Муниципальное образование Змеиногорский район Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карамышевская средняя общеобразовательная школа» Змеиногорского района Алтайского края
Председатель экспертной группы_______________Т.С. Попова
протокол от «___» _____ 2014 г.
№ ___
«СОГЛАСОВАНО»
Председатель Методического совета МБОУ «Карамышевская СОШ» ________ Л.В.Андрюнина
«____» _________ 2014 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ
«Карамышевская СОШ»
__________ О.В.Марковская
приказ от «___» ____ 2014 г. № ___
Рабочая программа
по информатике и ИКТ для 10-11 классов
среднего общего образования (базовый уровень)
на 2014 — 2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы». Программы курса «Информатика и ИКТ» (базовый и профильный уровни) (10-11 классы) Н.Д.Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Разработчик:
учитель информатики и ИКТ
Рыжкова Алена Валерьевна
с. Карамышево, 2014
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы». Программы курса «Информатика и ИКТ» (базовый и профильный уровни) (10-11 классы) Н.Д.Угринович.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования») предусматривает обязательное изучение информатики и ИКТ на этапе среднего общего образования в объеме 70 часов (35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе).
Авторская программа предусматривает на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классе – 35 часов и в 11 классе 35 часов. Но на основании приказа №73-0 от 29.08.14 «Об утверждении годового календарного учебного графика МБОУ «Карамышевская СОШ» и Берёзовского филиала 2014/2015 учебный год», количество учебных недель в году для 9,11 классов составляет 34 недели, значит последние два урока (отведенные автором в разделе «Повторение. Подготовка к ЕГЭ» (5 ч)) изучаются на одном последнем уроке. То есть для повторения получится не 5 часов, а 4.
Содержание рабочей программы включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ и авторской программой учебного предмета. Изменений в целях и задачах изучения учебного предмета, а также в общей логике изучения учебного материала по отношению к авторской программе нет. Так как темы распределяются примерно, в данной авторской программе некоторые темы изучаются в один урок в связи с распределением часов меньшим количеством, чем тем:
10 класс: на уроке №6 «Создание документов в текстовых редакторах» и «Форматирование документов в текстовых редакторах».
11 класс: на уроке №7 «Защита с использованием паролей» и «Биометрические системы защиты»; на уроке № 8 «Физическая защита данных на дисках», «Защита от вредоносных программ», «Вредоносные и антивирусные программы» и «Компьютерные вирусы и защита от них»; на уроке №12 «Моделирование как метод познания» и «Системный подход в моделировании»; на уроке №14 «Формализация» и «Основные этапы разработки и исследование моделей на компьютере»; на уроке № 18 «Исследование геометрических моделей (планиметрия)» и «Исследование геометрических моделей (стереометрия)»; на уроке 19 «Исследование химических моделей» и «Исследование биологических моделей»; на уроке 31 Повторение по теме «Информация. Кодирование информации» и «Устройство компьютера и программное обеспечение»; на уроке 34 Повторение по теме «Основы логики. Логические основы компьютера» и «Моделирование и формализация».
Авторской программой предусмотрено
в 10 классе - количество практических работ – 26;
в 11 классе - количество практических работ – 17.
Так как в конце изучения каждого раздела предусмотрена форма контроля – тестирование, то после изучения определенной главы в рабочей программе имеется контрольная работа. Таким образом, в рабочей программе в 10 классе 2 контрольные работы, в 11 классе – 3.
Общая характеристика учебного процесса по предмету: Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.
Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
-автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
-АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
-АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
-АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).
С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.
Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, - всегда существует “носитель” этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.
Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.
Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.
Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.
Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.
Обучение информатики в общеобразовательной школе целесообразно организовать "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.
Формы организации учебного процесса: урок, урок-консультация, урок-практическая работа, уроки с групповыми формами работы, уроки-конкурсы и викторины, уроки-игры, интегрированные уроки.
В качестве методов обучения применяются:
словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),
наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),
практические методы (упражнения, практические работы).
Технологии, используемые в образовательном процессе:
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения;
Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе;
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса;
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала;
Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей;
Технология критического мышления.
Формы, способы и средства проверки и оценки образовательных результатов:
1.Рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой, фронтальный опрос.
2.Практические работы, упражнения, тестирование.
УМК, используемый для реализации рабочей программы:
В федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014/2015 учебный год (утвержден приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253) в раздел I. «Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы» входит завершенная предметная линия учебников по информатике и ИКТ под редакцией Н.Д. Угриновича (п.1.2.1.2.1.1), используемая в МБОУ «Карамышевская СОШ» в течение многих лет. Основой учебно-методических комплектов является учебник.
Состав УМК:
1.Программа: «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы». Программы курса «Информатика и ИКТ» (базовый и профильный уровни) (10-11 классы) Н.Д.Угринович.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
2.Учебники:
1.Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса/Н.Д. Угринович.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2008.-188с.:ил.;
2. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса/Н.Д.Угринович.-3-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2010.-295 с.: ил.;
3.Информатика и ИКТ.Базовый уровень: учебник для 10 класса/Н.Д.Угринович.-4-е изд.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2008.-212 с.:ил.;
4.Информатика и ИКТ.Базовый уровень: учебник для 11 класса/Н.Д.Угринович.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2008.-188с.:ил.;
5.Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса/Н.Д. Угринович: 3-е изд., испр. -М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.-387 с.: ил.
6. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса/Н.Д. Угринович: 2-е изд., испр. И доп. -М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.-308 с.: ил.
3.Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Учебное пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 г. – 183 с. (вместе с диском Model CD)
4.Практикум по информатике и информационным технологиям (8-11 классы)/Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г.
5.Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие / Н. Д. Угринович. – 3-е изд.. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 182 с: ил. ,включает 4 диска:
- Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;
-Visual Studio-CD (выпускается по лицензии Microsoft), содержащий дистрибутивы систем объектно-ориентированного программирования Visual Basic.NET? Visual C# b Visual J#;
- Linux-DVD (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса;
-TurboDelphi-CD (выпускается по лицензии компании Borland), содержащий систему объектно-ориентированного программирования TurboDelphi.
6.Контрольно-измерительные материалы:
1.Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 10 класс/Сост. А.Х.Шелепаева.-М.:ВАКО, 2012.-80 с.-(Контрольно-измерительные материалы);
2.Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 11 класс/Сост. А.Х.Шелепаева.-М.:ВАКО, 2012.-80 с.-(Контрольно-измерительные материалы);
2.Планируемые образовательные результаты обучающихся
(согласно п. 6 УМК)
В результате изучения курса информатики и ИКТ в 10 классе на базовом уровне учащиеся должны обладать следующими знаниями и умениями:
уметь применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
уметь вставлять в документ объекты из других приложений;
уметь создавать типовые документы на компьютере;
уметь использовать системы оптического распознавания, словари и переводчики;
объяснять различия растрового и векторного способов представления графической информации;
уметь применять графический редактор для создания и редактирования изображений;
уметь составлять мультимедийные компьютерные презентации;
иметь представление о назначении и возможностях систем автоматического проектирования (САПР);
уметь создавать с помощью САПР простые чертежи;
описывать назначение и возможности электронных таблиц;
уметь в электронных таблицах строить диаграммы и графики;
уметь применять электронные таблицы для построения и исследования компьютерных моделей;
иметь представление о скорости передачи информации по различным типам линии связи;
иметь представление о назначении модема и его основных характеристиках;
описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых глобальной компьютерной сетью Интернет;
объяснять основные принципы технологии World Wide Web (WWW);
уметь пользоваться электронной почтой и файловыми архивами и путешествовать по всемирной паутине;
знать основы языка разметки гипертекста (HTML-Hyper Text Markup Language);
уметь создавать и публиковать в интернете Web-сайты.
В результате изучения курса информатики и ИКТ в 11 классе на базовом уровне учащиеся должны обладать следующими знаниями и умениями:
знать функциональную схему компьютера;
знать как основные характеристики компьютера влияют на его производительность;
перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;
знать назначение и основные программного обеспечения компьютера;
уметь работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
уметь работать с носителями информации (форматирование, «лечение» от вирусов);
уметь инсталлировать программы;
соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере;
приводить примеры моделирования и формализации;
приводить примеры систем и их моделей;
уметь строить и исследовать информационные модели на компьютере;
описывать назначение и возможности баз данных;
уметь создавать табличные базы данных (типа базы данных «Записная книжка»);
уметь осуществлять сортировку и поиск записей;
уметь задавать сложные запросы при поиске информации;
иметь представление о влиянии информационных ресурсов на социально-культурное и экономическое развитие общества;
иметь представление о проблемах информационной безопасности общества и личности;
иметь представление об авторских правах на программное обеспечение и правах пользователя на его использование;
уметь обосновывать основные составляющие информационной культуры человека.
3.Содержание тем учебного курса
10 класс
Разделы учебного предмета
Количество часов, необходимое для изучения
1
Введение. «Информация и информационные процессы»
4
2
Информационные технологии
13
3
Коммуникационные технологии
16
4
Повторение пройденного материала
2
Итого:
35
11 класс
Разделы учебного предмета
Количество часов, необходимое для изучения
1
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.
11
2
Моделирование и формализация.
8
3
Базы данных. Системы управления базами данных.
8
4
Информационное общество.
3
5
Повторение. Подготовка к ЕГЭ.
5
Итого:
35
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
-репродуктивная деятельность: осмысление текста параграфа, описываемых в нем понятий, свойств; ответов на вопросы репродуктивного характера;
-проектная деятельность: самостоятельная деятельность учащихся и творческий подход в работе над темой. Проект может быть разным по длительности: в тченеие одного, двух и более уроков.
-поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование и обоснование выбора, установление ассоциативных связей с другими разделами курса;
-практическая деятельность: выполнение практических работ на компьютере с целью закрепления теории.
Календарно-тематическое планирование 10 класс
Наименование раздела и тем уроков Кол-во час.
Даты проведения уроков
Формы контроля
МТО
План
Факт
Введение «Информация и информационные процессы» (4 часа)
1
ТБ в кабинете информатики. Введение «Информация и информационные процессы».
1
1.09.
ФО
ПК, проектор
2
Введение «Информация и информационные процессы».
1
8.09.
ФО,
ПК, проектор
3
Введение «Информация и информационные процессы».
1
15.09.
Б, МП
ПК, проектор
4
Введение «Информация и информационные процессы».
1
22.09
Т (с.6-9)
Раздаточный материал
Информационные технологии (13 часов)
5.
Кодирование и обработка текстовой информации. Кодирование текстовой информации. Практическая работа №1.1 «Кодировки русских букв»
1
29.09.
ФО,ПР
ПК, проектор
6.
Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Практическая работа №1.2 «Создание и форматирование документа»
1
6.10.
ФО, ПР
ПК, проектор
7.
Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текста. Практическая работа №1.3 «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика»
1
13.10.
ПР, ИК
ПК, проектор
8.
Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №1.4. «Сканирование «бумажного и распознавание электронного текстового документа»
1
20.10
ПР, Т(с.10-13)
ПК, проектор, раздаточный материал
9.
Кодирование и обработка графической информации. Кодирование графической информации. Практическая работа №1.5 «Кодирование графической информации»
1
27.10.
ФО
ПК, проектор
10.
Растровая графика. Практическая работа №1.6 «Растровая графика»
1
10.11.
ФО, ПР
ПК, проектор
11.
Векторная графика. Практическая работа №1.7 «Трехмерная векторная графика»
1
17.11.
ФО, ПР
ПК, проектор
12.
Практическая работа №1.8 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС». Практическая работа №1.9 «Создание флэш-анимации»
1
24.11.
ПР, Т (с.14-17)
ПК, проектор, раздаточный материал
13.
Кодирование звуковой информации. Практическая работа №1.10 «Создание и редактирование оцифрованного звука»«
1
1.12.
ФО, ПР
ПК, проектор
14.
Компьютерные презентации. Практическая работа №1.11 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»». Практическая работа №1.12.«Разработка презентации «История развития ВТ»»
1
8.12.
ПР, Т(с.22-25)
ПК, проектор, Раздаточный материал
15.
Кодирование и обработка числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №1.13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»
1
15.12.
ФО,ПР
ПК, проектор
16.
Электронные таблицы.
Практическая работа №1.14 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»
1
22.12.
ПР
ПК, проектор
17.
Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №1.15 «Построение диаграмм различных типов». Контроль знаний и умений.
1
12.01.
ЗПР, Т (с.26-29)
ПК, проектор, раздаточный материал
Коммуникационные технологии (16 часов)
18.
Локальные компьютерные сети. Практическая работа №2.1 «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети»
1
19.01.
КП
ПК, проектор
19.
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Практическая работа №2.2. «Создание подключения к интернету»
1
26.01.
ФО
ПК, проектор
20.
Подключение к Интернету. Практическая работа №2.3. «Подключение к интернету и создание IP-адреса»
1
2.02.
ФО,КП
ПК, проектор
21.
Всемирная паутина. Практическая работа №2.4 «Настройка браузера»
1
9.02.
ФО,КП,Т (с.30-33)
ПК, проектор, раздаточный материал
22.
Электронная почта. Практическая работа №2.5 «Работа с электронной почтой»
1
16.02.
ФО,КП
ПК, проектор
23.
Общение в Интернете в реальном времени. Практическая работа №2.6 «Общение в реальном времени в глобальной и локальных сетях»
1
23.02.
ФО,КП
ПК, проектор
24.
Файловые архивы.
1
2.03.
ФО,КП
ПК, проектор
25.
Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Практическая работа №2.7 «Работа с файловыми архивами»
9.03.
КП
ПК, проектор
26.
Геоинформационные системы в Интернете. Практическая работа №2.8 «Геоинформационные системы в Интернете».
1
16.03.
ФО,КП
ИК
ПК, проектор
27.
Поиск информации в Интернете. Практическая работа №2.9 «Поиск в Интернете».
1
30.03.
ФО, КП, Т(34-37)
ПК, проектор, раздаточный материал
28
Электронная коммерция в Интернете.
1
6.04.
ФО,КП
ПК, проектор
29
Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Практическая работа №2.10 «Заказ в Интернет - магазине».
13.04.
КП
ПК, проектор
30
Основы языка разметки гипертекста.
1
20.04.
ИК
ПК, проектор
31
Основы языка разметки гипертекста. Практическая работа №2.11 «Разработка сайта с использованием Web-редактора»
1
27.04.
ФО
ПК, проектор
32
Основы языка разметки гипертекста. Практическая работа №2.11 «Разработка сайта с использованием Web-редактора»
1
4.05.
ИК,
ПК, проектор, раздаточный материал
33
Контроль знаний и умений.
1
11.05.
ЗПР, Т(с.38-41)
ПК, проектор, раздаточный материал
Повторение (2 часа)
34.
Повторение по теме «Информационные технологии»
1
18.05.
ФО, Т(с.42-45)
Раздаточный материал
35.
Повторение по теме «Коммуникационные технологии»
1
25.05.
ФО, Т (с.46-49)
Раздаточный материал
Календарно-тематическое планирование 11 класс
Наименование раздела и тем уроков Кол-во час.
Даты проведения уроков
Формы контроля
МТО
План
Факт
Глава1.Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (11 часов)
1.
ТБ в кабинете информатики.
История развития вычислительной техники.
Практическая работа №1.1 «Виртуальные компьютерные музеи»
1
1.09.
ФО, КП
ПК, проектор
2.
Архитектура персонального компьютера. Практическая работа №1.2 «Сведения об архитектуре компьютера»
1
8.09.
КП, Т (с.8-9)
ПК, проектор, раздаточный материал
3.
Операционные системы. Основные характеристики операционных систем.
Практическая работа №1.3 «Сведения о логических разделах дисков».
1
15.09.
ФО, КП
ПК, проектор
4.
Операционная система Windows. Практическая работа №1.4 «Значки и ярлыки на рабочем столе»
1
22.09.
ФО, КП
ПК, проектор
5.
Операционная система Linux. Практическая работа №1.5 «Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux».
1
29.09.
ФО, КП
ПК, проектор
6.
Операционная система Linux. Практическая работа №1.6 «Установка пакетов в операционной системе Linux».
1
6.10.
ФО, ПР
ПК, проектор
7.
Защита от несанкционированного доступа к информации. Защита с использованием паролей. Биометрические системы защиты. Практическая работа №1.7 «Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи»
1
13.10.
ФО, КП
ПК, проектор
8.
Физическая защита данных на дисках. Защита от вредоносных программ. Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них.
Практическая работа №1.8 «Защита от компьютерных вирусов»
1
20.10.
ФО, КП
ПК, проектор
9.
Сетевые черви и защита от них.
Практическая работа №1.9 «Защита от сетевых червей».
1
27.10.
ФО, КП
ПК, проектор
10.
Троянские программы и защита от них.
Практическая работа №1.10 «Защита от троянских программ»
1
10.11.
ФО, КП
ПК, проектор
11.
Хакерские утилиты и защита от них.
Практическая работа №1.11 «Защита от хакерских атак». Контроль знаний и умений.
1
17.11.
ЗПР, Т (с.10-11)
ПК, проектор, раздаточный материал
Глава 2. Моделирование и формализация (8 часов)
12.
Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании.
1
24.11.
ФО
ПК, проектор
13.
Формы представления моделей. Формализация.
1
1.12.
ФО
ПК, проектор
14.
Основные этапы разработки и исследование моделей на компьютере.
1
8.12.
ФО
15.
Исследование интерактивных компьютерных моделей. Исследование физических моделей.
1
15.12.
ФО, МП
ПК, проектор
16.
Исследование астрономических моделей.
1
22.12.
ФО, МП
ПК, проектор
17.
Исследование алгебраических моделей.
1
12.01.
ФО, МП
ПК, проектор
18.
Исследование геометрических моделей (планиметрия). Исследование геометрических моделей (стереометрия)
1
19.01.
ФО, МП
ПК, проектор
19.
Исследование химических моделей. Исследование биологических моделей. Контроль знаний и умений.
1
26.01.
ЗПР, Т (с.12-15
ПК, проектор, раздаточный материал
Глава 3. Базы данных. Системы управления базами данных (8 часов)
20.
Табличные базы данных.
1
2.02.
ФО
ПК, проектор
21.
Система управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Практическая работа №3.1 «Создание табличной базы данных».
1
9.02.
ФО, КП
ПК, проектор
22.
Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных.
Практическая работа №3.2 «Создание формы в табличной базе данных».
1
16.02.
ФО, КП
ПК, проектор
23.
Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.
Практическая работа №3.3. «Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов».
1
23.02.
ФО, КП, Т (с.16-17)
ПК, проектор, раздаточный материал
24.
Сортировка записей в табличной базе данных.
Практическая работа №3.4. «Сортировка записей в табличной базе данных».
1
2.03.
ФО, КП
ПК, проектор
25.
Печать данных с помощью отчетов. Практическая работа №3.5. «Создание отчётов в табличной базе данных».
1
9.03.
КП
ПК, проектор,
26.
Иерархическая модель данных.
Практическая работа №3.6. «Создание генеалогического древа семьи».
1
16.03.
ЗПР
ПК, проектор
27.
Сетевые базы данных. Контроль знаний и умений.
1
30.03.
Т (с.18-21), ЗПР
раздаточный материал
Глава 4. Информационное общество (3 часа)
28.
Право в Интернете.
1
6.04.
ФО
ПК, проектор
29.
Этика в Интернете.
1
13.04.
ФО
30.
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
1
20.04.
ФО, Т (с.22-23)
ПК, проектор, раздаточный материал
Глава 5. Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Тесты по темам курса «Информатика и ИКТ» (5 часов)
31.
Повторение по теме «Информация. Кодирование информации». «Устройство компьютера и программное обеспечение».
1
27.04.
ИК
Проектор, раздаточный материал
32.
Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование».
1
4.05.
ИК
Проектор, раздаточный материал
33.
Повторение по теме «Основы логики. Логические основы компьютера». «Моделирование и формализация».
1
11.05.
ИК, Т (с.24-25)
Проектор, раздаточный материал
34.
Повторение по теме «Информационные технологии», Повторение по теме «Коммуникационные технологии»
1
18.05.
Т (с.26-29)
Проектор, раздаточный материал
Принятые сокращения в календарно-тематическом планировании:
ФО – фронтальный опрос
ИК – индивидуальный контроль
Т- тестирование
МП – мини-проект
ЗПР - зачетная практическая работа
5. Оценивание образовательных достижений обучающихся
Способы и формы оценивания образовательных результатов учащихся: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, практикум, тест, устное сообщение, мини-проект.
Итоговая аттестация в 10, 11 классах по информатике и ИКТ осуществляется путем выведения годовых отметок успеваемости на основе полугодовых отметок, выставленных обучающимся в течение учебного года. В 11 классе, в случае сдачи ЕГЭ – итоговая отметка выставляется на основе полугодовых, годовой и по результатам экзамена.
Инструментарий для оценивания результатов:
Промежуточный: практические работы, самостоятельные работы, викторина, игра, тестирование
Итоговый: тестирование, экзамен
Критерии и нормы оценки ЗУН, компетенций обучающихся осуществляются на основе Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс в МБОУ «Карамышевская СОШ»
Отметки по результатам проверки и оценки выполненных обучающимися работ выставляются по пятизначной порядковой шкале.
Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся демонстрирует:
уверенное знание и понимание учебного материала;
умение выделять главное в изученном материале, обобщать факты и практические примеры, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи;
умение применять полученные знания в новой ситуации;
отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала (самостоятельно устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя);
соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающиеся демонстрируют:
знание основного учебного материала;
умение выделять главное в изученном материале, обобщать факты и практические примеры, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи;
недочёты при воспроизведении изученного материала;
соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если обучающийся демонстрирует:
знание учебного материала на уровне минимальных требований;
умение воспроизводить изученный материал, затруднения в ответе на вопросы в изменённой формулировке;
наличие грубой ошибки или нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала;
несоблюдение отдельных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если обучающийся демонстрирует:
знание учебного материала на уровне ниже минимальных требований, фрагментарные представления об изученном материале;
отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;
наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала;
несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Критерии выставления отметок за устные работы
Отметка « отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся:
последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал; даёт ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;
показывает понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; умеет выделять главное, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
самостоятельно анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведённых наблюдений и опытов; свободно устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи;
уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении новых, ранее не встречавшихся задач;
излагает учебный материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей , сопровождающих ответ; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу;
допускает в ответе недочёты, которые легко исправляет по требованию учителя.
Отметка « хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся:
показывает знание всего изученного учебного материала;
даёт в основном правильный ответ; учебный материал излагает в обоснованной логической последовательности с приведением конкретных примеров, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов в использовании терминологии учебного предмета, которые может исправить самостоятельно при помощи учителя;
анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведённых наблюдений и опытов с помощью учителя;
соблюдает основные правила культуры устной речи; применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ.
Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если обучающиеся:
демонстрирует усвоение основного содержания учебного материала, имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению учебного материала;
применяет полученные знания при ответе на вопрос, анализе предложенных ситуаций по образцу;
допускает ошибки в использовании терминологического учебного предмета;
показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений;
затрудняется при анализе и обобщении учебного материала, результатов проведённых наблюдений и опытов;
даёт неполные ответы на вопросы учителя или воспроизводит содержание ранее прочитанного текста, слабо связанного с заданным вопросом;
использует неупорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ.
Отметка « неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если обучающийся:
не раскрыл основное содержание учебного материала в пределах поставленных вопросов;
не умеет применять имеющиеся знания к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
допускает в ответе более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Критерии выставления отметок за письменные работы
Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся выполнил работу без ошибок и недочётов, либо допустил не более одного недочёта.
Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, либо не более двух недочётов.
Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если обучающийся выполнил не менее половины работы, допустив при этом:
не более двух грубых ошибок;
либо не более одной грубой и одной негрубой ошибки и один недочёт;
либо три негрубые ошибки;
либо одну негрубую ошибку и три недочёта;
либо четыре-пять недочётов.
Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если обучающийся:
выполнил менее половины работы
либо допустил большее количество ошибок и недочётов, чем это допускается для отметки « удовлетворительно».
Примечание:
За оригинальное выполнение работы учитель вправе повысить обучающемуся отметку на один балл.
Критерии выставления отметок за практические (лабораторные) работы
Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся:
самостоятельно определил цель работы;
самостоятельно выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование;
выполнил работу в рациональной последовательности и полном объёме с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности;
получил результаты с заданной точностью; оценил погрешность измерения (для обучающихся IX-XI ) классов);
грамотно, логично описал проведённые наблюдения и сформулировал выводы из результатов наблюдения и сформулировал выводы из результатов опыта (наблюдения);
экономично использовал расходные материалы;
обеспечил подержание чистоты и порядка на рабочем месте.
Отметка « хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся:
самостоятельно определил цель работы;
самостоятельно выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование;
выполнил работу в полном объёме с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности, но не в рациональной последовательности;
выполнил не менее двух остальных требований, соответствующих отметке «отлично».
Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если обучающийся:
самостоятельно определил цель работы;
выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование с помощью учителя;
выполнил работу не менее чем на половину с безусловным соблюдением правил личной и общественной безопасности;
выполнил не менее одного требования из числа остальных, соответствующих отметке «отлично».
Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если обучающийся:
не смог определить цель работы и подготовить необходимое оборудование самостоятельно;
выполнил работу менее чем на половину, либо допустил однократное нарушение правил безопасности.
Виды ошибок и недочётов при выполнении работ
Грубыми считаются ошибки в результатах выполнения работ (отдельных заданий), обусловленные:
незнанием основных понятий, законов, правил, классификаций, формул, единиц измерения величин;
незнанием алгоритмов( последовательности) решения типичных учебных задач
неумением определить цель работы и не допускать отклонения от неё в ходе выполнения работы;
некорректностью вывода (отсутствием логической связи между исходными посылками и выводимых из них заключением);
нарушением правил безопасности при выполнении работ.
Критерии оценивания тестирования представлены в контрольно-измерительных материалах изучения курса «Информатика и ИКТ» (см. п.6 УМК)
6. Средства контроля образовательных результатов.
1.Практические работы содержаться в учебниках
2.Контрольные работы в КИМах (см. приложение 1,2)
7. Перечень учебно-методического обеспечения учебного процесса
Список литературы
Для учащихся:
1. Информатика и ИКТ.Базовый уровень: учебник для 10 класса/Н.Д.Угринович.-4-е изд.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2008.-212 с.:ил.;
2.Информатика и ИКТ.Базовый уровень: учебник для 11 класса/Н.Д.Угринович.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2008.-188с.:ил.;
Для учителя:
1.Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 10 класс/Сост. А.Х.Шелепаева.-М.:ВАКО, 2012.-80 с.-(Контрольно-измерительные материалы);
2.Контрольно-измерительные материалы. Информатика: 11 класс/Сост. А.Х.Шелепаева.-М.:ВАКО, 2012.-80 с.-(Контрольно-измерительные материалы);
3.Справочник школьника:5-11 классы.-М.:АСТ-ПРЕСС, 2003.-С74 704с.
Мультимедийные пособия:
1. Linux-DVD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса / Н.Д.Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.:БИНОМ, 2009.г
Технические средства обучения:
Интерактивная доска.
Компьютер
ЛВС - локальная вычислительная сеть.
Модем ASDL, модем Dial-up
Мультимедиа проектор
Принтер.
Сканер.
Устройства вывода звуковой информации – наушники, колонки.
Устройства ввода звуковой информации — микрофон.
Web-камера.
Программные средства обучения.
Комплект свободного программного обеспечения — СПО.
Операционная система Alt Linux «Юниор».
Информационные ресурсы в Интернете:
http://www.alleng.ru/edu/comp1.htm
http://www.metod-kopilka.ru/
http://www.uchportal.ru/load/17
8. Лист дополнений и изменений в рабочей программе
Основание для внесения изменений и дополнений
Характеристика изменений
Подпись руководителя ОУ
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.