Пояснительная
записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для
основной школы разработана в соответствии:
1.С требованиями Федерального
Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО)
2. Программы для основной школы: Информатика 7-9 кл./
Составитель Н.Д. Угринович, Н.Н. Самылкина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2012г.
3. Примерные программы по учебным
предметам. Информатика и ИКТ . 7-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. -32
с. – (Стандарты второго поколения).
Реализация рабочей программы
осуществляется с использованием учебника Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс:
Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Общая
характеристика учебного предмета.
Информатика - это
наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах
различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных
процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения,
развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников;
освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых
школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и
будущей жизни. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной
школы выступают информационные процессы, и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания
информационной технологии решения задачи через такие обобщающие понятия, как: информационный
процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть
курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств
информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования
функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности
выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных
предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего
учебного процесса последовательность изучения и структуризация материала
построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно
более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для
школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне
зависимости от средств информационных технологий, некоторые - в комбинации
«безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация»
первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу
получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука.
Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере,
обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов
(текстах, графики и пр.). После знакомства с информационными
технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме
возникает еще одно важное понятие информатики - дискретизация. К этому моменту
учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей ей о дискретном
представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира.
Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие
относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними,
рассматриваются во второй части курса.
Одним из
важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы
является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальныe языки блок-схем.
Важное
понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного
моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия
управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но
переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и
биологических систем.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об
окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать
информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать
объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и
корректировать планы.
Программой
предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин),
направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов
-(интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного
содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Содержание теоретического и практического компонентов курса информатики
основной школы 26/42. При выполнении практических работ предполагается
использование актуального содержательного материала и заданий из других
предметных областей. Как правило, этакие работы рассчитаны на несколько учебных
часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не
требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий)
включается в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может
быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Место учебного предмета в учебном плане
Одногодичная программа для учащихся 7-х
классов рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю. Программа
предусматривает проведение компьютерного практикума,
направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Изучение информатики и
информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих
целей в основной школе:
·
освоение
системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины
мира, формирование способности к алгоритмическому мышлению, проектированию
алгоритмов, использованию при этом математических методов и моделей;
·
формирование
понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и
технических системах; освоение методов и средств автоматизации
информационных процессов с помощью ИКТ;
·
формирование представлений о важности информационных процессов в
развитии личности, государства, общества;
·
осознание
интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин, умение использовать
ее понятия и методы для объяснения фактов, явлений и процессов в различных
предметных областях;
·
приобретение опыта использования информационных ресурсов и средств
коммуникаций в учебной и практической деятельности;
·
приобретение умения создавать и поддерживать индивидуальную
информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную
информационную безопасность.
Личностные результаты:
·
формирование ответственного отношения к
учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию;
·
формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
·
развитие осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
·
формирование коммуникативной
компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой
и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
·
умение самостоятельно определять цели
своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
·
владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
·
умение определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
·
умение создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
·
умение осознанно использовать речевые
средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной
речью;
·
формирование и развитие компетентности в
области использования информационно-коммуникационных технологий (далее
ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
·
умение использовать термины «информация»,
«сообщение», «данные», «кодирование»; понимание различий между употреблением
этих терминов в обыденной речи и в информатике;
·
умение описывать размер двоичных текстов,
используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины,
описывающие скорость передачи данных;
·
умение использовать готовые прикладные
компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с
описаниями программ и сервисами;
·
навыки выбора способа
Содержание
учебного предмета
Введение.
Информация и информационные процессы. (1 час)
Компьютер как
универсальное устройство обработки информации. (8 часов)
Программная обработка данных на
компьютере. Устройство компьютера. Файлы и файловая система. Программное
обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционных систем и приложений.
Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Практические работы:
№1 «Работа с файлами с использованием
файлового менеджера»
№2 «Форматирование диска»
№3«Установка даты и времени с
использованием графического интерфейса операционной системы»
Обработка текстовой информации. (9 часов)
Создание документов в текстовых редакторах.
Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование
документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.
Системы оптического распознавания документов.
Практические работы:
№4 Тренировка ввода текстовой и числовой
информации с помощью клавиатурного тренажера.
№5 «Вставка в документ формул.»
№6 «Форматирование символов и абзацев.»
№7 «Создание и форматирование списков.»
№8 «Вставка в документ таблицы, ее
форматирование и заполнение данными.»
№9 «Перевод текста с помощью компьютерного
словаря.»
№10 «Сканирование и распознавание
«бумажного» текстового документа.»
Обработка графической информации. (8
часов)
Растровая и векторная графика. Интерфейс и
основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация.
Практические работы:
№11 «Редактирование изображений в
растровом графическом редакторе.»
№12 «Создание рисунков в векторном
графическом редакторе.»
№13 «Анимация.»
Коммуникационные технологии. (9 часов)
Информационные ресурсы Интернета. Поиск
информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.
Практические работы:
№14 «Путешествие по Всемирной паутине».
№15 «Работа с электронной Web
– почтой».
№16 «Загрузка файлов из Интернета».
№17 «Поиск информации в Интернете».
Перечень
учебно-методических средств обучения
1.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Н.Д. Угринович. – 4-е
изд.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013 г.
Перечень
средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные
средства
·
Компьютер
·
Проектор
·
Принтер
·
Модем
·
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со
звуковой информацией
·
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными
объектами — клавиатура и мышь.
·
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер;
фотоаппарат; микрофон.
Программные
средства
·
Операционная система – Windows XP, Linux.
·
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
·
Антивирусная программа.
·
Программа-архиватор.
·
Клавиатурный тренажер.
·
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и
векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные
таблицы.
·
Простая система управления базами данных.
·
Простая геоинформационная система.
·
Система автоматизированного проектирования.
·
Виртуальные компьютерные лаборатории.
·
Программа-переводчик.
·
Система оптического распознавания текста.
·
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
·
Система программирования.
·
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
·
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
·
Программа интерактивного общения.
·
Простой редактор Wеb-страниц.
Планируемые
результаты изучения учебного курса
Информация и способы ее представления
Ученик научится:
· использовать
термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать
разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
· описывать
размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;
использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
Ученик
получит возможность:
·
узнать о том, что любые данные можно
описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
·
познакомиться с тем, как информация
(данные) представляется в современных компьютерах;
·
познакомиться с двоичной системой
счисления.
Использование
программных систем и сервисов
Ученик научится:
·
базовым навыкам работы с
компьютером;
·
использовать базовый
набор понятий, которые позоляют описывать работу основных типов программных
средств и сервисов( файловые системы, текстовые редакторы, браузеры, поисковые
системы, словари, электронные энциклопедии);
·
знаниям, умениям и
навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными
системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и
сервисов с использованием соотвествующей терминологии.
Ученик
получит возможность:
·
познакомиться с программными средствами
для работы с аудио и визуальными данными и соответствующим понятийным
аппаратом;
·
научиться создавать текстовые документы,
включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации.
Работа
в информационном пространстве:
Ученик научится:
·
базовым навыкам и
знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и
внеучебных задач;
·
организации своего
личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных,
интернет сервисов и т.п.;
·
основам соблюдения норм
информационной этики и права.
Ученик
получит возможность:
·
познакомиться с принципами устройства
Интернета и сетевого взаимодействия между
компьютерами, методами поиска в Интернете;
·
познакомиться с постановкой вопроса о том,
насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами;
познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка
надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в
разные моменты времени и т. п.);
·
узнать о том, что в сфере информатики и
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существуют международные
и национальные стандарты;
·
получить представление о тенденциях
развития ИКТ.
Литература
Для учителя:
1.
Н.Д.
Угринович. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе:
Методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2011.
2. Угринович
Н.Д. Информатика. Базовый курс: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2013
Интернет- ресурсы:
www.klyaksa.net –
Информационно-образовательный портал для учителей информатики;
window.edu.ru - Единое окно доступа к
образовательным ресурсам;
http://school-collection.edu.ru/ - Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Для ученика:
Угринович Н.Д. Информатика: учебник для 7
класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
http://school-collection.edu.ru/ - Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов.
window.edu.ru - Единое окно доступа к
образовательным ресурсам;
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.