Главная / Информатика / Рабочая программа по информатике 2 - 4 класс

Рабочая программа по информатике 2 - 4 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТАГАНАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



СОГЛАСОВАНА «УТВЕРЖДАЮ»

Зам. Директора по УВР Директор школы

Исакова Т.В. Шабасова Т.В.

__________________ ____________________

«____» _____________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

ПО ИНФОРМАТИКЕ

ДЛЯ 2 - 4 КЛАССОВ

(Школа России)





Автор программы: учитель математики

Глушек Светлана Сергеевна





2014г

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы А.Л Семенова, Т.А. Рудченко «Информатика». На изучение информатики и ИКТ во 2 классе отводится 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю. На изучение информатики и ИКТ в 3 классе отводится 34 учебных часа. На изучение информатики и ИКТ в 4 классе отводится 34 учебных часа. Проведение контрольных работ рассчитано на 2 часа (по 1 часу в каждом полугодии).

Главная цель данного курса информатики – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи изучения курса – научить ребят:

работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;

ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;

читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;

работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;

планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;

анализировать языковые объекты;

использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.

Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта:

Для учащихся:

Информатика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1 / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. - 2-е изд. – М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2013г.

Информатика. 3-4 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2 / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. - 3-е изд. – М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2013г

Информатика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1 / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. - 2-е изд. – М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2013г.

Для учителя:

Информатика. Рабочие программы. 1 – 4 классы / А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко.– М.: Просвещение, 2011.

1-я часть курса («Информатика, 3») изучается во 2 классе,

2-я часть курса («Информатика, 3 – 4») изучается в 3 классе,

3-я часть курса («Информатика, 4») изучается в 4 классе.



Тематический план 2 класс

Название раздела, темы

Количество часов

1

Правила игры

4

2

Базисные объекты и их свойства

3

3

Цепочка

15

4

Мешок

12


Итого:

34

Тематический план 3 класс

Название раздела, темы

Количество часов

1

Деревья

10

2

Мешок

3

3

Цепочки

6

4

Исполнитель Робик

6

5

Язык

3

6

Проекты

6


Итого:

34

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 класс

Наименование раздела, темы

Количество часов

1

Игры с полной информацией

7

2

Математическое представление информации

8

3

Решение практических задач

10

4

Проекты.

9


Итого:

34









ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 класс

Правила игры

Понятие о правилах игры. Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов. Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером.

Базисные объекты и их свойства. Допустимые действия. Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бусин). Сравнение фигурок наложением.

Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно, пометь галочкой.

Области

Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки. Подсчёт областей в картинке.

Цепочка

Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке — понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки — понятия: следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного счёта. Понятия, связанные с порядком элементов от конца цепочки: первый с конца, второй с конца, третий с конца и т. д. Понятия раньше /позже для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчётом элементов от любого элемента цепочки: второй после, третий после, первый перед, четвёртый перед и т. д. Цепочки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяцев. Календарь как цепочка дней года. Понятия перед каждым и после каждого для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек — цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких элементов.

Мешок

Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по одному и по двум признакам. Мешок бусин цепочки. Операция склеивания мешков цепочек.

Основы логики высказываний

Понятия все/каждый для элементов цепочки и мешка. Полный перебор элементов при поиске всех объектов, удовлетворяющих условию. Понятия есть/нет для элементов цепочки и мешка. Понятие все разные. Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.

Язык

Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, дефис и апостроф, знаки препинания. Словарный порядок слов. Поиск слов в учебном словаре и в настоящих словарях. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкования. Решение лингвистических задач.

Решение практических задач

Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов с использованием разбиения задачи на подзадачи и группового разделения труда (проект «Разделяй и властвуй»).

Изготовление телесной модели цепочки бусин и числового ряда (изготовление бусин из бумаги, нанизывание их в цепочку) (проект «Вырезаем бусины»).

Решение проектных задач на анализ текста и выделение из него нужной информации, в частности задач на сопоставление объекта с его описанием (мини-проекты «Работа с текстом»).

Исследование частотности использования букв и знаков в русских текстах (проект «Буквы и знаки в русском тексте»). Поиск двух одинаковых мешков среди большого количества мешков с большим числом объектов путём построения сводной таблицы (проект «Одинаковые мешки»).

Работа с большими словарями, поиск слов в больших словарях (проект «Лексикографический порядок»).

Сортировка большого количества слов в словарном порядке силами группы с использованием алгоритма сортировки слиянием, сортировочного дерева, классификации (проект «Сортировка слиянием»).

Изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя в ходе решения серии проектных задач и проведения кругового и кубкового турниров в классе (проект «Турниры и соревнования»).

Сбор информации о погоде за месяц, представление информации о погоде в виде таблиц, а также круговых и столбчатых диаграмм (проект «Дневник наблюдения за погодой»).


3 класс

Во второй части курса ("Информатика, 3–4") дети продолжают работу с базовыми объектами математической информатики (и всей современной математики) – цепочками и мешками. В курсе появляются новые объекты – деревья и цепочки цепочек. С одной стороны, эти объекты, как говорят математики, являются "естественным обобщением" цепочек. С другой стороны, они отражают определённые важные свойства мышления, языка и окружающего мира. Объекты и события, входящие в цепочки, могут иметь собственную внутреннюю структуру, а ход событий необязательно будет однозначно заранее предопределён и может "ветвиться". Например, в цепочке дней каждый день является самостоятельной цепочкой событий. Другой пример: отпуск будет проходить так или иначе в зависимости от погоды и других условий.

Дети познакомятся с простейшим исполнителем – Робиком. Робик будет нашим главным партнёром в изучении соответствия между планом и его выполнением.

Цепочка
Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия:
первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже, второй перед, третий после и т. п.  Понятия перед каждой и после каждой для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких.

Мешок
Понятие
мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Одинаковые и разные мешки. Мешок бусин цепочки. Перебор элементов мешка (понятия все / каждый). Понятия есть / нет / всего в мешке. Классификация объектов по одному и по двум признакам. Одномерная и двумерная таблица для мешка. Операция склеивания мешков цепочек (декартово произведение).

Язык
Русские и латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, знаки препинания, внутрисловные знаки (дефис и апостроф). Словарный (лексикографический) порядок. Учебный словарик и настоящие словари. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкование. Решение лингвистических задач.

Дерево
Понятие
дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево перебора. Дерево вычисления арифметического выражения.

Алгоритмы. Исполнитель Робик
Инструкция. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение / восстановление программы по результату ее выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы. Дерево выполнения программ.

4 класс

Игры с полной информацией
Турниры и соревнования – правила кругового и кубкового турнира. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полной информацией:
Крестики-нолики, Камешки, Ползунок, Сим. Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры.

Математическое представление информации
Таблицы, схемы, диаграммы. Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчётом), измерением величин (температуры); фиксирование результатов. Чтение таблицы, столбчатой и круговой диаграммы.

Решение практических задач
Сбор информации о погоде за месяц, представление информации о погоде в виде таблиц, а также круговых и столбцовых диаграмм (проект "Дневник наблюдения за погодой"). Изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя (проект "Турниры и соревнования").





Календарно – тематическое планирование

2 класс

п/п


Название раздела и темы урока

Кол-во

часов


Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата

Примечание

1

Техника безопасности и правила поведения в кабинете. Раскрась, как хочешь.

1

Техника безопасности и правила поведения в кабинете. Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов.

Работать по правилам игры: выполнять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, искать информацию для решения задачи (на листах определений).

Раскрашивать картинки и фигурки в отсутствие ограничений и по правилу раскрашивания фиксированным цветом.




2

Правило раскрашивания. Цвет.

1

Понятие о правилах игры. Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов.



3

Проект «Моё имя»

1

Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.



4

Области.

1

Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки. Подсчёт областей в картинке.

Работать по правилам игры: выделять на картинке области. Раскрашивать области фиксированным цветом



5

Одинаковые (такая же), разные.

1

Цепочки (последовательности) - работа с цепочками бусин, цепочками букв и цепочками цифр, порядок объектов в последовательности. Одинаковые цепочки.

Сравнивать фигурки по различным признакам.

Работать по правилам игры: выполнять действия «соедини», «обведи».



6

Обведи. Соедини.

1



7

Бусины. Одинаковые бусины, разные бусины.

1

Осуществлять сравнение и классификацию бусин по форме и цвету. Выделять бусину из набора по описанию. Раскрашивать (достраивать) бусину по описанию. Выделять из набора две или несколько одинаковых бусин



8

Проект «Разделяй и властвуй»

1

Проект «Одинаковые фигурки, или Разделяй и властвуй» – поиск одинаковых объектов в большом массиве с использованием разбиения задачи на подзадачи.


Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Находить две одинаковые фигурки в большом наборе фигурок. Применять общие информационные методы для решения задачи (использовать метод разбиения задачи на подзадачи). Классифицировать предметы по одному, двум и более признакам. Использовать трафареты для классификации по двум признакам



9

Нарисуй в окне. Вырежи и наклей в окно.

1

Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе.

Работать по правилам игры: выполнять действия «вырежи и наклей в окно», «нарисуй в окне». Вырезать и наклеивать в окно несколько одинаковых фигурок или бусин. Рисовать (строить) в окне бусину по описанию.



10

Все, каждый. Буквы и цифры.

1

Работать по правилам: выделять все объекты (фигурки, бусины), удовлетворяющие условию. Применять информационные методы для решения задачи (проводить полный перебор объектов). Осваивать знаковую систему родного языка. Выделять русские буквы и цифры из набора букв и знаков. Выделять одинаковые буквы и цифры.



11

Цепочка: бусины в цепочке.

1

Понятие о цепочке как о конечной последовательности объектов.

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия, связанные с общим порядком элементов в цепочке. Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах



12

Сколько всего областей.

1

Длина цепочки как число объектов в ней.

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число областей картинки, используя формальный алгоритм



13

Истинные и ложные утверждения.

1

Истинность, ложность и неопределенность утверждений для данного объекта.

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Строить логически грамотные рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи. Определять истинность утверждений о цепочках и их элементах. Выделять, достраивать, строить цепочку, соответствующую набору утверждений и их значениям истинности, в том числе утверждений, содержащих понятия есть/нет, следующий, предыдущий, одинаковые цепочки, разные цепочки.



14

Есть – нет.

1

Ситуации, когда утверждение не имеет смысла для данного объекта.



15

Одинаковые цепочки. Разные цепочки.

1

Понятие цепочка, порядок бусин в цепочке, одинаковые и разные цепочки, понятия «следующий», «предыдущий», «идти раньше», «идти позже» для бусин цепочки.



16

Бусины в цепочке.

1



17

Контрольная работа № 1 по теме «Цепочки».

1


Выделять из набора две или несколько одинаковых цепочек. Достраивать цепочки так, чтобы они стали одинаковыми (разными)



18

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1




19

Алфавитная цепочка. Слово.

1

Алфавитная цепочка, алфавитная линейка, слово, словарь, имена.

Осваивать знаковую систему языка — анализировать слово как цепочку знаков, анализировать русский алфавит как цепочку букв, упорядочивать русские буквы по алфавиту



20

Раньше – позже.

1

Частичный порядок. 

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять утверждения, которые не имеют смысла для данного объекта. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия раньше/позже, в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений. Именовать объекты, использовать имена для указания объектов. Строить логически грамотные рассуждения, утверждения, включающие имена и понятия раньше/позже, в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений



21

Имена. Если бусина не одна. Если бусины нет.

1

Индуктивные построения цепочек - восстановление/построение цепочек по индуктивному описанию.



22

Проект «Буквы и знаки в русском тексте».

1


Осваивать знаково-символическую систему русского языка — анализировать систему букв и знаков русского языка (знаков препинания). Искать информацию в словарях. Искать в учебном словаре определённое слово, слово по описанию, слова на некоторую букву. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число букв и знаков в тексте с использованием формального алгоритма



23

Словарь.

1

Словарь.



24

Бусины в цепочке.

1

Понятие цепочка, порядок бусин в цепочке, одинаковые и разные цепочки, понятия «следующий», «предыдущий», «идти раньше», «идти позже» для бусин цепочки.

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять, достраивать, строить цепочку по описанию, содержащему понятия частичного порядка: второй после, третий перед, пятый с конца и пр. Строить логически грамотные рассуждения, утверждения, включающие понятия частичного порядка, в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений




25

Бусины в цепочке.

1



26

Проект «Записная книжка»

1




27

Мешок.

1

Понятие мешок.

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде мешков и таблиц. Выделять, достраивать и строить мешок по описанию, содержащему понятия есть, нет, всего, в том числе понятие пустой мешок. Выделять в наборе, достраивать и строить одинаковые и разные мешки. Заполнять одномерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его одномерной таблице.




28

Одинаковые и разные мешки.

1

Одинаковые и разные мешки.



29

Мешок бусин цепочки.

1

Мешок бусин цепочки.



30

Мешок бусин цепочки.

1

Мешок бусин цепочки.



31

Таблица для мешка (одномерная).

1

Одномерная таблица для мешка. Понятие «все» и «каждый». Понятия «есть в мешке», «нет в мешке».



32

Решение задач.

1




33

Контрольная работа №2 по теме «Мешок».

1




34

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1















Календарно – тематическое планирование

3 класс

п/п


Название раздела и темы урока

Кол-во

часов


Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата

Примечание

  1. 1

ТБ и правила поведения в кабинете информатики. Длина цепочки.

1

Техника безопасности и правила поведения в кабинете. Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов.

Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках цепочек. Определять истинность утверждений о цепочке цепочек. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (цепочка цепочек). Строить цепочку по описанию, включающему понятие «длина цепочки». Строить знаково-символические модели объектов в виде цепочек цепочек. Строить цепочки слов, цепочки чисел, в том числе по описанию.



  1. 2

Цепочка цепочек.

1

Цепочка цепочек.



  1. 3

Проект «Мой лучший друг/Мой любимец»

2

Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.

Работать в компьютерной адаптированной среде: составлять текст в письменной форме – небольшой рассказ о своем друге или домашнем любимце. Использовать программу подготовки презентации – готовить одностраничную презентацию, включающую графику и текст. Набирать текст с клавиатуры. Готовить сообщение и выступать с графическим сопровождением.



  1. 4

Таблица для мешка (по двум признакам)

1

Признаки бусин

Заполнять двумерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его двумерной таблице.

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Искать два одинаковых в большом наборе мешков: представлять информацию о составе мешков в виде сводной таблицы, обмениваться информацией о составе мешков, искать одинаковые столбцы в таблице используя общие методы решения информационных задач (в частности, метод разбиения задачи на подзадачи).



  1. 5

Проект «Одинаковые мешки»

2

Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.



  1. 6

Словарный порядок. Дефис и апостроф.

1

Порядок слов в словаре, дефис и апостроф.

Упорядочивать русские слова по алфавиту, в том числе слова, включающие дефис и апостроф. Искать информацию в словарях: слова на некоторую букву, определенное слово. Искать и анализировать информацию о размещении слов в словарях: частные случаи словарного порядка, частотность встречаемости в словарях слов с разными первыми буквами.



  1. 7

Проект «Лексикографический порядок».

2

Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.



  1. 9

Контрольная работа 1.

1




  1. 10

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1

Решение дополнительных и трудных задач.



  1. 11

Дерево. Следующие вершины, листья. Предыдущие вершины.

1

Вершина дерева, лист дерева

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево). Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева. Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятия: следующая вершина, предыдущая вершина, корневая вершина, лист, уровень вершин дерева. Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о деревьях. Определять истинность утверждений о деревьях, включающих эти понятия.



  1. 12

Уровень вершины дерева.

1

Корневые вершины, вершины первого, второго и т.д. уровней.



  1. 13

Робик. Команды для Робика. Программа для Робика.

1

Команды Робика, начальная позиция Робика

Знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями (программа, команды, исполнитель). Выполнять программы для Робика – строить его заключительную позицию. Строить программы для Робика по его начальной и заключительной позиции. Определять начальное положение Робика по его программе и заключительной позиции.



  1. 14

Перед каждой бусиной. После каждой бусины.

1

Понятия «перед каждой бусиной» и «после каждой бусины», «следующая бусина после…»

Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках, включающие понятия «перед каждой/после каждой». Определять истинность утверждений о цепочек с этими понятиями. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (цепочка). Строить цепочку по индуктивному описанию. Строить знаково-символические модели процессов окружающего мира в виде периодических цепочек. Склеивать несколько цепочек в одну. Строить цепочки по описанию и результату их склеивания.



  1. 15

Склеивание цепочек.

1

Склеивание цепочек.



  1. 16

Контрольная работа 2.

1





  1. 17

Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач.

1

Решение дополнительных и трудных задач.



  1. 19

Путь дерева

2

Путь, цепочка, корневая вершина дерева, лист дерева.

Осуществлять познавательную рефлексию: сопоставлять полученный результат с исходным объектом (растением), проверять правильность получения результата пошагово.



  1. 20

Путь дерева.

1

Путь, цепочка, корневая вершина дерева, лист дерева.

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево). Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятие «пусть дерева». Работать по алгоритму: строить все пути дерева с использованием формального алгоритма. Строить дерево по мешку его путей. Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева, в частности, представлять информацию о степени родства в виде дерева, использовать родословные деревья для получения информации о степени родства.



  1. 21

Все пути дерева.

1

Путь, цепочка, корневая вершина дерева, лист дерева.



  1. 22

Деревья потомков.

1

Корневая вершина, потомок в истории



  1. 24

Проект «Сортировка слиянием»

2

Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (сортировка, упорядоченье) – упорядочивать большой набор слов в алфавитном порядке. Проводить слияние упорядоченных массивов (работать по алгоритму), использовать дерево сортировки (представлять реальный процесс в виде дерева), использовать для сортировки классификацию.



  1. 25

Робик. Конструкция повторения.

1

Конструкция повторения.

Знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями (конструкция повторения). Выполнять программы для Робика, включающие конструкцию повторения. Строить программы для Робика, включающие конструкцию повторения.



  1. 26

Склеивание мешков цепочек.

1

Склеивание мешков цепочек.

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (мешок цепочек). Выполнять операцию склеивания мешков цепочек. Строить мешки цепочек по результату их склеивания. Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс склеивания мешков в виде дерева и таблицы, представлять процесс проведения турниров в виде дерева и таблицы, моделировать словообразовательные процессы с помощью склеивания мешков цепочек. Заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места.



  1. 27

Таблица для склеивания мешков.

1

Таблица для склеивания мешков.



  1. 28

Проект «Турниры и соревнования», 1 часть.

2

Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.



  1. 30

Контрольная работа 3.

1




  1. 31

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1

Решение дополнительных и трудных задач.



  1. 32

Проект «Живая картина».

1


Работать в компьютерной адаптированной среде: Осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учетом готовых элементов). Изготавливать компьютерное изображение, включающее хотя бы один движущийся персонаж: рисовать фон для картины, программировать простое движение объекта с помощью команд исполнителя.











Календарно – тематическое планирование

4 класс


темы

Название темы

Число часов

Характеристика деятельности учащихся

Сроки проведения

1

Проект «Турниры и соревнования».

Круговой турнир. Крестики-нолики.

1

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Давать формальное описание правил игры с полной информацией на примере игр: крестики-нолики, камешки, ползунок, сим. Играть в игры с полной информацией. Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки – строить партию игры и цепочку позиции партии игры с полной информацией, представлять процесс проведения турнира в виде таблицы и дерева, заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места.


2

Игра. Правила игры. Цепочка позиций игры.

1


3

Игра камешки.

1


4-5


Игра ползунок.

Игра сим.

2


6-7

Проект «Мой доклад»

2

Работать в компьютерной среде: искать в Интернете и энциклопедиях (электронных и бумажных) информацию на заданную тему. Составлять текст в письменной форме. Набирать текст с клавиатуры. Работать в стандартном графическом редакторе, использовать его возможности для структурирования и оформления доклада.


8-9

Выигрышная стратегия. Выигрышные и проигрышные позиции.

2

Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс игры в виде дерева. Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, осуществлять познавательную и личностную рефлексию деятельности: исследовать позиции игры как выигрышные или проигрышные; строить выигрышную стратегию на примере игры в камешки; анализировать различные партии игры. Строить дерево игры и ветку из дерева игры. Исследовать позиции на дереве. Строить выигрышную стратегию по дереву игры.

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.


10-11

Выигрышные стратегии в игре камешки.

2


12-13

Дерево игры.

2


14-15

Дерево вычислений.

2

Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс вычисления примера в виде дерева – строить дерево вычисления выражения, строить выражение по дереву его вычисления; представлять процесс выполнения программы в виде цепочки – строить цепочку выполнения программы и программу по цепочке ее выполнения; представлять все варианты в виде дерева, в частности все варианты программ, которые можно выполнить из данной начальной позиции.


16-17

Робик. Цепочка выполнения программы.

2


2


18-19

Дерево выполнения программ.


20-21

Дерево всех вариантов.

2


22-23

Решение задач.

2



24

Контрольная работа 2.

1


25

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1


26-28

Проект «Дневник наблюдения за погодой» (бескомпьютерная часть).

3

Наблюдать и фиксировать величины – регистрировать различные параметры погоды в течение суток, в том числе в цифровой форме. Представлять информацию в виде таблиц и диаграмм: читать, анализировать и строить таблицы, круговые и столбовые диаграммы для различных параметров погоды за месяц.

Работать в компьютерной адаптированной среде: оформлять результаты наблюдений в виде итогового отчета, в том числе в цифровой форме: составлять текст в письменной форме, печатать текст с клавиатуры, готовить презентацию по итогам проекта, выступать с устным сообщением по итогам своей деятельности, в том числе с графическим сопровождением.


29-31

Проект «Дневник наблюдения за погодой» (компьютерная часть).

3


32

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1



33

Практическая работа

1



34

Итоговый урок.

1













Предполагаемые результаты обучения

В результате изучения предмета «Информатика» во 2 классе учащиеся должны:

  • иметь представления об общих правилах игры: правилах работы с учебником, проектом и т.д.;

  • иметь представление об условиях задачи как системе ограничений, уметь последовательно выполнять указания инструкций;

  • иметь представления о базисных объектах курса (бусины, буквы и пр.) и их основных свойствах (одинаковость, форма, цвет бусин и пр.);

  • иметь представление об основных структурах курса: цепочках (конечных последовательностях) и мешках (мультимножествах) и их свойствах;

  • уметь использовать и строить цепочки и мешки;

  • оперировать понятиями «все», «каждый», «следующий», «предыдущий»;

  • иметь представление о началах классификации, уметь использовать и строить одномерные таблицы мешка, сортировать объекты по одному признаку;

  • иметь представление о началах типологии: выделение областей картинки, подсчитывание количества областей картинки;

  • иметь представление об логических значениях утверждений для данного объекта: истинность, ложность, неопределенность;

  • иметь представление об алфавитном и лексикографическом (словарном) порядке; уметь найти нужное слово в словаре;

  • участвовать в коллективном обсуждении и совместной деятельности.


В результате изучения предмета «Информатика» в 3 классе учащиеся должны:


• иметь представление об исполнителях, уметь строить для них простейшие линейные программы;
• уметь использовать и строить программы с
конструкциями повторения;
• иметь представление об
индуктивном построении цепочки, оперировать понятиями после каждой бусины, перед каждой бусиной, уметь строить цепочки по индуктивному описанию;
• иметь представление о
толковании слов, смысле текста, полном, неполном и избыточном толковании;
• использовать и строить
двумерные таблицы для мешка, строить мешок по его двумерной таблице;
• иметь представление об
операциях на цепочках и мешках: склеивание цепочки цепочек, раскрытие цепочки мешков;
• иметь представление о
дереве и его структуре, использовать и строить деревья по их описаниям; использовать и строить деревья для классификации, выбора действий, создания собственного семейного дерева, описания предков и потомков; иметь представление о деревьях и таблицах турниров и соревнований;
• строить мешок
всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей;
• иметь представление об алгоритме
сортировки слиянием;
• иметь представление о процедуре поиска одинаковых мешков из большого числа разных;
• иметь представление об информационных технологиях в окружающем мире, помимо компьютеров; уметь пользоваться телефоном, справочниками, словарями и пр.;
• уметь самостоятельно проверять соответствие результата выполнения задачи (включая перечисляемые задачи) поставленному условию, строить пример объекта, отвечающего требованию «принадлежать к определенному классу» по описанию данного класса.


В результате изучения предмета «Информатика» в 4 классе учащиеся должны:
-иметь представление об имени объекта и его значении; 
-использовать и строить цепочки (конечные последовательности), деревья и таблицы по их описаниям. 

-использовать и строить деревья (списки) для классификации, выбора действий, создания собственного семейного дерева, описания предков и потомков;

-иметь представление об исполнителях, уметь строить для них простейшие программы; 

-иметь представление о построении выигрышных стратегий в играх с полной информацией; 

-иметь представление о вероятности и случайности на игровых примерах;

-иметь первоначальное представление о материальных и информационных моделях, иметь опыт построения материальных (из конструкторов) и информационных (с помощью компьютерной среды) моделей объектов и процессов окружающей действительности. 


В области информационных технологий и средств информатизации учащиеся должны, используя средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в различных сферах образовательного процесса:

-соблюдать требования безопасности, гигиены и эргономики в работе со средствами ИКТ; 

-уметь пользоваться на начальном уровне стандартным графическим интерфейсом компьютера;

-уметь пользоваться типовым оборудованием ИКТ (сканер, цифровая камера, магнитофон, принтер, мультимедийный проектор) при помощи учителя; 

-вводить с клавиатуры текст на родном языке вслепую; искать и находить информационные объекты в предложенных учителем массивах текстовой, визуальной и звуковой информации, накопленной в книгах и атласах, словарях и справочниках; 

-уметь искать сведения, пользуясь информационными ресурсами библиотек, Интернета;

-наблюдать, регистрировать, фиксировать, измерять и описывать любые поддающиеся этому объекты и процессы под непосредственным руководством учителя; 

-непосредственно воспринимать, интерпретировать (в том числе в действиях), отбирать и оценивать информационные объекты, прежде всего отражающие ближайшее окружение детей, и выявлять простейшие связи между ними, их внутреннюю структуру; 

-самостоятельно проверять соответствие результата выполнения задачи поставленному условию; 

-строить информационные и материальные объекты по инструкции и собственному замыслу; 

-управлять путем задания команд и их простейших комбинаций поведением экранных и вещественных подвижных объектов. 

-участвовать в коллективном обсуждении и совместной деятельности, понимать и строго соблюдать установленные правила игры; 

-иметь начальные навыки владения стандартными массовыми средствами работы с информационными объектами (текст/ гипертекст, звук, фотография, рисунок, чертеж, видеозапись, мультипликация), создавать и редактировать их с помощью стандартных средств ИКТ; 

-уметь использовать информационные технологии, в том числе мультимедиа- проектор, при подготовке и проведении выступлений; 

-знать об особенностях восприятия и обработки информации человеком, уметь пользоваться простейшими технологиями человеческого понимания и запоминания информации; 

-знать и уметь использовать правила защиты информации от возможного проникновения вирусов. 

В области социальной информатики учащиеся должны иметь представление о: 
-роли информатики и информационных технологий в развитии современной цивилизации;

-этических и моральных нормах работы с информационными объектами; o необходимости самоограничения человека, живущего в условиях избытка информации.



Перечень учебно-методического обеспечения

ЦОРы, электронные учебники и пособия, наглядные средства обучения, обучающие программы и др.

  1. образовательная коллекция 1-С «Информатика-2 класс»

  2. образовательная коллекция 1-С «Информатика-3 класс»

  3. образовательная коллекция 1-С «Информатика-4 класс»

  4. iso.ntf.ru

  5. school-collection.edu.ru

  6. metodist.lbz.ru

Интернет- ресурсы:

  1. www.fipi.ru

  2. www.kpolakov.narod.ru

  3. http://pedsovet.su

  4. http://planeta.tspu.ru

  5. www.1september.ru

  6. http://www.klyaksa.net

  7. http://www.uroki.net

  8. http://www.edu.rin.ru

  9. http://www.scholl-collection.ru



Рабочая программа по информатике 2 - 4 класс
  • Информатика
Описание:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

ПО ИНФОРМАТИКЕ

ДЛЯ 2 - 4КЛАССОВ

(Школа России)

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы А.Л Семенова, Т.А. Рудченко «Информатика». На изучение информатики и ИКТ во 2 классе отводится 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю. На изучение информатики и ИКТ в 3 классе отводится 34 учебных часа. На изучение информатики и ИКТ в 4 классе отводится 34 учебных часа. Проведение контрольных работ рассчитано на 2 часа (по 1 часу в каждом полугодии). 

Автор Глушек Светлана Сергеевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1270
Номер материала 39212
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓