(Контрольно-измерительные материалы);

2.Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 9 класс/Сост. М.В.Соловьёва. -М.: ВАКО, 2012.-112 с.-(Контрольно-измерительные материалы).

2.Планируемые образовательные результаты обучающихся 8-9 классов:

(согласно п.4 УМК)

8 класс

В результате изучения базового курса информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

-создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-создавать записи в базе данных;

-создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


9 класс:

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

  • знать, как кодируется графическая и звуковая информация в памяти компьютера;

  • знать виды графики, возможности графических редакторов;

  • создавать рисунки, чертежи с использованием основных операций графических редакторов;

  • уметь самостоятельно выполнять на компьютере простое задание, используя основные функции инструментальных программных средств, прикладных программ;

  • понимать сущность понятия «алгоритм», знать его основные свойства, иллюстрировать их на примерах конкретных алгоритмов;

  • знать основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов;

  • записывать на языке программирования алгоритм решения задач;

  • знать правила техники безопасности при работе на ЭВМ;

  • иметь представление о сущности моделирования;

  • знать различные типы информационных моделей;

  • уметь строить простейшие информационные модели и использовать их;

  • иметь представление о телекоммуникациях, их назначении, возможностях применения мультимедиа-технологий;

  • знать назначение баз данных и систем управления базами данных;

  • уметь находить нужную информацию, используя поисковые системы;

  • уметь применять сеть Интернет для решения пользовательских задач;

  • знать назначение и возможности языка HTML, основные тэги;

  • создавать простые WEB-страницы;

  • знать характерные черты информационного общества.


3. Содержание тем учебного предмета


8 класс:

Разделы учебного предмета

Количество часов, необходимое для изучения

1

Информация и информационные процессы

9

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7

3

Коммуникационные технологии

16

4

Повторение, резерв времени

3


Итого:

35


9 класс:

Разделы учебного предмета

Количество часов, необходимое для изучения

1

Кодирование и обработка текстовой информации

9


Кодирование и обработка числовой информации

10

2

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

15

3

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

20

4

Моделирование и формализация

10

5

Информационное общество

3

6

Повторение, резерв времени

1


Итого:

68




Основные виды учебной деятельности обучающихся:

-репродуктивная деятельность: осмысление текста параграфа, описываемых в нем понятий, свойств; ответов на вопросы репродуктивного характера;

-проектная деятельность: самостоятельная деятельность учащихся и творческий подход в работе над темой. Проект может быть разным по длительности: в течение одного, двух и более уроков.

-поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование и обоснование выбора, установление ассоциативных связей с другими разделами курса;

-практическая деятельность: выполнение практических работ на компьютере с целью закрепления теории.


4.Календарно - тематическое планирование

8 класс (35 ч)


Наименование раздела и тем уроков

Кол-во часов

Даты проведения уроков

Формы контроля

Материально-техническое обеспечение

план

факт

Глава 1. Информация и информационные процессы – 9 часов

1

Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе.

1

4.09


Беседа,

Подпись в журнал е по технике безопасности

ПК, проектор

2

Человек: информация и информационные процессы.

1

11.09


Б

ПК, проектор

3

Информация и информационные процессы в обществе и технике.

1

18.09


ФО,Т(с.6-7)

ПК, проектор, раздаточный материал

4

Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение.

1

25.09


ФО,Т(с.8-9)

ПК, проектор, раздаточный материал

5

Знаковые системы.

1

2.10


ФО

ПК, проектор

6

Кодирование информации.

1

9.10


ФО

ПК, проектор

7

Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Практическая работа № 1.1. «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».

1

16.10


Б

ПК, проектор

8

Определение количества информации. Практическая работа № 1.2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

1

23.10


КП, Т(с.10-11)

ПК, проектор, раздаточный материал

9

Алфавитный подход к определению количества информации. Контроль знаний и умений.

1

30.10


Т(с.12-15)

ПК, проектор, раздаточный материал

Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации- 7 часов

10

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата.

Практическая работа № 2.2. «Форматирование дискеты».

1

13.11


КП, Т(с.40-41)

ПК, проектор, раздаточный материал

11

Устройства ввода информации. Устройства вывода информации.

Практическая работа № 2.3. «Определение разрешающей способности мыши».

1

20.11


КП, Т(с.42-43)

ПК, проектор, раздаточный материал

12

Оперативная память. Долговременная память.

1

27.11


Т(с.44-45)

ПК, проектор, раздаточный материал

13

Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками.

Практическая работа № 2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

1

4.12


ФО,КП, Т(с.46-51)

ПК, проектор, раздаточный материал

14

Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Практическая работа 2.4. «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».

1

11.12


ФО, Т(с.52-53)

ПК, проектор, раздаточный материал

15

Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа № 2.5. «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

1

18.12


КП

ПК, проектор

16

Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Защита информации.

Контроль знаний и умений.

1

25.12


Т(с.56-59), ЗПР

ПК, проектор, раздаточный материал

Глава 3. Коммуникационные технологии – 16 ч.

17

Техника безопасности в кабинете информатики. Передача информации.

1

15.01.


Б

ПК, проектор

18

Локальные компьютерные сети.

Практическая работа № 3.1. «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети».

1

22.01.


КП

ПК, проектор

19

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация в интернете. Практическая работа № 3.2. «Подключение к Интернету».

1

29.01.


КП, Т (9 кл.,с.60-63)

ПК, проектор, раздаточный материал

20

Маршрутизация и транспортировка данных к компьютерным сетям. Практическая работа № 3.3. «География» Интернета».


1

5.02.


КП

ПК

21

Информационные ресурсы интернета. Всемирная паутина. Практическая работа № 3.4. «Путешествие во всемирной паутине».


1

12.02.


КП, Т (9 кл.,с.64-65)

ПК, проектор, раздаточный материал

22

Электронная почта. Практическая работа № 3.5. «Работа с электронной Web-почтой».

1

19.02.


КП

ПК

23

Файловые архивы. Практическая работа № 3.6. «Загрузка файлов из Интернета».

1

26.02.


КП

ПК, проектор

24

Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.

1

5.03.


ФО

ПК, проектор

25

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа № 3.7. «Поиск информации в Интернете».

1

12.03.


КП

ПК, проектор

26

Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML . Web-страницы и Web-сайты.

1

19.03.


ФО,

ПК, проектор

27

Структура Web-страницы. Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

1

2.04.


КП

ПК

28

Форматирование текста на Web-странице. Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

1

9.04.


ФО, КП

ПК, проектор

29

Вставка изображений в Web-страницы. Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

1

16.04.


ФО, КП

ПК, проектор

30

Гиперссылки на Web-страницах. Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

1

23.04.


КП

ПК

31

Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах. Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

1

30.04.


ФО, Т (9 кл.,с.66-67)

ПК, проектор, раздаточный материал

32

Практическая работа № 3.8. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». Контроль знаний и умений.

1

7.05.


ЗПР, Т (9 кл.,с.68-71)

ПК, раздаточный материал

Повторение -3ч

33

Повторение по теме «Информация и информационные процессы»

1

14.05.


РЗ,ИК

ПК, проектор

34

Повторение по теме «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации»

1

21.05.


ИК

ПК, проектор

35

Повторение по теме «Коммуникационные технологии»

1

28.05.


МП

ПК, проектор


Условные обозначения:

КП –компьютерный практикум

ФО-фронтальный опрос

Б-беседа

РЗ-решение задач

Т-тестирование

МП-мини-проект

ЗПР –зачетная практическая работа

\

Календарно-тематическое планирование

9 класс (70 ч)


п/п

Наименование раздела и тем уроков

Кол-во часов

Даты проведения уроков

Формы контроля

МТО

План

Факт

Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 15 ч.

1

Техника безопасности в кабинете информатики. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация.

1

1.09


РЗ


2

Растровые изображения на экране монитора.

1

5.09.


КП

ПК, проектор

3

Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Практическая работа № 1.1. «Кодирование графической информации».

1

8.09.


КП, Т(с.6-7)

ПК, проектор, раздаточный материал

4

Растровая и векторная графика. Растровая графика.

1

12.09.


ФО

ПК, проектор

5

Практическая работа №1.2. «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»

1

15.09.


КП

ПК, проектор

6

Векторная графика.

1

19.09.


ФО

ПК, проектор

7

Практическая работа № 1.3. «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

1

22.09.


КП, Т(с.8-9)

ПК, проектор, раздаточный материал

8

Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах.

1

26.09.


ФО

ПК, проектор

9

Инструменты рисования растровых графических редакторов.

1

29.09.


ФО

ПК, проектор

10

Работа с объектами в векторных графических редакторах.

1

3.10.


КП

ПК, проектор

11

Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах.

1

6.10.


КП, Т(с.10-11)

ПК, проектор, раздаточный материал

12

Растровая и векторная анимация.

Практическая работа № 1.4. «Анимация».

1

10.10.


КП

ПК, проектор

13

Кодирование и обработка звуковой информации.

Практическая работа № 1.5. «Кодирование и обработка звуковой информации»

1

13.10.


КП, Т(с.12-13)

ПК, проектор, раздаточный материал

14

Цифровое фото и видео.

Практическая работа № 1.6. «Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу».

1

17.10.


КП

ПК, проектор

15

Практическая работа № 1.7. «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа». Контроль знаний и умений.

1

20.10


КП, Т(с.14-17)

ПК, проектор, раздаточный материал

Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации – 9 ч.

16

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа № 2.1. «Кодирование текстовой информации».

1

24.10.


КП

ПК, проектор

17

Создание документов в текстовых редакторах.

1

27.10.


ФО

ПК, проектор

18

Ввод и редактирование документа.

Практическая работа № 2.2. «Вставка в документ формул».

1

31.10.


КП

ПК, проектор

19

Сохранение и печать документов.

1

10.11.


ФО

ПК, проектор

20

Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Практическая работа № 2.3. «Форматирование символов и абзацев».

1

14.11.


КП

ПК, проектор

21

Нумерованные и маркированные списки.

Практическая работа № 2.4. «Создание и форматирование списков».

1

17.11.


ФО,КП

ПК, проектор

22

Таблицы. Практическая работа № 2.5. «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

1

21.11.


КП

ПК, проектор

23

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа № 2.6. «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

1

24.11.


КП

ПК, проектор

24

Системы оптического распознавания документа. Практическая работа № 2.7. «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа». Контроль знаний и умений.

1

28.11.


Т (с.70-73 (8 кл.)), ЗПР

ПК, проектор

Глава 3.Кодирование и обработка числовой информации (10 часов)

25

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 3.1. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

1

1.12.


КП

ПК, проектор

26

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

1

5.12.


ФО

ПК, проектор

27

Двоичное кодирование чисел в компьютере.

1

8.12.


ФО

ПК, проектор

28

Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.

1

12.12.


ФО

ПК, проектор

29

Основные типы и форматы данных.

1

15.12.


ФО

ПК, проектор

30

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа № 3.2. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».


19.12.


КП

ПК, проектор

31

Встроенные функции.

Практическая работа № 3.3. «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

1

22.12.


КП

ПК, проектор

32

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.

Практическая работа № 3.4. «Построение диаграмм различных типов».

1

26.12.


КП

ПК, проектор

33

Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы.

1

12.01.


ФО, Т(с.48-49)

ПК, проектор, раздаточный материал

34

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа № 3.5. «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах». Контроль знаний и умений.

1

16.01.


КП, Т(с.52-55), ЗПР

ПК, проектор, раздаточный материал

Глава 4. Алгоритмизация и основы объектно – ориентированного программирования (20 часов)

35

Техника безопасности в кабинете информатики. Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители.

1

19.01.


Б

ПК, проектор

36

Блок-схемы алгоритмов.

1

23.01.


ФО

ПК, проектор

37

Выполнение алгоритмов компьютером.


1

26.01.


ФО, Т (с.18-19)

ПК, проектор, раздаточный материал

38

Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно – ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор».

1

30.01.


РЗ

ПК, проектор

39

Алгоритмическая структура «цикл».

1

2.02.


РЗ, Т(с.20-21)

ПК, проектор, раздаточный материал

40

Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения.

1

6.02.


РЗ

ПК, проектор

41

Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

1

9.02.


РЗ, Т(с.22-23)

ПК, проектор, раздаточный материал

42

Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Практическая работа № 4.1. «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»

1

13.02.


ФО

ПК, проектор

43

Практическая работа № 4.2. «Проект «Переменные».

1

16.02.


КП

ПК, проектор

44

Практическая работа № 4.3. «Проект «Калькулятор».

1

20.02.


КП

ПК, проектор

45

Практическая работа 4.4. Проект «Строковый калькулятор».

1

23.02.


КП

ПК, проектор

46

Практическая работа № 4.5. Проект «Даты и время».

1

27.02.


КП

ПК, проектор

47

Практическая работа № 4.6. Проект «Сравнение кодов символов».

1

2.03.


КП

ПК, проектор

48

Практическая работа № 4.7. Проект «Отметка».

1

6.03.


КП

ПК, проектор

49

Практическая работа № 4.8. Проект «Коды символов».

1

9.03.


КП

ПК, проектор

50

Практическая работа № 4.9. Проект «Слово-перевертыш».

1

13.03.


КП

ПК, проектор

51

Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005. Практическая работа № 4.10. Проект «Графический редактор».

1

16.03.


КП

ПК, проектор

52

Практическая работа № 4.11. Проект «Системы координат».

1

20.03.


КП

ПК, проектор

53

Практическая работа № 4.12. Проект «Анимация».

1

30.03.


КП

ПК, проектор

54

Контроль знаний и умений

1

3.04.


Т (с.34-39), ЗПР

ПК, проектор, раздаточный материал

Глава 5. Моделирование и формализация – 10 ч.

55

Окружающий мир как иерархическая система.

1

6.04.


Б

ПК, проектор

56

Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания.

1

10.04.


ФО

ПК, проектор

57

Материальные и информационные модели.

1

13.04.


ФО, Т(с.40-41)

ПК, проектор, раздаточный материал

58

Формализация и визуализация моделей.

1

17.04.


ФО,МП

ПК, проектор

59

Формализация и визуализация моделей.

1

20.04.


ФО,МП

ПК, проектор

60

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

1

24.04.


ФО,

ПК, проектор, раздаточный материал

61

Построение и исследование физических моделей.

Практическая работа №5.1 Проект «Бросание мячика в площадку»

1

27.04.


КП

ПК, проектор

62

Приближенное решение уравнений.

Практическая работа №5.2 Проект «Графическое решение уравнений»

1

1.05.


КП

ПК, проектор

63

Экспертные системы распознавания химических веществ.

Практическая работа №5.3 Проект «Распознавание удобрений»

1

4.05.


КП

ПК, проектор

64

Информационные модели управления объектами.

Практическая работа №5.1 Проект «Модели систем управления». Контроль знаний и умений

1

8.05.


КП, Т(с.42-43)

ПК, проектор

Глава 6. Информатизация общества (3 часа)

65

Информационное общество.

1

11.05.


Б

ПК, проектор

66

Информационная культура.

1

15.05.


Б, Т(с.72-75)

ПК, проектор, раздаточный материал

67

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Контроль знаний и умений.

1

18.05.


Б, Т(с.76-77)

ПК, проектор, раздаточный материал

Повторение (1 час)

68

Повторение пройденного за курс 9 класса.

1

22.05.


РЗ, Т (78-83)

ПК, проектор


Принятые сокращения в календарно-тематическом планировании:

ФО – фронтальный опрос

ИК – индивидуальный контроль

Т- тестирование

МП –мини-проект

Б-беседа

ЗПР-зачетная практическая работа

5. Оценивание образовательных достижений обучающихся

Способы и формы оценивания образовательных результатов учащихся: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, практикум, тест, устное сообщение, мини-проект.

Итоговая аттестация в 8, 9классах по информатике и ИКТ осуществляется путем выведения годовых отметок успеваемости на основе четвертных отметок, выставленных обучающимся в течение учебного года. В 9 классе, в случае сдачи ГИА– итоговая отметка выставляется на основе четвертных, годовой и по результатам экзамена.

Инструментарий для оценивания результатов:

Промежуточный: практические работы, самостоятельные работы, викторина, игра, тестирование

Итоговый: тестирование, экзамен

Критерии и нормы оценки ЗУН, компетенций обучающихся осуществляются на основе Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс в МБОУ «Карамышевская СОШ»:

Отметки по результатам проверки и оценки выполненных обучающимися работ выставляются по пятизначной порядковой шкале.


Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся демонстрирует:

  • уверенное знание и понимание учебного материала;

  • умение выделять главное в изученном материале, обобщать факты и практические примеры, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи;

  • умение применять полученные знания в новой ситуации;

  • отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала (самостоятельно устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя);

  • соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающиеся демонстрируют:

  • знание основного учебного материала;

  • умение выделять главное в изученном материале, обобщать факты и практические примеры, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи;

  • недочёты при воспроизведении изученного материала;

  • соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.


Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если обучающийся демонстрирует:

  • знание учебного материала на уровне минимальных требований;

  • умение воспроизводить изученный материал, затруднения в ответе на вопросы в изменённой формулировке;

  • наличие грубой ошибки или нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала;

  • несоблюдение отдельных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.


Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если обучающийся демонстрирует:

  • знание учебного материала на уровне ниже минимальных требований, фрагментарные представления об изученном материале;

  • отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;

  • наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала;

  • несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.


Критерии выставления отметок за устные работы


Отметка « отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся:

  • последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал; даёт ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;

  • показывает понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; умеет выделять главное, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;

  • самостоятельно анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведённых наблюдений и опытов; свободно устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи;

  • уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении новых, ранее не встречавшихся задач;

  • излагает учебный материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

  • рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей , сопровождающих ответ; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу;

  • допускает в ответе недочёты, которые легко исправляет по требованию учителя.

Отметка « хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся:

  • показывает знание всего изученного учебного материала;

  • даёт в основном правильный ответ; учебный материал излагает в обоснованной логической последовательности с приведением конкретных примеров, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов в использовании терминологии учебного предмета, которые может исправить самостоятельно при помощи учителя;

  • анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведённых наблюдений и опытов с помощью учителя;

  • соблюдает основные правила культуры устной речи; применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ.

Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если обучающиеся:

  • демонстрирует усвоение основного содержания учебного материала, имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению учебного материала;

  • применяет полученные знания при ответе на вопрос, анализе предложенных ситуаций по образцу;

  • допускает ошибки в использовании терминологического учебного предмета;

  • показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений;

  • затрудняется при анализе и обобщении учебного материала, результатов проведённых наблюдений и опытов;

  • даёт неполные ответы на вопросы учителя или воспроизводит содержание ранее прочитанного текста, слабо связанного с заданным вопросом;

  • использует неупорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ.


Отметка « неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если обучающийся:

  • не раскрыл основное содержание учебного материала в пределах поставленных вопросов;

  • не умеет применять имеющиеся знания к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  • допускает в ответе более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.


Критерии выставления отметок за письменные работы


Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся выполнил работу без ошибок и недочётов, либо допустил не более одного недочёта.

Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, либо не более двух недочётов.


Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если обучающийся выполнил не менее половины работы, допустив при этом:

  • не более двух грубых ошибок;

  • либо не более одной грубой и одной негрубой ошибки и один недочёт;

  • либо три негрубые ошибки;

  • либо одну негрубую ошибку и три недочёта;

  • либо четыре-пять недочётов.


Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если обучающийся:

  • выполнил менее половины работы

  • либо допустил большее количество ошибок и недочётов, чем это допускается для отметки « удовлетворительно».

Примечание:

За оригинальное выполнение работы учитель вправе повысить обучающемуся отметку на один балл.


Критерии выставления отметок за практические (лабораторные) работы


Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся:

  • самостоятельно определил цель работы;

  • самостоятельно выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование;

  • выполнил работу в рациональной последовательности и полном объёме с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности;

  • получил результаты с заданной точностью; оценил погрешность измерения (для обучающихся IX-XI ) классов);

  • грамотно, логично описал проведённые наблюдения и сформулировал выводы из результатов наблюдения и сформулировал выводы из результатов опыта (наблюдения);

  • экономично использовал расходные материалы;

  • обеспечил подержание чистоты и порядка на рабочем месте.


Отметка « хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся:

  • самостоятельно определил цель работы;

  • самостоятельно выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование;

  • выполнил работу в полном объёме с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности, но не в рациональной последовательности;

  • выполнил не менее двух остальных требований, соответствующих отметке «отлично».

Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если обучающийся:

  • самостоятельно определил цель работы;

  • выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование с помощью учителя;

  • выполнил работу не менее чем на половину с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности;

  • выполнил не менее одного требования из числа остальных, соответствующих отметке «отлично».


Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если обучающийся:

  • не смог определить цель работы и подготовить необходимое оборудование самостоятельно;

  • выполнил работу менее чем на половину, либо допустил однократное нарушение правил безопасности.

Виды ошибок и недочётов при выполнении работ


Грубыми считаются ошибки в результатах выполнения работ (отдельных заданий), обусловленные:

  • незнанием основных понятий, законов, правил, классификаций, формул, единиц измерения величин;

  • незнанием алгоритмов( последовательности) решения типичных учебных задач

  • неумением определить цель работы и не допускать отклонения от неё в ходе выполнения работы;

  • некорректностью вывода (отсутствием логической связи между исходными посылками и выводимых из них заключением);

  • нарушением правил безопасности при выполнении работ.

Критерии оценивания тестирования представлены в контрольно-измерительных материалах изучения курса «Информатика и ИКТ» (п.4 УМК).


6. Средства контроля образовательных результатов


1.Практические работы содержаться в учебниках

2.Контрольные работы в КИМах (см. приложение 1,2)


7. Перечень учебно-методического обеспечения учебного процесса


Список литературы

Для учащихся:

1.Информатика и ИКТ.Базовый уровень: учебник для 8 класса/Н.Д.Угринович.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2008.-188с.:ил.;

2.Информатика и ИКТ.Базовый уровень: учебник для 9 класса/Н.Д.Угринович.-3-е изд.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2010.-295 с.:ил.;


Для учителя:

1.Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 8 класс/Сост. Н.А.Сухих, М.В.Соловьёва. -М.:ВАКО, 2012.-96 с.-(Контрольно-измерительные материалы);

2.Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 9 класс/Сост. М.В.Соловьёва. -М.: ВАКО, 2012.-112 с.-(Контрольно-измерительные материалы).

3.Справочник школьника:5-11 классы.-М.:АСТ-ПРЕСС, 2003.-С74 704с.

4.Н.Д.Угринович . Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1.


Мультимедийные пособия:

1. Linux-DVD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса / Н.Д.Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.:БИНОМ, 2009.г


Технические средства обучения:

  1. Интерактивная доска.

  2. Компьютер

  3. ЛВС - локальная вычислительная сеть.

  4. Модем ASDL, модем Dial-up

  5. Мультимедиа проектор

  6. Принтер.

  7. Сканер.

  8. Устройства вывода звуковой информации – наушники, колонки.

  9. Устройства ввода звуковой информации — микрофон.

  10. Web-камера.


Программные средства обучения.

  1. Комплект свободного программного обеспечения — СПО.

  2. Операционная система Alt Linux «Юниор».


Информационные ресурсы в Интернете:

  1. http://www.alleng.ru/edu/comp1.htm

  2. http://www.metod-kopilka.ru/

  3. http://www.uchportal.ru/load/17


8. Лист дополнений и изменений в рабочей программе

Дата

Основание для внесения изменений и дополнений

Характеристика изменений

Подпись руководителя ОУ
















































































































23


Рабочая программа по информатике 8-9 классы
  • Информатика
Описание:

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы». Программы курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) Н.Д.Угринович.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования») предусматривает обязательное изучение информатики и ИКТ  в 8 классе – 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю и в 9 классе – 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Автор Рыжкова Алена Валерьевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1192
Номер материала 45290
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓