МУ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАРАСОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВАСИЛЬЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ТАРАСОВСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
346056 Ростовская область,
Тарасовский район, х. Васильевка,ул. Железнодорожная, д. 33
т. (8-86386)-33-3-61
Рассмотрено
и рекомендовано к утверждению на заседании МО
(ПолупановаА.А.)
Протокол №-------от
---------- 2013г.
|
Рассмотрено
и рекомендовано к утверждению на заседании МС
(Тищенко Л.И.)
Протокол №-------от
---------- 2013г.
|
Рассмотрено
и рекомендовано к утверждению на заседании педсовета
Протокол №-------от
---------- 2013г.
|
Утверждаю
Директор
МБОУ
Васильевской
ООШ
(Тарасов И.В.)
Приказ №------- от
---------- 2013г
|
Рабочая программа
по информатике
3 класс
Выполнила : учитель начальных классов
Полупанова А.А
Пояснительная
записка
Рабочая программа по информатике
составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ
«Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс,
2004), Образовательной программы МБОУ Васильевской ООШ на 2013 -2014учебный
год. Данная программа является приложением к основной общеобразовательной
программе начального общего образования.
Место предмета в учебном плане:
Данный курс является пропедевтическим
курсом, в рамках технологии и рассчитан на изучение учащимися
3-го класса в течение 34 часов (из расчета 1 час в неделю). Программа
соответствует федеральному государственному образовательному стандарту
основного общего образования .
Данный курс предназначен для развития
логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок
успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в
областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления
и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в
формировании научного информационно-технологического потенциала общества
В курсе выделяются следующие разделы:
описание объектов – атрибуты, структуры,
классы;
описание поведения объектов – процессы и
алгоритмы;
описание логических рассуждений –
высказывания и схемы логического вывода;
применение моделей (структурных и
функциональных схем) для решения разного.
Материал этих разделов изучается на
протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий
возрастает от класса к классу.
Главная цель данного курса
информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление,
создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и
умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного
обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место
в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи
курса:
1) развитие у школьников навыков решения
задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и
распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
• применение формальной логики при решении
задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических
операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ...,
то...»);
• алгоритмический подход к решению задач –
умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели,
а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число
или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход – рассмотрение сложных
объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из
которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение
влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход –
акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в
группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и
действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по
принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
2) расширение кругозора в областях знаний,
тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами,
логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и
некоторыми другими
3) создание у учеников навыков решения
логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать
задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и
создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции,
правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Планируемые результаты:
Личностными результатами
изучения информатики являются воспитание и развитие социально и личностно
значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок,
раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения,
обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения информатики и ИКТ является
освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках
образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения информатики и ИКТ являются
доступные по возрасту начальные сведения о компьютере, элементарные умения
предметно-преобразовательной деятельности, элементарный опыт творческой и
проектной деятельности.
Основные цели программы: формирование
первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в
частности с использованием компьютера.
Виды учебной деятельности.
- простейшие наблюдения и исследования
объектов, способов их обработки, конструкций, их свойств.
- моделирование.
- Решение доступных конструкторско-технологических
задач.
- простейшее проектирование
К концу обучения в начальной школе будет
обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут
необходимый уровень первоначальных умений, которые включают овладение такими
универсальными учебными действиями, как:
ориентировка в задании, поиск, анализ и
отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование
результатов собственной и коллективной деятельности, осуществление объективного
самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей,
умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе.
Умение самостоятельно справляться с
доступными проблемами, реализовать собственные замыслы, устанавливать
доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные
роли (руководитель-подчиненный)
Развитие личностных качеств:
любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду,
внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и
готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
Содержание
учебного предмета
3 класс
1. Алгоритмы (8 часов).
Алгоритм как план действий, приводящих к
заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись.
Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме.
Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Учащиеся должны:
понимать построчную запись алгоритмов и
запись с помощью блок-схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять
свои по аналогии;
2. Группы (классы) объектов (8
часов).
Общие названия и отдельные объекты. Разные
объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта.
Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки.
Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена
объектов.
Учащиеся должны:
описывать предмет (существо, явление),
называя его составные части и действия;
находить общее в составных частях и
действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
именовать группы однородных предметов и
отдельные предметы из таких групп;
записывать значения признаков в виде
таблицы;
описывать особенные свойства предметов
из подгруппы.
находить общее в составных частях и
действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
называть общие признаки предметов из
одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных
предметов из этого класса;
3. Логические рассуждения (10 часов).
Высказывания со словами «все», «не все»,
«никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность).
Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Учащиеся должны:
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий
предложенную ситуацию;
находить на рисунке область пересечения
двух множеств и называть элементы из этой области.
4. Применение моделей (схем) для
решения задач (8 часов).
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией.
Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
Учащиеся должны:
находить пары предметов с аналогичным
составом, действиями, признаками;
находить закономерность и восстанавливать
пропущенные элементы цепочки или таблицы;
располагать предметы в цепочке или
таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной;
находить закономерность в ходе игры,
формулировать и применять выигрышную стратегию
Требования
к результатам обучения.
В результате обучения информатики и ИКТ
ученик будет знать/понимать:
Область применения и назначения
компьютера;
Основные источники информации;
Назначение основных устройств компьютера
Правил безопасного поведения и гигиены при
работе с компьютером.
уметь:
находить общее в составных частях и
действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
называть общие признаки предметов из
одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных
предметов из этого класса;
понимать построчную запись алгоритмов и
запись с помощью блок-схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять
свои по аналогии;
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий
предложенную ситуацию;
находить на рисунке область пересечения
двух множеств и называть элементы из этой области.
Использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных учебных и практических
задач с применением возможностей компьютера;
поиска информации с использованием
простейших запросов;
изменения и создания информационных
объектов на компьютере.
Критерии
и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня
освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего
курса информатики и информационных технологий в целом.
При выполнении письменной контрольной
работы:
Содержание и объем материала, подлежащего
проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения
материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение
применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Исходя из норм (пятибалльной системы),
заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
-
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких
погрешностей;
-
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
-
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
-
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не
владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного
программного материала):
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5»,
если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в
объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в
определенной логической последовательности, точно используя терминологию
информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы,
сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать
теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее
изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых
при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих
вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении
второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по
замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,.
если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом
имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении
основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов
при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по
замечанию учителя.
Отметка «3»
ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто
содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы
умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала
определенные настоящей программой;
Отметка «2»
ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного
материала;
- обнаружено незнание или неполное
понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий,
при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках,
которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
Информатика в играх и задачах. 3 класс.
Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2012. – 64 с.: ил.
(Образовательная система «Школа 2100»);
Информатика в играх и задачах. 3 класс.
Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2012. – 64 с.: ил.
(Образовательная система «Школа 2100»).
Информатика в играх и задачах. 3 класс:
Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова
Н.И. – М. : Баллас, 2008. – 144 с.;
http://videouroki.net/
Календарно-тематическое
планирование по информатике для 3 класса
№
|
Изучаемый раздел,
тема учебного
материала
|
Тип урока
|
Характеристика деятельности
обучающегося или виды учебной деятельности
|
Элементы содержания
|
Вид контроля
|
|
Дата проведения
|
по плану
|
фактически
|
1.
Алгоритмы 10 ч
|
|
|
|
|
|
1
|
ТБ.
Введение.
Алгоритм.
|
УОНМ
|
– анализ условия учебной
задачи;
– оценивание
работы в соответствии с критериями;
– оценивание работы
товарища;
– участие в коллективном
обсуждении;
– планирование
последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
– поиск ошибок в плане
действий и внесение в него изменений
|
Знать: алгоритм как план
действий, приводящих к заданной цели; формы записи
алгоритмов: блок-схема, построчная запись; линейные, ветвящиеся,
циклические алгоритмы; правила поведения в компьютерном классе; что
такое компьютерные программы; рабочий стол.
Понимать: построчную запись
алгоритмов и с помощью блок-схем;
Уметь: выполнять простые
алгоритмы и составлять свои по аналогии; включать и выключать
компьютер, открывать некоторые компьютерные программы.
|
|
|
07.09
|
|
2
|
Схема алгоритма.
|
УОНМ
|
ФО
|
|
14.09
|
|
3
|
Ветвление в алгоритме.
|
УОНМ
|
СР, ФО
|
|
21.09
|
|
4
|
Цикл в алгоритме.
|
УОНМ
|
ФО
|
|
28.09
|
|
5
|
Алгоритмы с ветвлениями и
циклами.
|
УЗИ
|
СР
|
|
05.10
|
|
6
|
Подготовка к контрольной
работе.
|
УОСЗ
|
ФО
|
|
12.10
|
|
7
|
Контрольная работа №1
«Алгоритмы».
|
УПЗ
|
КР
|
|
19.10
|
|
8
|
Компьютер вокруг нас.
Правила поведения в компьютерном классе.
|
УКЗ
|
самоконтроль
|
|
26.10
|
|
9
|
Компьютерные программы.
Рабочий стол
|
УЗН
|
ПР
|
|
02.11
|
|
10
|
Включение и выключение
компьютера
|
УЗИ
|
ПР
|
|
16.11
|
|
2. Группы (классы) объектов
5 ч.
|
|
|
|
|
|
11
|
Состав и действия объектов.
|
УОНМ
|
– анализ объектов с целью
выделения признаков (существенных, несущественных);
– синтез – составление
целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов;
– выбор оснований и
критериев для сравнения, классификации объектов;
– аргументирование своей
точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков,
сравнении и классификации объектов;
– участие в коллективном
обсуждении;
|
Знать: общие названия и
отдельные объекты; разные объекты с общим названием; разные общие
названия одного отдельного объекта; состав и действия объектов с
одним общим названием; отличительные признаки;
значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе;
имена объектов;
Уметь: описывать предмет
(существо, явление), называя его составные части и действия;
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из
одного класса (группы однородных предметов);
именовать
группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп;
записывать значения признаков в виде таблицы; описывать особенные
свойства предметов из подгруппы.
|
ФО
|
|
23.11
|
|
12
|
Группа объектов. Общее
название.
|
УОНМ
|
СР, ФО
|
|
30.11
|
|
13
|
Общие свойства объектов
группы. Особенные свойства объектов группы.
|
УОНМ
|
ФО, СР
|
|
07.12
|
|
14
|
Единичное имя объекта.
Отличительные признаки.
|
УОНМ
|
ФО, СР
|
|
14.12
|
|
15
|
Контрольная
работа № 2
«Группы объектов».
|
УОПЗ
|
КР
|
|
21.12
|
|
3. Логические
рассуждения 10ч
|
|
|
|
|
|
16
|
Множество. Число элементов
множества.
|
УОНМ
|
– синтез – составление
целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов;
– установление
причинно-следственных связей;
– построение логической цепи
рассуждений;
– анализировать условия
учебной задачи;
– умение
оценивать работу в соответствии с критериями;
– признавание возможности
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку
зрения;
|
Знать: понятия множество,
подмножество; высказывания со словами «все», «не все»,
«никакие»; отношения между множествами (объединение,
пересечение, вложенность);
истинность
высказываний со словом «не»; истинность высказываний со словами
«и», «или»; графы и их табличное описание;
пути в графах;
деревья;
Уметь: определять
принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части
совокупности (подмножеству); определять принадлежность элементов
пересечению и объединению совокупностей (множеств); отличать
высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний,
определять истинные и ложные высказывания; строить высказывания,
с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ»; определять
истинность составных высказываний; выбирать граф, правильно
изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному
описанию отношений.
|
ФО
|
|
11.01
|
|
17
|
Элементы, не принадлежащие
множеству. Пересечение множеств.
|
УОНМ
|
ФО, СР
|
|
18.01
|
|
18
|
Пересечение и объединение
множеств.
|
УОНМ
|
ФО, СР
|
|
25.01
|
|
19
|
Истинность высказывания.
Отрицание. Истинность высказываний со словом «Не».
|
УОНМ
|
ФО, СР
|
|
01.02
|
|
20
|
Истинность высказываний со
словами «И», «Или».
|
УОНМ
|
ФО, СР
|
|
08.02
|
|
21
|
Граф. Вершины и ребра.
|
УОНМ
|
ФО, СР
|
|
15.02
|
|
22
|
Граф с направленными
ребрами.
|
УОНМ
|
ФО, СР
|
|
22.02
|
|
23
|
Контрольная работа
№3 «Логические рассуждения».
|
УПЗУ
|
КР
|
|
01.03
|
|
24
|
Компьютерная графика
|
УОНМ
|
ПР
|
|
08.03
|
|
25
|
Основные операции при рисовании
|
УОНМ
|
ПР
|
|
15.03
|
|
26
|
Рисование и стирание точек,
линий фигур.
|
УОНМ
|
ПР
|
|
22.03
|
|
27
|
Заливка цветом
|
УОНМ
|
ПР
|
|
05.04
|
|
4. Применение моделей (схем) для решения задач 8ч.
|
|
|
|
|
28
|
Аналогия.
|
УОНМ
|
– анализ условия учебной
задачи;
– оценивание работы в
соответствии с критериями;
– оценивание работы
товарища;
– участие в коллективном
обсуждении;
– признавание возможности
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку
зрения
|
Знать: понятие
аналогии; понятие закономерности; аналогичные
закономерности; способы решения задач по аналогии; анализ игры с выигрышной
стратегией.
Уметь:
находить пары предметов с аналогичным составом, действиями,
признаками; находить закономерность и восстанавливать
пропущенные элементы цепочки или таблицы;
располагать
предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную
заданной; находить закономерность в ходе игры, формулировать и
применять выигрышную стратегию
|
ФО, СР
|
|
12.04
|
|
29
|
Закономерность.
|
УОНМ
|
ФО, СР
|
|
19.04
|
|
30
|
Аналогичная закономерность.
|
УПЗУ
|
ФО, СР
|
|
26.04
|
|
31
|
Решение задач на тему «Такое
же или похожее правило».
|
УПЗУ
|
ФО, СР
|
|
03.05
|
|
32
|
Контрольная работа №4
«Применение моделей для решения задач».
|
УКЗ
|
КР
|
|
10.05
|
|
33
|
Работа над ошибками.
Выигрышная стратегия.
|
КУ
|
самоконтроль
|
|
17.05
|
|
34
|
Нахождение выигрышной
стратегии.
|
УПЗУ
|
ИЗ
|
|
24.06
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.