Инфоурок Информатика Другие методич. материалыРабочая программа по информатике 11 класс. УМК Семакин И.Г.

Рабочая программа по информатике 11 класс. УМК Семакин И.Г.

Скачать материал

 

Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение


 гимназия № 524

Московского  района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО: Заседание МО  протокол№ ____  от  «___» _____ 2014 г.

 

Принято: 

Педагогический совет  протокол №_________ от «___» _______ 2014 г.

                              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

по информатике

для учащихся 11 класса

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель информатики Кондратьева И.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014/15 учебный год

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

ГБОУ гимназия № 524 

_________ Н.М. Лучкова приказ № _____________ от «___» _______ 2014 г.

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 11 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, примерной программы (основного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236) и авторской программы по информатике и ИКТ для 11 классов Семакина И.Г. (http://metodist.lbz.ru). 

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. 

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. 

Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами. 

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию. 

Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. 

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.

 

 

Место курса в учебном плане

 

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение в 10-11 классах обучения общеобразовательной средней школы в течение 34 учебных недель в году общим объемом 68  учебных часа (из расчета 1 час в неделю), в том числе в X классе – 34  учебных часа и в XI классе – 34 учебных часа.

 

1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

 

Нормативные документы

1

Федеральный компонент государственного стандарта образования. Стандарт основного общего образования по информатике

2

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования

Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 

3

Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05.98 № 1276)

4

Закон РФ «Об образовании»

 

 

2. СВЕДЕНИЯ О ПРОГРАММЕ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРОЙ РАЗРАБОТАНА  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИНФОРМАТИКА» 11 класс

 

Программа составлена на основе Программы курса «Информатика» для 10 – 11   классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень), которую разработали авторы учебников Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю., содержание соответствует Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на профильном уровне, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия в распределении часов по темам курса. Так увеличено количество часов на повторение и подготовку к ЕГЭ. Для обучения основам объектно-ориентированного программирования используется язык программирования Turbo Pascal.

 

 

3. ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УМК

 

Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим в себя:

1.         Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 10  класс. –

М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2013. (с практикумом в приложении).  

2.         Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 11  класс. –

М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2013. (с практикумом в приложении).  

3.         Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2011. (Дополнительное пособие).

 

4. КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ

 

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС), согласно разделу ФГОС 18.3.1. «Учебный план среднего (полного) общего образования»,  в состав обязательной для изучения предметной области «Математика и информатика» входит учебный предмет «Информатика» (базовый и углубленный уровни). На освоение программы информатики в

11 классе отведен 1 час в неделю, 34 часа за год, в том числе 2 контрольные работы.

 

5. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ (С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛАССА)

 

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей

ü  формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, 

ü  умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); 

ü  формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; 

ü  развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с языком программирования  Turbo Pascal 7.0 и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; 

ü  формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных. 

ü  совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников; 

ü  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ. 

 

 

Задачи: 

      овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; 

      освоение основных этапов полного цикла решения задачи: постановка задачи, построение и анализ модели, формализация, реализация модели, в том числе программная, анализ полученных результатов, коррекция модели, использование полученных результатов в учебной и практической деятельности;

 

      развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; 

      воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; 

      выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. 

 

6. АКТУАЛЬНОСТЬ, НОВИЗНА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ, ЕЕ ОТЛИЧИЕ

ОТ ПРИМЕРНОЙ ИЛИ РАНЕЕ ДЕЙСТВОВАВШЕЙ

Отличие данной рабочей программы от ранее действовавшей заключается в использовании УМК авторов Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.

 

 

7. ОБОСНОВАНИЕ ВНЕСЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ  В ПРИМЕРНУЮ (ТИПОВУЮ) ПРОГРАММУ ПО ПРЕДМЕТУ  ИЛИ АВТОРСКУЮ ПРОГРАММУ

Изменен порядок изучения тем, что вызвано переходом на УМК других авторов.

 

 

8. МЕСТО И РОЛЬ УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ГИМНАЗИИ

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС), согласно разделу ФГОС 18.3.1. «Учебный план среднего (полного) общего образования»,  в состав обязательной для изучения предметной области «Математика и информатика» входит учебный предмет «Информатика» (базовый и углубленный уровни). На освоение программы информатики в 11 классе отведен 1 час в неделю, 34 часа за год.

 

 

9. ОСОБЕННОСТИ        ОРГАНИЗАЦИИ     УЧЕБНОГО             ПРОЦЕССА    ПО ПРЕДМЕТУ

Обязательные для всех задания ориентированы на репродуктивный уровень подготовки ученика. Использование заданий повышенной сложности позволяет достигать креативного, творческого  уровня обученности.  Выполнение практических заданий теоретического характера (измерение информации, представление информации и др.) следует осуществлять с использованием компьютера (текстового редактора, электронных таблиц, пакета презентаций).

 

10. ВИДЫ И ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО, ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

В течение учебного года запланирован тематический контроль знаний в виде контрольных и самостоятельных работ, входных и итоговых тестов по модулям.

 

11. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ УРОКОВ

На уроках планируется применение технологий ОС «Школа 2100» таких, как проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения, технология оценивания, а также технологию проектной деятельности, элементы игровой технологии и элементы дистанционного обучения.  

 

12. СВЕДЕНИЯ, ОТРАЖАЮЩИЕ СПЕЦИФИКУ КЛАССА, ОПИСАНИЯ ПУТЕЙ ЕЁ УЧЕТА ПЕДАГОГОМ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА.

 

 

 

13. СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ГИА (ОГЭ И  ЕГЭ);

Содержание рабочей программы соответствует Примерной программе среднего

(полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на профильном

уровне, рекомендованной Министерством образования и науки РФ и требованиям ГИА (ОГЭ и ЕГЭ). Для соответствия требованиям ЕГЭ увеличено количество часов на повторение и подготовку к ЕГЭ. Для обучения основам объектно-ориентированного программирования используется язык программирования Turbo Pascal.

 

 

14. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Цели изучения общеобразовательного предмета «Информатика» направлены на достижение образовательных результатов, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Результаты включают в себя личностные, метапредметные и предметные. Личностные и метапредметные результаты являются едиными  для базового и профильного уровней.  

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты:

 

1.                    Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. 

 Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения.  Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей.  Ученики узнают о месте, которое занимает информатика в современной системе наук, об информационной картине мира, о ее связи с другими научными областями. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие. 

2.                    Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. 

Эффективным методом формирования данных качеств является учебнопроектная деятельность. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками – исполнителями проекта, а также между учениками и учителем,  формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы  предусматривается процедура зашиты  проекта перед коллективом класса,  которая  также требует  наличия коммуникативных навыков у детей.

3.                    Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.

Все большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. 

4.                    Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Данное качество формируется в процессе развития навыков самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы учеников. Выполнение проектных заданий требует от ученика проявления самостоятельности в изучении нового материала, в поиске информации в различных источниках. Такая деятельность раскрывает перед учениками возможные перспективы в изучении предмета, в дальнейшей профориентации в этом направлении. В содержании многих разделов учебников рассказывается об использовании информатики и ИКТ в различных профессиональных областях и перспективы их развития.

 

 

Требования ФГОС

Чем достигается в настоящем курсе

 

Личностные результаты:

1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и

общественной практики    

 

11 класс, § 1. «Что такое система». Раскрывается общенаучное значение понятия системы, излагаются основы системологии.

11 класс,  § 16. «Компьютерное информационное моделирование». 

Раскрывается значение информационного моделирования, как базовой методологии современной науки.

2. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и

других видах деятельности 

 

В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии,  выработку коллективного мнения.

В практикуме (приложения к учебникам)  помимо заданий для индивидуального выполнения в ряде разделов содержатся  задания проектного характера.

 

3. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь

 

Этому вопросу посвящен раздел «Правила техники безопасности и гигиены при работе на персональном компьютере»

 

4. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов 

Ряд проектных заданий требуют  осознания недостаточности имеющихся знаний, самостоятельного изучения нового для учеников теоретического материала, ориентации в новой предметной (профессиональной) области,  поиска источников информации, приближения учебной работы к формам производственной деятельности  11 класс. Практикум.

Работа 1.5. Проектные задания на

самостоятельную разработку базы данных Работа 2.8. Проектные задания на разработку сайтов

Работа 3.3. Проектные задания на получение регрессионных зависимостей

 

Работа 3.5. Проектные задания по теме 

«Корреляционные зависимости»

Работа 3.7. Проектные задания по теме

«Оптимальное планирование»

 

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:

1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях 

Данная компетенция формируется при изучении информатики в нескольких аспектах, таких как: 

-                        учебно-проектная деятельность: планирование целей и процесса выполнения проекта и самоконтроль  за результатами работы;  

-                        изучение основ системологии: способствует формированию системного подхода к  анализу объекта деятельности;  

-                        алгоритмическая линия курса: алгоритм  можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя).

2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. Формированию данной компетенции способствуют следующие аспекты методической системы курса:

-                        формулировка многих вопросов и заданий к  теоретическим разделам курса стимулирует  к дискуссионной форме обсуждения и принятия  согласованных  решений;

-                        ряд проектных заданий предусматривает коллективное выполнение, требующее от учеников умения взаимодействовать; зашита работы предполагает коллективное обсуждение ее  результатов.

3.                    Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Информационные технологии  являются одной из самых динамичных предметных областей. Поэтому успешная учебная и производственная деятельность в этой области невозможна без способностей к самообучению, к активной познавательной деятельности. 

Интернет является важнейшим современным источником информации,  ресурсы которого постоянно расширяются.  В процессе изучения информатики, ученики осваивают  эффективные методы получения информации через  Интернет, ее отбора и систематизации.

4.                    Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Формированию этой компетенции способствует методика индивидуального, дифференцированного подхода при  распределении практических заданий, которые разделены на три уровня сложности: репродуктивный, продуктивный и творческий.  Такое  разделение станет для некоторых учеников стимулирующим фактором к переоценке и повышению уровня своих знаний и умений. Дифференциация происходит и при распределении между учениками проектных заданий. 

 

Требования ФГОС

Чем достигается в настоящем курсе

 

Метапредметные  результаты:

1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях

Проектные задания в разделе практикума  11класс. 

2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно

разрешать конфликты

 

Задания      поискового,   дискуссионного содержания: 

11 класс: § 1, 2, 3, 13 и др.

Методические рекомендации к выполнению проектных заданий:

организация защиты проектных работ

3. Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

 

Выполнение проектных заданий (практикум для 11 класса) требует самостоятельного сбора информации и освоения новых программных средств.

 

§ 11. Интернет как глобальная информационная система

Работа 2.4. Интернет. Работа с поисковыми системами

4. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

 

Деление заданий практикума  на уровни сложности:

1 уровень –  репродуктивный; 2 уровень – продуктивный; 3 уровень – творческий.

Методические рекомендации к выполнению проектных заданий:

распределение заданий между учениками

 

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты, которые ориентированы на обеспечение, преимущественно, общеобразовательной и общекультурной подготовки:

 

п/п

Предметные компетентности ФГОС

С помощью каких учебных текстов достигаются   (учебник … класс, глава, параграф)

1.1

Сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире

11 класс. Глава 1. Информационные системы и базы данных

§ 1.  Что такое система

§ 2.  Модели систем

§ 4.  Что такое информационная система

 

п/п

Предметные компетентности ФГОС

С помощью каких учебных текстов достигаются   (учебник … класс, глава, параграф)

1.2

Использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;

 LibreOffice Base – система управления базами данных

KompoZerконструктор сайтов

Excel – табличный процессор. Прикладные средства:

-                      линии тренда (регрессионный анализ, МНК); - функция КОРРЕЛ (расчет корреляционных зависимостей);

-                      «Поиск решения» (оптимальное планирование, линейное программирование)

 

1.3

Сформированность представлений о компьютерноматематических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта

(процесса)

11 класс. Глава 3. Информационное моделирование

§ 16. Компьютерное информационное моделирование

§ 17. Моделирование зависимостей между величинами

§ 18. Модели статистического прогнозирования

§ 19. Моделирование корреляционных зависимостей

§ 20. Модели оптимального планирования

Сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных 

11 класс. Глава 2. Интернет

§ 10. Организация глобальных сетей

§ 11. Интернет как глобальная информационная система

§ 12. World Wide Web – всемирная паутина

§ 13. Инструменты для разработки web-сайтов

 

Сформированность понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними

11 класс. Глава 1. Информационные системы и базы данных

§ 5.  Базы данных – основа информационной системы

§ 6.  Проектирование многотабличной БД

§ 7.  Создание базы данных

§ 8.  Запросы как приложения информационной системы

§ 9.  Логические условия выбора данных

1.4

Владение компьютерными средствами представления и анализа данных

11 класс. Глава 1. Информационные системы и базы данных

§ 1.  Что такое система

§ 2.  Модели систем

§ 3. Пример структурной модели предметной области

§ 4.  Что такое информационная система

 

1.5

Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами

11 класс. Раздел: «Правила техники безопасности и гигиены при работе на персональном компьютере»

п/п

Предметные компетентности ФГОС

С помощью каких учебных текстов достигаются   (учебник … класс, глава, параграф)

 

информатизации

 

сформированность понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в

Интернете

11 класс. Глава 4. Социальная информатика

§ 21. Информационные ресурсы

§ 22. Информационное общество § 23. Правовое регулирование в информационной сфере

§ 24. Проблема информационной безопасности

 

 

 

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: 

      формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; 

      развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; 

      формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; 

      формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; 

         

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

(ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ) РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ В 11 КЛАССЕ

По окончанию курса должны быть достигнуты результаты: а) предметные

 

      умение использовать термины гипертекст, гиперссылка, 

      умение автоматически создавать оглавление документа

      умение организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе

      умение работать с электронной почтой

      умение извлекать данные из файловых архивов

      умение создать несложный web-сайт с помощью MS Word

      умение осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС

      умение создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access) умение реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов

      умение реализовывать запросы со сложными условиями выборки

      умение создавать отчеты 

      используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов

      умение        осуществлять             прогнозирование      (восстановление        значения         и экстраполяцию) по регрессионной модели

      умение соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности

      умение вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)

 

б) личностные

      Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной  деятельности (образовательной , проектно-исследовательской, коммуникативной)

      Готовность и способность к образованию и самообразованию

      Сознательное отношение  к непрерывному  образованию, как условию успешной деятельности

      Сформированность навыков продуктивного сотрудничества со  сверстниками

      при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументами факты. Учиться критически относиться к своему мнению;

      понимать точку зрения другого. Формировать умение работать с научным текстом; участвовать в организации учебного взаимодействия. Прогнозировать последствия своих и коллективных решений.

 

в) метапредметные Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной  деятельности

 (образовательной , проектно-исследовательской, коммуникативной)

      Готовность и способность к образованию и самообразованию

      Сознательное отношение  к непрерывному  образованию, как условию успешной деятельности

      Сформированность навыков продуктивного сотрудничества со  сверстниками

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ И КУРСА В ЦЕЛОМ

Название темы

 

Кол-во часов

1

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И БАЗЫ ДАННЫХ

 

10 ч.

2

ИНТЕРНЕТ

 

10 ч.

3

 ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

 

12 ч.

4

СОЦИАЛЬНАЯ   ИНФОРМАТИКА

 

2 ч.

 

 

 

 

 

 

Итого:

34

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Информационные системы и базы данных  (9 часов + 1 час - ТБ) Тема 1. Системный анализ Учащиеся должны знать: 

-   основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

-   основные свойства систем

-   что такое «системный подход» в науке и практике

-   модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель - использование графов для описания структур систем Учащиеся должны уметь:

-   приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

-   анализировать состав и структуру систем

-   различать связи материальные и информационные.

 

Тема 2. Базы данных  Учащиеся должны знать: 

-   что такое база данных (БД)

-   основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ

-   определение и назначение СУБД

-   основы организации многотабличной БД

-   что такое схема БД

-   что такое целостность данных

-   этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД

-   структуру команды запроса на выборку данных из БД

-   организацию запроса на выборку в многотабличной БД

-   основные логические операции, используемые в запросах

-   правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов Учащиеся должны уметь:

-   создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД

-   реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов

-   реализовывать запросы со сложными условиями выборки

 

                  Интернет (10 часов)

 

Тема 3. Организация и услуги Интернет

Учащиеся должны знать: 

-   назначение  коммуникационных служб Интернета;

-   назначение информационных служб Интернета;

-   что такое прикладные протоколы;

-   основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTPпротокол, URL-адрес;

-   что такое  поисковый каталог: организацию, назначение; - что такое поисковый указатель: организацию, назначение.

Учащиеся должны уметь:

-   работать с электронной почтой;

-   извлекать данные из файловых архивов;

-   осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.

 

Тема 4. Основы сайтостроения Учащиеся должны знать: 

-   какие существуют средства для создания web-страниц; - в чем состоит проектирование web-сайта; - что значит опубликовать web-сайт. Учащиеся должны уметь:

создавать несложный web-сайт с помощью редактора  сайтов.

 

                  Информационное моделирование (12 часов)

 

Тема 5. Компьютерное информационное моделирование Учащиеся должны знать: 

-    понятие модели;

-    понятие информационной модели;

-    этапы построения компьютерной информационной модели.

 

Тема 6. Моделирование зависимостей между величинами  Учащиеся должны знать:  

-    понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;

-    что такое математическая модель;

-    формы представления зависимостей между величинами.

Учащиеся должны уметь: с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами.

 

 Тема 7. Модели статистического прогнозирования   Учащиеся должны знать:  

-    для решения каких практических задач используется статистика;

-    что такое регрессионная модель;

-    как происходит прогнозирование по регрессионной модели.

Учащиеся должны уметь:

-    используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов; - осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели.

 

Тема 8. Модели корреляционной зависимости Учащиеся должны знать: 

-    что такое корреляционная зависимость;

-    что такое коэффициент корреляции;

-    какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа. Учащиеся должны уметь: вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel).

 

Тема 9 . Модели оптимального планирования Учащиеся должны знать: 

-    что такое оптимальное планирование;

-    что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов; - что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;

-    в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана; - какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования. Учащиеся должны уметь: решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (надстройка «Поиск решения» в  Microsoft Excel).

 

Социальная информатика (2 часа)

 

Тема 10. Информационное общество Учащиеся должны знать: 

-   что такое информационные ресурсы общества;

-   из чего складывается рынок информационных ресурсов;

-   что относится к информационным услугам;

-   в чем состоят основные черты информационного общества;

-   причины информационного кризиса и пути его преодоления;

-   какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества.

 

Тема 11. Информационное право и безопасность Учащиеся должны знать:

-   основные законодательные акты в информационной сфере;

-   суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

Учащиеся должны уметь:

соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) должны         удовлетворять           требованиям действующих             Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

В кабинете информатики должны быть оборудованы не менее одного рабочего места преподавателя и 12–15 рабочих мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. При этом основная конфигурация компьютера должна обеспечивать пользователю возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Должно быть обеспечено подключение компьютеров к внутришкольной сети и выход в Интернет, при этом возможно использование участков беспроводной сети. Компьютерное оборудование может быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных компьютеров. Возможна реализация компьютерного класса с использованием сервера и «тонкого клиента».

Кабинет информатики комплектуется следующим периферийным оборудованием:

                принтер (черно-белой печати, формата А4); 

                принтер (цветной печати, формата А4); 

                мультимедийный проектор (рекомендуется консольное крепление над экраном или потолочное крепление), подсоединяемый к компьютеру преподавателя;

                экран (на штативе или настенный) или интерактивная доска;

                устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой фотоаппарат, web-камера и пр.); 

                управляемые компьютером устройства, дающие учащимся  возможность освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.);

                акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;

                оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер).

Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Linux, Mac OS). Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатикидолжны быть лицензированы для использования на необходимом числе рабочих мест. 

Для освоения основного содержания учебного предмета «Информатика» необходимо наличие следующего программного обеспечения:

                операционная система;

                файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);

                почтовый клиент (в составе операционных систем или др.);

                браузер (в составе операционных систем или др.);

                мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др.);

                антивирусная программа;

                программа-архиватор;

                программа-переводчик;

                система оптического распознавания текста;

                программа интерактивного общения;

                клавиатурный тренажер;

                виртуальные компьютерные лаборатории;

                интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, программу разработки презентаций, систему управления базами данных, электронные таблицы;

                растровый и векторный графические редакторы;

                звуковой редактор;

                система автоматизированного проектирования;

                система программирования; геоинформационная система;

                редактор Web-страниц.

 

Учебно – методические средства обучения и контроля.

В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 11  класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2013. (с практикумом в приложении).  

              Набор цифровых образовательных ресурсов для 11класса.

 

Электронные учебные пособия

 

1.    http://www.metodist.ru  Лаборатория информатики МИОО

2.    http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики

3.    http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

4.    http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)

5.    http://pedsovet.su Педагогическое сообщество

6.    http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Примечание:

 

При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначения:

 

- урок изучения новых знаний

УИНЗ

- урок закрепления знаний

УЗЗ

- комбинированный урок

КУ

- урок обобщения и систематизации знаний

УОИСЗ

- урок контроля

УК

 


 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по информатике 11 класс. УМК Семакин И.Г."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный аналитик

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 11 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, примерной программы (основного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236) и авторской программы по информатике и ИКТ для 11 классов Семакина И.Г. (http://metodist.lbz.ru). 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 621 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по информатике "Перевод десятичных чисел в другие СС" (10 класс)
  • Учебник: «Информатика (углублённый уровень) (в 2 частях)», Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В.
  • Тема: 1.3.2. Перевод десятичных чисел в другие системы счисления
  • 01.10.2020
  • 1535
  • 66
«Информатика (углублённый уровень) (в 2 частях)», Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 372
    • PDF 485.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кондратьева Ирина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кондратьева Ирина Анатольевна
    Кондратьева Ирина Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2209
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Информационные системы и технологии: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель информационных систем и технологий

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Информатика")

Учитель информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Мини-курс

Психологические особенности педагогического общения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Неорганическая химия

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Мини-курс

Финансовое руководство: от планирования до успеха

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек
Сейчас в эфире

Информационная интоксикация: методы исцеления

Перейти к трансляции