Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа №9
г. Новый Уренгой
«Согласовано»
Руководитель методического
объединения
___________________/О.А.
Вельчинская/
Протокол № _____ от «____»
______ 2014 г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора по
УВР МБОУ СОШ №9
_____________________/В. Г.
Житникова/
«____»__________ 2014г.
|
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №9
_________________/С.Н.
Демидова/
Приказ № ____ от
«____»________ 2014г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Вельчинской Ольги
Александровны, 1 квалификационная категория
Ф.И.О., квалификационная категория
по информатике и ИКТ
предмет
10
класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №__________
от «_____»______2014г.
2014/2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Предлагаемая
программа базового курса информатики и ИКТ составлена в соответствии с
требованиями Государственного образовательного стандарта по информатике и
информационным технологиям, утверждённого Министерством образования РФ, программы курса «Информатика и
ИКТ» для 10-11 кл., базовый уровень/ А.Г. Гейн. В ней отражены все требования
обязательного минимума к базовому образованию по информатике учащихся 11
класса.
Общая
характеристика учебного предмета
Базовый уровень
призван обеспечить поддержку предметов того профиля, в котором информатика и
информационные технологии не являются профилирующими. Поэтому одной из целевых
установок изучения информатики на базовом уровне является развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей через
освоение и использование методов информатики и средств
информационно-коммуникационных технологий при изучении различных предметов. Это
не означает, что курс информатики на базовом уровне решает сугубо прикладные
задачи; в нём по-прежнему значительное внимание уделяется фундаментальному
компоненту – освоению системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в
формирование научной картины мира, роль информационных процессов в социальных,
биологических и технических системах.
Цели
ü освоение и систематизация
знаний,
относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов
и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; к
средствам моделирования; к информационным процессам в биологических,
технологических и социальных системах;
ü овладение умениями строить математические
объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном
языке, удовлетворяющие заданному описанию; строить программы на реальном языке
программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты
и настраивать их для нужд пользователя;
ü развитие алгоритмического мышления,
способностей к формализации;
ü воспитание культуры проектной
деятельности, в том числе умения планировать свою деятельность, работать в
коллективе; чувства ответственности за использование результатов своего труда
другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в
информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих права и законные
потребности граждан;
ü приобретение опыта создания,
редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов
различного типа с помощью современных программных средств; построения
компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов,
преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования
Задачи
Главной задачей
курса информатики является воспитание у учащихся информационной культуры,
которая предполагает наличие у человека определённых компетенций по отношению к
продуктам информационной деятельности.
ü Формировать у учащихся представлений
о системно-информационном подходе к анализу окружающего мира, о роли информации
в управлении, об особенностях самоуправляемых систем, об общих закономерностях
информационных процессов;
ü Воспитывать информационную культуру
личности, обеспечивающей возможность успешной информационной деятельности в
профессиональной, общественной и бытовой сферах, а также социальную
защищённость человека в информационном обществе;
ü Подготовить к практической деятельности
в условиях широкого использования информационных компьютерных технологий;
ü Развивать мышление учащихся.
Место и роль учебного предмета в учебном плане
Согласно
федеральному базисному учебному плану на изучение информатики и ИКТ на этапе
среднего (полного) общего образования отводится 1 ч в неделю (35 часов в год).
Формы организации учебного процесса, технологии обучения, формы
контроля
При организации
учебного процесса используются следующие формы уроков: урок обобщения и
систематизации знаний; урок проверки и коррекции знаний и умений;
комбинированный урок; урок применения знаний и умений; урок ознакомления с
новым материалом; комбинированный урок; урок закрепления изученного материала.
Применяются технологии
обучения: информационно-коммуникационная и здоровье-сберегающая.
Цель
применения информационно-коммуникационной технологии:
·
Освоение знаний, составляющих основу
научных представлений об информации, информационных процессах.
·
Развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей.
·
Выработка навыков применения средств
информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни и в учебной
деятельности.
Результат
применения: достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности
учащегося.
Цель применения
здоровье-сберегающей технологии:
·
Создание благоприятного психологического
фона на уроках,
·
использование приемов, способов появления
и сохранения интересов к учебному материалу,
·
создание условий для самовыражения
учащихся.
Деятельностный
подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный
практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня
сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых
знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к
самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя
творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов
решения, систематическая работа с терминами. При выполнении творческих работ формируется
умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных
алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не
предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно
отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Реализация
календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и
компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.
Программой
предусмотрено проведение практических работ, направленных на отработку
отдельных технологических приемов, ориентированных на получение целостного
содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При
выполнении работ практикума предполагается использование актуального
содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть
практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий
использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть
включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита
на части и осуществляется в течение нескольких недель.
Промежуточная
аттестация проводится в ходе оценивания практических и лабораторных работ,
выполнения промежуточных тестов, в виде контрольных тестов по теоретическому
материалу в конце каждого раздела курса и итоговых тестов.
Программа
составлена с учетом специфики данного класса. В 10 классе (2 группа) обучается 8
человек, 3 мальчика и 5 девочек. По итогам прошлого учебного года уровень
качества знаний составил 81,3 %, уровень обученности 100%. 82% учащихся
положительно мотивированы на получение знаний. Учащиеся 10 класса, для которых
написана данная рабочая программа, отличаются самостоятельностью, умением
работать с дополнительной литературой. Курс «Информатика и ИКТ» на базовом
уровне данные дети изучают уже 6 год. Поэтому при составлении рабочей программы
упор делался на самоконтроль и взаимоконтроль при работе на уроках. В связи с
особенностями учащихся данного класса (допустимый и критический уровень ЗУН по
предмету) разработаны различные формы проверки ЗУН, в том числе и творческие
задания, даётся упор на темы, часто используемые в заданиях ЕГЭ, уделяется
особое внимание практической направленности.
Система оценивания
При тестировании все верные
ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
|
Отметка
|
95% и более
|
отлично
|
75-94%
|
хорошо
|
50-74%
|
удовлетворительно
|
менее 50 %
|
неудовлетворительно
|
При выполнении самостоятельной и контрольной работы:
Содержание
и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется
программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность
усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и
незнакомых ситуациях.
Отметка
зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
•
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия,
определения;
•
погрешность отражает неточные формулировки,
свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
•
недочет – неправильное представление об объекте, не
влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
•
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не
искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном,
относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный
минимум содержания математики. Требовать от учащихся определения, которые не
входят в школьный курс математики – это, значит, навлекать на себя проблемы
связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя
из норм, заложенных во всех предметных областях, выставляется отметка:
-
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии
1-2 мелких погрешностей;
-
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
-
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
-
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что
учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере
(незнание основного программного материала); отказ от выполнения учебных
обязанностей.
Устный
опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос).
Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько
определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование
внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка письменных работ учащихся
Оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и
обоснованиях решения нет пробелов, ошибок;
- в решении нет ошибок (возможна одна
неточность, описка).
Оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но
обоснования шагов решения недостаточны;
- допущена одна ошибка, или есть
два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах, графиках и т.д.
Оценка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более
двух-трех недочетов в выкладках, рисунках, чертежах, графиках, но учащийся
обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки,
показавшие, что учащийся не обладает обязательными умениями по данной теме в
полной мере.
- работа показала полное отсутствие у
учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная
часть работы выполнена не самостоятельно;
- выполнено менее 1/3 части работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
|
Наименование раздела
|
Количество
часов всего
|
Теория
|
Практические
работы
|
Контроль
знаний
|
1.
|
Информатика как наука
|
9
|
5
|
3
|
1
|
2.
|
Информационная деятельность человека и использование
в ней компьютерных технологий.
|
8
|
3
|
4
|
1
|
3.
|
Моделирование процессов живой и неживой природы.
|
6
|
2
|
3
|
1
|
4.
|
Логико-математические модели.
|
7
|
3
|
3
|
1
|
5.
|
Информационные модели в задачах управления.
|
5
|
1
|
3
|
1
|
ВСЕГО
|
35
|
14
|
16
|
5
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Информатика как наука (9 часов)
Основные подходы
к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими
элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации.
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный
подход к определению количества информации. Классификация информационных
процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и
неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии
с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии
отбора. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача
информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в
социальных, биологических и технических системах. Обработка информации.
Систематизация информации. Изменение формы представления информации.
Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как
необходимое условие автоматизации. Хранение информации. Особенности
запоминания, обработки и передачи информации человеком. Использование основных
методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и
технике. Дискретное (цифровое) представление результатов измерений, текстовой,
графической, звуковой, видео информации. Цепочки (конечные последовательности
символов) и операции над ними. Примеры систем двоичного кодирования различных
алфавитов. Сигнал, кодирование, декодирование, сжатие. Скорость передачи
информации. Зависимость скорости передачи от используемой полосы частот. Искажение
информации при передаче и при сжатии.
Информационная деятельность человека и использование в
ней компьютерных технологий (8 часов)
Возможность,
преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных.
Правила
построения и выполнения алгоритмов. Разбиение задачи на подзадачи. Использование
имен для алгоритмов и объектов. Примеры записи алгоритмов на алгоритмическом
языке для графических и числовых исполнителей. Матрицы (массивы). Работа с
числами, матрицами, строками, списками, использование псевдослучайных чисел.
Моделирование процессов живой и неживой природы (6
часов)
Информационное моделирование как метод познания. Информационные
(нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Описания
(информационные модели) объектов, процессов и систем, соответствие описания реальности
и целям описания. Фотографии, карты, чертежи, схемы, графы, таблицы, графики,
формулы как описания. Использование описания (информационной модели) в
процессах: общения, практической деятельности, исследования. Математические
модели, их использование для описания объектов и процессов живой и неживой
природы и технологии, в том числе – в физике, биологии, экономике. Модели
информационных процессов в технических, биологических и социальных системах. Моделирование,
прогнозирование, проектирование в человеческой деятельности. Использование сред
имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения
компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
Логико-математические модели (7 часов)
Имена, правила построения и семантика. Примеры записи утверждений на
логическом языке. Логические формулы при поиске в базе данных. Логические
функции. Схемы из функциональных элементов.
Представление о системах управления базами данных, поисковых системах в компьютерных
сетях, библиотечных информационных системах. Компьютерные архивы информации:
электронные каталоги, базы данных. Организация баз данных. Примеры баз данных:
юридические, библиотечные, здравоохранения, налоговые, социальные, кадровые.
Использование инструментов общепользовательской системы управления базами
данных для формирования примера базы данных учащихся в школе.
Информационные модели в задачах управления (5 часов)
Управление системой как
информационный процесс. Управление в повседневной деятельности человека. Анализ
и описание объекта с целью построения схемы управления; системы автоматического
управления; задача выбора оптимальной модели управления; математические и
компьютерные моделирование систем управления. Примеры управления в социальных,
технических, биологических системах. Команды управления и сигналы датчиков для
учебных управляемых устройств, экранных объектов и устройств ИКТ.
Требования к
уровню подготовки учащихся по информатике и информационно-коммуникационным
технологиям
знать/понимать
§ объяснять различные подходы к
определению понятия "информация".
§ различать методы измерения количества
информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
§ назначение наиболее распространенных
средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов,
текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных,
компьютерных сетей;.
§ назначение и виды информационных
моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
§ логическую символику;
§ основные конструкции языка
программирования в соответствии с задачами курса;
§ свойства алгоритма и основные
алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алгоритма;
тезис о полноте формализации понятия алгоритма;
§ примеры описаний (информационных
моделей) реальных объектов и процессов и их компьютерной реализации; общую
структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;
§ назначение и области использования
основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и
информационных ресурсов;
§ примеры источников и приемников
информации, способов кодирования и декодирования, причин искажения информации
при передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;
§ базовые принципы организации и
функционирования глобальных компьютерных сетей;
§ нормы информационной этики и права,
информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности
организации;
§ требования техники безопасности,
гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
обеспечение надежного функционирования средств ИКТ в организации;
§ использование алгоритма как модели
автоматизации деятельности
§ назначение и функции операционных
систем.
уметь
- оценивать достоверность информации, сопоставляя
различные источники.
- распознавать информационные процессы в различных
системах.
- использовать готовые информационные модели,
оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
- осуществлять выбор способа
представления информации в соответствии с поставленной задачей.
- иллюстрировать учебные работы с
использованием средств информационных технологий.
- создавать информационные объекты
сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
- просматривать, создавать,
редактировать, сохранять записи в базах данных.
- осуществлять поиск информации в
базах данных, компьютерных сетях и пр.
- представлять числовую информацию
различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
- соблюдать правила техники
безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
- вычислять логическое
значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
- проводить арифметические
вычисления по заданной формуле;
- проводить статистическую
обработку данных с помощью компьютера;
- для программ,
моделирующих реальные процессы или анализирующих данные, интерпретировать
получаемые результаты;
- выполнять операции,
связанные с использованием современных средств ИКТ на уровне
квалифицированного пользователя, свободно пользоваться персональным
компьютером и его типовым периферийным оборудованием (принтер, сканер,
мультимедийный проектор, цифровая камера, модем); следовать требованиям
техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе
со средствами информатизации; устранять простейшие неисправности,
инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;
- оценивать числовые
параметры информационных объектов и процессов, в частности, при
рассмотрении выполнимости проекта, выборе оптимального способа действий:
объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и
обработки информации;
- оперировать с
информационными объектами в соответствии с профилем обучения, используя
имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных
технологий, в том числе создавать структуры хранения данных, создавать,
именовать, сохранять объекты, создавать и использовать удобные для
использования индивидуальные каталоги; пользоваться экранной справочной
системой и другими источниками справочной информации, в частности
специализированными; соблюдать права интеллектуальной собственности на
информацию;
- выделять информационный
аспект в деятельности человека; компоненты и информационное взаимодействие
в простейших технических, природных, социальных системах
Использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
§ эффективной организации
индивидуального информационного пространства;
§ автоматизации
коммуникационной деятельности;
§ эффективного применения
информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
§ поиска и отбора практически
необходимой информации, относящейся к личным познавательным и культурным
интересам, профессиональной ориентации и трудоустройству;
§ представления информации в виде
мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети);
создания собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек;
§ подготовки и проведения выступления,
участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;
§ личного и коллективного общения (в
том числе – делового) с использованием современных программных и аппаратных
средств коммуникации: передавать информацию, соблюдая соответствующие нормы и
этикет, участвовать в телеконференции, форуме;
§ соблюдения требований информационной
безопасности, информационной этики и права.
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Федерального компонента
государственного стандарта общего образования.
2. «Программы общеобразовательных
учреждений. Информатика и ИКТ. 10-11 классы/Составитель Гейн А.Г. – М.:
Просвещение, 2009, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
3. Информатика и информационные
технологии: Кн. Для учителя: методические рекомендации к уч. 10 класса/А.Г.
Гейн, Н.А.Юнерман, А.А. Гейн. – М.: Просвещение, 2010 г.
4.
Информатика и ИКТ. 10 класс: учеб. общеобразоват. учреждений: базовый и
профильный уровни/ А.Г. Гейн, А.И.Сенокосов. – М.: Просвещение, 2012г
(на учебник получены положительные заключения Российской академии наук и
Российской академии образования).
5. Информатика и ИКТ: тематические
тесты для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ А.Г. Гейн – М.: Просвещение, 2010
г.
6. Информатика и ИКТ:
Задачник-практикум. 10–11 классы: базовый и профильный уровни/ А.Г. Гейн, – М.:
Просвещение, 2010 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И
ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Информатика
и ИКТ. 10 класс: учеб. общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни/
А.Г. Гейн, А.И.Сенокосов. – М.: Просвещение, 2012г
(на учебник получены положительные заключения Российской академии наук и Российской
академии образования).
2.
Информатика
и ИКТ: тематические тесты для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ А.Г. Гейн – М.:
Просвещение, 2010 г.
3.
Информатика
и ИКТ: Задачник-практикум. 10–11 классы: базовый и профильный уровни/ А.Г.
Гейн, – М.: Просвещение, 2010 г.
4.
Федеральный
центр информационно-образовательных ресурсов. / Электронные образовательные
ресурсы
5.
http://www.bibigon.ru/
– познавательные мультфильмы и видео.
6.
http://video.4ra.biz/?paged=15 –
видеоуроки.
7.
http://www.uroki.ru/pos_rus/baza/baza.htm
– нормы и требования к учебным кабинетам и
подразделениям.
8.
http://school-collection.edu.ru/ –
единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
9.
http://it-n.ru/ – сеть творческих учителей
10. http://pedsovet.su/
– Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой
11. http://internet-urok.net/video/
– видеоуроки в Интернете
12. http://fcior.edu.ru/
– Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
13. www.1september.ru – «Первое сентября»
14. http://www.openclass.ru/ – сетевое
сообщество «Открытый класс»
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Типы
уроков:
УОНМ — урок
ознакомления с новым материалом.
УЗИМ — урок
закрепления изученного материала.
УПЗУ — урок
применения знаний и умений.
УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.
УПКЗУ —
урок проверки и коррекции знаний и умений.
КУ — комбинированный урок.
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
|
Тема урока
|
Кол-во
часов
|
Элементы содержания
|
Тип урока
|
Знания, умения
|
Домашнее задание
|
Дата
|
Информатика как наука (9
часов)
|
1
|
Инструктаж по технике безопасности.
Введение в предмет
|
1
|
Правила техники
безопасности при работе с компьютером.
Понятие науки
|
УЗИМ
|
Знать: правила
техники безопасности при работе с компьютером.
Иметь представление
о понятии наука
|
Введение стр.3-4
|
|
2
|
Информация
Информационные процессы
|
1
|
Роль информации в
жизни общества. Обыденное и научно-техническое понимание термина
«информация». Исторические аспекты хранения, преобразования и передачи
информации. Понятие канала связи.
|
УОНМ
|
Знать: роль информации в жизни общества,
информационные процессы. Понятие канала связи.. Обыденное и
научно-техническое понимание термина «информация».
Уметь: выполнять правила техники безопасности при
работе с компьютером, различать информационные процессы, определять вид
обработки информации.
ОУУН: развитие логического мышления
|
§1, №1,2 §2, №2,8
|
|
3
|
Язык как средство сохранения и
передачи информации. Кодирование информации.
|
1
|
Понятие
коммуникативных и формализованных языков. Кодирование информации. Понятие
двоичного кодирования. Кодовые таблицы.
|
УОНМ
|
Знать: понятия
коммуникативный, формальный языки
Уметь: определять
на каком языке сделана запись
ОУУН: умение
работать с информацией, логическое мышление.
|
§3
№1-4
|
|
4
|
Лабораторная работа №1 Фактографическая модель «Класс» к §12
|
1
|
Понятие
модели. Параметры информационной модели.
|
УЗИМ
|
Уметь составлять
информационную модель
|
|
|
5
|
Универсальность двоичного
кодирования. Кодирование информации
|
1
|
Измерение
количества информации: различные подходы. Единицы количества информации.
Кодирование текстовой, графической и информации.
|
УОНМ
|
Знать: единицы
измерения информации. Два подхода в измерении информации. Различные таблицы
кодов.
Уметь: Решать
задачи на кодирование информации.
ОУУН: решать
текстовые задачи.
|
§4 задачи в
тетради
|
|
6
|
Понятие информационной модели.
Лабораторная работа № 2 Обработка числовой информации с помощью
электронной таблицы к §5
|
1
|
Представление
числовой информации. Понятие моделирование. Понятие информационной,
математической и компьютерной модели. Адекватность модели.
|
УЗИМ
УПКЗУ
|
Знать: понятие
моделирование. Понятие информационной, математической и компьютерной модели.
Понятие адекватности модели.
Уметь: различать
виды моделей, определять адекватность модели
ОУУН: логическое
мышление. Уметь с помощью ПО обрабатывать числовую информацию
|
§5
№3-9
|
|
7
|
Системный подход в моделировании.
Лабораторная работа №3 Обработка текстовой и графической
информации к § 6
|
1
|
Понятие
системы. Графы. Представление текстовой и графической информации
|
УОНМ
УПКЗУ
|
Знать: понятие системы, основные элементы графа, типы
графов.
Уметь: строить графы ориентированные,
неориентированные.
ОУУН: пространственное и логическое мышление. Уметь
структурировать информацию
|
§6
№ 7-9
|
|
8
|
Алгоритмы и их свойства.
Лабораторная работа №4 Программирование основных
алгоритмических конструкций к§7
|
1
|
Понятие
алгоритма. Свойства алгоритмов. Способ организации действий в алгоритме.
Основы алгоритмического языка. Блок-схемы.
|
УОНМ
УПЗУ
|
Знать: понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Способ
организации действий в алгоритме, основы алгоритмического языка. Как строятся
блок-схемы
Уметь: составлять алгоритмы на алгоритмическом языке,
языке блок схем.
ОУУН: алгоритмическое мышление.
|
§7,
№3-10
|
|
9
|
Основные направления информатики
Контрольная работа №1
«Информатика как наука»
|
1
|
Особенности обработки информации человеком. Методы
свертывания информации, применяемые человеком. Информационная грамотность
личности. Информатизация общества и ее основные следствия. Защита от
негативного информационного воздействия. Право в информационной сфере. Защита
информации.
|
КУ
|
Знать: что изучает
информатика как наука, основные направления информатики.
ОУУН:
коммуникативные навыки.
|
§10
№ 1-7
|
|
Информационная деятельность
человека и использование в ней компьютерных технологий (8 часов)
|
10
|
Декларативная и процедурная
информация.
|
1
|
Информационные
задачи и этапы их решения.
|
УОНМ
|
Знать: какие этапы
необходимы для решения информационной задачи
Уметь: прописывать
этапы для решения информационных задач
ОУУН: построение
плана деятельности.
|
§11, №3-5
|
|
11
|
Простейшие базы данных.
Обработка экспериментальных данных
|
1
|
Методы
обработки экспериментальных данных. Метод наименьших квадратов.
|
КУ
|
Знать: понятие БД, СУБД их функции. методы обработки
экспериментальных данных. Метод наименьших квадратов
Уметь: использовать метод наименьших квадратов
Уметь: Строить простейшие БД.
ОУУН: работать в программе Access
|
§12, №3 6§13, №3
|
|
12
|
Лабораторная работа №5 Поиск информации в базе данных к §12
|
1
|
Понятие БД, СУБД их
функции. методы обработки экспериментальных данных. Метод наименьших
квадратов
использовать метод
наименьших квадратов
|
УОСЗ
|
Знать: понятие БД,
СУБД их функции. методы обработки экспериментальных данных. Метод наименьших
квадратов
Уметь: использовать
метод наименьших квадратов
Уметь: Строить
простейшие БД.
ОУУН: работать в
программе Access
|
|
|
13
|
Обработка массивов.
|
1
|
Понятие
массива. Понятие одномерного и двумерного массива.
|
УОНМ
|
Знать: понятие
массива. Понятие одномерного и двумерного массива.
Уметь: решать
задачи с использованием одномерного массива.
ОУУН: умение
работать с информацией, логическое мышление
|
§16
№3
|
|
14
|
Лабораторная работа №6 Программы для обработки массивов к §16
|
1
|
УЗИМ
|
|
15
|
Решение уравнений методом
половинного деления.
|
1
|
Понятие
массива. Понятие одномерного и двумерного массива.
|
УОНМ
|
Знать: понятие
массива. Понятие одномерного и двумерного массива.
Уметь: решать
задачи с использованием двумерного массива.
|
§16, №4, 5
|
|
16
|
Лабораторная работа №7 Решение уравнений к §17
|
1
|
Метод
половинного деления для решения уравнений.
|
УПЗУ
|
Знать: метод
половинного деления для решения уравнений.
Уметь: использовать
метод половинного деления для решения уравнении
ОУУН: умение
работать с информацией, логическое мышление
|
§17, №2
|
|
17
|
Количество информации (формула
Хартли).
Контрольная работа №2
«Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных
технологий»
|
1
|
Измерение
количества информации: содержательный подход. Понятие бита.
|
КУ
|
Знать:
содержательный подход в измерении количества информации. Понятие бита.
Уметь: решать
задачи на измерение количества информации с помощью содержательного подхода.
ОУУН: решать
текстовые задачи.
|
§18,
№6
|
|
Моделирование процессов живой
и неживой природы (6 часов)
|
18
|
Моделирование процессов в
биологии.
Лабораторная работа №8 Модели неограниченного и ограниченного
роста к §21
|
1
|
Модели неограниченного и ограниченного роста.
|
УОНМ КУ
|
Знать: понятие
биологических процессов и компьютерных моделей
Уметь: строить
компьютерные модели биологических процессов.
ОУУН: работать в
программе Excel
|
§21, №5
|
|
19
|
Границы адекватности модели.
Лабораторная работа №9 Поиск границ адекватности модели к §22
|
1
|
Принцип адекватности модели. Границы
адекватности построенной модели. Модель эпидемии гриппа.
|
УПЗУ
|
Знать: принцип
адекватности модели. Границы адекватности построенной модели.
Уметь: определять
границу адекватности построенной модели.
ОУУН: работать в
программе Excel:
|
§22, №4
|
|
20
|
Вероятностные модели
Лабораторная
работа №10
Компьютерная модель эпидемии гриппа к §23
|
1
|
Частота и относительная частота случайного
события. Вероятность случайного события. Понятие вероятностных моделей.
|
УОНМ
|
Знать: понятие
частоты и относительной частоты случайного события. Понятие вероятности
случайного события. Понятие вероятностных моделей.
ОУУН: логически
рассуждать
|
§23, №24, №5
|
|
21
|
Датчики случайных чисел и псевдослучайные последовательности.
Лабораторная
работа №11
Проверяем датчик случайных чисел к §25
|
1
|
Понятие случайного числа. Последовательность
случайных чисел равномерно или неравномерно распределенных. Метод фон
Неймана. Датчик случайных чисел (ДСЧ)
|
КУ
|
Знать: понятие случайного числа. Какие, бывают
последовательности случайных чисел равномерно или неравномерно
распределенных. Метод фон Неймана. Уметь: выбирать методы последовательности
случайных чисел, для конкретной задачи
ОУУН: логически рассуждать.
|
§25, №4, 5
|
|
22
|
Моделирование случайных процессов
|
1
|
КУ
|
|
|
23
|
Контрольная работа №3
«Моделирование процессов живой и неживой природы».
|
1
|
Системы массового обслуживания. Компьютерное
моделирование систем массового обслуживания. Нахождение площадей фигур с
помощью метода Монте-Карло.
|
УПКЗУ
|
Знать: какие
системы называются системами массового обслуживания. Уметь: проводить
компьютерный эксперимент с построенной компьютерной моделью.
ОУУН: составлять
план решения поставленной задачи.
|
§26, №4,
|
|
Логико-математические модели
(7 часов)
|
24
|
Понятие модели искусственного
интеллекта. Элементы логики высказывания
|
1
|
Признак модели искусственного
интеллекта
|
УОНМ
|
Знать: признак модели искусственного интеллекта
Уметь: выделять модели искусственного интеллекта из
множества информационных моделей.
ОУУН: логически рассуждать.
|
§29, №2
|
|
25
|
Законы алгебры высказываний
Логические формулы
Решение логических задач.
|
1
|
Понятие высказывания. Логические
операции. Таблицы истинности. Построение логической формулы по таблице
истинности. Понятие СНДФ. Преобразование логических выражений. Решение
логических задач.
|
УПЗУ
УОНМ
|
Знать: понятие высказывания. Логические операции и их
таблицы истинности.
Уметь: определять истинность высказываний, строить
таблицы истинности логических операций.
ОУУН: логически рассуждать, использовать таблицы для
решения поставленной задачи.
|
§31, №5(а)7
|
|
26
|
Лабораторная работа №12 Компьютерное исследование логических
формул к §32-33
|
1
|
КУ
|
§32, №5 §33, №1-3
|
|
27
|
Реляционные модели Функциональные
отношения. Логические функции и логические выражения
|
1
|
Понятие реляционной модели.
Отношения между объектами. Понятие функциональной зависимости. Функциональные
отношения. Понятие логической функции. Предикаты, кванторы.
|
УОНМ
|
Знать: понятие реляционной модели. Как задаются
отношения между объектами. Понятие функциональной зависимости и
функциональных отношений. Понятия логической функции, предиката, квантора.
Уметь: записывать отношения объектов в виде таблиц
Уметь: определять функциональные отношения составлять логические формулы с
помощью предикатов, определять их истинность
ОУУН: анализировать, логически рассуждать, строить
зависимости.
|
§34, №6-6 §35, №3,
4 §36, №11
|
|
28
|
Логика СУБД Access.
Лабораторная работа №13 Соединение таблиц в Access
к §37
|
1
|
Базы данных. СУБД и ее функции. Типы связей между
таблицами.
|
УОНМ
|
Знать: понятие базы данных, СУБД и ее функции. Типы
связей между таблицами.
Уметь: составлять запросы на фильтрацию. Соединять
таблицы в СУБД Access
ОУУН: Работать в СУБД Access
|
§37, № 4
|
|
29
|
Базы знаний и экспертные системы. Реляционная
модель экспертной системы
|
1
|
Понятие экспертной системы.
Основные блоки экспертной системы. Различия между понятиями «данные» и
«знания». Структура логического вывода в экспертной системе.
|
КУ
|
Знать: понятие экспертной системы. Основные блоки экспертной
системы. Различия между понятиями «данные» и «знания».
Уметь: различать «данные» и «знания».
ОУУН: логически рассуждать
|
§38, № 2, 3
|
|
30
|
Контрольная работа №4
«Логико-математические модели»
|
1
|
|
УПКЗУ
|
|
§39, №2
|
|
Информационные модели в
задачах управления (5 часов)
|
31
|
Понятие управления.
Задачи управления.
|
1
|
Понятие управления. Кибернетика. Управление объектом
или процессом Решения задач управления.
|
УОНМ
|
Знать: понятие управления, кибернетики.
Уметь: определять в чем состоит процесс управления,
управляющие и управляемые объекты, допустимые воздействия на управляемый
объект
ОУУН: логически рассуждать, проводить соответствия.
|
§43, №2, 3
§44, 45
|
|
32
|
Лабораторная
работа №14
Управление добычей возобновляемых ресурсов к §44
|
1
|
Управление
|
УПЗУ
|
ОУУН: стоить план решения задачи, уметь работать в
Excel.
|
|
|
33
|
Понятие обратной связи. Построение
управления по принципу обратной связи.
Лабораторная
работа №15
Лисы и кролики к §47
|
1
|
Саморегулирующиеся динамические
системы. Понятие обратной связи. Отрицательная и положительная обратная
связь. Управление по принципу обратной связи. Причины саморазрушения систем,
способных к саморегуляции.
|
КУ
|
Знать: понятие обратной связи, какую связь называют
отрицательной, положительной.
Уметь: определять типы обратной связи.
ОУУН: логически рассуждать
|
§46, №5,
§ 47, §48, №6, 7
|
|
34
|
Контрольная работа №5
«Информационные модели в задачах управления»
|
1
|
Понятие глобальных моделей. Роль
информатики и информационных технологий в жизни современного общества.
|
УПКЗУ
|
Знать: понятие глобальных моделей. Роль информатики и
информационных технологий в жизни современного общества.
ОУУН: работать с учебником.
|
§49
|
|
35
|
Глобальные модели
|
1
|
КУ
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.