Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа Базарно-Карабулакского муниципального района
Саратовской области»
«Рассмотрено»
на заседании
творческого союза учителей математики, информатики и физики
Протокол № _____ от «___»___________ 2014 г.
Руководитель
творческого союза:________________
|
«Согласовано»
Заместитель
директора по УВР
______________________
«___»
___________ 2014 г.
|
«Утверждаю»
Директор школы:
___________________
«___»
____________ 2014г.
|
Рабочая программа педагога
I квалификационной категории
по информатике
6 класс
Рассмотрено на заседании Педсовета
Протокол № ___ от «__» ______2014г.
2014-2015 уч.год.
Пояснительная
записка
1.
Статус документа
Настоящая
рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса составлена в соответствии с
требованиями Федерального компонента государственного образовательного
стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, и написана на
основании следующих нормативных документов:
1.
Примерные программы по учебным предметам.
Информатика и ИКТ. 5 – 11 классы. – 3-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2013.
– 64с. – (Стандарты второго поколения).
2.
Программа по информатике и
ИКТ для основной школы (5-7 классы) Л.Л. Босова, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева (М.,
Баласс, 2010 г.) .
3.
Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель курса — развитие общеучебных
умений и навыков на основе средств и методов инфор-
матики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами
информации,
самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информацион-
ную деятельность, представлять и оценивать ее результаты; целенаправленное
формирование
таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм»
и др.; воспитание
ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных,
интеллек-
туальных и творческих способностей учащихся.
Задачи:
• показать учащимся роль информации
и информационных процессов в их жизни и в окру-
жающем мире;
• показать роль средств информационных
и коммуникационных технологий в информацион-
ной деятельности человека;
• включить в учебный процесс содержание,
направленное на формирование у учащихся ос-
новных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов
и ситуа-
ций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание
недостающих
компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации
объектов;
обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий;
установление
причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений;
• создать условия для овладения
основными универсальными умениями информационного
характера (постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информа-
ции, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация
инфор-
мации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных
условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого
и поискового характера);
• организовать в виртуальных лабораториях
работу, направленную на овладение первичными
навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений
и управления
объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
• организовать компьютерный практикум,
ориентированный на формирование широкого спектра
умений использования средств ИКТ для сбора, хранения, преобразования и передачи
различных
видов информации; овладение способами и методами освоения новых инструментальных
средств;
формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать
получен-
ные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
• создать условия для овладения
основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества
со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать
мысль
в понятной для собеседника форме; умения выступать перед аудиторией, представляя
ей резуль-
таты своей работы при помощи средств ИКТ .
Содержание
учебного курса
Содержание курса полностью отвечает требованиям
государственного стандарта, в нем представлен обязательный базовый уровень
содержания обучения информатике.
В 6 классе первый курс «Объекты и их имена» (13 ч)
раскрывает содержание следующих понятий: объекты и их имена, признаки объектов,
отношения объектов, разновидности объектов и их классификация, состав объектов,
системы объектов, система и окружающая среда, персональный компьютер как
система
Компьютерный
практикум состоит из трех работ: «Основные
объекты операционной системы», «Работаем с объектами файловой системы»,
«Создаем текстовые объекты».
Второй
курс «Информационное моделирование» (9 ч) повествует
учащимся о модели объектов и их назначение. Различают
такие модели, как:
· Информационные модели.
· Словесные информационные модели.
· Многоуровневые списки.
· Математические модели.
· Табличные информационные модели.
Учащимся
предстоит разобраться в структуре и правилах оформления таблицы. Строить
простые таблицы и сложные таблицы. Применять свои знания при решении логических
задач. Создавать вычислительные и электронные таблицы, а также графики и
диаграммы, что дают наглядное представление о соотношении величин, визуализацию
многорядных данных.
Многообразие
схем, информационные модели на графах и деревья являются межпредметными
связями.
Компьютерный
практикум состоит из восьми работ: «Создаем
словесные модели», «Многоуровневые списки», «Создаем табличные модели»,
«Создаем вычислительные таблицы», «Знакомимся с электронными таблицами»,
«Создаем диаграммы и графики», «Схемы, графы и деревья», «Графические
модели», «Итоговая работа».
Курс
«Алгоритмика» (10 ч) продолжает изучение основных
вопросов алгоритмизации: алгоритм — модель деятельности
исполнителя алгоритмов. Изучение алгоритма проходит на примерах двух
исполнителей: Чертежник и Робот.
Исполнитель
Чертежник, управление Чертежником, использование вспомогательных алгоритмов,
цикл повторить n раз.
Исполнитель
Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.
Компьютерный
практикум
Работа
в среде Алгоритмика.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИ
Личностные результаты:
• наличие представлений об информации
как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества;
• понимание роли информационных
процессов в современном мире;
• владение первичными навыками анализа
и критичной оценки получаемой информации;
• ответственное отношение к информации
с учетом правовых и этических аспектов ее рас-
пространения;
развитие чувства личной ответственности
за качество окружающей информационной среды;
• способность увязать учебное содержание
с собственным жизненным опытом, понять значи-
мость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного
общества;
• готовность к повышению своего
образовательного уровня и продолжению обучения с ис-
пользованием средств и методов информатики и ИКТ;
• способность и готовность к общению
и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в про-
цессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой
деятель-
ности;
• способность и готовность к принятию
ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации
средств ИКТ.
Метаиредметные результаты:
• владение общепредметными понятиями
«информация», «объект» и т. д.;
• владение информационно-логическими
умениями: определять понятия, создавать обобще-
ния, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассужде-
ние, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• владение умениями самостоятельно
планировать пути достижения целей; соотносить свои
действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности;
определять
способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия
в соответ-
ствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи;
• владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и осуществления осознан-
ного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• владение основными универсальными умениями
информационного характера: постановка
и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации; применение
мето-
дов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор
наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера;
• владение информационным моделированием
как основным методом приобретения знаний:
умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую
или
знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные
структуры для
описания объектов; умения «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.
д., самостоятель-
но перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать
форму
представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность
модели
объекту и цели моделирования;
• ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков
использования средств инфор-
мационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования
и передачи
различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обра-
щение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных
сообщений;
создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений;
создание, вос-
приятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие;
поиск и организация хранения информации; анализ информации)
Предметные результаты:
Информационное моделирование
Учащийся научится:
• понимать сущность понятий «модель»,
«информационная модель»;
• различать натурные и информационные
модели (простые таблицы, круговые и столбиковые
диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
• «читать» информационные модели
(простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы,
схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
• перекодировать информацию из одной
пространственно-графической или знаково-символи-
ческой формы в другую, в том числе использовать графическое представление
(визуализацию)
числовой информации;
• строить простые информационные
модели объектов из различных предметных областей.
Учащийся получит возможность:
• сформировать начальные представления о назначении
и области применения моделей;
о моделировании как методе научного познания;
• приводить примеры образных, знаковых и смешанных
информационных моделей;
• познакомиться с правилами построения данных (таблица,
схема, график, диаграмма, граф,
дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Алгоритмика
Учащийся научится:
• понимать смысл понятия «алгоритм»,
приводить примеры алгоритмов;
• понимать термины «исполнитель»,
«формальный исполнитель», «среда исполнителя»,
«система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных
исполнителей;
• осуществлять управление имеющимся
формальным исполнителем;
• понимать правила записи и выполнения
алгоритмов, содержащих алгоритмические кон-
струкции «следование», «ветвление», «цикл»;
• подбирать алгоритмическую конструкцию,
соответствующую заданной ситуации;
• исполнять линейный алгоритм для
формального исполнителя с заданной системой команд;
• разрабатывать план действий для решения задач
на переправы, переливания и пр.;
• исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения,
для формального исполнителя
с заданной системой команд;
• по данному алгоритму определять, для решения
какой задачи он предназначен;
• разрабатывать в среде формального исполнителя
короткие алгоритмы, содержащие базовые
алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Литература.
1. Босова, Л. Л Занимательные задачи по информатике / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова,
Ю. Г. Коломенская. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Босова, Л Л Изучаем информационные технологии в -VI классах //
Информатика в шко-
ле: прил. к жур. «Информатика и образование». — 2004. — № 6.
3. Босова, Л Л. Преподавание информатики в 5 — 7 классах / Л. Л. Босова. — М,: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.
4. Югова, Н. Л Поурочные разработки
по информатике: 6 класс / Н. Л. Югова, И, Ю. Хло-
быстова. — М.: ВАКО, 2010. — (В помощь школьному учителю).
2. Интернет-ресурсы.
1. Бородин, М Н. Информатика. УМК
для основной школы. 5 — 6 классы. 7 — 9 классы: метод.
пособие / М. Н. Бородин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2013. — Режим доступа: http://files.lbz.ru/рdf/mpBosova5-9fgos.pdf
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
— Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru
3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание
информатики. — Режим
доступа: http://festival.september.ru/informatics
4. Информатика. 6 класс: электронное приложение к
учебнику. — Режим доступа: http://www.metod
ist. Ibz.ru/authors/information/3/eor6.php
3. Технические средства обучения.
1. Компьютеры.
2. Экран (на штативе или настенный) или интерактивная
доска.
3. Мультимедийный проектор.
4. Сканер,
5. Графический планшет.
6. Web-камера.
7. Цифровой фотоаппарат.
8. Наушники и микрофон.
9. Принтер (черно-белый/цветной).
10. Акустические колонки в составе рабочего места преподавателя.
11. Оборудование, обеспечивающее подключение к сети
Интернет.
4. Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором
приспособлений для крепления пла-
катов, схем.
№
|
Название темы
|
Количество часов
|
общее
|
теория
|
практика
|
6 класс
|
1
|
Объекты и их имена.
|
13
|
7
|
6
|
1
|
Информационное моделирование
|
9
|
4
|
5
|
2
|
Алгоритмика
|
10
|
4
|
6
|
3
|
Итоговое повторение (работа над проектом)
|
3
|
-
|
3
|
|
Итого:
|
35
|
15
|
20
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.