Пояснительная
записка
Рабочая программа по
информатике для 7 класса составлена на
основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования и
примерной авторской программы основного общего образования по информатике и
ИКТ Н.Д.Угриновича.
Структура
документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную
записку, основное содержание с распределением учебных
часов по разделам курса; последовательность изучения тем и разделов; требования
к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного
предмета
Изучение информатики и информационных
технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Ø освоение знаний, составляющих основу научных представлений
об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
Ø овладение умениями работать с различными видами информации
с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и
планировать ее результаты;
Ø развитие познавательных интересов, интеллектуальных
и творческих способностей средствами ИКТ;
Ø воспитание ответственного отношения к информации с учетом
правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к
полученной информации;
Ø
выработка навыков применения
средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных
проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных
на рынке труда.
Задачи
курса:
· дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве
и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера;
ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной
системы;
· познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной
графики; дать представление об устройстве и функционировании графической
системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
·
изучить архитектуру ЭВМ на уровне знакомства с
устройством и работой процессора; устройств ввода, вывода и хранения
информации.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно
Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской
Федерации для обязательного изучения информатики на этапе основного общего образования отводится 68 часов
из расчета 2 часа в неделю.
Учебно-тематический
план
№
|
Название темы
|
Количество часов
|
Контрольных работ
|
1.
|
Компьютер и программное обеспечение
|
29
|
1
|
2.
|
Технология обработки графической информации
|
13
|
1
|
3.
|
Компьютерные презентации
|
24
|
1
|
4.
|
Повторение
|
2
|
-
|
|
Итого:
|
68
|
3
|
Содержание
учебного курса
1. Компьютер как универсальное устройство для
обработки информации (29 час.)
Программная обработка данных на компьютере. Устройство
компьютера. Файлы и файловая система. Программное обеспечение компьютера. Графический
интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного
пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и
антивирусные программы.
2. Технология обработки графической информации (13
час.)
Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные
возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация.
3. Компьютерные презентации –(24 час.)
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и
макеты слайдов. Использование анимации и звука в презентации. Мультимедийные
интерактивные презентации. Демонстрация презентации.
Распределение часов по темам
№
|
Тема
урока
|
Кол.
уроков
|
|
|
|
Компьютер и программное обеспечение
|
29
|
|
1
|
Техника
безопасности при работе за компьютером.
|
1
|
|
2
|
Информация.
Информатика
|
1
|
|
3
|
История развития вычислительной
техники
|
1
|
|
4
|
Практическая работа №1 «Работа с клавиатурным
тренажером»
|
1
|
|
5
|
Компьютер – универсальное устройство
обработки информации. Устройство компьютера
|
1
|
|
6
|
Практическая работа №2 «Работа с клавиатурным
тренажером»
|
1
|
|
7
|
Процессор
|
1
|
|
8
|
Практическая
работа №3 «Ввод текста»
|
1
|
|
9
|
Устройства
ввода информации.
|
1
|
|
10
|
Практическая работа №4 «Правила
ввода текста»
|
1
|
|
11
|
Устройства вывода
информации
|
1
|
|
12
|
Практическая работа №5
«Установка разрешающей способности монитора»
|
1
|
|
13
|
Внутренняя и долговременная память компьютера
|
1
|
|
14
|
Носители информации
|
1
|
|
15
|
Практическая работа
№6«Работа с носителями информации»
|
1
|
|
16
|
Типы персональных
компьютеров
|
1
|
|
17
|
Практическая работа №7 «Получение информации о загрузке
процессора и занятости оперативной памяти»
|
1
|
|
18
|
Файлы и папки
|
1
|
|
19-20
|
Файловая система. Операции над файлами
|
2
|
|
21
|
Программное обеспечение
компьютера. Операционная система
|
1
|
|
22
|
Прикладное программное обеспечение
|
1
|
|
23
|
Правовые основы распространения программного
обеспечения
|
1
|
|
24
|
Графический интерфейс операционных систем и
приложений
|
1
|
|
25
|
Знакомство с графическим интерфейсом Windows
|
1
|
|
26
|
Практическая работа «Знакомство с графическим интерфейсом Windows»
|
1
|
|
27
|
Компьютерные вирусы и антивирусные программы
|
1
|
|
28
|
Практическая работа «Защита от вирусов: обнаружение и лечение»
|
1
|
|
29
|
Контрольная работа № 1 по теме: «Компьютер и программное обеспечение»
|
1
|
|
|
Технология обработки графической информации
|
|
|
30
|
Растровая и векторная графика
|
1
|
|
31-32
|
Растровые и векторные редакторы
|
2
|
|
33
|
Практическая
работа «Инструменты векторного графического редактора»
|
1
|
|
31
|
Интерфейс
графических редакторов. Область рисования
|
1
|
|
35
|
Практическая
работа «Инструменты графического редактора»
|
1
|
|
36-37
|
Редактирование
рисунка. Палитра цветов
|
2
|
|
38
|
Текстовые
инструменты
|
1
|
|
39
|
Практическая работа «Создание рисунков в векторном редакторе,
встроенном в текстовый редактор Word»
|
1
|
|
40
|
Геометрические преобразования
|
1
|
|
40
|
Системы компьютерного
черчения
|
1
|
|
41
|
Черчение графических
примитивов в системе компьютерного черчения
|
1
|
|
42
|
Практическая работа «Выполнение
геометрических построений в системе компьютерного черчения»
|
1
|
|
43
|
Проект на свободную тему
|
1
|
|
44
|
Контрольная работа № 2 по теме:
«Технология обработки графической информации»
|
1
|
|
|
Компьютерные
презентации
|
|
|
45-46
|
Компьютерные презентации
|
2
|
|
47
|
Практическая работа «Создание простой презентации»
|
1
|
|
48-49
|
Мультимедийные интерактивные презентации
|
2
|
|
50
|
Практическая работа «Разработка мультимедийной интерактивной презентации»
|
1
|
|
51-52
|
Дизайн презентации и макеты слайдов
|
2
|
|
53
|
Практическая работа «Создание презентации на
основе шаблонов и макетов»
|
1
|
|
54-55
|
Использование анимации и звука в презентации
|
2
|
|
56
|
Практическая работа «Создание анимации,
встроенной в презентацию»
|
1
|
|
57-59
|
Демонстрация презентации
|
3
|
|
60-62
|
Проект на свободную тему
|
3
|
|
63-65
|
Урок – презентация.
|
3
|
|
66
|
Контрольная работа № 3 по теме: «Компьютерные презентации»
|
1
|
|
67-68
|
Резерв
|
2
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
-
назначение и функции операционных систем;
-
название и назначение основных частей персонального компьютера;
-
способ представления информации в компьютере;
-
архитектуру современных компьютеров;
-
основные технологии создания, оформления, сохранения графических объектов.
уметь
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс:
открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать
информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
-
предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности,
в процессе проектирования с использованием основных операций графических
редакторов, учебных систем автоматического проектирования;
-
осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
-
пользоваться персональным компьютерным и его периферийным оборудованием
(принтером, сканером, цифровой камерой, мультимедийным проектором).
Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
· создания информационных объектов, в том
числе для оформления результатов учебной работы;
· организации индивидуального
информационного пространства, создания личных коллекций информационных
объектов;
· передачи информации по
телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования
информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и
этических норм.
Учебно-методическое
обеспечение
1.
Программа по информатике профессора Н.Д.Угриновича.
2.
Информатика: учебник 7 класса /.Н.Д.Угринович. –
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
3.
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и
ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2004.
4.
Компьютерный практикум Windows-CD Linux-CD.Н.Д.Угринович. –
М.,2004
5. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/ Авторская
мастерская Н.Д.Угриновича.
Дополнительная литература:
1.
Поурочные разработки по информатике 7 класс
Н.А.Сухих –Москва, ВАКО, 2009
2.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред.
И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.
3.
Информационно-образовательный портал для учителя
информатики и ИКТ «Клякса.net»: http://klyaksa.net
4.
Методическая копилка учителя информатики : http://www.metod-kopilka.ru
Календарно-тематический план
№
|
Тема
урока
|
Общ.
кол-во
час
|
Кол.
уроков
|
Дом.
задание
|
Дата
|
план
|
факт.
|
|
Компьютер и программное обеспечение
|
29
|
|
|
|
|
1
|
Техника
безопасности при работе за компьютером.
|
|
1
|
|
|
|
2
|
Информация.
Информатика
|
|
1
|
Введение
|
|
|
3
|
История развития вычислительной
техники
|
|
1
|
п. 1.1
|
|
|
4
|
Практическая работа №1 «Работа с клавиатурным
тренажером»
|
|
1
|
стр. 98
|
|
|
5
|
Компьютер – универсальное устройство
обработки информации. Устройство компьютера
|
|
1
|
п. 1.2
|
|
|
6
|
Практическая работа №2 «Работа с клавиатурным
тренажером»
|
|
1
|
стр. 103
|
|
|
7
|
Процессор
|
|
1
|
п. 1.2.1.
|
|
|
8
|
Практическая
работа №3 «Ввод текста»
|
|
1
|
стр. 105
|
|
|
9
|
Устройства
ввода информации.
|
|
1
|
п.1.2.2
|
|
|
10
|
Практическая работа №4 «Правила
ввода текста»
|
|
1
|
стр. 106
|
|
|
11
|
Устройства вывода
информации
|
|
1
|
п.1.2.3
|
|
|
12
|
Практическая работа №5 «Установка разрешающей способности
монитора»
|
|
1
|
стр. 109
|
|
|
13
|
Внутренняя и долговременная память компьютера
|
|
1
|
п.1.2.4
|
|
|
14
|
Носители информации
|
|
1
|
п.1.2.4
|
|
|
15
|
Практическая работа №6«Работа
с носителями информации»
|
|
1
|
стр. 106
|
|
|
16
|
Типы персональных
компьютеров
|
|
1
|
п.1.2.5
|
|
|
17
|
Практическая работа №7 «Получение информации о загрузке
процессора и занятости оперативной памяти»
|
|
1
|
стр. 110
|
|
|
18
|
Файлы и папки
|
|
1
|
п.1.4.1
|
|
|
19-20
|
Файловая система. Операции над файлами
|
|
2
|
п.1.4.2
|
|
|
21
|
Программное обеспечение
компьютера. Операционная система
|
|
1
|
п.1.5.1
|
|
|
22
|
Прикладное программное обеспечение
|
|
1
|
п.1.5.2
|
|
|
23
|
Правовые основы распространения программного
обеспечения
|
|
1
|
п.1.5.3
|
|
|
24
|
Графический интерфейс операционных систем и
приложений
|
|
1
|
п.1.6- 1.6.1
|
|
|
25
|
Знакомство с графическим интерфейсом Windows
|
|
1
|
п.1.6.2
|
|
|
26
|
Практическая работа «Знакомство с графическим интерфейсом Windows»
|
|
1
|
стр. 111
|
|
|
27
|
Компьютерные вирусы и антивирусные программы
|
|
1
|
п.1.7
|
|
|
28
|
Практическая работа «Защита от вирусов: обнаружение и лечение»
|
|
1
|
стр. 116
|
|
|
29
|
Контрольная работа № 1 по теме: «Компьютер и программное обеспечение»
|
|
1
|
|
|
|
|
Технология обработки графической информации
|
13
|
|
|
|
|
30
|
Растровая и векторная графика
|
|
1
|
п.2.1
|
|
|
31-32
|
Растровые и векторные редакторы
|
|
2
|
п.2.2
|
|
|
33
|
Практическая
работа «Инструменты векторного графического редактора»
|
|
1
|
стр. 120
|
|
|
31
|
Интерфейс
графических редакторов. Область рисования
|
|
1
|
п.2.3
|
|
|
35
|
Практическая
работа «Инструменты графического редактора»
|
|
1
|
стр. 120
|
|
|
36-37
|
Редактирование
рисунка. Палитра цветов
|
|
2
|
п.2.3.3-2.3.4
|
|
|
38
|
Текстовые
инструменты
|
|
1
|
п.2.3.5
|
|
|
39
|
Практическая работа «Создание рисунков в векторном редакторе,
встроенном в текстовый редактор Word»
|
|
1
|
стр. 122
|
|
|
40
|
Геометрические преобразования
|
|
1
|
п.2.3.6
|
|
|
40
|
Системы компьютерного
черчения
|
|
1
|
п.2.4
|
|
|
41
|
Черчение графических
примитивов в системе компьютерного черчения
|
|
1
|
п.2.4.1
|
|
|
42
|
Практическая работа «Выполнение
геометрических построений в системе компьютерного черчения»
|
|
1
|
стр. 140
|
|
|
43
|
Проект на свободную тему
|
|
1
|
|
|
|
44
|
Контрольная работа № 2 по теме:
«Технология обработки графической информации»
|
|
1
|
|
|
|
|
Компьютерные
презентации
|
24
|
|
|
|
|
45-46
|
Компьютерные презентации
|
|
2
|
п.2.5
|
|
|
47
|
Практическая работа «Создание простой презентации»
|
|
1
|
стр. 151
|
|
|
48-49
|
Мультимедийные интерактивные презентации
|
|
2
|
п.2.5.1
|
|
|
50
|
Практическая работа «Разработка мультимедийной интерактивной презентации»
|
|
1
|
стр. 153
|
|
|
51-52
|
Дизайн презентации и макеты слайдов
|
|
2
|
п.2.5.2
|
|
|
53
|
Практическая работа «Создание презентации на
основе шаблонов и макетов»
|
|
1
|
стр. 160
|
|
|
54-55
|
Использование анимации и звука в презентации
|
|
2
|
п.2.5.3
|
|
|
56
|
Практическая работа «Создание анимации,
встроенной в презентацию»
|
|
1
|
стр. 163
|
|
|
57-59
|
Демонстрация презентации
|
|
3
|
п.2.5.4
|
|
|
60-62
|
Проект на свободную тему
|
|
3
|
|
|
|
63-65
|
Урок – презентация.
|
|
3
|
|
|
|
66
|
Контрольная работа № 3 по теме: «Компьютерные презентации»
|
|
1
|
|
|
|
67-68
|
Резерв
|
|
2
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.