Главная / Информатика / Рабочая программа по информатике 10 класс

Рабочая программа по информатике 10 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

г. Новый Уренгой


«Согласовано»

Руководитель методического объединения


___________________/О.А. Вельчинская/



Протокол № _____ от «____» ______ 2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №9


_____________________/В. Г. Житникова/



«____»__________ 2014г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №9


_________________/С.Н. Демидова/



Приказ № ____ от «____»________ 2014г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Вельчинской Ольги Александровны, 1 квалификационная категория

Ф.И.О., квалификационная категория


по информатике и ИКТ

предмет

10

класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №__________

от «_____»______2014г.


2014/2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа базового курса информатики и ИКТ составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по информатике и информационным технологиям, утверждённого Министерством образования РФ, программы курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 кл., базовый уровень/ А.Г. Гейн. В ней отражены все требования обязательного минимума к базовому образованию по информатике учащихся 11 класса.

Общая характеристика учебного предмета

Базовый уровень призван обеспечить поддержку предметов того профиля, в котором информатика и информационные технологии не являются профилирующими. Поэтому одной из целевых установок изучения информатики на базовом уровне является развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей через освоение и использование методов информатики и средств информационно-коммуникационных технологий при изучении различных предметов. Это не означает, что курс информатики на базовом уровне решает сугубо прикладные задачи; в нём по-прежнему значительное внимание уделяется фундаментальному компоненту – освоению системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование научной картины мира, роль информационных процессов в социальных, биологических и технических системах.

Цели

  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; к средствам моделирования; к информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; строить программы на реальном языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации;

  • воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать свою деятельность, работать в коллективе; чувства ответственности за использование результатов своего труда другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих права и законные потребности граждан;

  • приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования

Задачи

Главной задачей курса информатики является воспитание у учащихся информационной культуры, которая предполагает наличие у человека определённых компетенций по отношению к продуктам информационной деятельности.

  • Формировать у учащихся представлений о системно-информационном подходе к анализу окружающего мира, о роли информации в управлении, об особенностях самоуправляемых систем, об общих закономерностях информационных процессов;

  • Воспитывать информационную культуру личности, обеспечивающей возможность успешной информационной деятельности в профессиональной, общественной и бытовой сферах, а также социальную защищённость человека в информационном обществе;

  • Подготовить к практической деятельности в условиях широкого использования информационных компьютерных технологий;

  • Развивать мышление учащихся.

Место и роль учебного предмета в учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение информатики и ИКТ на этапе среднего (полного) общего образования отводится 1 ч в неделю (35 часов в год).

Формы организации учебного процесса, технологии обучения, формы контроля

При организации учебного процесса используются следующие формы уроков: урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки и коррекции знаний и умений; комбинированный урок; урок применения знаний и умений; урок ознакомления с новым материалом; комбинированный урок; урок закрепления изученного материала.

Применяются технологии обучения: информационно-коммуникационная и здоровье-сберегающая.

Цель применения информационно-коммуникационной технологии:

  • Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

  • Выработка навыков применения средств информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни и в учебной деятельности.

Результат применения: достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

Цель применения здоровье-сберегающей технологии:

  • Создание благоприятного психологического фона на уроках,

  • использование приемов, способов появления и сохранения интересов к учебному материалу,

  • создание условий для самовыражения учащихся.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, систематическая работа с терминами. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.

Программой предусмотрено проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.

Промежуточная аттестация проводится в ходе оценивания практических и лабораторных работ, выполнения промежуточных тестов, в виде контрольных тестов по теоретическому материалу в конце каждого раздела курса и итоговых тестов.

Программа составлена с учетом специфики данного класса. В 10 классе (2 группа) обучается 8 человек, 3 мальчика и 5 девочек. По итогам прошлого учебного года уровень качества знаний составил 81,3 %, уровень обученности 100%. 82% учащихся положительно мотивированы на получение знаний. Учащиеся 10 класса, для которых написана данная рабочая программа, отличаются самостоятельностью, умением работать с дополнительной литературой. Курс «Информатика и ИКТ» на базовом уровне данные дети изучают уже 6 год. Поэтому при составлении рабочей программы упор делался на самоконтроль и взаимоконтроль при работе на уроках. В связи с особенностями учащихся данного класса (допустимый и критический уровень ЗУН по предмету) разработаны различные формы проверки ЗУН, в том числе и творческие задания, даётся упор на темы, часто используемые в заданиях ЕГЭ, уделяется особое внимание практической направленности.

Система оценивания

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

75-94%

хорошо

50-74%

удовлетворительно

менее 50 %

неудовлетворительно

При выполнении самостоятельной и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания математики. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс математики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм, заложенных во всех предметных областях, выставляется отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала); отказ от выполнения учебных обязанностей.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

 Оценка письменных работ учащихся

 Оценка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обоснованиях решения нет пробелов, ошибок;

  • в решении нет ошибок (возможна одна неточность, описка).

 Оценка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны;

  • допущена одна ошибка, или есть два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах, графиках и т.д.

 Оценка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, рисунках, чертежах, графиках, но учащийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

 Оценка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

  • работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно;

  • выполнено менее 1/3 части работы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование раздела

Количество часов всего

Теория

Практические работы

Контроль знаний

Информатика как наука

9

5

3

1

Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий.

8

3

4

1

Моделирование процессов живой и неживой природы.

6

2

3

1

Логико-математические модели.

7

3

3

1

Информационные модели в задачах управления.

5

1

3

1

ВСЕГО

35

14

16

5

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Информатика как наука (9 часов)

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Хранение информации. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Дискретное (цифровое) представление результатов измерений, текстовой, графической, звуковой, видео информации. Цепочки (конечные последовательности символов) и операции над ними. Примеры систем двоичного кодирования различных алфавитов. Сигнал, кодирование, декодирование, сжатие. Скорость передачи информации. Зависимость скорости передачи от используемой полосы частот. Искажение информации при передаче и при сжатии.

Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий (8 часов)

Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных.

Правила построения и выполнения алгоритмов. Разбиение задачи на подзадачи. Использование имен для алгоритмов и объектов. Примеры записи алгоритмов на алгоритмическом языке для графических и числовых исполнителей. Матрицы (массивы). Работа с числами, матрицами, строками, списками, использование псевдослучайных чисел.

Моделирование процессов живой и неживой природы (6 часов)

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Описания (информационные модели) объектов, процессов и систем, соответствие описания реальности и целям описания. Фотографии, карты, чертежи, схемы, графы, таблицы, графики, формулы как описания. Использование описания (информационной модели) в процессах: общения, практической деятельности, исследования. Математические модели, их использование для описания объектов и процессов живой и неживой природы и технологии, в том числе – в физике, биологии, экономике. Модели информационных процессов в технических, биологических и социальных системах. Моделирование, прогнозирование, проектирование в человеческой деятельности. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.

Логико-математические модели (7 часов)

Имена, правила построения и семантика. Примеры записи утверждений на логическом языке. Логические формулы при поиске в базе данных. Логические функции. Схемы из функциональных элементов.

Представление о системах управления базами данных, поисковых системах в компьютерных сетях, библиотечных информационных системах. Компьютерные архивы информации: электронные каталоги, базы данных. Организация баз данных. Примеры баз данных: юридические, библиотечные, здравоохранения, налоговые, социальные, кадровые. Использование инструментов общепользовательской системы управления базами данных для формирования примера базы данных учащихся в школе.

Информационные модели в задачах управления (5 часов)

Управление системой как информационный процесс. Управление в повседневной деятельности человека. Анализ и описание объекта с целью построения схемы управления; системы автоматического управления; задача выбора оптимальной модели управления; математические и компьютерные моделирование систем управления. Примеры управления в социальных, технических, биологических системах. Команды управления и сигналы датчиков для учебных управляемых устройств, экранных объектов и устройств ИКТ.

Требования к уровню подготовки учащихся по информатике и информационно-коммуникационным технологиям

знать/понимать

  • объяснять различные подходы к определению понятия "информация".

  • различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

  • логическую символику;

  • основные конструкции языка программирования в соответствии с задачами курса;

  • свойства алгоритма и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алгоритма; тезис о полноте формализации понятия алгоритма;

  • примеры описаний (информационных моделей) реальных объектов и процессов и их компьютерной реализации; общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;

  • назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;

  • примеры источников и приемников информации, способов кодирования и декодирования, причин искажения информации при передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;

  • базовые принципы организации и функционирования глобальных компьютерных сетей;

  • нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности организации;

  • требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ в организации;

  • использование алгоритма как модели автоматизации деятельности

  • назначение и функции операционных систем.

уметь

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

  • распознавать информационные процессы в различных системах.

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.

  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

  • вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;

  • проводить арифметические вычисления по заданной формуле;

  • проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;

  • для программ, моделирующих реальные процессы или анализирующих данные, интерпретировать получаемые результаты;

  • выполнять операции, связанные с использованием современных средств ИКТ на уровне квалифицированного пользователя, свободно пользоваться персональным компьютером и его типовым периферийным оборудованием (принтер, сканер, мультимедийный проектор, цифровая камера, модем); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, в частности, при рассмотрении выполнимости проекта, выборе оптимального способа действий: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;

  • оперировать с информационными объектами в соответствии с профилем обучения, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных, создавать, именовать, сохранять объекты, создавать и использовать удобные для использования индивидуальные каталоги; пользоваться экранной справочной системой и другими источниками справочной информации, в частности специализированными; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;

  • выделять информационный аспект в деятельности человека; компоненты и информационное взаимодействие в простейших технических, природных, социальных системах

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

  • поиска и отбора практически необходимой информации, относящейся к личным познавательным и культурным интересам, профессиональной ориентации и трудоустройству;

  • представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети); создания собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек;

  • подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;

  • личного и коллективного общения (в том числе – делового) с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникации: передавать информацию, соблюдая соответствующие нормы и этикет, участвовать в телеконференции, форуме;

  • соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

2. «Программы общеобразовательных учреждений. Информатика и ИКТ. 10-11 классы/Составитель Гейн А.Г. – М.: Просвещение, 2009, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

3. Информатика и информационные технологии: Кн. Для учителя: методические рекомендации к уч. 10 класса/А.Г. Гейн, Н.А.Юнерман, А.А. Гейн. – М.: Просвещение, 2010 г.

4. Информатика и ИКТ. 10 класс: учеб. общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни/ А.Г. Гейн, А.И.Сенокосов. – М.: Просвещение, 2012г (на учебник получены положительные заключения Российской академии наук и Российской академии образования).

5. Информатика и ИКТ: тематические тесты для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ А.Г. Гейн – М.: Просвещение, 2010 г.

6. Информатика и ИКТ: Задачник-практикум. 10–11 классы: базовый и профильный уровни/ А.Г. Гейн, – М.: Просвещение, 2010 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

  1. Информатика и ИКТ. 10 класс: учеб. общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни/ А.Г. Гейн, А.И.Сенокосов. – М.: Просвещение, 2012г (на учебник получены положительные заключения Российской академии наук и Российской академии образования).

  2. Информатика и ИКТ: тематические тесты для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ А.Г. Гейн – М.: Просвещение, 2010 г.

  3. Информатика и ИКТ: Задачник-практикум. 10–11 классы: базовый и профильный уровни/ А.Г. Гейн, – М.: Просвещение, 2010 г.

  4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. / Электронные образовательные ресурсы

  5. http://www.bibigon.ru/ – познавательные мультфильмы и видео.

  6. http://video.4ra.biz/?paged=15 – видеоуроки.

  7. http://www.uroki.ru/pos_rus/baza/baza.htm – нормы и требования к учебным кабинетам и подразделениям.

  8. http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  9. http://it-n.ru/ – сеть творческих учителей

  10. http://pedsovet.su/ – Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой

  11. http://internet-urok.net/video/ – видеоуроки в Интернете

  12. http://fcior.edu.ru/ – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

  13. www.1september.ru – «Первое сентября»

  14. http://www.openclass.ru/ – сетевое сообщество «Открытый класс»


Сокращения, используемые в рабочей программе:

Типы уроков:

УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.

УЗИМ — урок закрепления изученного материала.

УПЗУ — урок применения знаний и умений.

УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.

УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.

КУ — комбинированный урок.

Приложение 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Тип урока

Знания, умения

Домашнее задание

Дата

Информатика как наука (9 часов)

1

Инструктаж по технике безопасности. Введение в предмет

1

Правила техники безопасности при работе с компьютером.

Понятие науки


УЗИМ

Знать: правила техники безопасности при работе с компьютером.

Иметь представление о понятии наука

Введение стр.3-4


2

Информация

Информационные процессы


1

Роль информации в жизни общества. Обыденное и научно-техническое понимание термина «информация». Исторические аспекты хранения, преобразования и передачи информации. Понятие канала связи.

УОНМ

Знать: роль информации в жизни общества, информационные процессы. Понятие канала связи.. Обыденное и научно-техническое понимание термина «информация».

Уметь: выполнять правила техники безопасности при работе с компьютером, различать информационные процессы, определять вид обработки информации.

ОУУН: развитие логического мышления

§1, №1,2 §2, №2,8


3

Язык как средство сохранения и передачи информации. Кодирование информации.


1

Понятие коммуникативных и формализованных языков. Кодирование информации. Понятие двоичного кодирования. Кодовые таблицы.

УОНМ

Знать: понятия коммуникативный, формальный языки

Уметь: определять на каком языке сделана запись

ОУУН: умение работать с информацией, логическое мышление.

§3

№1-4


4

Лабораторная работа №1 Фактографическая модель «Класс» к §12

1

Понятие модели. Параметры информационной модели.

УЗИМ

Уметь составлять информационную модель



5

Универсальность двоичного кодирования. Кодирование информации

1

Измерение количества информации: различные подходы. Единицы количества информации. Кодирование текстовой, графической и информации.

УОНМ

Знать: единицы измерения информации. Два подхода в измерении информации. Различные таблицы кодов.

Уметь: Решать задачи на кодирование информации.

ОУУН: решать текстовые задачи.

§4 задачи в тетради


6

Понятие информационной модели.

Лабораторная работа № 2 Обработка числовой информации с помощью электронной таблицы к §5

1

Представление числовой информации. Понятие моделирование. Понятие информационной, математической и компьютерной модели. Адекватность модели.

УЗИМ УПКЗУ

Знать: понятие моделирование. Понятие информационной, математической и компьютерной модели. Понятие адекватности модели.

Уметь: различать виды моделей, определять адекватность модели

ОУУН: логическое мышление. Уметь с помощью ПО обрабатывать числовую информацию

§5

№3-9


7

Системный подход в моделировании.

Лабораторная работа №3 Обработка текстовой и графической информации к § 6

1

Понятие системы. Графы. Представление текстовой и графической информации

УОНМ УПКЗУ

Знать: понятие системы, основные элементы графа, типы графов.

Уметь: строить графы ориентированные, неориентированные.

ОУУН: пространственное и логическое мышление. Уметь структурировать информацию

§6

№ 7-9


8

Алгоритмы и их свойства.

Лабораторная работа №4 Программирование основных алгоритмических конструкций к§7

1

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Способ организации действий в алгоритме. Основы алгоритмического языка. Блок-схемы.


УОНМ УПЗУ

Знать: понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Способ организации действий в алгоритме, основы алгоритмического языка. Как строятся блок-схемы

Уметь: составлять алгоритмы на алгоритмическом языке, языке блок схем.

ОУУН: алгоритмическое мышление.

§7,

№3-10


9

Основные направления информатики


Контрольная работа №1 «Информатика как наука»

1

Особенности обработки информации человеком. Методы свертывания информации, применяемые человеком. Информационная грамотность личности. Информатизация общества и ее основные следствия. Защита от негативного информационного воздействия. Право в информационной сфере. Защита информации.

КУ

Знать: что изучает информатика как наука, основные направления информатики.

ОУУН: коммуникативные навыки.

§10

№ 1-7


Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий (8 часов)

10

Декларативная и процедурная информация.

1

Информационные задачи и этапы их решения.

УОНМ

Знать: какие этапы необходимы для решения информационной задачи

Уметь: прописывать этапы для решения информационных задач

ОУУН: построение плана деятельности.

§11, №3-5


11

Простейшие базы данных.

Обработка экспериментальных данных

1

Методы обработки экспериментальных данных. Метод наименьших квадратов.

КУ

Знать: понятие БД, СУБД их функции. методы обработки экспериментальных данных. Метод наименьших квадратов

Уметь: использовать метод наименьших квадратов

Уметь: Строить простейшие БД.

ОУУН: работать в программе Access

§12, №3 6§13, №3


12

Лабораторная работа №5 Поиск информации в базе данных к §12


1

Понятие БД, СУБД их функции. методы обработки экспериментальных данных. Метод наименьших квадратов

использовать метод наименьших квадратов


УОСЗ

Знать: понятие БД, СУБД их функции. методы обработки экспериментальных данных. Метод наименьших квадратов

Уметь: использовать метод наименьших квадратов

Уметь: Строить простейшие БД.

ОУУН: работать в программе Access



13

Обработка массивов.

1

Понятие массива. Понятие одномерного и двумерного массива.

УОНМ

Знать: понятие массива. Понятие одномерного и двумерного массива.

Уметь: решать задачи с использованием одномерного массива.

ОУУН: умение работать с информацией, логическое мышление

§16

№3


14

Лабораторная работа №6 Программы для обработки массивов к §16

1

УЗИМ


15

Решение уравнений методом половинного деления.


1

Понятие массива. Понятие одномерного и двумерного массива.

УОНМ

Знать: понятие массива. Понятие одномерного и двумерного массива.

Уметь: решать задачи с использованием двумерного массива.

§16, №4, 5


16

Лабораторная работа №7 Решение уравнений к §17


1

Метод половинного деления для решения уравнений.

УПЗУ

Знать: метод половинного деления для решения уравнений.

Уметь: использовать метод половинного деления для решения уравнении

ОУУН: умение работать с информацией, логическое мышление

§17, №2


17

Количество информации (формула Хартли).

Контрольная работа №2 «Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий»

1

Измерение количества информации: содержательный подход. Понятие бита.

КУ

Знать: содержательный подход в измерении количества информации. Понятие бита.

Уметь: решать задачи на измерение количества информации с помощью содержательного подхода.

ОУУН: решать текстовые задачи.

§18, №6


Моделирование процессов живой и неживой природы (6 часов)

18

Моделирование процессов в биологии.

Лабораторная работа №8 Модели неограниченного и ограниченного роста к §21

1

Модели неограниченного и ограниченного роста.

УОНМ КУ

Знать: понятие биологических процессов и компьютерных моделей

Уметь: строить компьютерные модели биологических процессов.

ОУУН: работать в программе Excel

§21, №5


19

Границы адекватности модели.

Лабораторная работа №9 Поиск границ адекватности модели к §22

1

Принцип адекватности модели. Границы адекватности построенной модели. Модель эпидемии гриппа.

УПЗУ

Знать: принцип адекватности модели. Границы адекватности построенной модели.

Уметь: определять границу адекватности построенной модели.

ОУУН: работать в программе Excel:

§22, №4


20

Вероятностные модели

Лабораторная работа №10 Компьютерная модель эпидемии гриппа к §23

1

Частота и относительная частота случайного события. Вероятность случайного события. Понятие вероятностных моделей.

УОНМ

Знать: понятие частоты и относительной частоты случайного события. Понятие вероятности случайного события. Понятие вероятностных моделей.

ОУУН: логически рассуждать

§23, №24, №5


21

Датчики случайных чисел и псевдослучайные последовательности.

Лабораторная работа №11 Проверяем датчик случайных чисел к §25

1

Понятие случайного числа. Последовательность случайных чисел равномерно или неравномерно распределенных. Метод фон Неймана. Датчик случайных чисел (ДСЧ)

КУ

Знать: понятие случайного числа. Какие, бывают последовательности случайных чисел равномерно или неравномерно распределенных. Метод фон Неймана. Уметь: выбирать методы последовательности случайных чисел, для конкретной задачи

ОУУН: логически рассуждать.

§25, №4, 5


22

Моделирование случайных процессов

1

КУ



23

Контрольная работа №3 «Моделирование процессов живой и неживой природы».

1

Системы массового обслуживания. Компьютерное моделирование систем массового обслуживания. Нахождение площадей фигур с помощью метода Монте-Карло.

УПКЗУ

Знать: какие системы называются системами массового обслуживания. Уметь: проводить компьютерный эксперимент с построенной компьютерной моделью.

ОУУН: составлять план решения поставленной задачи.

§26, №4,



Логико-математические модели (7 часов)

24

Понятие модели искусственного интеллекта. Элементы логики высказывания

1

Признак модели искусственного интеллекта

УОНМ

Знать: признак модели искусственного интеллекта

Уметь: выделять модели искусственного интеллекта из множества информационных моделей.

ОУУН: логически рассуждать.

§29, №2


25

Законы алгебры высказываний Логические формулы

Решение логических задач.


1

Понятие высказывания. Логические операции. Таблицы истинности. Построение логической формулы по таблице истинности. Понятие СНДФ. Преобразование логических выражений. Решение логических задач.

УПЗУ УОНМ

Знать: понятие высказывания. Логические операции и их таблицы истинности.

Уметь: определять истинность высказываний, строить таблицы истинности логических операций.

ОУУН: логически рассуждать, использовать таблицы для решения поставленной задачи.

§31, №5(а)7



26

Лабораторная работа №12 Компьютерное исследование логических формул к §32-33

1

КУ

§32, №5 §33, №1-3


27

Реляционные модели Функциональные отношения. Логические функции и логические выражения

1

Понятие реляционной модели. Отношения между объектами. Понятие функциональной зависимости. Функциональные отношения. Понятие логической функции. Предикаты, кванторы.

УОНМ

Знать: понятие реляционной модели. Как задаются отношения между объектами. Понятие функциональной зависимости и функциональных отношений. Понятия логической функции, предиката, квантора.

Уметь: записывать отношения объектов в виде таблиц Уметь: определять функциональные отношения составлять логические формулы с помощью предикатов, определять их истинность

ОУУН: анализировать, логически рассуждать, строить зависимости.

§34, №6-6 §35, №3, 4 §36, №11


28

Логика СУБД Access.

Лабораторная работа №13 Соединение таблиц в Access к §37

1

Базы данных. СУБД и ее функции. Типы связей между таблицами.

УОНМ

Знать: понятие базы данных, СУБД и ее функции. Типы связей между таблицами.

Уметь: составлять запросы на фильтрацию. Соединять таблицы в СУБД Access

ОУУН: Работать в СУБД Access

§37, № 4


29

Базы знаний и экспертные системы. Реляционная модель экспертной системы

1

Понятие экспертной системы. Основные блоки экспертной системы. Различия между понятиями «данные» и «знания». Структура логического вывода в экспертной системе.

КУ

Знать: понятие экспертной системы. Основные блоки экспертной системы. Различия между понятиями «данные» и «знания».

Уметь: различать «данные» и «знания».

ОУУН: логически рассуждать

§38, № 2, 3


30

Контрольная работа №4 «Логико-математические модели»

1


УПКЗУ


§39, №2



Информационные модели в задачах управления (5 часов)

31

Понятие управления.

Задачи управления.


1

Понятие управления. Кибернетика. Управление объектом или процессом Решения задач управления.

УОНМ

Знать: понятие управления, кибернетики.

Уметь: определять в чем состоит процесс управления, управляющие и управляемые объекты, допустимые воздействия на управляемый объект

ОУУН: логически рассуждать, проводить соответствия.

§43, №2, 3

§44, 45



32

Лабораторная работа №14 Управление добычей возобновляемых ресурсов к §44

1

Управление

УПЗУ

ОУУН: стоить план решения задачи, уметь работать в Excel.



33

Понятие обратной связи. Построение управления по принципу обратной связи.

Лабораторная работа №15 Лисы и кролики к §47

1

Саморегулирующиеся динамические системы. Понятие обратной связи. Отрицательная и положительная обратная связь. Управление по принципу обратной связи. Причины саморазрушения систем, способных к саморегуляции.

КУ

Знать: понятие обратной связи, какую связь называют отрицательной, положительной.

Уметь: определять типы обратной связи.

ОУУН: логически рассуждать

§46, №5,

§ 47, §48, №6, 7


34

Контрольная работа №5 «Информационные модели в задачах управления»

1

Понятие глобальных моделей. Роль информатики и информационных технологий в жизни современного общества.

УПКЗУ

Знать: понятие глобальных моделей. Роль информатики и информационных технологий в жизни современного общества.

ОУУН: работать с учебником.

§49


35

Глобальные модели

1

КУ



hello_html_m4d466bb7.png


Рабочая программа по информатике 10 класс
  • Информатика
Описание:

1. Предлагаемая программа базового курса информатики и ИКТ составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по информатике и информационным технологиям, утверждённого Министерством образования РФ, программы курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 кл., базовый  уровень/ А.Г. Гейн. В ней отражены все требования обязательного минимума к базовому образованию по информатике учащихся 11 класса.

2. УМК:

·         Информатика и ИКТ. 10 класс: учеб. общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни/ А.Г. Гейн, А.И.Сенокосов. – М.: Просвещение, 2012г (на учебник получены положительные заключения Российской академии наук и Российской академии образования).

·         Информатика и ИКТ: тематические тесты для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ А.Г. Гейн – М.: Просвещение, 2010 г.

·         Информатика и ИКТ: Задачник-практикум. 10–11 классы: базовый и профильный уровни/ А.Г. Гейн, – М.: Просвещение, 2010 г

3. Место программы в учебном плане: Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение информатики и ИКТ на этапе среднего (полного) общего образования отводится 1 ч в неделю (35 часов в год).

4. Цели

·         освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; к средствам моделирования; к информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

·         овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; строить программы на реальном языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

·         развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации;

·         воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать свою деятельность, работать в коллективе; чувства ответственности за использование результатов своего труда другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих права и законные потребности граждан;

·         приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования

Задачи

Главной задачей курса информатики является воспитание у учащихся информационной культуры, которая предполагает наличие у человека определённых компетенций по отношению к продуктам информационной деятельности.

·         Формировать у учащихся представлений о системно-информационном подходе к анализу окружающего мира, о роли информации в управлении, об особенностях самоуправляемых систем, об общих закономерностях информационных процессов;

·         Воспитывать информационную культуру личности, обеспечивающей возможность успешной информационной деятельности в профессиональной, общественной и бытовой сферах, а также социальную защищённость человека в информационном обществе;

·         Подготовить к практической деятельности в условиях широкого использования информационных компьютерных технологий;

·         Развивать  мышление учащихся.

Базовый уровень призван обеспечить поддержку предметов того профиля, в котором информатика и информационные технологии не являются профилирующими. Поэтому одной из целевых установок изучения информатики на базовом уровне является развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей через освоение и использование методов информатики и средств  информационно-коммуникационных технологий при изучении различных предметов. Это не означает, что курс информатики на базовом уровне решает сугубо прикладные задачи; в нём по-прежнему значительное внимание уделяется фундаментальному компоненту – освоению системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование научной картины мира, роль информационных процессов в социальных, биологических и технических системах.

5.       УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов всего

Теория

Практические работы

Контроль знаний

1.                    

Информатика как наука

9

5

3

1

2.                    

Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий.

8

3

4

1

3.                    

Моделирование процессов живой и неживой природы. 

6

2

3

1

4.                    

Логико-математические модели.

7

3

3

1

5.                    

Информационные модели  в задачах управления.

5

1

3

1

ВСЕГО

35

14

16

5

6. Система оценивания

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

75-94%

хорошо

50-74%

удовлетворительно

менее 50 %

неудовлетворительно

При выполнении самостоятельной и контрольной работы:

            Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

            Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

            грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

            погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

            недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

            мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

            Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания математики. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

            Исходя из норм, заложенных во всех предметных областях, выставляется отметка:

-               «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

-               «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

-               «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

-               «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала); отказ от выполнения учебных обязанностей.

7. Требования к уровню подготовки учащихся

·         освоение основных понятий и методов информатики; понимание предпосылок к автоматизации информационных процессов; выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;

·         умение выбирать язык представления информации в соответствии с поставленной целью, определять внешнюю и внутреннюю формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);

·         наличие представлений об информационных моделях и необходимости их использования в современном информационном обществе; умение использовать типовые средства (таблицы, графики, диаграммы, формулы, программы, структуры данных и пр.) для построения моделей объектов и процессов из различных предметных областей;

·         умение планировать и проводить компьютерный эксперимент для изучения построенных моделей;

·         построение модели задачи (выделение исходных дaнных, результатов, выявление соотношений между ними);

·         выбор источников информации, необходимых для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, ресурсы Интернета и др.);

·         выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче; освоение основных конструкций процедурного языка программирования;

 

·         использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма и освоение методов решения задач, связанных с использованием набора типовых учебных алгоритмов, проверка правильности алгоритма путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;

Автор Вельчинская Ольга Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1156
Номер материала 45527
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓