Рабочая программа по информатике (5-7 класс)
Настоящая
рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней
общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента
государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования,
утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, примерной программы (основного)
общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента
государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263),
«Временных требований к минимуму содержания основного общего образования»
(приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236) и авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7
классов средней общеобразовательной школы», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель
М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010».
Структура документа
Рабочая программа по
информатике и ИКТ в 8-9 классах представляет собой целостный документ,
включающий семь разделов:
- Пояснительная
записка
- Содержание
программы учебного курса
- Учебно-тематический
план
- Календарно-тематическое
планирование
- Требования к уровню
подготовки учащихся
- Характеристика
контрольно-измерительных материалов
- Программно-методическое
обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы(основной и
дополнительной) для учителя и ученика
- Критерии оценивания
учащихся
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней
общеобразовательной школы составлена на основе следующих нормативно-правовых
и инструктивно-методических документов:
1.
Федеральный компонент
государственного стандарта общего образования. Информатика и ИКТ. Утвержден
приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего
и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г. №1089.
2.
Примерная программа
основного общего образования по информатике и информационным технологиям,
изданная в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений
2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2010».
3.
Программа основного общего
образования по информатике и информационным технологиям. Автор Босова Л.Л.,
Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5 – 7 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2011.
4.
Приказ Министерства
образования и науки Челябинской области от 24.02.2012г. № 24-370 «О
внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего
образования общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012/2013
учебный год»;
5.
Приказ Министерства
образования и науки Челябинской области от 16.06.2011г № 04-997 «О
формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области
на 2011/2012 учебный год».
6.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2012г №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего
образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год».
7.
Письмо МОиН Челябинской области от 24.07.2013 №
03-02/5639 «Об особенностях преподавания учебных предметов в
общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году» с
Приложением №6 «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и
«Информатика» в 2013 – 2014 учебном году»;
8.
Письмо МОиН Челябинской области от 16.07.2012 № 24/5135
«Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных
учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году» с Приложением №5 «О
преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 2012 – 2013 учебном году»;
9.
Приказ МОиН РФ от 27 декабря 2011г. № 2885,
зарегистрирован Минюстом России от 21 февраля 2012г., рег. №23290 «Об
утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующие образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год
10.
Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 29 декабря 2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
11.
Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 3.06.2003г. №118 «Об утверждении
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персонально-вычислительным
машинам и организации работы» с Изменениями: №1 от 25 апреля 2007г. № 22, №2 от
30 апреля 2010г. № 48, №3 от 3.09.2010г. №116;
12.
Приказ МОиН РФ №2106 от
28.12.2010г. «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части
охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
13.
Приказ МОиН РФ №986 от
04.10.2010г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным
учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования
учебных помещений».
14.
Письмо МОиН РФ №МД-1552/03
от 24.11.2011г. «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и
учебно-лабораторным оборудованием».
15.
Приказ МОиН Челябинской
области №24/6112 от 20.08.2012г. «О порядке введения ФГОС ООО с 01.09.2012
года».
16.
Письмо МОиН Челябинской
области от 21.07.2009 №103/3104 «О порядке рабочих программ курсов, предметов,
дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях»
17.
Положение МАОУ
СОШ №148г.Челябинска (филиал) «О порядке разработки и утверждения рабочей
программы учебного предмета, курса», принято на заседании Педагогического совета,
протокол №1 от 30.08.2011г.
18.
Учебный план МАОУ СОШ №
148 г. Челябинска (филиал) на 2013-2014 учебный год.
Программа
соответствует учебникам по информатике и ИКТ:
1.
Босова Л.Л. Информатика и
ИКТ: учебник для 5 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2.
Босова Л.Л. Информатика и
ИКТ: учебник для 6 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3.
Босова Л.Л. Информатика и
ИКТ: учебник для 7 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Срок
реализации рабочей программы - 3 года.
Рабочая
программа рассчитана на 105 часов (по 35 часов в год в 5, 6 и 7 классах).
Уровень обучения-
базовый
Программой предусмотрено проведение:
практических работ – 15 (5 класс), 21 (6 класс), 12 (7
класс);
контрольных работ – 5 (5 класс), 4(6 класс), 4(7
класс).
Программа
составлена для обучающихся 5-7 классов МАОУ СОШ №148 г. Челябинска (филиал) и
отражает запросы всех участников образовательного процесса (учителей,
родителей, обучающихся), подтверждает статус нашего образовательного учреждения.
Программа составлена с учетом особенностей обучающихся, которые обладают повышенным
интеллектуальным потенциалом.
Цели программы:
·
формирование общеучебных
умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе
овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно
планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную
деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
·
пропедевтическое изучение
понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное
формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель»,
«алгоритм» и др.;
·
воспитание ответственного
и избирательного отношения к информации; развитие познавательных,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
·
показать учащимся роль
информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
·
организовать работу в
виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками
исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления
объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
·
организовать компьютерный
практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования
и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде
соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых
инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы;
стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам
и в жизни;
·
создать условия для
овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со
сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать
мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией,
представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Воспитательный потенциал:
1) Интеллектуальное развитие:
·
Вариативность мышления
·
Интеллектуальная честность
·
Объективность
·
Лаконизм мысли
·
Осознание единой картины
мира
2)
Формирование характера:
·
Настойчивость в достижении
цели
·
Дисциплинированность
·
Трудолюбие
·
Аккуратность
3)
Эстетическое воспитание:
·
Видение красоты решения
·
Построение логических
конструкций
·
Графическая культура
4) Формирование
коммуникативных качеств:
·
Толерантность
·
Культура письменной и
устной речи
·
Культура работы с
компьютером
Используемые
технологии, методы и формы работы:
При организации занятий школьников 5-7 классах по информатике и
информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства
обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной
норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.
В обучении младших школьников наиболее приемлемы комбинированные уроки,
предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых, позволяющие
свести работу за компьютером к регламентируемой норме (10-15 минут для учеников
5 класса)
Основная школа отвечает за формирование учебной самостоятельности,
которая является ключевой педагогической задачей подросткового этапа
образования и рассматривается как умение расширять свои знания, умения и
способности по собственной инициативе.
Формирование навыков самостоятельной работы , начатое в 5 классе,
должно быть продолжено в 6 классе.
Проведенная в 5-6 классах работа по формированию навыков
самостоятельной работы позволяет увидеть в 7 классе свои первые плоды: учащиеся
способны самостоятельно работать с учебником, выполнять задания в рабочей
тетради, выбирать и выполнять посильные для себя задания компьютерного
практикума.
В 7 классе большое внимание уделяется исследовательской и проектной
деятельности.
На уроках параллельно применяются общие и специфические методы,
связанные с применением средств ИКТ:
·
словесные методы обучения
(рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
·
наглядные методы
(наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
·
практические методы
(устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
·
проблемное обучение;
·
метод проектов;
·
ролевой метод.
Ведущими методами
обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя
используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих
технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных
схем, ИКТ.
Общая
характеристика учебного предмета:
Информатика – это наука о закономерностях
протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах,
средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она
способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию
интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение
базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как
в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Современный период общественного развития
характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими
ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы
знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных
способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного
общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в
области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы
условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный
характер. К этим видам деятельности относятся: моделирование; сбор, хранение,
преобразование и передача информации; управление.
В соответствии со структурой школьного
образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня
(преимущественно за счет регионального и школьного компонентов)
выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», который
рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания
школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Согласно Федеральному базисному учебному плану
для образовательных учреждений Российской Федерации изучение предмета
«Информатика и ИКТ» в основной школе предполагается в 8 – 9, но за счет
регионального компонента и компонента образовательного учреждения его изучение
на пропедевтическом уровне рекомендуется как в начальной школе, так и в 5 – 7
классах.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного
и программно-методического комплекса, в который входят:
·
учебник и рабочая тетрадь
для учащихся;
·
методическое пособие для
учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются
способы и приемы работы с УМК;
·
комплект цифровых образовательных
ресурсов;
Раздел 2. Содержание программы
учебного курса
5 класс
1.
Компьютер для
начинающих (8часов)
Информация и информатика.
Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.
Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши.
Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Знакомимся с клавиатурой».
Практическая работа № 2 «Осваиваем мышь».
Практическая работа № 3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».
Практическая работа № 4 «Знакомимся с компьютерным меню».
Клавиатурный тренажер.
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 1 по теме «Устройства компьютера и основы
пользовательского интерфейса».
2.
Информация вокруг
нас (15часов)
Действия с информацией.
Хранение информации. Носители информации. Передача информации.
Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод
координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма
представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация
информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным
правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана
действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Координатный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 2 по теме «Информация и информационные процессы».
Контрольная работа № 3 по теме «Обработка информации средствами
текстового и графического редакторов».
3.
Информационные
технологии (12 часов)
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый
процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика.
Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание
движущихся изображений.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 5 «Выполняем вычисления с помощью приложения
Калькулятор».
Практическая работа № 6 «Вводим текст».
Практическая работа № 7 «Редактируем текст».
Практическая работа № 8 «Работаем с фрагментами текста».
Практическая работа № 9 «Форматируем текст».
Практическая работа № 10 «Знакомимся с инструментами рисования
графического редактора».
Практическая работа № 11 «Начинаем рисовать».
Практическая работа № 12 «Создаем комбинированные документы».
Практическая работа № 13 «Работаем с графическими фрагментами».
Практическая работа № 14 «Создаем анимацию на заданную тему».
Практическая работа № 15 «Создаем анимацию на свободную тему».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 4 по теме «Информационные процессы и
информационные технологии».
Контрольная работа № 5 по теме «Планирование последовательности
действий. Создание анимации».
6 класс
1.
Компьютер и
информация (12 часов)
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История
вычислительной техники. Файлы и папки.
Как информация представляется в компьютере, или Цифровые данные.
Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в
двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную.
Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и
систем счисления.
Единицы измерения информации.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа № 1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».
Практическая работа № 2 «Знакомимся с текстовым процессором».
Практическая работа № 3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем
надписи».
Практическая работа № 4 «Нумерованные списки».
Практическая работа № 5 «Маркированные списки».
Контроль
знаний и умений
Контрольная работа № 1 по теме «Создание текстовых документов».
2.
Человек и
информация (12 часов)
Информация и знания.
Чувственное познание окружающего мира.
Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются
понятия. Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями (тождество,
перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие).
Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение
как форма мышления.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 6 «Создаем таблицы».
Практическая работа № 7 «Размещаем текст и графику в таблице».
Практическая работа № 8 «Строим диаграммы».
Практическая работа № 9 «Изучаем графический редактор Paint (KPaint)».
Практическая работа № 10 «Планируем работу в графическом редакторе».
Практическая работа № 11 «Знакомимся с векторной графикой».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 2 по теме «Человек и информация».
.
3.
Элементы
алгоритмизации (11 часов)
Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.
Исполнители вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Графические исполнители в среде программирования QBasic. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы
с повторениями.
Ханойская башня.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 12 «Рисунок на свободную тему».
Практическая работа № 13 «Создаем презентацию “Часы”».
Практическая работа № 14 «Создаем презентацию “Времена года”».
Практическая работа № 15 «Создаем презентацию “Скакалочка”».
Практическая работа № 16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».
Практическая работа № 17 «Создаем слайд-шоу».
Практическая работа № 18 «Знакомимся со средой программирования QBasic».
Практическая работа № 19 «Исполнитель DRAW».
Практическая работа № 20 «Исполнитель LINE».
Практическая работа № 21 «Исполнитель CIRCLE».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 3 по теме «Алгоритмы и исполнители».
Контрольная работа № 4 (итоговая) по теме «Рисунок, текстовый
документ, слайд-шоу, презентация».
7 класс
1.
Объекты и их имена
(6 часов)
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности
объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер
как система.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами операционной системы».
Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа № 3 «Создаем текстовые объекты».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 1 по теме «Объекты и системы».
2.
Информационное
моделирование (20 часов)
Модели объектов и их назначение.
Информационные модели.
Словесные информационные модели.
Многоуровневые списки.
Математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления
таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач.
вычислительные таблицы. Электронные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин.
визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4 «Создаем словесные модели».
Практическая работа № 5 «Многоуровневые списки».
Практическая работа № 6 «Создаем табличные модели».
Практическая работа № 7 «Создаем вычислительные таблицы».
Практическая работа № 8 «Знакомимся с электронными таблицами».
Практическая работа № 9 «Создаем диаграммы и графики».
Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья».
Практическая работа № 11 «Графические модели».
Практическая работа № 12 «Итоговая работа».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 2 по теме «Информационное моделирование».
Контрольная работа № 3 по теме «Информационное моделирование».
3.
Алгоритмика (9
часов)
Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель
Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов.
Цикл «повторить n раз». Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл
«пока». Ветвление.
Компьютерный практикум
Работа в среде «Алгоритмика».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 4 по теме «Алгоритмика».
РАЗДЕЛ
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
|
Название темы
|
Количество часов
|
Количество практических работ
|
По авторской программе
|
По КТП
|
По авторской программе
|
По КТП
|
|
5 класс
|
1
|
Компьютер для
начинающих
|
8
|
8
|
4
|
4
|
2
|
Информация вокруг нас
|
15
|
15
|
|
|
3
|
Информационные технологии
|
12
|
12
|
11
|
11
|
|
Итого:
|
35
|
35
|
15
|
15
|
|
6 класс
|
1
|
Компьютер и информация
|
12
|
12
|
5
|
5
|
2
|
Человек и информация
|
12
|
12
|
6
|
6
|
3
|
Элементы алгоритмизации
|
11
|
11
|
10
|
10
|
Итого:
|
35
|
35
|
21
|
21
|
|
7 класс,
|
1
|
Объекты и их имена
|
6
|
6
|
3
|
3
|
2
|
Информационное моделирование
|
20
|
20
|
9
|
9
|
3
|
Алгоритмика
|
9
|
9
|
|
|
|
Итого:
|
35
|
35
|
12
|
12
|
|
Всего:
|
105
|
105
|
48
|
48
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Реализация практической части программы
№
|
Название практической работы
|
№ урока
|
5 класс
|
1
|
Знакомимся с
клавиатурой
|
3
|
2
|
Осваиваем мышь
|
6
|
3
|
Запускаем
программы. Основные элементы окна программы.
|
7
|
4
|
Знакомимся с
компьютерным меню.
|
8
|
5
|
Выполняем
вычисления с помощью программы Калькулятор
|
17
|
6
|
Вводим текст
|
18
|
7
|
Редактируем текст
|
19
|
8
|
Работаем с
фрагментами текста
|
20
|
9
|
Форматируем текст
|
23
|
10
|
Знакомимся с
инструментами графического редактора
|
24
|
11
|
Начинаем рисовать
|
25
|
12
|
Создаем комбинированные
документы
|
27
|
13
|
Работаем с
графическим редактором
|
29
|
14
|
Создаем анимацию на
заданную тему
|
33
|
15
|
Создаем анимацию на
свободную тему
|
35
|
6 класс
|
1
|
Работаем с файлами и папками. Часть 1
|
2
|
2
|
Знакомимся с текстовым процессором
|
3-4
|
3
|
Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи
|
6-7
|
4
|
Нумерованные списки
|
8
|
5
|
Маркированные списки
|
11
|
6
|
Создаем таблицы
|
13
|
7
|
Размещаем текст и графику в таблице
|
14
|
8
|
Строим диаграммы
|
15,17
|
9
|
Изучаем графический редактор
|
18-19
|
10
|
Планируем работу в графическом редакторе
|
20-21
|
11
|
Знакомимся с векторной графикой
|
22-23
|
12
|
Рисунок на свободную тему
|
24,28
|
13
|
Создаем презентацию «Часы»
|
30
|
14
|
Создаем презентацию «Времена года»
|
32
|
15
|
Создаем презентацию «Скакалочка»
|
33
|
16
|
Работаем с файлами и папками
|
34
|
17
|
Создаем слайд – шоу
|
34
|
18
|
Знакомимся со средой программирования QBasic
|
35
|
19
|
Исполнитель DRAW
|
35
|
20
|
Исполнитель LINE
|
35
|
21
|
Исполнитель CIRCLE
|
35
|
7 класс
|
1
|
Работаем с основными объектами операционной системы
|
1
|
2
|
Работаем с объектами файловой системы
|
2
|
3
|
Создаем текстовые объекты
|
3,4
|
4
|
Создаем словесные модели
|
5,9,10,11
|
5
|
Многоуровневые списки
|
12
|
6
|
Создаем табличные модели
|
14,15,16,17
|
7
|
Создаем вычислительные таблицы
|
18
|
8
|
Знакомимся с электронными таблицами
|
19,20
|
9
|
Создаем диаграммы и графики
|
21,22,23
|
10
|
Схемы, графы и деревья
|
25,26
|
11
|
Графические модели
|
8
|
12
|
Итоговая работа
|
34-35
|
Реализация контрольно-измерительной части
№
|
Название контрольной работы
|
№ урока
|
5 класс
|
1
|
Контрольная работа № 1 по теме «Устройства компьютера и основы
пользовательского интерфейса».
|
8
|
2
|
Контрольная работа № 2 по теме «Информация и информационные процессы».
|
16
|
3
|
Контрольная работа № 3 по теме «Обработка информации средствами
текстового и графического редакторов».
|
22
|
4
|
Контрольная работа № 4 по теме «Информационные процессы и
информационные технологии».
|
32
|
5
|
Контрольная работа № 5 по теме «Планирование последовательности
действий. Создание анимации».
|
34
|
6 класс
|
1
|
Контрольная работа № 1 по теме «Создание текстовых документов».
|
12
|
2
|
Контрольная работа № 2 по теме «Человек и информация».
|
24
|
3
|
Контрольная работа № 3 по теме «Алгоритмы и исполнители».
|
33
|
4
|
Контрольная работа № 4 (итоговая) по теме «Рисунок, текстовый
документ, слайд-шоу, презентация».
|
34
|
7 класс
|
1
|
Контрольная работа № 1 по теме «Объекты и системы».
|
6
|
2
|
Контрольная работа № 2 по теме «Информационное моделирование».
|
13
|
3
|
Контрольная работа № 3 по теме «Информационное моделирование».
|
26
|
4
|
Контрольная работа № 4 по теме «Алгоритмика».
|
33
|
Распределение учебной нагрузки по четвертям
(п-по плану, ф-фактическая)
|
1 четверть
|
2 четверть
|
3 четверть
|
4 четверть
|
год
|
|
п
|
ф
|
п
|
ф
|
п
|
ф
|
п
|
ф
|
п
|
ф
|
5 класс
|
Учебные часы
|
9
|
|
7
|
|
10
|
|
9
|
|
35
|
|
6 класс
|
Учебные часы
|
9
|
|
7
|
|
10
|
|
9
|
|
35
|
|
7 класс
|
Учебные часы
|
9
|
|
7
|
|
10
|
|
9
|
|
35
|
|
Раздел 4. Требования
к подготовке учащихся
в области информатики
и ИКТ
5 класс
Знать/понимать/уметь
·
понимать и
правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный
объект»;
·
различать виды
информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на
материальных носителях;
·
приводить
простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в
деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
·
приводить
примеры информационных носителей;
·
иметь
представление о способах кодирования информации;
·
уметь
кодировать и декодировать простейшее сообщение;
·
определять
устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций
человека;
·
различать
программное и аппаратное обеспечение компьютера;
·
запускать
программы из меню Пуск;
·
уметь изменять
размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
·
вводить
информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
·
уметь
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования
простейших текстов;
·
уметь
применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
·
уметь
выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
·
знать о
требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования
безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
6 класс
Знать/понимать/уметь
·
уметь
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности
конкретного субъекта к его восприятию;
·
понимать смысл
терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
·
уметь
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
·
уметь
различать необходимые и достаточные условия;
·
иметь
представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
·
уметь
переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
·
иметь
представление об алгоритмах, приводить их примеры;
·
иметь
представление об исполнителях и системах команд исполнителей;
·
уметь
пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
·
уметь
определять назначение файла по его расширению;
·
уметь
выполнять основные операции с файлами;
·
уметь
применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования
текстов, создания списков и таблиц;
·
уметь
применять инструменты простейших графических редакторов для создания и
редактирования рисунков;
·
уметь
создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих
выступлений;
·
иметь
представление об этических нормах работы с информационными объектами.
7 класс
Знать/понимать/уметь
·
уметь для объектов окружающей
действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение,
состояния;
·
уметь называть отношения, связывающие
данный объект с другими объектами;
·
уметь осуществлять деление заданного
множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному
признаку — основанию классификации;
·
понимать смысл терминов «система»,
«системный подход», «системный эффект»;
·
уметь приводить примеры материальных,
нематериальных и смешанных систем;
·
понимать смысл терминов «модель»,
«моделирование»;
·
иметь представление о назначении и
области применения моделей;
·
уметь различать натурные и
информационные модели, приводить их примеры;
·
уметьприводить примеры образных,
знаковых и смешанных информационных моделей;
·
уметь «читать» (получать информацию)
информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;
·
знать правила построения табличных
моделей, схем, графов, деревьев;
·
знать правила построения диаграмм и
уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
·
уметь осуществлять выбор того или иного
вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
·
уметь приводить примеры формальных и
неформальных исполнителей;
·
уметь давать характеристику формальному
исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему
отказов, режимы работы;
·
уметь осуществлять управление имеющимся
формальным исполнителем;
·
уметь выполнять операции с основными
объектами операционной системы;
·
уметь выполнять основные операции с
объектами файловой системы;
·
уметь применять текстовый процессор для
создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
·
уметь применять инструменты простейших
графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
·
уметь выполнять вычисления по
стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
·
уметь создавать с помощью Мастера
диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить
графики функций;
·
уметь создавать для поддержки своих
выступлений мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и
смешанные информационные модели рассматриваемого объекта
РАЗДЕЛ 5. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ
МАТЕРИАЛОВ
В качестве контрольно-измерительных материалов 5-7 классах используются
издания, которые позволяют вести целенаправленную подготовку к сдаче ГИА по
информатике и ИКТ. Данные издания подходят и для контроля знаний учащихся на
уроках, и для самостоятельной работы обучающихся дома.
- Босова Л.Л.,Босова
А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для 5-7 классов //
Информатика в школе: приложение к журналу «Информатика и образование»
№62007. –М.: Образование и Информатика, 2007
- Материалы авторской
мастерской Л.Л.Босовой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
Формы, способы и средства проверки и оценки
результатов обучения
Виды контроля:
- входной – осуществляется в начале каждого урока,
актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их
уровень подготовки к уроку;
- промежуточный - осуществляется внутри каждого урока.
Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения,
обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении
обучаемым порций материала;
- проверочный – осуществляется в конце каждого урока;
позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся
усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
- итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки
или всего курса; позволяет оценить знания и умения.
Формы итогового контроля:
- тест;
- творческая практическая работа;
РАЗДЕЛ 6. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРЕДМЕТА И ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ) ДЛЯ
УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА
Интернет
- ресурсы
- Ресурсы Единой коллекции цифровых
образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
- Материалы авторской мастерской
Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
Перечень учебно – методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 5 – 7 классов
Учебная программа:
·
Примерная программа
основного общего образования по информатике и информационным технологиям,
опубликованная в сборнике Информатика. Программы для общеобразовательных
учреждений. 2-11 классы: методическое пособие составитель М,Н, Бородин. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010
·
Программа курса
«Информатика и ИКТ» для основной школы (5-7 классы) Автор Босова Л.Л., Босова
А.Ю. Информатика и ИКТ. 5 – 7 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2011.
Учебные пособия
для ученика:
·
Босова Л.Л. Информатика и
ИКТ: учебник для 5 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
·
Босова Л.Л. Информатика и
ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
·
Босова Л.Л. Информатика и
ИКТ: учебник для 6 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
·
Босова Л.Л. Информатика и
ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
·
Босова Л.Л. Информатика и
ИКТ: учебник для 7 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
·
Босова Л.Л. Информатика и
ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Учебные пособия для учителя:
·
Босова Л.Л., Босова А.Ю.
Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5 – 7 классов
– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
·
Босова Л.Л., Босова А.Ю.
Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 5-7 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2011.
РАЗДЕЛ
7. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Для устных ответов определяются следующие
критерии оценок:
- оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в
объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в
определенной логической последователь-ности, точно используя математическую и
специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение
алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические
положения конкретными примера-ми, применять их в новой ситуации при выполнении
практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных
сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе
умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих
вопросов учителя.
- оценка «4» выставляется, если:
- ответ удовлетворяет в основном требованиям
на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не
исказившие логического и информационного содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении
основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов
при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по
замечанию учителя.
- оценка «3» выставляется, если:
- неполно или
непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание
вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения
программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении
понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные
после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с
применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но
выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена
недостаточная сформированность основных умений и навыков.
- оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного
материала;
- обнаружено незнание или непонимание
учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при
использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не
исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- оценка «1» выставляется, если:
- ученик обнаружил полное незнание и
непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из
поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Для письменных работ учащихся:
- оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма
(блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических
ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся
следствием незнания или непонимания учебного материала).
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования
шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось
специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в
чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
- оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех
недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет
обязательными умениями по проверяемой теме.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие,
что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
- оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у
учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
Самостоятельная
работа на ЭВМ оценивается следующим образом:
- оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы
решения задач на ЭВМ;
- работа выполнена полностью и получен верный
ответ или иное требуемое представление результата работы;
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при
выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках
поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы
(свыше 85 %);
- работа выполнена полностью, но использованы
наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено
более трех ошибок, но учащийся вла-деет основными навыками работы на ЭВМ,
требуемыми для решения поставлен-ной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие,
что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на
ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
- оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у
учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.