Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса по информатике
для
6 а,б,в классов
Рабочая программа по информатике для 6 а,б,в классов
составлена с учётом авторской
программы Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика.
Программа для основной школы: 5–6классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2013.
Рабочая учебная программа рассчитана на 35 учебных часов.
Вид реализуемой программы – основная общеобразовательная.
Программа по информатике для основной
школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
(личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию
универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней
соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и
психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего
образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход
в части структурирования учебного материала, определения последовательности его
изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности,
развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым
компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы
(авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)
1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы:
5–6классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.:
БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2014.
3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы: методическое
пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику
«Информатика. 6класс»
5. Материалы
авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Общая характеристика учебного предмета
Информатика
– это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных
процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их
автоматизации.
Многие
положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и
использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее
значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с
математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы
естественнонаучного мировоззрения.
Информатика
имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на
уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные
знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные
обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках
образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных
жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т.
е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На
протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался
опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время
принято называть современными образовательными результатами.
Одной
из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость
окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования,
обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к
освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость
подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития
разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации
собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную
позицию.
В
содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на
изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной
культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере
общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс
информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики,
который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и
обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В
настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным
государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной
школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего
обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют
полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении
всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного
применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление,
интерпретацию и обобщение этого опыта.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это
сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений
учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому
образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной
деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении
информатики в основной школе, являются:
-
наличие представлений об информации как важнейшем
стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
-
понимание роли информационных процессов в
современном мире;
-
владение первичными навыками анализа и критичной
оценки получаемой информации;
-
ответственное отношение к информации с учетом
правовых и этических аспектов ее распространения;
-
развитие чувства личной ответственности за качество
окружающей информационной среды;
-
способность увязать учебное содержание с
собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области
информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
-
готовность к самостоятельным поступкам и действиям,
принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению
индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
-
владением основами информационного мировоззрения –
научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе,
технике как одну из важнейших областей современной действительности;
-
интерес к информатике и ИКТ, стремление
использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
-
готовность к повышению своего образовательного
уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и
ИКТ;
-
способность и готовность к принятию ценностей
здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и
технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные
обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы
деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других
жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при
изучении информатики в основной школе, являются:
-
владение общепредметными понятиями «объект»,
«система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
-
владение информационно-логическими умениями:
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
-
владение умениями самостоятельно планировать пути
достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках
предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
-
владение основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
-
владение основными универсальными умениями
информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и
выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-
владение информационным моделированием как основным
методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы
в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить
разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать»
таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать
информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму
представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять
адекватность модели объекту и цели моделирования;
-
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и
навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для
сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки
создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;
фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание
графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание,
восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное
взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Познавательные
УУД:
|
Коммуникативные
УУД:
|
Регулятивные УУД:
|
I. Общеучебные
универсальные действия:
1) самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели;
2) поиск и
выделение необходимой информации;
3) применение
методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
4) знаково-символические
действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной
формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта
и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область);
5) умение
структурировать знания;
6) умение
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме;
7) рефлексия
способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
8) смысловое
чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
9) извлечение
необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
10) определение
основной и второстепенной информации;
11) свободная
ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического
и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств
массовой информации;
12) умение
адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;
13) умение
составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста
(соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
II. Универсальные
логические действия:
1)
анализ объектов с
целью выделения признаков (существенных, несущественных);
2)
синтез как составление
целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя
недостающие компоненты;
3)
выбор оснований и
критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
4)
подведение под понятия,
выведение следствий;
5)
установление
причинно-следственных связей, построение логической цепи
рассуждений;
6)
выдвижение гипотез и их
обоснование;
III.
Действия
постановки и решения проблем:
1)
формулирование
проблемы;
2)
самостоятельное
создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
|
1)
планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2)
определение
цели, функций участников, способов взаимодействия;
3)
постановка
вопросов
4)
инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации;
5)
разрешение
конфликтов
6)
выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения
конфликта, принятие решения и его реализация;
7)
умения
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
родного языка;
8)
формирование
умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос,
аргументировать;
9)
формирование
вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
10) формирование
невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики,
жестов, позы, интонации и т.п.);
11) формирование
умения работать в парах и малых группах;
12) формирование
опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).
|
1) ставить
учебные цели с помощью учителя и самостоятельно.
2) использовать
внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели,
3) планировать
свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в
том числе, во внутреннем плане,
4) осуществлять
итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание с
образцом, предложенным учителем, сравнения с предыдущими заданиями, или на
основе различных образцов.
5) вносить
коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее
поставленной целью.
6) Использовать
в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль),
справочную литературу, ИКТ
7) Определять
самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Оценивать свое задание по следующим параметрам: легко
выполнять, возникли сложности при выполнении.
|
Предметные результаты включают в себя:
освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические
для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в
рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных,
учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа
мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,
владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования
основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
-
формирование информационной и алгоритмической
культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве
обработки информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
-
формирование представления об основных изучаемых
понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
-
развитие алгоритмического мышления, необходимого
для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений
составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний
об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с
одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами —
линейной, условной и циклической;
-
формирование умений формализации и структурирования
информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с
поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием
соответствующих программных средств обработки данных;
-
формирование навыков и умений безопасного и
целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете,
умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета
Структура содержания общеобразовательного предмета
(курса) информатики в 6 классах основной школы определена
следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
- объекты и системы;
- человек и информация;
- алгоритмика.
Раздел 1. Объекты и
системы:
Объекты окружающего мира.
Компьютерные
объекты.
Отношения
объектов и их множеств.
Разновидности
объектов и их классификация.
Системы
объектов. Персональный компьютер как система.
Раздел
2. Человек
и информация.
Информация и знания. Чувственное познание
окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Раздел
3. Информационное моделирование
Модели
объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные
модели. Простейшие математические модели.
Табличные
информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы.
Табличное решение логических задач.
Вычислительные
таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин.
Визуализация многорядных данных.
Многообразие
схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Понятие
исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители
(Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их
назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с
помощью команд и их последовательностей.
Что
такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список,
таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями
(в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и
т.д.).
Составление
алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями
Чертёжник и др.
Содержание курса информатики 6 класса
Техника безопасности и организация рабочего места.
§1.Объекты окружающего мира. 1
час
Объекты и множества. Объекты изучения в информатике.
Признаки объектов.
§2. Компьютерные объекты. 1 час
Файлы и папки. Размер файла. Объекты ОС.
Практическая работа №1. «Работаем с основными объектами
ОС».
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой
системы».
§3. Отношение объектов и их множеств. 1 час
Разнообразие отношений. Отношения между множествами.
Отношение «входит в состав»
Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического
редактора».
§4. Разновидности объектов и их классификация. 1 час
Отношение является «разновидностью». Классификация
объектов. Классификация компьютерных объектов.
Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового
редактора»
§5. Системы объектов. 1 час
Разнообразие систем. Состав и структура системы. Система и
окружающая среда. Система как «черный ящик».
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими
возможностями текстового редактора».
§6. Персональный компьютер как система. 1 час
Компьютер как надсистема и подсистема. Пользовательский
интерфейс.
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими
возможностями текстового редактора».
§7. Как мы познаём окружающий мир. 1 час
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира.
Абстрактное мышление.
Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы».
§8. Понятие как форма мышления. 1 час
Понятие. Как образуются понятия. Определение понятий.
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем
графические объекты»
§9. Информационное моделирование. 1 час
Модели объектов и их назначение. Разнообразие
информационных моделей. Практическая работа №8 «Создаем графические модели».
§10. Знаковые информационные модели. 2 часа
Словесные описания. Научные описания. Художественные
описания. Математические модели.
Практическая работа №9 «Создаем словесные модели».
Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки».
§11. Табличные информационные модели. 4 часа
Правила оформления таблицы. Таблица типа «объекты -
свойства» ОС.
Таблица типа «объекты – объекты - один» ООО.
Вычислительные таблицы. Решение логических задач с помощью
нескольких таблиц.
Практическая работа №11 «Создаем табличные модели».
Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в
текстовом процессоре».
§12. Графики и диаграммы. 2 часа
Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление
процессов изменения величин. Наглядное представление о соотношении величин.
Практическая работа №13 «Создаем информационные модели –
диаграммы и графики».
§13. Схемы. 2 часа
Многообразие схем. Информационные модели на графах.
Деревья.
Использование графов при решении задач.
Практическая работа №14 «Создаем информационные модели –
схемы, графы и деревья».
§14. Что такое алгоритм. 1 час
Жизненные задачи. Последовательность действий. Алгоритм.
§15. Исполнители вокруг нас. 1
час
Разнообразие исполнителей. Формальные исполнители.
Автоматизация.
§16. Формы записи алгоритмов. 1 час
§17. Типы алгоритмов. 3 часа
Линейные алгоритмы.
Алгоритмы с ветвлением.
Алгоритмы с повторениями.
Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»
Практическая работа №16 «Создаем презентацию с
гиперссылками»
Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию»
§18. Управление исполнителем Чертежник. 4 часа
Знакомимся с Чертежником. Пример алгоритма управления
Чертежником.
Чертежник учится, или Использование вспомогательных
алгоритмов.
Цикл повторять n раз.
Практическая работа №18 «Выполняем итоговый проект».
Повторительно – обобщающий - 2ч.
Резерв -2ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.