Главная / Информатика / Рабочая программа по информатике 7 класс

Рабочая программа по информатике 7 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

г. Новый Уренгой


«Согласовано»

Руководитель методического объединения


___________________/О.А. Вельчинская/



Протокол № _____ от «____» ______ 2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №9


__________________________/С.Г. Пухова/



«____»__________ 2014г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №9


_________________/С.Н. Демидова/



Приказ № ____ от «____»________ 2014г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Вельчинской Ольги Александровны, 1 квалификационная категория

Ф.И.О., квалификационная категория


по информатике и ИКТ

предмет

7

класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №__________

от «_____»______2014г.

2014/2015 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа основного общего образования по информатике составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, утверждённого Министерством образования РФ, программы курса «Информатика и ИКТ» для 7 – 9 кл., базовый уровень/ А.Г. Гейн. В ней отражены все требования обязательного минимума к базовому образованию по информатике учащихся 7 класса.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа направлена на всестороннее развитие личности учащихся, освоение знаний, овладение необходимыми умениями, развитие познавательных интересов и творческих способностей, воспитание черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом. В пpoгpaммe также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

В настоящей рабочей программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения.

Далее, в основной школе они закрепляю полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение полученного опыта. При этом программа выстроена с ориентацией на то, что курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя и профильное обучение информатике в старших классах.

В программе сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования. Сегодня такая установка особенно актуальна, поскольку в технологическом плане человеческая деятельность в настоящее время меняется очень быстро, на смену существующим технологиям приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. Именно фундаментальное образование обеспечивает профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению современных технологий, в том числе информационных. Поэтому акцент на изучение фундаментальных основ информатики целесообразен и позволяет реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

В основе курса лежит установка на формирование у учащихся системы базовых понятий информатики и представлений об информационных технологиях, а также выработка умений применять их для решения жизненных задач. Курс информатики трактуется как дисциплина, направленная, с одной стороны, на освоение теоретической базы, с другой стороны – на овладение учащимися конкретными навыками использования компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности.

К теоретической базе относятся знания основных информационных процессов и особенностей их протекания в компьютеризированной среде, представление об информации и информационных системах, знание общих принципов решения задач с помощью компьютера, понимание того, что значит поставить задачу и построить компьютерную модель, знание основных способов алгоритмизации, а также принципов строения компьютера. Важным компонентом теоретической базы информатики является знание и понимание основных социально-технологических тенденций, связанных с глобальной информатизацией общества.

Приобретение учащимися информационно-коммуникативной компетентности, являющееся одной из центральных целевых установок российского образования, для курса информатики является непосредственной целью его изучения. Такая компетентность опирается на овладение описанным выше теоретическим ядром курса, но не менее значимой её составляющей является практико-ориентированная часть, обеспечивающая человеку эффективное его включение в информационные процессы и управление ими. Это возможно лишь при условии, что ученик не просто обладает знаниями, но и умеет системно их применять, владеет необходимыми информационными технологиями. Важным компонентом является умение использовать глобальные сети (в первую очередь Интернет) для удовлетворения разнообразных информационных потребностей.

Цели

  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; к средствам моделирования; к информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; строить программы на реальном языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации;

  • воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать свою деятельность, работать в коллективе; чувства ответственности за использование результатов своего труда другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих права и законные потребности граждан;

  • приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования

Задачи

  • формирование представления о теоретических основах информатики, её терминологии и понятийном аппарате;

  • воспитание информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с доставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

Место и роль учебного предмета в учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение информатики и ИКТ в 7 классе отводится 1 ч в неделю (35 часов в год).

Формы организации учебного процесса, технологии обучения, формы контроля

При организации учебного процесса используются следующие формы уроков: урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки и коррекции знаний и умений; комбинированный урок; урок применения знаний и умений; урок ознакомления с новым материалом; комбинированный урок; урок закрепления изученного материала.

Применяются технологии обучения: информационно-коммуникационная и здоровье-сберегающая.

Цель применения информационно-коммуникационной технологии:

  • Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

  • Выработка навыков применения средств информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни и в учебной деятельности.

Результат применения: достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

Цель применения здоровье-сберегающей технологии:

  • Создание благоприятного психологического фона на уроках,

  • использование приемов, способов появления и сохранения интересов к учебному материалу,

  • создание условий для самовыражения учащихся.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, систематическая работа с терминами. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.

Промежуточная аттестация проводится в ходе оценивания практических и лабораторных работ, выполнения промежуточных тестов, в виде контрольных тестов по теоретическому материалу в конце каждого раздела курса и итоговых тестов.

Программа составлена с учетом специфики данного класса. В 7 классе обучается 15 человек, 7 мальчиков и 8 девочек. По итогам прошлого учебного года уровень качества знаний составил 75 %, уровень обученности 100%. 40% учащихся положительно мотивированы на получение знаний. Учащиеся 7 класса, для которых написана данная рабочая программа, отличаются любознательностью, подвижность. Пропедевтический курс «Информатика» на базовом уровне данные дети изучают уже третий год. Поэтому при составлении рабочей программы упор делался на самоконтроль и взаимоконтроль при работе на уроках.

Система оценивания

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

75-94%

хорошо

50-74%

удовлетворительно

менее 50 %

неудовлетворительно

При выполнении самостоятельной и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания математики. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс математики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм, заложенных во всех предметных областях, выставляется отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала); отказ от выполнения учебных обязанностей.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

 Оценка письменных работ учащихся

 Оценка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обоснованиях решения нет пробелов, ошибок;

  • в решении нет ошибок (возможна одна неточность, описка).

 Оценка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны;

  • допущена одна ошибка, или есть два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах, графиках и т.д.

 Оценка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, рисунках, чертежах, графиках, но учащийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

 Оценка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

  • работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно;

  • выполнено менее 1/3 части работы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела

Количество часов всего







часов

часов

Теория

Практические работы

Контроль знаний

1

Введение в информатику

9

6

2

1

2

Информационные технологии

16

5

10

1

3

Алгоритмы и исполнители

9

5

3

1

4

Резерв времени учителя

1


1



Итого

35

16

16

3

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Информационные процессы (9 часов)

1. Информация и её представление средствами языка

Понятие информации. Информационные процессы. Основные виды информационных процессов. Информационные объекты. Текстовая и графическая информация. Необходимость применения компьютеров для обработки информации. Обыденное и научно-техническое понимание термина «информация». Источник и приёмник информации. Понятие канала связи. Роль информации в жизни человека и общества. Кодирование информации. Понятие двоичного кодирования. Способы кодирования информационных объектов различного вида (текст, графика, звук). Измерение количества информации. Единицы количества информации. Скорость передачи информации по каналу связи. Представление числовой информации в различных системах счисления. Двоичная и шестнадцатеричная системы. Действия с числами в двоичной системе. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

2. Формальные методы обработки информации

Понятие о формальной и эвристической обработке информации. Понятие алгоритма. Понятие исполнителя алгоритма. Допустимые действия исполнителя. Примеры алгоритмов и исполнителей. Имитация допустимых действий исполнителя на компьютере. Учебный исполнитель алгоритмов. Алгоритмические конструкции. Понятие ветвления. Применение алгоритмов с ветвлениями. Понятие цикла в форме «пока» и «для каждого». Применение циклических алгоритмов. Понятие вспомогательного алгоритма, заголовка, аргументов и результатов вспомогательного алгоритма. Локальные и глобальные переменные вспомогательного алгоритма. Применение вспомогательных алгоритмов. Организация данных. Переменные и действия сними. Операция присваивания. Типы переменных. Символьные переменные и действия над ними. Понятий массива и его элемента. Операции над массивами. Применение массивов при решении задач. Графы. Основы языка программирования. Язык программирования как одно из средств «общения» с компьютером. Реализация основных способов организации действий в языке программирования, реализация в нем основных способов организации данных.

Информационные технологии (16 часов)

1. Основные устройства ИКТ

Устройство компьютера. Понятие об аппаратном интерфейсе. Контроллер. Принципы работы процессора. Понятие о системе команд процессора. Понятие об оперативной памяти, внешних накопителях, устройствах сбора, передачи цифровой информации. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Файл и файловые системы. Графический интерфейс для работы с файлами. Понятие об ОС и программах-оболочках. Простейшие системные работы в конкретной ОС. Системные стандартные программы. Архивирование и разархивирование. Антивирусная профилактика.

2. Создание и обработка информационных объектов средствами ИКТ

Текстовый редактор: его назначение и основные функции. Работа с текстовым редактором. Гипертекст. Браузеры. Машинная графика. Графический экран. Система координат. Цвет. Графические примитивы. Важнейшие операции редактирования изображений. Понятие электронной таблицы. Типы ячеек электронной таблицы. Заполнение электронной таблицы данными и формулами. Основные операции, допускаемые электронными таблицами. Хранение данных. Базы данных. Поиск, замена и добавление информации. Запросы по одному и нескольким признакам. Решение информационно-поисковых задач.

Алгоритмы и исполнители (9 часов)

Использование строк в программах и с простейшими операциями со строками; программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учёбы и вне её; модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей; простейшие задачи обработки данных и алгоритмами их решения; понятия «управление», «сигнал», «обратная связь».

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

1) сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и дознанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

2) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

4) yмeниe ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить apгyменты и контраргументы;

5) представление об информатике как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

6) критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

7) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач;

8) умение контролировать процесс и результат учебной информационно-коммуникативной деятельности;

9) способность к эмоциональному восприятию информационных объектов, задач, решений, рассуждений;

10) организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств;

метапредметные:

1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

5) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

6) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

7) первоначальные представления об идеях и методах информатики как об универсальном средстве моделирования явлений и процессов;

8) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

9) умение видеть информационный компонент в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

10) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

11) умение видеть различные стратегии решения задач;

12) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

13) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач;

14) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

15) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, детерминированной и вероятностной информации;

16) сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность);

17) умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ, соблюдая этические и правовые нормы;

18) умение использовать средства ИКТ для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

19) умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;

предметные:

в сфере познавательной деятельности:

1) освоение основных понятий и методов информатики;

2) понимание предпосылок к автоматизации информационных процессов;

3) выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;

4) умение выбирать язык представления информации в соответствии с поставленной целью, определять внешнюю и внутреннюю формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);

5) наличие представлений об информационных моделях и необходимости их использования в современном информационном обществе;

6) умение использовать типовые средства (таблицы, графики, диаграммы, формулы, программы, структуры данных и пр.) для построения моделей объектов и процессов из различных предметных областей;

7) умение планировать и проводить компьютерный эксперимент для изучения построенных моделей;

8) построение модели задачи (выделение исходных дaнных, результатов, выявление соотношений между ними);

9) выбор источников информации, необходимых для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, ресурсы Интернета и др.);

10) выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче;

11) освоение основных конструкций процедурного языка программирования;

12) использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма и освоение методов решения задач, связанных с использованием набора типовых учебных алгоритмов, проверка правильности алгоритма путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;

13) умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности или невозможности решения сих помощью задач заданного класса;

14) оценивание числовых параметров информационных процессов ( объёма памяти, необходимого для хранения информации; скорости обработки и передачи информации и пр.);

15) построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;

16) определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера;

17) приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;

18) осуществление мер по повышению индивидуальной информационной безопасности и понижению вероятности несанкционированного использования персональных информационных ресурсов другими лицами;

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

1) понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента в развитии современной информационной цивилизации;

2) оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;

3) использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;

4) проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;

5) приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;

6) следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;

7) соблюдение авторского права и прав интеллектуальной собственности; знание особенностей юридических аспектов и проблем использования ИКТ; соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;

в сфере коммуникативной деятельности:

1) знание особенностей представления информации различными средствами коммуникации (на основе естественных, формализованных и формальных языков);

2) понимание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;

3) представление о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

4) овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования Запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др. ;

в сфере трудовой деятельности:

1) определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;

2) понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений;

3) рациональное использование наиболее распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.);

4) знакомство с основными средствами персонального компьютера, обеспечивающими взаимодействие с пользователем (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);

5) умение тестировать используемое оборудование и стандартные программные средства; использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;

6) приближённое определение пропускной способности используемого канала связи путём прямых измерений и экспериментов;

7) выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;

8) создание и оформление текстовых и гипертекстовых документов средствами информационных технологий;

9) решение расчётных и оптимизационных задач путём использования существующих программных средств (специализированные расчётные системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;

10) создание и редактирование графической и звуковой форм представления информации (рисунков, чертежей, фотографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций);

11) использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении выступлений с сообщениями о результатах выполненной работы;

12) использование инструментов визуализации для наглядного Представления числовых данных и динамики их изменения;

13) создание и наполнение собственных баз данных;

14) приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютерных технологий;

в сфере эстетической деятельности:

1) знакомство с эстетически значимыми кoмпьютерными моделями и инструментами из различных образовательных областей;

2) приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);

в сфере охраны здоровья:

1) понимание особенностей работы с техническими средствами, применяемыми в информационной сфере, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;

2) знание и соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий .

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования.

  2. Информатика. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.Г. Гейна и др. 7–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.Г. Гейн. – М.: Просвещение, 2012

  3. Информатика. Методические рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ А.Г. Гейн. – М.: Просвещение, 2012.

  4. Учебник «Информатика, 7 класс»/ А.Г. Гейн, Н.А.Юнерман, А.А. Гейн. – М.: Просвещение, 2012, рекомендован Министерством образования и науки РФ.

  5. Информатика. Рабочая тетрадь/ А.Г. Гейн, А.А. Гейн. – М.: Просвещение, 2012



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

  1. Учебник «Информатика, 7 класс»/ А.Г. Гейн, Н.А.Юнерман, А.А. Гейн. – М.: Просвещение, 2012, рекомендован Министерством образования и науки РФ.

  1. Информатика. Рабочая тетрадь/ А.Г. Гейн, А.А. Гейн. – М.: Просвещение, 2012

  2. http://www.bibigon.ru/ – познавательные мультфильмы и видео.

  3. http://video.4ra.biz/?paged=15 – видеоуроки.

  4. http://www.uroki.ru/pos_rus/baza/baza.htm – нормы и требования к учебным кабинетам и подразделениям.

  5. http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  6. http://it-n.ru/ – сеть творческих учителей

  7. http://pedsovet.su/ – Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой

  8. http://internet-urok.net/video/ – видеоуроки в Интернете

  9. http://fcior.edu.ru/ – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

  10. www.1september.ru – «Первое сентября»

  11. http://www.openclass.ru/ – сетевое сообщество «Открытый класс»

Сокращения, используемые в рабочей программе:

Типы уроков:

УОНМ – урок ознакомления с новым материалом.

УЗИМ – урок закрепления изученного материала.

УПЗУ – урок применения знаний и умений.

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний.

УПКЗУ – урок проверки и коррекции знаний и умений.

КУ – комбинированный урок.

УУИМЗ – урок усвоения изученного материала в процессе решения задач.







Приложение 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Тип урока

Знания, умения

Домашнее задание

Дата

Ведение в информатику (9 часов)

1

Техники безопасности и санитарные нормы в КВТ.

1

основные правила техники безопасности,

санитарные нормы,

время работы за ПК,

правила посадки во время занятий

УОСЗ

Знать

технику безопасности;

основные правила посадки за партой;

основные правила посадки за ПК;

санитарные нормы в КВТ;

Уметь

правильно садиться и принимать правильную позу за партой;

правильно садиться и принимать правильную позу за ПК;

конспект


2

Информация

1

Информация, роль информации в природе, обществе и технических системах, информационный объект, носитель информации, мультимедиа

УОНМ

Знать

что такое информация

- роль информации в истории,

какие бывают виды носителей

Уметь

приводить примеры информационных объектов

приводить примеры неопределяемых понятий

§ 1, письменно: в.1, 6 (в)


3

Информационные процессы

1

Информатика, информационный процесс, источник информации, приёмник информации, канал связи, шумовое воздействие, формальный исполнитель

УОНМ

Знать

какие процессы относятся к информационным

основные виды информационных процессов,

виды информации

Уметь

приводить примеры информационных процессов;

определять к какому виду относятся заданные процессы

решать задачи по данной теме

§ 2, устно: в.1, , 3, 4

Письменно: РТ: № 1, №2


4

Основные виды информационных процессов

1

канал связи, шумовое воздействие, формальный исполнитель

УУИМЗ

§ 2, устно: в. 5-8,

Письменно РТ: 3-5


5

Компьютер. Процессор и память

1

Компьютер, процессор, ОЗУ,

УОНМ

Знать

главные компоненты любого компьютера




6

Внешние устройства. Потоки информации в компьютере

1

внешняя память, винчестер, флэш-память, устройства ввода-вывода информации, контроллер, видеокарта, аппаратный интерфейс

УУИМЗ

Знать

роль центрального процессора

разница между оперативной и внешней памяти

знать основные устройства вывода и ввода информации

Уметь

кратко формулировать функцию основных устройств

§ 3, устно в. 1-5,



7

Программное обеспечение компьютера

Лабораторная работа № 1 «Стандартные работы в Windows»

1

Программа, программное обеспечение, системное ПО, ОС, супервизор, драйвер, утилита, ППО, файл, файловая структура

УОНМ

§ 3, устно в. 6, 8, 9

Письменно РТ: № 1


8

Стандартные приложения

Лабораторная работа № 2 «Стандартное приложение калькулятор»

1

Стандартные приложения, программа обработки звука, звуковой редактор, программа Калькулятор

УПЗУ

Знать

как управляют работой компьютера

без каких программ невозможно обойтись ПК

кто такие программисты

Уметь

определять основные элементы рабочего стола Windows

§ 4,устно в. 1-16

Письменно РТ № 1, № 2


9

Контрольный тест № 1

«Введение в информатику»


1


УПКЗУ

Знать

какие имеются программы, обеспечивающие возможность простейшей обработки информации

Уметь

переводить математические выражения в линейную запись,

- работать в программе Калькулятор

§ 5, Проверь себя

Стр. 46-48


Информационные технологии (16 часов)

10

Обработка текстовой информации с помощью компьютера

1

Редактирование текста, ТР, форматирование, шрифт, кегль, гарнитура шрифта, выравнивание текста, маркированный текс, колонтитул

УОНМ

Знать

что такое редактирование текста,

основные характеристики печатного текста

соответствующие характеристики шрифтов

Уметь

определять шрифты

выполнять простейшие команды и основы редактирования текста в ТР

§ 6 устно в. 1-4, письменно РТ № 1


11

Обработка текстовой информации с помощью компьютера

Лабораторная работа № 3

«Простейшие функции текстового редактора»

1

УПЗУ

§ 6, устно в. 5-10, письменно РТ № 2


12

Редактирование текста. Лабораторная работа № 4 «Работа со шрифтами»

1

Редактирование текста, ТР, форматирование, шрифт, кегль, гарнитура шрифта, выравнивание текста, маркированный текс, колонтитул

КУ, УОНМ

Знать

что такое редактирование текста,

основные характеристики печатного текста

соответствующие характеристики шрифтов

Уметь

определять шрифты

выполнять простейшие команды и основы редактирования текста в ТР

§ 6, устно в. 11-12


13

Вставка объектов в текст документа. Лабораторная работа № 5 «Работа с таблицами»

1

Импорт объекта, табличный редактор, обтекание формул, механизм ОLE

УПЗУ

Знать

как в текстовых документах использовать другие формы представления информации

Уметь

строить таблицы в ТР,

набирать формулы

использовать принципы обтекания текстом.

§ 7


14

Вставка объектов в текст документа. Лабораторная работа № 6 «Работа с таблицами и вставка рисунков в ТР»

1

УПЗУ

§ 1 - § 7. письменно РТ: № 3


15

Понятие электронной таблицы. Относительная и абсолютная адресации

1

ЭТ, ячейка, адрес, блок ячеек,

УОНМ

Знать

что такое электронная таблица

как производятся вычисления в ЭТ

как записываются формулы в ЭТ




16

Основные операции, допускаемые электронными таблицами.

1

относительная и абсолютная адресация.

УУИМ

Уметь

заполнять электронные таблицы

пользоваться стандартными функциями

использовать относительную и абсолютную адресацию

§ 8, устно в.1-9, письменно РТ № 1


17

Лабораторная работа № 7 «Знакомство с электронной таблицей»

1


УПЗУ

§ 8, письменно в. 11


18

Построение графиков и диаграмм

1

Столбчатая диаграмма, круговая диаграмма, график зависимости, модель объекта, компьютерное моделирование

УОНМ

Знать

для чего применяются диаграммы и графики

как электронная таблица помогает решать задачи

Уметь

строить диаграммы и графики с помощью электронных таблиц

§ 9, устно в. 1-3, письменно в. 4


19

Построение графиков и диаграмм. Лабораторная работа №8 «Построение графиков и диаграмм»

1

УУИМ

§ 9 , письменно в. 5


20

Решение задач с помощью электронных таблиц.

1

ЭТ, ячейка, адрес, блок ячеек, относительная и абсолютная адресация.

Столбчатая диаграмма, круговая диаграмма, график зависимости, модель объекта, компьютерное моделирование

УУИМ

Уметь

применять полученные знания в процессе изучения электронных таблиц для решения практических задач

§8-§9, письменно в. 5


21

Решение задач с помощью электронных таблиц. Лабораторная работа № 9 «ЭТ как инструмент для решения задач»

1

УУИМ

РТ: №3, №4


22

Графическое представление информации. Компьютерная графика

Лабораторная работа № 10 «Стандартные инструменты ГР»

1

Растр,

Пиксель, векторная графика, графические примитивы

УОНМ

Знать

как создаётся изображение на экране компьютера

отличие растровой и векторной графики

возможности графического редактора

Уметь

использовать палитру, графические примитивы, основные инструменты

§ 10 устно в. 1-5


23

Графический экран, цвет, графические примитивы

Лабораторная работа № 11 «Работа с палитрой»

1


УУИМ, КУ

§ 10 устно в. 6-15 письменно РТ: стр.24


24

Важнейшие операции редактирования изображений.

Лабораторная работа № 12 «Спецэффекты графического редактора»

1

Растр,

Пиксель, векторная графика, графические примитивы

КУ, УУИМ

Знать

как создаётся изображение на экране компьютера

отличие растровой и векторной графики

возможности графического редактора

Уметь

использовать палитру, графические примитивы, основные инструменты

§6–§10, Проверь себя


25

Контрольный тест № 2

«Информационные технологии»

1


УПКЗУ

Знать

основные темы главы 2

Уметь

решать задачи и отвечать на вопросы по основным темам изученного материала



Алгоритмы и исполнители (9 часов)

26

Понятие формального исполнителя и его допустимых действий

1

Формальный исполнитель, команда, система команд, допустимое действие, достижимые цели

УОНМ

Знать

что такое формальный исполнитель

какие могут быть команды, что такое допустимые действия

равносильные исполнители

Уметь

решать простые задачи, используя понятия - система команд и формальный исполнитель.

§ 11, устно в. 1-8, 10, письменно РТ: №1


27

Понятие алгоритма и программы

1

Алгоритм, программа, отладка программы, синтаксическая ошибка, семантическая ошибка, УУ, дискретность алгоритма, детерминированность, понятность, результативность, конечность

УОНМ

Знать

какую инструкцию можно назвать алгоритмом

основные свойства алгоритма

чем алгоритм отличается от программы

основные ошибки при составлении программы


Уметь

исполнять простейшие алгоритмы

решать задачи на составление или выполнение алгоритма

§12 устно в.1-6 письменно РТ: № 2


28

Понятие об отладке. Синтаксические и семантические ошибки.

1


УУИМЗ

§12 устно в.1-6 письменно РТ: № 3


29

Учебный исполнитель паркетчик. Линейные алгоритмы. Лабораторная работа № 13 «Первая встреча с паркетчиком»

1

Среда исполнителя

УОНМ

Знать

среду исполнителя Паркетчик

что кроме допустимых действий, влияет на работу исполнителя

Уметь

исполнять простейшие алгоритмы

решать задачи на составление или выполнение алгоритма для исполнителя Паркетчик

§ 13 устно в. 1-3 письменно в.4-6


30

Циклы в форме «делать пока»

1

Оператор, оператор цикла, операторные скобки, схема алгоритма, заголовок цикла, тело цикла, высказывание, комментарий в программе, зарезервированные слова

УОНМ

Знать

как в алгоритмах записывается повторение действий

что такое циклическая форма организации действий в алгоритме

Уметь

исполнять циклические алгоритмы

решать задачи на составление или выполнение алгоритма

§ 14 устно в. 1-5, письменно № 1-2


31

Исполнение циклов Паркетчиком.

Лабораторная работа № 14 «Оператор цикла в работе Паркетчика»

1

УУИМЗ

§ 15, устно в. 1, письменно в. 4,6


32

Условные операторы.

1

Оператор ветвления, условный оператор, полная форма ветвления, неполная форма ветвления

УОНМ

Знать

как управлять выбором действий в алгоритмах

что такое ветвление в алгоритме

какие формы условного оператора применяются при составлении алгоритмов

как записываются условные операторы в алгоритмах для Паркетчика

Уметь

решать задачи и отвечать на вопросы по основным темам изученного материала

§ 16 устно в.1-4, письменно РТ №1-№2


33

Условные операторы в работе Паркетчика. Лабораторная работа № 15 «Ветвление в работе Паркетчика»

1

УУИМЗ

§ 17 устно в. 1, проверь себя; РТ: №2письменно


34

Контрольный тест № 3

«Алгоритмы и исполнители»

1


УПКЗУ

Знать – основные темы главы 3

Уметь – решать задачи и отвечать на вопросы по основным темам изученного материала



35

Обобщение и повторение пройденного материала за курс 7 класса

1








Рабочая программа по информатике 7 класс
  • Информатика
Описание:

1. Предлагаемая программа основного общего образования по информатике составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, утверждённого Министерством образования РФ, программы курса «Информатика и ИКТ» для 7 – 9 кл., базовый  уровень/ А.Г. Гейн. В ней отражены все требования обязательного минимума к базовому образованию по информатике учащихся 7 класса.

2. УМК:

·         Учебник «Информатика, 7 класс»/ А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман, А.А. Гейн. – М.: Просвещение, 2012, рекомендован Министерством образования и науки РФ.

·         Информатика. Рабочая тетрадь/ А.Г. Гейн, А.А. Гейн. – М.: Просвещение, 2012

3. Место программы в учебном плане: согласно федеральному базисному учебному плану на изучение информатики и ИКТ в 7 классе отводится 1 ч в неделю (35 часов в год).

4. Цели

ü  освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; к средствам моделирования; к информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

ü  овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; строить программы на реальном языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

ü  развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации;

ü  воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать свою деятельность, работать в коллективе; чувства ответственности за использование результатов своего труда другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих права и законные потребности граждан;

ü  приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования

Задачи

"  формирование представления о теоретических основах информатики, её терминологии и понятийном аппарате;

"  воспитание информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

"  развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

"  формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с доставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

Рабочая программа направлена на всестороннее развитие личности учащихся, освоение знаний, овладение необходимыми умениями, развитие познавательных интересов и творческих способностей, воспитание черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом. В настоящей рабочей программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения.

5.        УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела

Количество часов всего

 

 

 

часов

часов

Теория

Практические работы

Контроль знаний

1

Введение в информатику

9

6

2

1

2

Информационные технологии

16

5

10

1

3

Алгоритмы и исполнители

9

5

3

1

4

Резерв времени учителя

1

 

1

 

 

Итого

35

16

16

3

6. Система оценивания

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

75-94%

хорошо

50-74%

удовлетворительно

менее 50 %

неудовлетворительно

При выполнении самостоятельной и контрольной работы:

            Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

            Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

            грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

            погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

            недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

            мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

            Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания математики. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

            Исходя из норм, заложенных во всех предметных областях, выставляется отметка:

-               «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

-               «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

-               «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

-               «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала); отказ от выполнения учебных обязанностей.

7. Требования к уровню подготовки учащихся

·         освоение основных понятий и методов информатики; понимание предпосылок к автоматизации информационных процессов; выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;

·         умение выбирать язык представления информации в соответствии с поставленной целью, определять внешнюю и внутреннюю формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);

·         наличие представлений об информационных моделях и необходимости их использования в современном информационном обществе; умение использовать типовые средства (таблицы, графики, диаграммы, формулы, программы, структуры данных и пр.) для построения моделей объектов и процессов из различных предметных областей;

·         умение планировать и проводить компьютерный эксперимент для изучения построенных моделей;

·         построение модели задачи (выделение исходных дaнных, результатов, выявление соотношений между ними);

·         выбор источников информации, необходимых для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, ресурсы Интернета и др.);

·         выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче; освоение основных конструкций процедурного языка программирования;

 

·         использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма и освоение методов решения задач, связанных с использованием набора типовых учебных алгоритмов, проверка правильности алгоритма путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;

Автор Вельчинская Ольга Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 533
Номер материала 45580
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓