Пояснительная
записка
Рабочая программа
составлена в соответствии с нормативными правовыми документами федерального
уровня:
•
Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании в
Российской Федерации» (п.22 ст.2, ст.12, ст.28, ст.30, п.6, ст.47, ст. 48);
•
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (приказ МО и
Н РФ от 05.03.2004 № 1089);
•
Федеральным базисным учебным планом (приказ МО и Н РФ от 09 марта 2004 г. №1312);
•
Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 июля
2012г. №05-2680;
•
Письмом Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. Ms
28-02-484/16;
•
Методическими
рекомендациями по преподаванию учебных предметов областного базисного учебного
плана «О преподавании учебного
предмета
«Химия» в общеобразовательных организациях Челябинской области в
2014 – 2015 учебном году»;
с
нормативными правовыми документами
•
Уставом МБОУ «СОШ №41»;
•
Основной образовательной программой МБОУ «СОШ №41» среднего общего
образования;
•
Локальными нормативными актами МБОУ «СОШ №41».
Рабочая программа составлена
на основе Программы курса химии для 8—11 классов
общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна
М.: Дрофа, 2006.
Изучение
химии на уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих
целей:
- освоение
системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых
для понимания научной картины мира;
-
овладение
умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять
лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и
уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее
достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс
цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей,
теорий и концепций современной химии;
-
воспитание убежденности в том, что химия - мощный инструмент воздействия на
окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и
умений;
-
применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в
лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной
жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей
среде; проведения исследовательских работ; сознательного
выбора профессии, связанной с химией.
Программа
курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в
том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический
уровень и сделать обучение максимально развивающим.
Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
• материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
• причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и
применением веществ;
• познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
• объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического
материала химии элементов;
• конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи
превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в
химической эволюции;
• законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность
управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные
способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения;
• наука и практика взаимосвязаны: требования практики — движущая сила развития
науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
• развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам
человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны
способствовать решению глобальных проблем современности.
Программа по химии для 10—11 классов общеобразовательных учебных
заведений является логическим продолжением авторского курса для основной школы.
Поэтому она разработана с опорой на курс химии 8— 9 класса. Результатом этого
явилось то, что некоторые, преимущественно теоретические, темы основного курса
химии рассматриваются снова, но уже на более высоком, расширенном и углубленном
уровне. Автор делает это осознанно с целью формирования единой целостной
химической картины мира и для обеспечения преемственности между основной и
старшей ступенями обучения в общеобразовательных учебных заведениях.
Курс
общей химии изучается в 11 классе и ставит своей задачей интеграцию знаний
учащихся по неорганической и органической химии на самом высоком уровне
общеобразовательной школы с целью формирования у них единой химической картины
мира. Ведущая идея курса — единство неорганической и органической химии на
основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов
к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям
протекания химических реакций между ними. Такое построение курса общей химии
позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познавательности
единого мира веществ, причин его красочного многообразия, всеобщей связи явлений.
В свою очередь, это дает возможность учащимся не только лучше усвоить
собственно химическое содержание, но и понять роль и место химии в системе наук
о природе. Такое построение курса позволяет в полной мере использовать в
обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию,
систематизацию и обобщение.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он
открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения
работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит
школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту
и на производстве.
Практические работы сгруппированы в блоки — химические практикумы, которые
служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством
контроля за качеством их формирования.
При обучении химии
используются следующие методы: словесно-наглядные, активного обучения, метод
классификации. Словесно наглядные методы – объяснение учителя с элементами
беседы с опорой на знания учащихся, демонстрационный химический эксперимент,
демонстрация коллекций, натуральных объектов, использование изображений,
описаний химических явлений (рисунки, схемы, чертежи приборов, справочные
таблицы, видеопрезентации). Методы активного обучения – имитационные: действие
по инструкции при выполнении практических работ, по алгоритму - при решении
расчётных задач, анализ документов, решение проблемных ситуаций. Метод
классификации – создание упорядоченных перечней свойств, сторон веществ,
явлений. Контроль знаний предполагает использование технологий разноуровневой
проверки.
Курс рассчитан на 68 часов - 2 часа в неделю.
Тематическое
планирование
Содержание
учебного предмета состоит из 5 тем
№
п/п
|
Название темы
|
Количество часов
|
Практические работы
|
Количество часов
|
Контрольные работы
|
Количество часов
|
1
|
Строение атома
|
8
|
-
|
-
|
1
|
1
|
2
|
Строение вещества
|
11
|
1
|
1
|
1
|
1
|
3
|
Химические
реакции
|
15
|
2
|
2
|
1
|
1
|
4
|
Вещества и их свойства
|
27
|
3
|
3
|
2
|
2
|
5
|
Химия
в жизни общества
|
7
|
-
|
-
|
1
|
1
|
|
Итого
|
68
|
6
|
6
|
6
|
6
|
Контроль знаний и умений осуществляется в форме текстовых
контрольных работ.
Тематика
содержания программы в части реализации национально-регионального компонента
№
п/п
|
№
урока
|
Тема
урока
|
Содержание
НРК
|
3
|
Химические реакции
|
1
|
27
|
Окислительно-восстановительные
реакции.
|
Примеры
окислительно-восстановительные реакции, имеющие место в химическом
производстве области.
|
4
|
Вещества и их свойства
|
2
|
37
|
Металлы. Положение в ПС, металлическая
связь. Физические свойства и получение металлов.
|
Металлы,
получаемые на предприятиях региона, области их применения, обусловленные
физическими свойствами. Чугун сталь - ОАО «Мечел», ММК, металлургические
комбинаты Миасса, Златоуста, Аши, Сатки и др. Цинк, кадмий, индий – ОАО
«Электролитный цинковый завод». Ферросплавы – Челябинский
электрометаллургический комбинат. Медь, золото – Кыштымский медеплавильный
завод и т.д. Месторождения металлов на Южном Урале.
|
3
|
44
|
Неметаллы.
|
Добываемые
неметаллы на Южном Урале. Запасы графита в регионе; азот, кислород, водород,
аргон – значение и получение на предприятиях города (Кислородный цех ОАО
«Мечел», «Кислородный завод», ТЭЦ-2).
|
4
|
50
|
Кислоты органические и неорганические.
|
Серная
кислота – продукция предприятий региона (ОАО «Челябинский
электролитно-цинковый завод», «Завод оргстекла»).
Примеры применения кислот в быту и на промышленных предприятиях области.
Кислотные дожди, их происхождение.
|
5
|
52
|
Основания органические и неорганические
|
Примеры применения оснований в быту и на промышленных
предприятиях области
|
5
|
Химия в жизни общества
|
6
|
65
|
Химия и экология.
|
Химическое
загрязнение окружающей среды региона, ее охрана. Основные группы
загрязнителей природной воды. Основные техногенные загрязнители атмосферы
региона (оксиды углерода, серы, азота; углеводороды, токсичные тяжелые металлы,
радиоактивные изотопы). Способы очистки газообразных выбросов на предприятиях
региона (механические, сорбционные, каталитические). Превращения
веществ, происходящие в природе и в результате хозяйственной деятельности
человека.
|
7
|
66
|
Химия и повседневная жизнь человека
|
Расчеты
с применением данных по растворам, используемым в медицине и в быту.
Продукция косметического концерна «Калина» г. Екатеринбург, ОАО «Хенкель», «Пемос»,
«Пермь» (продукция бытовой химии). Продукция предприятий фармакологической
промышленности региона (состав, маркировка).
|
УМК О.С. Габриеляна выбран
в связи с тем, что представляет собой завершенную линию для средней школы, полное
учебно-методическое обеспечение (учебник, методические рекомендации для
учителя, задачники). В основе УМК принципы развивающего и воспитывающего
обучения. Последовательность изучения материала: строение атома à состав вещества à свойства.
Учебники построены по концентрическому принципу и содержат весь
необходимый теоретический и практический материал, предусмотренный
образовательным стандартом по химии.
Календарно–тематическое
планирование
№ урока
|
Тема урока
|
Элементы
содержания (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в
данной теме)
|
Тип урока
|
Требования
к уровню подготовки учащихся (следует
отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни»)
|
Вид контроля
|
Домашнее задание
|
Дата
|
План
|
Факт
|
1
|
Строение атома (8 часов)
|
05.09
–
26.09
|
|
1
|
Вводный инструктаж по ТБ, ППБ №№ 9,11. Атом — сложная частица
|
Химические
понятия: вещество, химический элемент, атом, строение атома
|
Комбинированный
|
Знать/понимать:
химический элемент, атом, нуклиды и изотопы
|
Фронтальный
устный
|
§1
|
05.09
|
|
2
|
Состояние электронов
в атоме
|
Атомные
S-, P-, D-орбитали
|
Комбинированный
|
Атомные
S-, P-, D-орбитали
|
Индивидуальный
устный и письменный
|
§2
|
05.09
|
|
3
|
Электронные
конфигурации атомов химических элементов
|
Закономерности
заполнения атомных орбиталей, гибридизация орбиталей
|
Комбинированный
|
Объяснять
понятия гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул,
закономерности заполнения атомных орбиталей
|
Индивидуальный
устный и письменный
|
§3, упр.
3,4,7
|
12.09
|
|
4
|
Валентные возможности атомов химических элементов
|
Валентность,
степень окисления,
|
Комбинированный
|
Химическая
связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления
|
Индивидуальный
устный и письменный
|
§4, упр.
4-7
|
12.09
|
|
5
|
ПЗ и ПС хим.
элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении
атома.
|
Периодический
закон, зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от
положения в Периодической системе Д.И. Менделеева
|
Комбинированный
|
Характеризовать:
S- , P- и D-элементы, общие химические свойства металлов, неметаллов,
основных классов неорганических соединений по их положению в Периодической
системе Д.И. Менделеева
|
Индивидуальный
устный и письменный
|
§5, упр.
4-7
|
19.09
|
|
6
|
Выполнение тестовых заданий
|
Основные
понятия по теме
|
Урок-практикум
|
Уметь
применять знания на практике выполнения заданий, умение работать в тестовой
форме
|
Индивидуальный
письменный
|
Повторить
§1-5
|
19.09
|
|
7
|
Обобщение знаний по
теме «Строение атома». Подготовка к контрольной работе.
|
Основные
понятия по теме
|
Комбинированный
|
Уметь
применять знания на практике выполнения заданий
|
Фронтальный
устный и письменный
|
Подготовиться
к контрольной работе
|
26.09
|
|
8
|
Контрольная работа № 1 по теме «Строение
атома».
|
Основные
понятия по теме.
|
Урок
контроля знаний
|
Уметь
применять знания на практике выполнения заданий
|
Индивидуальный
письменный
|
|
26.09
|
|
2
|
Строение вещества (11 часов)
|
03.10-
21.11
|
|
9
|
Анализ контрольных работ, работа над
ошибками. Типы химической связи.
|
Ионная
связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь
|
Комбинированный
|
Знать/ понимать:
химические понятия: химический элемент, атом, молекула, химическая связь,
электроотрицательность, валентность, степень окисления, определять:
валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в
соединениях, заряд иона, объяснять: зависимость свойств веществ от их состава
и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической)
|
Фронтальный
устный и письменный
|
§6, упр.
3-5,7
|
03.10
|
|
10
|
Свойства ковалентной химической связи. Гибридизация орбиталей и геометрия молекул
|
Ковалентная
связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность.
Степень окисления и валентность химических элементов. Гибридизация орбиталей и геометрия молекул
|
Комбинированный
|
объяснять:
зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу ковалентной
химической связи
|
Фронтальный
устный и письменный
|
§7, упр.
3,4
|
03.10
|
|
11
|
Чистые вещества и смеси. Дисперсные
системы.
|
Чистые
вещества и смеси. Истинные растворы
Дисперсные системы.
|
Комбинированный
|
Объяснять
свойства чистых веществ и смесей, дисперсных систем.
|
Фронтальный
устный и письменный
|
§8
|
10.10
|
|
12
|
Теория химического А.М. Бутлерова
|
Теория
строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные
группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы химических
связей в молекулах органических соединений.
|
Комбинированный
|
Уметь
строить формулы органических соединений, называть по тривиальной,
международной номенклатурам, строить и называть гомологи, изомеры.
|
Фронтальный
устный и письменный
|
§9
|
10.10
|
|
13
|
Решение задач на
концентрацию растворов: массовая
доля растворенного вещества, молярная
концентрации.
|
Массовая доля растворенного вещества, молярная концентрации
|
Урок-практикум
|
Проводить
расчеты по химическим формулам
|
Индивидуальный
письменный
|
Записи в
тетради
|
17.10
|
|
14
|
Решение задач на
концентрацию растворов: массовая
доля растворенного вещества, молярная
концентрации.
|
Массовая доля растворенного вещества, молярная концентрации
|
Урок-практикум
|
Проводить
расчеты по химическим формулам
|
Индивидуальный
письменный
|
Записи в
тетради
|
17.10
|
|
15
|
Причины
многообразия веществ: изомерия,
гомология, аллотропия, изотопия.
|
Причины
многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия
|
Комбинированный
|
Объяснять:
зависимость многообразия веществ от их строения
|
Индивидуальный
устный и письменный
|
Записи в
тетради
|
24.10
|
|
16
|
Полимеры
органические и неорганические.
|
Полимеры: мономер, степень полимеризации
|
Комбинированный
|
Объяснять:
зависимость свойств веществ от их состава и строения
|
Индивидуальный
устный и письменный
|
Записи в
тетради
|
24.10
|
|
17
|
Инструктаж по ТБ, ППБ №№ 9,11. Практическая работа № 1 «Решение экспериментальных задач на распознавание пластмасс и волокон»
|
Свойства
пластмасс, волокон
|
Практическая
работа
|
выполнять
химический эксперимент по: распознаванию веществ;
|
Индивидуальный
письменный
|
Повторить
§6-9
|
14.11
|
|
18
|
Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение вещества». Подготовка к
контрольной работе.
|
Основные
определения, закономерности по теме
|
Урок
обобщения и
систематизации знаний
|
Знать
теорию по изученной теме, применять её на практике выполнения упражнений,
решения расчётных задач
|
Фронтальный
устный и письменный
|
Подготовиться
к контрольной работе
|
14.11
|
|
19
|
Контрольная работа № 2 по теме «Строение вещества»
|
Основные
определения, закономерности по теме.
|
Урок
контроля знаний
|
Знать
теорию по изученной теме, применять её на практике выполнения упражнений,
решения расчётных задач
|
Индивидуальный
письменный
|
|
21.11
|
|
3
|
Химические реакции (15 часов)
|
21.11-
23.01
|
|
20
|
Повторный инструктаж по ТБ, ППБ №№ 9,11. Анализ контрольной и
практической работ, коррекция. Классификация
химических реакций в органической и
неорганической химии
|
Химические
реакции, их классификация в неорганической и органической химии
|
Комбинированный
|
Умение
определять тип реакции по различным признакам
|
Фронтальный
устный и письменный
|
§11,
упражнение 3, 6, 7
|
21.11
|
|
21
|
Термодинамика
химических реакций.
|
Энергетика
химических реакций. Эндо-, экзотермические реакции. Тепловой эффект.
Энтальпия.
|
Комбинированный
|
Уметь
решать расчётные задачи с использованием знаний о термодинамике химических
процессов
|
Фронтальный
устный и письменный
|
§12,
упражнение 5 - 8
|
28.11
|
|
22
|
Скорость химических
реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций
|
Скорость
реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс.
Механизм реакции. Энергия активации. Катализ и катализаторы
|
Комбинированный
|
Объяснять
зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности
органических соединений от строения их молекул
|
Фронтальный
устный и письменный
|
§13,
упражнение 5 – 8, 10 22устно
|
28.11
|
|
23
|
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.
|
Обратимость
реакций. Химическое равновесие. Константа равновесия. Смещение равновесия под
действием различных факторов. Принцип Ле Шателье.
|
Комбинированный
|
Определять
направление смещения равновесия под влиянием различных факторов
|
Фронтальный
устный и письменный
|
§14,
упражнение 7,8
|
05.12
|
|
24
|
Обобщение по теме «Скорость химической реакции. Химическое
равновесие»
|
Основные
понятия по теме
|
Урок
обобщения и
систематизации знаний
|
Применять
знания по теме на практике выполнения упражнений решения расчётных задач
|
Фронтальный
устный и письменный
|
Повторить
§11-14
|
05.12
|
|
25
|
Инструктаж по ТБ,
ППБ №№ 11. Практическая работа № 2 «Скорость химических реакций. Химическое равновесие»
|
Правила
работы в лаборатории. Правила безопасности при работе.
|
Практическая
работа
|
Использовать
приобретенные знания и умения при выполнении практической работы, применять
приёмы безопасной работы с веществами в лаборатории
|
Индивидуальный
письменный
|
|
12.12
|
|
26
|
Окислительно-восстановительные
реакции.
|
Окислительно-восстановительные
реакции. Методы электронного и электронно-ионного баланса. Ряд стандартных
электродных потенциалов.
|
Комбинированный
|
Определять
: степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель. Решать
уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса
|
Фронтальный
устный и письменный
|
Стр.
107-108
|
12.12
|
|
27
|
Окислительно-восстановительные
реакции. РК Примеры окислительно-восстановительные
реакции, имеющие место в химическом производстве области.
|
Окислительно-восстановительные
реакции. Методы электронного и электронно-ионного баланса.
|
Комбинированный
|
Определять
: степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель. Решать
уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса
|
Фронтальный
устный и письменный
|
Записи в
тетради
|
19.12
|
|
28
|
Электролитическая диссоциация.
|
Электролитическая
диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Константа диссоциации.
|
Комбинированный
|
Знать:
основные понятия электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в
водных растворах.
|
Фронтальный
устный и письменный
|
§15
|
19.12
|
|
29
|
Реакции ионного
обмена.
|
Реакции
ионного обмена.
|
Комбинированный
|
Уметь
составлять уравнения реакций ионного обмена
|
Фронтальный
устный и письменный
|
§15,
упражнение 3,4,8,9,11
|
26.12
|
|
30
|
Гидролиз в
неорганической химии
|
Гидролиз
неорганических соединений.
|
Комбинированный
|
Знать
понятие гидролиза в органической и неорганической химии, составлять уравнения
соответствующих реакций
|
Фронтальный
устный и письменный
|
§16, упражнения
3-6
|
26.12
|
|
31
|
Гидролиз в органической
химии
|
Гидролиз
органических соединений.
|
Комбинированный
|
Знать
понятие гидролиза в органической и неорганической химии, составлять уравнения
соответствующих реакций
|
Фронтальный
устный и письменный
|
§16,упражнения
1,10
|
16.01
|
|
32
|
Инструктаж по ТБ №№
11. Практическая работа № 3 «Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз»
|
Правила
работы в лаборатории. Правила безопасности при работе.
|
Комбинированный
|
Использовать
приобретенные знания и умения при выполнении практической работы, применять
приёмы безопасной работы с веществами в лаборатории
|
Индивидуальный
письменный
|
|
16.01
|
|
33
|
Повторный инструктаж по ТБ, ППБ №№ 9,11.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции». Подготовка к
контрольной работе.
|
Правила
работы в лаборатории. Правила безопасности при работе.
|
Комбинированный
|
Использовать
приобретенные знания и умения при выполнении практической работы, применять
приёмы безопасной работы с веществами в лаборатории
|
Индивидуальный
письменный
|
Подготовиться
к контрольной работе
|
23.01
|
|
34
|
Контрольная работа
№ 3 по теме «Химические реакции»
|
Основные
понятия по теме.
|
Комбинированный
|
Применять
знания по теме на практике выполнения упражнений решения расчётных задач
|
Индивидуальный
письменный
|
|
23.01
|
|
4
|
Вещества и их свойства (27 часов)
|
30.01-
15.05
|
|
35
|
Анализ контрольной работы, коррекция
знаний. Классификация неорганических
веществ.
|
Классификация
и номенклатура неорганических веществ.
|
Комбинированный
|
Знать
классификацию
и номенклатуру неорганических соединений;
уметь:
называть изученные вещества по "тривиальной" и международной
номенклатурам; определять принадлежность веществ к различным классам
неорганических соединений
|
Фронтальный
устный и письменный
|
§17 до
стр. 178
|
30.01
|
|
36
|
Классификация органических
веществ
|
Классификация
и номенклатура органических веществ.
|
Комбинированный
|
Знать
классификацию
и номенклатуру органических соединений;
уметь:
называть изученные вещества по "тривиальной" и международной
номенклатурам; определять принадлежность веществ к различным классам
органических соединений
|
Фронтальный
устный и письменный
|
§17 до
конца, упражнения 2,4,6,8
|
30.01
|
|
37
|
Металлы. Положение в ПС, металлическая
связь. Физические свойства и получение металлов. РК Металлы,
получаемые на предприятиях региона, области их применения, обусловленные
физическими свойствами. Чугун сталь - ОАО «Мечел», ММК, металлургические
комбинаты Миасса, Златоуста, Аши, Сатки и др. Цинк, кадмий, индий – ОАО
«Электролитный цинковый завод». Ферросплавы – Челябинский
электрометаллургический комбинат. Медь, золото – Кыштымский медеплавильный
завод и т.д.
Месторождения металлов на Южном Урале.
|
Металлы,
зависимость свойств от положения в ПСХЭ. Общие способы получения металлов.
Понятие о металлургии. Сплавы (черные и цветные).
|
Комбинированный
|
Знать
основные металлы и их свойства, уметь характеризовать свойства металлов
исходя из их положения в ПСХЭ и строения атомов.
|
Фронтальный
устный и письменный
|
§18 до
стр. 201
|
06.02
|
|
38
|
Химические свойства металлов.
|
Химические свойства металлов.
|
Комбинированный
|
Уметь
характеризовать свойства металлов исходя из их положения в ПСХЭ и строения
атомов
|
Фронтальный
устный и письменный
|
§18 до
стр. 208
|
06.02
|
|
39
|
Коррозия металлов.
|
Коррозия
металлов и способы защиты от нее.
|
Комбинированный
|
Знать
причины коррозии, основные её типы, способы защиты от коррозии.
|
Фронтальный
устный и письменный
|
стр. 208
- 214
|
13.02
|
|
40
|
Общие способы
получения металлов
|
Общие
способы получения металлов.
|
Комбинированный
|
Общие способы
получения металлов
|
Фронтальный
устный и письменный
|
стр. 214
- 216
|
13.02
|
|
41
|
Электролиз растворов.
|
Электролиз
растворов.
|
Комбинированный
|
Знать
понятия, составлять уравнения соответствующих реакций
|
Фронтальный
устный и письменный
|
стр. 218
- 223
|
20.02
|
|
42
|
Электролиз расплавов.
|
Электролиз
расплавов.
|
Комбинированный
|
Знать
понятия, составлять уравнения соответствующих реакций
|
Фронтальный
устный и письменный
|
стр. 217
- 218
|
20.02
|
|
43
|
Урок-упражнение по
классу «Металлы»
|
Основные
свойства металлов
|
Урок-практикум
|
Составлять
уравнения соответствующих реакций, решать расчётные задачи по уравнениям.
|
Фронтальный
устный и письменный
|
|
27.02
|
|
44
|
Неметаллы. РК Добываемые
неметаллы на Южном Урале. Запасы графита в регионе; азот, кислород, водород,
аргон – значение и получение на предприятиях города (Кислородный цех ОАО
«Мечел», «Кислородный завод», ТЭЦ-2).
|
Неметаллы
|
Комбинированный
|
Знать
основные неметаллы и их свойства, уметь характеризовать свойства неметаллов
исходя из их положения в ПСХЭ и строения атомов.
|
Фронтальный
устный и письменный
|
§19 до
стр. 238
|
27.02
|
|
45
|
Оксиды и гидроксиды металлов и неметаллов.
|
Химические
свойства оксидов и гидроксидов, исходя из положения в ПСХЭ
|
Комбинированный
|
Изменение
кислотных свойств оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах.
|
Фронтальный
устный и письменный
|
стр. 238
– 239, упр.5, 8 – 2)
|
06.03
|
|
46
|
Обобщение темы
«Металлы и неметаллы».
Подготовка к контрольной работе.
|
Основные
понятия по теме
|
Урок
обобщения и
систематизации знаний
|
Знать
основные свойства веществ, составлять уравнения соответствующих реакций.
|
Фронтальный
устный и письменный
|
Повторить
§18, 19
|
06.03
|
|
47
|
Контрольная работа № 4
|
Основные
понятия по теме
|
Урок
контроля знаний
|
Знать
основные свойства веществ, составлять уравнения соответствующих реакций.
|
Индивидуальный
письменный
|
Подготовиться
к практической работе
|
13.03
|
|
48
|
Инструктаж по ТБ №№
11. Практическая работа № 4 «Получение,
собирание, распознавание газов и изучение их свойств»
|
Правила
работы в лаборатории. Правила безопасности при работе.
|
Практическая
работа
|
Выполнять
химический эксперимент по: получению, распознаванию важнейших неорганических
и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным
классам соединений
|
Индивидуальный
письменный
|
|
13.03
|
|
49
|
Кислоты
органические и неорганические
|
Кислоты
в свете протолитической теории. Строение, номенклатура, классификация,
свойства.
|
Комбинированный
|
Знать
классификацию
и номенклатуру неорганических и органических кислот, уметь характеризовать их
свойства.
|
Фронтальный
устный и письменный
|
§ 20,
упражнение 1-3,5
|
20.03
|
|
50
|
Кислоты органические и неорганические. РК Серная кислота –
продукция предприятий региона (ОАО «Челябинский электролитно-цинковый завод»,
«Завод оргстекла»). Примеры применения кислот в
быту и на промышленных предприятиях области. Кислотные дожди, их
происхождение.
|
Важнейшие
представители класса кислот.
|
Комбинированный
|
Знать
свойства серной, азотной, уксусной, муравьиной кислот.
|
Фронтальный
устный и письменный
|
Упражнение
7,8,9
|
20.03
|
|
51
|
Основания органические и неорганические
|
Основания
органические и неорганические. Строение, номенклатура, классификация,
свойства.
|
Комбинированный
|
Знать
классификацию
и номенклатуру оснований, особенность органических оснований, уметь
характеризовать их свойства.
|
Фронтальный
устный и письменный
|
§ 21,
упражнения 1-4
|
03.04
|
|
52
|
Основания органические и неорганические РК
Примеры применения оснований в быту и на промышленных предприятиях области.
|
Важнейшие
представители класса оснований.
|
Комбинированный
|
Знать
классификацию
и номенклатуру оснований, особенность органических оснований, уметь
характеризовать их свойства.
|
Фронтальный
устный и письменный
|
Упражнения
5-7
|
03.04
|
|
53
|
Повторный инструктаж по ТБ, ППБ №№ 9,11.
Органические и неорганические амфотерные соединения
|
Правила
работы в лаборатории. Правила безопасности при работе.
|
Комбинированный
|
Знать
понятие амфотерность, уметь характеризовать свойства соединений, подтверждать
уравнениями соответствующих реакций.
|
Фронтальный
устный и письменный
|
§ 22
|
10.04
|
|
54
|
Органические и
неорганические амфотерные соединения
|
Амфотерность
оксидов и гидроксидов переходных металлов и алюминия, аминокислот.
|
Комбинированный
|
Знать
понятие амфотерность, уметь характеризовать свойства соединений, подтверждать
уравнениями соответствующих реакций.
|
Фронтальный
устный и письменный
|
Упражнения
1-5
|
10.04
|
|
55
|
Инструктаж
по ТБ №№ 11. Практическая работа № 5 «Решение
экспериментальных задач по
органической и неорганической химии»
|
Правила
работы в лаборатории. Правила безопасности при работе.
|
Практическая
работа
|
Выполнять
химический эксперимент по: получению, распознаванию важнейших неорганических
и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным
классам соединений
|
Индивидуальный
письменный
|
|
17.04
|
|
56
|
Генетическая связь
между классами неорганических соединений
|
Понятие
о генетической связи. Ряды металлов и неметаллов. Единство мира веществ.
|
Урок-практикум
|
Знать
свойства соединений
|
Индивидуальный
письменный
|
§ 23
|
17.04
|
|
57
|
Генетическая связь
между классами органических соединений
|
Генетическая связь
между классами органических соединений
|
Урок-практикум
|
Знать
свойства соединений
|
Индивидуальный
письменный
|
Упражнения
2,4
|
24.04
|
|
58
|
Инструктаж по ТБ №№
11. Практическая работа № 6 «Генетическая
связь между классами органических и
неорганических соединений»
|
Правила
работы в лаборатории. Правила безопасности при работе.
|
Практическая
работа
|
Выполнять
химический эксперимент по: получению, распознаванию важнейших неорганических
и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным
классам соединений
|
Индивидуальный
письменный
|
Повторить
§ 20 - 23
|
24.04
|
|
59
|
Обобщение и систематизация знаний по теме «Вещества и их свойства».
Подготовка к контрольной работе.
|
Основные
понятия по теме.
|
Урок
систематизации и обобщения знаний
|
Знать
основы классификации и номенклатуры, свойства изученных веществ.
|
Фронтальный
устный и письменный
|
Подготовиться
к контрольной работе
|
08.05
|
|
60
|
Подготовка к контрольной работе. Решение расчётных
задач.
|
Основные
понятия по теме.
|
Урок-практикум
|
Знать
основы классификации и номенклатуры, свойства изученных веществ.
|
Индивидуальный
письменный
|
|
08.05
|
|
61
|
Контрольная работа
№ 5 по теме «Вещества и их свойства»
|
Основные
понятия по теме.
|
Урок
контроля знаний
|
Знать
основы классификации и номенклатуры, свойства изученных веществ.
|
Индивидуальный
письменный
|
|
15.05
|
|
5
|
Химия в
жизни общества (7 часов)
|
15.05-
29.05
|
|
62
|
Анализ контрольной работы, коррекция. Химия и производство.
|
Химия
и производство. Общие принципы химической технологии. Сырьё для
химической промышленности.
|
Комбинированный
|
Уметь
определять возможность протекания химических превращений в различных
условиях, определять их последствия.
|
Фронтальный
устный и письменный
|
§ 24 до
аммиака, метанола
|
15.05
|
|
63
|
Производство аммиака и метанола.
|
Общие
принципы химической технологии. Сырьё для химической промышленности.
|
Комбинированный
|
Знать
основные стадии производства
аммиака и метанола.
|
Фронтальный
устный и письменный
|
§ 24 до
конца
|
22.05
|
|
64
|
Химия и сельское хозяйство.
|
Химизация
сельского хозяйства и её направления. Растения и почва. Удобрения и их
классификация. Химическая мелиорация почв. Химизация животноводства.
|
Комбинированный
|
Оценивать
влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и
другие живые организмы. Использовать приобретённые знания для объяснения
химических явлений, происходящих в природе.
|
Фронтальный
устный и письменный
|
§ 25
|
22.05
|
|
65
|
Химия и экология. РК
Химическое загрязнение окружающей среды региона, ее охрана. Основные группы
загрязнителей природной воды. Основные техногенные загрязнители атмосферы
региона (оксиды углерода, серы, азота; углеводороды, токсичные тяжелые
металлы, радиоактивные изотопы). Способы очистки газообразных выбросов на
предприятиях региона (механические, сорбционные, каталитические). Превращения веществ, происходящие в природе и в
результате хозяйственной деятельности человека.
|
Химическое
загрязнения окружающей среды.
|
Комбинированный
|
Использовать
приобретённые знания для объяснения химических явлений, происходящих в
природе и производстве, формировать стереотипы экологически грамотного
поведения в окружающей среде
|
Фронтальный
устный и письменный
|
§ 26
|
29.05
|
|
66
|
Химия и повседневная жизнь человека РК Расчеты
с применением данных по растворам, используемым в медицине и в быту.
Продукция косметического концерна «Калина» г. Екатеринбург, ОАО «Хенкель
Пемос «Пермь» (продукция бытовой химии). Продукция предприятий фармакологической
промышленности региона (состав, маркировка).
|
Химические
средства гигиены и косметики. Домашняя аптечка. Химия и пища. Жиры, белки,
углеводы, соли в рационе питания развитие пищевой промышленности, пищевые
добавки.
|
Комбинированный
|
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни.
|
Фронтальный
устный и письменный
|
§ 27
|
29.05
|
|
67
|
Итоговый контроль.
|
Основные
понятия курса общей химии.
|
Урок
контроля знаний
|
Основные
понятия курса общей химии.
|
Индивидуальный
письменный
|
|
|
|
68
|
Подведение итогов.
|
Основные
понятия курса общей химии.
|
Урок-консультация
|
Основные
понятия курса общей химии.
|
фронтальный
|
|
|
|
Перечень
компонентов учебно-методического комплекса
·
Химия.
11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян, Г.Г.
Лысова. - 2-е издание, исправленное – М.: Дрофа, 2011.
·
Общая химия в тестах, задачах,
упражнениях. 11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений /
О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.Г. Введенская. – М.: Дрофа, 2003.
·
Сборник задач для проведения устного
экзамена по химии за курс средней школы. 11 класс. – М.: Дрофа, 1999.
·
Поурочные
разработки по химии: 11 класс. Н.П.Троегубова – М.: ВАКО, 2001.
·
Химия
11 класс. Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна. «Химия. 11 класс» /
составитель С.В. Бочарова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.
·
Обучение
основам общей химии: книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение
1991.
Требования
к уровню подготовки обучающихся
В
результате изучения химии ученик должен:
знать/понимать:
-
роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение
в жизни современного общества;
- важнейшие химические понятия: вещество, химический
элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия,
нуклиды и изотопы, атомные S-, P-, D-орбитали, химическая связь,
электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей,
пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем,
вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения,
дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация,
кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз,
окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм
реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования,
энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет,
функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия,
индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций
в неорганической и органической химии;
- основные законы химии: закон сохранения массы
веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон
Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
-
основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической
диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая
стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
-
классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
-
природные источники углеводородов и способы их переработки;
-
вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и
сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные
и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол,
анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид,
ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные
волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
уметь:
-
называть изученные вещества по "тривиальной" и международной
номенклатурам;
-
определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона,
тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической
решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель,
направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и
гомологи, принадлежность веществ к различным классам
органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы
реакций в неорганической и органической химии;
-
характеризовать: S- , P- и D-элементы по их положению в Периодической системе
Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных
классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений
(углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот,
аминов, аминокислот и углеводов);
- объяснять: зависимость свойств химического элемента
и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева;
зависимость свойств неорганических веществ от их состава и
строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости
химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических
соединений от строения их молекул;
-
выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и
органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным
классам соединений;
-
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
- осуществлять самостоятельный поиск химической
информации с использованием различных источников (справочных, научных и
научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов
Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи
информации и ее представления в различных формах;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
-
понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических,
энергетических и сырьевых;
-
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
-
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
-
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и
другие живые организмы;
-
безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
-
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях
и оценки их последствий;
-
распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
-
оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
-
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из
различных источников.
Характеристика
контрольно-измерительных материалов
·
Химия.
11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян, Г.Г.
Лысова. - 2-е издание, исправленное – М.: Дрофа, 2011.
·
Поурочные
разработки по химии: 11 класс. Н.П. Троегубова – М.: ВАКО, 2001.
·
Общая химия в тестах, задачах,
упражнениях. 11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений /
О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.Г. Введенская. – М.: Дрофа, 2003.
·
Сборник задач для проведения устного
экзамена по химии за курс средней школы. 11 класс. – М.: Дрофа, 1999.
Контрольная работа № 1 по теме «Строение атома».
Текстовая контрольная работа на 2 варианта. Поурочные
разработки по химии: 11 класс. Н.П. Троегубова – М.: ВАКО, 2001. Стр. 74
Контрольная работа № 2 по теме «Строение вещества». Текстовая
контрольная работа на 2 варианта. Поурочные разработки по химии: 11 класс.
Н.П. Троегубова – М.: ВАКО, 2001. Стр. 146
Контрольная работа № 3 по теме «Химические реакции». Текстовая контрольная работа на 2 варианта. Поурочные
разработки по химии: 11 класс. Н.П. Троегубова – М.: ВАКО, 2001. Стр. 214. Для
учащихся, планирующих сдавать ЕГЭ по химии: контрольная работа в одном
варианте, сконструированная по типу ЕГЭ из 3 частей: задания с выбором ответа,
задания с вербальным ответом в одно слово, задания со свободно конструируемым
ответом. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: учебное пособие
для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.Г.
Введенская. – М.: Дрофа, 2003. Стр. 204
Контрольная работа
№ 4 по теме «Металлы». Текстовая контрольная работа на 2 варианта. Поурочные
разработки по химии: 11 класс. Н.П. Троегубова – М.: ВАКО, 2001. Стр. 319. Для
учащихся, планирующих сдавать ЕГЭ по химии: контрольная работа в одном
варианте, сконструированная по типу ЕГЭ из 3 частей: задания с выбором ответа,
задания с вербальным ответом в одно слово, задания со свободно конструируемым
ответом. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: учебное пособие
для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.Г.
Введенская. – М.: Дрофа, 2003. Стр.288, задания А1, А3, А4, А5, А13, А15, В4,
В5, С1.
Контрольная работа
№ 5 по теме «Неметаллы». Текстовая контрольная работа на 2 варианта. Поурочные
разработки по химии: 11 класс. Н.П. Троегубова – М.: ВАКО, 2001. Стр. 416,
второй вариант составлен по аналогии. Для учащихся, планирующих сдавать ЕГЭ по
химии: контрольная работа в одном варианте, сконструированная по типу ЕГЭ из 3
частей: задания с выбором ответа, задания с вербальным ответом в одно слово,
задания со свободно конструируемым ответом. Общая химия в тестах, задачах,
упражнениях. 11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений /
О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.Г. Введенская. – М.: Дрофа, 2003. Стр.288,
задания А2, А6, А7, А8, А9, А10, А11, А12, А14, В1, В2, В3, С2.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.