Главная / Информатика / Рабочая программа по информатике 6 класс (ФГОС).

Рабочая программа по информатике 6 класс (ФГОС).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»


«Рассмотрено»

на заседании творческого союза учителей математики, информатики и физики
Протокол № _____ от «___»___________ 2014 г.

Руководитель творческого союза:________________

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______________________


«___» ___________ 2014 г.

«Утверждаю»

Директор школы:

___________________


«___» ____________ 2014г.




hello_html_58b946b8.gif


Рабочая программа педагога

I квалификационной категории

по информатике

6 класс









Рассмотрено на заседании Педсовета

Протокол № ___ от «__» ______2014г.







2014-2015 уч.год.

Пояснительная записка

                  1. 1. Статус документа

Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, и написана на основании следующих нормативных документов:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Информатика и ИКТ. 5 – 11 классы. – 3-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2013. – 64с. – (Стандарты второго поколения).

  2. Программа по информатике и ИКТ для основной школы (5-7 классы) Л.Л. Босова, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева (М., Баласс, 2010 г.) .

  3. Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель курса развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов инфор-
матики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации,
самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информацион-
ную деятельность, представлять и оценивать ее результаты; целенаправленное формирование
таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.; воспитание
ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллек-
туальных и творческих способностей учащихся.

Задачи:

• показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окру-
жающем мире;

• показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информацион-
ной деятельности человека;

• включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся ос-
новных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуа-
ций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих
компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление
причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений;

• создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного
характера (постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информа-
ции, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация инфор-
мации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого
и поискового характера);

• организовать в виртуальных лабораториях работу, направленную на овладение первичными
навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления
объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

• организовать компьютерный практикум, ориентированный на формирование широкого спектра
умений использования средств ИКТ для сбора, хранения, преобразования и передачи различных
видов информации; овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать получен-
ные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

• создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества
со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль
в понятной для собеседника форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей резуль-
таты своей работы при помощи средств ИКТ .

Содержание учебного курса

Содержание курса полностью отвечает требованиям государ­ственного стандарта, в нем представлен обязательный базовый уровень содержания обучения информатике.

В 6 классе первый курс «Объекты и их имена» (13 ч) раскрывает содержание следующих понятий: объекты и их имена, признаки объектов, отношения объектов, разновидности объектов и их классификация, состав объектов, системы объектов, система и окружающая среда, персональный компьютер как система

Компьютерный практикум состоит из трех работ: «Основные объекты операционной системы», «Работаем с объектами файловой системы», «Создаем текстовые объекты».

Второй курс «Информационное моделирование» (9 ч) повествует учащимся о модели объектов и их назначение. Различают такие модели, как:

  • Информационные модели.

  • Словесные информационные модели.

  • Многоуровневые списки.

  • Математические модели.

  • Табличные информационные модели.

Учащимся предстоит разобраться в структуре и правилах оформления таблицы. Строить простые таблицы и сложные таблицы. Применять свои знания при решении логических задач. Создавать вычислительные и электронные таблицы, а также графики и диаграммы, что дают наглядное представление о соотношении величин, визуализацию многорядных данных.

Многообразие схем, информационные модели на графах и деревья являются межпредметными связями.

Компьютерный практикум состоит из восьми работ: «Создаем словесные модели», «Многоуровневые списки», «Создаем табличные модели», «Создаем вычислительные таблицы», «Знакомимся с электронными таблицами», «Создаем диаграммы и графики», «Схемы, графы и деревья», «Графические модели», «Итоговая работа».

Курс «Алгоритмика» (10 ч) продолжает изучение основных вопросов алгоритмизации: алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Изучение алгоритма проходит на примерах двух исполнителей: Чертежник и Робот.

Исполнитель Чертежник, управление Чертежником, использование вспомогательных алгоритмов, цикл повторить n раз.

Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.

Компьютерный практикум

Работа в среде Алгоритмика.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИ

Личностные результаты:

• наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества;

• понимание роли информационных процессов в современном мире;

• владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

• ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее рас-
пространения;

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значи-
мость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

• готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с ис-
пользованием средств и методов информатики и ИКТ;

• способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в про-
цессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятель-
ности;

• способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации
средств ИКТ.

Метаиредметные результаты:

• владение общепредметными понятиями «информация», «объект» и т. д.;

• владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобще-
ния, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде-
ние, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои
действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять
способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответ-
ствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознан-
ного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка
и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации; применение мето-
дов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

• владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний:
умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или
знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для
описания объектов; умения «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятель-
но перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму
представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели
объекту и цели моделирования;

• ИКТ-компетентность широкий спектр умений и навыков использования средств инфор-
мационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи
различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обра-
щение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений;
создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, вос-
приятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие;
поиск и организация хранения информации; анализ информации)


Предметные результаты:

Информационное моделирование

Учащийся научится:

• понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

• различать натурные и информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые
диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

• «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы,
схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

• перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символи-
ческой формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию)
числовой информации;

• строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Учащийся получит возможность:

• сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей;
о
моделировании как методе научного познания;

• приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

• познакомиться с правилами построения данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф,
дерево)
в соответствии с поставленной задачей.



Алгоритмика

Учащийся научится:

• понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

• понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя»,
«система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

• осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

• понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические кон-
струкции «следование», «ветвление», «цикл»;

• подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;

• исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

• разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

• исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя
с
заданной системой команд;

• по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

• разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые
алгоритмические
конструкции и вспомогательные алгоритмы.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Литература.

1. Босова, Л. Л Занимательные задачи по информатике / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова,
Ю. Г. Коломенская. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

2. Босова, Л Л Изучаем информационные технологии в -VI классах // Информатика в шко-
ле: прил. к жур. «Информатика и образование». 2004. 6.

3. Босова, Л Л. Преподавание информатики в 5 7 классах / Л. Л. Босова. М,: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.

4. Югова, Н. Л Поурочные разработки по информатике: 6 класс / Н. Л. Югова, И, Ю. Хло-
быстова. М.: ВАКО, 2010. (В помощь школьному учителю).

2. Интернет-ресурсы.
1. Бородин, М Н. Информатика. УМК для основной школы. 5 6 классы. 7 9 классы: метод.

пособие / М. Н. Бородин. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. Режим доступа: http://files.lbz.rudf/mpBosova5-9fgos.pdf


2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru


3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание информатики. Режим

доступа: http://festival.september.ru/informatics


4. Информатика. 6 класс: электронное приложение к учебнику. Режим доступа: http://www.metod ist. Ibz.ru/authors/information/3/eor6.php

3. Технические средства обучения.

1. Компьютеры.

2. Экран (на штативе или настенный) или интерактивная доска.

3. Мультимедийный проектор.

4. Сканер,

5. Графический планшет.

6. Web-камера.

7. Цифровой фотоаппарат.

8. Наушники и микрофон.

9. Принтер (черно-белый/цветной).

10. Акустические колонки в составе рабочего места преподавателя.

11. Оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет.

4. Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления пла-
катов, схем.





Учебно-тематический план

(1 ч в неделю, 35 ч в год)

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

6 класс

1

Объекты и их имена.

13

7

6

1

Информационное моделирование

9

4

5

2

Алгоритмика

10

4

6

3

Итоговое повторение (работа над проектом)

3

-

3


Итого:

35

15

20


Календарно-тематическое планирование.

урока

Кол-во часов

дата

Тема урока

Тип урока. Формы работы.

Методы обучения

Вид контроля

Образовательные ресурсы

Дата

план

факт

В

С

У

План

Факт

Объекты и их имена (8 часов)


1

1



Цели изучения курса информатики. ТБ. Объекты окружающего мира

Урок лекция


Частично-поисковый. Репродуктивный.


+

+

Введение, §1.1,§1.2

ЦОР

Плакат «Техника безопасности».

Презентация «Техника безопасности», «Объекты и их признаки»

2.09.


2

1



Объекты операционной системы.


Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

Исследовательский


+

+

§1.3, §1.4

ЦОР

Презентация «Отношения объектов».


8.09.


3

1



Файлы и папки. Размер файла.


Комбинированный

(лекция + практическая работа)

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

Исследовательский


+

+

§1.5


15.09.


4

1



Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами.


Комбинированный

(лекция + практическая работа)

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора - инструмента создания графических объектов» (задания 1-3)

Частично-поисковый


+

+

§1.6

Презентация «Системы объектов».


22.09.


5

1



Отношение «входит в состав».


Комбинированный

(лекция + практическая работа)

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора - инструмента создания графических объектов» (задания 5-6)

Первичное применение знаний


+

+

§1.7

ЦОР

Презентация «Системы объектов».


29.09.


6

1








Разновидности объекта и их классификация.

Обобщающий

итоговый по теме

Частично-поисковый, репродуктивный

+


+

§1.8

интерактивные тесты

6.10.


7

1



Классификация компьютерных объектов.

Комбинированный

(лекция + практическая работа)

Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора - инструмента создания текстовых объектов»

Частично-поисковый


+

+

§2.1

ЦОР

Презентация «Модели объектов».


13.10.


8

1



Системы объектов. Состав и структура системы

Комбинированный

(лекция + практическая работа)

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1-3)

Частично-поисковый, репродуктивный


+

+

§2.2

ЦОР

Презентация «Информационные модели»

20.10.


9

1











Система и окружающая среда. Система как черный ящик.


Комбинированный

(лекция + практическая работа)

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4-5)

Частично-поисковый,

репродуктивный

+


+

§2.3

27.10.


10

1



Персональный компьютер как система.

Комбинированный

(лекция + практическая работа)

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6)

Частично-поисковый, репродуктивный

+


+

§2.3

10.11.


11

1



Способы познания окружающего мира.

Комбинированный

(лекция + практическая работа)

Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

Частично-поисковый, репродуктивный

+


+

§2.3

17.11.


12

1



Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.


Комбинированный

(лекция + практическая работа)

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1)

Исследовательский

+


+

§2.3

24.11.


13

1







Определение понятия.


Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3)

Частично-поисковый, репродуктивный



+

§2.4

интерактивные тесты

01.12.


Информационное моделирование (9 часов).

14

1



Информационное моделирование как метод познания.


Комбинированный

(лекция + практическая работа)

Практическая работа №8 «Создаём графические модели»

Репродуктивный, проблемное изложение


+

+

§2.5(1)

ЦОР

Презентация «Табличные информационные модели».


08.12.


15

1



Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания.


Комбинированный

(лекция + практическая работа)

Практическая работа №9 «Создаём словесные модели»

Репродуктивный


+

+

§2.5(2)

15.12.


16

1



Математические модели.

Многоуровневые списки.


Комбинированный

(лекция + практическая работа)

Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки»

Частично-поисковый, репродуктивный.


+

+

§2.5(3)

22.12.


17

1



Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.


Комбинированный

(лекция + практическая работа)

Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»

Частично-поисковый, репродуктивный


+

+

§2.6

29.12.


18

1



Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.


Комбинированный

(лекция + практическая работа)

Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

Частично-поисковый, репродуктивный


+

+

§2.7

12.01.


19

1



Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.

Комбинированный

(лекция + практическая работа)

Практическая работа №12 «Создаём информационные модели - диаграммы и графики» (задания 1-4)

Частично-поисковый


+

+

§2.8

19.12.


20

1



Создание информационных моделей - диаграмм.

Комбинированный

(лекция + практическая работа)

Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»

Частично-поисковый, репродуктивный


+

+

§2.8

26.01.


21

1



Многообразие схем и сферы их применения.

Комбинированный

(лекция + практическая работа)

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели - схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)

Проблемное изложение


+

+

§2.9 (1,2)

ЦОР

Презентация «Графики и диаграммы».

2.02.


22

1



Информационные модели на графах.

Использование графов при решении задач.

Комбинированный

(лекция + практическая работа)

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели - схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)

Частично-поисковый


+

+

§2.9 (3)

ЦОР

Презентация «Графики и диаграммы»

9.02.


Алгоритмика (10 часов)

23

1



Что такое алгоритм.


Комбинированный

(лекция + практическая работа)

Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы»

Частично-поисковый

+


+

§2.9 (4)

ЦОР

Презентация «Графики и диаграммы»

16.02.


24

1



Исполнители вокруг нас.


Комбинированный

(лекция + практическая работа)

Работа в среде исполнителя Кузнечик

Репродуктивный


+

+

§2.10 (1)

ЦОР

Презентация «Схемы».


2.03.


25

1



Формы записи алгоритмов.


Комбинированный

(лекция + практическая работа)

Работа в среде исполнителя Водолей

Исследовательский

+


+

§2.10 (2)

ЦОР

Презентация «Графы».

9.03.


26

1



Линейные алгоритмы.


Итоговый, обобщающий урок

Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»

Частично-поисковый, репродуктивный

+


+

§2.10 (2,3)

ЦОР

Презентация «Графы».


16.03.


27

1



Алгоритмы с ветвлениями.


Комбинированный

(лекция + практическая работа)

Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»

Исследовательский



+

§3.1, §3.2(1, 2)

ЦОР

Презентация «Алгоритм — модель деятельности исполнителя»


23.03.


28

1



Алгоритмы с повторениями.


Комбинированный

(лекция + практическая работа)

Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию»

Исследовательский



+

§3.2(3)

13.04.


29

1



Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.


Комбинированный

(лекция + практическая работа)

Работа в среде исполнителя Чертёжник

Частично-поисковый, репродуктивный


+

+

§3.2(4)

20.04.


30

1



Использование вспомогательных алгоритмов.

Комбинированный

(лекция + практическая работа)

Работа в среде исполнителя Чертёжник

Частично-поисковый, репродуктивный


+

+

§3.3(1)

27.04.


31

1







Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.


Комбинированный

(лекция + практическая работа)

Работа в среде исполнителя Чертёжник

Репродуктивный, проблемное


+

+

§3.3(2, 4)

4.05.


32

1







Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика»

Комбинированный

(лекция + практическая работа)


Репродуктивный

+


+

§3.3 (5)

11.05.


33-35

3



Выполнение и защита итогового проекта.

Итоговый, обобщающий урок

Итоговый проект.


Частично-поисковый, репродуктивный

+


+


17.05., 24.05.




Формы и средства контроля

п.п.

Тема

Кодификатор

Форма контроля

Стартовый контроль.

Основные устройства компьютера. Текстовый редактор. Графический редактор.

Тест

Контрольная работа по теме «Объекты. Системы».

Кодирование информации. Создание текстового документа.

Тест, практическая работа

Контрольная работа по теме «Понятие как форма мышления»

Основные устройства компьютера. Текстовый редактор. Графический редактор. Кодирование информации

Тест, практическая работа

Контрольная работа по теме «Алгоритмы и исполнители»

Понятие. Отношение. Суждение. Умозаключение.

Тест, практическая работа

Творческая работа по теме «Информационные модели на графах»

Основные устройства компьютера. Текстовый редактор. Графический редактор. Кодирование информации. Понятие. Основные типы алгоритма.

Практическая работа

Творческая проектная работа


Практическая работа

hello_html_m2dc57a7.png

Рабочая программа по информатике 6 класс (ФГОС).
  • Информатика
Описание:

Разработка рабочей программы по информатике (по учебнику Босовой Л.Л., Босовой А.Ю.) в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.

Материал структурирован следующим образом:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

- статус документа;

- цели и задачи курса;

- содержание курса;

- планируемые результаты обучения;

3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

4. Распределение учебного материала по темам.

5. Календарно-тематическое планирование.

6. Формы и средства контроля.   

 

Автор Дамаев Ряшит Харисович
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 817
Номер материала 8899
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓